Раздел II. РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В НИДЕРЛАНДАХ
1. ОТНОШЕНИЕ ИСПАНСКИХ ВЛАСТЕЙ К РАДИКАЛЬНОМУ ЕРЕТИЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ
А) РЕГЕНТША МАРИЯ АВСТРИЙСКАЯ О ПЕРЕКРЕЩЕНЦАХ 1534 г. Это невежественные люди, нищие и. рабочие, которые думают только об ограблении церквей, знати, граждан и купцов, одним словом, всех имущих, чтобы собрать вместе все награбленное и потом разделить между всеми, дав каждому ровно столько, сколько необходимо для скромного существования.
Б) ИЗ ПИСЬМА ФИЛИППА II МАРГАРИТЕ ПАРМСКОЙ Опыт прошлых времен свидетельствует, что не бывает изменений религий без одновременных перемен в государственном устройстве и что бедняки, бездельники и бродяги часто пользуются ими как предлогом для того, чтобы захватить добро богатых.
2. УКАЗ КАРЛА V о ПРЕСЛЕДОВАНИИ ЕРЕТИКОВ в НИДЕРЛАНДАХ[235] Издан 25 сентября 1550 г. в Аугсбурге После того как реформация и сопутствующие ей социальные движения ограничили в самой Германии значение власти германского императора, Карл V решил сурово пресечь реформационное движение в своих наследственных землях. Вынужденный мириться с наличием протестантской церкви в Германии, Карл V стремится искоренить всякие попытки религиозного свободомыслия в Нидерландах. Будучи убежден, что только безраздельное господство католической религии способно оградить авторитет его власти и ликвидировать всякие демократические движения в стране, Карл V издает один за другим так называемые «плакаты» (т.е. постановления), направленные против «еретиков». В 1550 г. издается, наконец, «Кровавый указ», который отдает страну в руки инквизиторов. Филипп II после своего вступления на престол полностью подтверждает указ 1550 г. и требует его точного применения. Католическая церковь выступает не только в роли вероучителя, но является одновременно и аппаратом политического сыска, имеющим огромную агентуру, и карательным органом, располагающим своими застенками и выносящим смертные приговоры, и, наконец, орудием финансовой эксплуатации страны, с помощью которого из Нидерландов извлекается огромное количество денежных средств и из-за которого тысячи нидерландских бюргеров, разоряясь или теряя часть своих доходов, обогащают тем самым испанское дворянство. Применение «Кровавого указа» вызвало бурю негодования в Нидерландах, и революционное движение в первую очередь было направлено против гнета католической церкви и ненавистной народу инквизиции.
Воспрещается печатать, писать, иметь, хранить, продавать, покупать, раздавать в церквах, на улицах и других местах все печатные или рукописные сочинения Мартина Лютера, Иоанна Эколампадия, Ульриха Цвингли, Мартина Бусера, Иоанна Кальвина и других ересиархов, лжеучителей и основателей еретических бесстыдных сект, порицаемых святой церковью<...> Воспрещается разбивать или оскорблять иным способом образа пречистой девы в признаваемых церковью святых<...> Воспрещается допускать в своем доме беседы или противозаконные сборища, а также присутствовать на таких сходках, где вышеупомянутые еретики и сектанты тайно проповедуют свои лжеучения, перекрещивают людей и составляют заговоры против святой церкви и общественного спокойствия<...> Воспрещаем, сверх того, всем мирянам открыто и тайно рассуждать и спорить о святом писании, особенно о вопросах сомнительных или необъяснимых, а также читать, учить и объяснять писание, за исключением тех, кто основательно изучал богословие и имеет аттестат от университетов<...> Воспрещаем тайно или явно проповедовать, защищать, повторять или распространять учения вышеупомянутых еретиков; в случае нарушения одного из этих пунктов виновные подвергаются наказанию как мятежники и нарушители общественного спокойствия и государственного порядка. Такие нарушители общественного спокойствия наказываются: мужчины - мечом, а женщины - зарытием заживо в землю, если не будут упорствовать в своих заблуждениях; если же упорствуют, то предаются огню; собственность их в обоих случаях конфискуется в пользу казны<...> Воспрещаем давать убежище, пищу, одежду, деньги и вообще каким бы то ни было образом помогать лицам, уличенным в ереси или подозреваемым в ней; виновные в этом подвергаются тем же наказаниям, что и сами еретики. Если кто-либо, хотя бы и не уличенный в ереси или заблуждении, на сильно заподозренный в них и приговоренный духовным судьею к отречению от ереси или светским судом к публичному покаянию и пене, будет вновь заподозрен в ереси или окажется зараженным ею, хотя бы не было доказано, что он преступил или нарушил в чем-нибудь вышеозначенные пункты, - того тем не менее приказываем считать вновь впавшим в ересь и, сообразно этому, наказывать лишением жизни и собственности без всякой надежды на уменьшение или смягчение вышеуказанных наказаний. Духовные судьи, намереваясь преследовать кого-либо за ересь, должны требовать, чтобы верховные суды или провинциальные советы назначали кого-нибудь из своей среды или какое-нибудь другое должностное лицо, по их выбору, для председательствования в суде над обвиняемым. Всякий, кто откроет лицо, зараженное ересью, обязан доносить на него начальству, судьям, епископам или другим установленным властям под страхом наказания, сообразно благоусмотрению судьи. Все обязаны также доносить начальству о местопребывании таких еретиков под страхом быть сочтенными за сообщников виновных и подвергнуться наказанию наравне с ними. Доносчик в случае уличения обвиненного получает половину собственности осужденного, если она не превышает ста фламандских фунтов; если же превышает, то десять процентов со всего, превышающего эту сумму<...> Присутствовавшие на тайном сборище получают полное прощение, если по возвращении оттуда выдадут своих товарищей<...> Чтобы лишить судей и начальников повода смягчать наказания под предлогом, что оно слишком строго и тяжко и имеет целью только внушить страх виновным, чтобы виновные подвергались всей силе вышеисчисленных наказаний, воспрещаем судьям изменять или смягчать каким бы то ни было образом положенные наказания; воспрещаем всем лицам, какого бы они ни были звания, просить нас или кого другого, имеющего власть, о помиловании, а также подавать просьбы за еретиков, изгнанников или эмигрантов под страхом лишения навсегда права занимать гражданские и военные должности и сверх того иного наказания, которое определяют судьи.
|