Студопедия — Раздел IV. НАУКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Раздел IV. НАУКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ






 

1. ИЗ КНИГИ ДЖ. БРУНО «О БЕСКОНЕЧНОСТИ ВСЕЛЕННОЙ И МИРАХ»

Джордано Бруно (1548-1600) родился в Ноле, небольшом городке Южной Италии, учился в Неаполе, потом поступил в монастырь, откуда впослед­ствии бежал. После вынужденного отъезда из Италии жизнь его протекала в бесконечных скитаниях по странам Европы – Швейцарии, Франции, Англии, Свя­щенной Римской империи.

Церковь обвиняла Дж. Бруно в том, что он проповедует учение о бесконечности Вселенной и множестве обитаемых миров, о вращении Земли вокруг Солнца, что полностью противоречило христианскому вероучению.

Дж. Бруно был твердо убежден в правоте своего учения, упорно его от­стаивал, говоря своим недругам: «Сжечь – не значит опровергнуть!»

 

Эльпин. Каким образом возможно, что Вселенная бесконечна?

Филотей. Каким образом возможно, что Вселенная ко­нечна?

Эльпин. Думаете ли вы, что можно доказать эту бесконеч­ность?

Филотей. Думаете ли вы, что можно доказать ее конеч­ность?

Эльпин. Какова протяженность бесконечности?

Филотей. Каков предел конечности?..

Судить и отдавать отчет об отсутствующих вещах и отдален­ных от нас как во времени, так и в пространстве должен разум<...> Мы, находясь на Земле, говорим, что Земля находится в центре<...> Подобно этому мы говорим о большом горизонте этой эфирной области, которая нас окружает и представляется нам одинаково удаленной со всех сторон окружностью, что мы находимся в его центре. Но не в меньшей степени те, кто находится на Луне, могут считать, что имеют вокруг себя эти Землю, Солнце и другие звезды, которые кружатся вокруг их центра<...> Таким образом, Земля является центром не в большей степени, чем какое-либо другое мировое тело<...> Земля, следовательно, не находится абсолютно в центре Вселенной, но лишь относительно этой нашей области<...> Существуют бесконечные земли, бесконечные солнца и бесконечный эфир<...> Едино, следовательно, небо, безмерное пространство, лоно которого содержит все; эфирная область, в которой все пробегает и движется. В нем – бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли, чувственно воспринимаемые. Разумом мы заключаем о беско­нечном количестве других. Безмерная, бесконечная Вселенная составлена из этого пространства и тел, заключающихся в нем<...>

Фракасторий. Между бесчисленными звездами существует множество других лун, множество других земных шаров, множество других миров, подобно нашему. И их жителям кажется, что наша Земля движется вокруг них подобно тому, как нам кажется, что они движутся и вращаются вокруг этой Земли<...>

Буркий. Другие миры, следовательно, так же обитаемы, как и этот?

Фракасторий. Если не так и не лучше, то во всяком слу­чае не меньше и не хуже. Ибо разумному и живому уму невоз­можно вообразить себе, чтобы все эти бесчисленные миры, которые столь же великолепны, как наш, или даже лучше его, были лишены обитателей<...>

 

2. ГАЛИЛЕЙ

Галилео Галилей (1564-1642) родился в Пизе (Италия), детство его прошло во Флоренции, где он учился в монастырской школе. В 1585 г. Галилей оставил Пизанский университет, позднее получил звание профессора, преподавал в этом университете математику, которой очень увлекался.

Открытия Галилея наносили жестокий удар по религиозному мировоззре­нию; поэтому на него так яростно обрушилась католическая церковь. Но Галилей горячо отстаивал свои идеи и защищал учение Коперника. Он говорил, что «надо быть благодарным тем, кто освобождает нас от заблуждений, и не сердиться при этом так, точно нас пробудили от приятного сновидения».

 

А) ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРОТИВНИКУ УЧЕНИЯ КОПЕРНИКА Ф. ИНГОЛИ

1626 г.

Не будет ничего недопустимого, если мы примем, что все они [звезды] по величине равны Солнцу, а некоторые еще и больше его; тогда, с разрешения вашего, что можем мы сказать без всякого преувеличения о тех величайших глубинах, в каких они должны находиться? Ибо неподвижные звезды<...> светятся их собст­венным светом<...> так что ничто не мешает нам называть и считать их солнцами.

 

Б) ИЗ «ЗВЕЗДНОГО ВЕСТНИКА»

1610 г.

Великим, конечно, является то, что сверх бесчисленного мно­жества неподвижных звезд, которые природная способность позволяла нам видеть до сего дня, добавились и другие бесчислен­ные и открылись нашим глазам никогда еще до сих пор не виденные, которые числом более чем в десять раз превосходят старые и извест­ные.

В высшей степени прекрасно и приятно для зрения тело Луны; удаленное от нас почти на шестьдесят земных полудиаметров, созерцать в такой близости, как будто оно удалено всего лишь на две такие единицы измерения<...>

Кроме того уничтожился предмет спора о Галаксии или Млечном пути и существо его раскрылось не только для разума, но и для чувств, что никак нельзя считать не имеющим большого значения<...> природа звезд, которые астрономы называли до сих пор туманными, будет совсем иной, чем думали до сих пор.

Но что значительно превосходит всякое изумление и что прежде всего побудило нас поставить об этом в известность всех астрономов и философов, заключается в том, что мы как бы нашли четыре блуждающие звезды, никому из бывших до нас неизвестные и не­наблюдавшиеся, которые производят периодические движения вокруг некоторого замечательного светила из числа известных<...>

 

В) ИЗ ПИСЬМА ПРИНЦУ ЧЕЗИ

1612 г.

Я подозреваю, что астрономические открытия будут сигна­лом для похорон, или, вернее, для страшного суда над ложной философией, т. е. над всей системой старых, освященных церковью взглядов на строение мира.

 

Г) ИЗ ПИСЬМА И. ДИОДАТИ[229]

Из верного источника слышу, что отцы-иезуиты наговорили решающей особе [папе], что моя книга[230] ужаснее и для церкви пагубнее писаний Лютера и Кальвина<...>

Какой-то иезуит печатно заявляет в мире, что мнение о движении Земли есть самая отвратительная, гибельная и гнуснейшая из всех ересей; что<...> не следует касаться [на диспутах, в печати] священ­ного догмата о неподвижности Земли.

 

Д) ИЗ ПИСЬМА КВАРЕНГИ[231] КАРДИНАЛУ А. д’ ЭСТЕ

20 января 1619 г.

[Вы] испытали бы большое удовольствие, если бы слышали Галилея рассуждающим в кружке 15 или 20 человек, наседа­ющих на него то в том, то в другом доме. Он так уверен в своем деле, что всех их высмеивает, а если не убедит в справедливости своего мнения, то<...> докажет ничтожество аргументов, какими против­ники хотят повергнуть его на землю.

 

Е) ПАОЛО САРПИ О ПРЕБЫВАНИИ ГАЛИЛЕЯ В РИМЕ

1611 г.

[В 1611 г. Галилей приехал по вызову в Рим, чтобы ознакомить отцов церкви со своими открытиями. Поездка эта окончилась благо­получно, но его друг, пастор П. Сарпи писал: ]

«Я предвижу, что вопрос физики и астрономии сведен будет на почву богословия и что, к великому моему огорчению, Гали­лей вынужден будет отказаться от своего мнения во избежание обвинения в ереси и отлучения от церкви. Нет сомнения, придет время, когда люди науки, более просвещенные, будут оплаки­вать несчастную судьбу Галилея и несправедливость, учиненную против великого человека<...>»

 

Ж) ИЗ ДОНЕСЕНИЯ ТОСКАНСКОГО ПОСЛАННИКА ГВИЧЧАРДИНИ СВОЕМУ ГЕРЦОГУ

6 марта 1616 г.

Вчера была собрана конгрегация, чтобы объявить мнение Галилея ложным и еретическим. Коперник и многие другие авторы, о том писавшие, будут или подвергнуты исправлению, или запре­щены. Лично Галилей, полагаю, не пострадает, если будет достаточно благоразумным, чтобы хотеть и мыслить так, как святая цер­ковь хочет и мыслит. Но он слишком горячится, безмерно страстен и слишком мало имеет благоразумия, чтобы побороть себя<...>

 

3. ПРИГОВОР КАРДИНАЛОВ НАД ГАЛИЛЕЕМ[232]

В конце сентября 1632 г. Галилею было приказано (через инквизитора Фло­ренции) немедленно прибыть в Рим. Больной 68-летний ученый вынужден был подчиниться решению комиссии римской инквизиции и отправиться в тяжелый для него путь. 22 июня 1633 г. инквизиция произнесла над ним приговор и заставила его произнести «отречение».

 

«Поскольку ты, Галилей, был обвинен в этом судилище в том, что считаешь за истину и распространяешь в народе лжеучение, по которому Солнце находится в центре мира неподвижно, Зем­ля же движется на оси суточным вращением; в том, что ты имел многих учеников, которым преподавал это учение; в том, что ты по этому вопросу вел переписку с некоторыми германскими матема­тиками [Кеплером]; в том, что ты издал несколько писем «О солнечных пятнах», в которых объявляешь это учение истинным<...> Наконец, явилось на свет другое твое сочинение, письмо к одному твоему прежнему ученику, где ты, следуя бредням Коперника, развивал некоторые положения против здравого смысла и св. писа­ния. Поэтому, желая оградить людей от вреда и соблазна, которые происходили от твоего поведения и угрожали чистоте веры<...> ученые-богословы постановили:

1) Положение, что Солнце – центр Вселенной<...> и неподвижно, есть мнение нелепое, философски ложное и крайне еретическое, ибо оно противоречит св. писанию.

2) Положение, что Земля не центр Вселенной и не неподвиж­на, есть мнение нелепое, философски ложное и с богословской точки зрения противоречит духу веры<...>

В прошлом 1632 г. появилась книга, изданная во Флоренции. Заглавие ее говорит, что ты ее автор. Книга называется: «Диа­лог Галилео Галилея о двух великих системах мира – Птоломеевой и Коперниковой»<...>

Рассмотрев и зрело обсудив все стороны твоего дела и приняв во внимание твои показания и извинения<...> мы пришли к заключению: <...> присуждаем и объявляем тебя, Галилей, в ереси<...> по этой причине ты подлежишь всем исправлениям и наказаниям, установленным в таких случаях священными канонами<...> Освободиться от них ты сможешь лишь в том случае, если от чистого сердца и с непритвор­ной верой отречешься и проклянешь все заблуждения и ереси и в таких выражениях, какие тебе будут указаны<...> Но дабы столь тяж­кий грех твой и ослушание не остались без всякой мзды и послужили бы предостережением для других, мы решили: запретить книгу «Диалог Галилея», а тебя самого заключить в тюрьму судилища на неопределенное время, и для твоего спасительного покаяния пред­писываем, чтобы в течение трех лет один раз в неделю ты прочитывал семь покаянных псалмов<...>»

 

4. АКТ ОТРЕЧЕНИЯ ГАЛИЛЕЯ[233]

Я, Галилео Галилей, сын Виченцо Галилея, флорентинец, на семидесятом году моей жизни, лично предстоя перед судом, пре­клонив колени пред вами [кардиналами и инквизиторами], кля­нусь, что всегда веровал, теперь верую и, при божьей помощи, впредь буду верить во все, что содержит, что проповедует и чему учит святая католическая церковь. Но так как от сего свя­того судилища мне было уже давно сделано законное внушение, дабы я отказался от ложного мнения, полагающего Солнце в центре Вселенной и неподвижным, дабы не защищал этого мне­ния, не учил ему, а я сочинил и напечатал книгу, в которой излагаю осужденное учение и привожу в его пользу сильные доводы<...> то вследствие этого меня сильно подозревают в ереси, т. е. что я думаю и верю, что Солнце есть центр Вселенной и неподвижно, Земля же не центр и движется<...>

Желая изгнать из ваших мыслей это подозрение<...> от чистого сердца и с непритворной верой отрекаюсь, проклинаю, объяв­ляю ненавистными вышеназванные заблуждения и ереси, несо­гласные с церковью. Клянусь впредь никогда не говорить – ни устно, ни письменно – о чем бы то ни было, что может навлечь на меня подозрение<...> Кроме того, клянусь и обещаю уважать и строго исполнять все наказания и исправления, которые наложило и наложит на меня сие судилище<...>

В подтверждение прикладываю руку под эту формулу моего отречения, которое прочел во всеуслышание, от слова до слова[234].

Июня 22 дня 1633 года в монастыре Минервы.

Я, Галилео Галилей, отрекся от вышесказанного собственно­ручной подписью.

 

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Города – коммуны были и во Франции, и в Германии, а Возрождение началось в Италии. Чем это можно объяснить?

2. Авторы Возрождения писали свои произведения:

а) на латыни;

б) на греческом языке;

в) на своем родном языке.

3. Подумайте, как определялось гуманистами предназначение человека. Сравните гуманистические взгляды с пониманием предназначения человека в средневековом христианстве. В чем именно проявлялись отличия?:

а) «Человек кажется единственным господином и повелителем над всеми существами, он царствует по заслугам во Вселенной.

б) «Человек – самый счастливый изо всех живущих существ; достойный всеобщего восхищения жребий был уготован ему, завидный даже для потусторонних душ».

4. Выявите качества человека, которые, по мнению гуманистов, дают ему возможность «царствовать» в мире. Кто дает человеку эти возможности и способности? Почему бог не упоминается? Что требуется от человека, чтобы он осуществил свое право повелевать миром?

а) «Природа наделила человека способностью мыслить, дала ему ум, способность к пониманию память и разум».

б) «Человек – могущественный, поскольку он может благодаря своей воле господствовать и повелевать в мире».

в) «И место, и лицо, и обязанности ты имел бы по собственному желанию согласно твоей воле и решению. Ты не стеснен ничем, определи свой облик по своему выбору».

5. Отметьте деятелей гуманистической культуры среди названных представителей Средневековья: Боттичелли, Микеланджело, Урбан II, Шекспир, Людовик IX, Рафаэль, Ричард Львиное Сердце, Томас Мор, Веласкес, Леонардо да Винчи, Фридрих Барбаросса, Петр Пустынник. Произведения кого из них вы читали? Видели в музеях?

6. Гуманисты эпохи Возрождения (укажите лишнее).

а) проявляли глубокий интерес к античности; б) целью своих занятий считали познание Божественного; в) высоко ценили личные достоинства человека; г) призывали к активной, целеустремленной жизни; д) проповедовали подавление желаний, отказ от удобств и роскоши, ограничения в пище и сне, стремление причинять себе физические страдания с целью соучастия в страданиях Христа для искупления грехов.

7. Почему эпоху Возрождения характеризуют как «открытие мира и человека» (Мишле)?

8. Что общего и в чем различия между современным и ренессансным смыслами слова «гуманизм»?

9. В чем различались итальянские гуманисты и их собратья к северу от Альп.

10. Какие характеристики отражают отношение католической церкви (I), отношение представителей культуры Возрождения (II) к природе и человеку: а) человек всесилен, прекрасен и могущ; б) природу создал Бог, поэтому ее нельзя изменить; в) человек бессилен перед Богом; г) не следует отрекаться от радостей жизни; д) на все вопросы есть ответ в церковных книгах.

 







Дата добавления: 2014-11-10; просмотров: 811. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия