Глава третья 18 страница
Имущественный достаток па первых порах не играл почти никакой роли в развитии системы лидерства, однако постепенно богатство становилось все более важным фактором, определявшим престиж человека в обществе. Это диктовалось тем, что многие функции лидера начали требовать все больших и больших имущественных затрат, которые были под силу лишь обеспеченным людям. Регулярное устройство пиров и организация ритуалов, прием гостей и материальна'я помощь сородичам, наконец, просто проявление щедрости по тем или иным поводам — все это заставляло лидеров идти на значительные материальные затраты. Правда, благодаря системе ответных даров эти затраты всегда окупались. Лидеры принимали участие в общем труде и всюду должны были возделывать более крупные участки земли. Впрочем, сколь бы ни были велики их собственные трудовые усилия, им везде приходилось привлекать для этого дополнительную рабочую, силу, вербуя ее прежде всего из членов своей общины. Однако самый большой вклад в создание необходимых излишков пищи вносили женщины, и поэтому во многих районах мира лидеры стремились к многоженству. Женщины не только заботились о запасах пищи, но принимали живейшее участие в организации пиров и церемоний. Вот почему порой встречались и такие случаи, когда смерть жены заставляла прежнего лидера уступать свое место другому, ибо он уже не справлялся с возложенными на него функциями (например, у ваиваи) 377. Лишь в немногих раннеземледельческих обществах, например у трумаи, лидеры были освобождены от земледельческого труда. По и там они активно участвовали в охоте, рыболовстве и сами изготовляли орудия труда 378. С возрастанием роли богатства в системе лидерства высокий престиж и реальная власть перестали отождествляться. Так, у папуасов-дапи человек, достигший высокого престижа смелостью в бою, не имел реальной власти, если был беден и не мог участвовать в социальных мероприятиях с той регулярностью, которая требовалась лидеру 379. Как явствует из всего вышеописанного, богатство в рассматриваемый период было важно не само по себе, а лишь как существенный фактор, обусловливавший степень участия в социальной жизни. Накопление богатства в виде сокровищ еще было невозможным, так как это противоречило господствовавшим нормам распределения общественного продукта. Людей, скопивших особенно крупные запасы, в той или иной форме заставляли делиться с окружающими, а в случае отказа могли даже убить (это известно у экаги). _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 401 На разных стадиях развития неолита функции лидерства весьма существенно различались. В некоторых мелких наиболее отсталых обществах необходимости в лидерах вообще не было, и социальные конфликты выносились на обсуждение собрания взрослых мужчин. Так происходило, например, в некоторых папуасских группах в районе р. Сэпик. В более развитых обществах функции лидеров постепенно становились все более разнообразными. Они являлись организаторами общественных работ в земледелии, рыболовстве и охоте, руководили важными ритуалами, принимали главное участие в решении внутренних конфликтов, представляли общипу во внешних сношениях, иногда хранили церемониальные предметы. В некоторых случаях лидеры являлись посредниками в общении общины с «миром духов», а с развитием культа предков начали играть важную роль в его ритуалах. У индейцев северных районов Южной Америки, где лидер считался «владельцем» общинного дома, строительство последнего представляло собой своеобразные выборы, так как только ого организация давала право на лидерство. Иногда, как, например, у форе Новой Гвинеи, лидерство заключалось главные образом в руководстве военными операциями. У кубео хозяйственная роль лидеров была минимальной и сводилась к организации производства пива для пиров. Кроме того, лидеры у кубео выращивали особого рода наркотические растения и снабжали ими всех членов общины. В некоторых случаях власть лидера ограничивалась сферой межобщинных отношений, а решение внутренних конфликтов входило в компетенцию собрания общиннр1ков. С развитием межобщинного обмена его основные нити очень часто попадали в руки лидеров, которые тем самым повышали свое влияние среди общинников (Центральная Новая Гвинея, пиароа и др.)- Что касаетця размеров власти лидеров, то она в ранний период была невелика. Лидеры не имели права ни командовать, ни приказывать и не обладали аппаратом фр1зического принуждения. Их руководство покоилось на их личном авторитете и сводилось к советам, просьбам и уговорам. Нередко лидер личным примером привлекал людей к участию в общественных работах. Вместе с тем, будучи тесно связаны с личными качествами лидера, рамки этой власти в конкретных ситуациях могли существенно колебаться. Этнографам известны лидеры, которые держали общинников в страхе и не терпели неповиновения. На Новой Гвинее этим отличался, например, Ма-тото, лидер папуасов-таирора, а в Южной Америке подобного типа лидеры встречались у яноама. Один из последних время от времени убивал зачинщиков ссор, а другой изгнал из общины всех своих братьев, претендовавших на лидерство наравне с ним380. В неолите система власти впервые обрела иерархический характер. Чаще всего встречалось два уровня иерархии: на общинном уровне руководителями являлись лидеры, а на уровне отдельных домо-хозяйств — старейшины, главы отдельных линиджей, отцы семейств. Все черты лидерства, отмеченные выше, не относились к системе 402___________________________ Глава четвертая власти на низшем уровне. Там главными принципами оставались родство и старшинство. Власть надобщинного характера в неолите встречалась лишь в наиболее развитых обществах. В редких исключениях, как, например, у ппароа, несколько общин составляли весьма непрочное объединение, возглавлявшееся наиболее влиятельным из лидеров этих общин. С его смертью такое объединение чаще всего распадалось. Наиболее четкая многоступенчатая иерархия власти известна этнографически у развитых земледельцев центральных и западных райо-пов Новой Гвинеи. Там родовые подразделения разных уровней сегментации составляли ядра соответствующих территориальных групп, которыми и руководили лидеры. Однако и там ни о какой общепле- менной системе власти не было и речи. Появление внутри общины двух сильных претендентов на лидерство чаще всего вело к ее расколу на две враждующие группировки и в конечном итоге — к распаду. Две вновь образованные общины первое время относились друг к другу враждебно, а иногда даже воли войны друг с другом. С совершенствованием системы лидерства и развитием прав собственности и принципов ее наследования определенные изменения претерпевали и механизмы преемственности власти. Иначе говоря, со временем функции власти усложнились, а требования к ним возросли настолько, что одних только личных качеств стало недостаточно для обеспечения успешной борьбы за лидерство. У лидеров появились специальные знания и опыт, передача которых их преемникам существенно помогала последним утвердиться у власти. Не меньшее значение получило и наследование различных материальных ценностей (богатства, ритуальных предметов и т. д.). Поэтому возросла роль лидеров в обеспечении механизмов преемственности власти. В ряде случаев они сами стали назначать и даже готовить своих преемников, которых они специально обучали. Чаще всего они выбирали себе смену из ближайших родичей: братьев и сыновей — при патрилинейности, племянников — при матрилинейно-сти. Однако так было не везде. Иногда их преемниками становились зятья (у ппароа) или какие-либо дальние родственники. У йекуатта при выборе своих помощников и преемников лидеры вообще не учитывали характер родственных связей. В некоторых обществах на лидерство мог претендовать любой общинник, прошедший за определенную плату курс обучения у лидера (у ленду, пиароа и т. д.). И все же решающим в утверждении человека на должность лидера было общественное мнение. Повсюду сколь бы основательпылги ни были претензии кандидата на власть, он становился лидером лишь в том случае, если общинники признавали его в качестве такового. Без этого никакие права наследования не помогали, и этим лидерство в раннеземледельческих обществах коренным образом отличалось от вождеств, где формальный момент в передаче власти приобрел гораздо более серьезное значение. _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 403 По мнению некоторых авторов, одной из отличительных черт вождеств в отличие от более ранних обществ было формирование системы редистрибуции, тогда как раньше господствовала реципро-кация. Иначе говоря, в вождествах общественные блага стали перераспределяться вертикально, а не горизонтально, как прежде. Изложенное предположение представляется излишне категоричным, так как редистрибуция свойственна не исключительно вождествам, а любой социалыю-потестарной системе, включающей ступенчатую иерархию власти. Так, в указанных выше примерах, где имелась власть на иадобщшшом уровне (центральные и западные горы Новой Гвинеи, пиароа и т. д.), ей сопутствовала и система редистрибуции. 17. Межобщинные отношения. Военные столкновения В условиях низкого уровня развития производительных сил и малонадежной хозяйственной основы отдельные общины никогда не были застрахованы от кризисов того или иного порядка. Неурожаи и голодовки, эпидемии и неустойчивость демографической картины, вражеские нападения и внутренние конфликты — все это придавало большое значение широкой сети социальных контактов. Развитию этой сети способствовало то, что при сегментарной структуре родовой организации значительная часть родичей обитала в других общинах. Кроме того, в других общинах жили родственники и свойственники, па помощь которых также можно было рассчитывать. Выше уже отмечалось, что в неолитических обществах помимо родовых, т. е. унилинейных родственных связей, большое значение имело и родство иного порядка. Например, при патрилннейиости люди стремились поддерживать добрые отношения с материнскими родственниками, а при матрилинейности — с отцовскими. Интересно идеологическое обоснование этих связей. Патрилипеппые папуасы-энга считали, что прямо от отца и посредством ряда ритуалов человек получал связь с духами патрилинейных предков, а от матери — свой физический облик. Тем самым кровь матери ставила человека в особые отношения с ее братьями, которые были заинтересованы в благополучии племянников. Если человека настигал какой-либо физический недуг, энга связывали это с ослаблением его агнатных духов, и материнские родственники больного были вправе требовать компенсации от членов его патрилиниджа. Смерть ребенка также объяснялась нападением на него одного из духов отцовских предков. В этом видели угрозу материнским родственникам умершего, так как они имели с ним единую физическую субстанцию. В таком случае, чтобы умерить их гнев, отцовские родичи покойного делали им особенно крупные подношения381. Аналогичные отношения в патрилинейных обществах с материнскими родственниками и в матрилинейных — с отцовскими зафиксированы у многих народов. Они влекли особые обязательства, вы- Глава четвертая ражавшпеся в регулярном дарообмене и взаимопомощи, тем самым сплачивая членов разных родов. Например, у тех же энга мужчина мог оказывать военную поддержку братьям своей матери и сыновьям сестры и отказывался участвовать в набеге па общину своих материнских родственников. Иногда такие отношения между двумя издавна врачевавшимися родами принимали институционализированную форму. Такими были, например, отношения нгвиче между родами бомагаи и ангоянг у папуасов-маринг. Их члены регулярно помогали друг другу и вели дарообмен382. Социальная сеть не всегда опиралась па принципы, порожденные только кровным родством или браком. Иногда в силу вступали некоторые другие механизмы. Так, у папуасов-асмат родичам убитого было запрещено покушаться на жизнь человека, который прошел инициацию и получил его имя. Напротив, в силу этого ритуала они начинали считать его своим родичем. В обстановке ожесточенных воин именно такие люди служили парламентерами, облегчавшими контакты между враждовавшими общинами383. Другим способом установления и укрепления межобщинных связей служило партнерство, основанное на регулярном обмене материальными ценностями и перлодпчеекой взаимопомощи. Партнерство являлось дополнительным средством укрепления дружбы между родственниками или свойственниками, но среди партнеров нередко встречались и иноплеменники 384. В большинстве случаев связи, основанные на браках, не отличались особой устойчивостью. Сегодняшние друзья могли завтра стать врагами и наоборот, и соответственно менялась брачная политика385. Следовательно, формальные родственные принципы отличались большой слабостью и сами по себе не могли обусловить прочность дружеских контактов. Поэтому последние требовали бесконечного обновления и укрепления посредством реальных действий, начиная от периодических хождений в гости и оказания всевозможных мелких услуг (па индивидуальном уровне) и кончая крупными регулярными пирами-праздниками (на групповом уровне). Регулярные пиршества представляли собой характернейшую черту раннеземледельческого периода. Отдельные общины устраивали их для целой округи, и на них сходилось от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Главной целью таких церемоний было укрепление социальных контактов, гарантировавших определенную стабильность в межгрушговых отношениях на ближайший период времени. Праздник предоставлял людям возможность общения, обмена информацией, уплаты долгов, заключения всевозможных сделок п пр. На празднике завязывались любовные отношения, обусловливавшие взаимные браки. В ряде случаев праздник помогал организации коллективных хозяйственных работ, в других — вербовке военных союзников. Пиры описанного типа хорошо известны этнографам у самых различных пародов Азии, Африки, Америки и Океании. Повсюду их подготовка требовала создания значительных запа- _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 405 сов растительной пищи и мяса или рыбы. В скотоводческих районах наиболее цепным блюдом считалось мясо домашних животных, оно служило как бы символом праздника. Например, у многих земледельцев и свиноводов Новой Гвинеи праздник так и назывался «свиным праздником». В земледельческих обществах гвоздем программы являлись увесилителытые напитки — пиво и т. д. В Америке их изготовляли из маниока и маиса, а Африке и Азии — из ячменя, проса, риса и пр. Помимо установления дружеских отношений неотъемлемой частью пиров-праздников было соперничество. Публично демонстрируя свое хозяйственное и военное могущество, община тем самым вынуждала гостей впоследствии организовывать пе менее пышное празднество. Этим она как бы пыталась возвыситься над ними и подчинить их себе, ибо, как гласит поговорка кубео, «лидерство возникает от отдачи, а подчинение — от получения» 386. Если пир был так обилен, что гости чувствовали, что не в силах устроить нечто подобное, это их унижало и порождало враждебность. У тех же кубео чересчур богатые общины рисковали остаться в одиночестве и не только не могли рассчитывать па поддержку соседей, но, напротив, подвергались угрозе их нападения. Организацией пиров ведали лидеры, и часто именно их деятельность придавала праздникам характер соперничества. Роль лидеров в развитии этих церемоний хорошо видна на примере горных папуасов. Там в наиболее отсталых восточных районах основной акцент делался на коллективный характер празднества и его подготовки. Зато в более развитых центральных районах наблюдалось смещенне к индивидуализации и на первый план постепенно выдвигалась борьба лидеров за личный престиж. Иным типом межобщинных контактов являлись военные столкновения. Если у низших охотников и собирателей вооруженные столкновения встречались крайне редко, а охоты за головами и каннибализма вовсе не было, то для более развитых обществ войны превратились в характерную черту общественной жизни. С переходом к неолиту причины войн и их характер стали гораздо более многообразными. На первых порах войны велись главным образом в связи с обвинениями в колдовстве, местью за кровь, а также для захвата женщин. Однако со временем все большую роль в развязывании войн начало играть нарушение имущественных прав: использование чужих угодий (охотничьих, рыболовческих и пр.), кражи, потрава посевов и т. д. Вместе с тем представление, по которому главным стимулом развития войн являлся захват материальных ценностей, кажется несколько упрощенным. У наиболее отсталых земледельцев имущество врага вообще не захватывалось, а полностью уничтожалось. Позже победители начали присваивать наиболее ценное движимое имущество побежденных (керамику, утварь, одежду, украшения и т. д.), однако это не было причиной войны, а являлось ее побочным следствием. Так, многие индейцы Южной Америки устраивали набеги на Глава четвертая соседей с целью захвата женщин ч детей для увеличения размеров своих общин. Но в некоторых случаях они попутно могли забрать с собой и часть имущества побежденных. Даже в более развитых обществах, когда войны временами вели к перераспределению земельных ресурсов, захват территории, за редчайшими исключениями, не являлся целью вооруженных нападений. Последние велись прежде всего для того, чтобы обескровить противника, подорвать его материальное благосостояние и, если возможно, изгнать как можно дальше. Что же касается его территории, то она считалась местом обитания духов предков побежденных, и из страха перед сверхъестественными силами чужаки, как правило, не отваживались сразу здесь селиться. Поэтому через некоторое время победители могли даже пригласить своих бывших врагов вернуться па прежнюю территорию. Если же последние отказывались, их земли постепенно начинали обживаться. Там вначале могли устроить пастбище или подсобные огороды, и лишь позже происходило заселение этих земель. Прежде всего на это отваживались те группы населения, которые не участвовали в вооруженных действиях. Победители иногда также селились на территории бывших врагов, но длк этого им следовало организовать особые ритуалы387. Таким образом, в раннеземледельческий период войны за передел земли встречались крайне редко, как правило, эта цель являлась побочной. Пожалуй, из современных народов только у энга Повой Гвинеи и еще некоторых групп войны велись иногда ради захвата новых земель. Это наблюдалось в густонаселенных районах, где нехватка земли ощущалась особенно остро. Однако и там имелись иные, мирные механизмы перераспределения земельных участков. Специалисты выделяют два (реже — три) типа военных действий у ранних земледельцев: 1) набеги карательного характера (в наказание за те или иные проступки); 2) длительные, затяжные военные действия, причины которых действовали постоянно (кровная местьт охота за головами, ритуальный каннибализм) 388. Набеги имели быстротечный характер и прекращались, как только их цель была достигнута. Иначе обстояло дело с затяжными военными действиями. Например, там, где регулярно производились ритуалы, требовавшие голов врага пли каннибализма, постоянные войны являлись общественной нормой. Набеги нередко производились внутри племени или фратрии, а затяжные военные действия, как правило, велись только между иноплеменниками. Внутри племени обычно имелись определенные нормы и другие механизмы, сдерживавшие противников и смягчавшие вредоносные последствия вооруженных столкновений, хотя и неспособные исключить их вовсе389. Вне племени таких механизмов не было, и военные действия здесь могли вестись до полного истребления. В некоторых случаях внутри племени был запрещен каннибализм. Интересно, что наличие двух указанных типов военных действий признавалось и самими ранними земледельцами390. Если в развитии военных действий первого типа с переходом к _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 407 земледелию сыграла роль эволюция имущественных отношений, то второй тип был связан с особенностями механизма социализации и зарождением культа предков, а также с другими духовными представлениями и ритуалами, которых в предшествующий период еще не было. Главными военными единицами у ранних земледельцев являлись субклан и род, внутри которых вооруженные столкновения вообще исключались. При этом в развязывании войн и ведении наступательных операций участие принимали, как правило, отдельные субкланы, род выступал в качестве единого целого при обороне. Но иногда субкланы пли роды заключали друг с другом военные союзы. Правда, такие объединения были непрочными. Центром военной организации служили мужские дома, а главную ударную силу составляли юноши, для которых участие в вооруженных набегах означало вступление в престижную категорию взрослых мужчин. Например, во многих папуасских группах восточных районов Новой Гвинеи юноша не имел права вступать в брак, если он не убил ни одного врага. Вооруженные отряды в раннеземледельческих обществах могли достигать нескольких сотен мужчин, причем в пути их кое-где сопровождали жены и дочери, которые несли пищу и другое необходимое имущество. Как удачно показал П. Силлитоу, большую роль в развитии военного дела сыграло лидерство, военные действия занимали важное место в функционировании системы социалыго-потестарных отношений391. Вооруженные столкновения и начинались и закапчивались, как правило, но инициативе лидеров, которые тем самым упрочивали свою власть в общине, а иногда и распространяли свое влияние за ее пределами. Вместе с тем лидер общины далеко не всегда являлся одновременно и военным руководителем. В некоторых обществах эти должности занимали разные лица. В раннеземледельческий период наблюдалось совершенствование наступательного и оборонительного вооружения. В особенности следует обратить внимание па появление частоколов, каменных стен и рвов, окружавших компактные поселки. Военные действия, которые вели ранние земледельцы, определенным образом повлияли и на их более отсталых соседей. Так, более оседлые и лучше оснащенные технически группы папуасов в районе Сэпик нападали на соседних более отсталых горцев, охотясь за черепами для ритуалов392. Напротив, у гуахибо встречалась противоположная ситуация; подвижные охотники и собиратели совершали набеги па соседних земледельцев для захвата земледельческой продукции, различных предметов материальной культуры и женщин393. 1 Alexander J. The indirect evidence for domestication.— DEPA. p. 124. 2 Childe V. G. Man makes himself. L., 1941, p. 66-104; Idem. Old World pre 408 Глава четвертая 3 Сходный подход см.: Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. Камен 4 Верещагин, II. К. Охота первобытного человека и вымирание плейстоценовых 5 Flannery К. V. Origins and ecological effects of early domestication in Iran 6 Angel J. L. Paleoecology, paleodemography and health.— In: Population, 7 Семенове. А. Изучение первобытной техники методом эксперимента.— В 8 Подробно о горных выработках в неолите см.: Турина II. II. Древние камне- 9 Подробнее о технических достижениях неолита см.: Монгайт А. Л. Архео 10 Вахта В. М. К вопросу о структуре первобытного производства. — ВИ, 11 Кабо В. Р. У истоков производящей экономики.— В кн.: Рапние земледель 12 Там же, с. 80. 13 Bean L. /., King Th. F. Editor's introduction.— In: Antap. California Indian 14 Bohrer V. L. On the relation of harvest methods to early agriculture in the 15 Pohlhausen N. Standpunkle zui Diskussion iiber das Alter der Viehzueht.— 16 Papers in Economic Prehistory. Cambridge, 1972; Palaeoeconomy, Cambri 17 Carter G. F. A hypothesis suggesting a single origin of agriculture.— OA, 18 OA; Muhly J. D. Summary: the origin of agriculture and technology — West 19 Stevens H. B. The recovery of culture. N. Y., 1949; Wertlt E. Grabstock, Hacke 20 Подробнее об этих теориях см.: Bender В. Farming in prehistory. From hun _________________ ПОЗДНКПЕРВОБЫТНЛЯ ОБЩИНА___________________ 409 21 Bender В. Gatherer-hunter to farmer: a social perspective.— WA, 1978, v. 10, 22 Schwanitz F. The origin of cultivated plants. Cambridge, 1966; Jarman H. N. 23 Синантропизация и доместикация животных. Материалы к совещанию 1969 г. 24 Higgs E. S., Jarman M. The origins of agriculture: a reconsideration.— Anti 25 Murdoch G. P. Cultural correlates of the regulation of premarital behavior.—
|