Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава третья 14 страница





Экзогамия во многих случаях имела прежде всего социально-эко­номическое значение. Это ярко видно у добуаицев, которые могли свободно вступать в половые отношения со своими классификаци­онными сиблингами, но брак должны были заключать только с пред­ставителями других родов, так как брак приводил к возникновению особых отношений не только внутри брачной пары, но и между ро­дичами супругов 285.

Особенностью рода являлось также единое название. Иногда не­сколько родов образовывали более крупное, часто экзогамное един-


360 Глава четвертая

ство, обычно называемое фратрией. При этом во фратрии далеко не всегда имелась концепция происхождения от единого предка, а иногда, как у папуасов-энга, не было и экзогамии. Несколько родов или несколько фратрий, между которыми существовали устойчивые брачные связи, составляли племя, и его универсальной чертой по­этому являлась тенденция к эндогамии. Последнее обусловливало и усиление другой тенденции, в силу которой племя в значительной мере могло считаться культурно-языковым, а следовательно, и этни­ческим единством. По эта тенденция лишь со временем набирала силу, и в раннем неолите от нее имелось много отклонений. Иногда племя обладало мифом об общем происхождении, но это ни в коей мере не делало его экзогамной единицей. Впрочем, и из этого пра­вила встречались исключения. Так, в Северо-Западной Амазонии известны отдельные языковые общности (там их называют то пле­менем, то фратрией), отличающиеся экзогамией.

Род распадался на несколько сегментов разного уровня иерархии. Главным из них был липидж, который в отличие от рода играл выда­ющуюся роль в организации обыденной жизни. Линидж обычно со­стоял из группы близких родичей, четко прослеживавших между собой родство. Члены линиджа составляли костяк отдельных домо-хозяйств и являлись, таким образом, ядром общины или локальной группы, так как члены всего рода были широко рассеяны по обшир­ной территории и обитали в самых разных поселках. Глубина лп-ниджных генеалогий у ранних земледельцев и скотоводов была не­велика и достигала трех-четырех, реже — семи поколений. В этот период значение генеалогий было двойственным. С одной стороны, ценное имущество и притягательные социальные статусы, из-за на­следования которых впоследствии разгоралась самая отчаянная борьба, еще только-только возникали. И пока что их распределение не требовало введения строгого контроля, функцию чего и взяли на себя со временем длинные генеалогии. Кроме того, смягчение послед­ствий всевозможных кризисов в раннеземледельческом обществе, как и прежде, осуществлялось частично за счет сохранения флюид-ности социальной организации. Это тоже препятствовало развитию длинных генеалогий, которые могли бы затруднить действие широко распространенного в этот период обычая адопции. Поэтому в неко­торых неолитических обществах были выработаны даже специаль­ные нормы, направленные на то, чтобы умершие предки поскорее забывались, например запрет произносить имена умерших28В.

С другой стороны, необходимость в генеалогиях, придававших строгость социальной структуре, в неолите все же имелась. По срав­нению с низшими охотниками и собирателями в численно возрос­ших неолитических обществах количество хозяйственных и соци­альных проблем увеличилось, и отдельная мелкая группа самостоя­тельно уже не справлялась с их решением. Это и обусловило возник­новение сегментарных родовых структур, призванных поделить ре­шение этих проблем между родовыми сегментами разного уровня


ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНЛ 361

иерархии. А формирование этих структур, во всяком случае па низ­ших уровнях иерархии, шло в соответствии с генеалогическим прин­ципом. На более высоких уровнях этот принцип сохранялся, приоб­ретая облик псевдогепеалогий или мифологического родства.

Всеобщей чертой сегментарных родовых структур являлась, сле­довательно, иерархическая соподчиненность их звеньев и соответст­вующее распределение между ними самых разнообразных функций. При наличии эгалитарной идеологии звенья одного уровня даже в условиях фактического неравенства считались эквивалентными и об­ладали равными статусами. Они могли соперничать друг с другом, но на более высоком уровне объединялись и выступали единством но отношению к внешнему миру. Так, главной функцией линиджа был общий труд, и большинство коллективных работ 7фоизводилось прежде всего на линиджной основе. Кроме того, линпдж устраивал для своих членов некоторые церемонии и ритуалы, например по слу­чаю болезни, брака и т. д.

Наиболее важную в социальном плане единицу составлял род, а чаще всего его подразделение — субклап. Обычно именно в рам­ках субклана собирался брачный выкуп, осуществлялась выплата за пролитую кровь, организовывались некоторые церемонии (погре­бальная, брачная, инициации и пр.) и ритуалы (например, риту­альный каннибализм у бена-бена). Нередко в функцию субклана входили кровная месть и военные набеги. Внутри него имелись ме­ханизмы для мирного решения ссор. В ряде случаев именно субклан был основой для создания временных рабочих групп, исполнявших наиболее трудоемкие работы (расчистка огородов, строительство до­мов и т. д.). Иногда он обладал общим ритуальным имуществом (свя­щенными флейтами и другими предметами культа), имел единый мужской дом и церемониальную площадку. Тем самым субклан яв­лялся одной из важнейших социально-потестарных единиц в неоли­тическом обществе и, как будет показано ниже, играл не последнюю» роль в развитии системы лидерства.

Обладавший гораздо большими размерами, род был, как правило, распылен по значительной территории, в отличие от субклана, чле­ны которого жили если не в едином поселке, то по крайней мере в ближайшем соседстве. Члены рода не могли столь же часто и опе­ративно собираться и действовать вместе, как члены субклана, и поэтому социальные функции рода были более ограничены. Род, как правило, являлся крупнейшей социальной единицей, ведавшей рас­пределением и перераспределением участков возделанной земли. Он организовывал важнейшие церемонии, как, например, обмен «тее» у папуасов-эпга и обмен «мока» у медлпа. Он же ведал устройством крупнейших праздников, на которые приглашались представители других родов и которые тем самым служили этнической консолида­ции. Внутри рода изредка вспыхивали вооруженные столкновения, но при этом противники стремились избегать смертных исходов. Как правило, родовая солидарность служила гарантом внутреннего


362 Глава четвертая

мира. Все это обусловливало чувство общности, и в ряде случаев (например, у гахуку-гама на Новой Гвинее, шавантов Бразилии, некоторых народов Северной Америки) 287 именно членов своего ро­да люди относили к категории «одного народа», «наших людей».

Впрочем, вышеотмеченпое разграничение функций между родом и субкланом имело в разных обществах разный вид и приближалось к описанной картине лишь в тенденции. Например, такие функции, как кровная месть, устройство набегов, плата за кровь, организация погребальных церемоний и коллективных работ и т. д., могли вхо­дить в сферу компетенции не субклана, а рода. Все зависело от кон­кретной ситуации и прежде всего от размеров соответствующих родо­вых единиц и характера их расселения. Иногда, как в случае с абе-лям или шавантами, роды были еще так малы, что они вообще не сегментировались, и им, следовательно, не с кем было делить много­численные социальные и хозяйственные функции. Напротив, у рав­нинных тонга и некоторых других африканских пародов сегменти­ровались даже отдельные лпппджи.

Более крупные, чем род, единицы — фратрия и племя — высту­пали как единое целое крайне редко, и их социальные функции бы­ли минимальны, хотя от этого они не теряли своей важности. Чаще всего именно они служили основой для заключения военных оборо­нительных союзов, и именно внутри них действовали рычаги npej стижной экономики с ее церемониальным обменом и потлачевидными празднествами. Кроме того, внутри них действовали механизмы, до определенной степени смягчавшие последствия вооруженных столк­новений и заставлявшие противников воздерживаться от убийства и вести войну по определенным правилам. Хотя церемонии общепле-менпого уровня возникли у ранних земледельцев весьма рано, общо-племенной религиозный культ развился далеко не сразу. Он, напри­мер, был неизвестен папуасам Новой Гвинеи, по встречался у неко­торых отсталых земледельцев Африки, достигших более высокого уровня развития (банту Восточной Африки, иракве и другие земле­дельцы Западной Африки и пр.).

Размеры вышеописанных родоплеменных подразделений и их количество в разных обществах сильно колебались в зависимости от экологии, особенностей хозяйственной жизни и уровня социального развития. В наиболее развитых обществах горных папуасов (эига и чимбу) размеры племен и фратрий достигали в среднем 10005000 человек, родов — 100—1000 человек, субклапов — 50—200 че­ловек, а в лиииджах насчитывалось по нескольку десятков членов. У кубео Бразилии в племени насчитывалось примерно 3000 человек, во фратрии — 1000, а в роде — 100. У ленду Восточной Африки ро­ды достигали размеров 1000 человек, а субклапы—150 — 300 чело­век.

Формирование сегментарной организации происходило на протя­жении неолита, о чем можно судить на основе сравнительных этно­графических данных. Первоначально рост населения вел, видимо, не


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОВЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 363

к образованию сегментарных структур, а к возникновению большого количества однопорядковых групп, полностью порвавших прежние связи друг с другом. Так, разросшиеся роды у абелям делились не па субклаиы, а на новые экзогамные роды, полностью независимые друг от друга. Как видно по материалам Северной Америки, этому способствовало в особенности подвижное подсечпо-огиевое земледе­лие, не стимулировавшее формирование линиджей288. Описанный процесс некоторые авторы предлагают именовать расколом, в отли­чие от сегментации, при которой вновь возникшие структуры во мпо-гом продолжали сохранять прежние отношения друг с другом и в определенных ситуациях выступали как единое целое ^.

Ранний этап сегментации иногда также удается проследить эт­нографически. Так, появление батата у папуасов-каимби в конце XIX в. вызвало быстрый рост населения, в результате чего прежние мелкие родовые группы (по 20—100 человек) разрослись и начали распадаться. В итоге здесь возникла типичная нозднеродовая орга­низация с тремя-четырьмя уровнями сегментации290. Аналогичные примеры можно обнаружить и в Африке291. Поводом к сегментации первоначально служили ссоры из-за женщин, имущественных прав, обвинений в колдовстве и т. д., но в их основе лежали более глубокие причины — рост населения и усложнение социально-экономических отношений. Эти базисные процессы поставили перед людьми множе­ство новых проблем, для решения которых еще не выработалось адекватных механизмов. Поэтому-то на первых порах их и решали простейшим способом — путем сегментации, в результате которой враждующие стороны пространственно отделялись друг от друга во избежание эскалации напряженности. Формирование все более раз­ветвленной сегментарной организации с ростом населения просле­жено у папуасов-кума. Здесь роды размерами в 100—300 человек делились только па субклапы, при разрастании их до 200—900 че­ловек они уже долились на субкланы и субсубкланы, а по достиже­нии размеров в 700—1700 человек распадались на две половины, суб­кланы и субсубкланы Каждая из этих иерархических родовых групп обладала теми или иными функциями, но в обыденной жизни наи­большее значение имела мельчайшая единица, насчитывавшая не­сколько десятков человек. Со временем в процессе сегментации все большую роль начали играть амбиции лидеров, соперничавших друг с другом за власть. Однако именно развитие института лидерства в дальнейшем было призвано затормозить процесс сегментации и обус­ловить обратный процесс слияния в рамках единой потестарной ор­ганизации.

Явление сегментации было не сразу осознано людьми, и об этом также свидетельствуют данные этнографии. Например, папуасы-бе-набена отрицали наличие у них социальных единиц, более мелких, чем род, хотя на практике здесь вычленялись и субкланы, и липид-жи. Более развитые папуасы, например чимбу, уже осознавали про­цесс сегментации, и у них имелись специальные термины для обо-


364 Глава четвертая

значения фратрий, родов и субкланов. Папуасские материалы вооб­ще хорошо иллюстрируют ранние этапы сложения сегментарной ро-довои организации z.

В процессе оседания, с ростом роли постоянных земельных участ­ков и их наследования в отдельных случаях сегментарная родовая организация еще больше усложнилась, укрепилась и стала более жесткой. При этом возросло значение концепции связи с умершими предками, воплотившейся в развитый культ предков. Возросла и роль генеалогий, некоторые из них насчитывали 10 и более поколе­ний. Такая картина в Африке наблюдалась, например, у талленси, а в Юго-Восточной Азии в этом направлении шло развитие у части сеноёв293. Однако это, видимо, не было всеобщей закономерностью. Судя по некоторым океанийским материалам, оседание и сокраще­ние земельных ресурсов, напротив, могли повлечь ослабление родо­вых структур294.

Наряду с расколом и сегментацией в неолитических обществах наблюдались и процессы объединения, слияния. Они происходили в тех случаях, когда ослабевшие от голода, эпидемий или войн группы не могли больше существовать как автономные единицы. Иногда эти группы специально приглашали родственников, свойст­венников и друзей занять пустующие на их территории участки й инкорпорировали их в свой состав. Иногда же они покидали родную территорию и сами входили в состав какой-либо более сильной груп­пы. Слияние групп могло, впрочем, происходить и на другой основе. Так, у окебо в Конго субклаиы разных родов, которые достаточно долго жили рядом, переставали заключать браки друг с другом и на­чинали считать себя принадлежащими одному роду295.

Во всех описанных случаях слияния вновь инкорпорировавшие­ся в род пришельцы получали соответствующие права и обязанно­сти и изъявляли согласие придерживаться принятых здесь тради­ционных норм, без чего инкорпорация была невозможной. При этом их начинали считать родичами и соответственно к ним относиться, хотя четко отличали их от реальных кровных родственников. Од­нако на их потомков распространялась концепция кровного родства, ибо, как указывалось выше, генеалогические знания отличались скудностью и до поры до времени генеалогии большого значения не имели. Такой процесс инкорпорации получил в науке название «адопция». Он был нгароко распространен в неолитических общест­вах п играл большую роль в перераспределении населения между различными родовыми группами. Адопция еще раз подтверждает тезис о том, что родство в первобытности имело прежде всего соци­альное значение, так как адоптированные в родовую группу чужаки, получавшие полный статус родичей, составляли в ней иногда весь­ма значительный процент (от 20 до 50%), судя по папуасам-абелям, бенабена, медлпа, энга и пр. В ряде районов Новой Гвинеи адопция облегчалась, кроме всего прочего, еще и тем, что единая субстанция, объединявшая, по понятиям папуасов, членов рода, обреталась не


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 365

только общим биологическим происхождением, но и участием в де­леже пищи с родовой территории, общим трудом, а также совмест­ным проживанием29S. Сходная концепция родства встречалась и в других регионах мира, например у шавантов Бразилии 297. Н. А. Бу-тинов называет такое родство «общинным», однако правильнее со­хранить за ним термин «социальное родство», так как оно не везде было связано только с общиной. Например, у маджангир в Африке оно зафиксировано в условиях хуторской системы расселения, где сколько-нибудь четких общин не наблюдалось298.

В тех раннеземледельческих обществах, где с развитием соци­ально-экономических отношений происходило укрепление родовой организации и она становилась все более жесткой, адопция начинала встречать некоторые трудности. Там адоптированные члены родовой группы были лишены ряда важных прав, и только их внуки стано­вились уже полноправными родичами. Это наблюдалось на Новой Гвинее у энга, кума и чимбу299. Впрочем, недавно адаптированные в родовую группу чужаки и в других случаях занимали в обществе особое положение и в определенных ситуациях были весьма уязви­мы. Известны примеры, когда именно их обвиняли в неудачах, по­стигших группу, причем иногда дело доходило до их убийства 30°.

Социальная природа родства выражалась в первобытности не только в обычаях адопции, но и в том, что в случае острой необхо­димости отношения родства могли свободно пересматриваться. На­пример, в условиях ухудшения брачной обстановки один из лиде­ров яноама перевел некоторых из своих классификационных сестер в другую категорию, для того чтобы его сыновья могли взять их до­черей себе в жены. У тех же япоама наблюдался и пересмотр род­ственных связей по политическим мотивам: иногда люди отрицали родственные связи с теми, с кем они издавна воевали, и, напротив, утверждали о наличии таких связей в том случае, когда хотели за­вязать дружбу с бывшими врагами. И то, и другое делалось вопре­ки очевидным фактам, прослеживаемым генеалогически. У папуасов Новой Гвинеи также встречались случаи, когда лидеры в соответст­вии со своими интересами искусственно изменяли действие принци­пов родства301.

С переходом к неолиту и разрастанием отдельных социальных организмов прежние принципы родства должны были пеизбежно из­мениться. Этот процесс развивался постепепно, но чтобы понять его смысл, необходимо, хотя бы вкратце, дать характеристику некото­рым важнейшим видам первобытного родства. В современной науке узаконенную связь ребенка с родителями принято называть филиа­цией, а его генеалогически прослеживаемую связь с предками — ли­нейным (линейно-степенным) родством (Descent) 302. И то, и другое, будучи признано обществом, становилось важным фактором, опре­делявшим место человека в обществе и закреплявшим за ним опре-деленпые права и обязанности. Оба эти способа установления род­ства появились лишь на определенных этапах развития общества.


366___________________________ Глава четвертая

У древнейших охотников и собирателей их не было303. Что же каса­ется их соотношения друг с другом, то вследствие относительно позднего возникновения и укрепления генеалогического принципа, с которым связано линейно-степепное родство, появление филиации следует относить к более раннему периоду. И действительно, если она возникла на определенном этапе у низших охотников и собира­телей, то линейно-степенного родства нередко не было и у ранних земледельцев и скотоводов.

Линейно-степенное родство допускает инкорпорацию человека в родовую группу по принципу его генеалогических связей с общим от­даленным предком этой группы, а филиация требует для этого лишь общепризнанной связи с родителями. Линейно-степенное родство включает два вида: 1) унилинейпое (связь с предками прослеживает­ся исключительно либо по женской, либо по мужской линии. В пер­вом случае речь идет о материнском, или утеринпом, родстве, во вто­ром— об отцовском, или агнатном, родстве); 2) билинейное (двой­ное), или когнатпое (связь с предками прослеживается одновремен­но и по мужской, и по женской линии). Филиация всегда предпола­гает наличие билатералыюсти, однако, чтобы различить разные прин­ципы инкорпорации в родовую группу в период до появления линей­но-степенного родства, было предложено использовать такие терми­ны, как «патрифилиация» и «матрифилиация»304. Ведь членство в родовой группе, первоначально не требовавшее учета каких-либо генеалогических категорий, опиралось тем не менее на факт кровной связи с одним из родителей. А уж посредством последнего человек находил свое место в группе, вступая с ее членами в обусловленные им вполне определенные отношения.

Преобладание в первобытных обществах матри- и патрифплиа-ции называется иначе «горизонтальным родством» 305, а преоблада­ние линейно-степенных принципов — «вертикальным родством». На практике различия между ними проявились, в частности, в том, что в первом случае во вступлении женщин в брак были заинтересованы прежде всего их братья, а во втором — их отцы или дядья. Это про­исходило по следующим причинам. В первом случае встречались преимущественно браки-обмены сестрами, и в их устройстве, естест­венно, были заинтересованы именно братья, так как они получали невест только в обмен на родных или классификационных сестер. При этом молодой муж делал подарки брату жены. Впоследствии, с перестройкой брачных обычаев, о чем будет сказано ниже, выгоду и от выкупа за невесту, и от отработок стали получать именно отцы (или дядья) девушек. Соответственно строились и модели поведения, что имело далекоидущие последствия306.

Возникнув еще в среде низших охотников и собирателей, прин­ципы матри- и патрифилиации продолжали играть большую роль у ранних земледельцев и скотоводов, определяя характер их общест­венной структуры. Так, патрифилиация была широко распростра­нена у папуасов Новой Гвинеи, а матрифилиация — у многих групп


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 367

Северной Америки. Вместе с тем развитие производящего хозяйст­ва и высших форм присваивающего хозяйства, вызвавшее целый ряд существенных социально-экономических, демографических и иных изменений, поставило перед обществом серьезные проблемы, реше­ние которых во многих случаях достигалось путем совершенствова­ния и ужесточения родовых принципов. Вызвав к жизни длинные генеалогии, этот путь развития привел к становлению линейно-сте­пенного родства. Таким образом, переход к более эффективным фор­мам первобытного хозяйства стал для него важнейшей предпосыл­кой 307.

С точки зрения структурных принципов формирование линсйно-степенной системы родства означало переход к поздцеродовой орга­низации 308. Следовательно, наличие матри и патрифилиации в ран­неземледельческих обществах до известной степени сближает их по социальной структуре с наиболее развитыми из низших охотников и собирателей. Иначе говоря, существенные изменения в родовой ор­ганизации наступили с переходом к производящему хозяйству не сразу.

Судя по современным этнографическим данным, среди групп, пе­решедших к производящему хозяйству, матрилинейность и матрифи-лиация встречаются чаще всего у наиболее отсталых народов, зани­мающихся палочно-мотыжным земледелием. Напротив, с развитием скотоводства и возникновением пашенного земледелия проявляется отчетливая тенденция к переходу к патрилинейпости. И вместе с тем в XIX — начале XX в. патрифилиация была распространена у палочно-мотыжных земледельцев ничуть не меньше, чем матрифи-лиация309. Конечно, используя эти данные, нельзя не учитывать изменений в традиционной культуре отсталых обществ, вызванных их соседством с классовыми обществами, особенно в новое время 310. И все же облик целого ряда основанных на патрифилиации обществ, хорошо описанных этнографами, был таков, что его никак не воз­можно объяснить действием каких-либо внешних влияний. Класси­ческим примером таких обществ являются многочисленные группы папуасов Новой Гвинеи. Следовательно, было бы неверным реконст­руировать социальную структуру древнейших земледельцев как ос­нованную исключительно на принципах материнского родства. Отцов-скородовая организация у них кое-где также встречалась, хотя этот факт и не нашел еще достаточно убедительного объяснения в науке311. Пока что остается неясным, почему в одних случаях у ран­них земледельцев наблюдался материпский род, а в других — отцов­ский. Возможно, ответ на него будет найден после того, как прояс­нится вопрос о характере социальной структуры предшествовавших переходу к производящему хозяйству обществ. В этой связи интерес­ным представляется тот факт, что наиболее отсталые папуасские группы, которые лишь недавно перешли к земледелию и свиновод­ству буквально на глазах у этнографов, уже отличались патрифилиа-цией.


368 Глава четвертая

Правда, как свидетельствуют археологические данные, древне-земледельческое население многих районов мира едва ли не с самого начала изготовляло и использовало культовые женские статуэтки. Это встречалось в Передней Азии, в Закавказье, на Балканах, в Сред­ней Азии, в Египте, в Индии, в Северном Китае, в Мезоамерике, в некоторых областях Южной Америки и т. д. А в Японии эти фигур­ки появились еще у охотников и рыболовов дземона. По мнению не­которых специалистов, такие статуэтки говорят исключительно о куль­те богини-матери, отражавшем высокое положение женщин в обще­стве, следовательно, наличие материнскородовой организации312.

Подобная цепь рассуждений далеко не бесспорна. Во-первых, многочисленные этнографические материалы позволяют самую раз­нообразную интерпретацию этих фигурок, даже если исходить из их культового назначения 313. Во-вторых, возникновение веры в женское божество как символ плодородия возможно и в отцовскородовом об­ществе, примеры чему известны у папуасов зи. Наконец, в-третьих, между высоким общественным положением женщин и формой родо­вой организации нет жестких связей. С одной стороны, обществен­ное положение женщин в материнскородовых обществах нередко было приниженным и основную роль в социально-потестарной сфере играли мужчины315. Но с другой, известно немало случаев, когда да­же в условиях патриархальности положение женщин было довольно высоким, например у многих кочевников Азии 316.

До сих пор в науке еще не изжито выдвинутое Э. Гроссе и раз­витое Венской культурно-исторической школой положение о том, будто бы матрилинейность являлась следствием перехода к земле­делию, который сделал женщину главным производителем и постав­щиком пищи, а это в свою очередь поставило ее во главе общества. Как было показано выше, неправомерно связывать земледелие, да­же самое раннее, исключительно с женским трудом317. Чисто жен­ское земледелие, не опиравшееся в той или иной степени на помощь мужчин, вряд ли когда-либо существовало. Женский труд действи­тельно играл в раннем земледелии большую роль, но это наблюда­лось не только в материнскородовых, но и в отцовскородовых обще­ствах.

По-видимому, если уж искать связи между производственной дея­тельностью человека и социальной организацией в первобытности, следует учитывать не общий объем полученной продукции, а харак­тер организации труда и некоторые другие социальные моменты. На­пример, обычай отработки за жену заставлял юношу жить вместе с ее родичами, что уже само по себе благоприятствовало матрилокаль-ности. А так как жена предпочитала работать на огороде вместе со своими сестрами и матерью, а не со свекровью и свояченицами, то и это создавало почву для матрилокальности. Такая картина встреча­лась, например, в Южной Америке у пиароа и ваиваи318. В свою очередь делая женщину основой культурной преемственности, мат-рилокальность, как это выявили еще эволюционисты319 и обосновал


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИ НА_______________ 369

Дж. Мэрдок320, способствовала существованию материнскородовой организации. Однако эта возможность реализовывалась не всегда. Иногда в обществе, где социальная роль мужчин была весьма вели­ка, имелись какие-то особые, еще слабо изученные механизмы, дей­ствие которых в условиях матрилокальности могло повлечь станов­ление патрифилиации. Среди типологически весьма ранних обществ с производящим хозяйством встречались, в частности, такие, где пат-рифилиация сочеталась с матрилокальностью. Так, у центральных же (шавантов и шерентов) при сохранении типичной для всех же матрнлокальности развилась характерная отцовскородовая органи­зация 321.

Таким образом, бытовавшее одно время в нашей науке мнение о том, что все известные по археологическим данным раннеземледель­ческие общества характеризовались исключительно материнскородо­вой организацией, представляется неточным. Вместе с тем в настоя­щее время имеются бесспорные доказательства того, что по крайней мере в ряде случаев в таких обществах женщины действительно за­нимали высокое положение, связанное, очевидно, с материнским правом. Об этом говорят, например, находки моделированных гли­ной женских черепов в сирийско-палестинском районе и особый ха­рактер женских погребений в Чатал-Гуюке322.

По особенностям ипкорпорации своих членов, типам брачного поселения, отношению к детям, брачным нормам и многим другим принципам материнско- и отцовскородовая организация были схожи. Их резкое различие заключалось главным образом в том, что пол супруга, пришедшего со стороны, в обоих случаях был разным. А так как и там, и там в социально-потестарной сфере, за редкими исклю­чениями, господствовали мужчины, то это имело самые серьезные последствия для функционирования родовых механизмов, построен­ных на разных принципах. Если отцовскородовая система требовала передачи важных социальных статусов и ценных видов имущества от отца к сыну, то при материнскородовых отношениях речь шла о переходе их от дяди к племяннику. Переселение жены к мужу в ус­ловиях отцовского рода никак не влияло на систему власти, а пере­селение мужа к жене в условиях материнского рода создавало важ­ный фактор Напряженности между мужчинами — родичами и свой­ственниками. Последнее часто ослабляло систему власти. Чтобы бразды правления не выпадали из рук мужчин-родичей, в условиях материнскородового строя баланс восстанавливался тремя извест­ными способами. Чаще всего речь шла о многородовых общинах, где в обстановке общинной эндогамии мужчина, хотя и переходил в семью жены в силу требования матрилокальности, но но менял при этом общинной принадлежности. Поэтому материнскородовые общи­ны нередко отличались более крупными размерами, чем отцовско-родовые.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 633. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия