Студопедия — Глава третья 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава третья 5 страница






Все описанные действия имели своей целью поддержать то состоя­ние природы, которое австралийцы считали наилучшим, и сохранить его в условиях неустойчивого климата (например, засух). Описан­ная практика имела скоротечный характер и не влекла за собой ка­чественного преобразования природного мира. Иногда ее называют «протоземледелием». Однако использование этого термина требует большой осторожности и оговорок, так как некоторые из современных авторов, указывая на то, что переход от «протоземледелия» к земледе­лию несложен, склонны видеть в нем лишь процесс чисто количествен­ных нзмепений. В своем логическом завершешш такая линия рассуж­дений не способна объяснить происхождения существенных различий между земледельческим образом жизни и образом жизни низших охотников и собирателей, а следовательно, и между порожденными ими социальными структурами. Такое объяснение вообще невозмож-


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОВЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 269

но без понятия качественного скачка. А именно па примере станов­ления земледелия видно, что качественный скачок далеко не всегда связан с резким разрывом постепенности: от стадии интенсивного со­бирательства до сложения земледельческого образа жизни процесс проходил плавно, его трудно расчленить на какие-либо отдельные эволюционные звенья, и тем не менее нельзя ие заметить, как велика разница между хозяйственными системами и общественной органи­зацией в начале и в конце этого процесса! Поэтому с точки зрения глубокого теоретического осмысления процесса перехода к произво­дящему хозяйству термин «протоземледелие» представляется неудач­ным, создавая иллюзию того, что земледелие вообще не имело ка­кого-либо начала или же оно уходит своими истоками далеко в палео­лит (а такие взгляды встречаются!).

Для характеристики некоторых аспектов хозяйства «народов — собирателей урожая» предпочтительным кажется термин «усложнен­ное собирательство», так как он удачно совмещает в себе два важных момента: во-первых, указывает па присваивающий в своей основе характер хозяйства, но во-вторых, акцептирует внимание на новые прогрессивные элементы, способные в определенный момент стать основой для развития земледелия. Такие элементы с полным правом можно назвать протоземледельческими, однако здесь они еще не яв­ляются определяющими. В качестве одного из видов хозяйственной деятельности усложненное собирательство до недавнего времени встречалось, помимо австралийцев, у некоторых групп бушменов, у негритосов (семангов) Малакки, у аэта Филиппин, у шошонов Боль­шого Бассейна (США), у калифорнийцев и ряда других народов, ведущих доземледельческий образ жизни. Удельный вес его в об­щей системе хозяйства у разных пародов колебался, но нигде оно не было способно обеспечить основных запросов в питании. Поэтому оно повсюду существовало лишь как одно из направлений многоресурс­ного хозяйства, для которого не меньшую важность представляли охота и рыболовство. Даже калифорпийцы были вынуждены соблю­дать сезонный хозяйственный цикл и в течение года несколько раз менять свое местообитание в соответствии с потребностями того или иного хозяйственного направления.

Давно замечено, что одним из важнейших навыков, встречаю­щихся у «народов — собирателей урожая», было умение пользоваться механизмом размножения растений. Такая практика лучше всего опи­сана у австралийцев, аэта, негритосов, которые, выкапывая клубни ямса, старались не повреждать его отростков (ямс имеет вегетатив­ную систему размножения) и зарывали их обратно в землю, тем са­мым гарантируя себе будущий урожай. Несравненно хуже изучена деятельность по посадке молодых побегов некоторых деревьев, а так­же по разбрасыванию зерен злаков, косточек ягод и т. д., известная, в частности, у австралийских аборигенов и ведущая к сознательному расширению ареалов соответствующих растений, например саговни­ка87. В ряде случаев появление такого рода практики, описанной эт-


270 Глава четвертая

пографами, было прямым следствием контактов с более развитыми обществами. Однако есть все основания считать, что у некоторых групп населения в мезолите или даже в верхнем палеолите она могла возникнуть самостоятельно.

Возрастание роли собирательства несомненно влекло за собой пе­ренос зерен, ягод и фруктов в новые места, а их частые потери вызы­вали к жизни, вначале неосознанно, искусственное расширение ареа­лов полезных растений. Рано или поздно первобытный человек дол­жен был обратить внимание на этот процесс, в особенности если речь шла о «неожиданном» появлении зарослей таких растений на хоро­шо удобренной органическими остатками почве первобытных стоя­нок. Впрочем, еще скорее люди осознали ото, делая запасы расти­тельной пищи, ибо без необходимых мер предосторожности запасен­ные зерна и плоды прорастали. Неслучайно собиратели урожая, обла­давшие ямами-хранилищами, повсюду обмазывали их глиной и пре­дохраняли от сырости. Вот почему есть все основания полагать, что охотники и собиратели знали о механизмах размножения растений задолго до земледелия. К этому выводу в настоящее время склоняет­ся большинство специалистов88.

Следовательно, уже в доземледельческий период люди могли ис­кусственно расширять ареалы необходимых им растений, а также улучшать условия их роста, например путем искусственного обвод­нения89. Среди этих растений встречались, по-видимому, самые раз­ные виды, а не только те, которые имели большое пищевое значение. Стимулы к их посадке были столь же различны. У некоторых австра­лийцев, переселившихся в последние годы в поселки, расположен­ные вдали от их родины, наблюдалось стремление пересадить сюда растения, окружавшие их в детстве. В данном случае стимул был исключительно эмоциональным, так как эти растения никакого прак­тического значения для человека не имели 90. Однако в основном лю­ди прежде всего заботились о растениях, плоды которых шли в пищу.

Таким образом, подавляющее большинство технологических на­выков, необходимых для земледелия, возникло задолго до его появ­ления. Археологические данные позволяют утверждать, что размель­чение зерен растений появилось уже в нижнем палеолите, а их пере­тирание— к концу среднего палеолита91. В то же время, если у ав­стралийских аборигенов собирательство съедобных растений имело большое значение начиная с плейстоцена, то земледелие у них так и не возникло. Бушмены, аэта, пунаны, пигмеи, жившие рядом с раз­витыми земледельцами, время от времени помогали им собирать уро­жай, перенимая у них знания и навыки, необходимые для перехода к земледелию. И тем не менее в большинстве своем они предпочи­тали вести прежний образ жизни. Следовательно, само по себе куму­лятивное накопление опыта и знаний, вопреки мнению ряд авторов, неспособно породить земледелие при отсутствии некоторых допол­нительных факторов. Последние выявляются при изучении перехода


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТИАЯ ОБЩИНА_______________ 271

к земледелию, происходившего у низших охотников и собирателей в недавнем прошлом92.

Повсюду, где этот процесс известен, он был вызван к жизни хо­зяйственным кризисом, который заставил людей либо заимствовать производящее хозяйство, либо развивать его, если оно уже имелось в зачаточном состоянии. Так, сандаве в Африке начали заимствовать земледелие и скотоводство в периоды все учащавшихся голодовок, вызванных сокращением количества диких животных и растений в условиях роста соседнего зомледельческо-скотоводческого населения, хозяйственная деятельность которого и повлекла эти экологические изменения. В сходных условиях переход к земледелию сейчас совер­шается у соседних хадзапи. То же самое наблюдается у аэта Лусона, территория которых все более сокращается под давлением соседей-земледельцев. Уменьшение количества дикой фауны и рост плотно­сти населения заставляет аэта усиливать либо земледельческую, либо рыболовческую активность. На островах Торресова пролива роль зем­леделия была выше там, где ресурсов дикой природы не хватало. Это отмечалось на мелких островах, где население было вынуждено вести более оседлый образ жизни в менее разнообразных природных усло­виях. На одном из этих островов ямс выращивали не каждый год, а лишь тогда, когда дикого ямса в силу тех или иных обстоятельств становилось мало93.

Все эти данные идут вразрез с кумулятивной и религиозной тео­риями происхождения земледелия и, напротив, подтверждают тео­рию, связывающую переход к производящему хозяйству с кризисной ситуацией, сделавшей его настоятельной необходимостью. Как пока­зывают приведенные материалы, кризис вызывался сокращением ко­личества прежних ресурсов, которое в свою очередь являлось резуль­татом целого ряда факторов. Сокращение ресурсов могло быть абсо­лютным и относительным: абсолютным — в результате изменения природной обстановки (либо в связи с изменением климата, либо в связи с хищнической деятельностью человека, либо как побочное следствие развития определенных направлений его хозяйства), отно­сительное — в условиях роста плотности населения (внутренний рост населения или же миграция новых групп извне). Наряду с этим пе­реход к земледелию был возможен как следствие миграции населе­ния в новый район, в целом сходный с прежним по природной обста-повке, по более бедный ресурсами94. Вряд ли следует разъяснять, что все эти процессы приводили к становлению земледелия в первич­ных очагах лишь в том случае, если население уже обладало необхо­димыми навыками и техникой, т. е. стояло па уровне «народов — собирателей урожая».

Сложность перехода к земледелию заключалась, следовательно, не в выработке каких-либо новых знаний и техники, а в перестройке прежнего образа жизни. Примитивное выращивание растений на не­большом участке, с одной стороны, вырывало людей из прежней системы общественного производства, обостряя проблему питания в


272___________________________ Глава четвертая

период земледельческих работ, а с другой стороны, полученный уро­жай бывал слишком мал, чтобы компенсировать убытки, неизбежно возникавшие в результате сокращения других видов трудовой дея­тельности (охота, собирательство). Ведь первобытные общины низ­ших охотников и собирателей часто имели очень небольшие размеры и одновременно заниматься несколькими видами хозяйственной дея­тельности были не в состоянии. Кроме того, продолжая вести преж­ний бродячий образ жизни, такие общины должны были время от времени покидать обработанный участок, а по возвращении нередко находили его разоренным. В силу всего этого некоторые группы (нег­ритосы Малакки, пунаны Саравака и др.) очень неохотно перехо­дили к земледелию, а встречаясь с отмеченными трудностями, вовсе отказывались от пего. Впрочем, с гораздо большей готовиостью от­дельные из этих групп начинали выращивать клубнеплоды (ямс, таро, маниок), которые не мешали их прежнему образу жизни.

Рассмотренные данные позволяют по-новому взглянуть на проб­лему соотношения разведения злаковых культур и клубнеплодов на раппих этапах земледельческой эволюции. Первое требовало боль­шего вложения труда, наличия более крупных общин (следовательно, и более сложной социальной организации), а также более полного разрыва с прежним образом жизни. Иначе говоря, для него были необходимы более сложные предпосылки и переход к нему происхо­дил более резко, чем ко второму. Зато второе могло бесконечно долго существовать в рамках прежнего охотничье-собирательского хозяй­ства, не вызывая в нем сколько-нибудь существенных изменений. Поэтому хозяйство и общественная организация даже у наиболее от­сталых из всех известных по этнографическим материалам этниче­ских групп, занимавшихся культивацией злаковых, отличались боль­шей сложностью, чем у самых отсталых коллективов из тех, которые разводили клубнеплоды. Это-то и создало иллюзию того, что клубне­плоды в любом случае начали разводиться раньше, чем злаки. На самом деле, как было показано выше, в разных районах мира они могли войти в культуру практически одновременно. Однако обще­ства, перешедшие к разведению злаковых культур, развивались не­сравненно быстрее. Другая причина описанных различий в темпах и характере развития этих двух разпых систем заключалась в том, что клубнеплоды предоставляли человеку менее сбалансированное питание, чем комплекс из злаков и бобовых. Поэтому для обществ, живших за счет клубнеплодов, проблема получения белковой пищи с помощью охоты и рыболовства имела гораздо большее значение, чем для тех, кто питался злаками и зернобобовыми95.


О.


Распространение земледелия и скотоводства


Передняя Азия. В VIII (VII) тыс. до н. э. становление произ­водящего хозяйства в отдельных микроочагах в пределах передне-азиатского региона в основном закончилось. В VIII— VII (VII —


_________________ ПОЗДНКПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА______________ 273

VI) тыс. до н. э. здесь отмечались быстрый рост земледельческо-скотоводческого населения, его расселение по новым территориям,, рост обмена культурными достижениями, в том числе культурными растениями и одомашненными животными, между различными об­ластями. Продолжался и процесс оседания и перехода к производя­щему хозяйству различных бродячих групп населения. Наиболее мощным центром расселения древнейших земледельцев и скотоводов Передней Азии в VIII (VII) тыс. до п. э. стали рапненеолитпческие поселки Евфрата, с которыми связывается археологическая культу­ра докерамического неолита В. Носители этой культуры двигались прежде всего на юго-запад. Проникнув в Палестину, они встрети­лись там с родственными раннеземледельческими группами и сме­шались с ними, отчего там возник своеобразный синтетический ва­риант культуры докерамического неолита В. Напротив, в Ливане эти мигранты стали первыми земледельцами и заселили многие пу­стовавшие территория, а кое-где, видимо, ассимилировались с мест­ным охотниками.

В течение VIII (VII) тыс. до н. э. культура докерамнческого неолита В широко распространилась от Северной Сирии и Ливана до пустыни Негев и Иордании. Для нее были характерны прямо­угольные многокомнатные кирпичные дома, строившиеся иногда на каменных фундаментах. Их полы и стены покрывались штукатуркой и порой окрашивались, причем для получения штукатурки извест­няк надо было обжигать при температуре 750—850°. Кое-где тради­ция строительства круглых домов продолжалась, как продолжался и процесс постепенной их трансформации в прямоугольные дома, отмеченный на целом ряде памятников. По мнению Ж. Ковена, это свидетельствовало об оседании все новых и новых прежде бродячих коллективов.

Размеры поселков в этот период увеличились. Некоторые из них достигали 10 га и более, причем кое-где обнаружены мощные ка­менные обводные стены (Иерихон, Рас Шамра). Первоначальная интерпретация этих стен как оборонительных подвергается в по­следние годы обоснованным сомнениям. Скорее они использовались для защиты поселков от паводнений и для предотвращения оползней. Вместе с носителями докерамического неолита В в Леванте появилась культурная пшеница-однозернянка и одомашненные козы и овцы. Начиная с середины VIII (сер. VII) тыс. до н. э. в Сирии распро­странился своеобразный тип «белых» сосудов, изготовленных из из­вести и гипса, а па рубеже VIII—VII (VII—VI) тыс. до н. э. здесь началось производство уже настоящих керамических сосудов. В Па­лестину последние попали позже, не ранее конца VII (VI) тыс. до п. э. Напротив, разнообразные каменные наконечники стрел и шли­фованные топоры распространились в описываемый период по всей рассматриваемой территории 96.

В горах Загроса (ирано-иракское пограипчье), Синджара и Тавра (Анатолия) на протяжении VIII (VII) тыс. до н. э. шло расселение


274 Глава четвертая

мелких земледельческо-скотоводческих групп, которые лишь изредка рисковали спускаться на равнину. Они жили небольшими поселками площадью в 1—2 га; как и в сирийско-палестинском регионе, у них произошел переход от прежних круглых жилищ к прямоугольным глинобитным или кирпичным многокомнатным домам. И здесь сте­ны иногда покрывались штукатуркой. Загросский центр был тем очагом, из которого одомашненные козы и овцы попали в сирттйско-палестпнекий, а возможно, и в анатолийский регионы. Напротив, окультуренный эммер проник в район Загроса, по всей вероятности, с запада.

Все это, наряду с активным обменом обсидианом и некото­рыми другими редкими вещами, свидетельствует о ранних контак­тах, установившихся между отдельными микроочагами. Такие кон­такты способствовали обмену информацией и ускоряли развитие отдельных групп. Благодаря им сходпые культурные достижения становились достоянием самых различных, порой даже неродствен­ных и далеко удаленных друг от друга групп населения. Так, круп­ный рогатый скот, одомашненный к концу VIII (кон. VII) тыс. до н. э. в Анатолии и, возможно, в Северной Сирии, распространил­ся на протяжении VII (VI) тыс. до н. о. вдоль Месопотамской низ­менности до Хузестапа.

Наряду с ячменем и пшеницей в IXVIII (VIIIVII) тыс. до п. э. в различных местах Передней Азии были окультурены и ши­роко распространились такие зернобобовые, как горох, чечевица, нут и вика, а к концу этого периода в Сирин уже культивировался лен, а в Анатолии — рожь97.

В горах Загроса и Синджара и в Анатолии широкое распростра­нение глиняной посуды началось с рубежа VIIIVII (VII — VI) тыс. до н. э., причем в Загросе и Сипджаре ей предшествовали каменные сосуды и корзины, обмазанные битумом, а в Анатолии — корзины и деревянные сосуды98.

Земледельческая колонизация собственно Месопотамской низ­менности с ее богатыми лёссовыми и аллювиальными почвами нача­лась с конца VIII (конца VII) тыс. до н. э., когда в северной ее части возникла своеобразная культура Телль Сотто — Умм Дабагия. У ее истоков стояли, очевидно, памятники типа Магзалии, население которых, спустившись па равнину, испытало определенное влияние со сторопы сирийско-палестинского центра. Потомков этой культуры связывают с хассупской культурой Северной Месопотамии. И хассутт-ская. п расположенная южнее самаррская культуры свидетельствуют о дальнейшем распространении производящего хозяйства, область которого, таким образом, охватила во второй половине VII (втор, пол. VI) тыс. до н. э. и Среднюю Месопотамию. Месопотамские по­селки этой эпохи были относительно небольшими (1—6 га) и кое-где имели фортификацию ".

По-видимому, в хассунский период возникли древнейшие в Пе-редпей Азии обособленные от поселков некрополи, тогда как в пред-


_________________ ПО ЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОПЩННА___________________ 275

шествующее время покойников хоронили, как правило, в домах или рядом с ними.

Наряду с распространением земледельческо-скотоводческого хо­зяйства вширь, в VIIIVII (VIIVI) тыс. до н. э. происходило совершенствование его техники, появились новые сорта культурных растений. В VII (VI) тыс. до н. э. наиболее важными из последних стали мягкая и карликовая пшеницы. Уже в VIII (VII) тыс. до н. э. во многих районах вместо прежних прямых жатвенных ножей на­чали применять изогнутые серпы в деревянных пли роговых руко­ятках. Однако важнейшим техническим достижением рассматривае­мой эпохи следует считать ирригационные сооружения. Некоторые специалисты не без основания пишут об их применении в Сирии и Анатолии уже в VIII (VII) тыс. до н. э. Более того, правомерным представляется взгляд, согласно которому в ряде мест само станов­ление земледелия было связано с определенным контролем за водой. Однако бесспорные свидетельства начала ирригации в настоящее время происходят только из предгорного поселка Чога Мамн (Сред­няя Месопотамия), относящегося к VII (VI) тыс. до н. э. 10° Ученые считают, что заселение Средней Месопотамии в самаррекпй период стало возможным именно благодаря применению ирригации.

Другим важным техническим достижением ранних земледельцев; Передней Азии была обработка самородной меди методом холодной ковки, которая была зафиксирована в Анатолии (Чайоню Тепези, Субердэ), в Сирии (Рамад), в горах Синджара (Магзалия) и в Ху-зестане (Алп Кош) еще в VIII (VII) тыс. до н. э.

В VI — начале V (V) тыс. до н. э. новым центром расселения древних земледельцев стала Северная Месопотамия, откуда двину­лись носители халафской культуры. На протяжении второй полови­ны VI (иер. пол. V) тыс. до н. э. халафское влияние сказывалось на огромной территории от Загроса до Киликии и от верховьев Тиг­ра до Южной Месопотамии. Наиболее сильным оно было в Северной Месопотамии, где халафская культура полностью сменила хассун-скую; к окраинам очерченного региона оно постепенно затухало101.

Заселение Южной: Месопотамии началось в первой половине VI (па рубеже VI—V) тыс. до п. э. или чуть ранее и велось скорее всего населением, родственным носителям самаррской культуры. В болотистых и чрезвычайно жарких условиях низовий Тигра и Ев­фрата особое значение для населения этих мест приобрели иррига­ционное земледелие и рыболовство. Возможно, именно благодаря рыболовству и связанному с ним мореплаванию жители Южной Месопотамии вступали в контакты с обитателями восточного побе­режья Аравии. Однако археологическое изучение Аравии началось лишь сравнительно недавно, и последствия этих контактов во всем их объеме остаются слабо изученными 102.

В период ухудшения климата в VII (VI) тыс. до и. э. большая часть Палестины временно запустела. По-видимому, незнакомые с ирригационной техникой местные земледельцы не смогли успешно


276___________________________ Глава че те ер тая

бороться с усиливавшимися засухами и отступили в более влажные прибрежные и северные районы Леванта. Новое освоение Палестины велось на протяжении второй половины VI — начале V (V) тыс. до н. э., когда земледельцы селились здесь главным образом в плодо­родных долинах. Они, видимо, обживали их мелкими группами и обитали в отдельных широко разбросанных по территории хуторах первоначально в примитивных землянках, а позже — в наземных кирпичных домах. Только в этот период в Палестине начали широко использовать керамические сосуды 103.

Внутренние районы Аравийского полуострова, к сожалению, до сих пор остаются почти полностью неизученными. Судя по наскаль­ным изображениям, производящее хозяйство могло возникнуть там в V—IV (IV) тыс. до н. э. или даже еще раньше, возможно, не без влияния поздненеолитического населения Палестины. Одним пз иаж-пых занятий неолитических обитателей Аравии было разведение крупного рогатого скота 104. Вероятно с их деятельностью и надо свя­зывать доместикацию впоследствии одногорбого верблюда-дромедара.

Уже в VIIIVII (VII—VI) тыс. до н. э. благодаря развитию рыболовства в некоторых районах Средиземного моря между раз­личными островными мезолитическими общинами установились до­вольно тесные контакты 105. Они общались несомненно и с населе­нием прибрежных областей Передней Азии. Об этом свидетельству­ют, например, некоторые общие черты культуры, отмечаемые в нео­лите на о. Кипр и в Кпликии. По-видимому, в ходе таких контактов производящее хозяйство и попало на о. Кипр не позднее VII (VI) тыс. до п. э.106

Африка. Как уже отмечалось, в позднем плейстоцене в Северо-Восточной Африке началось формирование принципиально новых хозяйственно-культурных типов, основанных на интенсивном соби­рательстве диких растений и на активном использовании водных ресурсов. Общины, связанные с этими видами хозяйства, отличались более крупными размерами и большей стабильностью по сравнению с соседними отсталыми охотниками и собирателями. Однако более засушливые условия рубежа плейстоцена и голоцена заставили на­селение временно вернуться к прежнему подвижному образу жизни. Новая, гораздо более устойчивая волна первобытных рыболовов ши­роко распространилась по приморским и некоторым внутренним районам Африки начиная с раннего голоцена, когда климат снова несколько изменился. В Сахаре и Северной Африке в это время ус­тановилась гумидная фаза, которая изредка прерывалась засушли­выми интервалами. Она датируется IX — первой половиной III (VIII — III) тыс. до н. э., причем самый влажный период наблюдался в VIIIVII (VIIVI) тыс. до н. э. тогда как во второй половине V — первой половине III (IV— III) тыс. до п. э. влажность хотя и повысилась, но уже не достигла прежнего уровня.

Тенденция к интенсивному использованию водных ресурсов бы­ла характерна как для бескерамических культур «позднего камен-


_________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_______________ 277

ного века» Африки, так и для культур, уже знавших глиняную по­суду. По примеру своих ближайших предков, носителей культур пберо-мавра и капсия, население средиземноморского неолита и нео­лита капспйской традиции продолжало заниматься интенсивным со­бирательством моллюсков, оставляя раковинные кучи па широком пространстве средиземноморского и атлантического побережий от Киренаики до Марокко. Рыболовство играло большую роль и в хо­зяйстве обитателей Нильской долины в VIIV (V— IV) тыс. до н. э. Начиная с VIII (VII) тыс. до н. э. оно распространилось у населе­ния Центральной и Юго-Восточной Сахары, в райопах среднего те­чения Нила, а также в Кении и Уганде, причем роль водных ре­сурсов в очерченной области была настолько велика, что некоторые специалисты предлагают называть местные культуры «акватической цивилизацией» 107. Люди «позднего каменного века» южного побе­режья Африки тоже не пренебрегали моллюсками, крабами, устри­цами и т. д. Изучение их пещерных стоянок показало, что со време­нем роль морской пищи в хозяйстве местного населения возрастала, пока, наконец, во второй половине IV — первой ноловрше III (III) тыс. до п. э. рыболовство не стало одним из важнейших занятий. Судя по письменным источникам XVIXVII вв., потомки этого на­селения часто питались мясом выброшенных на берег китов и тю­леней 108. Помимо рыболовства или сбора моллюсков, все описанные выше группы продолжали активно заниматься охотой и собиратель­ством растительной пищи.

Местами (на средиземноморском и атлантическом побережьях Северной Африки, па побережье Южной Африки, по берегам озер Восточной Африки) первобытные рыболовы, охотники и собиратели жили по-прежнему мелкими группами в пещерах, под скальными выступами и на временных открытых стоянках. Однако в Централь­ной и Юго-Восточной Сахаре, в Египте и па среднем Ниле шло фор­мирование более постоянных открытых поселков с долговременными жилищами. Здесь довольно рано сложился мощный очаг неолитиче­ской культуры, сыгравшей огромную роль в последующей истории Африки. Его становление относится к VIIIVII (VIIVI) тыс. до н. э., когда на огромной территории от плато Центральной Сахары (Тасселин Аджер, Ахаггар) до Нила и от оазисов Ливийской пусты­ни (Харга, Набта Плайя) до Хартума распространились ранпепео-литические общины с характерной керамикой с прочерченным вол­нистым орнаментом. Предполагается, что наиболее южные группы этого населения, проникнув в Восточную Африку, сыграли опреде­ленную роль в формировании рыболовческих культур Северо-Восточ­ной Уганды. По-видимому, уже в то время указанная культурная область распадалась на ряд локальных культур, каждой из которых был свойствен своеобразный хозяйственный комплекс (особое соче­тание рыболовства, охоты и собирательства) и определенные специфи­ческие черты в материальной культуре 109. Однако в целом они от­носились к одному ХКТ и отличались некоторыми общими чертами


278 Глава четвертая

культуры, к которым, помимо керамики, относились костяные гар­пуны, рыболовные крючки, сосуды и украшения из скорлупы страу­совых яиц, многочисленные каменные зернотерки и терочнпки, то­поры-тесла с подшлифованными лезвиями, наскальное искусство и пр. Внутри этой общности наблюдались широкие социальные свя­зи, благодаря которым новые виды техники и технических приемов, украшения и другие предметы материальной культуры, а также прочая информация распространялись по всему очерченному регио­ну. Это видно хотя бы на примере амазонитовых бус, изготовляв­шихся на плато Тибести и характерных для многих сахарских па­мятников. Кстати, наряду с некоторыми другими вещами они до­стигали па востоке Нильской долины, что свидетельствует о контак­тах, установившихся в неолите между населением Сахары и Египта.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 587. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия