Студопедия — Глава третья 15 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава третья 15 страница






Описанный способ сохранения власти в руках мужчин-родичей был не единственным. У добуанцев, например, был известен поря-


370 ■ Глава четвертая

док, в силу которого семьи жили попеременно то в общине жены, то в общине мужа. При этом у них сохранялись мелкие однородовые общины по 20—50 человек. Наконец, третьим способом достижения той же цели была смена локальности брачного поселения и возник­новение вириавункулокальиости, при которой молодая семья сели­лась в поселке материнского дяди мужа.

Власть мужчин-родичей при матрилипейности поддерживалась и некоторыми механизмами морального давления. Чтобы принизить роль мужчин-чужаков, кое-где отмечались пренебрежение к отцов­ству и более или менее четкое представление об отсутствии связи между половой активностью и физическим воспроизводством. Име­лись и некоторые другие механизмы, призванные принизить соци­альную роль мужа и отца. Поэтому становление моногамной семьи здесь встречало гораздо большие трудности, чем при отцовскородо-вом строе.

Вместе с тем пришедшие со стороны мужчины далеко не везде чувствовали себя постоянно неполноправными. Например, у многих групп же в Бразилии руководство в большой материнской семье при­надлежало отцу, т. е. старшему зятю.

Материнскородовые отношения не способствовали развитию длинных генеалогий, и процессы сегментации здесь натыкались на многочисленные препятствия 323. Разумеется, и тут не обходилось без исключений. Выше уже упоминались матрилинейные тонга Африки, равнинные группы которых знали даже сегментированные линиджи.

Все перечисленные и многие другие факторы обусловливали упа­док матрилинейных структур и, напротив, расцвет патрилинейных в процессе классообразования, когда и социально-экономические от­ношения, и социальные институты значительно усложнились. Наобо­рот, в ранний период материнскородовые группы могли кое-где иметь определенные преимущества над отцовскородовыми.

В неолитических обществах механизмы зачатия в целом были, как правило, уже так или иначе известны. Иначе говоря, рождепие ребенка связывалось не только с матерью, но и с отцом. Известное у куаним па в Африке представление о том, что ребенок получал от матери субстанцию (кровь), а от отца форму, было в этом отноше­нии весьма типичным. С сужением прежней социальной сети кон­цепции такого рода приобрели большое социальное значение, позво­ляя снова раздвинуть ее, но уже на ипой основе 324. Как теперь выяс­нено, даже в условиях упилинейности в одних и тех же обществах могло допускаться действие разных принципов родства, приурочен­ное к различным сферам жизни. Так, у тех же матрилинейных куа­ним па сын сохранял тесную связь с материнскими родичами отца и в случае войны должен был выступать на их стороне против сво­их собственных родичей. У матрилинейных топга мужчина имел большие права по отношению к «лутунду», т. е. группе, состоявшей из его сыновей и внуков. Эти права позволяли ему осуществлять значительный контроль над их имуществом. У патрилинейных тал-


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 371

ленси колдовские знания передавались от матери к дочери, а мате­ринские родичи участвовали в совместных жертвоприношениях. На­конец, у патрилипейных папуасов материнские связи играли боль­шую роль в перераспределении населения, так как к обычаю адоп-ции прибегали прежде всего материнские родственники325. В ряде случаев экзогамия распространялась не только на унилинепных род­ственников, но на часть родственников и по другой линии. Напри­мер, у матрилинейных тонга были запрещены браки с членами ли-ниджа отца, а у патрилинейных таллепси и папуасов-маринг — с ближайшими материнскими родственниками. В матрилинейных об­ществах описанные отношения часто являлись симптомом перехода к патрилинейности, как, например, у равнинных тонга.

Помимо упилинейных систем родства, у ранних земледельцев встречались порой системы с двойной филиацией. На Новой Гвинее они были известны, например, у гадсуп, гариа и населения о. Коле­ном, в Юго-Восточной Азии их зафиксировали у сеноев, в Южной Америке — у северных же, ваиваи, трио, йекуана и т. д. По мнению некоторых специалистов, они возникали как переходная стадия при смене материнской филиации отцовской. Однако при этом могли по­являться настолько эффективные механизмы социальной сплоченно­сти, что они с успехом заменяли родовую организацию и тормозили становление патрилинейности.

Одной из важных задач первобытной социальной организации было сохранение преемственности, при которой все социальные ро­ли и статусы постоянно и бесперебойно функционировали. Этому полностью соответствовали родовые принципы, по которым дети на­следовали статус одного из родителей. Вместе с тем теперь известны примеры неродовых механизмов, справлявшихся с этой задачей пи-чуть не хуже. К таким механизмам можно отнести «наследование теней» (т. е. душ умерших) у африканских тонга и передачу имен у бразильских же. Эти механизмы, по-видимому, возникли еще в нед­рах родового общества. Так, наследование имен существовало в та­ком классическом материнскородовом обществе, как общество добу-анцев. Однако с распадом родовой организации они могли не только сохраниться формально, но и с успехом во многом со заменить.

Тонга верили, что духи предков строго следят за культурной пре­емственностью и требуют сохранения всех прежних порядков — си­стемы власти, разделения труда, в частности постоянного функцио­нирования проторемесел и т. д. Поэтому умершего человека всегда должен был заменять его наследник, на которого и переходили все его права и обязанности. Впешпим символом такой преемственно­сти служила церемония «передачи тени», при которой преемник как бы обретал душу покойного, а вместе с ней и его место в социаль­ной структуре. В частности, он становился главой его «лутунду», ис­полнял его хозяйственные функции (проторемесло) и, если покойный был ритуальным лидером, брал на себя и эту обязанность. Наслед­ником чаще всего становился член линиджа покойного, но если та-


372___________________________ Глава четвертая

кового не находилось, эти функции брал на себя прямой потомок покойного, а не член его рода. Иначе говоря, наследование теней у тонга допускало действие билатерального припципа, хотя и в огра­ниченных размерах 326.

У северных же целям социализации служила церемония «переда­чи имен». У разных народов ее детали несколько различались, но в общих чертах смысл этой церемонии сводился к введению ребенка (мальчика или девочки) в социальную жизнь. Его место в последней определялось тем статусом, которым обладал человек, передававший ему свое имя. Тем самым донор и реципиент как бы отождествля­лись, что вело к сохранению определенных ролей и статусов на про­тяжении многих поколений. Мальчик получал имя от брата матери, а девочка — от сестры отца. Донор передавал реципиенту свои зна­ния и навыки, обучая его хозяйственной деятельности, пормам, ри­туалам и пр. Отождествление их друг с другом проявлялось, в част­ности, в том, что, получив имя, юноша, например, начинал называть детей брата матери своими детьми. Церемония передачи имеп порож­дала сплоченные «именные группы», члены которых обладали од­ними и теми же именами, имели один пол, входили в одну церемони­альную половину и исполняли тождественные ритуальные роли. Од­нако они не находились в близком родстве и даже могли входить в разные племена. Все это было характерно, например, для крикати, где, следовательно, преемственность во времени основывалась не на родстве, а на «именных отношениях». Во имя такой преемственно­сти крикати сознательно отказывались от генеалогической инфор­мации и старались поскорее забывать умерших327.

В условиях двойной филиации общинные отношения часто слива­лись с родственными, а группа родственников и община терминоло­гически не различались. И то, и другое обозначалось одним термином, означавшим «мои люди», т. е. население данного и ближайших по­селков, а в узком смысле — те, к кому обращались с помощью тер­минов родства. У северных же такими терминами являлись у крика­ти «мекву», у крахо «мейхиа», у апипайе «квойя», у каяпо «омбиква» и т. д. У сеноев Юго-Восточной Азии в том же значении использовал­ся термин «май», а у населения о. Колепом (Новая Гвинея) — терми­ны «яеентйеуе» (для реальных и классификационных сиблингов) и «тйипенте» (для родственников, принадлежавших к нескольким по­колениям). У гариа па основе двойной филиации сложились опреде­ленные социально-потестарные единицы, обладавшие экзогамией и включавшие в себя все новых и новых свойственников.

12. Характер общин

и территориальная организация

Так как род, а тем более входившие в него более мелкие подраз­деления отличались экзогамией, то территориальные группы, объе­диненные признаком совместного обитания, неизбежно состояли из


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНЛЯ ОБЩИНА_______________ 373

представителен разных родов. Наиболее важной из таких территори­альных групп являлась община. Облик неолитических общин был весьма многообразен, но в целом их удается свести к нескольким основным типам328. По признаку социальной организации они под­разделялись па однородовые и многородовые (гетерогенные), а по системе расселения — па компактные поселки и хутора. Из них лишь однородовые общины до определенной степени напоминали более древние общины низших охотников и собирателей. Остальные ти­пы общин возникли только в неолите.

Однородовые общины формировались на основе одного рода или родового подразделения, члены которого и составляли общинное яд­ро. Остальная часть общины состояла из лиц, пришедших сюда по браку, и некоторых других категорий людей. Например, типичная патрилпнейпая родовая общипа включала мужчин-сородичей, их жен и матерей, незамужних сестер и дочерей. Кроме того, в общину вре­менно или постоянно могли входить материнские родственники, род­ственники жен и даже иноплеменники, чему способствовали обычаи гостеприимства и адопция. Адоптированные члены общины сразу или со временем входили в ее родовое ядро. Однородовая общипа по своему характеру не могла сколько-нибудь долго находиться в изо­ляции, потому что для постоянного воспроизводства своих членов она должна была опираться па брачные связи с другими общинами. Это порождало регулярные межобщинные контакты.

Многородовая община включала сегменты различных родов и в принципе могла существовать изолированно от других общин, так как люди часто находили супругов внутри нее. И действительно, в подавляющем большинстве многородовых общип отмечалась тенден­ция к эндогамии. Так, на Новой Гвинее внутри мпогородовой общи­ны заключалось браков у абелям более 70%, у населения верховьев р. Флай — до 85%, а у гадсуп, таирора и ава — до 90% 329-

Для того чтобы система браков внутри многородовой общины ра­ботала бесперебойно, такая община должна была иметь довольно крупные размеры. Как правило, население многородовых общин со­ставляло от 100 до 1000 и более человек, тогда как в однородовых оно колебалось в пределах от 25—50 до 350—400 человек. При на­личии многочисленного населения и оседлости многородовые общи­ны могли существовать лишь в условиях относительно хорошо на­лаженного снабжения пищей. Это встречалось в районах с богаты­ми ресурсами, где, кроме того, имелись особые технические приспо­собления, облегчавшие их добычу и транспортировку. Например, на Новой Гвинее наиболее крупные общины по 1000—2000 человек ло­кализовались в низовьях крупных рек, богатых зарослями саго и рыбой. Там же имелись и лодки, облегчавшие перевозку значитель­ной продукции.

В некоторых местах многородовые общины возникали там, где особый характер земледельческих работ требовал высокой коопера­ции труда. Последнее наблюдалось у дани Новой Гвинеи в условиях


374 Глава четвертая

относительно развитого земледелия, одним из важных методов ко­торого служили ирригация и дренаж.

Внутреннее единство многородовых общин, ослаблявшееся родо­выми принципами, требовало выработки особых механизмов спло­чения, прорезавших границы отдельных родов. И поэтому именно в этих общинах чаще всего встречались такие институты, как воз­растные классы, ритуальные половины, общинные церемонии, тай­ные союзы и пр.

На становление крупных многородовых общин определенное вли­яние оказало развитие военного дела. Не случайно они нередко встречались именно там, где войны отличались наибольшей интен­сивностью и где, чтобы обезопасить себя, люди вынуждены были се­литься в крупных компактных поселках. Вместе с тем возникнове­ние многородовых общин с их устойчивой изоляцией в свою очередь способствовало росту межобщинной враждебности.

Если отвлечься от их относительных размеров, однородовые и многородовые общины но внешнему облику мало чем отличались друг от друга. Так, компактные поселки служили местом обитания и для однородовых (спане Новой Гвинеи), и для многородовых (абе-лям) общин. И там, и там могли встречаться мужские дома, причем если в некоторых многородовых общинах у каждого родового под­разделения имелся свой мужской дом, то в других один мужской дом объединял всех мужчин общины независимо от родовой принад­лежности. В однородовых общинах также могло встречаться не­сколько мужских домов, каждый из которых принадлежал отдель­ному линиджу. Аналогичная картина наблюдалась в северных рай­онах Южной Америки, где общинный дом мог строиться на одноро­довых принципах (ваиваи, кубео), а мог и на многородовых (яноа-ма).

Не меньшее разнообразие выявляется при сравнении типов об­щины и типов родовой организации. На Новой Гвинее пагрилиней-ность допускала существование и однородовых, и многородовых об­щин. То же самое можно сказать и о матрилипейности, опираясь на массовые африканские материалы. Том не менее следует подчерк­нуть общую тенденцию, в силу которой матрилинейные общества тяготели к созданию мпогородовых общин. Это происходило потому, что только в этих условиях мужчины имели оптимальные возмож­ности сохранить устойчивые связи с сородичами и тем самым с ус­пехом использовать те преимущества, которые давало членство в ро­де (доступ к высокому статусу и т. д.).

Так как первобытная община объединяла членов нескольких ро­дов, сферы деятельности последних повсюду пространствепно раз­личались. Как правгтло, внешне это находило выражение в противо­поставлении взрослых мужчин и женщин друг другу. Сплошь и ря­дом встречались поселки, периферию которых занимали дома, где обитали женщины с детьми и располагались места готовки пищи, а центр — мужской дом или по меньшей мере церемониальная пло-


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 375

щадка, средоточие социальной жизни. Мужские дома часто встреча­лись и в матрилинейиых, и в патрилинейных поселках, но в первом случае в них обитали свояки, а во втором — родичи. В некоторых мелких предгорных обществах Новой Гвинеи поселки были малы и часто состояли из одного большого дома. Однако и там выделялась мужская половина, располагавшаяся в одной из комнат. В северной части Южной Америки с ее большими общинными домами мужской сферой считалось либо площадка в центре такого дома, либо перед ним, тогда как женская сфера располагалась или по его периферии, где находились семейные отсеки, или позади дома, где готовили пи­щу. Как и в отмеченном выше случае с «мужской» и «женской» соб­ственностью, указанное разграничение сфер деятельности полов яв­лялось типичной чертой позднеродового общества и служило внеш­ним выражением отношений между разными родами. Л сохраняясь в условиях двойной филиации, оно символизировало взаимоотноше­ния между различными родственными группами.

Вообще все вышеописанные черты, характерные для родовых об-щин, во многом сохраняли свой облик в общинах, основанных на двойном родстве, с той лишь разницей, что вместо рода там высту­пала группа родственников, связанных родством одновременно и по мужской, и по женской линиям.

Наряду с компактными поселками в земледельческих районах встречалось расселение отдельными хуторами. Граница между ху­тором и поселком всегда условна, что, однако, не снимает ее важ­ности, так как поселок мог претендовать на политическую автоно­мию, а хутор такой возможности не имел. Поэтому хутора, как пра­вило, объединялись в более крупную сотщально-потестарную еди­ницу, называемую общиной. На Новой Гвинее хутор от поселка при­нято отличать по размерам: хутором там считался населенный пункт, насчитывавший не более 10 домов. Эти хутора имелись у наиболее развитых земледельцев центральных гор (медлпа, энга, хули, кума.и пр.). В каждом хуторе был свой мужской дом, но средоточием общинной жизни являлось святилище, единое для нескольких ху­торов. Символизируя сплоченность общины, выражавшуюся, в част­ности, в устройстве регулярных праздников и церемоний, святили­ще тем самым взяло на себя некоторые функции, возложенные в ро­довых поселках на мужские дома. Вот почему, как неоднократно подчеркивалось в литературе, роль мужских домов в центральной ча­сти Новой Гвинеи несколько упала по сравнению с соседними райо­нами.

Хуторская система расселения встречалась не только на Новой Гвинее, но и у многих земледельцев Африки: у населения гор Нуба, у маджапгир, куаним па, тонга, логоли и т. д. Интересно, что здесь она была свойственна не только патрилинейным (маджангир, логоли и др.), но и матрилинейным (тонга, куапим па и др.) группам.

Обе системы расселения, и отдельными хуторами, п компактны­ми поселками, хорошо фиксируются по археологическим данным.


376 Глава четвертая

Например, неолитическое население Балкан обитало, как правило, в крупных поселках, а население культуры линейно-ленточной кера­мики во многих районах предпочитало жить хуторами.

Специалисты не раз отмечали, что хуторская система является оптимальной с точки зрения развития раннего земледелия, но она делает населенрге уязвимым в случае вражеских нападений. Между тем сама она служит важным препятствием для развития военной активности. При хуторской системе общины, в которые объединя­лись хутора, но имели четко выраженных границ, ибо у каждого ху­тора были свои собственные социальные связи. Тем самым возника­ла основа для этнокультурной непрерывности и вырабатывались нормы, позволяющие регулировать интенсивность военной деятель­ности.

Если многородовые компактные общины проявляли отчетливую тенденцию к общинной эндогамии, то при хуторском расселении, напротив, фиксировалась тенденция к экзогамии, которая переноси­лась на всех ближайших соседей, независимо от степени и характе­ра родства с ними. В таком объединении соседей иногда возникали права и обязанности, типичные для родовой организации: взаимо­помощь, дележ пищей и т. д.

Большую роль в упрочении социальных связей между членами разных родов в позднеродовом обществе играли такие институты, как возрастные классы, тайные общества, различные церемониаль­ные группы, партнерство и т. д. Иногда высказываются соображения о том, что необходимость в них испытывали только многородовые общины330. И действительно, они чаще всего встречались именно там. Например, возрастные классы и церемониальная дуальная ор­ганизация играли выдающуюся роль у народов группы же, возраст­ные классы встречались, кроме того, во многих районах Новой Гви­неи (в верховьях р. Флай и в ее устье, в низовьях р. Сэпик), тайные союзы — у индейцев-пуэбло и т. д. Во всех этих случаях их дейст­вие способствовало возникновению сильных многородовых общин.

Вместе с тем там, где они функционировали лишь внутри общин, общество было, как правило, расколото на мелкие автономные груп­пы, находившиеся в постоянной вражде между собой. И это наблю­далось в таких районах, как тропические области Южной Америки, восточные горы Новой Гвинеи и т. д. Напротив, функционирование отмеченных институтов на межобщинном уровне могло привести к реальному племенному единству и прекращению впутриплемепных войн. В этом направлении, например, работали мужской военный союз у мупдуруку (Бразилия) и тайное общество духа рыбы у уапе в районе Сэпик (Новая Гвинея).

Помимо указанных институтов, сплочению общин в рамках бо­лее крупных территорий способствовало развитие системы лидер­ства. Это отчетливо видно на примере пиароа Венесуэлы, у которых наблюдалось два уровня лидерства: в общине (итсоде) и на более крупной территории (итсофха). Главным механизмом, сплачивав-


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 377

шил общины на уровне итсофха, был устраиваемый лидером пир. Он позволял представителям разных общин встречаться и знако­миться друг с другом. Как ни слабы были эти интеграционные ме­ханизмы у пиароа, они тем не менее помогали поддерживать в ит­софха внутренний мир331.

Совместное обитание, общий труд и единые интересы повсюду обусловливали высокую степень солидарности общинников и часто делали общину автономной социально-потестарной единицей. А в некоторых случаях в представлениях людей происходило отож­дествление рода с общиной и возникала тенденция к общинной экзо­гамии. Вместе с тем состав общины не отличался особым постоянст­вом, и ото относилось пс только к ее пришлому компоненту, но и к общинному ядру. Люди могли по нескольку раз за свою жизнь сме­нить общинную принадлежность, чутко реагируя па изменения в хозяйственной, демографической и социальной ситуациях. Этому способствовал тот факт, что социальная организация не отличалась большой жесткостью и допускала свободу выбора, хотя и в опреде­ленных рамках. В отмеченных переливах населения из одной общи­ны в другую на раннем этапе развития позднеродового общества не­малую роль сыграло становление системы лидерства.

13. Семья и брак

Брак как социальный институт издавна был призван решать две важнейшие проблемы: 1) проблему кооперации между полами в тру­де и воспитании детей; 2) проблему установления и поддержания широкой социальной сети, охватывавшей свойственников. Обе эти функции брака получили особое значение с переходом к развитому родовому обществу.

На первых порах кросскузенный брак и здесь оставался господ­ствующей формой брака. Он был до недавнего времени известен у наиболее отсталых групп папуасов, а также у некоторых народов Америки и Африки. Так, камаюра использовали для обозначения брачных отношений термин «апитахок», переводившийся как «пой­ти в дом брата матери». Иначе говоря, в недалеком прошлом крос-скузепный брак у пих господствовал.

Преимуществом раннего кросскузепного брака был эквивалент­ный обмен людскими ресурсами, который поддерживал и сохранял баланс сил между отдельными общинами. Например, в условиях от­цовского рода кросскузенпый брак происходил в форме обмена сест­рами, в результате чего, теряя одну женщину, община вместо нее приобретала другую. Такие «обмены» были типичны для обществ низших охотников и собирателей и некоторых самых ранних земле­дельцев. Если они производились между двумя общинами впервые, то уже во втором поколении они порождали кросскузенные браки332.

В ходе дальнейшего развития с укреплением социально-экономи­ческих связей не только между родичами, но и ближайшими родст-


378 Глава четвертая

вешшкаыи, а также с полученном семьей некоторых важных со­циально-экономических функций, сфера действия кросскузепного брака сужалась и в определенный момент он вообще исчез. Этот процесс происходил постепенно в различной обстановке, и поэтому у разных народов он получил различное объяснение. Так, у шаван-тов в условиях уксорилокалыюст и между братом матери и детьми сестры устанавливались довольно близкие взаимоотношения, и по своему статусу он в их глазах сближался с отцом. Следовательно, он не мог стать отцом жены. Шаванты избегали также и браков с дочерьми сестер отца. Иначе говоря, они не приветствовали крое-скузенный брак, считая его «плохим браком». При наличии детально разработанного этикета в отношениях со свойственниками шаванты связывали такой брак с путаницей во взаимоотношениях между людьми, так как он идентифицировал брата жены и мужа сестры, с которыми требовалось вести себя весьма по-разному. У матрили-нейных тонга и добуанцев любой человек (но чаще племянник) из липиджа отца мог наследовать соответственно его «тень», т. е. душу, или имя, обретая одновременно и определенные права над потомством покойного. Иначе говоря, ближайшие родичи отца иден­тифицировались с отцом, и это также вело к исчезновению кросску-зенных браков. Аналогичным образом у патрилинейных Ленду име­лись запреты на браки с членами линиджа матери. Наконец, у папу-асов-энга был запрещен брак с женщинами из субкланов мужей сес­тер, т. е. обмен сестрами здесь был невозможен, а следовательно, от­сутствовал и кросскузепный брак333.

Во всех обществах этого типа существовали и другие запреты, призванные расширить рамки экзогамного коллектива, спаянного разного рода социально-экономическими связями. Социальная сеть внутри этого коллектива была достаточно устойчива и уже не тре­бовала для своего укрепления заключения браков. Поэтому браки использовались здесь для установления новых социальных связей за {дамками такой экзогамной группы. Кроме того, запрет кросску-зенных браков свидетельствовал об укреплении семьи за счет рода и об упорядочивании отношений собственности.

Исчезновение кросскузенпых браков нарушило балапс между общинами пли домохозяиствами. Прежде всего это выражалось в по­тере женщин, труд которых в земледелии ценился весьма высоко. Независимо от типа брачного поселения домохозяйства в той или иной степени лишались помощи со стороны женщин, которые вслед­ствие брака либо вообще уходили в другую общину (при вири- или авункулокалытости), либо часть своего труда отдавали своей собст­венной семье (при уксорилокальности). Все это требовало компен­сации, и она была известна в раннеземледельческий период в двух формах: 1) отработка за жену; 2) брачный выкуп. Обе они возник­ли кое-где еще у низших охотников и собирателей, по их развитие прослеживается в особенности в раннеземледельческий период и: позже.


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_____________ 379

Отработка за жену встречалась, как правило, в уксорилокальных общинах, а брачный выкуп — в вири- и авункулокальыых. Это хоро­шо видно на примере гуахибо, у которых были известны обе формы брачного поселения и соответственно оба вида компенсации. Но в этом проявлялась лишь общая тенденция, которая знала и исключе­ния. Так, у вирилокальных яноама практиковалась отработка за жену, а у уксорилокальных навахов принято было платить брачный выкуп. Очевидно, большую роль в втлборе той или иной формы ком­пенсации играла степень богатства общества. Действительно, брач­ный выкуп встречался прежде всего в тех обществах, где имелась высокоразвитая система дарообмена, а с ней — и некоторые цепные предметы материальной культуры, функционировавшие в качестве обменных эквивалентов (например, одежда у майомбе, раковины у тробрианцев, кувшины с пивом у ашанти). В особенности он был типичен для скотоводческих народов, где домашние животные со­ставляли основную часть выкупа334.

И вместе с тем было бы ошибочным видеть в отмеченных фор­мах брачной компенсации последовательные эволюционные ступени. Действительно, в случаях перехода от уксори- к вирилокальности специалисты не раз отмечали исчезновение обычая отработки за жену и появление брачного выкупа. Однако известны и такие случаи, когда переход от брака-обмена к другим формам брака в условиях вирилокальности вел к тому, что первой формой брачной компенса­ции сразу становился брачный выкуп (у папуасов-киваи и комо в Аф­рике). Зарождение брачного выкупа зафиксировано у кубео, где при браке-обмене обладание одной женой не требовало компенсации, а за вторую жену уже надо было платить. Иногда элементы обеих форм брачной компенсации могли встречаться вместе в нерасчле-ненном комплексе. Это наблюдалось у крахо в Бразилии. Там при вступлении в брак юноша был обязан делать небольшие подарки и оказывать услуги ближайшим родственникам жены, по подсчиты­вать объем этих услуг не было принято335.

Брак связывал не только супругов, но и устанавливал определен­ные отношения между группами их родичей, и поэтому последние играли большую роль в его организации. Например, в условиях кросскузенных браков особенно велика была роль братьев, которые устраивали браки своих сестер с тем, чтобы самим получить жен. Ваиваи стремились этим способом снизить свою зависимость от ро­дичей жены, возникавшую при уксорилокалыгости. Отдавая своих сестер за братьев жен, они тем самым устанавливали над свояками такой же контроль, какой те имели над ними, и тем уравновешивали взаимные претензии. С появлением брачного выкупа молодые в еще большей степени попадали в зависимость от родственников, которые помогали им в его сборе и поэтому считали себя вправе проводить ту или иную брачную политику. В условиях патрилинейности отец не­редко без труда подчинял себе строптивого сына, пригрозив лишить его помощи в уплате брачного выкупа. У папуасов первые годы







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 560. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия