Студопедия — Глава третья 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава третья 1 страница






de site.— ArA, 1966, v. 3, N 2, p. 38; Laughlln W. Eskimos and Aleuts, — Scie­nce. 1963, v. 142. N 3593, p. 634.

149 Окладников А. П., Васильевский, Р. С. По Аляске и Алеутским островам,
с. 108; Laughlin W. Contemporary problems in the anthropology of Southern
Alaska.— Science in Alaska. Washington, 1952, p. 76 — 77.

150 pori)is д_ xhe Paleoamericans, p. 19—21.

151 Snow D. The American Indians. Their archaeology and prehistory. L., 1976,
p. 33-34.

152 Tolstoi/ P. Mesoamerica.— In: Prehispanic America. L., 1974, p. 34.

153 Foruis д. xhe Paleoamericans, p. 24.

154 banning E. Western South America.— In: Prehispanic America, p. 67; Idem.
Eastern South America.— Ibid., p. 101, 107 — 108 and oth.

155 Forbis, R. The Paleoamericans, p. 13.
166 Ibid., p. 17.

157 Ibid., p. 19-20.

158 Pagan B. People of the Earth, p. 157.

159 См., например: Григорьев Г. П. Палеолит Африки, с. 54 — 57; Кларк Дж.
Доисторическая Африка. М., 1970, с. 9, 123, 139 и др.

100 Klein R. Problems in the study of the Middle Stone Age of South Africa.— So­
uth African Archaeological Bulletin. Cape Town, 1970, v. 25; Radiocarbon, 1967,
N 9.

101 Кларк Д. Доисторическая Африка, с. 178.

162 Григорьев Г. П. Палеолит Африки, с. 189.

163 Кларк Д. Доисторическая Африка, с. 167.

164 Григорьев Г. П. Палеолит Африки, с. 120.

165 Там же. с. 60; Кларк Дж. Доисторическая Африка, с. 8, 118, 143, 151 — 152.

166 Кларк Дж. Доисторическая Африка, с. 153; Pagan В. People of the Earth, p.
129.

107 McBumey C. The Stone Age in North Africa. Harmondsworth, 1960.

108 Григорьев Г. П. Палеолит Африки, с. 129; Кларк Дж. Доисторическая Афри­
ка, с. 8; Fagan В. People of the Earth, p. 129; Smith Ph. The late paleolithic
of Northeast Africa in the light of recent research.— AAn, 1966. v. 68. pt 2,
N 2, p. 345.

169 Григорьев Г. П. Палеолит Африки, с. 129—131.

170 Tixier J. Typologie de PEpipaleolithique de.Maghreb.— Memoires du Centre
de Recherches Archaeologiques, Prehistoriques et Anthropologiques. P., 1963.

171 Wenke R. Patterns in prehistory. Mankind's first three million years. N. Y.,
^ Oxford, 1980, p. 207—208.

172 Придо Т. Кроманьонский человек. Пер. с англ. М., 1979, с. 43—45.

173 Алиман, А. Доисторическая Африка. М., 1960, с. 336.

174 Кларк Дж. Доисторическая Африка, с. 168—171.

175 Там же.

176 Там же, с. 173.

177- Раздел написан в основном по материалам монографий: Кабо В. Р. Проис­хождение и ранняя история аборигенов Австралии; Он же. Тасманийцы и тасманийская проблема.

177а Кабо В. Р. Происхождение и ранняя история..., с. 340.

173 Mulvaney D. The Pleistocene occupation of Australia.— IX Congres des Scien­ces prehistoriquos. Nice, 1976, Collogue 18; Larnach S. The origin of the Aust­ralian aboriginal.— Archaeology and Physical Anthropology in Oceania, 1974, v. IX, N 3.

179 Bawdier S. Pleistocene date for man in Tasmania.— Nature, 1974. v. 252, N 5485, p. 697—698.

iso Wormington M. Ancient man in North America. Denver. 1957, p. 55.

181 Remain R., Nougier L. Corne d'appel du magdalenien final des Pyrenees.—
Quarter, 1968, Bd. 19. Цит. по: Борисковский П. И. Древнейшее прошлое
человечества, с. 186.

182 Замятнин С. Н. Некоторые вопросы изучения хозяйства в эпоху палеолита.
— ПИПО, с. 97—98.


_________________ РАЫНЕПЕРВОВЫ ТНАЯ ОБЩИНА___________________ 233

183 IIay den В. Research and development in the stone age: Technological transi­
tions among hunter-gatherers.— GA, 1981, v. 22, N 5, p. 519 — 548.

184 Tanner N. On becoming human. N.Y., 1980; Omnivorous Primates. N. Y.,
1981; Woman the Gatherer. New Haven; L., 1980; Lee R. The Kung San. Men,
women and work in a foragin society. N. Y., 1978.

185 Lee R. What hunters do for a living, or how to make out on scarce resources.
—MH, p. 39—40.

186 Tunaka J. Social structure of the Bushmen, p. 295—316.

187 Silberbauer G. Report.... p. 1040—1042.

188 Lee R. What hunters do for a living, p. 42—48.

is» Woodburn J. An introduction to Hadza ecology.— MH, p. 49—55; Lee R.

What hunters do for a living, p. 42. lso Cooper J. Analytical and critical bibliography of the tribes of tierra del Fuego

and adjacent territory. Washington, 1917, p. 195—217; Cooper J. The Yahgan,

p. 83—84.

191 Североамериканские индейцы. Пер. с англ. М., 1978, с. 296; Вескегтапп S.
More on Amazon cultural ecology.— CA. v. 21, N 4, p. 541.

192 Kirchhoff P'. Food-gathering tribes of the Venezuelan llanos.— HSA1, v. 4,
p. 446—451.

193 Petrullo P. The Yaruros of the Capanaparo River. Venezuela, — BBAE, 1939,
N 123, p. 161—290.

194 Kirchhoff P. Food-gathering tribes, p. 456—467.

185 Holmberg A. Nomads of the long bow: the Siriono of Eastern Bolivia. Washing­ton, 1950; Whiff en Th. The North-West Amazons. L., 1915.

196 FejosP. Ethnography of the Yagua. N. Y., 1943; HSAI, v. 3. p. 10—12.

197 Попов Л. А. Нганасаны. M.,.'!., 1948, с 31—36; Раемуссен К. Великий сан­
ный путь. М., 1958, с. 62—63; Birket-Smith К. The Eskimos. L., 1959, p. 86—
87; AUchin В. The stone-tipped arrow.

198 Файнберг Л. А. Индейцы Бразилии. М., 1975, с. 9.

199 Семенов 10. И. Об изначальной фо-рме первобытных социально-экономиче­
ских отношений.— СЭ, 1977, № 2, с. 17.

200 Rasmussen К. The Netsilik Eskimos. Copenhagen. 1931. p. 482.

201 Kroeber A. The Eskimo of Smith Sound. N. Y., 1900, p. 301.

202 Семенов Ю. И. Об изначальной форме.... с. 18.

203 Goldman J. Tribes of the Vaupes-Caqueta region.— HSAI, v. 3, p. 781, 783;
Idem. The Cubeo. Urbana, 1963; Koch-Griinberg Th. Zwei Jahre unter den In-
dianern. Reisen in Nordwest Brazilien 1903—1950. В., 1909—1910, Bd. I, S.
106—251.

204 Rasmussen K. The Netsilik Eskimos, p. 163; Idem. Intellectual culture of the
Copper Eskimos. Copenhagen, 1932, p. 105—107; Thalbitzer W. The Ammas-
splik Eskimo. Social customs and mutual aid. Copenhagen, 1941, p. 645—646.

205 Народы Сибири. М., 1956, с. 442.

206 FejosP. Ethnography..., p. 41—42, 79, 86.

207 Koch-Grunberg Th. Zwei Jahre..., S. 106, 251.

208 Одну из недавних сводок данных по этому иопросу см., например, в статье:
Семенов 10. И. Об палатальной форме.... с. 15—28.

209 Народы Сибири, с. 964; Rasmussen К. The Alaskan Eskimos. Copenhagen,
1952, p. 121 — 122.

210 Общественный строй у народов Северной Сибири. М., 1970. с. 93.

211 Birket-Smith К. The Chugach Eskimo. Kopenhavn, 1953, p. 96; Boas F. The
Central Eskimo. Washington, 1888, p. 582.

212 Rasmussen K. The Netsilik Eskimos, p. 164.

213 Першиц А. И. Развитие форм собственности в первобытном обществе как
основа периодизации его истории, — ПИПО, с. 156—157, 171 — 172; Румян­
цев A.M.
Возникновение и развитие первобытного способа производства.
Присваивающее хозяйство. М., 1981, с. 102, 103 и др.; МН, р. 100—Юй,
156, 157.

214 Першиц А. И. Развитие форм собственности; Birkel-Smith Ч. The Eskimos,
p. 145; Idem. The Caribou Eskimos, v.I, p. 261, 262; HawkesE. The Labrador


234 Глава третья

Eskimo. Ottawa, 1916, p. 25; Thalbitzer W. The Ammassalik Eskimo..., p. 638.

215 Turnbull С. The importance of flux in two hunting societies.— MH, p. 132 —137.

216 Wood-burn J. Stability and flexibility in Hadza residential groupings.— MH,
p. 103.

217 Массой, В. М. Экономика..., с. 31.

218 Там же; Butzer К. Environment and archaeology. Chicago, 1964, p. 415—416.
2ie Rasmussen K. The Netsilik Eskimos, p. 141. 473—477; Idem. Intellectual

culture of the Copper Eskimos, p. 70, 76—85; Weyer E. The Eskimos. Hamden, 1962, p. 109—110.

*; 0 Birket-Smith K. The Chugach Eskimo, p. 96; Nelson E. The Eskimo about Bering Strait. Washington, 1899, p. 307.

221 Файнберг Л. А. Индейцы Бразилии, с. 74; Lowie Л. Property among the
tropical forest and marginal tribes.—HSAI, v. V, p. 356—360; Birket-Smith K.
The Eskimo, p. 146.

222 KroeberA. The Eskimo of Smith Sound, p. 301; Giffen N. The roles of men and
women in Eskimo culture. Chicago, 1930, p. 40.

223 Файнберг Л. А. Общественный строй эскимосов и алеутов. М., 1964, с. 126—
. 127.

224 Формозов А. А. Проблемы этнокультурной истории..., с. 31; Громов В. И.
Палеонтологическое и археологическое обоснование стратиграфии конти­
нентальных отложений четвертичного периода на территории СССР. М., 1948,
с. 279; Шовкопляс И. Г. Мезинская стоянка. Киев, 1965, с. 286; Herskovits M.
Economic anthropology. N. Y., 1952, p. 196—197.

225 McCarthy F. Trade in aboriginal Australia and trade relationships with Torres
Strait, New Guinea and Malaya.— Oceania, 1939, v. 9, N 4; v. 10, N 1—2;
Thomson D. Economic structure and the ceremonial exchange cycle in Arnhem
Land. Melbourne, 1949, p. 106.

226 Б утиное II. А. Разделение труда в первобытном обществе.— ПИПО, с. 117.

227 Oberg К. Indian tribes of Northern Mato Grosso, Brazil. Washington, 1953,
p. 42, 59. 72, 73; Steinen K. Unter den Naturvolkern Zentral Brasiliens. В..
1894, S. 333; Schmidt M. lndianerstudien in Zentralbrasilien. В., 1905, p. 431,
432, 439; Allen P. Indians of Southeastern Colombia.— Geographical Review,
1947, v. XXXVII, N 4, p. 567 — 582.

228 Румянцев А. М. Возникновение и развитие..., с. 230—231.

229 Маркс К. К критике политической экономии.— Маркс К.. Энгельс Ф. Соч.,
т. 13, с. 37.

230 Рогачев А. II. Палеолитические жилища.... с. 437; Борисковский П. И.
Палеолитические жилища на территории СССР и этнографические параллели к
ним. М., 1956, с. 13.

231 Шовкопляс И. Г. Исследование Добраничевскоп стоянки и некоторые вопро­
сы социальной организации в иозднегталеолитнческую эпоху— В кн.: Тезисы
докладов, посвященных итогам полевых археологических исследований
в 1970 г. в СССР. Тбилиси, 1971, с. 7 — 8.

232 Диков II. II. Палеолитическое жилище..., с. 41; Он же. Древние культуры
Камчатки и Чукотки, с. 16.

233 Бибиков С. П. Некоторые аспекты палеоэкономического моделирования
палеолита.— СА, 1969, № 4, с. 15.

234 Там же, с. 22.

235 Meggitt M. Desert people: A study of the Walbiri aborigines of Central Austra­
lia, Melbourne. 1902; Birdsell J. Local groups composition among the Austra­
lian aborigines.— CA, 1970, v. 11, N 2.

238 Baer G.. Schmitz C. On the social organization of the Ona (Selk'nam). P., 1965; Gusinde M. Die Selk'nam. Modling bei Wien, 1931, S. 324. 416. 419, 421, 426. 428.

237 Cooper J. The Ona. p. 107 — 125.

238 Кочнев В. И. Шри Лапка. Этническая история и социально-экономические
отношения до начала XX в. М.: 1976, с. 276 — 277: Allchin В. The stone-tip­
ped arrow, p. 126, 139; Seligman С. В. The Veddas. Cambridge, 1911.

239 Кочнев В. II. Шрн Ланка, с. 16.


_________________ РАШ1ЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА__________________ 235

240 Deriyanagala P. Stone age Ceylon.— Journal of the Royal Asiatic Society
(Ceylon Branch), 1953, v. 3, pt. 2.

241 Schapera I. The Khoisan peoples of Soutli Africa. Bushmen and Holtentots.
L.. 1930, p. 76—86, 105, 115.

242 Ibid., p. 76—77, 156—157; AllchinB. The stone-tipped arrow, p. 16—17.

243 Tanaka J. Social structure of the Bushmen, p. 295—296.

244 Сводки материалов по этому вопросу и соответствующие ссылки на литера­
туру по отдельным народам см., например: Аверкиева 10. П. Индейцы Север­
ной Америки. М., 1974; Семенов 10, И. Эволюция экономики раннего перво­
бытного общества.— В кн.: Исследования по общей этнографии. М., 1979;
ФайнбергЛ. А. Возникновение и развитие родового строя.— В кн.: Первобыт­
ное общество. М., 1975.

245 DamasD. Eskimo communities then and now.— In: People of Light and Dark.
Ottawa, 1966, p. 115 — 116.

246 Формозов А. А. Проблемы этнокультурной; истории..., с. 32.

247 Современные этнические процессы в СССР. М., 1975. с. 11.

248 Cooper J. The Ona, p. 108 and oth.

249 Schapera J. Tiie Khoisan peoples..., p. 76; AllchinB. The stone-tipped arrow,
p. 16 — 17.

250 Файнберг Л. А. Общественный строй эскимосов и алеутов, с. 142—145; Da-
mas D.
Eskimo communities..., p. 116.

261 МассонВ. M. Экономика.... с. 116; Бибиков С. П. Некоторые аспекты..., с. 9—13; Григорьев Г. II. Восстановление общественного строя палеолити­ческих охотников и собирателей.— ОСР, с. 12.

252 Бибиков С. П. Некоторые аспекты, с. 13 —15.

253 WeyerE. The Eskimos. Hamden, 1962, p. 142—143; MalaurieJ. The Eski­
mos.— Realities, 1966, N 185, p. 45.

254 Кабо В. Р. Первобытная община охотников и собирателей (по австралийским
материалам).— 11ИДО, с. 239—240.

255 Goldman J. Tribes of the Vaupes-Caqneta region, p. 781, 783; Idem. The Cubeo.

256 Борисковский II. И. Древнейшее прошлое человечества, с. 192.
267 FejosP. Ethnography..., p. 30-32, 41—42, 59, 79, 86.

258 Whiffen Th. The North-West Amazons, p. 136.

259 BalikciA. The Netsilik Eskimo. Garden City, 1970, p. 116—119.

260 Ibid.

261 Cooper J. The Yahgan, p. 94.

2(i2 Cooper J. The Ona, p. 117; Bird J. The Alacaluf, p. 71.

263 Metraux A. The Botocudo. p. 536.

264 Kirchhoff P. Food-gathering tribes.... p. 460—461.

265 Артемова О. 10. Личность и нормы поведения в обществе аборигенов Авст­
ралии. Автореф. канд. дне. М., 1981, с. 14, 20—21.

266 Североамериканские индейцы, с. 296

267 Там же, с. 394—395.

268 Lowie В. Social and political organization of the tropical forest and marginal
tribes.— HSAI, v. 5, p. 342—343.

269 Kirchhoff P. Food-gathering tribes..., p. 453.

270 BalikciA. The Netsilik Eskimo.

BecherH. Yanonami. Neue wissenschaftliche Erkenntnisse iiber die alteste

271 Bevolkerungsgruppe Amazoniens. Gottingen, 1962, S. 17 —19.

272 Fejos P. Ethnography...


Глава четвертая

ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА

ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ-СКОТОВОДОВ

И ВЫСШИХ ОХОТНИКОВ, РЫБОЛОВОВ

И СОБИРАТЕЛЕЙ

1. Неолит как период становления и развития позднепервобытной общины

На протяжении раннего и среднего голоцена в большинстве ре­гионов мира иа основе существенного подъема производительных сил совершился переход к позднему этапу первобытнообщинного строя, создавший прочные предпосылки для социальной и имущественной дифференциации и подготовивший становление раннеклассовых об­ществ. Это был период формирования и развития поздпепервобытпой общины, отличавшейся от рапнепервобытной прежде всего следую­щими параметрами. Общины теперь стали значительно крупнее, сте­пень мобильности населения упала, а материальная культура обо­гатилась множеством новых элементов, что в известной мере вызы­валось углублением процессов трудовой специализации и становле­нием ремесла. Общественная структура постепенно теряла прежнюю гибкость, шло формирование новых социальных институтов, росла внутренняя консолидация общества. Центральной становилась кон­цепция вертикального родства, совершенствовалась система власти, основные черты религии стали определяться культом предков, а в системе ценностей главное место со временем заняли понятия, по­рожденные изменениями в отношениях собственности.

Эта характеристика учитывает прежде всего социологические по­казатели в отличие от сугубо технологических, па которых обычно строится археологическая периодизация. Вот почему по смыслу тер­мин «неолит» не тождествен термину «позднепервобытная община». И все же, учитывая характер технологии и способы хозяйствования, а также некоторые социологические показатели, выявляемые архео­логически, можно с уверенностью утверждать, что многие неолити­ческие общины типологически относились к классу позднепервобыт-ных.

Впрочем, в свете последних исследовании сам термин «неолит» требует некоторых разъяснений. Первоначально выделение неолити­ческих культур проводилось с помощью исключительно технологи­ческих критериев: признаками неолита служили прежде всего появ­ление таких технических приемов, как шлифование и сверление кам­ня, и таких новых элементов материальной культуры, как топоры-тесла и керамика. В то же время малая изученность мезолитического периода создавала иллюзию относительно резкого разрыва между палеолитической и неолитической техникой. Считалось, что руково-


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНА Я ОБЩИНА_______________ 2ЭТ

дящне типы неолитической материально!! культуры появлялись сразу в комплексе, и поэтому соответствующие им памятники легко вы­членялись.

Однако с развитием археологических исследований в различных регионах мира уязвимость этих критериев стала очевидной. Выясни­лось, во-первых, что каменные топоры с подшлифованными лезвия­ми имелись уже в период плейстоцена в Австралии, что навыки свер­ления возникли столь же рано, как и обжиг глины и изготовление фигурок из пес (палеолитическая стоянка Дольни Вестоници в Мо­равии), а во-вторых, что в ряде случаев общества, характеризуемые по другим признакам (наличие земледелия и скотоводства) как ран-ненеолитические, еще не знали ни изготовления глиняной посуды, ни шлифованных топоров. Последнее породило концепцию «докера-мического неолита», применяемую для памятников Передней Азии, а в последние годы и для некоторых районов Европы. Археологи-аме­риканисты вообще отказались от термина «неолит», причисляя голо-цеповые докерамнческпе памятники, в том числе и с рашшми форма­ми производящего хозяйства, к «архаической эпохе», а ранние кера­мические — к «формативной». Отсутствие строгих связей между ран­ним земледелием и гончарным производством подтверждается и не­которыми этнографическими данными. Большинство известных этно­графам групп папуасов-земледельцев Новой Гвинеи не изготовляли глиняных сосудов сами, по некоторые из них выменивали гончарные изделия у соседей.

Вообще выделение каких-либо эволюционных стадий по чисто техническим критериям не лишено определенных слабостей, а это хорошо продемонстрировали критики известной схемы Л. Г. Морга­на, да и сам Морган понимал уязвимость этого подхода. Действитель­но, основываясь на многочисленных этнографических примерах, не­сложно показать, что ряд связываемых обычно с производящим хо­зяйством технических достижений и некоторые другие черты куль­туры не чужды и отдельным обществам охотников, собирателей и рыболовов. Палки-копалки и терочники зафиксированы у наюте, ав­стралийцев, ведда, бушменов, шлифованные орудия — у некоторых австралийцев, примитивный контроль за водой — у паюте, квакиут-лей, некоторых австралийцев, керамика — у андаманцев, ведда, йокутсов, ямы-хранилища — у паюте, металлургия — у индейцев се­веро-запада Северной Америки, крупные долговременные поселки и развитая поздперодовая организация — у целого ряда рыболовческо-охотничьих народов'.

Все это привело к пересмотру прежней концепции неолита, кото­рую современные пеоэволюционисты вслед за Г. Чайлдом стали свя­зывать с обществами, обладающими производящим хозяйством. По­ложительным моментом такого подхода служит попытка увязать неолит не с отдельными техническими достижениями, наличие или отсутствие которых в каждой конкретной ситуации могло иметь слу­чайный характер, а с эволюцией форм хозяйства, следовательно, и


238 Глава четвертая

с эволюцией общества в целом. Однако и этот подход уязвим для критики. Его главный недостаток заключается в стремлении его сто­ронников жестко связать формы хозяйства с теми или иными осо­бенностями социальной структуры и другими элементами обществен­ной жизни и культуры, на чем и основывается выдвинутая Г. Чайл-дом концепция «неолитической революции»2. На самом деле, как будет показано ниже, связь эта, хотя и существует в реальности, яв­ляется опосредованной и действует через механизмы, в некоторой степени нейтральные по отношению к формам хозяйства. Ведь само по себе хозяйство еще но имеет четкой стадиальной принадлежности, а его связь с уровнем общественного развития и социальной струк­турой не является жесткой. Это происходит потому, что указанная связь опосредуется производственными отношениями, в зависимости от характера которых один и тот же тип хозяйства может служить совершенно разным целям в обществах, различающихся по уровню развития.

Вот почему во многих случаях общественные отношения и со­циальная структура высших охотников, собирателей и рыболовов близко напоминают соответствующие черты обществ ранних земле­дельцев и скотоводов, а оставленные теми и другими археологические памятники имеют много общего и могут объединяться в рамках кон­цепции «неолита». Поэтому мы считаем возможным трактовать мно­гие известные археологам неолитические памятники в свете этногра­фических представлений о позднеродовых общинах ранних земле­дельцев и скотоводов и высших охотников, рыболовов и собирате­лей 3. Разумеется, это вовсе не означает их полного отождествления, а лишь подчеркивает тот факт, что по общественным отношениям и некоторым формам культуры они стадиально находились ближе друг к другу, чем к обществам более отсталых охотников, рыболовов и собирателей.

В ряде случаев оставаясь по археологическим критериям неоли­тическим, общество могло достичь предклассового состояния. Иногда это происходило на оспове развитых земледелия и скотоводства, иног­да — на базе эффективного присваивающего хозяйства. Таким обра­зом, в некоторых случаях производящее хозяйство могло проникать в общества, уже отличавшиеся определенным развитием социальной и имущественной дифференциации. Детально облик этих обществ в настоящем томе рассматриваться не будет, так как это выходит за рамки периода нозднепервобытной общины. Однако в сводке архео­логических материалов соответствующие проблемы вкратце будут затрагиваться, чтобы, во-первых, показать, до каких пределов могли развиваться отдельные неолитические по археологическим критериям общества, во-вторых, пе оставлять незавершенной тему, связанную с процессами распространения производящего хозяйства по террито­рии пашей планеты.

Особенности перехода к неолиту. Переход к позднепервобытной общине совершался в разпых районах мира в разпые эпохи в зависи-


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 239

мости от сложившейся конкретно-исторической обстановки. Кое-где некоторые ее особенности могли сложиться уже в позднем палеолите, однако всемирные масштабы указанный процесс принял лишь в не­олите в условиях всеобщего подъема производительных сил, перехода к более прочной оседлости и роста народонаселения.

Специфической чертой переходного периода было то, что внешним стимулом для пего послужил упадок характерных для палеолита массовых охот на стадных копытных животных. Это было вызвано губительным эффектом климатических колебаний рубежа плейсто­цена — голоцена, эффектом, значительно усиленным хищническим характером охоты4. В итоге некоторые виды животных вообще вы­мерли, численность других сильно сократилась. Теперь плотность биомассы настолько уменьшилась, а охотничье искусство человека настолько усовершенствовалось, что интенсивная охота могла вообще подорвать способность популяций животных к воспроизводству. По­этому необходимо было вводить искусственные ограничения на охо­ту, компенсируя убыток развитием других видов хозяйства. Этому способствовала и возросшая плотность населения, при которой об­щины уже не могли свободно передвигаться на соседние территории, не конкурируя с соседями.

Все это требовало трансформации первобытного хозяйства, ко­торая шла главным образом по пути расширения пищевого рациона за счет новых источников питания, в частности растительной пищи. Возникавшие па этой основе хозяйственные системы были связаны со все более интенсивным использованием локальных ресурсов5. Эта тенденция была характерной для многих обществ раннего голоцена. О том, что приспособление первобытной культуры к новым условиям обитания имело определенные трудности, свидетельствует запустение ряда районов Европы, а также некоторое уменьшение населения и понижение средней продолжительности жизни у людей Восточного Средиземноморья в начале голоцена6.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 501. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия