Глава третья 6 страница
Общность, простиравшаяся в раннем неолите от Центральной Сахары до Хартума, получила в науке название «неолита сахаро-суданской традиции» по. Судя по антропологическим данным, ее носители были негроидами. Дж. Саттон связывает их с нило-сахарской лингвистической общностью111. Керамика явилась местным изобретением. Считается, что корни керамического производства здесь восходят к изготовлению обмазанных глиной корзин, незаменимых в рыболовческом хозяйстве 112. Особый интерес рассмотренный культурный регион вызывает потому, что он локализуется главным образом в тех местах, которые послужили колыбелью африканского земледелия. По данным ботаников, доместикация растений в Африке происходила прежде всего в трех экологических зонах: в саванне, лежащей ныне к югу от Сахары, в культуру были введены сорго, жемчужное просо, африканский рис, хлопчатник, фопио, дыня, сезам (кунжут) и т. д.; в лесостепи Западной Африки люди одомашнили масличную пальму, ямс, гвинейское просо, черное фопио, картофель хауса и т. д.; а в горных и предгорных районах Восточной Африки — тэфф, пуг, энсете, африканское просо (дагусса), чат и т. д.113 Учитывая, что в период влажной фазы эти экологические зоны были сдвинуты несколько к северу, нетрудно заметить их частичное совпадение с областью расселения носителей «неолита сахаро-суданской традиции». Вместе с тем сколько-нибудь явных свидетельств знакомства основной массы этих обитателей Центральной и Восточной Сахары с земледелием до сих пор обнаружить не удалось. Зато о собирательстве говорят не только зернотерки, по и остатки древесного лотоса, грудной ягоды, тыквы и проса 114. Иначе обстояло дело в Северо-Восточной Африке, где, как было показано выше, в оазисах Ливийской пустыни, примыкавших к до-липе Нила, земледелие возникло на местной почве к рубежу VIII — VII (VII—VI) тыс. до п. э. Судя по керамике, здесь в этот период обитало население, входившее в ареал раннего неолита суданской традиции. По-видимому, ранняя земледельческая колонизация Верхнего Египта велась также родственными ему группами, так как _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 279 древнейшая из известных здесь земледельческих культур — бада-рийская обладала некоторыми чертами сходства с хартумским неолитом. Иначе шло формирование производящего хозяйства в низовьях Нила, где новыми раскопками в Меримде было обнаружено поселение VIII (VII) тыс. до н. э., жители которого выращивали ячмень, эммер и бобовые f 1S. В целом процесс становления производящего хозяйства в египетской части долины Нила отличался большой сложностью. По-видимому, здесь столкнулось несколько потоков, имевших различные корни. Во-первых, как показывают раскопки в Фаюмском оазисе, еще в конце VI —V (V) тыс. до н. э. в ряде районов Египта обитали оседлые рыболовы, не знавшие тш земледелия, пи скотоводства. Во-вторых, большую роль в пеолитизации Египта сыграли связи его населения с другими родственными группами Африки: со средиземноморскими — в северных районах и с сахарскими и нубийскими — в южных. Наконец, в-третьих, определенное место в развитии неолита Египта занимали контакты его населения с переднеазиатскими, прежде всего левантийскими обществами. Так, если ячмень, весьма возможпо, был окультурен в Северо-Восточной Африке самостоятельно, а крупный рогатый скот мог быть одомашнен в Сахаре, то появление в Нильской долине во второй половине V (пер. пол. IV) тыс. до н. э. льна (Фаюм Л) и карликовой пшеницы (Меримде), а также коз и овец в еще более отдаленную эпоху (оазисы Набта Плайя п Харга) было, вне всякого сомнения, связано с интенсивными контактами с Передней Азией. В отличие от неолитических обитателей Передней Азии население Египта вело менее оседлый образ жизни и обитало в легких хижинах из обмазанной плетенки или из шкур, наземных или полуземлянках. Первоначально эти жилища были круглыми или овальными и отличались относительно маленькими размерами. Первые прямоугольные глинобитные дома появились в Египте в дельте Нила. На всех раннеземледельческих поселениях Египта были встречены зерновые ямы с остатками ячменя и эммера. Предполагается, что древнейшее земледелие имело здесь лиманный характер. Египтяне этого периода знали гончарство, плетение корзин, ткачество из льна и других растительных волокон, а также умели обрабатывать медь способом холодной ковки. Если бадарийцы, подобно поздненеолитическому населению Сахары, устраивали для своих покойников отдельные могильпики, то жители Меримде хоронили мертвых на территории поселения — обычай, характерный и для неолитических поселков Передней Азии116. Таким образом, древнейшие данные о земледелии в Африке происходят сейчас из северо-восточной ее части. Так как наряду с пшеницей и ячменем земледельцы Верхнего Египта и Нубии были знакомы также с сорго и просо — первое было обнаружено в Набта Плайя, а второе у бадарийцев, — есть все основания полагать, что эти растения также были окультурены в этом районе, хотя, возмож- 280 Глава четвертая по, и позднее. И действительно, недавно недалеко от Хартума было раскопано поселение Кадеро позднего периода неолита сахаро-су-данской традиции, относящееся к первой половине IV (втор. пол. IV) тыс. до н. э. Жители Кадеро выращивали сорго, африканское просо (дагуссу), какой-то другой вид проса, фопио и тэфф и разводили крупный рогатый скот, коз, овец и собак117. Однако по этим данным невозможно судить о хозяйстве других общин родственного населения. Даже расположенное неподалеку сходное по культуре синхронное поселение Шахейнаб дало совершенно иную картину. Его жители занимались прежде всего рыболовством, охотой и собирательством, а кости домашней козы составляли у них лишь 2% всего остеологического материала (в Кадеро домашним животным принадлежало 88% костных остатков). Как бы то ни было, представляется, что именно в Нубии и примыкающих к ней с севера и юга районах находился важнейший центр становления чисто африканских систем земледелия118. Он был связан с деятельностью некоторых восточных групп неолита сахаро-суданской традиции. Интересно, что и африканский вид хлопчатника был окультурен здесь же к началу III (сер. III) тыс. до н. э., причем первоначально он использовался не для ткачества, а на корм скоту119. Для социологической характеристики Шахейнаба и Кадеро важно, что здесь наблюдалось исчезновение обычая хоронить покойников на территории поселка pi возникновение специальных могильников, изучение которых позволяет говорить о наличии в этом обществе определенной социальной дифференциации. Значительные социальные изменения в Нубии произошли в первой половине IV (втор. пол. IV) тыс. до н. э. с развитием здесь культуры так называемой нубийской группы А. Ей было свойственно сочетание постоянных поселков с временными скотоводческими стоянками, причем первые застраивались многокомнатными домами на каменных фундаментах. Носители этой культуры уже умели обрабатывать медь и устраивали крупные могильники 120. К сожалению, процесс возникновения производящего хозяйства у более западных групп неолита сахаро-суданской традиции изучен сейчас еще весьма слабо. Известно лишь, что ко второй половине V (к нач. IV) тыс. до н. э. у них кое-где уже имелся крупный рогатый скот, козы, овцы и собаки. Небольшие более или менее постоянные поселки в оазисах сочетались с временными стоянками в более аридных районах. На первых (Лмекни, Менье) сохранились остатки относительно прочных домов, па вторых — лишь крупные скопления камней диаметром 0, 5—4, 0 м, принадлежавших, возможно, хижинам из жердей, изображенным на росписях «скотоводческого периода». Такие скопления иногда встречаются группами до 40 кругов. Они, несомненно, оставлены подвижным населением, одпако некоторые исследователи связывают их со скотоводами, другие — с бродячими охотниками, одни — с негроидами, носителями неолита сахаро-суданской традиции, другие — со средиземпоморским населе- _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 281 нием, родственным, возможно, капсийцам. Столь же разноречивы и мнения о создателях сахарских неолитических росписей ш. В Адрар Бус каменные круги и полукруги V— III (IV— III) тыс. до н. э. были оставлены, безусловно, скотоводами, а в Тассилин Аджере А. Лоту вроде бы удалось обнаружить даже загоны для скота. Раскопки нескольких могильников от Кадеро (Республика Судан) на востоке до Арлита (Нигер) на западе позволяет связывать это скотоводство с негроидным населением, носителем неолита сахаро-судаиской традиции. Все же многочисленные изображения бледнолицых пастухов па скалах и находка в районе Тибести ненегроидного скелета заставляет предполагать довольно смешанный антропологический состав неолитического населения Сахары. По-видимому, речь может идти прежде всего о смешении с населением средиземноморского антропологического типа, носителем неолита капснйской традиции 122. Различные его группы обитали от Восточного Алжира до Киренаики и внутренних районов Ливийской пустыни и вели в целом прежний охотничье-собпрательский образ жизни. На побережье в их хозяйстве большую роль играло собирательство моллюсков, а во внутренних районах — собирательство растительной пищи. Аналогичным образом и в материальной культуре сохранялись в основном прежние традиции. Среди нововведений следует отметить шлифованные топоры, зернотерки, ступки, посты, вкладыши жатвенных ножей и, конечно, керамические сосуды с прочерченным пли штампованным орнаментом. В двух местах, в пещерах Хауа Фтеах и Капелетти, ученым удалось обпаружить кости домашних коз и овец, которые попали сюда не позднее середины V (нач. IV) тыс. до п. э. Некоторые специалисты полагают, что в раннем неолите Северная Африка испытывала влияние европейских неолитических обществ, откуда сюда поступал обсидиан и мог быть привезен мелкий рогатый скот'. В целом та же характеристика подходит и к средиземноморскому неолиту, локализовавшемуся на побережьях Алжира и Марокко во второй половине VI — II (V— II) тыс. до н. э. Его носители также занимались охотой и собирательством. С середины III (коп. III) тыс. до п. э. упрочились связи населения Северного Марокко с культурами энеолита и бронзового века Иберийского полуострова, откуда сюда начали попадать отдельные домашние животные (овцы и свиньи) 124. Картина неолитического развития в Северной Африке и Сахаре вырисовывается сейчас лишь в самых общих чертах. Многое, к сожалению, остается неясным, в особенности проблема возникновения здесь производящего хозяйства. Возможно, уже в пеолите сахарское скотоводство имело отгонпо-пастбищпый характер, однако, судя по малочисленным остаткам костей домашних животных, оно вряд ли было определяющим видом хозяйства. Основную белковую пищу люди продолжали получать от охоты и рыболовства, а растительную — от собирательства. Г. Кап считает, что носители сахаро-су- 282___________________________ Глава четвертая дапского неолита издавна знали земледелие, но по мнению некоторых других ученых, земледелие в Сахаре и к югу от нее возникло лишь в III — II тыс. до п. э., в тот период, когда процесс аридпзащш усилился и привел к сокращению рыбиых и растительных ресурсов. Одни авторы считают, что в этих условиях сахарские скотоводы начали ухаживать за растениями и постепенно перешли к их куль-тива1 пн. По мнению других, те же причины вызвали иной процесс — постепенный отлив населения из Сахары, столкновение мигрантов с местными охотниками и собирателями на ее южных и западных окраинах и переход к земледелию в условиях кризиса, вызвавшего быстрым ростом плотности населения 125. По-видимому, отмеченный этими учеными кризис действительно мог вызвать переход к земледельческому образу жизни. Однако затронутое им население должно было еще накануне его иметь какое-либо представление о земледелии. Возможно, так оно и было, если, с одной стороны, вспомнить о раннем возникновении земледелия у восточных групп неолита сахаро-суданской традиции, а с другой, согласиться с некоторыми специалистами 126 в том, что ямс был окультурен в Западной Африке до проникновения туда сахарского населения, о чем, кстати, свидетельствуют некоторые лингвистические данные 127. Как бы то ни было, отлив населения из Сахары начиная с середины III (конца III) тыс. до и. э. сейчас хорошо фиксируется источниками 12Р. В Западной Африке оно встретилось с носителями «гвинейского неолита», а их смешение дало начало ряду синтетических культур. Кое-где возникли довольно крупные поселки. Это относится прежде всего к району Тишиттэ е- Мавритании, где в первой половине II (в сер. II) тыс. до н. э. поселились скотоводы, разводившие крупный рогатый скот и коз и довольно интенсивно занимавшиеся рыболовством. К концу третьей четверти II (к концу II) тыс. до н. п. климат стал суше, озера начали высыхать, а рыбные ресурсы сократились. В этот период здесь отмечен рост собирательства растений, а в конце II (на руб. II — I) тыс. до н. э. разведенце жемчужного проса стало уже важным хозяйственным направлением. Со временем количество поселков значительно возросло, некоторые тгз них достигали размеров 36 га. Они строились в одной традиции и иногда обносились валами Если прав А. Юго, считающий, что в каждом из них обитало до 3000 человек, то речь может идти о довольно развитой племенной организации 129. К концу III (в пер. пол. II) тыс. до п. о. население с производящим хозяйством проникло из Южной Сахары в Мали (Каркарп-шинкат), к середине II (во втор. пол. II) тыс. до н. э.— в Гану (культура кинтампо), а в I тыс. до п. э.— в Северный Камерун (Дайма). Повсюду скотоводство сочеталось первоначально с развитым рыболовством. Есть некоторые основания полагать, что носители «гвинейского неолита» начали расчищать тропические леса для выращивания ямса и масличной пальмы до появления в этих местах мигрантов с _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 283 севера и северо-востока. Во II—I тыс. до н. э. эти земледельцы заселили многие районы бассейна Конго. Они же начали расчистку лесов в районе оз. Виктория и приступили к широкому освоению экваториальных лесов. Предполагается, что это были предки банту и убангнйцев 130. Расселение земледельцев и скотоводов к югу и юго-востоку от Хартума происходило на протяжении III — II тыс. до п. э. Возможно, в этот период Северную и Восточную Эфиопию заселили носители кушитских и восточносудапских языков, причем, по К. Эрету, южные кушиты уже умели доить коров и получать от них кровь, которой они также питались. На Африканском Роге скотоводство возникло в первой половине II (к сер. II) тыс. до н. э. Однако образ жизни этих скотоводов до сих пор плохо изучен. Если, по мнению Дж. Д. Кларка, они уже во II — I тыс. до н. э. кочевали, как современные галла, афар и сомали131, то другие специалисты считают, что возникновение в Восточной Африке групп с преимущественно скотоводческим хозяйством представляет собой довольно позднее явлениеш. Процесс становления земледелия в Эфиопии пока что не изучен, но здесь, несомненно, были окультурены энсете, нуг и некоторые другие растения. В последние годы удалось выяснить, что распространение производящего хозяйства в более южные районы было связано не с одной, как считалось прежде, а с несколькими разными культурными группами. Наиболее ранними являются памятники так называемого «скотоводческого неолита» в низменностях Северо-Восточной Уганды, где они появились в III — II (втор. пол. III—II) тыс. до н. о. К середине II (во втор. пол. II) тыс. до н. э. это население частично передвинулось на восток и на юг, заселив некоторые горные районы Кении, а позже и Танзании. Другой развитый скотоводческо-земледельческий комплекс появился в Западной Кении к середине I тыс. до н. э. Предполагается, что все эти группы земледельцев и скотоводов в языковом отношении входили в макросуданскую (шаршшльскую) и кушитскую общности. Их продвижение на юг фиксируется поселениями с домами столбовой конструкции и небольшими могильниками второй половины II — I тыс. до н. э. Частично пришельцы ассимилировались с местными охотниками, рыболовами и собирателями, а частично обитали рядом с ними до относительно недавнего времени 133. Дальнейшее распространение производящего хозяйства в Южную Африку связывалось в прошлом с культурами раннего железного века и их носителями — бантускими пародами. Однако, основываясь на лингвистических данных, К. Эрет высказал недавно предположение о том, что носители центральносуданских языков, знавшие скотоводство и земледелие, появились в Южной Африке за несколько веков до банту. В то же время исследования в пещере Шонгуени на восточном побережье ЮАР дали для остатков ряда культурных растений — африканского проса (дагуссы), жемчужного проса, дыни и горлянки — необычно раннюю датировку: вторая по- 284_____________ _____ Глава четвертая ловина III (рубеж III — II) тыс. до н. э.134 Как отмечалось выше, указанные виды проса могли быть одомашнены в Северо-Восточной Африке и Сахаре в IV (к нач. III) тыс. до н. э. Однако в Южную Африку они могли попасть только в результате миграции каких-то групп с севера. Пока что неизвестны данные о столь ранней миграции. Правда, первобытные культуры Восточной Африки изучены еще весьма слабо. И все же данные из Шонгуенн заслуживают тщательной проверки. Вместе с тем появление названных культурных растений в Южной Африке к рубежу нашей эры, судя по данным той же пещеры и некоторым исследованиям в Трансваале, более чем вероятно. А это значит, что те восточиоафрнкапские скотоводческие группы, для которых знание земледелия обосновать не удалось, действительно занимались им. Следовательно, они вели комплексное хозяйство, типичное для известных этнографически многих современных народов Восточной Африки. Судя по лингвистическим данным, проанализированным К. Эре-том, центральные койсапцы (кве) задолго до появления банту контактировали па территории Зимбабве с носителями каких-то цепт-ральносуданских языков. От них они получили термины для обозначения овец, баранов, зерна, сорго, глиняных горшков и т. д. В настоящее время в Зимбабве обнаружены памятники, которые можно связать с местными охотниками и собирателями, получавшими во второй половине I тыс. до н. э. керамику и овец у более развитых соседей. В дальнейшем некоторые из этих групп аборигенов перешли к овцеводству, распространив его по остальной территории Южной Африки — в Намибию (квади) и в ЮАР (готтентоты) I3S. Европа. Существенные изменения природной среды на рубеже плейстоцена-голоцена привели к значительной перестройке образа жизни древнего европейского населения. Этот процесс развивался постепенно, и еще в раннем голоцене многие группы продолжали строить свое хозяйство по-прежнему. Однако в новых условиях его традиционные позднепалеолитические методы все менее себя оправдывали и оказывались неспособными поддерживать нормальное течение жизни первобытных охотников и собирателей. Крайним проявлением этих трудностей было вымирание ряда групп, запустение прежде густонаселенных районов и уменьшение плотности населения на довольно значительных территориях. Прежде всего это касалось открытых равнин, которых теперь старались избегать. Население селилось в основном но берегам рек и озер, в предгорьях и на морских побережьях. Главным в этих местах постепенно становилась специализация на использовании водных ресурсов, в особенности рыболовство, а на некоторых морских побережьях, прежде всего в северных районах, и охота на морского зверя. Еще в мезолите на этой основе в Восточной Прибалтике сложилась специализированная культура кунда. Специализированные рыболовецкие общины возникли со временем па территории Шотландии я Ирландии. В позднем мезолите VIII—VI (VII—V) тыс. до п. э. рыболовством _________________ ПОЗДНЕЛЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 285 занимались различные группы Северного Средиземноморья — от Южной Греции до Португалии. При этом в большинстве районов хозяйство продолжало оставаться мпогоресурсным и в разной степени включало охоту и собирательство. Охота в некоторых случаях имела специализированный характер (например, добыча кроликов в Южной Франции). Такое многоресурсное хозяйство встречалось, например, у носителей культуры эртебелле, обитавших в Западной Прибалтике во второй половине V — первой половине IV (IV) тыс. до н. э. Они занимались сухопутной охотой, добывали тюленей, ловили рыбу и собирали моллюсков 136. Описанные сдвиги в системе хозяйства привели к сложению нескольких новых ХКТ. В пределах лесной и частично лесостепной зон Европейской части СССР Н. Н. Турина выделяет несколько ХКТ: 1) таежные охотники и рыболовы; 2) морские охотники и рыболовы с подразделением на арктические группы и группы прибалтийские и умеренного пояса; 3) охотники и рыболовы лесостепи137. По-видимому, аналогичные ХКТ с добавлением четвертого типа — рыболовов и собирателей Северного Средиземноморья — можно выделить в Западной и Центральной Европе. Вместе с тем в целом хозяйство обитателей Западной и Центральной Европы (за исключением северных районов) было, возможно, менее эффективным, а их группы — более мелкими и более рассеянными, чем в лесной и лесостепной зонах Восточной Европы. Вследствие этого производящее хозяйство с большей легкостью и в более ранние периоды распространялось на запад, чем на восток. Высокопродуктивное рыболовство и связанная с ним охота составляли в северных лесных районах мощную конкуренцию южному производящему хозяйству и вызывали до некоторой степени сходные изменения в образе жизни, социальной структуре и духовных представлениях. В частности, в ряде областей они стали прочной основой для оседлости и быстрого роста населения 138. Тенденция к оседлости, рост плотности населения и изменения в социальной структуре хорошо прослеживаются в рассматриваемых районах с конца мезолита и на протяжении неолита по материалам древних поселений и могильников. В связи с указанными выше сдвигами в хозяйстве произошло формирование двух видов поселений: базовых зимних с прочными долговременными жилищами и временных летних с легкими жилищами типа чумов или шалашей. Перво-начальпо люди продолжали использовать для обитания пещеры и скальные выступы, однако со временем они все чаще обитали на открытых поселениях или стоянках. Во многих районах, например в Восточной Прибалтике, северо-западных областях РСФСР, в Вол-го-Окском междуречье и т. д., совершался переход от типичных для мезолита и раннего неолита круглых наземных жилищ или полуземлянок диаметром до 5—8 м к квадратным или прямоугольным наземным или заглубленным в почву жилищам и полуземлянкам. В ос- -286 Глава четвертая ново последних лежал сруб или каркаспо-столбовая конструкция. В ранний период площадь этих жилищ составляла 15—50 кв. м, в поздний — еще больше. Например, в позднем неолите в Карелии, в Верхнем и Среднем Поволжье появились длинные дома площадью 60—80 и даже 200 кв. м 139. Особый характер имел Лепенски Вир, поселок оседлых рыболовов и охотников на Дунае. Здесь на территории 2800 кв. м располагалось несколько трапециевидных в плане домов площадью 5, 5—30, 0 кв. м. Дома строились из дерева и камня. В центре пола находились очаги и своеобразные каменные статуи, на основании чего некоторые исследователи считают их не жилищами, а святилищами. Со временем возрастала и площадь стоянок и поселений. Например, в Южном Приуралье ранние мезолитические стоянки достигали площади 400—500 кв. м, позднее они увеличились до 700—800 кв. м, а в развитом неолите площадь поселков была уже в 10 —15 раз больше. Впрочем, это наблюдалось не везде. На Кольском п-ове и в III тыс. до п. э. стоянки занимали обычно 200, редко — 1000 кв. м. О росте плотности населения говорит и увеличение количества поселков на протяжении неолита. Некоторые районы, например ■ бассейн Оки, были заселены в неолите чрезвычайно густо. В отдельных местах — в особенности это относится к областям распространения длинных домов — отмечалась хуторская система расселения, в других, например в северных областях Восточной Европы, встречались компактные поселки, состоявшие из нескольких вытянутых в ряд жилищ, иногда соединенных между собой коридорами. Почти повсюду охотники и рыболовы хоронили покойников на территории поселков. Лини, в северо-западных районах РСФСР встречено несколько крупных неолитических могильников IV—III (второй пол. IV—III) тыс. до н. э., содержавших по 100—200 погребений. Однако следов сколько-нибудь существенной социальной дифференциации в них не отмечено. В эпоху голоцена все доземледельческое население Европы распадалось на две крупные историко-культурные зоны. В Западной и Центральной Европе одна из них локализовалась от Южной Ирландии до Полыни и от низменностей Центральной Европы до Средиземноморья, а другая занимала Северную Ирландию, северные области ГДР и ФРГ, Южную Скандинавию и Прибалтику. Для первой была характерна микролитическая техника и изготовление орудий из изящных пластин и отщепов, для второй — преобладание макролнтпческих комплексов 14°. Те же две зоны вычленяются в Европейской части СССР, причем граница между ними проходгтт по лесостепной полосе, где отмечается их смешение 141. В целом это деление сохраняет свое значение и для мезолита, и для неолита. Однако если в южной зоне шлифованные орудия, керамика п производящее хозяйство или его элементы появились либо одновременно, либо на протяжении относительно короткого промежутка времени, то иначе обстояло дело на севере, где поэтому опре- _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 287 деление границы мезолита и неолита представляет особую проблему. Но Н. Н. Гуриной, переход к неолиту на севере ознаменовался следующими достижениями: освоением новых пород камня, массовой добычей и производством каменных орудий с помощью специальных шахт и мастерских, широким производством разнообразных крупных рубящих орудий (в том числе шлифованных топоров), распространением техники пиления и сверления камня, появлением различных специализированных видов охотничьих и рыболовческих орудий^ совершенствованием домостроительства, развитием средств транспорта и разветвленным обменом, С неолитом, по ее мнению, связано становление морского промысла и превращение рыболовства в ведущую отрасль хозяйства 142. Верная в целом, эта схема все же не дает четких критериев для отделения мезолита от неолита, ибо в разных районах описанный комплекс складывался по-разному, а отдельные достижения появлялись в разной последовательности. В ряде мест керамика возникла до внедрения шлифованных орудий, в других — наоборот. В целом керамика начала распространяться в лесной зоне с середины V (кон. V) тыс. до н. э., а характерные для неолита двусторонне обработанные и шлифованные топоры, двусторопне обработанные наконечники стрел и т. д.— значительно раньше. Например, в торфяниках Вычегодского края в слоях VIII—VII (VII—VI) тыс. до п. э. обнаружены шлифованные орудия, луки, полоьья саней143, лыжи, поплавки, остатки сетей и циновок. В Англии и Ирландии топоры, причем в Ирландии шлифованные, распространились также задолго до керамики. Все это приводит к разногласиям относительно абсолютного датирования грани между мезолитом и неолитом в лесных районах. Одни относят ее к VII—V (VI—V) тыс. до и. э., другие — к первой половине IV (втор. пол. IV) тыс. до н. э. Как бы то ни было, ясно одно — охотники и рыболовы Европы достигли относительно высокого уровня развития, вполне достаточного для перехода к производящему хозяйству. На этом основании некоторые исследователи утверждают, что переход к земледелию и скотоводству кое-где действительно произошел самостоятельно. По мнению одних, специализированная охота мезолита, вызвавшая движение охотников за стадами диких животных, ознаменовала ранние шаги первобытного скотоводства; другие считают, что уже в мезолите и раннем неолите обитатели Южной Франции одомашнили овец и кроликов; третьи, опираясь на данные о широких вырубках и поджогах леса в мезолите, пишут о протоземледелии и разведении орешника и т. д. На самом деле база для местного перехода к производящему хозяйству была в Европе весьма узкой. Европейские рыболовы лишь кое-где самостоятельно одомашнили собак и свиней 144. Становление-же земледельческо-скотоводческого образа жизни было связано не с этими робкими успехами, а с переднеазиатским импульсом, который, топав на Балканах и в Северной Греции на благодатную почву, дал 288___________________________ Глава четвертая толчок для формирования нового для Европы ХКТ, основанного уже на производящем хозяйстве. Об этом говорит хотя бы то, что, несмотря на наличие на Балканах уже в верхнем палеолите диких ячменя, чечевицы, овса и, видимо, пшеницы-однозернянки, важнейшим культурным растением у самых ранних земледельцев здесь повсюду был иптродуцировапный из Передней Азии эммер.
|