Студопедия — Глава третья 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава третья 12 страница






Абсолютно та же картина встречалась у ранних земледельцев и в других районах мира. В некоторых общинах на Соломоновых о-вах лишь немногие мужчины обладали искусством резьбы по де­реву и имели поэтому высокий социальный статус. Однако они не освобождались от сельскохозяйственного труда. У вапваи Гвианы выделялись люди, более искусные, чел: другие, в определенных ви­дах производства (в гончарстве, плетении и т. д.), уделявшие им поэтому больше внимания. Например, лишь одни человек у них умел изготовлять стулья, он-то и снабжал ими всех других. У кубео только влиятельные люди обладали специальными знаниями, необ­ходимыми для производства ритуальных предметов. По-видимому, об аналогичном характере разделения труда свидетельствуют и так называемые «мастерские», фиксирующиеся археологами в неолити­ческих поселках в самых разных регионах мира.

Дальше всего ремесленная специализация зашла у африканских


340 Глава четвертая

тонга. У них ремесло передавалось по наследству в пределах лн-нпджей, а его продукция широко обменивалась на зерно и скот, ос­вобождая ремесленников от необходимости регулярных полевых работ. Однако пример с тонга, возможно, не типичен для неолитиче­ских обществ, тате как тонга обитали в области, где железный век наступил уже полторы тысячи лет назад, сами умели плавить же­лезо и издавна общались с более развитыми группами234.

Помимо виутрпобщшшого разделения труда, в неолите большое значение получило п межобщинное, связанное с самыми разнооб­разными системами обмена. Первым па огромную роль межобщин­ного разделения труда в неолите указал Ф. Энгельс, назвавший выделение «пастушеских племен» из остальной массы варваров «первым крупным общественным разделением труда» 235. Это выска­зывание относится к тому времени, когда скотоводство считалось бесспорно древнейшим видом производящего хозяйства. Поэтому в свете новейших открытий оно нуждается в комментарии, тем более что в работах современных авторов допускаются по меньшей мере три его различные трактовки. Некоторые специалисты до сих пор связывают первое общественное разделение труда с выделением ко­чевого скотоводства, однако, как сейчас установлено, это событие произошло лишь в конце бронзового века. Впрочем, в последние го­ды отдельные авторы находят возможным возводить этот процесс к началу бронзового века, когда кое-где появились древнейшие груп­пы подвижных скотоводов. Другие исследователи видят в нем пере­ход к производящему хозяйству, совершившийся на несколько ты­сячелетий ранее, а становление кочевого скотоводства называют «вторым крупным общественным разделением труда». Наконец, по мнению третьих, первое общественное разделение труда означает вообще развитое «разделение труда между общинами», причем оно возникло лишь с появлением регулярного прибавочного продукта236.

Накопленные к настоящему времени данные позволяют предпо­лагать, что Энгельс имел в виду именно возникновение существенно различавшихся между собой хозяйственных систем, локализовав­шихся поблизости друг от друга и время от времени обменивавших­ся своей продукцией. У низших охотников и собирателей также могли отмечаться некоторые особенности в системах хозяйства, но роль обмена у них была минимальной благодаря высокой подвиж­ности, обычаю взаи.мопосещепий, преобладанию обмена услугами над обменом вещами и т. д. Кроме того, необходимость в обмене у них вызывалась главным образом неравным распределением есте­ственных ресурсов, а также некоторыми социальными, а не хозяй­ственными факторами.

Напротив, у высших охотников, рыболовов и собирателей и ран­них земледельцев и скотоводов обмен получил гораздо большее значение и достиг несравненно более высокого уровня развития, что вызывалось следующими факторами. Во-первых, оседлость ограни­чила доступ к разнообразным ресурсам и повысила степень пзоля-


_________________ ГЮЗДНЕПЕРВОБЫТПАЯ 01> ЩШ1Л___________________ 341

ции общин. Наряду с этим, во-вторых, потребность в различных ви­дах сырья и экзотических (престижных) изделиях не только не упа­ла, но, напротив, возросла в связи с усложнением культуры в целом. В-третьих, рост продуктивности хозяйства время от времени давал избыточный продукт, годный для обмена. Первые два фактора де­лали обмен желательным и даже необходимым, а последний по­зволял его реализацию. С ростом изоляции общин обмен наряду с хозяйственной ролью начал во все возрастающей степени играть важную социальную роль, будучи эффективным механизмом уста­новления и укрепления социальных связей. Он производился не только между неолитическими обществами, близкими по уровню развития и различающимися по хозяйственной ориентации, но и между ними, с одной: стороны, и низшими охотниками и собирате­лями, с другой. В последнем случае уже не было речи о регулярном избыточном продукте, который у охотников и собирателей отсутст­вовал. Такой обмен позволял им реализовать временные излишки пищи и получать важные средства и стимулы для интенсификации своей хозяйственной деятельности. Одновременно оп делал их жизнь более стабильной. Ярким примером этого служит ситуация, сложив­шаяся в восточных районах расселения ппгмеев-мбути, где хозяйство и образ жизни охотников и собирателей существенно перестроились в условиях обмена с соседними земледельцами237.

Неолитические системы обмена отличались многообразием, при­чем некоторые общества входили одновременно в несколько таких систем. Так, моту южного побережья Новой Гвинеи знали три раз­личные системы обмена. К первой относился межобщинный обмен внутри самой общности моту. Люди поставляли друг другу то, чем были богаты: растительную пищу, лодки, крабов, дерево для строи­тельства, раковинные бусы и клыки боровов. При этом две послед­ние категории вещей изготовлялись только в двух обпршах. Ко вто­рой системе относился межплеменной обмен с ближайшими шюэт-ничными соседями, койта и койярп, которым моту поставляли кера­мику, кокосовые орехи, рыбу, соль, ожерелья из собачьих зубов и раковин, получая взамен растительную и животную пищу, перья птиц, одежду из тапы, циновки, бетель, табак и т. д. Койяри снаб­жали своих соседей и известью, которую они одни умели изготов­лять из раковин. К третьей системе относился дальний обмен с на­селением, обитавшим р 300—350 км к северо-западу от моту.

Если первые две системы предполагали индивидуальное партнер­ство и лишь иногда вторая из них требовала специальных «торго­вых походов», то третья вообще не могла бы существовать без даль­них экспедиций. Такие экспедиции «хирп» заранее планировались, их участники специально вербовались из мужчин, обладавших высо­ким статусом, а руководили ими лидеры отдельных поселков. Экспе­диция отправлялась в путь на несколько месяцев (до 5). В ней участвовало несколько десятков мужчин, которые везли на обмен до 30 000 глиняных горшков, изготовленных женщинами, а также


342 Глава четвертая

украшения из раковин, клыки боровов и каменные топоры. За это оии получали саго и дерево для строительства иовых лодок. По воз­вращении каждая такая экспедиция привозила до 000 т саго, кото­рое надолго обеспечивало людей пищей. Жители отдаленных райо­нов Папуасского залива в спою очередь устраивали подобные же экспедиции к моту238.

Свойственные моту системы обмена в целом типичны для неоли­тических обществ. Повсюду обмен с ближайшими соседями велся, как правило, индивидуально на основе партнерства, а из отдаленных районов необходимые предметы получали либо путем посредниче­ского обмена, т. е. с помощью тех же партнеров, либо устраивая особые экспедиции. Последние известны на Новой Гвинее не только у прибрежных моту, но it у горцев (кума, дани и др.), а в Южной Америке — у йекуана (макиритаре) и других групп.

Если низшие охотники и собиратели вели обмен в основном сырьем и иногда готовыми изделиями, а пищу в случае надобности получали с помощью обычая взаимопосещений, то неолитическое население обменивалось как пищевыми, так и непищевыми (сырье п готовые изделия) ресурсами. Люди обменивали те предметы, ко­торыми они были особенно богаты, на те, в которых нуждались. На­пример, чамбри обитали в среднем течении р. Сэпик (Новая Гви­нея), где водилось много рыбы, однако у них часто случались пе­ребои с растительной пищей.. Поэтому они регулярно обменивали рыбу с соседними горцами на саго. Интересно, что этим обменом здесь занимались женщины. Корофейгу, обитавшие в горном райо­не, где часто случались заморозки и неурожаи, специально разво­дили свиней для обмена на растительную пищу. Со времепем с раз­витием скотоводства такого рода обмен стал обычен, и примеры его до сих нор во множестве встречаются во многих областях Азии и Африки.

В свете такого обмена особые преимущества получали группы, на территории которых находились какие-либо ценные природные ресурсы, п прежде всего соль. Па Новой Гвинее эти группы (сайо-лоф, баруйя, корофейгу, энга, дугум дани) либо сами вели обмен солью, либо позволяли соседям устраивать сюда специальные экспе­диции, за что с них взималась определенная плата. Дугум дани, на­пример, получали от них свиней. Поэтому такие общины, обитав­шие по соседству с солеными озерами, нередко были необычно бога­ты, особенно если у этих озер происходил обмен и другими вещами п возникало нечто вроде примитивных рынков, что отмечалось у энга.

Баруйя использовали соль растительного происхождения, ко­торую они сами и добывали, для внутриплеменного и межплеменного обмена, получая за нее сырье для производства (камень), оружие (луки, стрелы, каменные булавы), предметы роскоши (церемони­альные украшения), тапу и известь для приготовления бетеля.

Пиароа Венесуэлы получали от иноязычных соседей зубы ягуа-


ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА 343

ров и галлюциногены (от гуахибо), отщепы для производства терок (у мако), тростник для духовых ружей-сарбаканов (у йекуана).

В ряде случаен отдельные этнические группы или общины, спе­циализировавшиеся па межплеменном обмене, получали определен­ные преимущества в социальном развитии и пользовались ими для расширения сферы своего влияния и достижения высокого престижа среди окружающих их общностей. Нередко такие группы отлича­лись в своем районе и относительным богатством, как показывает пример маилу на юго-востоке Новой Гвинеи и маиус па о-вах Ад­миралтейства 239.

О развитии межплеменного обмена можно судить и по археоло­гическим материалам, сиидетельствутощим о широком распростра­нении различных сортов кремня и обсидиана, керамики, драгоцен­ных и полудрагоценных камней, минеральных красок и раковин, янтаря и т. д. па протяжении неолита в самых разных областях ми­ра. К настоящему времени удалось локализовать несколько центров добычи обсидиана и проследить особенности его распространения. Население ирано-иракского нограничья и ряда областей Сирии по­лучало обсидиан в основном из района оз. Ban, центральноанатолий-ские источники обеспечивали им многие области Анатолии и Леван­та вплоть до Южной Палестины, обсидиан с о. Мелос проникал в Западную Анатолию и Грецию, в Центральном Средиземноморье главные его источники располагались па о-вах Сардиния, Линарн, Пантеллерия и Палмарола, общины Центральной Европы пользова­лись прежде всего восточнословацким обсидианом, а в энеолнтнче-ские поселки Закавказья и Дагестана обсидиан поступал из ряда месторождений Грузни и Армении. При этом наиболее интенсивные контакты наблюдались в радиусе 250—350 км от обсидиановых ме­сторождений, где в ряде случаев из обсидиана изготовлялось до 80 — 100% каменных орудий.

Свои месторождения обсидиана имелись и в Океании. Они рас­полагались в Западной Меланезии на о-вах Лоу, Талесиа и Фергюс-сон. Обмен велся кое-где сырьем, а кое-где и готовыми изделиями, причем последнее было в большей мере характерно для районов, значительно удаленных от месторождений. Судя по переднеазиат-ским данным, обсидиан местами проникал па расстояние до 800— 1000 км, а в Океании благодаря деятельности носителей культуры ланита он распространялся из Западной Меланезии на восток вплоть до Новых Гебрпдов на расстояние до 2700 км. Все ото свидетель­ствует о весьма оживленных контактах в эпоху неолита и о высо­кой подвижности населения. В Передней Азии и в Северо-Восточном Средиземноморье отмеченные интенсивные связи установились еще в раннем неолите, а в Центральном Средиземноморье и Центральной Европе они особенно интенсивно развивались в позднем неолите. В Восточной Африке аналогичное явление наблюдалось во II — I тыс. до п. э. благодаря деятельности подвижных скотоводческих кол­лективов.


344 Глава четвертая

Другим важным показателем широких обменных связей в Европе является распространение кремня и кремневых орудий, достигшее своей кульминации в позднем неолите, когда происходило бурное становление кремнедобывающего производства240. При изучении древних систем обмена всегда следует помнить о том, что до нас до­ходят лишь те их свидетельства, которые способны долго сохранять­ся. Между тем основная масса обмениваемой продукции (пища, тка­ни, деревянные и кожаные изделия, соль и пр.), к сожалению, ни­каких следов в археологических материалах не оставляет,

До сих пор речь шла главным образом о межплеменном обмене. Однако обмен производился и между отдельными общинами, хотя и далеко не везде. В ряде случаев наблюдалась даже специализация отдельных общин. Она хорошо изучена у тайгу Новой Гвинеи, где каждая из четырех общин славилась производством какпх-лпбо осо­бых вещей (глиняных горшков, сумок, бетеля, саго и т. д.) 24! . То же самое отмечалось в Южной Америке в верховьях р. Щингу, у яноама и в других местах. Особенностью межобщинного обмена внутри эт­нолингвистической общности было то, что он „либо вообще не имел хозяйственного значения (например, обмен козы на козу у куашш па и пр.), либо его хозяйственное значение было весьма относитель­ным, т. е. специализация отдельных общин поддерживалась искусст­венно. Так, у яноама такая специализация не вызывалась хозяйст­венной необходимостью, ибо каждая община могла сама снабжать себя всем необходимым. В Южной Америке широко была распро­странена практика, по которой некоторые группы не изготовляли керамику только потому, что могли получить ее у соседей. Однако при ухудшении отношений с соседями они без труда начинали са­ми обеспечивать себя глиняными горшками242. Все ото наводит па мысль об особой роли межобщинного обмена, призванного в первую очередь устанавливать и укреплять социальные связи. Как правило, он имел форму дарообмена, символизировавшего готовность партне­ров во всем помогать друг другу и в случае необходимости делиться имуществом. У яноама межобщинный обмен служил, в частности, заключению военных союзов.

В настоящее время в науке ведется дискуссия о соотношении хозяйственных и социальных факторов в первобытном обмене. Од­ни авторы считают первичными первые243, другие — вторые244. Как бы ни решался этот вопрос, ясно, что в неолите важное зпаче- ние имели и те, и другие факторы, однако их соотношение в разных видах обмена было различным. Последнее хорошо осознавалось са­мими людьми. Так, куаним па знали два типа обменов. Первый, в форме эквивалентного, часто тождественного дарообмепа, они назы­вали «уан». Он велся только между родственниками и друзьями, т. е. внутри этнолингвистической группы, для укрепления социаль­ных связей. Второй — они называли его «йол» — имел хозяйствен­ное значение и был невозможен между родственниками. Его прак­тиковали лишь в отношениях с соседними народами245. Абсолютно


_________________ ПОЗДНЕПЕРПОВЫТНЛН ОЫЩШЛ________________ 343

так же классифицировал обмен и И. Голдмэп со слов нпдейцев-ку-оео246. «Немой обмен», хороню известный этнографам, был характе­рен именно для межплеменных, а не впутриплеменных отношений.

Вместе с тем отмеченное разграничение сфер действия двух ви­дов обмена встречалось не везде. У некоторых островитян Соломо­нова моря (тробриапцы, добуанцы и др.) символический дарообмен «кула» служил установлению дружественных отношений, способст­вовавших развитию обмена хозяйственно важными предметами между населением разных островов247. Следовательно, рамки дейст­вия обоих видов обмена были здесь идентичными^

В описанных системах обмена уже в неолитическую эпоху кое-где начали вырабатываться определенные обменные эквиваленты, которые в литературе принято называть «первобытными деньгами». Например, на Соломоновых о-вах функционировало несколько таких эквивалентов, представлявших собой либо особые виды раковин или раковины, обработанные особым способом, либо красные птичьи перья. У баруйя Повой Гвинеи и в ряде других обществ в этом ка­честве использовали соль. А в системе маплу па юго-востоке Повой Гвинеи эквивалентом служили глиняные горшки, причем они уже обладали стандартной ценой: за один горшок можно было получить пли связку бананов, или 10—12 клубней таро, или корзину батата, или одну рыбу и т. д.248 Впрочем, возможно, возникновение такой урегулированной системы цен было относительно поздним явлением. Первоначально же она отсутствовала, в чем тт состояла одна из спе­цифических особенностей «первобытных денег». Ведь поскольку у разных племен существовали своп системы цен, одни п тот же экви­валент мог выражать у них разную стоимость. Кроме того, такой эквивалент никогда не имел универсального характера, так как па него можно было обменять только строго определенные категории вещей. Поэтому в разных системах обмена и социальных отношений в одном и том же обществе могли использоваться несколько разных эквивалентов. Еще одной особенностью «первобытных денег» была их полифункциональность: их роль не сводилась к участию в обме­не, так как они одновременно могли служить символом высокого социального положения и богатства, украшениями и амулетами, ис­пользоваться в ритуалах и церемониях и т. д. Возможность именно такой интерпретации некоторых видов древних керамических сосу­дов, каменных топоров и украшении, к сожалению, еще недоучиты­вается археологами.

9. Возникновение избыточного продукта

Вопреки взглядам некоторых западных исследователей, пытаю­щихся в последние годы пересмотреть категорию «избыточный про­дукт» и даже отказаться от нее249, она остается важным методоло­гическим орудием исследования, хотя в свете новейших данных и требует разъяснения. Дело в том, что во многих случаях эта кате-


340 Глава четвертая

гория не поддается строгим статистическим измерениям, в особен­ности когда в ней стремятся видеть ту часть земледельческо-ското-водческой продукции, которая не идет в пищу непосредственно. Возможности потребления пищи людьми вообще колеблются в до­вольно широких пределах, и это тоже осложняет подсчеты.

В избыточном продукте следует видеть прежде всего те вещи, в частности ту пищу, которая не являлась жизненно необходимой л. следовательно, могла свободно отчуждаться. Сложность подсчетов, связанных с избыточным продуктом, заключается в том, что объем пищи, потреблявшейся непосредственно, сильно варьировал не толь­ко в разных обществах ir в разных регионах, но и у разных инди­видов, зависел от конкретной ситуации и т. д. Избыточный продукт выявлялся лишь в отношениях между людьми, принимая форму дара, брачного выкупа, штрафа, пищи, приготовленной для устрой­ства праздника тг т. д. Понимаемый таким образом избыточный про­дукт появился еще в обществах низших охотников и собирателей и придал продуктам труда, помимо потребительной, еще и дарооб-меиную ценность250.

Jlo мнению некоторых авторов, регулярный избыточный продукт появился лишь с переходом к производящему хозяйству, да и то не сразу. Правильно отражая общую тенденцию развития, это предпо­ложение нуждается в уточнениях но отношению к определенным конкретным случаям. \i отдельных ситуациях высшие охотники, ры­боловы и собиратели могли иметь весьма значительные излишки пи­щи. Американский ученый Дж. Хэрлан, проведя эксперимент со сбо­ром урожая дикой птпеницы в Юго-Восточной Турции, показал, что семейная группа, даже не обладая ни особыми навыками, ни жат­венными орудиями, могла собрать за три педели больше зерна, чем ей требовалось для пропитания в течение года251. Собиратели саго в некоторых районах Новой Гвинеи (на р. Сэпик и т. д.) получали столь значительные урожаи диких растений, что считались одними из самых богатых папуасских групп и обгоняли многих местных земледельцев по уровню социального развития. Они не только снаб­жали себя саго, но и имели большие излишки для обмена на орудия, керамику и некоторые виды пищи. Сходные примеры нетрудно най­ти и у других групп с развитым присваивающим хозяйством — ка­лифорнийских индейцев, эскимосов, коряков, пивхов и пр.

Между тем самое раннее земледелие действительно далеко не всегда давало излишки, в особенности если речь шла о первых его шагах, когда оно еще являлось незначительным укладом в обществе охотников, рыболовов и собирателей. По подсчетам американских ученых, переход к прочному земледельческому образу жизни в Ме-зоамерике мог произойти лишь тогда, когда урожайность маиса до­стигла 200—250 кг/га, по дикий предок маиса отличался гораздо меньшей продуктивностью. Вот почему в этом районе появление древнейшего земледелия было отделено от перехода к земледельче­скому образу жизни несколькими тысячелетиями252.


ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА 347

И все же неолитическое население получало излишки продукции в гораздо большем объеме и более регулярно, чем низшие охотники и собиратели. Об этом свидетельствует появление новых социальных институтов (мужские долга, тайные союзы, возрастные классы и т. д.), зарождение ремесла, широкое развитие обмена и усложнение обще­го культурного облика. Материальной базой для всех этих измене­ний могло служит!, только получение более пли менее регулярного избыточного продукта. В этом смысле земледелие обладало больши­ми потенциальными возможностям]!, и в отдельных районах (на­пример, у гадсуп Новой Гвинеи) даже в неурожайные годы оно да­вало продукции больше, чем нужно было отдельным домохозяйст-вам для собственного потребления.

Избыточная продукция, как правило, запасалась и/или шла на устройство пышных пиров и церемоний социально-престижного и религиозного значения. Не случайно именно в неолитических и осо-оенно земледельческо-скотоводческих обществах отмечался значи­тельный расцвет церемониальной культурной сферы, невиданный прежде у низших охотников и собирателей. Постоянно требуя из­лишков пищи, эта сфера до определенной степени стимулировала дальнейшее развитие производящего хозяйства. Сплошь и рядом в интересах ее функционирования людям приходилось разбивать до­полнительные огороды пли выращивать особые, связанные с ритуа­лом виды растений. Так, разведение мужчинами-папуасами особых земледельческих культур, в частности длинной разновидности ямса у абелям и населения о. Коленом, служило исключительно социаль­но-престижным целям. Ту же функцию имели попойки, широко распространенные в Южной Америке, Африке, Юго-Восточной Азии и т. д., причем алкогольные напитки для них (чаще всего пиво) при­готовлялись именно из излишков земледельческой продукции — ма-ниока, проса, риса и т. д. Предполагается, что для тех же целей в древней Передней Азии использовался ячмень.

С развитием скотоводства именно скот стал главным средством социально-престижных церемоний:, потеснив в этом качестве самые разнообразные виды растительной пищи. Этот процесс не раз отме­чался этнографами во многих районах Африки, Азии и Меланезии. Например, для земледельцев и скотоводов банту в Восточной Африке скот представлял главную социально-престижную ценность, хотя и здесь питье пива играло важную роль в различных церемониях. Вообще скот весьма рано стал использоваться для укрепления и раз­вития социальных связей, составляя неотъемлемую часть брачного выкупа, штрафов, даров, жертвоприношений и пр. Его преимущест­ва над растительной пищей и неодушевленными материальными предметами в этом качестве очевидны, так как скот удачно объеди­нял в себе лучшие качества обоих: легкую транспортабельность, ко­торая обусловила легкость отчуждения, а также способность к са­мовоспроизводству в возрастающей пропорции в условиях минималь­ной заботы о животных со стороны людей253.


348 Глава четвертая

Все отмеченные выше престижно-социальные отношения полу­чили в науке название престижной экономики. Она выросла из прежней жизнеобеспечивающей экономики, когда рост производи­тельных сил позволил получать большие излишки продукции. Пре­стижная экономика в зачаточном состоянии возникла еще у низших охотников и собирателей; но се расцвет пришелся на неолитический период254. Функции престижной экономики были многообразны: от гарантирования людям поддержки в случае нужды, ибо она обуслов­ливала развитие взаимопомощи, до совершенствования системы брачных связей и установления социальных градаций как по горизон­тали, так и по вертикали. Как правило, престижная экономика функционировала внутри этнических общностей, противопоставляя их иноэтппчным соседям и устанавливая особые отношения между отдельными общинами (горизонтальная иерархия). Наряду с этим она окрашивала определенным образом и взаимоотношения между людьми внутри общин (вертикальная иерархия). И то, и другое со временем сыграло важную ро.: п> в процессе классообразовапия.

Наконец, с престижной экономикой было связано возникновение категории «богатство», практически неизвестной низшим охотникам и собирателем. (J том. что богатство имело первоначально прежде всего социальный смысл, свидетельствуют данные о некоторых ран­неземледельческих обществах, например ппароа, для которых богат­ство отождествлялось с жизнью в многолюдном доме под защитой сильного лидера. Вместе с тем очень скоро под богатством стали понимать именно тот излишек материальной продукции, который мог использоваться для налаживания социальных связей. Так, кума Но­вой Гвинеи считали богатством прежде всего гшщу и с презрением относились к людям, неспособным прокормить много друзей или родственников. По словам М. Рэй, идеалом у кума считалось про­изводство большего количества пищи, чем люди могли съесть. Тонга Африки имели для понятия «богатство» особый термин «лубоно», которым обозначалось все движимое имущество — скот, орудия, одежда, и пр., хотя в узком смысле под «лубоно» они могли пони­мать скот. Сходная картина зафиксирована у папуасов-абелям, ви­девших в богатстве прежде всего ямс, свиней и раковинные кольца. Повсюду создание такого рода богатства составляло один из наибо­лее эффективных и, что важно, вполне осознанных стимулов раз­вития производства 255.

При этом наблюдались и такие случаи, когда престижный сек­тор даже наносил некоторый ущерб жизнеобеспечивающей экономи­ке. Так, в малоплодородных районах о. Коленом, отличавшихся час­тыми неурожаями, местные папуасы предпочитали голодать, пита­ясь скудной пищей, состоявшей из моллюсков, крабов и т. д.. по сохраняли престижные посадки ямса для устройства потлачевидных пиров256. В этом следует видеть диалектическую инверсию, в силу которой возникший на основе жизнеобеспечивающей экономики престижный сектор в определенном смысле превзошел ее по зпаче-


ПОЗДНКПЕРВОБЫТНЛЯ ОБЩИНА 349

нпю в глазах местного населения и начал оказывать на нее обрат­ное воздействие, либо замедляя ее развитие, как в отмеченном при­мере, либо ускоряя, что наиболее ярко проявлялось в свиноводстве у горных папуасов. Вот почему представляется неверным вслед за Б. Бендер 2о7 видеть в престижной экономике универсальный рычаг, стимулировавший становление и развитие производящего хозяйства.

Впрочем, даже там, где престижная экономика влекла повышение производства, последнее было далеко не безгранично, ибо потреб­ность социальной сферы в избыточном продукте имела свои лимиты, за пределами которых дальнейшее наращивание производства те­ряло всякий смысл. Именно поэтому рост производительности труда у некоторых горных папуасов, получивших недавно железные то­поры, привел не к повышению продукции, а к увеличению свобод­ного времени'8.

Престижная экономика, требовавшая точного подсчета «долгов» п «даров», по-видимому, существенно повлияла на развитие системы счета. Горные папуасы, например, применяли для подсчета свиней, использовавшихся в обмене, специальные бирки. Возможно, для подобных целей в древней Передней Азии применялись глиняные конусы, полусферы, шары и т. д., которые, как убедительно показала недавно Д. Шмапдт-Бессерат, определенно связывались со счетом259. Древнейшие из этих поделок восходят к IX (VIII) тыс. до и. э., и если паша гипотеза правильна, именно к этому времени следует от­носить формирование в ] [еродней Азии престижной экономики. Сле­довательно, последняя возникла там одновременно с производящим хозяйством. Это служит новым доказательством того, что в Передней Азии производящее хозяйство стало давать избыточный продукт ед­ва ли не с самого начала.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 484. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия