Глава третья 4 страница
В случае правоты последних, а их сейчас большинство, придется признать единственным центром становления маисового земледелия Мезоамерику, так как именно здесь локализуется ареал теосинте. В пользу этого как будто бы говорят новые открытия ботаников и результаты последних археологических исследований в пещере Гила Накиц (Оахака, Мексика), где в слоях X—VIII (IX—VII) тыс. до н. э. была встречена пыльца злака, напоминавшего и маис, и теосинте 63. Правда, многие древнейшие початки маиса первой половины ___________ П ОЗДНЕПЕРВОБ ЫТНАЯ ОБЩИНЛ_______________ 259 III (втор. пол. III — нач. II) тыс. до н. э. в Южпой Америке относятся вроде бы к иным разновидностям, чем синхронный им маис Мезоамерики. На этот факт и обращают внимание те специалисты, которые предполагают самостоятельную доместикацию маиса в Южной Америке64. Но, как выяснилось в ходе недавних исследовании, древнейший маис из горного Перу оказался родственным ранним мексиканским видам. Если сторонники мезоамериканского происхождения маиса указывают на примесь теосинте во всех ранних южноамериканских разновидностях, то их оппоненты высказывают догадку о возможном обитании теосинте в северных районах Южпой Америки в прошлом. Впрочем, ранняя история маиса еще плохо известна, пока что нет серьезных оснований пересматривать теорию о его распространении из мезоамериканского очага65. Область предполагаемой доместикации маниока охватывает низменности Центральной Америки и северной части Южпой Америки. Ранние этапы этого процесса остаются неизвестными. По широко распространенной сейчас теории, сладкая разновидность маниока была введена в культуру в Мезоамерике, а горькая — во внутренних районах Венесуэлы66. То же самое относится к батату, известному в диком виде и в Центральной, и в Южной Америке. Он тоже мог быть одомашнен в этих двух районах независимо друг от друга 67. К этой категории растений относится, по-видимому, и тыква-горлянка, остатки которой известны на раннеголоцеповых памятниках Старого и Нового Света. Делать какие-либо выводы о ранних этапах ее доместикации и древних культурных контактах трудно, так как, во-первых, критерии отличий дикой горлянки от культурной еще не разработаны, а во-вторых, она может легко распространяться с помощью морских течений без вмешательства человека 68. а) Мезоамерика. Этапы формирования мезоамериканского очага древнего земледелия в настоящее время лучше всего изучены в трех аридных горных районах Мексики: в Тамаулипасе (Северо-Восточная Мексика), долине Техуакана (Центральная Мексика) и долине Оахакп (Южная Мексика). Здесь в раннем голоцене в X— VIII (IX— VII) тыс. до п. э. местное население выработало правильный сезонный хозяйственный цикл, чередуя обитание в пещерах п на открытых стоянках и осваивая самые различные ресурсы окружающей природы. Основными занятиями служили охота и в особенности собирательство диких растений, кое-где изредка занимались рыболовством. В сухие сезоны общины распадались на мелкие родственные группы в несколько десятков человек, а во влажные — концентрировались в районах, богатых растительной пищей, где общины достигали гораздо больших размеров (до 100 человек). Становление земледельческого образа жизни происходило на протяжении VIII — III (VII — III) тыс. до н. э., несмотря на то что первые культурные растения (тыква, перец, авокадо, бархатник, маис н др.) появились уже в самом начале этого периода. Земледелие получило в хозяйственной системе первостепенное значение лишь тогда, 9* 260 Глава четвертая когда вновь выведенные более продуктивные сорта культурных ра-стешш и развитие новых прогрессивных технических навыков сделали его достаточно надежным источником питания и позволили резко снизить зависимость от дикорастущих растений. Это произошло в Мезоамерике лишь во II тыс. до н. э. Тогда-то здесь и появилась прочная оседлость и возникли довольно крупные поселки с сырцовой архитектурой. В предшествующие периоды па открытых поселках люди жили в землянках. Постепенное повышение роли растительной пищи начиная с IX (VIII) тыс. до н. э. повлекло за собой некоторые изменения в инвентаре, вызвало появление таких орудий, как палки-копалки, зернотерки и куранты, песты и ступки, каменные чаши, корзины и циновки. С VIII (VII) тыс. до н. о. древние мезоамериканцы умели изготовлять веревки и плести сети, однако ткани, первоначально из волокон агавы, юкки и магея, а потом и хлопка, появились только в III — II тыс. до и. э. Керамическое производство возникло в Мезоамерике Среди древнейших культурных растений Мезоамерики ученые называют несколько видов тыкв и фасоли, чилийский перец, маис, хлопчатник, бархатпик и другие важные сельскохозяйственные культуры. Характерно, что они были одомашнены в разных местах и в разные периоды. Это заставляет подразделять единый мезоамсриканский центр на несколько микроочагов, в которых процессы происходили параллельно и между которыми происходил обмен как информацией, так и отдельными культурными достижениями70. б) Андийский горный очаг. Как и в Мезоамерике, в горных Андах рано возникло несколько микроочагов раннего земледелия. Сейчас процесс его становления прослежен лучше всего в Центральных Андах, где располагался перуанско-боливийский микроочаг. Здесь начиная с рапного голоцена шло постепенное формирование сезонного подвижного образа жизни. Люди жили мелкими группами то в пещерах, то на открытых стоянках, чередуя охоту на оленей и верблюдовых в сухие периоды с собирательством диких растений и охотой на мелких животных во влажные периоды. С VIII—VII (VII—VI) тыс. до н. о. роль собирательства возрастала, стоянки влажного сезона становились все более крупными и долговременными, границы районов, осваиваемых отдельными общинами, сужались, но зато использование локальных ресурсов интенсифицировалось. Уже во второй половине VII (VI) тыс. до п. э. на севере Перу (пещера Гитареро) появились первые культурные растения — перец, фасоль обыкновенная и фасоль-лима, к которым в последующем прибавилось несколько видов тыкв. В период с IV до второй половины III (с IV до начала II) тыс. до н. о. в горах началось разведение ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНЛЯ ОБЩИНА 261 появившиеся в этот период мотыги. Развитие собирательства и земледелия требовало новых типов инвентаря: вначале горцы использовали для этого грубые терочники, позже они стали употреблять более совершенные зернотерки, ступки и палки-копалки с утяжелителями. Параллельно становлению земледелия и росту оседлости тел процесс доместикации животных: в V—III (IV—III) тыс. до н. э. в некоторых местах началось разведение лам и морских свинок, хотя окончательно ламоводство сложилось, видимо, лишь во II тыс. до н. э. Во второй половине VII—VI (втор. пол. VI—V) тыс. до н. э. у горцев уже имелись домашние собаки. Особенности природной обстановки в Андах, где дикие растения росли небольшими сообществами на разных высотах, повлияли, видимо, на то, что земледелие здесь первое время развивалось как подсобное занятие в условиях подвижного охотпичье-собирательского образа жизни. Прочная оседлость возникла лишь в III (втор. пол. III — пер. иол. II) тыс. до п. э., когда были выведены новые сорта IV (III) тыс. до н. э. Разведение лам постепенно привело к появле Различные растения перуанско-боливийского очага были введены в культуру в разных местах, возможно, разными группами населения. Вместе с тем становление здесь земледельческого хозяйства п образа жизни происходило в условиях усиливающихся контактов между населением гор, предгорий, засушливых прибрежных районов и низменностей, расположенных к востоку от Анд, а комплекс сельскохозяйственных культур, лежавший в основе оседлого земледелия в IV—III (III — II) тыс. до н. э., уже включал растения всех этих областей. Более того, в IV тыс. до и. э. в него вошел маис, что свидетельствовало о том, что связи с мезоамериканским очагом установились еще в докерамическую эпоху. Недавнее открытие раннеземледельческих поселков IV— III (III) тыс. до п. э. во внутренних районах и на побережье Эквадора позволяет более детально проследить путь маиса, продвигавшегося, видимо, но горным и предгорным территориям с севера. Дело в том, что эквадорская культура вальдивия, корни которой, как теперь выяснено, уходят в горную область, уже знала выращивание нескольких разновидностей маиса72. Следовательно, в горах Эквадора маис разводили по меньшей мере с IV тыс. до н. э. и именно оттуда он проник южнее в Центральные Анды. 262 Глава четвертая в) Колумбийско-венесуэльский равнинный очаг. С колумбийско-венесуэльским очагом связано введение в культуру важнейшего для земледелия тропических лесов и саванн растения — горького маниока. К сожалению, сами остатки маниока в археологических комплексах почти не встречаются, а поэтому судить о ранних этапах его культивации приходится по косвенным данным, которые далеко не всегда могут интерпретироваться достаточно однозначно. Кроме того, внутренние районы северных областей Южной Америки, где, по наиболее обоснованной гипотезе, был одомашнен маниок, археологически изучены еще очень мало. Все это порождает разногласия среди специалистов, весьма по-разному представляющих себе ранние этапы истории рассматриваемого района. Как сейчас выяснено, важным рубежом в этой истории стало оседание населения на морских побережьях и в речных долинах и возникновение в IV (III) тыс. до н. э. долговременных поселений, живших главным образом за счет рыболовства и морского промысла и в меньшей степени — охотой. Охота имела, видимо, большее значение во внутренних, гораздо хуже изученных областях. Кроме того, в обоих случаях со временем росла роль собирательства, появились каменные терочники, песты, а также кое-где циновки, корзины, топоры и шлифованные орудия. Повсюду к середине IV (к нач. III) тыс. до н. э. распространялась грубая примитивная керамика. Первые косвенные указания на разведение маниока происходят с памятников III — II (II —нач. I) тыс. до н. э. (Ранчо Пелудо, Мо-мил I, Маламбо и др.), где среди многочисленных черепков битой посуды встречались обломки характерных противней «бударес», которые часто использовались индейцами для изготовления муки и лепешек из маниока. В конце II (нач. I) тыс. доп. э. в Колумбии и Запад-поп Венесуэле распространился иной земледельческий комплекс, основанный па разведении маиса, и противни здесь сменились зернотерками и курантами. Напротив, в Восточной Венесуэле и соседних с пей районах противни сохранили свое значение и дожили до этнографической действительности. Таковы факты, которые подавляющее большинство современных исследователей интерпретируют как указание на замену более ранней земледельческой системы, связанной с маниоком, более поздней, основанной на разведении маиса73. Наряду с этим существует и прямо противоположное мнение о смене маиса маниоком в Западной Венесуэле в середине I тыс. до н. а.74 Как бы то ни было, находки на перуанском побережье остатков батата и ачиры, относящихся к середине III (концу III) тыс. до н. э., н маниока в конце II (начало I) тыс. до н э. свидетельствуют о наличии земледелия в тропических низменностях к востоку от Анд, откуда только и могли эти растения проникнуть на побережье. Но сами по себе эти находки еще не говорят об истоках местного земледелия и обстановке, в которой оно возникло. Постепенное появление древнейших противней на оседлорыболовческих памятниках ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА 263 севера Южной Америки могло бы трактоваться как указание на одомашнивание маниока рыболовами (Г. Рейчель-Долматов), однако не в меньшей мере вероятно и предположение Д. Лэтрапа о переходе к земледелию первоначально во внутренних районах, откуда оно позже распространилось на побережье75. Правда, предложение этого автора датировать начало земледелия VII—VI (VI—V) тыс. до н. э. вызывает серьезные сомнения, сильно расходись с довольно поздними датировками, полученными как для противней, так и для находки маниока в Перу. Столь же преждевременно было бы утверждать о полной самостоятельности колумбийско-венесуэльского клубнеплодного земледелия. Вопреки Д. Лэтрапу, Ф. Ольсен, например, склонен считать древнейших культиваторов маниока в низменностях Колумбии и Венесуэлы выходцами из горных и предгорных районов Эквадора и Колумбии, где земледелие возникло в более ранний период и уже включало маис 76. Приведенный обзор позволяет достаточно однозначно решить некоторые спорные проблемы, связанные с изучением происхождения производящего хозяйства. Прежде всего подтверждается гипотеза о полицентризме этого процесса, хотя пока что не удается определить окончательно количество первичных очагов, равно как и установить в ряде случаев характер их взаимоотношений Как правило, первые культурные растения появлялись в раннем или среднем голоцене, однако основанное па их разведении земледелие не всегда было связано с оседлостью. 13 ряде случаев оседлость возникла на базе интенсивного собирательства, рыболовства или морского промысла, а в других — на базе уже относительно развитого земледелия, далеко отошедшего от своего раннего прототипа. Переход к прочному оседлозем-ледельческому образу жизни в большинстве районов произошел в неолите и лишь кое-где — в мезолите. Он совершался тогда, когда земледелие становилось достаточно продуктивным, чтобы можно было отказаться от охоты, собирательства или рыболовства как основных способов добычи пищи. До этого момента земледелие являлось лишь второстепенным укладом в системе присваивающего хозяйства и не могло служить фактором, определявшим образ жизни населения. Исходя из имеющихся фактов, представляется неправомерным возводить истоки земледелия в целом к верхнему палеолиту. Что же касается земледельческих обществ в полном смысле слова, то они, безусловно, возникли значительно позднее. Период от возникновения первых элементов земледелия до появления уже сложившихся осед-лоземледельческих общий Р. Брейдвуд справедливо назвал периодом «зарождающегося земледелия» или «зарождающейся культивации» 77. Этнографическими аналогами археологических культур этого периода могут служить общества бродячих или полуоседлых охотников, собирателей и рыболовов, культурный уклад и годовой хозяйственный цикл которых связан прежде всего с этими занятиями, а не с земле- 264 Глава четвертая делпем, которое у них хотя и существует, но в небольших масштабах. Приведенные данные позволяют отвергнуть и восходящую к классическому эволюционизму идею о том, что введение в культуру корне- и клубнеплодов повсюду предшествовало разведению злаков и зернобобовых. Во-первых, судя по имеющимся материалам, в разных районах человек использовал разные растения, одомашнивая прежде всего те из них, которые более всего отвечали его насущным потребностям. Во-вторых, даже там, где люди имели под рукой и клубнеплоды и злаки, последовательность их доместикации могла быть самой разной. В Андах, например, зернобобовые (фасоль) были одомашнены раньше, чем клубнеплоды (картофель, ока, ульюко), а в Юго-Восточной Азии доместикация риса, таро и ямса могла происходить одновременно. Что же касается характера использования древнейших культурных растений, уяснение которого представляется существенным для определения причин перехода к земледелию, то оно на первых порах было, несомненно, весьма многообразным: растения могли использоваться как сырье для производства (тыква-горлянка, хлопчатник), наркотики (орехи-арека) и т. д Однако, по-видимому, далеко не случайно основное место уже в древнейших земледельческих комплексах занимали растения, игравшие существенную роль в пищевом рационе древнего человека. Становление скотоводства там, где оно было возможным, происходило параллельно с развитием земледелия или же чуть-чуть от него отставало78. Комплексное производящее хозяйство формировалось в Передней, Юго-Восточной и Восточной Азии и в перуанско-боливийской области. В других случаях в связи с отсутствием необходимых видов животных земледелие возникло без скотоводства. Единственным животным, одомашнивание которого бесспорно совершилось в обществах с присваивающим хозяйством в верхнем палеолите или мезолите, была собака, которая в конце плейстоцена уже имелась у охотников Передней Азии и Камчатки и, возможно, в некоторых районах Европы, а в начале голоцена появилась сначала в Северной, потом в Южной Америке. Все же она имелась далеко не у всех охотников и собирателей. В отдельных случаях исследователям удалось зафиксировать ее проникновение к таким группам, как, например, бушмены, андаманцы, ведда и др., сравнительно недавно, в условиях контактов с соседними более развитыми обществами. 4. Условия и механизм перехода к земледелию и скотоводству Археологические данные позволяют ответить не на все вопросы, связанные с возникновением производящего хозяйства. Поэтому представляется необходимым использование ряда этнографических _________________ ПОЗДНЕПЕРВОПЫТНЛЯ ОБЩИНА_______________ 265 аналогий. Правда, процесс конвергентного становления производящего хозяйства этнографам неизвестен, однако, учтя специфические условия, в которых некоторые общества в недавнем прошлом переходили к земледелию и скотоводству, можно существенно уточнить полученную по археологическим материалам картину и изучить действие механизмов, ускользающих от внимания археологов. Конечно, переход к земледелию и скотоводству, который до сих пор совершается в некоторых областях мира, происходит под влиянием более развитых обществ, однако было бы упрощением объяснять его только заимствованием. Соотношение между ролью заимствования и потребностями конвергентного развития определяется в данном случае, исходя из отмеченного выше членения истории земледелия на два этапа. Само по себе заимствование знаменовало лишь начало ранней фазы, на протяжении которой отдельные культурные растения или домашние животные, отдельные новые навыки и виды технологии и т. д интегрировались в культурную ткань обществ-реципиентов. Но облик последних оставался на первых порах в цепом доземледельческим. Ведь их образ жизни по-прежнему определялся прежшши формами присваивающего хозяйства, тогда как земледелие или скотоводство представляли собой лишь второстепенный уклад, в некоторых случаях усиливающий эффективность хозяйства, но не влияющий на его основное направление. Длительность этой первой фазы в разных ситуациях была различной и зависела от того, насколько внутренняя и внешняя обстановка благоприятствовала нормальной жизнедеятельности общества в условиях сложившейся хозяйственной системы. Как только последняя теряла способность поддерживать нормальное функционирование общества, создавалась кризисная ситуация, оптимальным выходом из которой служил переход к образу жизни, основанному уже преимущественно на производящих формах хозяйства. Кризис мог иметь как внутреннюю, так и внешнюю основу, однако в любом случае он служил лишь побудительным мотивом, вызывая к жизни действие таких механизмов, которые никак не могли быть привнесены извне. Следовательно, начало второй фазы, т. е. переход к собственно земледельческо-скотоводческому образу жизни, правильнее рассматривать с позиций конвергентного развития. Этот переход осуществлялся по одинаковым законам и в первичных, и во вторичных очагах. Другое дело, что в ряде случаев кризис наступал в самом начале контактов охотников и собирателей с более развитыми земледельцами и скотоводами, и тогда момент заимствования новых навыков мог не разделяться сколько-нибудь длительным временным промежутком с самим переходом к земледельческо-скотоводческому образу жизни. Как бы то ни было, и здесь перестройка общественного организма осуществлялась прежде всего по внутренним законам его развития. Вот почему современные этнографические данные представляются ценным материалом, способным приоткрыть завесу над неко- 266 Глава четвертая торыми малоизученными процессами в истории становления производящего хозяйства. Еще сравнительно недавно в науке господствовало убеждение о том, что отсталые охотники и собиратели жили в большой бедности, влача полуголодное существование. С этой позиции переход таких групп к земледельческому образу жизни представлялся предпочтительным. Однако детальные исследования, проведенные в последние годы, заставили внести в эту концепцию существенные коррективы Условия жизни многих охотников и собирателей оказались далеко не столь тяжелыми, а голодовки — не столь неизбежными, как считалось ранее79. На основании новых данных М. Салинс высказал соображение об относительном благоденствии общества в доземле-дельческую эпоху, переход от которой к более суровому, по его мнению, земледельческому периоду казался ему удивительным80. Концепция М. Салинса, по словам некоторых из его критиков, знаменует собой рождение нового мифа, ибо жизнь охотников и собирателей, конечно же, имела свои трудности и даже у наиболее развитых из них отмечались периодические голодовки81. И тем не менее в свете новейших данных сколько-нибудь явные преимущества раннего примитивного земледелия перед охотой и собирательством кажутся сомнительными. Конечно, образ жизни охотников и собирателей отличался от земледельческого гораздо большей подвижностью, до некоторой степени изпурявшей людей и порождавшей у них стремление по крайней мере к временной оседлости. Это стремление со всей очевидностью наблюдается у современных охотников и собирателей, обитающих по соседству с более развитыми земледельцами и скотоводами и время от времени приходящих «на отдых» в поселки соседей. Однако в то же время их деятельность по добыче пищи не столь монотонна, менее регулярна и часто требует меньше времени, чем тяжелый земледельческий труд. Кроме того, будучи менее специализированными родами занятий, чем земледелие, охота и собирательство создают более гибкую структуру и облегчают обществу маневрирование и приспособление к меняющейся внешней среде. Не случайно голодовки, которые порой испытывают земледельцы, имеют для них гораздо более тяжелые последствия, чем временные перебои с питанием у охотников и собирателей. Наконец, с переходом к земледелию сам характер питания изменился далеко не в лучшую сторону. Как бы ни были противоречивы сравнительные данные о питании охотников и собирателей и ранних земледельцев, они недвусмысленно свидетельствуют об обеднении рациона последних. У земледельцев повсюду наблюдается менее разнообразная, в основном растительная диета с резким преобладанием углеводов. Практически повсеместно у них отмечается белковое голодание, ухудшение содержания аминокислот и отсутствие некоторых важных витаминов в пище. Все это влечет ослабление сопротивляемости к инфекциям, вызывает хронические заболевания и обусловли- _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 267 вает слабое физическое развитие людей. По мнению некоторых специалистов, именно переход к земледелию вызвал широко распространенный в раннем неолите Европы процесс грацилизации, и лишь с развитием скотоводства и сопутствующим ему ростом удельного веса белковой пищи указанный процесс был остановлен и повернул вспять к деграцилизацип. По отмеченным выше причинам ранние земледельцы пытались теми или иными способами сохранить прежний более благоприятный пищевой баланс. На раппнх этапах они но примеру своих предков, охотников и собирателей, стремились иметь разнообразное питание, а позже старались ввести в свой рацион те или иные продукты, богатые содержанием белков. Среди растений к таковым относились всевозможные орехоплодные и зернобобовые, часть последних в результате была окультурена. Что же касается животных белков, то их ранние земледельцы продолжали добывать путем охоты и рыболовства. Однако роль этих занятий с развитием земледелия неизбежно падала, вследствие чего в ряде районов совершилась доместикация животных, призванная сохранить важный источник белковой пищи в условиях упадка охотничьей деятельности 82. Единственным несомненным достоипством раннего земледелия перед доземледельческими способами существования можно признать только более интенсивное использование окружающей природной среды, т. е. его способность дать более высокий урожай с единицы площади, чем это было возможно в естественных условиях. Эта особенность земледелия в свою очередь вызывала важные демографические и социально-экономические последствия. Так, переход к земледелию открыл возможности для ускорения роста населения, его концентрации в компактных поселках и резкого усиления тенденции к оседлости. Однако сходные тенденции сопутствовали развитию такого вида присваивающего хозяйства, как интенсивное рыболовство, переход к которому вызывал во многом сходные последствия. Таким образом, переход к раннему земледелию не давал каких-либо явных преимуществ охотникам и собирателям, развивавшимся в условиях, обеспечивающих бесперебойное функционирование их традиционных хозяйственных систем. Поэтому обитавшие во многих районах мира до недавнего времени по соседству с земледельцами и скотоводами охотники и собиратели не выказывали желания перейти к производящему хозяйству, хотя не только знали о его существова-нии, но и обладали необходимыми для ведения его навыками ъл. В каких же условиях мог совершиться переход к земледелию? Издавна замечено, что земледелие своими корнями восходит к собирательству, и именно с развитием собирательства следует, очевидно, связывать выработку технических приспособлений и навыков, необходимых для земледелия. С этой точки зрения особый интерес представляют, конечно, те группы низших охотников и собирателей, в хозяйстве которых собирательство занимает существенное место. Они-то и привлекли в свое время внимание немецкого исследователя 268 Глава четвертая Ю. Липса, выделившего их из общей массы охотников и собирателей и назвавшего их; «народами — собирателями урожая». Правда, определив их как «племена, добывающие пищу путем сбора урожая плодов одного или нескольких диких съедобных растений, которые снабжают их главным провиантом в течение всего года» 84, Ю. Липе несколько упростил картину, ибо пародов, в такой степени зависимых в своей жизни от сбора плодов немногих видов диких растений, по-видимому, почти нигде и никогда не существовало. Даже у наиболее развитых из всех собирателей — калифориийцев определенную рол г, в хозяйстве играли охота и рыболовство. Тем не менее у многих охотников и собирателей тропических и субтропических районов собирательство действительно давало до 80% пищи. Соответственно они обладали орудиями и навыками, составлявшими важные технологические предпосылки для перехода к земледелию. У них имелись палки-копалки, терочпики, а иногда зернотерки и куранты, песты и ступки, использовавшиеся для обработки растительной пищи, а также корзины, деревянные блюда, плетеные мешки п в ряде мест — ямы для храпения запасов. Как показал А. Н. Максимов па примере некоторых групп австралийцев, они овладели такими приемами, как жатва, молотьба, провеивание зерен, помол, замешивание теста и выпечка лепешек85. Прекрасно изучив окружающий природный мир, австралийцы уже умели искусственно воздействовать па пего, улучшая условия обитания для полезных растений, животных и насекомых. В некоторых местах они строили запруды и обводняли заросли съедобных растений, в других — стимулировали размножение личинок. Они устраивали искусственные поджоги растительности для ее обновления, повышения ее пищевого потенциала и приманивания диких животных. В низовьях р. Муррей аборигены строили дамбы, значительно повышая эффективность местного рыболовства. Очевидно, они уже обладали элементарными знаниями о механизмах размножения растений и иногда пользовались ими, чтобы гарантировать получение урожая в будущем и расширить границы обитания полезных растений86.
|