Глава третья 3 страница
Основные положения концепции Н. И. Вавилова нашли подтверждение в ходе последующих исследований, проводимых ботаниками, зоологами и в особенности археологами, и до сих пор не утратили своего основополагающего значения27. В то же время в свете новейших исследований, значительно обогативших наши знания о диких предках культурных форм и их древних ареалах, направлениях эволюции культурных видов и путях их распространения, времени, месте и обстоятельствах этих сложных процессов п т. гг., некоторые частные выводы Н. И. Вавилова требуют уточнения и даже пересмотра. Вместе с тем нельзя признать удачной попытку некоторых ботаников вообще отказаться от идеи очагового становления земледелия и вернуться к прежней гипотезе о параллельном независимом переходе к производящему хозяйству па всей территории распространения диких сородичей тех или иных культурных форм28. Как правило, эти авторы указывают на два момента. Во-первых, они отмечают несовпадение в ряде случаев предполагаемого центра происхождения, с одной стороны, и очага ботанического многообразия, с другой: второй мог иметь и часто действительно имел вторичный характер. Однако этот факт неоднократно подчеркивал сам II. И. Вавилов 29, и значение его вовсе не в том, что он будто бы противоречит вавиловской концепции центров происхождения, а в необходимости более строгой интерпретации ботанических материалов с учетом исторических данных. Во-вторых, полемизируя с Н. И. Вавиловым, его современные оппоненты указывают, как правило, на такие еще мало изученные в археологическом отношении регионы, как, например, Африка или Юго-Восточная Азия, что делает их построения в высшей мере гипотетичными. Характерно, что районы, в которых переход к производящему хозяйству археологически прослежен (Передняя Азия, Мезоамерика, Южная Америка), полиостью подтверждают концепцию Н. И. Вавилова. Современные археологические данные позволяют выделить несколько безусловно первичных очагов становления производящего хозяйства. Это Передняя Азия, Северо-Восточная Африка, Юго-Восточная Азия, Мезоамерика и андийская область Южной Америки. Возможно, к этому списку в скором будущем добавится еще несколько очагов, таких, например, как Восточная Азия, Западная Африка 250__________________ Глава четвертая или низменности Южной Америки. Однако изученность последних сейчас еще недостаточна для определения степени первичности в них рассматриваемого процесса. Передняя Азия. В Передней Азии в настоящий момент вычленяется несколько районов, в которых переход к производящему хозяйству совершился самостоятельно. Лучше всего этот процесс изучен в Палестине и Сирии, где в конце плейстоцена — начале голоцена отмечались устойчивые тенденции к развитию оседлости и усилению таких видов хозяйственной деятельности, как собирательство диких растений и рыболовство. Указанные тенденции с особой силой проявились в период существования натуфийской культуры XI— X (X—IX) тыс. до н. э.30. Натуфийцы вели сезонное многоресурспое хозяйство, что в археологическом материале нашло свое отражение в сочетании базовых поселков с временными охотничьими стоянками. Поселки, занимавшие площадь от нескольких сотен до 2—3 тыс. кв. м (0, 2—0, 3 га), состояли из нескольких круглых или овальных каменных наземных домов, а чаще полуземлянок диаметром 2, 5— 10, 0 м, по обычно 5—7 м. Иногда использовались хижины из деревянных жердей и шкур, а также пещеры. В домах имелись открытые очаги и ямы-хранилища. В наиболее крупных поселках могло обитать до 200—300 человек, по, как правило, размеры общий были меньше. Натуфийцы занимались охотой, собирательством и местами рыболовством. Со временем роль сбора диких растений (эммера, ячменя и бобовых) возросла. Соответственно увеличивался и сопутствующий этому инвентарь — жатвенные ножи, ступки, песты, терочникп, зернотерки, каменные сосуды, возможно, уже Имелись корзины. По-видимому, поздние патуфийцы умели выращивать растения. Они имели домашних собак, но к скотоводству еще не перешли (вопреки мнению ряда авторов о том, что они пасли прирученных коз и джейранов). Судя по материалам могильников и некоторым другим данным, в натуфе уже существовала определенная социальная дифференциация31. В IX (VIII) тыс. до н. э. па основе натуфа в Палестине сформировалась местная культура раннего докерамического неолита А, во многом продолжавшая и развивавшая его традиции. Именно в этот период здесь впервые появились прямые данные о земледелии — зерна культурного эммера32 и ячменя, что не позволяет согласиться с утверждением Ж. Перро об отсутствии земледелия в Палестине в период докерамического неолита33. Потомки натуфпйцев жили в круглых или овальных однокомнатных домах-полуземлянках площадью 9—15 кв. м. Как и прежде, дома имели каркасно-столбовой остов, но их степы строили теперь не только из камня, но и из сырцовых кирпичей. Крыша, возможно, была сводчатой. Наряду с прежними видами инвентаря теперь появились подшлифовапные топоры и тесла и широко распространились разнообразные наконечники стрел. В Бейде были найдены деревянные сосуды, корзины, обмазанные глиной или битумом, а также зафиксированы первые опыты но ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНЛ 251 производству керамики. Поселки этой фазы были крупнее натуфий- ских и иногда достигали площади 3 га (Иерихон). В Иерихоне имелись мощные степы, одна из которых была связана с высокой каменной башней. Во второй половине X (IX) тыс. до н. э. натуфийцы проникли в Северную Сирию и осели по берегам Евфрата, занимаясь там охотой, рыболовством и собирательством таких растений, как пшеница-однозернянка, ячмень, чечевица и вика. В IX (VIII) тыс. до н. э. они, видимо, перешли к их культивации. Во всяком случае в Западной Сирии под Дамаском разведение всех указанных растений в этот период уже было известно34. Нуждам собирательства, а позже и земледелия служили жатвенные ножи, ступки, песты, каменные сосуды, а также специальные ямы, в которых обжаривали зерно, а, возможно, даже пекли хлеб. На рубеже X— IX (IX— VIII) тыс. до н. э. в этом районе зафиксированы первые глиняные изделия — маленькие сосуды ц фигурки. Но затем их производство временно прекратилось, чтобы возродиться вновь в середине VIII (VII) тыс. до н. э. Древнейшие евфратские поселки (Мурейбит, Шейх Хассап, Абу Хурейра), достигая размеров 2—3 га, состояли первоначально из типично позднепатуфнйских глинобитных или каменных домов каркасно-стол- бовой конструкции диаметром 2, 5—4, 0 м, однако позже, с переходом к докерамическому неолиту, здесь началось строительство прямоугольных многокомнатных домов из камня или сырцовых кирпичей. Эти прямоугольные строения первоначально предназначались для амбаров. На протяжении неолита в VIII (VII) тыс. до н. э. в поселке Абу Хурейра, разросшимся теперь до 11, 5 га, возникло скотоводство (козы и овцы), проникшее сюда, видимо, с востока, и появился культурный эммер, ннтродуцированный несомненно из Леванта. Предполагается, что в это время здесь уже зарождалось примитивное орошение Зь. В Юго-Восточной Турции переход к земледелию и скотоводству зафиксирован во второй половине IX—начале VIII (втор. пол. VIII — нач. VII) тыс. до н. э. па поселении Чайоню-Тепези, где возделывали пптешщу-однозернянку, эммер и бобовые, а в поздний период начали разводить скот (коз и овец). Как и в Северной Сирии, здесь наблюдался постепенный переход от круглых или овальных полуземлянок к прямоугольным многокомнатным домам из камня или сырцовых кирпичей. Указанное поселение интересно и тем, что здесь в докерамическом комплексе были найдены древнейшие кованые изделия из самородной меди36. Судя по некоторым данным, один из видов культурной пшепицы-однозерняпки был принесен в Чапо-ню из Западной Анатолии, где, следовательно, его разводили по меньшей мере с первой половины IX (пер. пол. VIII) тыс. до и. э.37 Раннеземледельческий поселок VIII (VII) тыс. до и. э. Телль-Магзалия был открыт советской археологической экспедицией в Северном Ираке в предгорьях Синджара. Он также состоял из многочисленных глинобитных мпогокомнатиых домов, а со временем здесь 252 Глава четвертая была построена каменная оборонительная стена. И здесь встречались предметы, сделанные из меди способом холодной ковки. Помимо каменных сосудов и плетеных корзин, жители Магзалпи начали использовать гипсовую посуду, подхватив традицию, известную в этот период на ряде памятников Северной и Западной Сирии. Население Магзалии выращивало главным образом ячмень, пшеннду-однозернянку и эммер и разводило коз и овец38. В горах Загроса наследники верхнепалеолитической культуры зарзи в XI—IX (X—VIII) тыс. до п. э. вели правильное сезонное хозяйство, обитая поочередно то в пещерах, то на открытых временных или более постоянных стоянках размером до нескольких га. Подобно патуфийцам, они строили круглые или овальные каменные наземные дома или полуземлянки диаметром 3—4 м (по порой до 10 м). Население занималось охотой и в небольшой степени рыболовством. Со временем росло значение собирательства, которое постепенно переросло в земледелие. Этому сопутствовало развитие таких нидов инвентаря, как жатвенные ножи, ступки, песты, зернотерки, появление корзин и каменных сосудов, устройство ям-хранилищ. Для вырубки лесов и обработки дерева использовались топоры с под-шлифованным лезвием. В IX (VIII) тыс. до н. э. жители Загроса перешли к разведению культурных растений (пшеница, ячмень, бобовые) и одомашнили коз и овец39. С конца верхнего палеолита у них имелись собаки. В IX (VIII) тыс. до н. э. в некоторых поселках Загроса (Гандж Дарех и др.) появилось древнейшее керамическое производство. Таким образом, в течение IX (VIII) тыс. до п. э. в ряде районов Передней- Азии на основе использования местных видов фауны и флоры совершился самостоятельный переход к производящему хозяйству. В то же время уже в этот период между отдельными микроочагами развивался обмен сырьем, готовыми изделиями, а также отдельными культурными видами растений и животных, который в течение VIII—VII (VII—VI) тыс. до и. э. привел к окончательному формированию переднеазиатского земледельческо-скотоводческого комплекса. Впоследствии этот комплекс воздействовал па соседние с Передней Азией общества, благодаря чему производящее хозяйство начало распространяться па соседние территории. Северо-Восточная Африка. Уже в конце верхнего палеолита в некоторых районах Верхнего Египта и Нубии, тяготеющих к нильской долине, из среды охотников, рыболовов и собирателей выделились отдельные общины, в хозяйстве которых со временем возрастала роль интенсивного собирательства растений. Наиболее ранние из таких стоянок встречены в Вади Куббапия и относятся ко второй половине XVIII—XVII (втор. пол. XVII-—XVI) тыс. до н. э. Со временем роль рыболовства здесь падала, а значение сбора плодов диких растений, напротив, возрастало, что привело в XIV—XII (XI11— XI) тыс. до н. э. к возникновению относительно крупных долговременных стоянок, население которых имело довольно развитую со- _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 253- цпальную организацию, нетипичную для многих из современных им охотников и собирателей. Лучше всего такие стоянки изучены под Иеной, где главным видом растительной пищи был, по-видимому, ячмень. Предположение о его выращивании здесь в верхнем палеолите пока что не подкрепляется бесспорными фактическими материалами, но идею о некоторой заботе о нем, его охране и, возможно, примитивном искусственном орошении вряд ли можно оспаривать. Росту собирательства сопутствовало появление жатвенных ножей, те-рочников, ступок и пестов40. К сожалению, ход дальнейшей эволюции этих собирателей мало известен из-за плохой изученности ран-неголоценовой эпохи в Египте. Ясно лишь, что в ряде случаев изменение природной обстановки привело к затуханию собирательской1 активности и возврату к интенсивному рыболовству. Однако к концу VIII (VII) тыс. до н. э. в районе Набта Плайя возникли раниеиеоли-тпческие поселки, жители которых уже не только охотились и ловили рыбу, а и выращивали ячмень. Они обитали в более пли менее прочных домах столбовой конструкции, рыли колодцы для воды и уже обладали шлифовапными топорами и теслами, а также керамическими сосудами. Не позднее рубежа VII—VI (VI—V) тыс. до п. э. они начали выращивать эммер и разводить крупный рогатый скот, а к концу VI (V) тыс. до п. э. здесь появились козы и овцы. Аналогичные данные о ранненеолитическом скотоводстве происходят и из оазиса Харга41. В последние годы данные о раннеземледельческом хозяйстве VIII (VII), а, возможно, даже и IX (VIII) тыс. до н. э. были получены из района дельты Нила. Есть основания полагать, что в этот период местное население развивалось в тесных контактах с обитателями Леванта. Характер этих связей и их роль в становлении древнейшего земледелия требуют дальнейших исследований. Западная Африка. Судя по ботаническим и этнографическим данным, Западная Африка являлась важным земледельческим очагом, в котором были окультурены такие растения, как африканский ямс, масличная пальма, африканский рис и ряд других. На этом основании некоторые специалисты, главным образом, ботаники и этнографы (Дж. Мэрдок, Р. Портер, Д. Курси и др.), отстаивают идею самостоятельного становления здесь земледелия42. Однако за неимением точных фактических подтверждений тезис о полной независимости этого очага пока что не может считаться доказанным. Правда, благодаря новым археологическим исследованиям в последние годы в Западной Африке постепенно выявляются все более древние комплексы с керамикой и шлифованными топорами. В настоящее время наиболее ранний из них Шум Лака датируется VII—VI (VI—V) тыс. до и. э. Однако пока что этих данных еще недостаточно для того, чтобы детально изучить процесс становления местного земледелия пли хотя оы датировать его. До некоторой степени картину проясняют последние лингвистические данные, позволяющие говорить о наличии раннего земледелия уже у иротобанту и протоубангийцев по меньшей мере в III тыс. до н. э. И те, и другие выращивали ямс, а протобанту 254 Глава четвертая знали к тому же и разведение масличной пальмы. Кроме того, в первой половине IV (втор. пол. IV) тыс. до и. э. два западноафриканских растения — фонио и масличная пальма — были известны па территории Республики Судан, куда они были, несомненно, занесены с запада. Все это позволяет предполагать наличие западноафриканского раннеземледельческого очага по меньшей мере к началу IV тыс. до ш. э. Вместе с тем проблема его возникновения остается открытой. Подавляющее большинство специалистов и ныне отрицают его самостоятельность, связывая его происхождение с какими-либо импульсами из Сахары. И хотя археологически это предположение пока что не находит строгих обоснований, отметим, что лингвистические данные до некоторой степени его подтверждают. Об этом говорит наличие в протобанту термина для обозначения коз, а козы могли попасть в Западную Африку только от сахарских скотоводов. Как бы то ни было, даже если па становление западноафриканского земледелия повлияли какие-то внешние импульсы, уровень развития местного населения был достаточно высок, чтобы па основе синтеза местных и привнесенных из Сахары традиций началось формирование своеобразного западноафриканского очага в том виде, в котором он дожил до европейской колонизации. Юго-Восточная Азия и Южный Китай. Формирование земледельческого комплекса Юго-Восточной Азии и Южного Китая с его основными компонентами ямсом, таро и рисом началось, по-видимому, в раннем голоцене, когда здесь обитали носители хоабинской культуры. Хоабиньцы жили мелкими группами и вели подвижное сезонное хозяйство, включавшее охоту, рыболовство, собирательство моллюсков, по главным образом использование диких растении. Их стоянки располагались как в горных пещерах, так и на открытых участках речных пойм и побережий. В результате раскопок ряда пещер было установлено, что их обитатели употребляли растения для самых разнообразных целей: не только в пищу, по и в качестве лекарственных средств, наркотиков, ядов, а также для поделок. Бедность н неразработанность каменного инвентаря хоабиньцев также являлась следствием широкого использования дерева, в частности бамбука. Однако прямых свидетельств земледелия у хоабипьцев пока что определить не удалось43. Вместе с тем есть все основания предполагать зарождение земледелия именно в хоабине, хотя, безусловно, не все группы хоабпньцев приняли участие в этом процессе — некоторые из них еще долго оставались охотниками и собирателями и обитали рядом с развитыми земледельцами и скотоводами по меньшей мере до III — II тыс. до и. э. Как нетрудно заметить, ареал хоабиньской культуры в основном совпадал с областью, с которой ботаники склонны связывать доместикацию целого ряда растений и животных44. Район, в пределах которого могла произойти доместикация риса, протянулся от Северо-Восточной Индии и северных районов Бангладеш до Северного Вьетпа- _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 25& ма и южных пределов Китая. Древнейший культурный рис был представлен своей тропической разновидностью сяньдао (Oryza sativa L. subsp. hsien Ting). В районе Янцзы на ее основе позже была выведена другая холодоустойчивая разновидность — гэндао (Oryza sativa L. subsp. keng), а в южных областях — крупнозерная (яванская) разновидность булу, распространившаяся позже из Индонезии на Филиппины, Тайвань и Японию. Рис — гидрофильное растение, и, как считают теперь большинство ботаников, его первоначальная культивация могла происходить только во влажных степных пли лесостепных районах. Следовательно, влаголюбивые сорта культурного риса предшествовали суходольному его виду. В пользу этого как будто бы говорит тот факт, что наиболее разнообразные и примитивные разновидности риса связаны сейчас именно с низменностями, тогда как суходольные формы повсюду обладают довольно развитыми морфологическими чертами45. Южным пределом рисоводческих культур стали Западная Индонезия и Западная Микронезия. Находки культурного или по крайней мере переходных к нему форм риса в VI — IV (V—IV) тыс. до н. э. в Северо-Восточном Таиланде, в долине Ганга и в устье Янцзы, причем в последнем случае далеко за пределами района первичной доместикации 46, свидетельствуют о становлении рисоводства по меньшей мере в VII—VI (VI—V) тыс. до н. э. В принципе рис мог быть окультурен повсюду в пределах указанной выше области, однако глубокообоснованное теперь данными лингвистики, палеоантропологии и эт-пографии положение о формировании в южногималайском очаге мощного этнического массива, откуда различные группы населения расселялись в период неолита47, позволяет связать этот демографический взрыв и экспансию, в частности, с возникновением рисоводства48. Ареал диких сородичей важнейших видов культурного ямса простирается сейчас от долины Ганга до Южного Китая, по некоторые ботаники локализуют район их доместикации в более узкой области — в северной и центральной частях Юго-Восточной Азии. Ямсы умеренных широт, по мнению некоторых специалистов, могли разводиться еще рыболовами и охотниками культуры дземои в Японии. В Индонезии некоторые второстепенные сорта ямса также могли быть введены в культуру самостоятельно. В отличие от таро ямс менее влаголюбив. Он вошел в культуру, видимо, на границе засушливых степей и влажных лесов. Другой клубнеплод — таро начали выращивать, по-видимому, в треугольнике Бангладеш — Ассам — Верхняя Бирма или же в Индонезии. Однако так как океанийские виды тарот по данным цитогенетики, близки именно южноазиатским, то первый район и следует считать важнейшим центром доместикации таро, хотя дикие его разновидности встречаются и в Индонезии. Таро и ямс должны были войти в культуру не позже, чем возникло рисоводство, так как основанное на их выращивании земледелие проникло на Новую Гвинею, видимо, еще до расселения австронезийцев, знавших рисоводство 49. .256 Глава четвертая Одним нз главных видов растений, окультуренных в Юго-Восточной Азии, был также один вид банана. Другой вид вошел в культуру уже на Новой Гвинее. Кроме указанных растении, в Юго-Восточной Азии и Южном Китае было одомашнено еще несколько более второстепенных видов. Одно время считалось, что древнейшее земледелие в Юго-Восточной Азии было связано с выращиванием исключительно клубнеплодов. Сторонники этой теории, согласно которой рис первоначально рассматривался ранними земледельцами как сорняк н лишь позже был введен в культуру, встречаются и до сих пор. Однако новейшие •открытия заставляют от нее отказаться50. Теперь представляется более правдоподобным, что различные группы обитателей гималайских предгорий могли вначале иметь дело с разными растениями: одни — •с рисом, другие — с различными видами клубнеплодов, а некоторые — с тем и другим вместе, чему способствовал гидрофильный характер диких разновидностей таро и риса. Кроме того, благодаря последнему ■ обстоятельству разведение и таро, и риса с самого начала должно было быть связано с примитивным искусственным орошением. Часть раннеземледельческих коллективов могла начать расселение из южногималайского очага до овладения полным набором местных культурных растений. Поэтому в некоторых маргинальных районах выращивание клубнеплодов преобладало до недавнего времени. В одном из таких районов, в Индонезии, удалось проследить постепенное распространение рисоводства и падение роли клубнеплодов51. Становление земледелия в Юго-Восточной Азии и Южном Китае происходило на фоне существенных палеогеографических и па-леоклиматических изменений52. Кроме того, ему, видимо, сопутствовали сложные этнические процессы, вызванные проникновением из Южного Китая на юг южных монголоидов и их смешением с местными австралоидами. Видимо, в этих условиях в конце VIII — VII (конец VII — VI) тыс. до н. э. у поздних хоабиньцев и появились шлифованные топоры-тесла, керамика и характерные цельнокамен-ные ножи, судя по этнографическим аналогиям, использовавшиеся при жатве. Из важнейших животных, одомашненных в Юго-Восточной Азии, следует отметить гаура (митхен, или гаял), баптепга (балпйскнй скот) и буйвол (болотная порода). Здесь же впервые были приручены куры, дикие сородичи которых (красные куры джунглей) и ныне обитают от Кашмира до Вьетнама. Некоторые пароды Индокитая (сеноп) и сейчас еще приручают кур. Восточная Азия. Восточноазиатский древнеземледельческий очаг охватывает Северный Китай, Монголию и соседние районы Советского Дальнего Востока. С этим очагом связано введение в культуру прежде всего чумпзы, родина которой предположительно локализуется в Северном Китае и горных областях Монголии533. К сожалению, археологическая изученность этих районов еще недостаточна для выявления обстоятельств перехода к земледелию, а интерпретация _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 257 имеющихся данных вызывает споры и самые противоположные суждения. Одни специалисты считают, что древнейшая оседлоземледелъ-ческая культура Северного Китая япшао сложилась на основе местного палеолита или мезолита, а позже потомки ее носителей разнесли земледельческие навыки на соседние территории вплоть до Юго-Восточной Азии54; другие выводят предков носителей культуры япшао с юга, но связывают их переход к земледелию с приходом на лёссовые равнины излучины Хуанхэ55; по мнению третьих, они появились в лёссовом районе, уже зная земледелие, обучившись этому на юге56. Кроме того, существует еще представление о миграции предков носителей культуры яншао с запада57. В противовес этим идеям недавно были высказаны соображения о ряде независимых местных микроочагов в пределах восточпоазиатского центра, к которым были отнесены, в частности, некоторые районы Монголии, Маньчжурии и Советского Дальнего Востока58. В последние годы Чжан Гуанчжн изменил свою первоначальную точку зрения и признал существование в Южном Китае независимых от япшао других местных очагов земледелия59. Недавние открытия в Северном Китае, позволившие выявить новый, дояншаоский раннеземледельческий пласт, отодвигают рубеж начала здесь земледелия на одно-два тысячелетия раньше. Это значительно снижает роль яншао в решении проблемы возникновения земледелия, но не делает эту проблему менее острой, так как и доян- шаоские культуры крашеной керамики (лаогуапьтай, пэйлиган, ци-шаиь) имели уже относительно развитый земледельческий облик и их носители издавна выращивали чумизу. Поэтому из-за скудности имеющихся данных реконструировать сколько-нибудь окончательно процесс становления земледелия в Восточной Азии сейчас невозможно. Достаточно очевидным представляется лишь резкое отличие раннеземледельческих культур крашеной керамики в Северном Китае от соседних более северных неолитических культур. Если первые еще в VII—V (VI — IV) тыс. до н. э. обладали довольно развитым земледельческим комплексом, то этого нельзя с полной уверенностью утверждать об их соседях, которые, правда, занимались не только охотой и рыболовством, но и интенсивным собирательством. Поэтому предположение о самостоятельном переходе последних к производящему хозяйству теоретически не лишено основания. Отстаивая эту гипотезу, ее сторонники обычно указывают на развитие оседлости и распространение терочников и другого инвентаря, необходимого для уборки и обработки съедобных растений, у населения Монголии, Маньчжурии и Приамурья в неолите. К сожалению, многие неолитические поселки этих районов еще слабо изучены и плохо датированы, а там, где степень их изученности достаточно высока, как, например, в Приамурье, «земледельческие» черты в их инвентаре оказываются довольно поздними и появляются в III — II тыс. до и. э. Таким образом, с полной уверенностью сейчас можно утверждать лишь о возникновении земледелия в излучение Хуанхэ к VII (VI) тыс. до п. э., ' История первобытного общества 258 Глава четвертая а в Среднем Приамурье и соседних областях — не позднее III— II тыс. до н. э. Проблема же происхождения в этих районах земледелия остается открытой60. Америка. В древней Америке возникло несколько самостоятельных очагов первобытного земледелия. Наибольшее распространение со временем получили две земледельческие системы: одна, основанная на выращивании маиса — тыкв — фасоли, другая — па разведении маниока. Кроме того, раннее земледелие включало и такие растения, как батат, перец, картофель, хлопчатник, киноа, арахис, подсолнечник и др. В отличие от Старого Света скотоводства на большей части территории Америки не было, что заставляло даже развитых земледельцев уделять относительно много внимания охоте. Единственный локальный очаг скотоводства возник в Центральных Андах, где были одомашнены гуанако и морские свинки. В ряде других областей индейцы спорадически разводили домашних птиц, например индюков в Мезоамерике и южных районах США. Собаки попали в Америку, видимо, с одной из ранних воли переселенцев из Старого Света. Встреченные недавно на Камчатке остатки лайковид-ной собаки X (IX) тыс. до п. э.61 хорошо увязываются в этом отношении с находками собак X (IX) тыс. до н. э. в Северной Америке и VII—VI (VI—V) тыс. до н. э. в Центральных Андах62. Основными очагами становления земледелия в Америке считаются горные районы Мезоамерикн и Центральных Анд, хотя некоторые растения могли быть введены в культуру и в других местах (в тропических низменностях Центральной и Южной Америки, на юго-востоке США и т. д.). Как теперь выяснено, различные виды одних и тех же растений могли быть одомашнены независимо и в Центральной и в Южной Америке. К таким растениям относятся фасоль, маниок, тыквы, перец, бархатик и т. д. Сложнее обстоит дело с маисом. Одни специалисты предполагают, что он был одомашнен независимо в Мезоамерике и в Южной Америке, другие локализуют единственный очаг его доместикации в Мезоамерике, отмечая, что различные его разновидности были выведены в разных районах в условиях его интродукции и адаптации к новой природной обстановке и в процессе гибридизации. Дикий предок культурного маиса неизвестен, и это вызывает среди специалистов споры о его происхождении. Одни (П. Манглсдорф) настаивают на его эволюции от гипотетического дикого маиса, другие (Дж. Бидл) выводят его из местного мезоамериканского злака теосинте.
|