Глава четвертая 8 страница
■ 470 Глава пятая лексикой (90—95% сходств), но различались многими грамматическими особенностями. Напротив, в Западной пустыне у некоторых племен имелась сходная грамматика, но встречалось много лексических различий (менее 70% общих слов). Вместе с тем в обоих случаях члены разных племен хорошо понимали друг друга, на основании чего в первом случае выделяется общий язык баагандьи, а во втором — «язык Западной пустыни» 122. Впрочем, проблема вычленения отдельных австралийских языков еще требует детального изучения. По мнению Р. Диксона, своеобразие лингвистической ситуации в Австралии заключалось в том, что для каждой черты какого-либо одного языка можно было найти аналогию в другом языке, но для разных таких черт аналогии обнаруживались в разных языках. Контактная языковая ситуация со всеми вытекающими отсюда последствиями, отмеченными выше, широко встречалась у известных этнографам групп охотников и собирателей и некоторых ранних земледельцев и скотоводов ш. Например, аналогичные австралийским процессы интенсивного заимствования лексических, грамматических и фонетических особенностей широко наблюдались у папуасов Новой Гвинеи 124. Попытка дать социологическое объяснение этому интересному лингвистическому явлению впервые в науке была предпринята С. П. Толстовым, связавшим его с контактной сетью, объединявшей отдельные общины в классической первобытности. Этот исследователь назвал описанное им явление «первобытноii лингвистической непрерывностью», имея в виду прежде всего непрерывность контактов и взаимопонимания между соседними общинами, складывающуюся под воздействием не столько генетического, сколько ареаль-ного фактора. Учитывая конкретно-историческую специфику приведенных примеров, можно сделать вывод о том, что непрерывность контактов и сопутствующие ей языковые процессы были в первобытности характерны прежде всего для коллективов, общавшихся в рамках единых ИЭО, основаппых на общих ХКТ. Это-то и вело к формированию языковых союзов. Иная картина наблюдалась при общении групп, относившихся к разным ХКТ. Лучше всего это изучено на примере контактов охотников и собирателей с земледельцами и скотоводами 125. Первые, как правило, утрачивали свой родной язык и перенимали язык вторых, в лучшем случае сохранив некоторую специфику произношения и т. д. Интересно, что в более богатых природных условиях, где общества, по-прежнему ведущие присваивающее хозяйство, имели более надежные источники существования и обладали более разнообразной материальной культурой, отмечался рост лингвистической дробности и языки начинали четче отличаться друг от друга. В Австралии така, я картина была зафиксирована в Арнемленде, Виктории и Новом Южном Уэльсе, где, таким образом, с развитием производительных _______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 471 сил нарастала изоляция отдельных обществ и образование особых языков шло более интенсивно. Следовательно, предположение лингвистов об особенностях «праязыкового состояния» подтверждается наблюдениями, полученными на живом этнографическом материале. Поэтому степень его достоверности можно признать довольно высокой. Это предположение является, тем самым, надежным основанием для того, чтобы судить об особенностях языковых процессов в глубокой древности, начиная, видимо, с позднего палеолита. Представляется несомненным, что уже в эту эпоху в рамках широких ареалов, характеризовавшихся сходным образом жизни и тесными контактами их обитателей, складывались конвергентные диалектные цепи. Важными импульсами для интенсификации контактов служило распространение новой более эффективной технологии или вообще новых идей. К сожалению, в настоящее время мы слишком плохо знаем, па каких именно языках говорили люди эпохи позднего палеолита и в каких paiionax мира располагались эти языки. Однако некоторые специалисты все же предпринимают отважные попытки заглянуть в эту отдаленную от нас многими тысячелетиями древность. Предполагается, что многие языки Евразии и Северной и частично Восточной Африки можно возводить к некоему «праязыковому состоянию», называемому ими ностратической (борейской, бореальной, сибиро-европейской) общностью126. Аналогичным образом, по выдвинутой недавно гипотезе, выделенные в свое время Дж. Гринбергом нигеро-(конго)-кордофанская и пило-сахарская семьи, включающие подавляющее большинство языков Тропической Африки, объединяются в единую конго-сахарскую, или зинджскую, общность 12Т. В Восточной части Старого Света языки сейчас группируются в основном в три крупные семьи: синотибетскую, аустроазиатскую и аустротайскую, причем последняя объединяет паратайские и аустропезийские языки. Весьма перспективными представляются поиски связей между аустроазиатской и аустротайской семьями, которые В. Шмидт объединял когда-то в единую аустрическую общность. Некоторые специалисты высказывали гипотезу аустрическо-синотибетского. родства (тихоокеанский языковой ствол), но она как будто не подтвердилась 12S. В настоящее время гораздо более основательной представляется гипотеза С. А. Старостина, по которой синотибетская семья должна объединяться с северокавказскими и енисейскими языками в синокавказскую общность, чью прародину надо искать западнее, чем Восточная и Юго-Восточная Азия 129. Центр ностратической общности лежал скорее всего в Передней Азии, конго-сахарской — в саванне между Нигером и Нилом, а гипотетическая аустрнческая общность могла локализоваться первоначально где-то в южных и юго-восточных районах Восточной Азии и на севере Юго-Восточной Азии. Все отмеченные общности обладали лексикой, свойственной исключительно населению с присваивающим хозяйством, что позволяет относить их к эпохе позднего палеолита. 472 Глава пятая Помимо вышеназванных языковых общностей, известны п более мелкие изолированные языковые семьи и отдельные языки. В Сибири, Северо-Восточной Азии и на Дальнем Востоке последние группируются как палеоазиатские языки, а в Тропической Африке — как палеоафриканские. На Новой Гвинее благодаря работам С. Вурма удалось вычленить несколько отдельных языковых семей, а для Австралии в последние годы Р. Диксон реконструировал общеавстралийское языковое состояние. Ни для новогвинейских, ни для австралийских языков внешние связи пока что проследить не удается. Ясно лишь, что, судя по лингвистическим данным, часть из языковых семей попала на Новую Гвинею еще в позднем палеолите. То же самое, возможно, относится и к общеавстралийскому языку, хотя по вопросу о его хронологических рамках мнения лингвистов расходятся: С. Вурм пишет о его проникновении в Австралию 5000 лет назад, а Р. Диксон предпочитает относить его ко времени едва ли не первоначального заселения Австралийского континента 130.. Что касается палеоазиатских языков, то здесь картина со временем постепенно проясняется. Детальное изучение юкагирского языка позволило сблизить его с уральскими, причем отдельные авторы находят возможным говорить даже об урало-юкагирской семье. О древних контактах нивхского языка с алтайскими выше уже упоминалось, однако еще более тесные отношения, видимо, существовали у него с синокавказскими языками. Чукотско-камчатские и эскимосские языки, по мнению некоторых специалистов, поддерживали определенные отношения с языками ностратической общпости. Таким образом, к настоящему времени компаративистика Старого Света достигла значительных успехов, позволяющих вплотную подойти к изучению языковой ситуации в эпоху позднего палеолита. К сожалению, американский лингвистический материал изучен много хуже, и попытку Э. Маттисон вычленить единый протоамерикан-ский язык ш вряд ли можно признать удачной, так как этот «язык» отразил весьма высокое состояние общества, уже знакомого с довольно развитым земледелием. Вместе с тем последние исследования советских лингвистов (в особенности С. Л. Николаева) открывают новые перспективы в изучении языков Америки. В частности, появились основания сближать атапасские языки (надене) с синокавказскими. Делаются небезуспешные попытки увязать и некоторые другие языки американских индейцев с языками восточных районов Старого Света. Тем самым, липгвистика становится новым источником для решения проблемы заселения Америки, над которой уже давно работают археологи и антропологи. Процесс распада реконструируемых лингвистами древпейших языковых общностей изучен еще очень слабо, а его механизмы и последовательность отделения различных семей представляют сложную, почти неизученную проблему. Лучше всего это видно на пример© ностратической общности, которая распадалась на шесть крупных семей (афразийская, картвельская, индоевропейская, дравидская,. _______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 473 уральская, алтайская) лишь постепенно, причем процесс вряд ли сводился к одной лишь дивергенции. Попытки увязать известные языки Старого Света с названными выше общностями вовсе не означают, что этим как бы отрицается наличие в древности каких-либо других языков. Такие языки несомненно были, но они впоследствии либо вымерли, либо настолько тесно слились с другими, что их бывает чрезвычайно трудно обнаружить в составе сохранившихся до нашего времени языков. Этническая ситуация в эпоху позднепервобытной общины. В процессе перехода к оседлости и с ростом народонаселения и его плотности, в особенности когда это вызывалось переходом к производящему хозяйству, описанный выше характер этнических общностей и этнических взаимоотношений неизбежно менялся. Это происходило прежде всего потому, что возникшие новые хозяйственпо-экономпческие возможности неизмеримо возросли и там, где раньше группа в 500 человек лишь с трудом добывала себе пропитание, теперь вполне могли прокормиться 5000 человек и даже более крупные коллективы. В результате па первых порах в относительно узких районах наблюдалась концентрация отдельпых столь же мелких, как и прежде, общин, но со временем размеры общин увеличивались, и они становились не менее многолюдными, чем обычные племена охотников и собирателей. Это имело ряд существенных последствий. С одной стороны, размеры общин были теперь вполне достаточны для обеспечения полной брачности. Поэтому, как уже отмечалось, во многих районах мира у раннеземледельческих общнн отмечалась сильная тенденция к эндогамии. Кроме того, при возросшем населении в общине теперь было достаточно рабочих рук для выполнения ряда коллективных работ, которые прежде требовали совместной деятельности нескольких общтш. Все это наряду с появлением такой важнейшей формы недвижимой собственности, как обработанная земля, обусловливало тенденцию к изоляции общин. Попутно последние вырабатывали и своеобразный культурно-языковой облик. Казалось бы, создавались предпосылки для формирования на основе отдельных общий особых этносов. И действительно, нам известны случаи тождества общин с отдельными племенами, наблюдавшиеся в Амазонии (в районе Шин-гу), на Новой Гвинее (в районе р. Тор), у оседлых рыболовов и охотников на морского зверя и т. д. С другой стороны, указанная тенденция если и реалпзовывалась на практике, то только в особых обстоятельствах и на протяжении небольших промежутков времени, так как она вступала в противоборство с прямо противоположными тенденциями. Как и прежде, отдельная общнпа была весьма уязвима перед лицом постоянно меняющихся хозяйственных, социальных и демографических обстоятельств. Па сравнительно небольшом принадлежавшем ей участке земли она не могла найти многого из диких видов фауны и флоры, а также сырья, в которых она нуждалась. Силами одной общины не- 474 Глава пятая редко трудно было вести военные действия. Эпидемии, сокращавшие размеры общины иногда на добрую половину, тоже делали ее маложизнеспособной. Неурожаи и военные поражения заставляли людей по крайней мере временно, а чрезмерный рост населения и нехватка земельных участков — и постоянно менять свое местожительство. Имелись и многочисленные иные причины, по которым состав общин никогда не был вполне постоянным, но об этом речь пойдет ниже. Как бы то ни было, и в оседлых условиях создавалась потребность в падобщинном уровне социальной организации. Поэтому и здесь возникали межобщинные браки, причем особенно длинные брачные цепи имели место в условиях хуторской системы расселения, которая встречалась на протяжении неолита. Но там, где многородовые общины с их тенденцией к эндогамии сохранялись, этот фактор действовал пе столь эффективно. Да и в случае с однородо-выми общинами он не играл такой большой роли, как в обществах низших охотников и собирателей. Зато местами возникшие еще у последних другие механизмы межобщинной интеграции достигли в оседлых обществах паивысшего расцвета и дополнились новыми организационными структурами. К ним, и это уже не раз отмечалось в литературе 132, относились позднеродовая организация с ее разветвленной сегментарной структурой, возрастные классы, мужские дома, партнерство, именные отношения, разнообразные дуальные структуры, система лидерства и пр. Конечно, все это возникло далеко пе сразу и набирало силу лишь постепенно, и в ранненеолнтиче-ских обществах степень межобщинной консолидации была еще слаба. Тем не менее в неолите были заложены основы для возникновения этнических единств совершенно иного облика, чем прежде. Та группа, которая раньше выступала в форме племени, теперь принимала облик общины, а та, что могла ранее считаться соплеменпостью, становилась племенем. Что же касается соплеменностп, то она совпадала с культурно-языковым массивом более высокого ранга. Основной этнической единицей была группа общин, составлявших племя, и именно внутри нее действовали указанные выше механизмы консолидации. Правда, и здесь племя нередко представляло собой весьма аморфную общность с нечеткими размытыми границами. Но, как справедливо подчеркнул С. А. Арутюнов 133, в отдельных местах это могло быть вторичным явлением, связанным с особенностями эволюции этнической организации после перехода к относительной оседлости и/или производящему хозяйству. Ведь одной из главных тенденций развития в доземледольчеекпй период был рост долговременности обитания в тех местах и в те сезоны, где и когда создавалась наиболее благоприятная для прокормления ситуация. Эта тенденция приводила к тому, что у развитых собирателей урожая крупные группы возникали в районах сбора созревших плодов, зерен или кореньев. С возникновением земледелия такие группы естественным образом превращались в раннеземледельческие общины. _______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 475 Позже между этими общинами завязывались контакты и складывались предпосылки для формирования более широких общностей. Развитие этого процесса фиксируется по некоторым этнографическим данным. Если в отдельных группах собирателей саго и ранних земледельцев Новой Гвинеи внутриобщинпые браки составляли 80% всех браков, а брачнад общность в целом ограничивалась несколькими соседними общинами, то в более развитых центральных горных районах острова внутриплеменные браки едва достигали 50%. Соответственно менялся и уровень этнической интеграции: у первых племя еще только начинало осознаваться как культурно-языковое единство, а у вторых племя уже нередко выступало в виде социо-по-тестарнон организации, тогда как культурное единство осознавалось на несравненно более высоком уровне. Например, для чимбу племя являлось не более чем военным союзом и в зависимости от расстановки сил и изменений в межобщинных отношениях его состав время от времени существенно менялся. Все же во многих местах состав племени был более устойчивым, и в представлении людей оно так или иначе отграничивалось от остального мира. Это происходило по ряду причин. Во-первых, в племени имелись механизмы смягчения последствий военных столкновений: требование воздерживаться от убийства, вести войну по особым правилам и т. д. Зато в отношении чужеплеменников никакие законы не действовали, здесь можно было вести войну до полного истребления. Во-вторых, престижная экономика функционировала, как правило, тоже только внутри племени, а одной из важнейших ее задач как раз и являлось укрепление социальных связей. Напротив, межплеменной обмен велся чаще всего ради удовлетворения утилитарно-хозяйственных потребностей. Наконец, в-третьих, если общеплеменной религиозный культ сложился далеко не сразу, то зато церемонии, ритуальные обмены и пиршества общеплемсиного значения возникли довольно рано. Такие церемонии устраивались лидерами или целыми общинами раз в несколько лет, и на них сходилось от нескольких сотен до нескольких тысяч людей. Поводы для их организации могли быть самыми разными (ритуальный обмен, инициация, поминовение усопших и т. д.), однако все они имели универсальное значение как фактор этнической консолидации. Казалось бы, отмеченные факторы служили предпосылками для сложения более или менее гомогенных культурно-языковых общностей. Действительно, общества такого типа в неолите встречались, и они имели несравненно более крупные размеры, чем в предшествовавший период. Между тем их границы нередко, как и прежде, были аморфными, размытыми, и здесь тоже наблюдалась картина культурной и языковой непрерывности. Представление о большом своеобразии отдельных раннеземледельческих этносов, будто бы резко отличавшихся друг от друга и имевших четкое этническое самосознание, было порождено в известной степени ошибочным подходом ранних исследователей к изучению ситуации, во многом несходной с 476 Глава пятая привычной для них европейской 134. Поэтому названия, полученные такими группами от первых европейских путешественников и исследователей и вошодитне с тех нор в литературу (дани, орокаива, форе и пр.), как правило, или весьма условно соответствовали реальной этнической ситуации, или вообще ей не соответствовали. Чаще всего такие названия давались крупным культурно-языковым блокам, насчитывавшим до нескольких тысяч и даже десятков тысяч человек. Эти блоки в лучшем случае можно рассматривать как соплеменно-сти, но сами входившие в них люди осознавали их наличие крайне редко. Как не раз отмечали этнографы, сопровождавшие их местные проводники, попав па территорию соседнего племени, выражали крайнее удивление, обнаружив здесь язык и культуру, сходные с их собственными. В раннеземледельческий период различные формы культуры довольно свободно заимствовались, и это вело к возникновению широких культурных ареалов, охватывавших иногда население, разговаривавшее на нескольких разных языках. Впрочем, и для этого периода было характерно многоязычие, причем взрослые знали по 2— 3 соседних языка. Все это облегчало процессы этнического слияния или, напротив, дивергенции. Целые иноэтничные группы вливались в состав этноса, быстро заимствовали его язык и культуру и начинали считать себя его неотъемлемыми компонентами. Лишь в обстановке особой изоляции, обусловленной серьезными физико-географическими преградами, могли формироваться этносы, резко отличные друг от друга по культурно-языковым особенностям. Чаще всего это происходило в труднопроходимых горных местностях, и исследователи предполагают наличие такой картины, например, в Дагестапе или на Памире. Однако в горах Новой Гвинеи или в горах Кордофана в Северо-Восточной Африке, напротив, часто наблюдалась культурно-языковая непрерывность. Культурно-языковой непрерывности во многих местах соответствовало и диффузное этническое самосознание. В особенности оно было характерно для земледельческих районов с хуторским расселением. Так, у африканских тонга каждая из отдельных групп называла себя «тонга», более восточных соседей—«уе», а более западных — «лумбила», хотя все они были близки по языку и культуре 135. То же самое отмечалось у мотыжных земледельцев Северной Ганы, где наблюдалось следующее явление: чем дальше на запад, тем более вероятным было, что местное население назовет себя «ло», а восточное — «дагаа». Противоположная тенденция обнаруживалась при движении в обратном направлении. В любом случае название относилось сразу к нескольким этническим группам 136. Аналогичная ситуация встречалась у яноама, сеноев и многих других раннеземледельческих групп. Нередко самоназваний вообще не было, но зато всегда имелись названия для иноязычных и/или инокультурных соседей, что указывает на наличие этнического сознания. Иногда группа использовала в качестве самоназвания прозвище, данное ей со~ _______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 477 седями, если только оно не имело ярко выраженного негативного оттенка. Интересная картина иерархичности группового самосознания недавно была зафиксирована у варао. Последние называли близких родичей «авараовиту», членов своего племени—«аварао», членов других племен общности варао — «варао даиса» («другие варао»), а всех других людей, по входивших в эту общность, — «хотарао». Этноним «варао» означал «лодочники», а «хотарао» — «сухопутные люди», т. е. этническое разграничение здесь опиралось на экологический фактор п связанный с ним образ жизни. Внутри этнической общности варао наблюдалась этническая непрерывность: одна община могла рассматривать членов другого племени как «даиса», а другая — как «аварао». И это ослабляло социальные границы племени, внутри которых тем не мепее наблюдалась отчетливая тенденция к эндогамии 137. Во многих случаях племенное самосознание ослаблялось тем, что в племени еще не выработалось этногоническое предание, хотя миф о происхождении от единого предка имелся у рода и реже — у фрат-рни. Поэтому племенное единство часто воспринималось лишь как единство в настоящем времени, не имеющее ни прошлого, ни будущего. С одной стороны, это облегчало инкорпорацию в племя иноплеменников, но с другой, ослабляло единство племени. Своеобразно, этнической ситуации в неолите состояло в том, что теперь бок о бок обитали группы населения, отличавшиеся друг от друга по образу жизни и уровню социально-экономического развития. Это сразу же порождало действие механизма этнической стратификации, которое заключалось в том, что отдельные группы соотносили свою культуру с культурой соседей и строили, исходя из этого, свои межэтнические взаимоотношения и этнические концепции138. При этом более развитые группы земледельцев пли оседлых рыболовов п собирателей могли рассматривать своих более отсталых соседей как «варваров» и использовать свои материальные преимущества для нападений на них и грабежа. Правда, в других случаях именно охотники и собиратели нападали на более оседлых земледельцев. В этой обстановке неизбежным было обострение этнического чувства, и у некоторых охотников и собирателей просыпалось четкое этническое самосознание, невозможное в прежних условиях. Иногда они, ориентируясь на более развитых соседей, воспринимали для себя их этноним и заимствовали многое из их культуры, надеясь повысить, тем самым свой социальный статус. В других случаях они, напротив, противопоставляли себя соседям как особый этнос и гордились своеобразным обликом своей собственной культуры. Возникновение отдельных языковых семей. Отмеченные выше особенности исторического процесса в неолите (формирование различных ХКТ, неравномерность развития, рост некоторой изоляции отдельных групп населения и т. д.) не могли не сказаться и на характере лингвистической картины. Не случайно специалисты уже- '478 Глава пятая давно говорят о сложении основных языковых семей именно в неолите, и это только подтверждается тем, что по отмеченным выше данным этнические процессы в неолите приняли более интенсивный характер. Возможно, в конце верхнего палеолита и безусловно в мезолите и с переходом к неолиту постратическая общность постепенно распадалась на отдельные языковые семьи, которые первоначально все еще локализовались по близости друг от друга и не теряли контактов. О неодновременностп вычленения из ностратической общности отдельных крупных семей и различных хронологических рубежах их распада свидетельствуют как характер реконструктируе-мой лексики, так и лексико-статистические данные. Период афразийского единства представляется гораздо более древним (распалось в XI—X тыс. до н. э.), чем индоевропейского (до IV тыс. до н. э.). А индоевропейское единство распалось в тот период, когда еще существовала общекартвельская общность (IV— III тыс. до п. э.). Аналогичным образом и алтайская общность (распалась не позднее X— VIII тыс. до н. э.) выглядит значительно архаичнее уральской (распалась в IV тыс. до п. э.). Ранние прародины указанных семей располагались, возможно, следующим образом: ираафразийские группы обитали в сирийско-палестииском районе, картвельские — в горных районах на границе Южного Кавказа и Передней Азии, эламодравидские — в Иране, уральские и алтайские — где-то в Средней Азии и частично в Северном Иране. Сложнее обстоит дело с индоевропейской прародиной, которую в прошлом разные авторы пытались локализовать в очень разных местах. Однако, исходя из посгратической гипотезы, ее следует искать где-то в северных районах Передней Азии. В настоящее время, когда лингвисты ставят своей задачей ввести хронологические и пространственные параметры в историю «праязыковых состояний», уже недостаточно ограничиваться указанием какой-либо одной прародины. Необходимо разграничивать по крайней мере понятия ранней и поздней прародины. С этой точки зрения важным представляется не только факт дивергенции прежнего языкового единства, но и процессы контактов отколовшихся языков с языками аборигенов в районах поздних прародин, где и завершалось становление отдельных языковых семей. К сожалению, при неопределенности корреляции между культурой и языком представляется почти невозможным проследить в настоящее время древнейшие стадии этого процесса. Вероятно, археологически он до некоторой степени сопрягался с широким распространением на обширных пространствах Евразии и Северной Африки комплексов с геометрическими микролитами. Так как по большей части эти комплексы распространялись накануне появления производящего хозяйства или в период его зарождения, нет оснований ставить отмеченный процесс в прямую связь с возникновением земледелия и скотоводства. И действительно, носители уральских и алтайских языков узнали произво- _______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 479 - дящее хозяйство гораздо позднее, чем, например, праафразшшы и протоэламо дравиды. На протяжении позднего неолита — энеолита границы индоевропейского праязыкового состояния могли захватить часть Восточной Европы, картвельская общность окончательно утвердилась на Южном Кавказе, протодравиды постепенно просачивались в Индию, а элементы уральских и алтайских языков, проникая в языки аборигенов, распространялись по широким территориям соответственно к северу и востоку от Средней Азии. Как показали А. Ю. Милитарев и С. А. Старостин, в V—IV тыс. до и. э. на территории Передней Азии (видимо, в северных ее районах) обитали носители северокавказских языков, которые контактировали с расположенными южнее отдельными группами афразий-пев. По данным Н. В. Гурова и И. И. Пейроса, примерно в это же время на территории Индии наблюдались активные контакты между представителями протодравидской и синотибетскоп общпостей. В период неолита в Африке протекали сложные этпогенетичеекпе процессы 139. Нило-сахарские языки, видимо, формировались первоначально в рамках неолита сахаро-суданской традиции, а нигеро- кордофанские — в ареале еще мало изученных неолитических культур Западной Африки. Распад тех и других происходил скорее всего уже после перехода к производящему хозяйству. Первые распространились из Сахары на запад, юго-восток и юг в период ее высыхания,, с исчезновением прежних благоприятных для ведения традиционного хозяйства природных условий. Одновременно началось расселение и носителей ннгеро-кордофапских языков, в частности банту и адамауа-убангийских. Иа протяжении неолита в Африку начали проникать и представители другой, афразийской общности. Ранее всего на ее крайнем северо-востоке появились предки древних египтян, за которыми затем последовали прачадцы, праливио-гуанчи и пракушиты. Накануне указанных миграций огромные территории Африки к югу от Сахары были заселены охотниками, собирателями и рыболовами, говорившими па разных не известных нам палеоафриканских языках. Однако в силу ареальных и генетических факторов здесь имелись крупные очаги языковой непрерывности, один из которых с характерными для него языками сап (бушменскими) до сих пор сохранился в Южной Африке.
|