Студопедия — Глава четвертая 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава четвертая 7 страница






Понятие ИЭО представляется чрезвычайно плодотворным для изучения древних этнических процессов, так как именно в рамках ИЭО создавались оптимальные условия для развития интенсивных контактов между отдельными человеческими коллективами. И эти контакты в зависимости от своего характера обусловливали и мно­гообразие форм этнических процессов: в одних случаях происходил широкий культурный обмен, на основе сходного образа жизни уста­навливалось тесное взаимопонимание и этнические различия посте-


■ 460 Глава пятая

пенно исчезали. По-видимому, именно так надо трактовать такие археологические общности, как культуры линейно-ленточной кера­мики, шнуровой керамики и боевых топоров, андроновская и т. д. В других случаях в обстановке этнической стратификации этниче­ские различия, напротив, усугублялись и вели к становлению ярко выраженных этносов, но и это не мешало культурному обмену. Пер­вое происходило, как правило, в рамках единого ХКТ или в эпоху до возникновения ХКТ, а второе — в условиях контактов отдельных групп населения, представлявших разные ХКТ и нередко различав­шихся по уровню развития.

3. Этнокультурные процессы

Этническая ситуация в эпоху раннепервобытной общины. Отме­ченные выше особенности демографической и хозяйственно-культур­ной картины в первобытности определенным образом влияли и па этническую ситуацию, которая отличалась большим своеобразием. Глубокое изучение этнической структуры в первобытности началось лишь в последние десятилетия, и основные достижения в этой области связаны главным образом с теоретическими работами советских ис­следователей по проблемам относа в целом. Благодаря последним был выявлен комплекс объективных и субъективных предпосылок формирования этносов, проведен детальный анализ соотношения этих факторов, намечена иерархия этнических категорий, создана типология этнических процессов и т. д.

Многие из отмеченных теоретических разработок пригодны, в частности, для изучения этнической ситуации в первобытности. Так, мы безусловно будем пользоваться тем определением этноса, кото­рое сформулировано в работах Ю. В. Бромлея и нашло поддержку у большинства советских исследователей. «Этнос в узком смысле слова в самой общей форме может быть определен как исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими относитель­но стабильными особенностями культуры (в том числе и языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований» 10°. Не менее важным для пас представляется и введенное Н. Н. Чебоксаровым разграничение, по которому следу­ет отделять такие предпосылки формирования этноса, как общая территория, единство социально-экономической жизни, сходство культуры и языка, от возникшего на их основе вторичного факто­ра — этнического самосознания. Но, подчеркивал Н. Н. Чебоксаров, именно этот вторичный фактор являлся в конечном счете решающим при определении принадлежности к тому или иному этносу 101.

Специфическим для первобытности являлся тот факт, что этни­ческая общность до определенной степени сопрягалась с популяци-онной, чему служили особые брачные системы. Если, по мнению большинства исследователей, без этнического самосознания этноса не существовало, то культурное единство, напротив, могло существо-


_______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 461

вать, и не будучи осознано носителями культуры. Это происходило, во-первых, в период становления отдельных этносов, а, во-вторых, на уровне надэтнических образований. Последнее отличало этнос от бо­лее крупной этнической общности. Выдвинутое Ю. В. Бромлеем раз­граничение этпикоса и ЭСО представляется существенным для позд­них этапов развития первобытного общества. В ранний период, ко­гда системы власти находились еще в эмбриональном состоянии, а степень этнической консолидации была невелика, о каком бы то ни было этносоциальном организме, отличном от этникоса, говорить не приходится.

До недавнего времени этнос раннего первобытного общества у нас было принято вслед за С. А. Токаревым 102 отождествлять с племе­нем, опираясь прежде всего па австраловедческие исследования103. Несколько иную позицию заняли Н. Н. Чебоксаров и С. А. Арутю­нов, предлагавшие связывать этнос у австралийских аборигенов не с отдельными племенами, а с группами родственных- племен, гово­ривших на диалектах одного языка. Для этих групп племен указан­ные авторы ввели термин «соплеменность» 104. Сразу же отметим, что, если культурно-языковая специфика была действительно в ряде случаев свойственна как племени, так и группе племен, то в ран­ний период наличие последней почти никогда не осознавалось людь­ми. Следовательно, исходя из признака самосознания, племя, хотя и не всегда, могло считаться этносом, а группу племен правильнее рассматривать в качестве этнической общности более высокого ранга.

Днскуссионность проблемы рапнепервобытного этноса еще более возросла в последние годы в связи с углубленным анализом племен­ной ситуации у австралийских аборигенов и у многих других групп охотников и собирателей. Новые исследования определили некоторый отход от традиционных взглядов, и в последние годы все более креп­нет убеждение в том, что в этих условиях этносы находились в ста­дии формирования или же что здесь мы встречаемся с «предэтпиче-скими общностями» 105. Основываясь на этих работах, можно, каза­лось бы, возводить время возникновепия настоящих этносов к эпохе мезолита, но никак не раньше. А между тем отдельные авторы счи­тают возможным говорить об этносах или этнических общностях в позднем палеолите или даже в среднем и раннем палеолите106. В особенности эта тенденция характерна для работ археологов, хотя и среди них находятся авторы, выступающие с критикой такого подхода107.

Таким образом, сколько-нибудь устоявшейся точки зрения на проблему первобытного этноса в нашей науке сейчас нет, и это, оче­видно, связано как с неразработанностью многих вопросов, в том числе и теоретических, так и с различными подходами у разных авторов, а также со спецификой источников, которыми они поль­зуются. Подобная ситуация отразилась и на страницах настоящего издания, в котором в главе III отстаивается традиционный подход.


462 Глава пятая

Этнографические материалы свидетельствуют о довольно много­образной этнической картине у низших охотников и собирателей. Все же в ней можно вычленить и нечто общее, характерное для всех них. Повсюду в основе общественной консолидации лежало соци­ально-экономическое единство, то, что специалисты часто называют общностью экономической жизни. Однако поддерживающие его ме­ханизмы отличались в классической первобытности большим свое­образием. Они были связаны не с интенсивным развитием четкой экономической структуры, специализацией ее отдельных звеньев, хорошо налаженным регулярным обменом и единым механизмом распределения и перераспределения общественного продукта, а с совершенно иными отношениями, призванными создавать для от­дельных общин условия, благоприятствовавшие нормальной жизне­деятельности и облегчавшие преодоление хозяйственных и социаль­ных кризисов. Эти механизмы покоились на широкой социальной сети, основанной на партнерстве, дарообмене, родственных свя­зях и пр.

Действительно, в стабильной обстановке, гарантирующей общине удовлетворительное пропитание, она вполне могла сама обеспечивать свои хозяйственные запросы. Однако, если такая стабильная обста­новка и наблюдалась, то лишь па протяжении коротких промежут­ков времени. В условиях сезонных природных колебаний, нередких стихийных бедствий, постоянных изменений демографической ситуа­ции и т. д. община не могла выжить, не вступая в контакт с сосед­ними общинами, не опираясь на их поддержку и помощь. Потреб­ность в таких контактах вызывалась необходимостью использования соседних богатых пищей природных угодий в случае голода, попол­нения резко уменьшившейся в численности общины новыми адоп­тированными членами, ведения сезонных коллективных охот и т. д. Кроме того, для снижения социальной напряженности в общине от­дельные ее члены должны были время от времени менять свою об­щинную принадлежность.

Однако мирные, дружественные отношения между общинами, без которых взаимопомощь была невозможной, могли строиться в пер­вобытности только на основе родства. Поэтому важнейшей основой и гарантом прочности этих отношений служили межобщинные бра­ки. И в то же время, однажды возникнув, они уже в свою очередь требовали дальнейшего укрепления межобщинных контактов. Сле­довательно, социально-экономическая общность в ранней первобыт­ности в идеале совпадала и с общностью брачного круга. Этот факт уже не раз отмечался исследователями, либо отождествлявшими племя низших охотников и собирателей с малой популяцией, либо фиксировавшими наличие в нем такой тенденции 108.

В зависимости от сезона года описанная группа общин то распа­далась на более мелкие коллективы, то вновь объединялась. В пе­риоды временных объединений членов такого сообщества действо­вали определенные механизмы, направленные на их сплочение: ор-


_______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ Ш

ганизовывались коллективные охоты, праздники, церемонии, осу­ществлялся дарообмен, заключались новые браки и т. д. В условиях крайне низкого развития культуры охотников и собирателей упо­мянутые крупные сборища могли происходить только в наиболее благоприятные сезоны года в районах с обильными пищевыми ре­сурсами. Ясно, что в разных природно-климатических поясах при разной технической оснащенности населения длительность таких сборищ могла быть разной. И действительно, в гипераридных усло­виях австралийских пустынь она колебалась от нескольких дней до нескольких недель, а у некоторых прибрежных эскимосских групп достигала нескольких месяцев. Поэтому в районах таких сборищ в Австралии не строили никаких прочных жилищ, а у эскимосов на долговременных зимних стоянках такие жилища встречались.

Этот факт интересен тем, что помогает интерпретировать круп­ные поздпепалеолитические жилища Европы как аналогичные се­зонные предположительно зимние пристанища более или менее крупных групп, которые в другое время года распадались на со­ставные части,. Существенно и другое. У эскимосов, которые жили в зимних поселках, кое-где отмечалось возникновение временной се­зонной централизованной власти, а следовательно, становление со-циально-потестарной организации, совершенно не характерной ни для бушменов, ни для австралийских аборигенов. Этот фактор также имел важное значение для этнической консолидации, которая у не­которых групп эскимосов зашла дальше, чем у аборигенов Австра­лии. Возможно, то же самое наблюдалось у отдельных более или ме­нее оседлых групп позднепалеолитических охотников.

В целом для описанных сообществ, в рамках которых завязыва­лись интенсивные связи, отмечалась тенденция к выработке единого языка или диалекта или единой культуры. Однако это была именно тенденция, так как такое объединение имело открытый характер и не отличалось особой прочностью. Если не имелось сколько-нибудь серьезных географических барьеров, то его территориальные и со­циальные границы не были жесткими. Напротив, они были легко проницаемы и для культуры, и для языка. У западных шошонов и алакалуфов, например, то и дело происходили перегруппировки мелких родственных коллективов, и их объединения имели каждый раз иной состав. У австралийских аборигенов в периодических сбо­рищах участвовали общины, принадлежавшие к разным племенам.

Как теоретически обосновали В. Ф. Генинг и Г. Уобст 109, и это подтверждается массовыми этнографическими материалами'10, в обстановке малой плотности населения и высокой подвижности мел­ких общин при отсутствии какого-либо транспорта каждая община имела свою систему брачных связей и находилась в центре своей собственной социальной сети. В результате создавались цепи таких брачных объединений, частично перекрывавших друг друга. Г. Уобст и некоторые другие авторы полагают, что такая картина наблюдалась лишь до начала позднего палеолита, на протяжении которого рассмат-


464 Глава пятая

риваемые объединения общин стали более строго очерченными. Одна­ко наличие описанной им ситуации у некоторых современных охот­ников и собирателей свидетельствует о том, что они могли сущест­вовать в истории несравненно дольше.

Это не означает, конечно, полной неизменности социальной струк­туры в некоторых населенных охотниками и собирателями регионах на протяжении всей многотысячелетней истории человечества. С од­ной стороны, как справедливо подчеркнул С. А. Арутюнов, в отдель­ных областях в течение позднего палеолита могли создаваться более сплоченные, более устойчивые коллективы, которые в мезолите рас­пались и картина вновь приобрела прежний облик111. Однако теперь она имела уже вторичный характер. Но с другой стороны, во многих регионах мира с переходом к мезолиту наблюдалась прямо противо­положная картина эволюции: мелкие бродячие общины постепенно переходили к оседлости и разрастались. И все же степень этих изме­нений остается не вполне ясной. Возникали ли в классической перво­бытности настоящие этносы с четким этническим самосознанием или изменения происходили в рамках описанных выше диффузных групп, границы которых все же не обретали достаточной для возникновения настоящих этносов устойчивости?

Трудно окончательно ответить на этот вопрос, так как необходи­мая для этого источниковедческая база остается весьма узкой, а ме­тодика обработки источников оставляет желать лучшего. Казалось бы, прочной опорой для нас здесь могут служить вычленяемые археоло­гами теперь уже не только для позднего, но и для среднего и даже раннего палеолита локальные варианты культуры. И некоторые ав­торы действительно пытаются видеть в них доказательство едва ли не изначальпой этнической дробности человечества. Между тем и са­мо выделение таких археологических культур, и их интерпретация представляют собой далеко не решенную проблему ш.

В частности, есть археологические культуры, которые приурочи­ваются, безусловно, к отдельным общинам. Однако, как показано выше, изолированные общины отсталых охотников и собирателей не имели шансов выжить и должны были контактировать друг с другом. Кстати, свидетельства таких контактов в виде «экзотиче­ских» вещей (раковины, редкие виды сырья и т. д.) археологам дав­но известны. Следовательно, по одной только этой причине было бы ошибочным видеть в археологических культурах палеолита вопло­щение деятельности отдельных изолированных этносов. Ведь общи­ны аборигенов Австралии тоже до некоторой степени отличались друг от друга по культуре, а между тем они всегда входили в более крупные социальные общности.

Кроме того, многое в вычленении самих археологических культур зависит от принятой методики. В настоящее время главным крите­рием считается комплекс каменных орудий особого облика. Между тем, как свидетельствуют те же археологические данные, распрост­ранение типов жилищ нередко имело иные границы, чем указанные


_______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ II ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕ ССЫ 465

комплексы, а отдельные типы орудий могли встречаться сразу в не­скольких разных комплексах. Аналогичная картина наблюдалась п в аборигенной Австралии, и это только доказывает диффузность и неопределенность культурных границ, вообще характерную для от­сталых охотников и собирателей.

Ясно, что в этих условиях не могло возникать сколько-нибудь четких этнических границ. Напротив, они способствовали развитию клинальной изменчивости и сопутствовавшей ей этнической непре­рывности. По мнению некоторых авторов, культурные различия, появившиеся, безусловно, чрезвычайно рано, сами по себе порожда­ли этническое чувство и, таким образом, влекли за собой становле­ние этносов. Между тем связи здесь были не столь уж прямолилей-ны. Культурные и языковые различия, конечно, очень рано стали объективными реалиями, однако в разных ситуациях люди прида­вали им разное значение, руководствуясь прежде всего стремлени­ем расширить свою социальную сеть. Вот почему в, классической первобытности в ряде районов, где культурные и языковые границы не подкреплялись физико-географическим фактором, существенно ослаблявшим интенсивность контактов, они были выражены весьма нечетко. У некоторых групп охотников и собирателей языковой кри­терий и до сих пор не является строгим этническим индикатором. Люди не только без большого труда и с большой охотой учили язы­ки соседей (а для охотников и собирателен многоязычие являлось едва ли не универсальной чертой), но иногда даже полностью пере­ходили на чужой язык пз.

Культурно-языковая общность порождала ярко выраженное чув­ство этноцентризма лишь в том случае, когда в результате далекой миграции группа входила в соприкосновение с коллективами, обла­давшими совершенно иными культурпыми традициями. В резуль­тате между малоизвестными друг другу общинами могла возникать напряженность и даже враждебность с сопутствовавшим им четким противопоставлением себя чужакам по оппозиции «мы — они». Но так как эти группы вели сходный образ жизни в сходных при­родных условиях и не сильно отличались уровнем развития, то со временем между ними начинался культурный обмен, отражавший их взаимное стремление включить друг друга в свою социальную сеть. При этом культурные различия постепенно сглаживались. Дольше всего они, вероятно, держались в сознании людей, но созна­ние охотников и собирателей не отличалось большой исторической глубиной, и рано или поздно совершался возврат к прежпей карти­не. Поэтому смена этнической принадлежности и процессы этниче­ского смешения происходили у охотников и собирателей без боль­шого труда.

Иначе говоря, на основе культурного и языкового обмена в клас­сической первобытности в крупных ареалах, однородных по уровню развития и хозяйственным системам, создавалась так называемая этническая непрерывность. Ей соответствовало п диффузное груп-


-4G6 Глава пятая

повое самосознание: члепы разных общин могли представлять себе границы более крупных объединений по-разному. Например, в Ким­берли аборигены считали соседние группы, сходные по языку и культуре, близкородственными и называли их «дьянду». Для всех других групп у них имелся термин «пгаи», означавший «чужаки, враги». Контакты с пгаи происходили много реже, чем с дьянду. Они, как правило, осуществлялись на межплемепных сборищах. Вместе с тем отношение к нгаи было дифференцированным. Тех из них, кто жил по соседству и с кем контакты имелись, аборигены считали «бип», т. о. людьми по своему физическому облику. Что же касается населения, жившего вдалеке, то аборигены сомневались в ею принадлежности к разряду людей. Ясно, что понятие «дьян­ду» было относительным: какую бы общину мы ни взяли, все непо­средственно окружавшее ее население рассматривалось как дьянду, •а все жившее в отдалении — как нгаи .

Своеобразием этнической картины классической первобытности ■ было то, что этнические связи воспринимались и осознавались людь­ми как родственные. Уже А. М. Золотарев отмечал, что первой фор­мой группового самосознания было сознание родства по крови и по браку, причем эти два вида родства не различались, равно как фак­тическое родство не обособлялось от фиктивного115. Кроме этого, концепция родства сливалась с идеей общности исторических судеб. Впрочем, охотники и собиратели еще не овладели идеей историзма, и их сознание, как уже говорилось, не отличалось большой времен­ной глубиной. Поэтому концепция родства отражалась в нем не столько в виде представления о единстве происхождения, т. е. вер­тикального родства (такая идея, хотя и встречалась, имела подчи­ненное значение), сколько как единство людей в настоящем време­ни, т. е. горизонтальное родство. Вот почему у охотников и соби­рателей огромное распространение получили фиктивное родство, обычай адопции и т. д. Перед идеей родства все другие критерии этноса, являвшиеся важными разграничительными вехами в после­дующие эпохи, отступали на второй план. В этих условиях пе мог­ло появиться какого-либо этнического чувства, отличавшегося от родственного. Поэтому и этнические названия, т. е. самоназвания групп, не имели большого значения и могли время от времени ме­няться: люди воспринимали название, данное им соседями, прини­мали новое название при переселении в другое место и т. д.

Описанные брачные сообщества, которые не имели четких куль­турно-языковых границ и отличались диффузным самосознанием, еще не могли считаться этносами в полном смысле этого слова, хо­тя они обладали некоторыми этническими чертами и при опреде­ленных условиях были способны превращаться в этносы. Однако такие условия в основном начали возникать лишь в последующий исторический период в обстановке этнической стратификации. Вот почему указанные сообщества правильнее именовать протоэтносами. Отдельные протоэтносы обычно объединялись в более крупные куль-


_______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ________ 407

турные и лингвистические блоки. В австраловедческой литературе их иногда называли «нациями». Они встречались и у других охот­ников и собирателей и обычно получали от исследователей названия по характерным для них языкам. Как правило, внутри таких объ­единений также отмечалась тенденция к единству многих форм культуры, а их члены говорили на диалектах одного языка. И имен­но внутри них в первую очередь реализовывалась этнокультурная непрерывность. Однако входящие в них люди никогда не представ­ляли себе их рамок полностью и если и обладали единым самосозна­нием, то весьма слабым. Вот почему эти крупные этносоциальные образования лучше называть протометаэтгшческими общностями, но не этносами. Их пространственные границы, как правило, устанав­ливались естественным образом по водоразделам или другим серь­езным физико-географическим рубежам, а территории совпадали с определенными лапдшафтно-климатическими зонами.

Отдельные общины охотников и собирателей не являлись и не могли являться этническими единицами какого бы то ни было уров­ня этнической иерархии в силу своего гетерогенного состава. Лишь родовое ядро общины отличалось большим или меньшим постоянст­вом. Оно-то и служило хранителем и передатчиком общинных тра­диций, в нем и реализовывалась культурная преемственность. По­этому, если в обществе охотников и собирателей и имелась какая-либо микроэтническая единица, более мелкая, чем протоэтнос, то ею, несомненно, следует считать не общину, а ее родовое ядро П6.

Приведенной этнической иерархии кое-где соответствовали и три уровня группового самосознания. Так, аборигены-питьяндьяра при­знавали всю территорию расселепия питьяндьяра «своей страной» в отличие от страны соседних арапда и др. Они сознавали и свою принадлежность к отдельным общинам. Но в большинстве случаев, отвечая на вопрос о своей принадлежности, люди указывали на ге­ографический район обитапия нескольких общин, которые, по-види­мому, и составляли группу интенсивного общения, или протоэтнос, по нашей терминологии117.

Протоэтнические структуры отличались от этнических, видимо, не столько качественно, сколько количественно, т. е. их границы были менее резкими, а отдельные объективные характеристики (язык, элементы культуры) увязывались с ними гораздо менее чет­ко, чему и соответствовало диффузное групповое самосознание.

Древнейшее языковое состояние. Все отмеченные выше специ­фические особенности этнического и хозяйственно-культурного чле­нения первобытного человечества существенно влияли на характер этногенеза в древнейшую эпоху. В частности, их надо учитывать при реконструкции языковых процессов в первобытности. В настоя­щее время прямое эволюционистское отождествление древнейших этнических процессов лишь с бесконечпой сегментацией постоянно разрастающихся отдельных коллективов представляется односторон­ним. То же самое относится и к популярной в XIX в. концепции


^68_________________________ Глава пятая___________

праязыка, который понимался как монолитный стабильный гомоген­ный комплекс языковых явлений, время от времени распадавшийся на отдельные группы и подгруппы (А. Шлейхер, младограмматики). В XX в. сложилось иное понимание языка как цепи меняющихся во времени и пространстве диалектов, находившихся в постоянном контакте друг с другом. С этой точки зрения и праязык трактуется более гибко как некое «языковое множество в сильно сошедшемся состоянии» или, иначе говоря, «праязыковое состояние» с характер-вой для пего существенной вариативностью 118.

В отдельных районах в древности языковая картина могла представлять собой отдельные радиально расходившиеся диалекты или же в других случаях — несколько контактировавших друг с дру­гом языков (языковой союз). Эти языки, или диалекты, независимо от характера своих генетических связей, но под воздействием опре­деленных социальных факторов взаимно обогащали друг друга, об­менивались всевозможными лексическими формами и могли па этой основе сближаться. В условиях миграции группы в иноязычную среду возникала одна из следующих возможных ситуаций: либо побеждал и становился языком-основой язык пришлого населения, либо победителем был язык аборигенов, либо языки сохраняли свою основу, по оказывали сильное влияние друг на друга, причем последнее могло сказываться и в лексике, и в фонетике, и в грам­матике в разпой степени в зависимости от конкретной ситуации. При взаимодействии двух или нескольких существовавших в контакте и взаимовлияющих языков возникало, как теперь принято говорить, не «родство», а «сродство» языков (теория языковых сою­зов). В описанных условиях, наблюдавшихся в течение достаточно длительного времени, формировались параллели, зафиксированные в таких языках, как нивхский и алтайские, китайский и тайские, каренскпй и аустроазиатские и т. д. Одним из ярких примеров слу­жит также центральноазиатский языковой союз119. Следует иметь в виду, что на протяжении многотысячелетней истории отдельных язы­ков они могли так или иначе участвовать во всех названных про­цессах.

Другим фактом, пе укладывающимся в шлейхеровскую концеп­цию праязыка, было встречавшееся порой резкое дробление исход­ной языковой общности и постепенное расширение ее ареала при длительном сохранении непрерывного диалектного континиума и взаимодействия соседних диалектов. Такая картина была характер­на, например, для ареала финпо-угорских языков.

Таким образом, неустойчивость этнических и языковых границ, нетождественность языковой общности этносу, безусловное члене­ние языка на диалекты, динамическая картина контактов языков и диалектов, наличие процессов не только дивергенции, но и конвер­генции языков — все это сильно затрудняет поиск каких-то узких прародин для отдельных языков или семей, а также реконструкцию каких-либо изолированных гомогенных праязыков. Это же усложня-


ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 469

ст и задачи компаративистики. В результате, несмотря на разраба­тываемые лингвистами весьма изощренные приемы реконструкции древних праязыковых состояний и контактных общностей, многое в этой области остается до сих пор неясным и спорным. В частно­сти, лингвистические гипотезы пока что еще весьма слабо увязы­ваются с археологическими построениями. Поэтому приводимые ни­же реконструкции отражают прежде всего современный уровень развития компаративистики и должны рассматриваться пе более чем рабочие гипотезы.

При всем критическом отношении к концепциям лингвистов XIX в., как считает большинство советских ученых, пе оправдыва­ют себя и полный безоговорочный отказ от концепции «родословно­го дерева», и увлечение «антигенеалогическими» моделями истории развития языков, как и теориями «смешения» языков (Г. Шухардт, итальянские неолингвисты). G этой точки зрения особое внимание уделяется четкому различению генетических, типологических и ареальных классификаций языков мира 120.

Все же представляется бесспорным, что языковая картина в до­классовом обществе при отсутствии пе только письменности и, сле­довательно, стимулирующих интеграцию развитых литературных языков, но и каких-либо доминирующих диалектов отличалась боль­шим своеобразием. Поэтому не удивительно, что работающие с язы­ками бесписьменных народов Африки, Азии и Америки специалисты нередко сталкивались с картиной, далекой от той, которая представ­лялась по данным классической индоевропеистики. Для обществ с отсталым присваивающим хозяйством весьма характерной явля­лась ситуация, встреченная лингвистами у аборигенов Австралии 121. Там все языки и диалекты развивались исключительно на равно­правных пачалах. Необходимость в интенсивных межобщинных контактах, вызывавшаяся указанными выше социально-экономиче­скими факторами, вела к тому, что практически любой взрослый абориген если и не разговаривал активно на чужом языке или диа­лекте, то по меньшей мере знал или понимал 1—2 соседних диалек­та. При относительной длительности таких связей в некоторых случаях наблюдались активные языковые заимствования как в об­ласти лексики, чему способствовал широко распространенный обы­чай табуации терминов, так и в области грамматики и фонетики.

Поэтому, по словам ведущего специалиста по австралийскому языкознанию Р. Диксона, задача группировки местных языков чрезвычайно сложна, никакого «языкового дерева» здесь построить не удается, а методы лексикостатистики оказываются абсолютно беспомощными. Если большинство компаративистов считают, что главным критерием создания генетических классификаций являют­ся лексические сходства, то при выделении отдельных языков в Австралии специалисты вынуждены пользоваться более гибким под­ходом, учитывая прежде всего взаимопонимаемость диалектов. На­пример, 10 племен в районг р. Дарлинг обладали почти идентичной







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 840. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия