Глава вторая 11 страница
В сущности именно этот второй вопрос и является предметом дискуссии. Сторонники второй точки зрения, признавая саму возмож- РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА 217 ность сожительства брачными парами еще на ранних этапах верхнего палеолита, считают в то же время, что эти брачные союзы были весьма неустойчивыми и не составляли самостоятельных экономических ячеек. Вероятным это кажется и нам. Как крайний вариант этой второй точки зрения существует идея о дислокальности брака в верхнем палеолите (подробнее о ней говорилось в гл. II). Судя по этнографическим данным, брачные союзы даже в поздний период раннепервобытной общппы (в мезолите и раннем неолите) были очень непрочны. Например, у эскимосов было обычным, чтобы мужчина или женщина проходили за свою жизнь через шесть — восемь браков. Особенно непрочными и кратковременными были браки у молодых людей, еще не имеющих детей. Экономическая самостоятельность такой семьи в пределах общины была весьма относительна. Исходя из изложенных в предыдущем разделе гипотез о социально-экономических отношениях н их эволюции в эпоху раннепервобытной общины, закономерно предположить, что в верхнем палеолите малая элементарная семья еще меньше выделялась экономически в составе общины, чем в мезолите и раннем неолите. Ни у одной из отсталых этнографических групп новейшего времени, будь то в Австралии, Американской Арктике или на Огненной Земле, семья, состоящая из родителей и детей, не является основной производственной ячейкой. Даже охотясь отдельно, семья зачастую опирается на помощь своей общины. Например, у эскимосов она имет право питаться из складов мяса, сделанных другими семьями. И чем неблагоприятнее среда, чем ненадежнее источники пищи, тем более необходимыми оказываются взаимопомощь членов общины и первобытный коллективизм потребления. Как справедливо отмечают Э. Вейер и Ж. Малорп, без помощи коллектива семья не выдержала бы суровой борьбы за существование253. Материалы об австралийцах, ведда, бушменах и других охотниках и собирателях подтверждают, что и у них можно говорить лишь об «относительной, условной, временной хозяйственной самостоятельности семьи» и что «малая семья всегда рассматривает себя как часть более крупного коллектива, с которым она постоянно связана многочисленными и прочными узами» 254. Нам кажутся неубедительными взгляды С. Н. Бибикова, В. М. Массона, Г. П. Григорьева л некоторых других археологов, рассматривающих малые жилища как место обитания по сути дела самостоятельной пли почти самостоятельной в хозяйственном отношении малой семьи. Широкое распространение в верхнем палеолите Европы и Сибири наряду с большими многоочажными жилищами селений из маленьких одноочажных жилищ (Добраничевка, Буреть и др.) — бесспорный факт, но далеко не бесспорно, что его можно считать доказательством большой экономической роли и самостоятельности малой семьи. Выше мы пытались показать на основе этнографических данных, 218 Глава третья что производство и потребление в раннепервооытных оощппах не только верхнего палеолита, но и мезолита было преимущественно общинным, а не посемейным. И характер социально-экономических отношений не менялся в зависимости от наличия или отсутствия семейных очагов и производственных мест, в зависимости от проживания всей общины в одном большом или в нескольких маленьких жилищах, отдельных для каждой элементарной семьи. На наш взгляд, и использование археологических данных о наличии отдельных (семейных) очагов в больших жилищах, о совпадении числа летних очагов и производственных мест для доказательства тезисов о малой семье как основной экономической ячейке общества, о посемейном распределении пищи и т. п. также неправомерно прежде всего потому, что такие аргументы противоречат соответствующим этнографическим данным. Исследователям различных этнографических групп, сохранявших до недавнего времени первобытнообщинный уклад и родо-племенную организацию, известно, что наличие отдельных производственных мест у парных семей и посемейное приготовление пищи на отдельных очагах могут сочетаться с ее коллективным потреблением. При этом такой коллективизм в потреблении пищи имелся и там, где посемейные очаги находились внутри общинного жилища, и там, где парные семьи готовили пищу на отдельных очагах, устроенных на открытом воздухе, и наконец, там, где парные семьи жили не в большом общинном жилище, а в маленьких хижинах, образовывавших поселок данной общины. У кубео Колумбии, рыболовов, охотников и примитивных земледельцев, в сдной хижине обычно живет вся родовая община, состоящая из 8 —12 малых семей. Каждая парная семья имеет в этой хижине свое место и свой очаг, на котором готовят пищу. Но хотя пищу готовят врозь, едят ее совместно всей общиной, не считаясь с тем, кто что сготовил. Такой порядок соблюдается в отношении всей пищи, независимо от того, добыта ли она путем коллективной охоты и рыбной ловли или трудом отдельного мужчины или женщины на семейном огороде, индивидуальной охотой или рыбной ловлей. Как только пища готова, женщины снимают ее со своих очагов и несут в центр хижины. Здесь собираются мужчины и мальчики. Они едят первыми. При этом хорошим тоном считается, чтобы каждый попробовал пищу, принесенную каждой женщиной. Во время этих трапез мужчины редко едят досыта. Они стремятся, чтобы осталось достаточно пищи для женщин, которые будут есть после них 255. Некоторые родовые общины кубео живут не в одной большой хижине, а в нескольких малых односемейных, образующих одно селение. Это не нарушает экономических обязательств членов общины друг к другу. Следовательно, даже с возникновением примитивного земледелия, сочетаемого с охотой и рыбной ловлей, наличие семейных очагов н семейных хижин первоначально не препятствует реализации уравнительного распределения пищи. _________________ РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 219 Поэтому в данном вопросе этнографический материал свидетельствует в пользу гипотезы П. И. Борисковского, согласно которой в верхнем палеолите «хозяйственно, экономически малые одноочаж-ные хижины но были чем-то противоположным друг другу, резко не различались», так что поселок из маленьких хижин составлял такое же хозяйственное целое, как и общинное жилище 256. Ягуа восточного Перу до последних десятилетий жили в общинных жилищах. В каждом из них был родовой очаг, но по большей части парные семьи готовили пищу не на нем, а на устроенных вне дома семейных очагах. Это не препятствовало, как уже отмечалось выше, уравнительному потреолению мяса и других видов пищи". У уитото Перу в начале века в каждой семье был свой очаг в общинном жилище, но, помимо этого, постоянно горел очаг старейшины, на котором стоял горшок с пищей, откуда могли брать еду все, кому это было нужно. Его пополняли все общинники, и в первую очередь неженатые мужчины258. Парные семьи в верхнем палеолите и мезолите могли жить и в большой, и в маленьких хижинах, но в обоих случаях они составляли общину, которой был присущ коллективизм производства и потребления: Управление. Как отмечалось выше, уже в верхнем палеолите люди селились и в больших общинных жилищах, и в поселках, состоявших из жилищ меньшего размера. Очевидно, что совместное проживание, производственная деятельность, регулирование брачных, обрядовых и многих других типов отношений членов раннепервобыт-ной общины требовали каких-то форм управления. Археологический материал лишь свидетельствует о наличии такого управления, так как без него были бы, в частности, невозможны коллективные охоты, широко практиковавшиеся еще в начальный период верхнего палеолита. В то же время по данным археологии невозможно установить, как конкретно осуществлялось управление в раннепервобыт-ной общине. Ответ на этот вопрос могут дать только этнографические наблюдения общин охотников и собирателей. По-видимому, для ранних форм управления характерно отсутствие формального лидерства и широкий учет желаний и мнений всех взрослых членов общины при-принятии решений. Какие-либо формы управления этно-соцпальными организмами более крупными, чем община (племенами), как правило, возникают не раньше периода, предшествовавшего переходу от ранне- к поздиепервобытной общине. Возможно, ранние формы управления в общинах охотников были схожи с теми, которые бытовали сравнительно недавно, еще в начале нашего столетия, у нетсиликов, одной из самых консервативных по своей культуре групп эскимосов Американской Арктики. Во главе их общий, являвшихся основными социально-экономическими единицами нетсиликов, обычно стоял старший из трудоспособных мужчин такого коллектива. Его называли «иихуматак» — «тот, кто думает» 259. Он назначал время и подавал сигнал для отправления 220 Глава третья на коллективные охоты на олепей-карибу или лов рыбы, определял время и направление перекочевок и выбор места для нового стойбища. Но все эти решения инхуматак принимал после совета со всеми взрослыми охотниками общины, зачастую после длительных обсуждений, па которых все присутствующие свободно высказывали свое мнение. Старейшина стремился всегда добиться всеобщего согласия перед объявлением своего решения, старался не ранить чувство достоинства и не нарушить планы отдельных людей своей общины. Наибольшее влияние старейшина имел на молодежь и близких родственников. Чем старше был человек, чем дальше было его родство со старейшиной, тем более самостоятельной была его позиция, тем в большей степени старейшине приходилось считаться с его намерениями, чтобы не допустить раскола общины. Влияние старейшин общин также было различным. Наибольшим оно было летом, когда общины жили порознь, наименьшим — зимой, когда несколько общин образовывали большие временные стойбища, занимаясь охотой на тюленей. В 'каждом из таких сезонных, соседских по типу объединений было несколько старейшин, верховного же лидера стойбища, как правило, не было. Вопросы, общие для всего стойбища, обычно согласовывались между старейшинами общин. Между старейшинами общтга имелись индивидуальные различия в степени влияния на общинников. Одни были более влиятельны, чем другие. Характерно также, что нередко не старейшина, а кто-либо из членов общины проявлял инициативу в вопросах, затрагивающих интересы всего коллектива. Например, один пли несколько охотников спрашивали у старейшины, пе стоит ли отправиться на охоту. Но нередки были и случаи, когда особенно трудные и опасные охоты, дальние перекочевки в поисках лучших охотничьих угодий и другие предприятия, требовавшие значительных усилий, совершались лишь в результате некоторого неформального давления старейшины на общинников, ого умения убеждать, веры в его опыт. В то время как старейшина координировал деятельность охотников, его жена контролировала распределение пищи между пар-пыми семьями, входившими в общину. Охотники, особенно молодые, отдавали ей вето добычу, а она распределяла ее между отдельными семьями. Охотники старшего возраста, по крайней мере в XX в., соблюдали эту норму не так строго. Они часто приносили свою добычу непосредственно своим женам. Л уже те отдавали часть ее другим семьям 26°. Сравнение форм управления у нетсиликов с соответствующими порядками у других групп охотников, рыболовов и собирателей выявляет как много общих черт, так и некоторые различия. Так, в общинах яганов Огненной Земли не было даже таких неформальных лидеров, которые имелись у нотсиликов. Фактическое руководство повседневной жттзныо общины осуществляли ее старшие по возрасту члены261. Лишь на время возрастных инициации избирались временные руководители этих обрядов. У соседей яганов — алакалу- _________________ РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 221 фов и она — также неизвестны ни старейшины общин, ни вожди племен. Как и у нетсиликов, племя у этих этнографических групп индейцев не выступало как социальный организм, в управлении же внутриобщинной деятельностью ведущая роль принадлежала старикам и шаманам. Ни те, пи другие пе обладали принудительной властью и выступали лишь как советчики, к чьему жизненному опыту и знаниям прислушивались остальные общинники 262. У ботокудов Бразилии лидерами общин были шаманы263. У некоторых племен охотников и собирателей имелись формальные, нередко наследственные лидеры. Например, у яруро Венесуэлы лидерство в общине переходило по материнской линии от мужчины к сыну его сестры. Каждая из матрилинеиных фратрий, на которые делилось племя яруро, также имела своего вождя. Он всегда был шаманом. Вождь фратрии Пуана (Змея) был и вождем всего племени. В отличие от старейшин общин основной функцией вождей фратрий было руководство не экономической деятельностью, а обрядовой жизнью членов своих фратрий, а также контроль за соблюдением фратрией экзогамии. Замещение постов вождей-шаманов фратрий совершалось в идеале наследственно по материнской линии. На практике замещение постов вождей, как, впрочем, и старейшин, было наследственным лишь при наличии подходящего по качествам наследственного кандидата. При отсутствии такового старейшиной или вождем избирался человек, подходящий по своим качествам, хотя бы он и пе был сыном сестры своего предшественника 264. Формальное лидерство, т. е. замещение этой должности по определенным правилам, существовало и в большинстве племен аборигенов Австралии. Старейшиной общины в одних племенах становился сын предшествующего лидера, в других — сын его сестры, т. е. должность наследовалась по отцовской или по материнской липни. Должность лидера могла замещаться и непаследственпо человеком, чья кандидатура была одобрена старшими мужчинами общины. Но при всех порядках замещения этой должности лидером мог стать только человек, обладавший определенными личными качествами: большим опытом, знанием социальных норм, волей. По обычаю, полномочия главарей общин австралийцев были весьма ограниченными. Они могли принимать решения только с одобрения «совета» старших мужчин общины265. В этом важнейшем отношении лидерство у австралийцев не отличалось принципиально от лидерства у охотников, рыболовов и собирателей других регпопов земного шара, например от лидерства у упоминавшихся выгае нет-енликов или индейцев помо Калифорнии, где роль старейшин общин была «пе более, чем увещевающей» 266. У лесных индейцев Канадского Севера (алгонкинов и атапасков) лидер или лидеры общины (в общине их могло быть несколько) руководили ею, опираясь на единодушное согласие общинников. Лидер должен был учитывать их желания и нужды, добиваться решений, которые одобрялись бы всеми в его коллективе267. Бывали,. 222 Глава третья правда, у тех же австралийцев властные лидеры, которым удавалось подчинить общинников своей воле. Однако в рапиепервобытной общине такое положение хоть изредка и случалось, по оно было лишь нетипичным отклонением от действовавших социальных норм. Как правило, и наследственные, и ненаследствепные лидеры выступали прежде всего как выразители волн коллектива, первые среди равных в кругу старших мужчин. По-видимому, частым явлением было наличие нескольких нсна-следственпых (формальных или более обычно — неформальных) старейшин в одном селении. Как уже отмечалось, так было в зимних стойбищах нетсиликов, в общинах некоторых племен лесных охотников Канады. Характерен был такой порядок и для ряда племен Южной Америки, лишь недавно заимствовавших у своих соседей примитивное земледелие н, видимо, сохранивших в социальной организации доземледельческие порядки. Так, в одном из селений кай-япо-горотире Бразилии было 5 старейшин, в селении индейцев ка-нелья 3 старейшины и т. д. Иногда один пз старейший соления пользовался большим влиянием, чем другие. Но в любом случае их влияние it власть, как и полномочия одного лидера, были ограничены формальным или неформальным советом всех взрослых мужчин общины. Именно этот совет, а не старейшины был верховным руководителем общин индейцев канелья и кайяио-горотире. Старейшины трудились наравне со всеми односельчанами и не имели никаких льгот при распределении гшщп 268. Думается, что старейшины получают различные привилегии но сравнению с остальными общинниками, как правило, лишь с появлением избыточного продукта и переходом от ранне- к позднеперво-бытной общине. Представляется также вероятным, что степень формализации управления общиной и время появления племенных вождей определяются не только социально-экономическим уровнем развития общества, но и особенностями конкретной исторической обстановки. Так, у племен, граничивших с этнически чуждыми враждебными группами, военные общеплеменные вожди могли появиться раньше, чем у племен, имевших мирные отношения с соседями. Например, у нотсиликов племенных вождей не было, а у эскимосов Лабрадора, враждовавших в прошлом со своими южными соседями-индейцами, в XVII в. были племенные вожди. У чприкуа и гуахибо, очень примитивных по своей традиционной культуре охотников и собирателей венесуэльских льяносов, не было общеплемепных вождей. Племя у них никогда не выступало как единое целое. Но в таком качестве выступали подразделения племени, именовавшиеся в ранних испанских источниках «парсиа-лидад» (часть) и объединявшие каждое несколько общин. В колониальную эпоху они совершали набеги на соседние земледельческие племена, возможно, потому, что лишились части охотничьих угодий. В этих набегах парсиалидад выступала под руководством военного вождя. В мирное время каждая община самостоятельно от других __________________ РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА________________ 223 занималась охотой, собирательством и распределяла пищу между своими членами. Руководителем всей деятельности общины в мирное время был се старейшина269. Социализация. По этнографическим данным, основной целью воспитания в первобытном обществе было развитие трудовых навыков, чувства коллективизма, безусловного подчинения интересов отдельной личности интересам общины, рода и племени, ознакомление с обычаями и нормами поведения данного общества и их идеологическим обоснованием в виде предании и верований. У многих племен различных регионов основную роль в воспитании играли так называемые возрастные инициации. Они представляли собой серию трудных и нередко мучительных испытаний (например, выбивание зубов), которые должны были выдержать подростки для того, чтобы стать полноправными членами родового общества. Инициации юношей и девушек устраивались отдельно и различались между собой. В XIX в. многие племена инициировали только юношей. По-видимому, это объясняется тем, что в это время материнский род сохранился в большинстве случаев лишь в виде пережитков и мужчины играли доминирующую роль в общественной жизни родовых обществ. Поэтому об инициации юношей этнография располагает большими сведениями, чем об инициации девушек. У различных племен инициация длилась от нескольких недель до нескольких лет. Этот период инициируемые обычно жили изолированно от женщин и детей. Они должны были воздерживаться от определенных видов пищи, не могли участвовать в празднествах и соблюдали много других запретов. У она, ягапов, аборигенов Австралии и многих других племен юношам во время инициации поручались различные трудные работы. Старики-сородичи рассказывали инициируемым юношам об их правах и обязанностях в роде и племени, знакомили их с мифами о происхождении рода. Обучением девушек во время инициации занимались старые женщины. Обычно инициации заканчивались большим празднеством — обрядовым посвящением всех прошедших инициацию во взрослые члены рода. Вместе с тем этнографии известно немало племен охотников и собирателей, у которых процесс социализации совершался без каких-либо возрастных испытаний и периодов интенсивного обучения, какими являлись инициации. Так, у эскимосов-петсилик Канады, традиционная культура которых в первые десятилетия XX в., т. с. когда она была впервые изучена этнографами, являлась одной из самых консервативных среди эскимосских культур, воспитание детей и подростков не сопровождалось возрастными инициациями. Мальчики и девочки до 4—6 лет воспитывались одинаково. Родители много играли с ними, делали изо льда или кости различные игрушки. После указанного возраста мальчики в большей степени воспитывались отцом, а девочки — матерью. Мужчины начинали готовить своих сыновей к роли охотников. Изготовляли для них миниатюрное оружие, 224_____________________________ Глава третья силки для ловли птиц, санки и другие предметы материальной культуры. Играя, мальчики имитировали позы и движения взрослых охотников и погонщиков собак. Обычно все это мальчики делали по своей инициативе, а не по указаниям взрослых мужчин270. В 10—11 лет мальчики становятся помощниками взрослых мужчин. Они сопровождают их на охоту и рыбную ловлю, выполняя различные сравнительно легкие, по необходимые работы. Отец обычно объясняет сыну, как сделать то пли иное дело. Эти объяснения даются не вообще, а в связи с конкретной ситуацией. Подростки иногда предпринимают и самостоятельные охотничьи поездки, но только с одобрения своих отцов. Дочери в основном воспитываются матерями. С 7—8 лет девочки начинают помогать по хозяйству матерям и старшим сестрам: носят воду, собирают мох. Став постарше, девочки носят в заплечных мешках своих парок младших братьев и сестер, выделывают кожу, шьют одежду. Примерно с 12 лет девочки обычно выполняют те же хозяйственные работы, что и взрослые женщины. Конечно, как и у других народов, дети не только помогают своим родителям, по и много играют с детьми своей возрастной группы. Воспитание детей у петснликов, как и у других этнографических групп эскимосов, характеризуется (точнее — характеризовалось) отсутствием запретов и физических наказаний. Был только один, но строгий запрет: дети не должны были брать пищу и есть без разрешения матери. Еду детям должна была давать мать. Если детей угощали соседи по общине, полученное требовалось сначала принести своей матери и отдать ей, а уже затем получить у нее обратно. Так с раннего детства каждое новое поколение нетсиликов узнавало, что пищу нельзя забирать самим, что другие общинники должны принять участие в ее распределении, и это касается не только своей семьи, но и всей общины. Можно сказать, что усвоение определенных норм пользования пищей, наряду с приобретением трудовых навыков, было важнейшим элементом социализации в традиционном обществе нетсиликов. И у других племен охотников и собирателей разных областей земли приобретение подрастающим поколением трудовых навыков являлось первейшей задачей воспитания. Например, у япоама Венесуэлы п Бразилии, чья охотничья культура, по единодушному мне-пию исследователей, не успела измениться под влиянием недавно заимствованного ими земледелия, отцы делают для своих сыновей маленькие луки, и мальчики в возрасте 5—7 лет охотятся сначала на мелких птиц, позднее на более крупных, чтобы стать в будущем хорошими охотниками. Девочки 4—5 лет начинают помогать своим матерям носить хворост для костра и воду или нянчат младших братьев и сестер. В 7—: 8 лет девочек, как правило, выдают замуж за юношей 16—18 лет. Фактический брак начинается с наступлением менструаций, а до тех пор такие замужние девочки продолжают жить в основном как _________________ РАНП Е ПЕРВОБЫТИЛЯ ОБЩИНА_____________ 225 прежде: носят хворост, воду, помогают взрослым женщинам в приготовлении иищи, в свободное время играют со своими сверстниками. Но есть одно существенное различие с жизнью до вступления в брак: социализация, начавшись в своей общине, после замужества продолжается в общине мужа. Теперь она включает в себя знакомство и усвоение многообразных социальных отношений, связывающих невестку с родителями и родными мужа и его общиной в целом. У мужа также появляются новые обязательства. Он должен отдавать часть своей охотничьей добычи родителям жены. Муж должен соблюдать и предписанные обычаем нормы поведения, в частности не разговаривать с матерью жены271. Значительным своеобразием отличается система воспитания у ягуа Перу и Колумбии. Младших детей в родовой общине ягуа воспитывают прежде всего не ее взрослые члены, а дети старшего возраста. Как только ребенок начинает ходить, мать поручает его заботам остальных детей общнны. В родовой общине ягуа дети составляют отдельную группу, со своими заботами, радостями и печалями. Старшие учат младших говорить, плавать, стрелять из игрушечных сарбаканов, знакомя их со всем, что сами знают об окружающей природе. Взрослые не вмешиваются в игры детей. С 8—9 лет мальчики начинают сопровождать отца на охоту, а девочки начинают помогать матери по хозяйству. Так постепенно без каких-либо резких переходов и обрядов посвящения дети становятся взрослыми272. Таким образом, в процессе социализации подрастающего поколения в обществах охотников и собирателей много общего. Это и раннее приобретение трудовых навыков, и усвоение социальных норм эпохи раннепервобытной общины. Имеющиеся же различия относятся прежде всего не к целям воспитания, а к средствам их достижения. У одних племен есть возрастные инициации со специальным обучением и физическими испытаниями (австралийцы), у других подобных обрядов нет и обучение ведется не систематически, а в связи с конкретными ситуациями (нетсилики). У одних племен в роли воспитателей выступают взрослые, у других эта функция на начальном этапе социализации передоверяется старшим детям. Думается, что была бы бесперспективной попытка выстроить из этих разнообразных приемов социализации стадиальный ряд, распределить их по периодам развития рапнепервобытной общины. Например, у бороро Бразилии есть инициации, а, скажем, у ягуа, находящихся на том же уровне социально-экономического развития и, более того, живущих в той же историко-этнографической области, инициации нет. Видимо, наличие пли отсутствие формализованного возрастного перехода (инициации) связано соответственно с наличием пли отсутствием в племени формализованных возрастных групп, которые сами по себе вряд ли могут служить индикатором уровня социально-экономического развития раннепервобытпой общины. Скорее они обязаны своим появлением конкретным особенностям исторического развития данного этноса.. ° История первобытного общества 220 Глава третья На наш взгляд, гораздо более существенным для характеристики методов социализации в раннепервобытной общине, чем наличие или отсутствие инициации, является такая общая черта этих методов, как отсутствие физических наказаний, уважение к личности ребенка и подростка, учет его желаний. Это в равной степени свойственно воспитанию как у эскимосов, у которых нет возрастных инициации, так и австралийцев, с их разработанной системой посвятительных обрядов в возрастные группы. 1 Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979, с. 16— 2 Ларичева И. П. Палеоиндеиские культуры Северной Америки. Проблема взаи 3 История Сибири, т. 1. Л., 1968, с. 70. 4 Григорьев Г. Л. Начало верхнего палеолита и происхождение Homo sapi 5 Коробков И. И. Палеолит Восточного Средиземноморья. — В кн.: Палеолит
|