Глава вторая 8 страница
Мезолитические обитатели саванн Восточной Африки оставили после себя многочисленные микролиты, которые обычно рассматри- __________________ 1'ЛННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩПНЛ___________________ 187 ваются как региональные варианты уже упоминавшейся нами культуры уилтон 176. В целом во многих районах Африки каменный век и охотничье-собирательское хозяйство сохранялись очень поздно. Австралия и Тасмания177. Первые люди пришли в Австралию не менее 30 тыс. лет назад. В то время между Австралией и Юго-Восточной Азией существовали материковые мосты Сунда п Сахул. По ним в Австралию пришли потомки древнейших неоантропов Юго-Босточной Азии. Самые ранние памятники их культуры, в том числе на юге австралийского континента (пещера Куналда), датируются радиоизотопными методами в 31—32 тыс. лет — самое начало верхнего палеолита 178. Развитие культуры австралийцев на протяжении многих тысячелетий совершалось в замедленном темпе. Это было связано с трудностями освоения обширпого и разнообразного по природным условиям континента, раздробленностью отдельных небольших групп первопоселенцев, затруднившей обмен изобретениями и другими культурными ценностями, а позднее с относительной географической и культурной изоляцией от остального мира после того, как погрузились под воду материковые мосты, соединявшие Австралию с Юго-Восточной Азией (окончательно это произошло 10 тыс. лет назад, т. е. на рубеже плейстоцена и голоцена). Несмотря на эти неблагоприятные факторы, материальная культура австралийцев не оставалась неизменной, а развивалась от форм, характерных для палеолита Юго-Восточно Азии, до культуры смешанного палеолитико-мезолитического облика с наличием в ней и неолитических элементов. Для раннего периода характерны такие культуры, обнаруженные преимущественно на юге Австралии, как карта, каперти, маунт-моф--фат, кларенс и др., отражающие связи древних австралийцев с ази--атекпм культурно-историческим миром, особенно с хоабнньской культурой. Хоти каждая из названных австралийских культур имела известное своеобразие в своем каменном инвентаре, в целом можно сказать, что комплекс каменной индустрии раннего периода включал ■ чопперы различных типов, в том числе чонперы «лошадиное копыто» и «карта». Лошадиным копытом называют массивные орудия с •овальным или круглым плоским ретушированным по краю основанием. Они были пригодны для рубки и обработки дерева и ряда других функций. Под орудиями типа карта имеются в виду дисковид-ные орудия из расколотых надвое камней или галек с ретушью по рабочему краю. Для раннего периода также характерны орудия типа клектонских и леваллуазских отщепов, чопшшгов, проторубпл, ручных рубил шелльского и ангельского типа, пластин невазийского типа, напоминавших соответствующие находки в Индии п т. д. Комплекс каменной индустрии раннего периода включал и орудия, отражающие более поздние мезолитические традиции Юго-Восточной 188 Глава третья
Такое смешение палеолитических и мезолитических орудии уже на раннем этапе развития материальной культуры австралийцев, видимо, свидетельствует о продолжительном влиянии на их культуру культур Юго-Восточной Азии, Вьетнама, Малакки, Суматры. Хронологическая протяженность раннего периода в развитии материальной культуры очень велика. Он начинается с появлением первых людей на континенте, т. е. не менее 30 тыс. лет назад. Наиболее же поздние даты относящихся к этому периоду культур капер- тп и кларенс Нового Южного Уэльса соответственно 3623±69 лет и 3230+100 лет назад. Из этого, на наш взгляд, следует, что выделяемый В. Р. Кабо> ранний период в истории культуры австралийцев требует дальнейшего подразделения. Вероятно, и думается, что это будет сделано с накоплением знаний по археологии Австралии, надо отделить собственно палеолитический период Австралии, связанный с палеолитом Юго-Восточной Азии, от той эпохи, когда сохраняющиеся палеолитические традиции смешиваются с пришедшими из Юго-Восточной Азии или возникшими в ходе саморазвития мезолитическим традициями. По-видимому, многие элементы культуры австралийских аборигенов, известные по данным этнографии, восходят к начальному периоду в развитии австралийской культуры. К таким древнейшим элементам «относятся бумеранг, метательная палка, копьеметалка, цельные копья — простые, с острыми осколками камня и с вырезанными на конце зубцами, один или несколько типов легких составных копий, возможно — копья с каменными наконечниками, отражательный щит, а также плоты, и, возможно, лодки из одного куска коры как средства передвижения по воде» ! 78а. Культура австралийцев в ранний период была в основных чертах сходной на западе и востоке континента отчасти потому, что запад и восток были впервые освоены культурно близкими этническими группами первопоселенцев. Несколько позднее была заселена Центральная Австралия. Несмотря на принципиальное единство культуры древних австралийцев, на территории континента уже в ранний период наметились три историко-этнографнческие области; восточная, центральная и западная. Ранний период в развитии культуры австралийцев заканчивается, за некоторыми местными исключениями, с завершением последнего большого ледникового периода, т. е. на рубеже плейстоцена и голоцена, пли около 10 тыс. лет назад по абсолютной хронологии. С наступлением голоцена начинается средний период в истории культуры австралийцев, не слишком четкая граница которого с поздним периодом прослеживается па археологическом материале^ датируемом 3—1 тыс. лет назад (в разных районах Австралии разным временем). __________________ РАННЕПЕРВОБЫТНЛЯ ОБЩИНА___________________ 189 В средний период имели место значительные изменения в хозяйстве и материальной культуре австралийцев, во многом обусловленные изменениями природной среды. Мы видели выше, что в Европе в связи с вымиранием крупных животных в конце плейстоцена и начале голоцена имел место кризис охотничьего хозяйства. В Австралии кризис хозяйства наступил не сразу после окончания ледниковой эпохи, а значительное время спустя, в период так называемого термического максимума около 7—4 тыс. лет назад, т. е. позднее,, чем в Европе, Сибири или Америке. В это время в Австралии наблюдалось катастрофическое ухудшение климата, выражавшееся, в частности, в увеличении аридности, что привело к образованию обширных пустынь и исчезновению многих видов крупных животных, бывших излюбленной добычей древнего населения Австралии. Распространение в это время открытых сухих степей потребовало совершенствования и широкого применения различных видов метательного оружия: бумерангов, копий, дротиков и особенно копье-металок, увеличивавших дальность полета копья и тем отвечавших потребностям охоты на открытых пространствах, когда почти невозможно подойти на близкое расстояние к объекту охоты. Копьеме-талка стала не только орудием охоты, но и орудием труда: на ее конце укрепляли камеппое долото, служившее для разных работ по дереву. Вместе с том техника изготовления каменных орудий пришла в упадок. Необходимость частых передвижений в поисках пищи и воды вынуждала ограничиваться минимумом орудий многоцелевого назначения. В наибольшей степени этот упадок ощущался в Центральной и Западной Австралии, где в период термического максимума образовались большие пустыни. Однако на протяжении всего среднего периода развитие культуры австралийцев не прекращалось. Свидетельством этого являются культуры тартанга в Южной Австралии, бонди — па востоке континента, пирри — во внутренних областях. Появляются долота туда на рукояти, острия пирри и бонди, широко начинают изготовляться и употребляться микролитические орудия: распространяются топоры с подшлифованным лезвием и т. п. Наличие общих черт в развитии различных культур среднего периода свидетельствуют об активном межгрунповом обмене материальными и духовными ценностями, хотя, на наш взгляд, черты общности в известной мере могут быть объяснены конвергенцией. Противоречивый характер носит поздний период (3—1 тыс. лет назад), конец которого совпадает с началом европейской колонизации. Темпы развития материальной культуры замедляются, археологический материал свидетельствует о культурном кризисе. Он проявляется, в частности, в прекращении изготовления геометрических микролитов, местами в возврате к грубым архаичным орудиям. Вместе с тем продолжала распространяться шлифовка каменных орудий, 190 Глава третья
В целом культура аборигенов Австралии позднего периода характеризуется сочетанием палеолитических и мезолитических тенденций с некоторыми элементами раннего неолита. Основными занятиями австралийцев к концу позднего периода и началу европейской колонизации (а также, очевидно, в более раннее время) были индивидуальная и коллективная (загоны, облавы) охота на кенгуру, страусов и других животных и собирательство. В некоторых районах Австралии, особенно на севере и юго-востоке, были развиты рыболовство, промысел тюленей, собирание морских моллюсков. Здесь на основе приморского хозяйства коренное население сооружало стационарные жилища и в определенные сезоны года жило, видимо, на одном месте. Большая же часть австралийских аборигенов вела подвижный образ жизни, часто переходила с места на место в поисках пищи; жилищем служили шалаши, ветровые заслоны и тому подобные временные укрытия. Локальным вариантом австралийской культуры является культура тасманийцев. На протяжении почти всего плейстоцена Тасмания с Австралией образовывали один материк. Одно целое — в антропологическом и культурном отношениях — составляло и их население 179. Дж. Горн, Г. Нун, Ф. Маккартп, Н. Тиндейл, В. Р. Кабо прослеживают черты типологического сходства и генетической общности между австралийскими культурами раннего периода, такими, как карта, маунт-моффат, гамбир, каперти, и археологическим, к сожалению, в значительной мере подъемным, материалом из Тасмании. В конце плейстоцена Тасмания отделяется от Австралии, что приводит к генетической и культурной изоляции ее населения от австралийцев. Тем не менее древние культуры австралийского континента остаются основой последующего культурного развития тасманийцев. Но развитие это имело большую специфику, обусловленную изолированным положением тасманийцев, отсутствием плодотворного культурного обмена с соседними этническими группами и существенными различиями в характере эволюции природной среды. В частности, в отличие-от Австралии в Тасмании в голоцене отсутствовали резкие перемены экологической обстановки. Культура аборигенов Тасмании развивалась медленнее, чем культура австралийцев. Испытала она и значительные регрессивные движения: известно о прекращении изготовления орудий из кости, об отказе от употребления в пищу рыбы, хотя раньше ее ели, об утрате тасманийцами ко времени европейской колонизации или ранее многих других культурных достижений прошлого. У этой культуры было два территориальных варианта. На западе Тасмании на побережье население было полуоседлым. Здесь существовали стационарные жилища, обитатели которых преимуществен- РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩПНЛ 191
На востоке острова население было более подвижным: в одни сезоны года оно охотилось па кенгуру и других животных, а также ловило птпц с помощью KOTinii, силков и ловушек. В другие сезоны года восточные тасманийцы разбивали временные лагеря на побережье, где охотились на морских птиц, собирали моллюсков, водоросли и т. д. 3. Хозяйство и материальная культура (общие итоги) Верхний палеолит. В целом можно сказать, что направление хозяйства в верхнем палеолите (за исключением его конечного периода) не изменилось по сравнению с предшествовавшей ему эпохой мустье. За исключением финальной стадии верхнего палеолита, охота велась в общем на тех же животных, что и в предшествующую эпоху: мамонтов, шерстистых носорогов, оленей, лошадей, волков и т. д. И приемы охоты, согласно общепринятой точке зрения, вероятно, близко напоминали способы, бытовавшие у неандертальцев. Это, как уже отмечалось, были коллективные облавы с загоном животных к обрывам пли в топкие места, ямы-ловушки и т. д. Несмотря на усовершенствование наконечников, таких могучих животных, как мамонты, вероятно, редко удавалось убить сразу, а приходилось наносить новые раны, пока животное не умрет. Так, в Нако на берегу ныне пересохшей небольшой реки обнаружены in situ кости мамонта и вместе с ними 8 наконечников: одип у основания черепа, другой около левой лопатки, два между ребрами, один пронзил спинной позвонок и еще три паконечпика поблизости. Охотники, вероятно, преследовали свою жертву до тех пор, пока не нанесли ей решающего удара 180. Большая часть орудий труда была так пли иначе связана с охотничьей деятельностью людей верхнего палеолита: это были инструменты для изготовления копий и дротиков, само охотничье оружие, орудия для снятия шкур, разделки мяса и т. д. Ближе к концу верхнего палеолита в связи с совершенствованием охотничьего оружия (дротики с копьеметалками, может быть, лук п бола), возможно, наряду с облавными охотами получает большее распространение скрадывание, т. е. тайное постепенное приближение к пасущимся животным. Совершенствуется организация коллективных охот. Одно из свидетельств этого — находка в гроте Ла Ваш на юге Франции в слое с радиоуглеродной датировкой 12 700 лет назад охотничьего сигнального рога, сделанного из рога дикого оленя и имевшего два отверстия: сквозное и несквозное181. Наряду с охотой на крупных животных значительно возрастает в конце верхнего палеолита значение промысла мелких животных (например, зайцев) и птиц с помощью силков. 192 Глава третья
Предпочтение крупных или среднего размера животных в качестве объектов охоты не исключает того, что промысел мелких животных в некоторых областях ойкумены мог иметь существенное значение не только в конце верхнего палеолита, но и в начальную пору этой эпохи. Соотношение в хозяйстве раннепервобытных общин охоты па крупных и на мелких животных зависело от экологической обстановки. Выше были приведены конкретные примеры этого. В целом охота на крупных животных, видимо, была делом мужчин, а собирательство — занятием женщин и детей. В конце верхнего палеолита в Евразии и некоторых других регионах ойкумены уменьшение размеров животных потребовало совершенствования охотничьего оружия: изобретается лук, совершенствуется копьеметалка (упругие коиьеметалки с грузом) и т. д. В связи с изменением состава фауны появляются новые приемы охоты. Особенно развивается индивидуальная охота на средних или мелких животных и птиц. В некоторых областях получает распространение рыболовство, а на рубеже верхнего палеолита и мезолита — морской зверобойный промысел. Совершенствование охотничьего оружия и начало использования новых пищевых ресурсов (рыбы, морского зверя) все же пс могли обеспечить достаточного количества пищи для сложившихся, в частности во многих областях Европы, а также Сибири, в конце мустье и первую половину верхнего палеолита сравнительно крупных и подолгу живших на одном месте коллективов, и они в большинстве мест распадаются на более мелкие подвижные группы людей. Поселения н жилища ранненервобытных общин верхнего палеолита отличались значительным разнообразием в разных областях земного шара. В Европе и Северной Азии в верхнем палеолите, за исключением его конца, были распространены стационарные искусственные жилища, продолжавшие, хотя и на более высокой основе, домостроительные традиции мустьерского времени. Поселение состояло пли из одного большого многоочажного жилища, или из нескольких небольших или среднего размера хижин. Для жилищ была характерна устойчивость форм и конструкций, наличие в полу мно-точисленных углублений хозяйственного назначения, а также специально вырытых на территории поселка нежилых землянок. Судя по раскопкам в Мальте, иногда строились и специальные, предположительно общественного или культового назначения, хижины. Видимо, как большое многоочажное жилище, так и группа малых одноочаж-ных хижин были местом обитания одной общины. К концу верхнего палеолита с увеличением подвижности населения поселения из стационарных жилищ на значительной части территории Евразии исчезают, сохраняясь лишь на местах, круглый год РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА 193 богатых пищевыми ресурсами. Таким местом были, например, Ушки на Камчатке, поселение, находившееся около изобиловавшего рыбой озера. В других районах Евразии наиболее распространенным типом поселения становятся временные лагери охотников на оленей. В Северной Америке временные лагери, видимо, были наиболее распространенным типом поселения раннепервобытных общин всю эпоху верхнего палеолита. Для ряда территорий холодной и умеренной зоны вопрос о наличии или отсутствии стационарных жилищ пока остается открытым. В жарких странах долговременные искусственные жилища, видимо, не имели распространения в верхнем палеолите как в связи с отсутствием холодного сезона года, так и благодаря обилию пригодных для продолжительного обитания пещер и гротов. Наряду с искусственными жилищами или естественными убежищами, рассчитанными на длительное обитание, и в начальную пору верхнего палеолита, и особенно в конце его были широко распространены временные охотничьи лагери, устраивавшиеся около мест забоя крупных животных или стад животных меньшего размера. В таких лагерях община оставалась обычно лишь несколько дней. Мезолит. В мезолите хозяйство л культура первобытного человечества стали еще более разнообразны, чем в верхнем палеолите. Но некоторые общие черты этой эпохи все же могут быть выделены. Хозяйство раннепервобытной общины в мезолите характеризуется несколькими главными тенденциями. Это — множественность используемых ресурсов в районах с бедными или средними пищевыми ресурсами без резкого преобладания какого-то одного их вида. В районах, богатых каким-либо вндом природных пищевых ресурсов (морскими моллюсками или рыбой), складывается специализированное хозяйство, основанное на их использовании. Изменения в характере хозяйства сопровождаются изменениями в технике, типах поселений, формах жилищ, способах приготовления пищи и т. д. В регионах, где преобладал процесс диверсификации хозяйства: Европа (за исключением морских побережий), Северная Азия, некоторые области Средней Азии, Америка (опять-таки за исключением морских побережий) и др., на смену коллективным охотам на большие стада животных, охот, в которых принимала участие вся община, кроме детей и стариков, я иногда, видимо, и несколько общин, приходят охоты на небольшие стада некрупных животных или на отдельные особп. На них охотились маленькими группами охотников. Одновременно возрастает значение охоты, в том числе и индивидуальной, на мелких животных. В мезолите сохраняется начавшаяся еще в конце верхнего палеолита тенденция к увеличению роли рыболовства в хозяйстве. В нескольких местах (на севере Европы, Дальнем Востоке, побережье Калифорнии, крайнем юге Американского континента) возникает морской зверобойный промысел. История первобытного общества 194. Глава третья
Эффективность охоты значительно повысило одомашнивание и начало использования на охоте собаки. С возрастанием значения рыболовства совершенствуется рыболовная техника. В мезолите и раннем неолите рыбу били из луков, лучили острогой, ловили на крючок и в верши. Возможно, в это время уже практиковался и лов рыбы отравой, по этнографическим данным бывший одним из основных способов добычи рыбы у многих племен земного шара, например индейцев южноамериканских тропиков. В мезолите в большем объеме, чем в верхнем палеолите, используется растительная пища. Возрастает число употребляемых в пищу видов растений. Получают распространение специальные орудия (различные зернотерки, ступы, песты) для превращения ранее не съедобных твердых плодов в мякоть, пригодную в пищу. Возможно, к началу неолита изобретаются орудия для удаления из некоторых тропических корнеплодов сока — прототипы плетеных трубок — прессов, применявшихся амазонскими индейцами для удаления ядовитого сока из маниока. Разрушению растительных ядов, размягчению твердой клетчатки и тем самым расширению возможностей использования растительной пищи способствовала распространившаяся в мезолите варка пищи. По сравнению с жарением она также позволяла лучше использовать мясные и рыбные отходы 183. Очень сложен и не может считаться решенным вопрос о соотношении животной и растительной пищи в рационе людей раннеперво-бытной общины. Несомненно, что это соотношение было неодинаковым в разных областях ойкумены, завися во многом от конкретной экологической обстановки. Общей тенденцией для многих новых пер-вобытноисторических исследований является акцентирование тезиса о большой роли собирательства и соответственно растительной пищи на протяжении истории человечества, начиная с праобщины ранних гоминид и кончая общинами современных охотников и собирателей различных климатических поясов земли 184. Для доказательства этого тезиса широко используются этнографические данные, в частности изучение традиционного общества бушменов. При наблюдении повседневной жизни бушменов Калахари выяснились три су- _________________ РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 195 щественных обстоятельства. Во-первых, было установлено, что уровень обеспеченности пнщей бушменов Калахари довольно высок и устойчив. Так, ежедневный рацион бушменов кунг равен в среднем 2140 калориям 185. И это несмотря на то, что современные бушмены кунг живут на худших землях, чем те, на которых жило большинство групп бушменов в прошлом. Во-вторых, для обеспечения членов локальной группы пищей, в том числе детей, молодежи и стариков, взрослым обоего пола приходится сравнительно немного работать, в среднем от 12 до 19 часов в неделю. В третьих, большую часть пищи дает женское собирательство, а не мужская охота. Растительная пища в среднем вдвое превышает мясную по калорийности и во столько же раз по весу. Труд в собирательстве более производителен, чем труд в охоте. В среднем час охоты доставляет 100 калорий, а час собирательства — 240. Надо, правда, иметь в виду, что в районе Доуб, где исследовался пищевой рацион бушменов кунг, имеются большие заросли орехов монгонго или мангетти, отличающихся высокой питательностью. Эти орехи в 5 раз превышают по калорийности и в 10 раз по содержанию протеина зерновые культуры земледельцев юга Африки. В среднем бушмен съедает в день немногим более 200 граммов орехов, что по калорийности равноценно 1 кг вареного риса, а по содержанию протеина — 450 граммам нежирной говядины. У бушменов гвн Калахари в конце 1960-х годов основным источником питания также было собирательство. Охоту они считали непадежным способом получения пищи. Добывание последней было делом мужчин и женщин старше 15 лет, которые тратили на это в среднем пять часов в день. Жизнь детей и подростков была свободна от поисков пропитания 186. Вместе с тем есть основания полагать, что для части общин бушменов гвп охота еще недавно была важнее собирательства. На рубеже 50 — 00-х годов бушмены гвп жили бродячими общинами численностью в среднем от 40 до 60 человек в каждой. Они занимались охотой и собирательством. По подсчетам Г. Сильбербауэра, 16 охотников одной из общин с помощью луков со стрелами и других традиционных орудий убили за год не менее чем 1433 жпвотных, что составило около 9 тонн мяса. На каждого из 80 членов общины, включая детей, пришлось в год более чем по 100 кг мяса. Отсюда следует, что обеспеченность общпы бушменов гвн мясом очень высока и значительно превышает среднедушевое потребление мяса в промышленно развитых странах. Судя по наблюдениям и подсчетам Г. Сильбербауэра, в обследовавшейся им на предмет изучения пищевого рациона общине бушменов гви главным источником питания была мясная, а не растительная пища 187. Р. Ли сравнил соотношение животной и растительной пищи в рационе бушменов кунг с подобным соотношением у других групп охотников и собирателей земного шара. Это сопоставление привело его к выводу, что для питания половины обследованных групп охот- 7* 196 Глава третья
Однако данные о пищевом рационе современных охотников и собирателей не могут прямо проецироваться на охотников и собирателей верхнего палеолита и мезолита. Выше отмечалось, что в конце плейстоцена — начале голоцена животный мир многих регионов земного шара значительно оскудел и по числу видов, и по общей плотности биомассы. В последующие эпохи вплоть до современности продолжалось исчезновение стадных животных (например, бизонов), охота на которых давала много мяса. Поэтому расчеты эффективности охоты и собирательства в современную эпоху не могут прямо проецироваться на верхний палеолит и мезолит. Нет оснований думать, что в отдаленном прошлом сбор растительной пищи давал значительно больше продукции на единицу затраченного времени, чем в новое время. Напротив, коллективная охота на крупных стадных животных давала огромные количества мяса, неизмеримо большие в расчете на одного охотника, чем теперь дает индивидуальная охота бушменов, хадза или подобных этнографических групп на отдельных небольших животных. Не вызывает сомнения, что в целом охота в верхнем палеолите и мезолите была гораздо более производительной отраслью труда, " чем собирательство. Тем не менее, по-видимому, ив те эпохи имелись области ойкумены, где собирательство, включая сбор моллюсков, было ведущим видом хозяйства. Вероятно, так обстояло дело у хоабнньцев Вьетнама. На морских побережьях на западе Европы, севере и юге Африки, в Юго-Восточной Азии, на востоке США и в некоторых других местах хозяйство раннепервобытных общин имело тенденцию не к диверсификации, а напротив, к специализации, ориентируясь в основном на сбор съедобных моллюсков. Остатками этой деятельности являются огромные раковинные кучи, обнаруженные в вышеперечисленных районах. Хозяйственная специализация приводила к изменениям в комплексе изготовлявшихся и применявшихся общинами орудий. Он сокращается до небольшого числа типов инструментов, служивших для вскрытия п опорожнения раковин, разделки рыбы и тому подобных целей. Лишь в немногих местах земного шара сохранились до XX в. племена, для которых сбор съедобных моллюсков, судя по археологическим п этнографическим данным, с начала голоцена и до нашего столетия оставался важнейшей отраслью хозяйства, хотя и дополнявшейся в какой-то степени рыболовством и охотой на тюленей. К числу таких племен принадлежат яганы и алакалуфы Огненной Зем-
|