Глава третья 10 страница
_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАя ОБЩИНА_______________ 319 Качественно новый период в истории побережья начался с рубежа IV—III (сер. III) тыс. до н. э., когда наряду с маленькими общинами в 50—100 человек появились и крупные, насчитывающие 500—1000 и более человек. Последние зафиксированы, например, в Асперо (13 га) и Асии (30 га). Поселок Лсия состоял из нескольких домов диаметром 15—25 м и площадью 200—450 кв. м. В этот период наряду с прежними полуземлянками появились и наземные дома из камня, сырцовых кирпичей или плетенки, обмазанной глиной. Наметился переход от круглых и овальных жилищ к прямоугольным. Встречались и жилища на искусственных глиняных платформах. Все это вместе с обнаружением сложных церемониальных построек и крупных могильников со следами имущественного расслоения позволяет предполагать определенный уровень социальной стратификации. По мнению некоторых специалистов, наиболее крупные общины III тыс. до и. э. уже могли считаться вождествамн. Многие исследователи считают, что на перуанском побережье социальная стратификация возникла не столько на основе земледелия, сколько на основе рыболовства и развитого морского промысла. Первые виды культурных растений (фасоль, тыквы) изредка > начали встречаться на побережье в IV (втор. пол. IV — пер. пол. III) тыс. до п. э. В первой половине III (втор. пол. III) тыс до н. э. их набор стал значительно разнообразнее: появились хлопчатник, новые виды фасоли, лукума, а к концу этого периода — батат, ачира и, наконец, маис. При этом общий характер многих прибрежных поселков, обязанных своим местоположением прежде всего морской хозяйственной ориентации, а также особенности их материальной культуры (многочисленные находки сетей, грузил, поплавков, рыболовных крючков и пр. и пищевых остатков — разнообразные виды рыб, моллюсков, морских млекопитающих) как будто бы свидетельствуют о господстве присваивающего хозяйства, которое п определяло образ жизни прибрежных жителей. Лишь в некоторых прибрежных поселках первой половины III (втор. пол. ПТ) тыс. до н. э., например в Лос Гавплапес, разведение маиса играло относительно большую роль. И все же, судя по некоторым расчетам 200, наиболее крупные прибрежные центры пе могли существовать на основе одного лишь приморского хозяйства и их расцвет во второй половине III (конец III) тыс. до п. э. до известной степени был связан с разведением маиса. Считается, что земледельческий образ жизни окончательно победил на побережье лишь во второй половине III (нач. II) тыс. до н. э., когда здесь распространились относительно крупные разновидности маиса (длина початков от 2, 5 до 9, 4 см) и появились различные системы орошения (лиманное, ирригационное п др.). Характер поселков и, видимо, социальной структуры с переходом к развитому земледелию изменялся лишь постепенно. Во II тыс. до н. о. наблюдалось развитие тех традиций, которые уже сложились в обществе рыболовов к середине III (к нач. II) тыс. до н. э. Появились 320___________________________ Глава четвертая значительные по размерам поселки (Чукитанте, 50 га) с населением в 3—4 тыс. человек201. Земледелие проникло на перуапское побережье из области Центральных Анд, где оно стало важным видом мпогоресурсиого хозяйства ужо к середине IV (к нач. III) тыс. до н. э. В это время у горцев кое-где уже имелись одомашненные морские свинки, шел процесс доместикации гуанако. Сезонный подвижный образ жизни все еще сохранялся, но некоторые поселки отличались особенно крупными размерами. Основные сельскохозяйственные растения были представлены во второй половине V—IV (в IV) тыс. до н. э. несколькими видами фасоли и тыквы, перцем, маисом, некоторыми клубнеплодами (картофель, улыоко, хикама) и рядом других. В III (втор, пол. Ill —нач. II) тыс. до п. э. земледельческий образ жизни окончательно победил в отдельных горных районах, где возникли круглогодичные поселки с развитым домостроительством. В этот период дома уже стали по большей части наземными, хотя и сохранили: круглую форму. Кое-где появились святилища. Котос, например, уже к середине III (к концу III) тыс. до н. э. представлял собой крупное поселение с церемониальными постройками, а со второй половины III (во II) тыс. до н. э. там зафиксировано строительство пирамид или ступенчатых платформ. Совершенствовалась и земледельческая, техника: к началу II (ко втор. четв. II) тыс. до п. э. в некоторых местах возникла примитивная ирригация, в частности, в виде террасного земледелия. К этому времени в горах появилось прядение на примитивном ткацком станке и зародилось гончарство. На побережье керамика также была известна с 2000 (1700) г. до н. э.202 Судя по недавним исследованиям в Эквадоре, дихотомия побережье — горы наблюдалась и там, а тенденции развития там в целом напоминали перуанскую картину203. Во второй половине IV (к концу IV) тыс. до н. э. побережье Эквадора было занято культурой вальднвия, включавшей небольшие общины рыболовов, живших в маленьких шалашевидпых домах. Это население уже владело гончарным искусством, древнейшим па территории Америки. Предполагается, что корни культуры вальдшшя лежали в горах. При наличии у ее носителей многоресурспого хозяйства на побережье у них преобладали рыболовство п морской промысел, а во внутренних районах — охота, собирательство и, возможно, земледелие, включавшее разведение маиса, тыквы-горляпки, ачиры, хлопчатника и т. д. Во второй половине III (в нач. II) тыс. до п. о. земледельцы уже строили дамбы, осуществляя таким образом некоторый контроль за водой. Земледелие могло стать одной из предпосылок формирования к концу III (пер. пол. II) тыс. до п. э. довольно крупных поселков, как, например, Риал Альто, занимавший 12 га. В Риал Альто строились овальные наземные жилища столбовой конструкции площадью до 100 кв. м. Предполагается, что там было от 50 до 100 таких домов, в которых размещалось 1500—3000 человек. Обнаружены как будто бы п крупные общественные здания, стоявшие в центре поселка. Ис- _________________ ПОЗДН ЕПЕРВОБЫТНЛЯ ОБ ЩИНА________________ 321 следователи находят в культуре вальдивня истоки многих форм материальной и духовной культуры, характерных для индейцев тропических районов Южной Америки (бороро, уитото, группы же и др.). Если в культуре вальдивия действительно имелось развитое земледелие (а этот факт, по мнению некоторых ученых, не является окончательно установленным), то это заставляет предполагать существование более раннего земледельческого центра в горах Эквадора и Колумбии. Возможно, обнаружится еще один микроочаг, подобный центральноандпйскому. Иа побережье Колумбии и Венесуэлы сдвиг к использованию морских ресурсов наметился в VI (V) тыс. до н. э., а еще через две тысячи лет здесь появились многочисленные сезонные стоянки рыболовов, обитавших в легких тростниковых хижинах. На месте этих стоянок со временем накапливались крупные раковинные кучи. Одна из них в Пуэрто Хормига была диаметром 80 м и площадью в 5000 кв. м. Местные жители в больших количествах повили рыбу, собирали моллюсков и охотились на крокодилов, черепах, птиц и т. д. Керамическое производство возникло здесь к середине IV (кон. IV) тыс. до п. э. В первой половине II (ко втор. пол. II) тыс. до н. э. рыболовы освоили уже не только побережье, но и соседние острова 204. Исходя из того, что рыболовы занимались интенсивным собирательством растений, некоторые авторы (Г. Рейчелъ-Долматов) их-то и считают «первооткрывателями» местного земледелия. По мнению других специалистов, земледельцы пришли на побережье из Центральной Амазонии (Д. Лэтрап) или с запада и юго-запада, из Колумбии и Эквадора (Ф. Ольсен). Как бы то ни было, разведение горького маниока возникло в Колумбии и Западной Венесуэле не позднее первой половины II (II) тыс. до п. э., так как во второй половине II (на рубеже II — I) тыс до н. э. остатки его культурной разновидности уже фиксировались на перуанском побережье. Кроме того, во второй половине III (кон. III) тыс. до и. э. в поселках па среднем Ориноко появились керамические противни, служившие для приготовления лепешек и муки из маниока. В третьей четверти II (с кон. II) тыс. до п. а. они уже имелись на побережье Колумбии и Западной Венесуэлы, на протяжении I тыс. до н. э. распространились в Восточной Венесуэле, к середине I тыс. до н. э. были известны в верховьях Амазонки, а к концу I тыс. до н. э. — на р.Укаяли и на Антильских о-вах. Некоторые авторы считают, что эти протнв-ни были нужны не столько для обработки маниока вообще, сколько для приготовления из него особого вида муки (фарина). Если это так, то их появление могло свидетельствовать об относительно высокой стадии культивации маниока. В начале I тыс. до н. э. па памятниках Колумбии и Западной Венесуэлы противни исчезли, зато появились многочисленные зернотерки и куранты (метате и манос). А во второй четверти I тыс. до п. э. на среднем Ориноко уже бесспорно возделывали маис. Некото- •' История первобытного общества 322 Глава четвертая рые исследователи интерпретируют это как смену маниокового земледелия маисовым. Видимо, картина здесь была сложнее, так как араваки, например, применяли.зернотерки и куранты для растира-ния не только маиса, но и мяса, и овощей, а обработка маниока не обязательно требовала использования противней. Кроме того, разведение маиса н маниока вполне возможно в рамках единого хозяйственного комплекса. Некоторые араваки, например, выращивали на новом участке в первый год маис и фасоль, а во второй — маниок и бананы. Другое дело, что низменности Восточной Венесуэлы, Гвианы, Суринама и Антильских островов больше подходили для культивации маниока, а возвышенности и предгорья Колумбии и Западной Венесуэлы — для маисового комплекса. Однако судя по этнографическим данным, местное индейское население не придерживалось строго итого экологического разграничения. В начале XVII в. на побережье Гвианы индейцы, например, выращивали и маис, и маниок, причем урожаи маиса достигали внушительной цифры (сам-1000, сам-1500). К сожалению, имеющиеся археологические данные не позволяют полностью воссоздать облик местных древних земледельческих комплексов. По-видимому, первоначально индейцы выращивали культурные растения на небольших прпдомных участках, которые до недавнего времени сохраняли большое значение в их земледельческой системе. Земледелие имело богарный или лиманный характер. Основным орудием была палка-копалка. Позже с ростом населения началась колонизация новых земель. Тогда-то в лесных районах и возникло под-сечно-огневое земледелие и связанные с ним чакрас — участки, освобожденные из-под растительности и временно превращенные ранними земледельцами в поля 205. Иной характер имели изменения земледельческого комплекса в пойменных долинах, где применению прежней техники мешали сильные паводки и тяжелые почвы. По мнению А. Зукки, в этих условиях больше подходил маис, имеющий короткий срок созревания. Позже, когда люди научились разбивать огороды на искусственных насыпях, появилась возможность для нового широкого распространения маниока. Такие искусственные поля возникли во второй половине I тыс. и. э. на севере Колумбии, в прибрежной зоне Суринама, на востоке Боливии, в Западном Эквадоре, наконец, на о. Маражо в устье Амазонки206. Эти сооружения были в особенности характерны для араваков. Они требовали высокого уровня организации общества, и не случайно древние испанские хроники сообщают о сложных общц-ственных структурах у араваков севера Южной Америки и Антильских островов. Некоторые специалисты предполагают, что и ранние волны культиваторов маниока (культуры барраикос и саладеро) в I тыс. до н. э. тоже были связаны с расселением араваков. Еще один древнеземледельческий центр, возникший в докерами-ческий период, располагался в Северо-западной Аргентине. Предполагается, что именно там были введены в культуру ачпра, ахи, ара- _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 323 хис, фасоль-канавалия и некоторые другие растения. К сожалению, этот район изучен еще весьма слабо. Известно лишь, что еще в VII (VI) тыс. до н. э. местное население занималось интенсивным собирательством съедобных растений. Наиболее ранние находки керамики и следов земледелия здесь восходят к I тыс. до н. э. Люди жили в небольших поселках, состоявших из 2—5 круглых каменных наземных домов пли землянок. Во второй половине I тыс. до н. э. в этом районе появились террасные поля, стали возводиться курганы и церемониальные платформы, свидетельствующие о развитии социальной стратификации. К чилийским прибрежным рыболовам земледелие проникло на рубеже нашей эры. Последние волны расселявшихся земледельцев прокатились по южному и восточному побережью Бразилии и захватили районы р. Параны во второй половине I — начале II тыс. до н. э. Они были связаны с тупигуарани, культура которых сформировалась в Западной Паране. 6. Хозяйство и материальная культура ранних земледельцев-скотоводов и высших охотников-рыболовов-собирателей (Общие итоги) Общества, относящиеся к ХКТ ранних земледельцев и скотоводов, до недавнего времени сохранялись на Новой Гвинее и в отдельных районах Юго-Восточной Азии, Южной Азии, Африки и Америки. Общества высших охотников, рыболовов и собирателей описаны этнографами в Калифорнии, в некоторых районах Новой Гвинеи, в низовьях Амура и на Оби, бассейне Конго и низовьях Нигера в Африке. К ним же относились отдельные группы прибрежных эскимосов, ительмены Камчатки до XVIII в. и т. д. Соответствующие этнографические материалы, в особенности те, которые можно рассмотреть в динамике, позволяют проверить, уточнить и глубже понять выявленные по археологическим данным закономерности развития хозяйства и материальной культуры первобытного общества и особенности расселения древних людей. Кроме того, они позволяют рассмотреть материальную культуру первобытности в социальном контексте, осветив ряд интереснейших проблем, до сих пор мало изученных археологически. В разных местах земледелие возникло в разной природной и со-цио-культурпой обстановке и имело дело с разными видами растений. Не удивительно, что первичные системы земледелия могли отличаться друг от друга. В некоторых местах древнейшее земледелие могло иметь богарный характер, т. е. посевы производились накануне дождей. Иногда для повышения плодородия почвы траву и кустарники на таких участках предварительно поджигали, что свойственно паловому земледелию207. В других районах люди начали 11* 324 Глава четвертая сажать растения во влажные почвы, расположенные поолизости от естественных водоемов (болот, озер и пр.). На этой основе возникло саево-ручьевое, или лиманное, земледелие, которое впоследствии привело к развитию целенаправленных ирригационных работ 208. Как говорят археологические данные, посадка растении во влажные болотистые почвы была широко распространена во многих первичных земледельческих очагах. Она производилась в древней Передней Азии, например в Али-Коше и Телль-Асуаде. Не исключено, кстати, что и приуроченность натуфийскпх поселков Палестины к болотистой местности209 была связана с зарождением культивации растений. Древнейшие земледельческие системы в Африке также возникли на хорошо обводненных участках и до определенной степени были связаны с лиманным орошением210. В аналогичных условиях, по мнению многих специалистов, в Южной и Юго-Восточной Азии производились древнейшие посадки влаголюбивого риса, суходольные сорта которого были выведены позже211. Население Северного Китая, заимствовавшее рис с юга в позднем неолите, выращивало его первоначально в болотистой местности. Наконец, становление земледелия в Мезоамерике тоже было связано с обработкой влажных почв и некоторым контролем за водой212. Таким образом, все фактические материалы заставляют отвергнуть гипотезу о том, что древнейшей земледельческой системой была подсечно-огневая. Гораздо правдоподобнее звучит предположение С. А. Семенова, по которому иодсечно-огпевое земледелие развилось из палового. Это. несомненно, происходило при распространении земледелия из первичных очагов доместикации растений в окружающие лесистые области 213. Другой особенностью первичного земледелия были характерные для него смешанные посевы. Небольшие придомиые огороды, плотно засаженные самыми разнообразными растениями (зерновыми, зернобобовыми, клубнеплодами и пр.), до недавнего прошлого были широко известны у многих народов тропического пояса в Африке, Юго-Восточной Азии, на Новой Гвинее и в Америке 214. Этот способ сева имел целый ряд преимуществ: он положительно влиял на почву, повышая ее плодородие, позволял максимально использовать земельную площадь, допускал активную интродукцию новых растений и эксперименты с ними, гарантировал постоянный урожай, мало уязвимый от капризов погоды. Такие огороды отличались большой стабильностью и могли использоваться относительно долго. Однако они имели и существенный недостаток: будучи невелики по размерам, они не могли обеспечить основные потребности населения в питании. Урожай с них служил лишь подсобным целям. Так, сорко Африки, шаванты Бразилии и марипданим Новой Гвинеи проводили на огородах лишь по несколько недель в году, выращивая здесь растения для церемониальных целей. Остальное время года они вели бродячий пли полуоседлый образ жизни, добывая основную пищу охотой, рыболовством и собирательством. ^________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИН А_______________ 325 Впоследствии с возрастанием роли земледельческой продукции наряду с придомными огородами возникла система более крупных нолей, где выращивались только основные сельскохозяйственные культуры. В Амазонии такие поля получили название «чакра» и были связаны уже с подсечно-огневой системой. Они давали урожай, гораздо больший, чем прпдомпые огороды, однако истощались гораздо скорее (через 3—4 года), что требовало освоения все новых и новых земельных участков. Судя по этнографическим материалам из Юго-Восточной Азии, на таких полях также иногда практиковали смешанные посевы21". В горах Новой Гвинеи до появления батата преобладали смешанные посадки таро, банана, сахарного тростника и т. д., а после его введения, когда батат стал основной пищей горных папуасов, в ряде областей получили преобладание монокультурные поля, засеянные бататом. На ту же линию эволюции указывают древнейшие палеоботанические находки из Передней Азии и Европы. 'Гак, недавние исследования в Синджарской. долине показали, что в VII (VI) тыс. до и. э. там производились смешанные посевы разных видов пшеницы и ячменя и лишь в VI — V (V7) тыс. до н. э. возникли их раздельные посадки на особых полях216. Таким образом, тенденцию к раздельным посадкам следует связывать с совершенствованием методов земледелия на определенной стадии его развития. В то же время и после распространения монокультурных посадок огороды со смешанным набором растений долго еще сохраняли важное значение. Например, у энга Новой Гвинеи монокультурные поля снабжали население основной массой растительной пищи, а огороды со смешанными посадками служили престижно-ритуальным целям и располагались рядом с мужскими домами217. До тех нор пока плотность населения была невелика, а свободных земель было относительно много, земледелие имело экстенсивный характер и не наблюдалось сколько-нибудь серьезных попыток искусственно повышать плодородие почвы, продлевая тем самым срок использования поля. В этих условиях поля забрасывались на длительное время (до 10 и более лет). Однако с возрастанием оседлости и увеличением плотности населения сроки залежи все более сокращались. Это потребовало совершенствования техники земледелия и искусственного повышения плодородия почв. Некоторые авторы полагают, что именно в этих условиях в отдельных местах мотыга заменила палку-копалку, а еще позже сменилась более эффективным плугом218. В других областях совершенствование земледельческой техники могло принят!, иные формы. В горах Повой Гвинеи, например, формирование системы постоянных полей сопровождалось возведением специальных грядок, развитием дренажных сооружений и пр., при том что палка-копалка сохрапила роль главного земледельческого орудия. Различные системы земледелия, таким образом, требовали разного набора орудий и технических приспособлений. Для зернового 326____ Глава четвертая и зернобобового земледелия были характерны палки-копалки, мотыги, лопаты и топоры-тесла, для обработки зерна — каменные зернотерки и куранты, песты и ступки, а для сбора урожая — жатвенные ножи п позже — серны. Последние изготовлялись на большей части западной половины Старого Света с помощью вкладышевой техники, а в восточной его половине (Восточная и Юго-Восточная Азия) были представлены цельными орудиями сегментовидной пли трапециевидной формы. Впрочем, первоначально урожай собирали руками без помощи искусственных орудий, по археологическим данным ото известно, например, у ранненеолитических обитателей Молдавии (пос. Сороки), а по этнографическим — у ламет Лаоса. Зерновому земледелию повсюду сопутствовали приспособления для хранения зерна: ямы-хранилища или же наземные амбары разных типов. Орудийный набор, связанный с культивацией клубнеплодов, отличался большей бедностью. Например, папуасы использовали для этого каменные топоры, тесла и ножи, деревянные палки-копалки и кое-где лопаты и очень редко — мотыги с наконечниками из дерева или из раковин219. Каких-либо специальных орудий для обработки растений у них не было. У горных папуасов почти нигде не было и средств для длительного храпения пищевых запасов. Они вырывали созревшие клубни каждый день по мере надобности в количестве, необходимом для дневного пропитания. Зато прибрежные папуасы умели хранить ямс в хижинах в течение нескольких месяцев. В тех районах, где использование культурных растений предполагало предварительное удаление из них токсичных веществ, как в случае с горьким маниоком у индейцев Южной Америки, был выработан своеобразный комплекс орудий для обработки растительной пищи. В северных paiionax Южной Америки в него входили деревянные терки, оснащенные каменными или растительными остриями, рукава или циновки, сделанные из растительных волокон, и керамические противни, а в прошлом — заменявшие их каменные плитки. Все это было необходимо для обезвреживания маниока и изготовления из пего лепешек и муки (фарипа). В виде муки и лепешек маниок можно было долго хранить, брать с собой в путешествие и обменивать 220. Скотоводство получило распространение в более узком регионе, чем земледелие, и на первых порах было тесно с ним связано. Для раннего скотоводства было характерно содержание небольшого количества в основном мелких животных (козы, овцы, свиньи, морские свинки), но в некоторых регионах этот комплекс дополнялся и более крупными видами (крупный рогатый скот, гаял, балийский скот, буйвол, лама, альпака). На первых порах уход за скотом сводился к минимуму, и скот в основном находился на вольном выпасе. Позже с увеличением плотности полей и ростом размеров стада возникла необходимость охраны полей от домашних животных. Для этого, с одной стороны, стал осуществляться более постоянный надзор за нолями, в некоторых случаях земледельческие участки начали окру- _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНЛЯ ОБЩИНА_______________ 327 жать изгородями. С другой стороны, возникли специальные загоны для скота, определенные земельные участки стали отводить под пастбища, а скот попал иод надзор специальных пастухов, которыми чаще всего служили подростки и гоноши. Отдельные мелкие домашние животные на первых порах ночевали, как правило, в жилых домах, где для них отгораживались специальные отсеки. Стойла возникли гораздо позже221. Наряду с земледелием и скотоводством относительно большое значение продолжали сохранять охота, рыболовство и собирательство. Гак как домашних животных вначале было мало и специально на мясо их почти не убивали, главными источниками белковой пищи во многих районах служили охота и рыболовство. Последние играли особенно высокую роль там, где скотоводства вовсе не было, например, в низменностях Южной Америки. Однако с развитием земледелия, которое отнимало много времени, и энергии, охота производилась все реже и реже, хотя потребность в мясе по только не уменьшилась, но напротив, возросла в связи с общим ростом населения. В этой обстановке усилилось значение мяса как церемони-ально-ритуальной пищи. Возникла необходимость в совершенствовании охотничьего оружия и методов и организации охоты. Для раннеземледельческих обществ стали характерными коллективные периодические охоты, устраивавшиеся для обеспечения мясом праздников или важных ритуалов. Сходная картина наблюдалась и в рыболовстве с той лишь разницей, что рыболовство более соответствовало земледельческому образу жизни, также способствуя оседлости. Поэтому в благоприятных для рыболовства районах оно несколько потеснило охоту как более эффективный способ получения белковой пищи. Собирательство также служило важным дополнением к земледелию, а в случае неурожая и голода было способно даже временно заменить его, что по раз отмечалось многими этнографами. Одним из важных направлений собирательства была добыча меда диких пчел, широко известная у ранних земледельцев Америки, Африки и некоторых других областей. В отдельных случаях на этой основе возникло примитивное пчеловодство. Оно до спх пор встречается у некоторых народов Африки (например, у маджангир), которые изготовляют деревянные улья и подвешивают их на деревьях. Наряду с целым рядом культурных растений (ячмень, просо, рис, маниок п др.) мед играл большую роль в производстве увеселительных напитков, применявшихся для социально-престижных целей у многих народов мира. Vpoiienb жизни развитых, охотников—рыболовов — собирателей также существенно отличался от той картины, которая была свойственна низшим охотникам и собирателям. Главными достижениями первых являлись более эффективные методы охоты и рыболовства, создание для них более совершенных орудий и применение разнообразных способов хранения пищевых запасов. Для добычи рыбы ис- 328 _______ Глава четвертая пользовались такие методы, как лучение с лодок или далеко выдвинутых в воду специальных помостов, загоны больших косяков в специальные запруды, глушение рыбы с помощью растительных ядов. На морских побережьях рыбу часто ловили сетями или гарпунили с лодок. Довольно широко были распространены и удочки с самыми разнообразными крючками. Охота па морского зверя (моржей, тюленей и особенно китов) отличалась еще большей сложностью и требовала особых навыков. Для сухопутной охоты также применялись многочисленные хитроумные сооружения н приспособления: ловушки, капканы, силки, сети, загоны и т. д. Во многих местах для загонных охот строились специальные изгороди из прутьев или камней, а сама охота часто проводилась с использованием огня. Так, паюте гнали антилоп на специальную площадку, окруженную забором или кучей камней, а потом ее поджигали. Некоторые калпфоршшцы производили такие охоты осенью, поджигая обширные пространства степей и загоняя животных во влажную местность, где их поджидали притаившиеся охотники. В других местах (у папуасов, лопарей и т. д.) с помощью изгородей люди направляли обезумевших животных в ямы-ловушки или реки и озера, где их и добивали. Развитие плетения позволило изготовлять разнообразные сети и силки, с помощью которых люди успешно охотились на птиц. Полученные этими эффективными способами излишки мяса и рыбы заготавливались впрок. Их сушили, коптили, вялили и хранили в специальных ямах, каменных цистах или на помостах. Дикие растения обрабатывались самыми разнообразными способами и частично также предназначались для храпения. Так, паюте и кали-форнийцы делали лепешки из зерен и желудей, сушили ягоды, а ко-репья и сосновые орешки запаковывали в кожаные метки и держали в больших ямах в зимних поселках. У некоторых калттфорнийдев для желудей имелись особые деревянные амбары, мало чем отличавшиеся от аналогичных сооружений, известных у земледельцев. Универсальным видом транспорта в неолите являлись лодки, наиболее важными транспортными артериями служили водные пути. В северных районах кое-где возник и санный транспорт, а местами для передвижения люди использовали лыжи. Сани и волокуши первоначально передвигались силами самих людей, и, видимо, лишь в позднем неолите для этого начали применять домашних животных. Изменения в образе жизни нашли яркое отражение в характере домостроительства. За отдельными исключениями, здесь отмечались следующие почти универсальные тенденции: 1) переход от охотничьих наземных шалашей к более прочным и долговременным землянкам и полуземлянкам, а от них — к наземным домам (впрочем, среднее звено этой цепи в некоторых районах отсутствовало); 2) изменение формы жилища от округлой к квадратной или прямоугольной; 3) постепенное разрастание однокамерных домов и превраще- _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 329 нпе их в многокамерные. Первая тенденция была прямо порождена процессом оседания, т. е. укреплением связей с более узкой, чем раньше, территорией. Раннеземледельческий образ жизни основывался на сезонном хозяйственном цикле, который, как и прежде, часто требовал перехода с места на место. Однако бродячие охотники и собиратели не возвращались на одно и то же место с топ же регулярностью, как ранние земледельцы. Поэтому у первых далеко не всегда встречались базовые поселки. Напротив, для ранних земледельцев и высших охотников — рыболовов — собирателей наличие базовых поселков стало закономерностью, хотя первоначально эти поселки и не являлись круглогодичными. Сюда люди возвращались регулярно в определенные сезоны года, для чего им и требовались более прочные и долговременные дома, чем легкие хижины охотников. Такими домами и служили чаще всего землянки и полуземлянки, но в отдельных случаях эти дома были представлены уже наземными конструкциями.
|