Объект и предмет логики. В широком смысле логика – это наука о законах и формах мышления, о способах познания и приемах рассуждений
В широком смысле логика – это наука о законах и формах мышления, о способах познания и приемах рассуждений, обеспечивающих проверку истинности знаний и суждений о каком либо объекте. Объектом логики как науки выступает мышление. Процесс познания представляет как единство чувственного и рационального. Чувственная и рациональная ступени познания обладают рядом существенно различных характеристик. Во-первых, различны сами формы отражения действительности: на чувственной ступени познания этими формами являются ощущения, восприятия и представление; на ступени же абстрактного мышления наши знания представлены такими формами, как понятие, суждение и умозаключение. Во-вторых, абстрактное мышление позволяет отразить действительность в обобщенных формах. В-третьих, абстрактное мышление отражает действительность опосредовано. В-четвертых, абстрактное мышление носит активный характер, что проявляется в теоретических обобщениях, умозаключениях, гипотезах и т.п. Предметом логики являются формы и законы, приемы и операции правильного мышления, ведущего к истине.
4.2. Понятие: логическая структура, виды, отношения Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаки — это то, в чем предметы сходны или отличны друг от друга (свойства и отношения). Каждый предмет характеризуется большим количеством признаков.
Кроме того, все признаки подразделяются: на существенные и несущественные. Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его качественную и количественную определенность, называются существенными. Соответственно, те из признаков, которые не всегда сопутствуют данному предмету и которые не выражают его сущность, обозначаются как несущественные. Понятие качественно отличается от форм чувственного познания, которые представлены в сознании человека в виде наглядных образов. Понятие принадлежит к абстрактному мышлению, а посему лишено чувственной наглядности, оно отражает предметы лишь в их существенных признаках и в обобщенной форме. Отвлекаясь от случайного, понятие позволяет постичь суть отражаемого предмета или явления действительности. Но выделение существенных признаков требует специфических приемов. К их числу относятся анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Анализ — это мысленное расчленение предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Синтез — напротив, мысленное соединение частей предмета в единое целое. Сравнение — логический прием, состоящий в установлении сходства или различия предметов по многообразным признакам. Абстрагирование — выделение каких-либо одних признаков предмета и отвлечение от других. И наконец, обобщение состоит в мысленном объединении отдельных предметов на основе присущих им одинаковых свойств в группы однородных предметов. Таким образом, чтобы образовать понятие, необходимо абстрагироваться от несущественных признаков предмета, установить сходство (различие) между предметами, произвести анализ предмета для выделения ряда признаков, затем осуществить обратную операцию — синтез и далее обобщить существенные признаки, распространяя их на все однородные предметы. Понятия можно классифицировать по объему и содержанию (рис. 6).
Рис. 6. Виды понятий Отношения между понятиями представлены на рис. 7.
Рис. 7. Отношение между понятиями
4.3. Суждения: логическая структура, виды, отношения Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами. Языковой формой выражения суждений являются предложения. Можно сказать, что всякое суждение есть предложение, однако не всякое предложение выражает суждение. Суждения формулируются с помощью повествовательных предложений. Не выражают суждение побудительные и вопросительные предложения, поскольку они не могут быть квалифицированы как истинные или ложные. Суждение, рассматриваемое вместе с его знаковой формой, называется высказыванием. Знание видов — логических структур — суждений, отношений между суждениями и умение разбираться в возможных преобразованиях высказываний являются существенным моментом логической культуры, необходимым условием правильного понимания и выражения мысли, а также корректности логических операций с высказываниями. При выделении видов суждений, прежде всего, возникает необходимость различать простые и сложные суждения. Простое суждение есть утверждение о наличии или отсутствии каких-либо признаков у какого-нибудь отдельного предмета, у части или у всех предметов некоторого класса. Сложным является такое суждение, которое содержит в качестве своей правильной части, то есть части, не совпадающей с целым, некоторое другое суждение. Структура простого суждения о связи предмета и его признака такова: субъект, предикат, связка и квантор. Субъект отражает предмет суждения, это известное (данное) нам знание о предмете; предикат выражает новое знание о предмете, а точнее, о его признаках. Субъект обозначается буквой S, а предикат — буквой Р. Связка соединяет субъект и предикат (термины суждения), утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака. Связка может выражаться словами: «есть» («не есть»), «является» («не является»), «суть» («не суть») и пр. Иногда она только подразумевается и не выражается явным образом или заменяется тире. И, наконец, кванторное слово, стоящее перед субъектом, называет, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части. Известны два квантора: квантор общности (все, всякий, всегда и пр.) - ", и квантор существования (некоторый, иногда, бывает, встречается, существует и т.п.). Простые суждения делятся: · на атрибутивные; · суждения с отношениями; · суждения существования. Сложные суждения образуются из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. Отношения между суждениями имеют смысл лишь в случае сравнимых суждений. Сравнимые суждения – это суждения с одинаковыми субъектами и предикатами, но различающиеся связкой или квантором. Среди сравнимых суждений выделяют совместимые и несовместимые. В свою очередь различают следующие виды совместимости: · эквивалентность; · частичная совместимость; · подчинение. Отношения несовместимости бывают двух видов противоположности и противоречия. Отношения между сложными суждениями аналогичны. Наряду с понятием и суждением, формой мышления также является умозаключение. В процессе познания многие знания мы получаем не в результате воздействия предметов нынешнего мира на наши органы чувств, то есть непосредственно, а путем выведения новых знаний из уже имеющихся (выводное, или опосредованное знание). Формой получения таких выводных знаний выступает умозаключение. Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. В содержательных умозаключениях мы оперируем, по существу, не самими высказываниями, а прослеживаем связь между ситуациями действительности, которые эти высказывания представляют. Наряду с содержательными умозаключениями имеют место формализованные умозаключения. В них операции совершаются именно над высказываниями самими по себе, причем по правилам, которые вообще не зависят от конкретного содержания высказываний. Для их применения необходимо учитывать лишь логические формы высказываний. Благодаря этому для умозаключений подобного типа существуют четкие критерии правильности. Тогда как для содержательных умозаключений нет никаких определенных критериев этого рода и всегда возможен спор – рассуждает ли человек правильно или нет. Именно формализованные умозаключения являются предметом изучения логики. Структура умозаключения такова: посылки, заключение и вывод. Посылки - это исходные суждения; заключение – новое суждение (выводное знание), полученное из исходных посылок; вывод – логическая связь посылок и заключения. Рассмотрим структуру умозаключения и его запись на следующем примере. Посылки: 1. В исследованиях встречаются неформализованные проблемы 2. Экспертные методы используются для решения неформализованных проблем. Заключение. Некоторые проблемы в исследовании можно решить только с помощью экспертных методов. В естественном языке существуют слова и словосочетания, указывающие как на заключение («значит», «следовательно», «отсюда видно», «поэтому», «из этого можно сделать вывод» и т.п.), так и на посылки умозаключения («так как», поскольку», «ибо», «принимая во внимание, что», «ведь» и т.п.). Представляя умозаключение в некоторой стандартной форме, в логике принято указывать в начале посылки, а потом – заключение, хотя в естественном языке их порядок может быть произвольным. Для того чтобы сделать правильный вывод из исходных посылок, необходимо: 1) чтобы сами посылки были истинными, и между ними существовала связь по содержанию; 2) должны соблюдаться правила вывода. Понятие умозаключения как логической операции тесно связано с понятием логического следования. Умозаключение, представляющее собой переход от посылок
Умозаключения делятся на несколько видов: • в зависимости от строгости правил вывода умозаключения бывают демонстративными (необходимыми, вывод в них необходимо следует из посылок) и недемонстративными (правдоподобными, имеющими вероятностный вывод); • по направленности логического вывода умозаключения могут быть: дедуктивные (вывод заключается в переходе от общего знания к частному); индуктивные (от частного знания к общему); умозаключения по аналогии (от частного знания к частному); • в зависимости от количества посылок дедуктивные умозаключения делятся на непосредственные и опосредованные.
4.4. Логический анализ: цель, задачи, алгоритм проведения, типовые
|