Глава четвертая 12 страница
Ритмичная организация совместных трудовых действий у членов первобытного коллектива объединяла их усилия для достижения _______________ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ____________ 505 общей цели с меньшей затратой сил. Точно так же первобытные процедуры счета значительно облегчались и ускорялись при ритмичном перечислении единиц, затем групп, составленных из единиц. Индивид следовал производственному опыту своего коллектива. При этом важно отметить, что практика пальцевого счета и определяемые ею разного рода «ручные числительные», зафиксированные этнографами в разных местах земного шара у наименее развитых племен, отнюдь не являются первоначальными, исторически и психологически исходными формами становления практики счета и относящихся к ней представлений. Здесь перед нами выступает уже сравнительно высокая стадия абстрагирующей работы интеллекта, основанная по крайней мере на двух освоенных ранее стадиях генезиса счета. В чем их особенности? На первой стали» счет еще невозможно отделить от объектов счета: количество предметов в их совокупности определяется лишь непосредственно на ощупь или па взгляд, оно не представляется вне осязательных или зрительных ассоциаций, не отделимо от формы, цвета и т. п. конкретных качественных признаков конкретных предметов. Пережпточно эта CTajnm сохранялась у многих охотничьих и скотоводческих племен, изученных этнографами, например в ситуациях, когда охотник сразу определяет в массе животных, без их пересчета, отсутствие одной или нескольких особей, известных ему по каким-либо индивидуальным признакам. На второй стадии генезиса счета совокупность уже может быть расчленена на составные элементы так, что каждый из них может быть соотнесен с качественно иным элементом из другой совокупности для того, чтобы в итоге констатировать взаимно однозначное соответствие, означающее равенство обеих совокупностей по числу входящих в них единиц. Пережиточно эта стадия проявлялась, например, в практике межгруппового обмена «предмет за предмет», типа обмена определенного числа съедобных кореньев на равное число рыб у аборигенов Австралии. Третья стадия характеризуется введением в процедуру счисления еще одной, третьей совокупности, служащей в данном случае как бы опосредующим звеном при сравнении двух других совокупностей. Эту функцию специального средства вычисления первоначально выполняли, как уже говорилось, пальцы, а наряду с ними и другие части тела, а также камешки, раковины, палочки и т. п. предметы, предоставляемые человеку окружающей природной средой. Существенно отметить, что этнографы неоднократно обнаруживали обращение считающего к помощи камешков или иных предметов для фиксации счета лишь после того, как «живая шкала» его тела оказывалась исчерпанной, а необходимость продолжать счет оставалась. Впрочем, здесь был и другой путь: приобщение к процедуре вычислений других члеттов коллектива, каждый ттз которых должен был однотипно продолжать счет, пользуясь собственной «живой шкалой» для достижения общей цели всех участников вычисления —■ 506 Глава шестая точного числового результата. У папуасов, тасманийцев, аборигенов. Австралии и Африки, чукчей и эскимосов в разных формах коллективного счета проявлялась со всей очевидностью изначальная общественная сущность традиционных навыков вычисления. Развитие общественных потребностей в этой сфере создавало предпосылки для дальнейшего прогресса вычислительных операций и выработки новых средств фиксации получаемых результатов. На четвертой стадии генезиса счета естественные посредники вычислений заменяются искусственными. Таковы разного рода зарубки, нарезки, насечки на палках, костях или других предметах, узелки на шнурах, полосы краски на толе пли на вещи и т. п. Необходимость их изготовления и использования отражает такой уровень развития первобытного общества, когда для его функционирования уже недостаточно непосредственной передачи информации о точном количестве прежними средствами: пространственные и временные масштабы соответствующих социальных потребностей покрываются лишь более долговечными специальными формами точной фиксации числа, несущими ее знаки. Если пальцы были посредниками в счете, то заменяющие их искусственные средства являются в свою очередь отвлечением, абстрагированием от прежних посредников, своего рода «посредниками посредников». В качестве археологических документов, как уже говорилось, они свидетельствуют о широком развитии такого рода навыков счета в родовых общинах охотников и собирателей. При этом и начертательные особенности исходных графических элементов (линия, ямка, точка, клиновидная зарубка) и их ритмика отражают непосредственное пропехожденне-такого рода счетных инструментов из производственной практики палеолитических общин. Вместе с тем мы видим здесь уже и истоки начальных числовых знаков позднейших общий первобытности, так же как и истоки наиболее распространенных, вплоть до этнографической современности, систем счисления. На первое место среди них в конечном счете выдвигается пятирично-десятичная система, которую еще античные мыслители, зная о ее универсальном распространении в известной им ойкумене, объясняли всеобщим характером пальцевого счета. Наконец, на пятой стадии происходит постепенное освобождение процессов счета и его числовых результатов от всех вещественных признаков рассматриваемых совокупностей предметов и явлений, ведущее к оперированию абстрактными «числами вообще» в любых пределах. Именно с этого момента постепенного высвобождения числовой символики из недр породившего ее материально-производственного фундамента жизнедеятельности первобытного общества нарастает тенденция к иллюзорному, превратному объяснению счетно-числовых знаний как некого мистического феномена, порожденного «чистым» разумом вопреки практическому опыту первобытного человечества. Любопытным обстоятельством в разнообразных попытках ______________ ФОРМЫ О Б ЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ_________________ 507 идеалистических интерпретаций числовой мистики и ритуальных функций счета является непременная ссылка как на решающий аргумент на леви-брюлевскую концепцию изначальной мистической ориентации первобытного мышления. Самым удивительным моментом (по-видимому, не замеченным авторами подобного рода рассуждений) является тот очевидный факт, что не кто иной, как Л. Леви-Брюль, решительно отвергал возможность появления числовой мистики без достаточно высокого уровня развития практического счета и оформленного в языке понятия о числе как объективном показателе количественных отношений51. Создатель концепции пралогиче-ского мышления пришел к указанному выводу относительно первобытных числительных и числовых символов в итоге систематизации и обобщения известных к тому времени этнографических данных о самых отсталых группах охотников и собирателей, несмотря на то что такой вывод противоречил самой сути его концепции. Но именно такой вывод как единственно верный следует из«рассмотрения всей совокупности не только этнографических, по тт историко-архео-логнческих материалов, которыми мы располагаем сегодня и частично упоминавшихся выше. Короче говоря, сейчас уже достаточно очевидно, что улрощенно-модернизаторские попытки увести генезис категории количества в сферу первобытных религиозно-магических представлении не могут рассматриваться как предмет сколько-нибудь серьезного научного обсуждения. Среди наиболее важных проблем развития представлений о счете в первобытном обществе особый интерес вызывает многообразие приемов систематических вычислений. Так, среди 307 еттстем счисления, изученных у индейцев Америки, 146 — децимальные, 106 имеют основание 5 или 10; 35 систем — с основанием только 20, еще 15 систем — с основой 4 или 8; в числе остальных 81 — простейшие бинарные, тт лишь в единичных, редчайших случаях в основании счета появляется З52. Иными словами, после универсальной десятиричной системы доминирующими являются способы вычисления с помощью чисел 20, а также 2, 4, 8. Счет двадцатками (по числу пальцев на руках и ногах одного человека) предполагает 4 повторения числа 5. Таким образом, перед памп уже знакомый по палеолитической графике «ритм 4», проявлявшийся у некоторых охотничьих общин в качестве своего рода локально-этнической вариации, дополнявшей основные, единообразные ритмы, кратные 5 и 10. Сопоставление археологических и этнографических данных (счетом, основанным на 4 и 20, с индейцами сближаются эскимосы, чукчи и некоторые дру-. гие жители Старого Света) свидетельствует о выделении «ритма 4» благодаря таким простейшим для первобытных охотников пространственным ориентациям, как число конечностей одного человека, 4 стороны горизонта, 4 ветра 53. Наряду с таким направлением развития представлений о ритме п счете, в итоге особенно полно отобразившимся в культурах аборн- 598 Глава шестая генов Америки и постепенно приведшим к почитанию числа 4 как «особого», «священного», также в палеолите берет начало совершенно иное направление, акцентирующее числа 3, б, 9 в основании счета, а затем и в мифах, ритуалах, магикорелигпозных представлениях во многих районах Старого Света. Анализ истоков второго направления локально-этнических вариаций систематического счета обнаруживает его сопряженность с противоположной — вертикальной ориентацией ритмических делений пространства, начиная с простейшего: верх, середина, низ. Такое первичное деление предполагает возможность последующих делений каждой части еще на 2, 3 с получением чисел G, 9. " Среди позднейших результатов эволюции в этом направлении может быть названо тт шестикратное повторение десятки, применявшееся, например, собирателями и рыболовами айнами, а на противоположном конце Азии определившее в итоге основную счетную систему шумеро-ва-вилонской математики. Конечно, сказанное далеко не исчерпывает всего многообразия способов вычислений, выработанных в недрах первобытного общества. Здесь необходимо хотя бы кратко упомянуть о том, что крайне долго даже в обиходе одного небольшого коллектива охотников, рыболовов пли собирателей названия одних и тех же чисел оказываются разными и зависят от качественных особенностей счисляемых предметов, от разной роли этих предметов в промысловой, производственной, хозяйственной деятельности. Так, у индейцев северо-западного побережья Америки выявлены до 7 разных видов числительных в пределах одного племени, а у гиляков на противоположном берегу Тихого океана сходным образом разные слова обозначали одно и то же число людей, рыб, сетей, лодок, палок, небесных тел °4. Таким образом, история развития представлений о счете и числе в первобытном обществе представляется как сложное многоаспектное взаимодействие различных, порой и противоположно направленных тенденции дифференциации и интеграции навыков, знаний, процедур, следующих за прогрессом производственной и общественной практики. В психологическом отношении речь идет здесь о переходе во внутренний план мышления индивидов и закреплении как аксиом стереотипных понятий и действий тех внешних для каждого индивида рабочих операций с количествами, что ранее повторялись ими в совместной, коллективной предметной деятельности. К вопросу о положительных знаниях в первобытном общественном сознании примыкает очетть важный вопрос о зарождении и развитии в нем общих понятий и логических категорий. Эта проблема в науке еще недостаточно разработана, по в этнографической литературе уже есть немало фактического материала для ее постановки и есть уже попытки ее принципиального решения. Ограничимся здесь вопросом о происхождении понятий пространства и времени. Нельзя отрицать, что эти объективные формы суще- ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ 509' ствования материи по-разному отражаются в сознании людей, и это прежде всего зависит от конкретно-исторических условий и от общего уровня исторического развития данного парода. На этот важный факт впервые обратила внимание французская социологическая школа. Основатель ее Э. Дюркгейм выдвинул смелое до парадоксальности положение, что идеи пространства и времени (в их общей форме) могли зародиться в человеческом сознании только в условиях общественной жизни, а никак не через индивидуальный опыт человека. Ведь и самом деле, каждый отдельный человек в своих практических действиях не нуждается в общих понятиях пространства и времени: для ориентировки в пределах своего практического опыта ему достаточно знать дорогу из одного места в другое, знать, в какой определенный момент он должен проделать то пли иное действие. Такое знание есть и у животных. Но эти конкретные представления о месте и о временной связи коренным образом отличаются от общих понятий о времени и о пространстве, которые рождаются только в практике коллектива, общества: распределение территории между социальными группами во избежание столкновений, измерение времени для организации коллективных охот, обрядов, военных походов и т. д. 55 Л. Левн-Бртоль на некоторых убедительных примерах показал, что представления о времени и о пространстве у культурно отсталых народов сугубо конкретны. Однако он трактовал эттт факты лишь с точки зрения своей односторонней теории «дологического-мышления» и «закона партиципации», а потому не мог понять самых корней зарождения данных представлений о6. Чрезвычайно интересные выводы о понятиях времени и пространства сделал Э. Эванс-Притчард, одни из основателей современного структурализма, из своих вдумчивых наблюдений над культурой нуэров (верховья Нила). Этот ученый различает два понятия времени, которые он называет «экологическим» и «структурным», и два понятия пространства — тоже «экологическое» и «структурное». «Экологическое» время и пространство — это категории, относящиеся к природной среде; «структурное» — к общественной среде. Для изученных Эванс-Притчардом- нуэров этот второй аспект времени и пространства имеет гораздо большее значение. Так, они делят год па сезоны (дождливых! и сухой) не но смене погоды (дожди, засуха и пр.), а по чередованию хозяйственных занятий, конечно, тоже связанному с природными условиями; обработка земли, посадка, сбор урожая, охота, рыболовный промысел, перекочевка из деревень в летние стойбища и обратно, сезон изобилия пищи, сезон скудости и т. д.57 Время суток определяется привычными работами: выгон скота, дойка скота, вечерний пригон скота и пр.58 Длительные периоды времени выражаются еще более характерным образом — промежутками между посвятительным и обрядами, которые проводятся возрастными группами под строго онреде- 510 Глава шестая лепными названиями и в строго определенной последовательности. «Например, нуэр может сказать, что такое-то событие произошло после того, как родились люди возрастной группы «тхут» или во время инициации возрастной группы «бойлок», но никто не скажет, сколько лет тому назад оно совершилось... Если мужчина возрастной группы «дангунга» говорит, что событие случилось во время инициации группы «тхут», это значит, что оно случилось за три возрастные группы до его собственной возрастной группы, следовательно, 6 возрастных групп тому назад» 59. Еще лгобопытнее такой способ исчисления времени. Оно определяется степенью родства агнатов: родные братья — родственники по отцу, значит, время жизни одного поколения определяется родством между ними; двоюродные братья — родственники по деду, а потому родственное расстояние между ними определяет время жизни двух поколений, и т. д.: а то время, которое простирается вглубь за пределы исчисления родства, это уже мифическое время, где нет определенной последовательности событий: нельзя сказать, что такое-то мифическое событие предшествовало другому60. Отчасти сходны и очень интересны мысли о происхождении идеи времени, высказанные Э. Личем. По его мнению, понятие времени психологически родилось из двух совершенно разных источников: ритмическое повторение чего-то (ударов пульса, суточной смены дня и ночи, сезонов года), время как повторение; и неповторимое, однократное течение чего-то (например, рождение, рост, старение и умирание живых существ); все остальные аспекты времени — длительность, последовательность событий — Лич считает производными от этих двух основных: повторяемости и неповторяемости. Наше же отвлеченное понятие времени есть как бы соединение этих двух совершенно различных понятий. А такое соединение могло произойти в нашем сознании, как думает Лич, не в силу здравого смысла, а в силу религиозного стремления человека преодолеть неповторимость своей земной жизни: религия-де дает надежду, что жизнь после смерти повторится61. Конечно, ссылка на религию у Лича мало убедительна, но важно и интересно то, что этот автор тоже аппелирует к социальным условиям формирования такого общего понятия, как время. Точно так же и представления о пространстве у нуэров окрашены, по Эванс-Притчарду, ярко социальными тонами. Например, расстояние между деревнями определяется не километрами, а степенью этнической близости их населения: если две деревни находятся от данной третьей деревни на равном (по нашим понятиям) расстоянии, iio в одной живут люди «нашего племени», а в другой чужеплеменники, то первая деревня «к нам» ближе 62. В более широком, уже философском плане построена аналогичная концепция пространства и времени у Леруа-Гурана. Для него эти понятия суть «символы общества» (les symboles de la societe). притом настолько важные для самого формирования человека как _______________ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗПЛШТЯ_________________ 5И такового, что «одомашнивание (доместикацию) времени и пространства» Леруа-Гурап считает чуть ли не более существенным моментом в антропогенезе, чем начало изготовления орудий63. Первоначальное восприятие пространства человеком, по мнению этого автора, — ото еще чисто животное ощущение безопасности внутри какого-то убежища; первоначальное пространство — это «периметр безопасности»: для животного — нора, гнездо, для человека — примитивная хижина. Одновременно с этим происходит и «одомашнивание времени», т. е. замена «естественной ритмичности сезонов, дней, расстояний», «ритмичностью, планомерно обусловленной», — календарной символикой, расписаниями и пр. 64 Очень оригинальны мысли Леруа-Гурана о типах пространственных восприятий, связанных с образом жизни людей. Есть два типа восприятий окружающего мира: «динамическое» («маршрутное»), связанное с движением через пространство, и «статическое» («радиальное») восприятие пространства в виде концентрических кругов, затухающих к горизонту. Первое, более свойственное наземным животным, преобладало у человека па охотничьей стадии развития, когда охотники-собиратели воспринимали мир, кочуя по местности: отсюда и древняя мифология — мифы о культурных героях, вносящих порядок в мир как бы по пути своих странствований. Второе восприятие пространства, из животных более свойственное птицам, получило господство у человека с момента его перехода к земледелию п оседлости: «оседлый земледелец строит мир концентрическими кругами вокруг своей житницы»; отсюда и библейский миф о рае земном в средоточии мира с четырьмя реками, текущими из него но 4 направлениям света. Это «радиальное» (в отличие от первого — «маршрутного», или линейного) восприятие пространстват порожденное оседлоземледельчеекпм бытом, а в дальнейшем получило господство и сохранилось до новейшего времени в виде идеи горо-да-«микрокосма», находящегося в центре вселенной— «макрокосма» (например, Рим) 65. Хотя в изложенных здесь кратко концепциях западноевропейских исследователей содержится много спорных моментов, важно то, что современная научная мысль, опирающаяся на обильные данные этнографии и археологии, вплотную подошла к решению кардинальных вопросов генезиса и развития человеческого ума и духовной культуры. В советской научной литературе проблема формирования категорий мышления, кажется, еще не получила должной разработки. Так, в упоминавшейся книге Л. Г. Спиркина проблема образования логических категорий хотя и рассмотрена весьма обстоятельно и интересно, но автор трактует лишь чисто психологическую (или пси-хо-физиологическую) сторону изучаемого явления. Образование «категории пространства» автор рисует лишь в плане развития этой идеи как бы в индивидуальном мозгу человека, а роль общественной среды он оставляет без внимания6fi. Зато, рассматривая генезис «ка- S12 Глава шестая тегории времени», Спиркин в известной мере избег этой односторонности. < < В связи с развитием труда, общественных отношений и речи, — пишет Сппркин, — люди все в большей и большей степени становились способными мыслить прошлое, выходящее за пределы их жизни. Это прошлое — прошлое семьи, рода, племени, уходящее в глубь ряда поколений» 67. Мысль, очевидно, вполне правильная. Очень ценно, во всяком случае, что Сппркин подробно исследует (хотя тоже преимущественно с индивидуально-психологической точки зрения) нарождение и развитие других логических категорий: причинности, цели, закона, качества, количества (идеи числа, развитие системы счисления, речь о чем была выше). В советской науке нашла интерпретацию идея о «религиозном» зарождении понятия о времени. Так, И. В. Бестужев-Лада считает, что «первобытный человек» был вообще начисто лишен представлений о прошедшем и будущем; для пего существовало лишь настоящее («презентизм первобытного мышления»). Понятия прошедшего времени, будущего времени, времешг вообще зародились гораздо позже и не прямым, а окольным путем, через наблюдения над телами умерших. Куда ушел умерший? В иной мир. Отсюда разные мифы об этом ином мире, а значит, и об ином, мифическом времени68^9. Хотя этот взгляд грешит малоубедительной искусственностью, но в нем есть здоровое зерно: понятие о «мифическом времени». Что такое это мифическое время и в каком отношении стоит оно к сегодняшнему, реальному времени, об этом тоже спорят между собой этнографы, фольклористы, философы, мифологи. Мифическое время — это то время, когда жили и странствовали фантастические существа, тотемические предки, культурные геротг. Некоторые специалисты считают, что оно резко отграничено от сегодняшнего времени, ибо тогда было «все не так», животные были людьми, а люди — животными /0. Вместе с тем, хотя мифическое время лежит в далеком прошлом, однако оно не отделено от настоящего какой-то преградой: напротив, оно вторгается в настоящую реальность, оно воспроизводится в различных ритуалах, «первобытных мистериях»71. Вероятно, наиболее правилен взгляд Л. А. Файнберга, который, опираясь па многочисленные этнографические свидетельства, приходит к выводу о тесной связи понятия времени с конкретной, реальной человеческой практикой. Абстрактного понятия времени как такового в первобытную эпоху не было — время составляло лишь часть тех или иных событий пли явлений. Естественно, что важнее всего было для первобытных людей настоящее время, а о прошлом и будущем они имели смутное представление72. 3. Изобразительное искусство Первые памятники первобытного искусства были открыты в середине XIX в. (1843 г.— начало раскопок в пещере Шаффо во Франции; 1834 г.— наскальные изображения в Северной Африке; 1848 г.— _______________ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ_________________ 513 петроглифы Карелии, 1850 г.— петроглифы Феццана в Сахаре). Однако его изучение началось только в конце XIX — начале XX в. В 1897 г. Э. Ривьер, доказав, что рисунки пещеры Ля Мут являются созданием палеолитического человека, привлек внимание и к сделанным ранее открытиям, в частности к знаменитой живописи Альтамиры, долгое время считавшейся подделкой. Подлинность палеолитической живописи была окончательно установлена в начале XX в., после специальных исследований, проведенных французскими археологами А. Брейлем, Л. Капитаном, Д. Пейрони. С этого времени и до середины 1950-х годов открытия ансамблей и отдельных памятников первобытного искусства следуют друг за другом. Только во Франции с 1900 до 1933 г. было открыто более двадцати мест с живописью, петроглифами, рельефами, мелкой пластикой. В Испании, кроме пещер в горах Кантабрии, найдены десятки повых мест, в том числе комплексы мезолитических наскальных изображений на восточном побережье. В те же годы поступили сообщения об открытии наскальных изображений на территории Швеции, Норвегии, Италии, Сибири, в Южной и Центральной Африке. В отличие от собственно первобытного искусства (в частности, пещерной палеолитической живописи, которая впервые была замечена только в 1864 г.) его этнографически фиксируемые аналоги (обозначаемые в искусствознании как предметы племенного, или традиционного, искусства) были всегда «на поверхности». Однако даже в конце XIX в., когда европейские этнографические музеи уже располагали солидными африканскими и океанийскими коллекциями скульптуры, она все еще оставалась вне поля зрения теоретиков и историков искусства. В частности, в работах Г. Швейнфурта, Л. Пигорини, Л. Фробениуса и других авторов конца XIX в. маски и статуэтки рассматриваются исключительно с точки зрения их общекультурных функций73. И только в первых десятилетиях XX в., после «открытия» африканской скульптуры французскими художниками-авангардистами, такой подход сменяется искусствоведческим, эстетическим. В работах этого времени этнографически фиксируемая скульптура (вначале африканская, а позднее — океанийская, американская и т. д.) рассматривается в плане задач художественной практики того времени с точки зрения чистой пластической структуры74. Условный, идеопластический характер этой скульптуры дает основание для такого подхода, однако рассматривая это явление лишь с эстетической точки зрения, нельзя понять его сущность. Осмыслить его можно только изнутри, в контексте первобытнообщинной культуры, прослеживая возникновение ранних форм изобразительного искусства и их эволюцию, значение общих и локальных особенностей искусства и его социальных функций в доклассовом обществе. Если о раннепалеолитических корнях изобразительного искусства продолжают спорить (зачатки настоящего искусства? натуральная изобразительная деятельность?), то существование искусства у " История первобытного общества 514 Глава шестая позднепалеолитического Homo sapiens ни у кого не вызывает сомнений. Всеобщность зрительного восприятия и то, что известно о роли эстетики как начала, организующего сознание и активизирующего контакты между индивидуумами, позволяет сделать заключение о первостепенном значении изобразительного искусства для интеллектуального развития. В то же время изображение дало человеку средство для передачи опыта, накопленного поколениями, стало универсальным инструментом для воспроизводства культуры. Можно только догадываться о значении изображения в момент его появления. Надо полагать, что оно было столь же всеобъемлюще, сколь и неопределенно 75. Чтобы получить какое-то представление о восприятии первобытным человеком образов пещерного искусства, надо придать им смысловую нагрузку и выразительность всего множества современных художественных форм, имея в виду то, что в синкретическом монолите первобытной культуры спрессовано все многообразие будущих видов человеческой деятельности. Понятие «синкретизм» в данном случае означает не соподчинение или взаимодействие самостоятельно существующих форм культуры (подобно взаимодействию религии и искусства, идеологии и искусства в разные эпохи), а соотнесение со всеми без исключения аспектами бытия, определяя в целом состояние социума. Именно слитность функций и значений прежде всего отличает первобытную стадию развития и определяет специфические черты первобытного изобразительного искусства: гомогенный, коллективный, непрофессиональный, полифункциональный характер искусства. Все эти черты свойственны как начальной, палеолитической, фазе развития первобытного искусства, так и позднейшим этапам его развития. Один из крупнейших знатоков родоплеменного общества М. Гри-оль писал: все, что только можно сказать по поводу одних видов традиционной деятельности, относится и ко всем остальным. На основании изучения искусства догонов и некоторых других народностей Западного Судана он пришел к заключению, что африканское искусство мало отличается но своему назначению от медицины, религии, колдовства и всех иных аспектов традиционной культуры. То же утверждают и современные африканские ученые, говоря, что явление, называемое нами искусством, неразличимо в традиционном обществе, поскольку здесь оно растворяется во всеобщем потоке бытия 76. В системе первобытной культуры только условно можно различать обряд, культовые предметы, тексты, музыку, танец. Только «опрокидывая настоящее в прошлое», можно смотреть на мифологический текст как на сценарий, существующий независимо от обряда, танцевальных, музыкальных, пластических ритмов — всего того, что даст мифу зримую, слышимую форму. Поскольку чтение текста — речитатив, пение, сопровождаемые музыкой, танцем — и есть само
|