Глава четвертая 3 страница
273 Семенов Ю. if.'Происхождение брака и семьи. М., 1974, с. 236, 237. 274 Brookfield II. С, Brown P. Struggle for land. Melbourne, 1963, p. 125 — 127, 276 Colson E. Social organization..., p. 75. 276 См. например: Reay M. The Kuma, p. 7; Ross J. B. Ecology and the problem 277 Slander J. The Majangir. Ecology and society of a South-West Ethiopian 278 Horton It. Stateless societies in the history of West Africa.— In: History of 279 Шнирелъман В. А. Происхождение скотоводства. 280 Об; > то.\г см.: Шнирелъман В. А. Протоэтнос у охотников и собирателей; 281 Следует отметить, что концепция кровных, естественных связей в первобыт 282 Впрочем, проблема соотношения социального и биологического в первобыт 283 о сегментарной организации и ее типах см.: Forles M., Ecans-Pritchard E.E. 284 На этом основании М. Вердоп в последние годы даже сделал попытку отка 285 Fortune R. F. Sorcerers.., p. 26, 60, 69. 286 Ibid., p. 31. 287 Read К. E. Leadership and consensus in a New Guinea society.—■ AA, 1959, 288 Tooker E. Clans..., p. 358. _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_________________ 423 289 Middleton /., TaitD. Introduction, p. 7—8. 290 Nelson H. E. Disease, demography and the evolution of social structure in High 291 James W. Kwanim pa..., p. 182—183. 292 См. о бепабена: Langness L. L. Bena Bena political organization.— PNG, 293 См. о талленсп: Fortes M. The political system of the Tallensi of the northern 294 Holy D. Kin groups structural analysis and the study of behavior.— ARA, 295 Southall A. W. Alur society: a study of processes and types of domination. 298 Holy D. Kin groups..., p. 115— 116; БутйновН. А. Общпнпо-родовой строй..., с. 117-118. 297 Maybury-Lewis D. Akwe-Shavante society, p. 167—168. 298 Stauder J. The Majangir... 299 Meggitt M. J. The lineage system..., p. 31—32; Reay M. The Kuma, p. 50— 300 См., например: Мaybury-Lewis D. Akwe-Shavante society, p. 176. 301 См. о яноама; Chagnon N. Л. Yanomamo, p. 63 — 65; Chagnon N. A. Studying 302 Fortes м. Descent, filiation and affinity: a rejoinder to Dr. Leach.— Man, 303 Семенов 10. И. Происхождение брака..., с. 162. 304 Barnes J. A. Agnation among the Enga: a review article.— Oceania, 1967, 806 Вутинов И. А. Первобытнообщинный строй..., с. 116 —117. 306 Oosterwal G. People of the Tor..., p. 101, 102; Held G. J. The Papuas of Waro- 307 Keesing R. M. Kin groups..., p. 16—17. 308 Першиц А. И. Проблема типологизации общины в дореволюционной русской 309 AberleD. F. Matrilineal descent in cross-cultural perspective.— MK. p. 655— 310 Об этих изменениях см.: Первобытная периферия классовых обществ до на 311 Бутинов Н. А. Первобытнообщинный строй, с. 117; Олъдерогге Д. А. Иерар 312 См., например: James E. O. The cult of the Mother-Goddess. L., 1959; Ефи- 313 Reichel-Dolmatoff G. Colombia, p. 76; Ucko P. Antropomorphic figurines of 314 Вутинов Н. А. Общишю-родовой строй..., с. 125. 315 Schneider D. M. The distinctive featurs of matrilineal descent groups.— MK, 424 Глава четвертая role in traditional society.— Current Topics in Anthropology, 1973, v. 6, p. 22. 316 Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980, с. 55 — 56. 317 Еще в 30-е годы Е. 10. Кричевский критиковал подобного рода подход как 318 См. также: Gpugh К. Variation in residence.— МК, p. 553; Service E. R. Pri 319 Тейлор Э. О методе исследования развития учреждений в применении к зако 320 Murdoch G. P. Social structure. N. Y., 1967 (1st ed.— 1949); Gough К. Varia 321 Maybury-Lewis D. Akwe-Sliavante society; Dialectical Societies. Cambridge, 322 Lechevallier M. Abou Gosh et Beisamoun. Deux gisements du Vile Millenair 323 Schneider D. М. The distinctive features..., p. 1—29; Douglas M. Is matriliny 324 Об этом см.: Keesing R. M. Kin groups... 325 James W. Kwanim pa, p. 150; Colson E. Social organization..., p. 73; Kee 326 Colson E. Social organization..., p. 122 —135. 327 Lave J. Cycles and trends in Krikati naming practices.— DS, p. 30. 328 О типологии ранних общин см.: Путилов П. А. Папуасы Новой Гвинеи; 329 См. об абелям: Kaberry Ph. M. Political organization..., p. 43; о населении 330 ffortoll д. Stateless societies..., p. 97 f. 331 Kaplan J. O. The Piaroa... 332 Chagnon N. Yanomamo, p. 55. 333 См. о шавантах: Maybury-Lewis D. Akwe-Shavante society, p. 223, 224, 228; 334 Gouph K. Variation in residence, p. '564—568. 336 См. о киваях: Landtman G. The Kiwai Papuans of British New Guinea. L. 1927; о комо: James W. Kwanim pa, p. 243; о кубео: Goldman I. The Cubeo, p. 144 —147; о крахо: Melalti J. C. The relationship system of the Kraho.— DS, p. 69. 336 Fock N. Waiwai, p. 133—136; Meggitt M. J. The lineage system..., p. 106. 337 Rappaport R. A. Pigs for the ancestors: ritual in the ecology of a New Guinea 338 Fortune R. F. Sorcerers..., p. 60, 69. 339 См. о маринг: Rappaport R. Pigs for the ancestors, p. 101 — 104; о япоама: _________________ ПОЗДНЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 425 340 Dentan R. К. The Semai, p. 73; Arvolo-Jimenez N. Political relations..., 341 May bury-Lewis D. Akwe-Shavante society, p. 78—86; Goldman I. The Cubeo, 312 О брачных церемониях у папуасов см.: Pigs, pearlshells and women. Engle-wood Cliffs, 1969. 343 См., например: Salisbury R. F. From stone to steel..., p. 17 —18. 344 Berndt R. M. Excess and restraint. Social control among a New Guinea moun 345 Семенов 10. И. Происхождение брака..., с. 237. 346 Reay M. The Kuma, p. 44; Meggilt M. J. The lineage system..., p. 182, 184, 347 ' Colson E. Social organization..., p. 104 f. 348 A rvelo-Jimenez N. Political relations..., p. 97 — 108. 349 Fock N. Waiwai, p. 137. 350 Fortune R. F. Sorcerers..., p. 84—85. 351 Lave J. Cycles and trends..., p. 38. 362 Meggilt M. J. The lineage system..., p. 245 — 240; Haijano D. M. Misfortune and traditional political leadership among Tauna Awa of New Guinea.— Oceania, 1974, v. 45, N 1, p. 20—25; Fielder K. G. The Dugum Dani, p. 97. 353 Chagnon N. A. Yanomamo, p. 50—T> 7. 354 См. о шавантах: Maybury-Lewis D. Akwe-Shavante society, p. 101 —103; 355 DS.' 356 Maybury-Lewis D. Akwe-Shavante society, p. 218; Melalti J. С The relati 357 Fortune R. F. Sorcerers..., p. 61, 62. См. также: Maybury-Lewis D. Akwe- 358 Параллельно индивид приобщается к культурным ценностям данного этноса 359 Маркс Я., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 25—26. 360 Об этом см.: Вахта В. М. Папуасы Новой Гвинеи..., с. 269. 361 Об этом см.: Riviere P.'G. The couvade: a problem reborn.— Man, 1974, v. 9, 362 Binford L. R. Mortuary practices: their study and their potential.— In: Me 363 Berndt R. M. Excess and restraint, p. 92, 364 Flanagan J. G. Hatmen of the mountains: aspects of ethnic identity in the 365 Meggitt M. J. The lineage system..., p. 247. 366 Pospisil L. Kapauku Papuan economy, p. 387. 367 Chowning A. Child rearing and socialization.— In: Anthropology in Papua 368 Шурц Г. История первобытной культуры. СПб., б. г., с. 108; Калинов- 369 Калиновская К. К. Возрастные группы..., с. 124—125. 370 Токарев С. А. Проблемы общественного сознания доклассовой эпохи.— 371 Дэвидсон Б. Африканцы. М., 1975, с. 52. Ср.: Токарев С. А. Проблемы об 372 DuToit В. М. Akuua. A New Guinea village community. Botterdam, 1975, 373 Pospisil L. Kapauku Papuans and their law. 426 Глава четвертая 374 Read К. Е. Leadership and consensus..., p. 428—430. 375 См. например: PNG. 370 См. о кубео: Goldman I. The Cubeo, p. 151—160; о йекуана: Arvelo-Jime-nez N. Political relations..., p. 231—250; о пиароа: Kaplan J. 0. The Piaroa, p. 45— 60; о камаюра: Oberg К. Indian tribes of Northern Mato Grosso. Washington, 1953, p. 51; о.маджапгир: Stauder J. The Majangir, p. 175— 179; о ваиваи: Fock.N. Waiwai, p. 123—132. 184. 377 Fock N. Waiwai, p. 203—205. 378 Murphy R. F., Quain B. The Trumai Indians..., p. 56. 379 Heider K. G. The Dugum Dani, p. 94. 380 wU{Sun /. в. Tairora: tlie politics of despotism in a small society.— PNG, 381 Meggitt M. J. The lineage system..., p. 163 — 176. 382 Clarke W. С Place and people, p. 34—35. 383 Zegwaard G. A. Head hunting practices of the Asrnat of Netherlands New Gui 384 Clarke W. С. Place and people, p. 34—35; Chagnon N. A. Yanomamo, p. 99 — 385 См. например: Kaberry Ph. M, Political organization..., p..63; Berndl R. M. 386 Goldman I. The Cubeo, p. 202—204. 387 Kelly R. C. Demographic pressure...; Berndl R. M. Excess and restraint..., see Meiraux A. Warfare, cannibalism and human trophies.— In: HSAI, Washington, 1949, v. 5, p. 384 f.; Read К. Е. Cultures of the Central Highlands..., p. 11—12; Langness L. L. Bena Bena political organization, p. 161—165; Sillitoe P. Big men ami war..., p. 260—263. 389 Ср.: GluckmanM. Politics...; SahlinsM. Tribesmen, p. 10. 390 Williams F. E. Orokaiva society. L., 1930, p. 160; Meggitt M. J. System and 391 Sillitoe P. Big men and war...; or. также: Chagnon N. A. Studying the Yano 392 GewerizD. Tit for tat..., p. 39 — 41. 383 Moreij R. V., MelzgerD. J. The Guahibo, p. 102. Глава пятая ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЭПОХИ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ 1. Демографические процессы Эпоха раннепервобытной общины. До недавнего времени проблемы первобытной демографии затрагивались специалистами крайне редко. А между тем, как показывают последние исследования, знания об основных характеристиках народонаселения позволяют глубже понять суть жизнедеятельности общества, объяснить те или иные особенности его структуры. Ведь, как известно, человек является од-шш из важнейших компонентов производительных сил. Следовательно, чем глубже в первобытность с ее крайне низким уровнем развития техники, тем существеннее становилась роль мускульной силы и навыков самого человека. Иначе говоря, величина трудоспособного населения, его распределение во времени и в пространстве, его соотношение с нетрудоспособной частью общества и т. д.— все это имело прямое отношение к жизнестойкости первобытных коллективов и их способности к эволюции. Кроме того, характер людских ресурсов играл, конечно, немаловажную роль во всех аспектах жизнедеятельности общества. Изучение проблем первобытной демографии актуально в особенности потому, что среди части зарубежных специалистов широкое распространение получили неомальтузианские воззрения, согласно которым рост народонаселения рассматривается как главная движущая сила технического и общественного прогресса, опережающая развитие производительных сил. По отношению к первобытному обществу подобного рода концепции в той или иной форме выдвигались Э. Бусерюп, Р. Карнейро, М. Харпером, М. Коуином и др.1 Другие исследователи (С. Полгар, Ф. Хассан, Б. Бропсон, Дж. Кау-гил и др.) пытаются противопоставить этим взглядам иной подход, основанный на поиске обратных связей между народонаселением, с одной стороны, и хозяйственной и социальной системами, с другой 2. В поисках аргументов эти авторы часто опираются на предположение о гомеостатическом состоянии первобытных популяций, т. е. о будто бы присущей им способности эффективно противостоять изменениям и сохранять состояние равновесия с окружающей средой. Однако при таком подходе неизбежно возникает вопрос о механизмах, помогавших сохранять гомеостаз, если он действительно существовал, что само по себе представляется маловероятным. Решение всех этих вопросов требует детального изучения проблем народонаселения в первобытности, которые следует рассматри- 428 Глава пятая ватт, как в статике (размеры отдельных первобытных коллективов, плотность населения), так и в динамике (рождаемость, смертность, миграции). Источниками для исследования первобытной демографии служат данные археологии, палеоантропологии, этнографии и различные письменные документы. Все эти источники весьма неравноценны и не могут использоваться без предварительного критического анализа. Археологические методы сводятся к попыткам установить величину народонаселения по: 1) размерам стоянок и поселков, а также по площади отдельных жилищ; 2) экологическим возможностям данного природного ареала при данном уровне развития техники; 3) аналогии с этнографическими моделями, связанными с тем же хозяйственно-культурным типом (ХКТ) 3. При высокой степени гипотетичности отдельных звеньев логической процедуры палеодемо-графических расчетов, производимых археологическими методами, последние представляются одними из наименее надежных. Гораздо более эффективными в этом отношении являются исследования палеоантропологов, в особенности когда они ведутся в содружестве с археологами. Однако и здесь есть свои трудности, связанные с неточным определением возраста умерших, с малопредставительными выборками, с некоторым порой значительным влиянием на выборки культурного фактора (социальный отбор в процессе образования отдельных кладбищ и т. Д.) 4. Вместе с тем, говоря о соотношении археологических и палеоантропологических методов в палеодемогра-фическпх реконструкциях, было бы ошибочным упускать из виду тот факт, что первые позволяют реконструировать главным образом размеры отдельных групп и плотность их расселения, а вторьте — структуру народонаселения. Поэтому оба подхода представляются полезными и безусловно должны дополнять друг друга. К сожалению, па практике это не всегда оказывается возможным, так как одни первобытные общества до сих пор известны нам только по могильникам, другие — только по стоянкам или поселениям. Несравненно более детальную картину народонаселения на различных уровнях социокультурного развития дает этнография. Преимущество этнографов заключается в том, что, не прибегая к рискованным гипотезам, они могут на практике собирать вполне достоверные данные о самых разных демографических параметрах изучаемых групп. Вместе с тем даже в этих, казалось бы, оптимальных условиях исследования характер получаемой информации далеко не идеален. И здесь установление возраста информаторов составляет далеко не простую проблему. Кроме того, на протяжении короткого периода обследования исследователь не имеет возможности выявить динамику населения путем непосредственного наблюдения и вынужден полагаться на данные опроса информаторов. А это чревато серьезными ошибками, в особенности при установлении индекса рождаемости5. Однако наиболее серьезной проблемой, связанной с демографией малых популяций (а именно такие популяции харак- ________ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 429 терны для первобытности), является крайняя неустойчивость их демографических параметров, которые из года в год дают сильные отклонения от среднестатистических величин. Следовательно, детальное изучение какой-либо группы в течение года или даже нескольких лет еще не является надежной гарантией того, что здесь будет установлена типичная для нее, а тем более вообще для первобытности, демографическая картина. В настоящее время исследователи небезуспешно пытаются решить эту проблему с помощью построения математических демографических моделей, привлекая для этого ЭВМ 6. Другая сложность, связанная с использованием этнографических данных для палеодемографических реконструкций, заключается в том, что в условиях контактов с современными развитыми обществами отдельные отсталые группы в той или иной мере изменили свои демографические показатели: в ряде районов наблюдалась депопуляция, а в других — необычайно быстрый рост населения. Поэтому для корректировки этнографических данных особый интерес приобретают записи первых путешественников, миссионеров и других наблюдателей, которые могли фиксировать еще нетронутую влиянием колониализма картину. Однако использование этих отрывочных сообщений, основанных часто на случайных, непроверенных, а иногда и неверно истолкованных фактах, требует двойной осторожности 7. К сожалению, авторы классических сводок по первобытной демографии А. Карр-Сандерс и Л. Крживицкий не всегда относились к таким источникам с должной критикой8.
|