Студопедия — Глава третья 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава третья 8 страница






В первой половине IV (втор. пол. IV) тыс. до н. э. сформиро­вавшиеся в белуджистанских горах эпеолитические общины начали вторгаться в долину Инда и смешиваться с местным населением охотников, рыболовов и собирателей, создавая субстрат, па котором позже возникла древнеиндийская цивилизация. Их хозяйственный комплекс (козы, овцы, крупный рогатый скот, пшеница, ячмень) и общий облик культуры еще мало чем отличались от переднеазиат-ского, лежавшего в основе белуджистанского неолита. Местными достижениями Южной Азии было одомашнивание зебу, буйвола, введение в культуру хлопчатника, создание нового сорта пшеницы — круглозерного и, как мы увидим ниже, окультуривание риса.

Накануне возникновения па Индостане производящего хозяйст­ва там существовало несколько этнокультурных общностей, матери­альная культура которых характеризовалась микролитической тех­никой и которые относились к разным ХКТ. Например, в Централь­ной Индии в Гуджарате локализовались полуоседлые охотники, ры­боловы и собиратели, оставившие после себя временные стоянки под скальными выступами или на открытых местах. Домами им служи­ли круглые хижины каркаспо-столбовой конструкции с полами, вы­мощенными камнем. Диаметр этих домов составлял 3—5 м, площадь


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 299

7—20 кв. м. Лишь в редких случаях стоянки достигали довольно крупных размеров — 0, 6 га (Багор). В Южной Индии на побережье у Бомбея и южнее Мадраса располагались стоянки оседлых примор­ских рыболовов. Неолитическое население Кашмира первоначально; также относилось к кругу охотников, рыболовов и собирателей.. Древпейшие поселки здесь датируются серединой III (коп. III) тыс. до п. о. Они состояли из круглых и овальных землянок, по пери­метру которых сохранились ямки от кольев, составлявших каркас жилища. Весьма древняя, по-видимому, оседлая культура охотни­ков, рыболовов и собирателей была обнаружена недавно в долине Ганга. Вместе с тем и в неолите во многих районах Индостана сохранялись мелкие общины бродячих охотников и собирателей.

Существование бок о бок представителей различных ХКТ по­рождало между ними обмен и другие контакты, благодаря которым, в частности, по Индостану со временем началось распространение производящего хозяйства. Лучше всего эти контакты, в настоящий момент известны в Центральной Индии, где они начались по мень­шей мере в V (втор. пол. V) тыс. до п. э., о чем свидетельствуют находки костей домашних животных в Багоре. В последующее-время следы контактов местных охотников, рыболовов и собирате­лей с более развитым населением эпохи неолита — энеолита фикси­руются уже на целом ряде памятников172. Все это не позволяет вслед за А. Я. Щетенко использовать подобного рода материалы для обоснования тезиса о местном самостоятельном становлении производящего хозяйства в западной части Индостана в X—IX (IX—VIII) тыс. до п. э. Все же историко-культурные предпосылки: для становления земледелия и скотоводства, безусловно, созрели в среде самих носителей микролитических культур. В частности, по­добно обитателям мезолитической Европы, они уже начали выжи­гать степи и кустарники для охоты. Поэтому и здесь неолитические культуры часто имели синтетический облик, т. е. основа их была местная, а основной набор культурных растений и домашних живот-пых — заимствованный.

Это ярко проявилось, например, в материалах культуры бурза-хом (кашмирский неолит), носители которой начиная со второй по­ловины III (с руб. IIIII) тыс. до н. э. постепенно овладевали на­выками производящего хозяйства. Во II тыс. до п. э. они уже раз­водили пшеницу и ячмень и пасли коз. Уже в самый ранний период они имели собак.

Неолитическая культура гор Центрального Декана представляла собой иной тип синтетической культуры. Ее носители жили в долго­временных поселках па холмах или на их склонах в III (втор. пол. III — нач. II) тыс. до п. э. Они строили круглые и прямоугольные дома из глипы на столбовом каркасе, возводя фундамент для них из булыжников. Размеры домов были небольшие — 20 — 25 кв. м, од-пако их число в поселках достигало нескольких десятков, а в позд­ний период — и сотен. Следовательно, речь может идти о довольна*


300___________________________ Глава четвертая

крупных оседлых общинах. Кроме этих поселков, рядом с ними или на удалении располагались крупные загоны диаметром по 200 — 300 м. Первоначально исследователи видели в них доказательство отгонно-пастбищного скотоводства, однако в последнее время появились вес­кие основания считать их конструкциями, предназначенными для загона и приручения диких зебу 17J. Действительно, кости зебу со­ставляли здесь до 80—85% всего остеологического материала, при­чем их морфологические особенности свидетельствовали о происхо­дящем процессе доместикации. На протяжении II тыс. до и. э. ас­сортимент домашних животных пополнился новыми видами и в кон­це этого периода, кроме зебу, включал буйволов, ослов, свиней, коз, овец, собак и даже кур. Помимо скотоводства население занималось и земледелием, причем среди культурных растений со временем по­явились некоторые африканские виды. Эти находки наряду с неко­торыми специфическими особеппостми керамики свидетельствуют об определенных африканских связях, которые, к сожалению, до сих пор остаются неизученными.

Особый интерес представляет неолитическая культура долины Ганга, создавшая основу для последующей, считавшейся до недав­него времени загадочной культуры медных кладов. Как установлено последними исследованиями, неолитические поселки были широко распространены в долине Ганга еще в VII—V (VI—V) тыс. до н. э. и являлись непосредственными преемниками более ранней местной мезолитической культуры. Уже в мезолите местное население оби­тало в круглых, сделанных из обмазанной плетенки домах, и коли­чество последних в поселках достигало 10. Домостроительство со­хранило тот же характер и в неолите, по размеры поселков возрос­ли (до 20 домов). Увеличились и размеры домов: от 5—16 кв. м в мезолите до 16 — 40 кв. м в неолите. По самое замечательное то, что местные неолитические группы уже занимались рисоводством, п есть все основания включать восточные районы Индии в состав первичного очага раннего земледелия, который на востоке охваты­вал часть Южного Китая и северные области Юго-Восточной Азии. Кроме рисоводства, в долине Ганга разводили домашних животных, прежде всего крупный рогатый скот. По характеру каменной индуст­рии (орудия на пластинах) местный неолит тяготел к западу, а по облику ранней шнуровой керамики — к востоку, что придавало спе­цифический облик неолитической культуре долины Ганга 174. К кон­цу III (нач. II) тыс. до п. о. эта культура находилась в контактах с ареалом древнеиндийской цивилизации, откуда сюда проникли такие культурные растения, как круглозерная пшеница, ячмень, че­чевица, горох и т. д. Эти контакты были обоюдными, и долина Ган­га стала источником риса, проникавшего со второй половины III (рубеж III —II) тыс. до п. э. в Западную, Центральную и Южную Индию.

Специальных могильников в неолите Индии не обнаружено. Повсюду покойников хоронили на территории поселений.


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНЛ_______________ 301

Среди неолитических культур Индостана как бы особняком стоят памятники Ассама, тяготеющие к совершенно иному, хоабиньско-бакшопскому миру Юго-Восточной Азии и Южного Китая. Предпо­лагается, что время от времени пределов Ассама достигали мигра­ции из Сычуани и Юньнани. В последние годы эти выводы, основан­ные на изучении подъемных материалов, были подтверждены рас­копками на поселении Даоджали Хадинг. На некоторых неолитиче­ских поселениях Ассама были обнаружены остатки риса.

Юго-Восточная Азия, Южный Китай и Океания. Если в начале голоцена значительную часть Юго-Восточной Азии, включая север­ные районы Индонезии и Филиппины, а также южные территории Южного Китая, занимала единая относительно гомогенная хоабинь-ская культура, или правильнее хоабпньская археологическая про­винция, то в дальнейшем в связи с формированием новых ХКТ и дроблением прежде единых культурных общностей картина услож-пилась 175. Как и прежде, в неолите многие группы местного насе­ления продолжали вести образ жизни охотников, рыболовов и соби­рателей. Во внутренних районах они обитали в пещерах, а на мор­ских побережьях — па открытых стоянках, на месте которых со вре­менем возникали большие раковинные кучи. Роль зародившегося еще в позднем хоабпне рыболовства чрезвычайно возросла, распрост­ранились и связанные с ним технические приспособления — сети, грузила, корзины.

В северной части Вьетнама стоянки более или менее оседлых рыболовов, охотников и собирателей возникли еще в раннем неолите. Из них наиболее известны Куипьван площадью 7400 кв. м и Дабут площадью 1500 кв. м. К позднему неолиту аналогичные раковинные кучи площадью от нескольких сотен кв. м. до 1 га и высотой от 1 до 18—20 м широко распространились по всему вьетнамскому побе­режью, но особенно они тяготели к центральным аллювиально-пой- менным районам. Сходные раковинные кучи известны теперь на побережье Кампучии, Малайзии, Таиланда и в других местах. В Юж­ном Китае оседлые рыболовы довольно плотно заселили приморскую область и ряд соседних районов. На Тайване они постоянно селились у моря в устьях рек. Общества оседлых рыболовов и охотников встречались и во внутренних континентальных областях, богатых речными и озерными ресурсами, например па притоках Янцзы в низменных районах Сычуани.

Одновременно с ними во внутренних, особенно горных местно­стях продолжали обитать населявшие пещеры охотники и собира­тели. К ним относились, с одной стороны, бакиюнцы Северного Вьетнама и цзэнппяиьцы Южного Китая, а с другой, хоабиньцы Гегерпого Таиланда, Малайзии и Кампучии. В списке охотничьей фауны важное место занимали животные, которые позже были одо-машнеиы: гауры, буйволы, свиньи, причем кости свиней составляли подавляющую часть остеологической коллекции из пещеры Гуа Ча в Малайзии. Важную роль в пищевом рационе этих охотников играли


302___________________________ Глава четвертая

и растительные ресурсы. Обитатели пещеры долины Баньян, напри­мер, и в I тыс. до н. э. продолжали в больших количествах соби­рать дикий рис.

Все отмеченные выше группы населения обитали в тот период, когда по соседству с ними уже развивались земледельческо-скотовод-ческие общества. Они контактировали друг с другом, по это далеко не сразу и не всегда вело к заимствованию и распространению вширь производящего хозяйства. В Северо-Восточном Таиланде потомки хоабиньцев дожили до II — I тыс. до и. э., в Юго-Западном Таиланде — до III (III — нач. II) тыс. до тт. э., Малайзии — до вто­рой половины IV (нач. III) тыс. до н. э., в Кампучии — до начала V (втор. пол. V) тыс. до н. э. В Южном Китае в провинции Фуцзянь еще во второй половине II (кон. II) тыс. до н. э. обитали носители рыболовческой культуры тапыпишань, не испытавшие никаких влияний со стороны носителей производящего хозяйства. Потомки таких групп дожили в Юго-Восточной Азии и Южном Китае до не­давнего времени. В одной из филиппинских пещер удалось обнару­жить слой непрерывного обживапия от III тыс. до п. э. до XIX— XX вв. н. э. Еще недавно эту пещеру навещали охотники и собира­тели аэта.

Важными техническими достижениями описанных выше куль­тур, отличавшими их от классического хоабиня, были многочислен­ные шлифованные орудия (топоры и тесла) и шнуровая керамика. Последняя возникла здесь весьма рано и уже в конце плейстоцепа — начале голоцена распространилась по широкой территории от Япо­нии и долины Хуанхэ до Юго-Восточпой Азии. Впрочем, в некото­рых островных районах (Филиппины, Индонезия) керамика появи­лась лишь во второй половине IV (к нач. III) тыс. до н. э., в дру­гих (на большей части Новой Гвинеи) ее производства не знали до самого последнего времени. Весла, найденные па некоторых стоян­ках, и появление рыболовов на островах свидетельствуют о приме­нении лодок и начале морских плаваний еще в среднем голоцене. К сожалению, ни на одной открытой стоянке до сих пор не было най­дено каких-либо внятных следов жилищ. Некоторые специалисты объясняют это тем, что жилища были свайными. Другие предпола­гают, что, переходя па новое место обитания, люди разбирали бам­буковый остов дома и переносили его с собой 176. Это позволяет по­нять, почему па многочисленных раковинных кучах не было обна­ружено никаких следов строений, кроме невразумительных ямок, видимо, от столбов.

Как отмечалось выше, к началу среднего голоцена часть охотни­ков и собирателей Юго-Восточной Азии и Южного Китая перешла к земледелию и скотоводству. Южпогималайский очаг доместикации дал толчок развитию целого ряда местных своеобразных оседлозем-ледельческих культур. Древнейшая из них, культура хэмуду в устье Янцзы, возникла еще в первой половине V (втор. пол. V) тыс. до н. э. Так как она лежит уже на значительном удалении от первич-


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 303

ного очага, процесс становления в нем земледельческого образа жизни следует датировать временем не позднее VII (VI) тыс. до н. э. К сожалению, неолитические культуры гор Юньнани и Западной Сычуанп известны еще весьма слабо. Там обнаружены довольно крупные земледельческие поселки, жители которых занимались так­же охотой и рыболовством. На некоторых памятниках найдены кос­ти яка.

Культура хэмуду, вместе с которой в низовьях Янцзы появилась южная разновидность риса (сяньдао), положила начало длительно­му периоду бытования местных земледельческо-рыболовческих куль­тур. Во второй половтгао V (в IV) тыс. до н. о. здесь ее сменила культура цинляньган, на месте которой во второй половине IV (в III) тыс. до и. э. возникла культура ляпчжу. Во внутреннем районе Южпого Китая в первой половипе III (втор. пол. III) тыс. до н. э. локализовались культуры цюйцзялин и паомалин, первая — на р. Ханьшуй и в левобережье Янцзы, а вторая южнее — на правом берегу Янцзы. Носители всех этих культур с самого начала разво­дили рис, свиней и собак. Рисоводство па первых порах имело, по-видимому, примитивный заливной (лиманный) характер, но со вре­менем была введена подсечно-огневая система.

Во второй половине IV (к III) тыс. до п. э. в низовьях Янцзы появились холодоустойчивая разновидность риса (гэндао), одомаш­ненные буйволы, куры и шелкоткачество (в культуре лянчжу). Как показывают многочисленные находки пряслиц, ткачество знали еще носители культуры хэмуду. Обитатели низовьев Янцзы интенсивно занимались и рыболовством, они изготовляли лодки, весла, сети и разнообразные костяные орудия для рыбной ловли. Поселки этих рисоводов и рыболовов занимали площадь от нескольких тысяч кв. метров до нескольких га. Судя по некоторым данным, дома были наземными, прямоугольными, столбовой конструкции, с четырех­скатной крышей. Носители культур цюйцзялин и паомалин жили в домах площадью от 30 до 70 кв. м, состоявших из 1 — 2 комнат. Впрочем, иногда здесь встречались и овальные дома размером 25 кв. м. Во всех поселках конца IV— III (III — нач. II) тыс. до п. э. обнаружены многочисленные захоронения (до нескольких сотен могил).

Как показывают исследования на севере провинции Гуандун, там в середине IV (нач. III) тыс. до и. э. также существовали оседлые рисоводческо-рыболовческие общества. Один из изученных там по­селков достигал площади 3 га и имел крупный могильник, где уже обнаружено более 100 погребений.

В Юго-Восточпоп Азии сейчас известно два крупных раннезем­ледельческих центра, сложившихся в V—III (IV— III) тыс. до н. э. Первый, более ранний локализуется в Северо-Восточном Таиланде в северной части плато Корат (культура бапчиенг); второй, более. поздний — в Северном Вьетнаме в долине р. Хонгха (культура фунгнгуеп). Оба связаны своим происхождением с рассолением зем-


304_____________ Глава четвертая

ледельцев по равнине. Этот процесс в особенности прослеживается в Таиланде, где поселок Нонноктха располагается все еще в пред­горьях, а родственные ему поселки Банчиенг и другие локализуются уже на равнине. И в Таиланде, и во Вьетнаме такие поселки тяго­тели к районам с легкими песчанистыми или аллювиальными поч­вами. Их жители занимались пойменным паводковым земледелием и выращивали главным образом рис, многочисленные остатки которо­го (с чертами, переходными от дикого к культурному) обнаружены на памятниках культуры банчиенг. Местное население обладало также домашними животными: крупным рогатым скотом (гаялами или балийским скотом), свиньями, собаками и курами. В этот же период кое-где в Юго-Восточной Азии начали одомашнивать буй­вола.

Раннеземледельческие поселки представляли собой невысокие холмы размерами от 0, 7—0, 8 до 1, 5 га, буквально усеянные захо­ронениями. Остатков жилищ здесь почти что не найдено, однако четью выраженные культурные слои, прорезанные многочисленными ямками и кострищами, свидетельствуют против отождествления этих холмов со специальными могильниками. Люди, по-видимому, жили здесь в свайных постройках, которые они разбирали при пе­реходе на новое место.

Материальная культура ранних земледельцев характеризовалась шлифованными топорами и теслами, характерными каменными но­жами, до сих пор применяющимися в ряде районов Индонезии для сбора урожая, мотыгами и керамикой. На протяжении второй поло­вины IV— III (III) тыс. до п. э. традиционная шнуровая керамика уступила в Таиланде место крашеной. С течением времени в север­ных районах Таиланда it во Вьетнаме началось распространение медных и бронзовых изделий. Примерно в это жо время возникло и шелководство, следы которого обнаружены па поселении Банчиенг. В Северном Вьетнаме к концу неолита уже имелся гончарный круг.

Судя по тому, что с середины IV (с кон. IV) тыс. до п. э. среди захоронений начинают встречаться довольно богатые, в этот период наблюдался процесс социальной дифференциации.

Расселение ранних земледельцев по Юго-Восточттоп Азии и про­никновение навыков земледелия к охотникам, рыболовам и собира­телям представляли собой довольно сложные процессы. В отдельных случаях, поддерживая брачные отношения с земледельцами, охот­ники, рыболовы п собиратели сохраняли свой прежний образ жизни. Об этом, например, свидетельствуют монголоидные черты негроав-стралоидпого населения Куикьвапа. В Северной Малайзии негро-австралоиды пещеры Гуа Ча продолжали долго обитать бок о бок с оседлыми земледельцами культуры банкао. В верхних слоях сосед­них пещер (Гуа Кечил и др.) зафиксированы предметы, свидетель­ствующие об активных контактах автохтонного населепия с при­шлыми земледельцами: здесь в середине IV (нач. III) тыс. до н. э. внезапно появилась красная керамика и шлифованные топоры. Ран-


________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 305

неземледельческая культура баикао, известная в Южном Таиланде в Северной Малайзии во II тыс. до н. э., имела пришлый характер. Однако ее носители еще не знали металлов и значительное внима­ние уделяли рыболовству и охоте. У них имелись одомашненные свиньи и собаки.

На Тайване рисоводческие культуры возникли по меньшей мере к первой половины III (втор. пол. III) тыс. до н. о. На Сараваке в пещере Ниа одомашненные собаки и свиньи зафиксированы в мо­гилах второй половины II — I тыс. до п. э., на о. Тимор свиньи и со­баки имелись уже со второй половины IV (в III) тыс. до п. э., а на о. Сулавеси в пещере Улу Леанг в слое рубежа нашей эры, а воз­можно, и ранее, среди других растительных остатков были обнару­жены зерна риса 177. На фойе всех этих процессов, как считают спе­циалисты, в островной части Юго-Восточной Азии (Восточная Ин­донезия — Филиппины) сложилась та часть аустронезийской общно­сти, представители которой впоследствии осуществили колонизацию основной части Океании 178.

Вопреки традиционным представлениям, сейчас есть все основа­ния связывать становление земледелия на Новой Гвинее с доаустро-незийскпм населением. Новая Гвинея была заселена еще в плейсто­цене, а на протяжении голоцена там сложилось несколько ХКТ: 1) прибрежные рыболовы и собиратели; 2) сборщики саго; 3) гор­ные охотники и собиратели. Кроме Новой Гвинеи, папуасоязычное население обитало также на соседних островах Западной Меланезии (Новая Британия и др.). Отзвуки сложных этнических процессов, происходивших на Азиатском материке, время от времени докаты­вались и до этих мест в виде волн мигрантов, среди которых были и древнейшие земледельцы. Следует, конечно, отдать должное и местному новогвинейскому населению, издавна познавшему свойст­ва многих полезных растений и разработавшему технику их сбора. По-видимому, эти знания и навыки облегчили доместикацию таких растений, как саго, сахарный тростник, один из видов банана и др., росптпх в диком виде па Новой Гвинее и соседних островах. Однако по-настоящему земледельческий образ жизни развился па Новой Гвинее лишь после введения в культуру азиатских клубнеплодов, таро и ямса, да и то, видимо, не сразу.

Во всяком случае, процесс становления земледелия на Новой Гвинее происходил в условиях смешения пришлых и местных эле­ментов и обмена культурной информацией, результатом чего явились новые синтетические культуры. К настоящему времени имеются самые различные доказательства распространения земледелия в центральной горной области Новой Гвинеи в VI — III (V—III) тыс. до н. э. Это многочисленные свидетельства целенаправленной выруб­ки лесов, особенно усилившейся с IV (III) тыс. до н. э., появление топоров-тесел и костей свиней в IV— III тыс. до н. э. и, наконец, дренажные канавы и грядки, обнаруженные недавно в районе Кук н в северной части долины Ваги, появившиеся во второй половине


306 Глава четвертая

V (в IV) тыс. до н. э. Первые остатки канав в районе Кук отно­
сятся к VIII (VII) тыс. до и. э., по их связь с земледелием еще
нуждается в изучении179. Все это говорит о начале выращивания
таро и разведении свиней горными папуасами.

Однако еще долго после возникновения земледелия папуасы час­то продолжали селиться иод скальными выступами. Настоящие открытые поселки возникли в долине Каиронк во второй половине

V (в IV) тыс. до н. э., а в долине Маним — только в I тыс. до н. э.
В восточной горной области и земледелие и свиньи, и поселки появи­
лись только на протяжении II тыс. н. э. Еще и до сих пор в ряде
горных районов сохраняются группы охотников и собирателей, ко­
торые только-только начинают переходить к производящему хо­
зяйству.

Последствия упомянутых выше миграций сказывались и на се­верном побережье Австралии, обитатели которого заимствовали не­которые формы материальной и духовной культуры, однако так и не перешли к производящему хозяйству 18°. Так, в частности, с од­ной из волн мигрантов в Австралию попали динго, древнейшие ске­леты которых относятся здесь ко второй четверти II (втор. пол. II) тыс. до н. э.181 Напомним, что собаки встречались в Юго-Восточной Азии начиная с неолита, а в раковинной куче Дабут были обнару­жены останки особи, близко напоминающей динго. Интересно, что на Новой Гвинее кости собак пока что найдены только в слоях II тыс. н. э.

Широкое расселение аустропезпйцев по Океашга связывается археологически с культурой керамики лапита, которая распростра­нилась от Новой Гвинеи и Новой Британии до Самоа начиная со второй четверти II (во втор. пол. И) тыс. до н. э. Ее носители были умелыми мореплавателями, занимавшимися главным образом рыбо­ловством и потому селившимися первоначально лишь па морских побережьях. В Меланезии они активно смешивались с местным на­селением, заложив основу формирования современных меланезий­ских этносов. Протополинезнйцы достигли Западной Полинезии в третьей четверти II (последней четверти II) тыс. до и. э.: о-ва Тон­га—к 1400 (1200) г. до и. э., о-ва Самоа — к 1140 (1000) г. до н. э. По-видимому, па о-вах Самоа возник следующий мощный очаг миг­рации, благодаря которому была заселена Восточная Полинезия. На Маркизских о-вах и па о. Пасхи люди появились в первых веках н. э., а па о-вах Общества, Гавайях, Повои Зеландии, Кука — на про­тяжении I тыс. н. э.

В процессе расселения мигранты приспосабливались к местным условиям обитания, в их системе хозяйства и материальной культу­ре наблюдались существенные изменения. Например, к началу на­шей эры керамическое искусство было в Полинезии совершенно за­быто, а в Восточной Полинезии в I тыс. н. э. был выработан спе­циализированный рыболовецкий инвентарь, неизвестный на западе. Однако наиболее существенные изменения произошли в системе хо-


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 307

зяйства. Еще на Новой Гвинее папуасы со временем выработали несколько различных систем для выращивания влаголюбивого таро и засухоустойчивого ямса: дренажные канавы, высокие грядки, под-сечно-огпевая система и т. д. Далее к востоку роль подсечпо-огнево-го земледелия понижалась, а роль более интенсивных систем возра­стала. Со временем в некоторых местах Океании возникло иррига-ционное земледелие. Наивысшего расцвета в Меланезии оно достиг­ло на Повой Каледонии. Помимо террас, на меланезийско-полине­зийской границе были выработаны такие важные для полинезийско­го земледелия приспособления, как ямы для брожения плодов хлеб­ного дерева и крупные очаги для приготовления кореньев.

Изменения произошли и в наборе культурных растений и домаш­них животных. Так, из двух основных видов таро, известных мела­незийцам, Полинезии достиг только один. Особое значение в По­линезии и Микронезии приобрело выращивание хлебного дерева, происходящего из Индии или Малайзии. В восточных, районах По-лштезип (о. Пасхи, Новая Зеландия, Гавайи) важным культурным растением стал батат, завезенный из Южной Америки. Если перво-начальпо носители культуры керамики лапита везли с собой одо­машненных собак, свиней и кур, а также крупных крыс, то в даль­нейшем на разных островах некоторые из этих животных вымерли. Так, к доколониальному времени на Новой Каледонии относятся только кости крыс, па Новых Гебридах — только свиней, на о. Пас­хи — кур и крыс, на Новой Зеландии — собак и крыс. Полпый набор указанных выше домашних животных отмечался в первобытности только на о-вах Фиджи, Тонга, Маркизах, Гавайях и на о. Беллона (Соломоновы о-ва). Однако к началу колониального времени домаш­ние животные исчезли на о. Беллона, а собаки вымерли па Марки­зах. Если первоначально носители культуры керамики лапита поми­мо рыболовства занимались, хотя и в небольших масштабах, земле­делием и скотоводством, то в дальнейшем у разных групп хозяйст­венная ориентация менялась весьма по-разному. На некоторых ост­ровах (Гавайи, Маркизы и др.) ранний акцепт на рыболовство сме­нился позже интенсивным развитием земледелия; в ряде районов Новой Гвинеи некоторые группы мигрантов занялись специализиро­ванным рыболовством и производством керамики на обмен, а другие со временем перешли к сухопутной охоте; па Новой Зеландии в свя­зи с неблагоприятной природной обстановкой роль производящего хозяйства значительно унала, а па о. Чатэм возникли уникальные группы полинезийцев, занимающиеся исключительно охотой и соби­рательством. На некоторых островах (Новая Каледония, Новые Геб­риды, Фиджи, Тонга, Маркизы, о. Пасхи) в слоях доколониального времени зафиксированы четкие свидетельства каннибализма.

До сих пор не опровергнуто предположение ряда исследователей о том, что в засолении Полинезии и формировании специфической полинезийской культуры определенную роль могла сыграть Микро­незия. К сожалению, первобытные памятники там остаются мало-


308 Глава четвертая

изученными. Их древнейшие слои с керамикой, тяготеющей к Фи­липпинам, относятся к II (втор. пол. II) тыс. до тт. э. С этого време­ни здесь обитали рыболовы^ которые разводили кур, собак и в опре­деленной степени занимались земледелием. В первой половине II тыс. н. э. на Марианских о-вах возникло рисоводство.

Восточная Азия, Сибирь, Дальний Восток. На большей части территории Восточной и Северной Азии в неолите продолжали оби­тать охотники, рыболовы и собиратели. В разных районах соотно­шение различных отраслей присваивающего хозяйства, тесно свя­занных со спецификой окружающей природной среды, отличалось своими особенностями, что имело важные последствия для развития социальной организации182. В Сибири и па Дальнем Востоке А. П. Окладников выделил несколько ХКТ. В Западной Сибири с ее богатыми рыбными угодьями обитали оседлые или полуоседлые рыболовы и охотники. Их зимние поселки отличались относительно крупными размерами и состояли из прямоугольных полуземлянок. В энеолите встречались поселки площадью 1000 — 2500 кв. м, состо­явшие из 5 — 7 жилищ. Ясно, что в ппх обитали большие общины с относительно развитой социальной организацией, о чем свидетель­ствует и наличие специальных могплышков — родовых кладбищ. Тот же образ жизни вели непосредственные потомки этого населе­ния— обские угры еще в XVIII в. К востоку от Енисея начинался совершенно иной мир, мир бродячих охотников, рыболовов и соби­рателей. Они жили маленькими общинами па временных стоянках r легких наземных жилищах. Здесь же на стоянках хоронили по­койников. В степях Забайкалья и частично Монголии также обитали подвижные охотники, а в Северном Китае и Маньчжурии, видимо, несколько более оседлые охотники и рыболовы.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 489. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия