Студопедия — Глава четвертая 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава четвертая 11 страница







_______________ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ_________________ 495

лпсь. Что от чего зависит? Тип «основной личности» от «культуры» пли «культура» от типа «основной личности»? Сам Кардинер дер­жался последней точки зрения, правда, не умея ее обосновать и фак­тически сам себя опровергая своими рассуждениями18. Более же здравомыслящие и добросовестные этнографы, хотя и примкнувшие к этому направлению (Р. Линтон, Р. Бенедикт и др.), отстаивали бо­лее правильный с точки зрения исторического метода взгляд: они видели прямую зависимость «структуры основной личности» от ок­ружающей культурной среды 19.

Наконец, одно из новейших направлений в американской этно­графии — школа «культурного релятивизма» — сочетало идею о ка­чественных различиях в общественном сознании (культурные и со­циальные идеалы, система воспитания) у разных пародов с идеей их равноправия. «Системы ценностей», ориентировка целей в каждой культуре настолько различны, что они даже не сопоставимы, а пото­му могут считаться равноправными и равноценными. Глава реля­тивистского направления М. Херсковиц решительпо " отрицал, что «бесписьменные» народы (которых, как он подчеркивал, неправиль­но называют «дикарями» или «варварами») чем-то существенным отличаются от нас. Их склад ума совершенно такой же, как у нас; они" мыслят, как мы, хотя посылки их рассуждений могут быть и иные. Превосходство европейской культуры над культурами внеев­ропейских пародов Херсковиц признавал только в одном — в области технологии. Вообще же он склонен подчеркивать скорее сходства, чем различия между пародами — в частности, в области обществен­ного сознания. Самым важным он считал «универсалии», т. е. чер­ты общечеловеческой культуры: они могут проявляться у разных народов весьма различно, но в существе своем они универсальны. Так, например, народное творчество принимает неодинаковые фор­мы у разных пародов, но основа его — стремление к красоте или «эстетический импульс» — везде одна и та же 20.

В последние десятилетия в изучении первобытного общественного сознания все более заметна тенденция видеть на всех ступенях раз­вития человечества действие одних и тех же законов мышления, и при том законов чисто логических. Такая тенденция пронизывает, например, работы выдающегося археолога и этнографа А. Леруа-Гу-рана. Он считает, что по крайней мере со времени перехода древних людей к оседлости и земледелию (неолит) человеческое мышление действует одинаково и при том вполне логично и рационально, ибо оно стремится внести порядок в окружающую действительность. «Мысль африканца и галла совершенно эквивалентна моей собствен­ной мысли», — пишет Леруа-Гуран 21.

Но ярче всего это «рационалистическое» направление прояви­лось в «структуралистской» концепции К. Леви-Стросса. При всей сложпости, даже вычурности его построений очень заметно его стремление рассматривать самые различные явления человеческой культуры — от древнего тотемизма, мифологии и отношений родст-


496 Глава шестая

ва до современных научных теории — как разные выражения одной и той же неодолимой потребности человеческого разума вносить по­рядок, систему в наблюдаемые явления. Тотемизм, например, есть для Леви-Стросса способ классификации предметов природы, а. так как любая классификация лучше, чем хаос, то и тотемизм был для человека шагом вперед в дело познавательного овладения природой. Виды животных, говорил Леви-Стросс, выбираются в качестве тоте­мов не потому, что их «хорошо есть» (bonnes a manger), а потому, что о них «хорошо мыслить» (bonnes a penser) 22. Больше того: то-темическая классификация не отличается, по мнению Леви-Стросса, от классификаций, применявшихся средневековой наукой, п даже от применяемой сейчас зоологами и ботаниками23. Логика классифи­кации естественных предметов в тотемической системе основана, как н в современных классификациях, на смежности и па сходстве24. Си­стему тотемических обозначений Леви-Стросс считает своего рода «кодами», служащими для «идеального преобразования (convertibi- lite) различных уровней социальной реальности» 25. «Тотемизм уста­навливает логическую эквивалентность между обществом естествен­ных видов и миром социальных групп» .

Что касается мифологии, то и ее Леви-Стросс рассматривает как орудие логического познания. «Мифическая мысль, хотя и вклеенная (engluee) в образы, может быть уже обобщающей, следовательно, научной» 27. Чтобы понять мифы и обряды, надо знать точную систе­матику животных и растений, о которых идет речь28. Никаких «со-прнчастий» или «мистицизмов» (о которых говорил Левп-Брюль) не существует29. «Никогда и нигде «дикарь»... не был тем существом, едва вышедшим из животного состояния, находящимся во власти потребностей и инстинктов, каким его часто любили воображать» 30. Этот «дикарь» есть существо вполне разумное. Он руководствуется прежде всего не практическими потребностями, а стремлением к по­знанию; «животные и растительные виды не потому познаются, что они полезны: они объявляются полезными или интересными пото­му, что они сначала познаются» 31.

Хотя некоторые идеи Леви-Стросса и ого единомышленников не­сомненно интересны, но рассматривать вместе с ними первобытного человека как чисто познавательную и логическую машину, которая удовлетворяет свои «практические потребности» только во вторую очередь, мы никак не можем. Такое понимание, хотя Леви-Стросс и любит порой ссылаться на К. Маркса, есть чистейший идеализм.

В советской науке проблемы общественного сознания и его исто­рического развития в последние годы получили серьезпуто разработ­ку. Одно время в советской науке довольно популярна была упро­щенно-схематическая концепция первобытного мышления Н. Я. Мар-ра. Под несомненным влиянием Леви-Брюля и увлекшись слишком широкими выводами из собственных чрезвычайно субъективных лингвистических построений, Марр пришел к мыслтт, что вначале су­ществовало некое «космическое мировоззрение», которое отражалось


______________ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ_________________ 497

в первобытном языке словами «полисемантического», необычайно расплывчатого значения (небо — солнце — птица — золото — сереб­ро— море — тотем — человек — дитя и т. д.)- Эти слова имели, по Марру, «труд-магическоо» происхождение, причем более отвлеченное их значение Марр считал более ранним, а «технологическое», свя­занное с «орудиями производства», — более поздним32.

Немалую роль в правильной постановке проблемы сознания в первобытности сыграло учение И. 11. Павлова о природе высшей нервной деятельности и новейшие данные экспериментальной пси­хологии и физиологии головного мозга.

В книге А. Г. Спиркипа, посвященной этой проблеме, автор счи­тает самым важным выяснение «рациональных сторон сознания» первобытного человека, в которых отразился стихийный трудовой опыт древнейшего человеческого коллектива. Первобытное сознание было по существу логическим, оно «более пли менее верно отража­ло связи предметов и явлений объективного мира и служило необ­ходимой предпосылкой целесообразной общественно-Трудовой дея­тельности человека»33. А. Г. Спиркин подробно рассматривает воп­росы возникновения древнейших логических категорий — качества, количества, пространства, времени, причинности, цели, закона. Он уделяет, однако, должное внимание и «фантастическим элементам» и «религиозным напластованиям» в первобытном мышлении, возни­кавшим из чувства бессилия человека, особенно перед постигавшими его грозными бедствиями, опасностями, голодовками34. Рассматри­вается и происхождение «эстетической» и «нравственной> > формы сознания.

Ю. И. Семенов в своей книге тоже рассматривает вопросы за­рождения ранних форм общественного сознания. Он разбирает воп­рос о «раздвоении человеческой практики» в древнейшую эпоху: на относительно «свободную практическую деятельность» и относитель­но «несвободную, зависимую практическую деятельность». Первая вела к неуклонно возраставшему реальному познанию природы, вто­рая — напротив, к возникновению иллюзорного, магического образа мышления, в конечном счете к возникновению религии, т. е. к «раз­двоению мира в сознании человека на мир естественный и мир сверхъестественный» 35. Ю. И. Семепов, видимо, вполне прав, видя корни этого «раздвоения» не в собственно познавательной области, а наоборот: «развитие практической деятельности определяло раз­витие познания» 36.

Много верных мыслей о первобытном сознании есть и в неболь­шой книжке А. Ф. Аннсимова 36а. Общая концепция этого автора от­носительно происхождения «рациональных» и «иррациональных» черт в первобытной психике не расходится с изложенным.

* * *

Одна из причин существующих в науке разногласий по вопросу о характере мышления людей первобытного общества заключается


498 Глава шестая

в туманности самого понятия «первобытное мышление» или «прими­тивное сознание». Подлинная первобытность отделена от пас десят­ками, если пе сотнями тысячелетий. Даже сознание Homo sapiens ориньякской или мадленской эпох может служить для нас скорее предметом гипотез, построенных на косвенных свидетельствах, па-пример на памятниках палеолитического искусства, чем предметом прямого изучения. Непосредственное наблюдение над явлениями человеческого сознания возможно для нас только в отношении со­временных нам народов, а ведь даже наиболее отсталые из них уже очень далеки от настоящей первобытности.

Есть, однако, основания заменить ускользающее от нас во тьме тысячелетий понятие «первобытное сознание» более широким и бо­лее для нас доступным понятием «общественное сознание людей до­классового общества». Мы можем и теперь еще непосредственно на­блюдать жизнь и поведение людей, живущих в условиях еще иераз-ложившогося общинно-родового, доклассового строя. Правда, таких людей, таких пародов становится с каждым годом все меньше, но наука уже располагает большим фондом хорошо документирован­ных наблюдений над мышлением и поведением людей, еще в XIX — начале XX в. сохранявших крепкие устои общинно-родовых отно­шений и, очевидно, адекватные им формы общественного сознания.

Но тут возникает другая трудность: наблюдаемый и хорошо до­кументированный материал, относящийся к проявлениям обществен­ного сознания отсталых, условно выражаясь, народов, оказывается до крайности разнообразным, пестрым и с трудом укладывается в рамки каких-либо обобщений. Это одна из главных причин того, что авторы, писавшие о.мышлении людей первобытной эпохи (или о «психологии первобытного человека»), без труда могли выбрать из пестрого запаса фактических данных то, что соответствовало их взглядам и могло служить подтверждением таковых.

И в самом деле: имеем ли мы право вообще говорить об «общест­венном сознании доклассового общества» как о чем-то едином, цель-пом, одинаковом? Ведь по говоря уже о колоссальной продолжитель­ности этой эпохи, длившейся десятки тысячелетий и у некоторых народов не закончившейся еще и теперь, эпохи, на протяжении ко­торой сознание людей, хотя и медленно, но. развивалось, менялось; пе говоря уже об этом, если ограничить наше рассмотрение только кругом ныне существующих «отсталых» пародов, живущих, скажем, охотничье-собирательским хозяйством, но и в пределах этого сравни­тельно узкого круга различий будет много: быт австралийских або­ригенов не очень-то похож на быт племен кубу, семангов, ведда Юго-Восточпой п Южной Азии, еще меньше похож он на быт охотничь­их племен Южной Америки, еще меньшее — на быт эскимосов или североканадских индейцев. Наконец, совсем особый уклад хозяйст­венного быта и особый образ жизни свойствен народам, перешедшим к раннему земледелию и примитивному скотоводству. Очевидно, что и общественное сознание этих пародов не может быть одинаковым.


_______________ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ_________________ 499

Да и внутри каждого отдельного племени различия в проявлении психической деятельности, даже чисто индивидуальные различия, оказываются, как видно из фактических наблюдений, довольно за­метными.

И при всем том все же, видимо, есть некоторые общие особенно­сти, присущие сознанию людей, живущих в условиях доклассового общественного строя, — особенности, которые могли бы оправдать и употребление понятия «общественное сознание доклассовой эпохи». Во всяком случае, задача проверки научной обоснованности такой историко-этнографической категории вполне оправдана.

2. Рациональные знания

Выйдя постепенно из животного и полужпвотпого состояния, став шаг за шагом «людьми», наши предки отнюдь не отдалились от окружающей их природной среды. Уже в эпоху праобщины они вооружились для борьбы против неблагоприятных воздействий этой среды: научились добывать и применять огонь, строить примитивные шалаши и землянки, защищать меховой одеждой тело от холода; стали изготовлять каменные, деревянные, потом костяные орудия для охоты и обработки предметов, но при всем том они оставались лицом к лицу с суровой природой и подчинялись ее силам. Как же отражалось это подчинение природе, этот непрекращающийся кон­такт с ней па общественном сознании первобытных людей?

Уточним этот вопрос: как познавал первобытный человек окру­жающий его природный мир, как он ориентировался в нем? И как, сообразно этой ориентировке, строил свое практическое поведение? Этнографический материал, очень богатый, позволяет в известной степени восполнить отсутствие непосредственных данных.

Правда, специальных исследований, посвященных положитель­ным знаниям разных народов об окружающем их мире, в этногра­фической литературе очень мало. Почти каждый наблюдатель, поле­вой исследователь, записывавший свои впечатления пли свою инфор­мацию о том или ином народе, считает своим непременным долгом подробно рассказать о различных поверьях, суеверных представле­ниях, религиозных обрядах данного парода, т. е. в конечном счете о том искаженном отражении реальной действительности, которое у этого народа имеется, а что касается положительных знаний о при­роде, накопленных тысячелетним трудовым опытом народа, об этом в большинстве этнографических описаний сообщается лишь вскользь, мимоходом, как будто эта, так сказать, обыденная сторо­на жизни народа не представляла большого интереса. Однако если собрать по крупинкам все то, что по этим вопросам все же имеется в этнографических описаниях, то получится рельефная картина.

Мы видим перед собой первобытных охотников, которые порази­тельно тонко, до мельчайших подробностей, знают окружающую их природу, знают свою местность, растительный и животный мир. Зна-


500 Глава шестая

ния эти, конечно, ориентированы вполне практически, они касаются лишь тех сторон природной среды, которые имеют жизненно важное для людей значение. Но в этих пределах знание природы у охотни­ков, собирателей, рыболовов, можно сказать, виртуозно.

Так, многие наблюдавшие австралийцев путешественники и спе­циалисты-этнографы не раз отмечали их изумительное знание своей местности: каждое урочище, каждая скала, каждое дерево им зна­комы. Они умеют найти в песчаной степи, в пустыне воду и пищу; это умение позволяет им• жить и кочевать в таких местах, где не­привычный человек быстро погиб бы от жажды и голода; не раз спа­сали австралийские аборигены колонистов, заблудившихся в безвод­ной пустыне. Они прекрасно знают всех животных своей страны, знают их повадки, умеют ловко подстеречь их, выследить и незамет­но подкрасться, найти скрывшегося в дупле на высоком дереве опос­сума, найти и вырыть из земли мелкого грызуна, ящерицу, змею... Не менее поразительно знание растительного мира, который, конечно, интересует австралийского аборигена тоже главным образом как ис­точник пропитания: они ведь не только охотники, по и собиратели. Австралийцы никогда не возделывали культурных растений, но они в совершенстве знали и знают, какие части каких дикорастущих трав, деревьев и кустарников пригодны в пищу. Количество видов растет! nii, отдельные части которых употребляются туземцами для еды, очень велико: таких видов растений, например, в одной только центральной части Квинсленда В. Рот, хорошо изучивший быт або­ригенов, насчитывал более 200, и все они прекрасно известны абори­генам. У одних растений в пищу идут плоды, ягоды, орехи, зерна, у других — корневища, корпи, у третьих — молодые побеги, мягкие стебли, сердцевина, почки и т. д. Очень характерна техника обработ­ки этих растительных пищевых веществ, зачастую совершенно не­пригодных для еды, даже ядовитых в сыром виде; а это означает хо­рошее знание уже не одних только внешних, видимых признаков ра­стений 37.

Те, кто имел возможность близко наблюдать быт бушменов Юж­ной Африки, тоже отмечали их поразительное знание своей страны; но словам В. Элленбергера, «бушменские охотники великолепно при­спосабливались к местности и искусно использовали все особенности рельефа. Они знали наперечет все тропы, все ущелья и проходы, по которым передвигались стада диких животных в поисках пастбищ, и держали их под неослабным контролем» 38. «Знание повадок и при­вычек животных, мы бы сказали — научные знания, которые бушме­ны передавали тгз поколения в поколение, несомненно, облегчали им охоту», 39 — говорит тот же автор.

Что касается народов, перешедших к земледельческому хозяйст­ву, то у них многие исследователи отмечали столь же поразительное знание растительного мира. Например, меланезийцы умеют с не­обычной точностью различать сорта возделываемых растений. На Но­вой Ирландии одной из главных продовольственных культур служит


_______________ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ_________________ 501

клубневое растение таро (Colocasia antiquorum), и женщины умеют различать 220 сортов этого растения, причем каждый сорт известии под своим названием. Они же различают 10 сортов ямса, 52 Сорта банана, 14 сортов хлебного дерева40. Подобные сообщения есть и о других этнических группах меланезийцев.

Вековой опыт народов приводил к накоплению очень обширных и точных, хотя и чисто эмпирических, знаний о химических свойст­вах веществ, особенно растительного происхождения, о лечебных и токсических их свойствах. У всех народов земного шара, даже у са­мых отсталых, многократно отмечалось наличие разнообразных средств лечения и самолечения; многие из этих средств при провер­ке их европейскими врачами оказывались весьма действенными и разумными. Сюда относятся не только различные приемы примитив­ной хирургии — перевязки, лечение ран и переломов, вывихов, кро-веостанавливающие средства, но и применение разнообразных ле­карств большей частью растительного происхождения-41. У австра­лийских племен Центрального Квинсленда отмечено употребление с лечебными целями до 40 различных видов растении42.

Некоторые народы обнаруживают изумительное знание токси­ческих свойств разных веществ и умение изготовлять и употреблять яды, главным образом для охоты и рыболовства. Этим отличаются, например, индейские племена Южной Америки, умеющие приготов­лять сильные яды типа кураре. Бушмены Южной Африки готовили яды из веществ как животного происхождения (яд змей, скорпио­нов, пауков и пр.), так и растительного (сок молочая и др.) и сме­шанные яды сложного состава. Бушмены прекрасно разбирались в этих сортах яда, зная, какой из них годится при охоте па то или иное животное. Еще интереснее то, что бушмены знали и противоядия от этих разных видов яда и приготовляли их43.

Рациональные знания, естественно, неодинаковы у пародов, стоя­щих на разных уровнях исторического развития, они тем более не­одинаковы у жителей разных широт, климатических зон и ланд­шафтов, у носителей различных хозяйственных укладов. Приморские народы и островитяне обычно хорошо знают море; классическим примером могут служить полинезийцы — смелые мореплаватели, прекрасно знавшие морские течения и направление ветров, знавшие расположение островов и архипелагов за многие сотни километров от собственного острова; они же великолепно ориентировались по звездному небу, умея находить свой путь в океане по звездам. Жи­тели тайги отлично знают свою лесистую родину, безошибочно ори­ентируются в густых зарослях, кочуя и промышляя зверя па боль­ших расстояниях. Степняки по неуловимым признакам находят свою дорогу среди ровной травянистой или песчаной степи.

Практическая деятельность, трудовой опыт — вот главный ис­точник позпания мира людьми, начиная с самых древнейших времен существования человечества. Накопление этих чисто эмпирических и при том практически необходимых знаний уходит в чисто гшетинк-


502 Глава шестая

тивную приспособительную деятельность животных предков чело­века.

Практическая, материально-производственная основа становле­ния и развития рационально-познавательных начал в духовной куль­туре первобытного общества особенно рельефно выступает по мере изучения той роли, которую играет здесь ритм — упорядоченное че­редование однородных элементов. Первоначальная непосредствен­ная связь ритмичных действий с динамикой жизнедеятельности фор­мирующихся людей постепенно, по мере развития первобытного об­щества, все более усложняется, опосредуется, выражается в самосто­ятельных абстрагированных формах. Одним из наиболее ярких доку­ментальных свидетельств этого является, начиная с охотничьих об­щин эпохи палеолита, специальная графическая фиксация (с по­мощью зарубок, нарезок, насечек, красочных пятен и линий и т. п.) определенных множеств однотипных злаков в едином для них ритме. Изучение обширных комплексов такого рода древнейших памятни­ков ритмически организованной изобразительной деятельности впол­не определенно показывает важнейшую роль, которую в ранние пе­риоды развития первобытного общества играли формирующиеся представления о ритме в практике простейших и вместе с тем жиз­ненно необходимых для коллективов охотников и собпрателе]1 ори­ентации в пространстве, во времени, в количественных соотношениях между предметами и явлениями окружающего мира.

Становление категории количества, одной из центральных в об­щественном сознании человечества, представляет особый интересно целому ряду причин. Прежде всего понятие о количестве формирует­ся и проверяется путем исчисления предметов, на которые направ­лена человеческая деятельность. Характер счетных операций при этом выступает в качестве важного объективного критерия, по­зволяющего судить о степени интеллектуального опосредования людьми результатов их действий, об уровне перехода.от действия к мысли. Несомненно, счет является «первой теоретической деятель­ностью рассудка, который еще колеблется между чувственностью и мышлением» 44.

С другой стороны, когда по мере развития первобытного общест­ва численный результат счета отделяется от его деятельностной ос­новы и предстает в виде абстрактных чисел, появляются особенно стойкие иллюзии внепрактического, внематериального происхожде­ния понятия числа. Другие исторически исходные понятия матема­тики, механики и прочих наук значительно нагляднее, чем понятие числа, сохраняют следы своего эмпирического происхождения и тем самым значительно надежнее «защищены» от идеалистических ин­терпретаций. Соответственно, значительно труднее восстановить и ре­альную картину генезиса категории количества в общей картине раз­вития позитивных знаний первобытного общества. Отсюда, в частно­сти, непрекращающиеся в западноевропейской и американской нау­ке попытки свести, опираясь на косвенные этнографические и линг-


_______________ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ_________________ 503

вистнческие данные, специфические черты первобытных систем счисления к неким изначальным особенностям мистической ориен­тации первобытного мышления (в духе взглядов французской соци­ологической школы) или к некоему древнему магическому ритуа­лу, как будто бы единственному источнику возникновения счета в первобытном обществе43.

Тем большее значение приобретают прямые вещественные сви­детельства, относящиеся к первоначальному генезису счета в древ­нейшую, палеолитическую эпоху истории первобытного общества. Благодаря исследованию такого рода свидетельств па протяжении более чем 100 лет археология, антропология и история науки дают возможность избежать произвольного манипулирования огромными массивами этнографических данных об архаических формах система­тического счета и количественных представлений.

В кратком изложении суть дела сводится к следующему46.

Первоначальные предпосылки количественных операций и пред­ставлений длительное время складывались у формирующихся людей в ходе многообразных утилитарных действий, связанных с добычей пищи, использованием минерального сырья, огня, оборудованием жилищ и т. п. Еще в технике ранней поры нижнего палеолита про­являлись такие отдаленные намеки на будущие арифметические операции, как разделение целого па части (в изготовлении орудий, разделе добычи), сложение нового целого из частей (составные ору­дия, жилища), последовательное повторение однотипных процедур и т. п. Важно подчеркнуть, что значительная часть подобных пред­возвестников счетных действий сложилась задолго до первых следов внеутнлитарной деятельности первобытных охотников и тем более до каких-либо определенных свидетельств о существовании у них того пли иного ритуала.

Вместе с тем постепенному вызреванию счетных навыков несом­ненно предшествовали все более сложные проявления коллективных навыков ритмичных действий: от количественного и качественного развития комплексов каменных орудий до графической фиксации ритмов со все возрастающим числом однотипных знаков, усложне­нием их комбинаций вплоть до законченных композиций геометри­ческих орнаментов.

Обширные комплексы палеолитической графики обнаруживают определенное единообразие в своем построении у самых разных в этнокультурном отношении групп древнейшего охотничьего насе­ления различных районов Евразии. Первое, что обратило па себя внимание многих исследователей, — бесспорное доминирование в ритмах графических элементов, групп, рядов таких количеств, ко­торые кратны 5 или 10. Вторая черта первобытного единообразия графических ритмов состояла в выделении числа 7 и кратных ему величин. Поскольку не вызывает сомнений формирование ритмов с основой 5 или 10 под воздействием практики счета па пальцах, уни­версальной в первобытном мире, наиболее убедительная трактовка


504 Глава шестая

акцентов на ритмы, кратные 7, связывает их с широко распростра­ненными приемами времяисчисления по таким ориентирам, как су­точное движение Солнца, месячный цикл Луны: последний делится пополам, а затем и на четверти по 7 суток.

Действительно, в палеолитической графике Евразии изучена мас­са примеров «записи» ритмически повторяющимися единицами в пределах 1, 2, 3 и более лунных месяцев47, вплоть до ряда случаев фиксации периодов в 10 лунных месяцев (обычная длительность бе­ременности у женщин) и солнечного года48. На фоне единообразного повторения средствами ритмически организованной графики палео­лита определенных сторон жизни природы и первобытного общест­ва складывались также и локально-этнические особенности разви­тия представлений о ритме и счете. Так, в одних коллективах пер­вобытных охотников отдавалось предпочтение ритмам, кратным 3 (6, 9), тогда как в других соответственно 4 и 8. В конечном итоге в первобытных общинах охотников палеолита была подготовлена поч­ва для развития основных систем счисления позднейших эпох, на­чиная с наиболее распространенной пятерично-десятичной.

Здесь уместно вспомнить одно из самых интереспых в этнографи­ческой литературе описаний архаичной процедуры пальцевого счета, принадлежащее Н. Н. Миклухо-Маклаю. «Излюбленный способ сче­та состоит в том, что папуас загибает один за другим пальцы руки, причем издает определенный звук, например «бе, бе, бе»... Досчитав до пяти, он говорит: «пбон-бе» (рука). Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяя «бе, бе»... пока не дойдет до «пбон-али» (две руки). Затем он идет дальше, приговаривая «бе, бе»... тюка не дойдет до «сам-ба-бе» и «самба-али» (одна нога, две ноги). Если нуж­но считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и nor кого-ни­будь другого» 49. К аналогичным или подобным процедурам обраща­лись при вычислениях аборигены Австралии, Северной Азии, Се­верной и Южной Америки.

Традициоиая ритмика пальцевого счета во многих племенах охот­ников н собирателен привела \\ однотипным формам зрительных и словесных обозначении определенных количеств. Так, для обозначе­ния числа 5 тасманиец поднимал руку и пересчитывал ее пальцы. У аборигенов Западной Австралии то же число 5 обозначалось как «половина рук», 15 — как «рука па каждой стороне и половина ног». Гренландские эскимосы число 5 называли словом «рука», 6 — «па другой руке один», 7 — «па другой руке два» и т. д.50 Зачатки фор­мирования такого рода символики для обозначения и запоминания чисел на весьма ранних стадиях развития первобытного общества представляются вполне естественными, поскольку пменно рука была первым орудием труда, самым прочным связующим звеном между объектом труда и мыслью, первым инструментом для количествен­ного членения предметов материального мира.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 491. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия