Глава четвертая 4 страница
И все же из всех вышеперечисленных источников наибольшей полнотой и достоверностью отличаются прежде всего этнографические источники. Кроме того, имеющиеся к настоящему времени археологические и палеоантропологические данные для ранних этапов первобытности (палеолит, мезолит, неолит) крайне скудны и противоречивы и сами по себе не позволяют реконструировать сколько-нибудь целостную картину. Поэтому в настоящей главе основной акцент будет сделан па этнографические источники, предлагающие нам более или менее достоверные модели демографических процессов в первобытности. Сравнительные данные показывают, что в различных регионах в зависимости от характера окружающей природной обстановки и ее хозяйственного использования показатели плотности расселения низших охотников, собирателей и иногда рыболовов весьма существенно различаются. Возьмем к примеру Австралию. Здесь в прибрежных и некоторых внутренних хорошо обводненных районах с относительно обильными пищевыми ресурсами на 1 аборигена приходилось, как правило, 1, 5—10, 0 км2 (с отклонениями от 0, 5 км2 на побережье Нового Южного Уэльса до 13—18 км2 на западном побережье и в Кимберли). Напротив, во внутренних пустынных и полупустынных областях плотность населения была несравненно ниже. Так, на 1 человека приходилось в Центральной Австралии 32—90 км2, 430 Глава пятая в Западной пустыне — 77—130 км2, а в верховьях р. Муррей — даже 205 км.2 Сходные цифры мы встречаем и у западных шошопов: 78 км2 в засушливых пустынных районах и 1, 3—2, 6 км2 в гумидных. Наименьшей заселенностью отличались области обитания некоторых эскимосских групп: па Баффиновой Земле на 1 эскимоса приходилось 390—520 км2, у эскимосов-петсилик — 300 — 485 км2, у эскимосов-карибу— 210—370 км2. Более плотно были заселены районы Аляски, где на одного обитателя приходилось 30—100 км2. Конечно, если брать в расчет лишь реально используемую территорию, плотность заселения арктических районов окажется большей, так как эскимосы ведут свое хозяйство главным образом в прибрежной зоне и слабо осваивают внутренние районы. У некоторых наиболее оседлых групп эскимосов встречались совершенно иные показатели плотности населения — 1 человек на 0, 1 км2, по эти группы следует относить к категории высших рыболовов, охотников и собирателей. Приведем еще несколько цифр. У бушменов-куп г на 1 человека приходилось 20—25 км2, а у обитавших на юго-западе Северной Америки индейцев-паи — 35 км2. В целом это соответствовало ситуации в ряде мест в Центральной Австралии, где наблюдалась столь же бедная ресурсами обстановка. В Африке у пигмеев-мбути на 1 человека приходилось 2, 5—3, 0 км2, у пигмеев-бабипга — 5, 0 км2, а у хадзапи — 6, 5 км2. Это несколько меньше, чем в экологически сходных тропических лесах и лесосте-пях Восточной Австралии, хотя и ненамного. У андаманцев па 1 человека приходилось примерно 1, 0 км2, а у некоторых калифорнийских индейцев ■ — 0, 7 км2. Сходная плотность населения отмечалась у собирателей саго на Новой Гвинее (асмат и др.) и в Южной Америке (варао) —1 человек на 0, 5—2, 0 км2. Последние цифры относятся уже к высшим охотникам, рыболовам и собирателям, и мы даем их здесь лишь для того, чтобы показать тот высший предел, до которого может расти плотность населения в условиях отсталого присваивающего хозяйства9. Интересно, что при отмеченном значительном колебании плотности населения, прямо связанном с возможностями добычи пищи в тех или иных природных условиях, размеры социальных групп* охотников, собирателей и рыболовов отличаются гораздо большим постоянством, что свидетельствует о влиянии на них каких-то иных дополнительных факторов. Как правило, основную часть жизни эти люди проводили в общинах размером от 15 до 75 человек (в среднем 25 — 30 человек) 10. Продуктивность природной среды, воздействующая на общество через хозяйственную систему, конечно, в определенной степени влияла и на размеры общин. Не случайно наиболее крупные из них (50—60 и даже 100 человек) встречались в районах с относительно богатыми пищевыми ресурсами: на морских побережьях, в долинах крупных рек, в тропических лесах и отчасти лесостепях. И все же верхние и нижние пределы размеров общин определялись прежде всего социально-экономическими факторами: нижние — необ- ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 431 ходимостью наличия не менее 4—6 мужчин для нормального ведения охотничьего хозяйства и обороны от врага, верхние — невозможностью существования сколько-нибудь крупных групп при отсутствии развитой родовой организации и определенной системы управления. Отдельные общины повсюду объединялись в более крупные общности, отличавшиеся в той или иной степени тенденцией к эндогамии. Эти общности издавна фигурируют в литературе под названием племен, хотя в последние годы у ряда авторов и наметилось стремление к отказу от этого термина11. В Австралии такие племена насчитывали от 150—200 до 1000—1500 человек, что составляло в среднем 450—500 человек. И размеры большинства племен достаточно близко подходили к этой средней величине. То же самое наблюдалось у некоторых других охотников и собирателей, обитавших в пустынных условиях (бушметы, западные шошоны, паи). Напротив, в более богатых приморских и лесных районах племена отличались меньшими размерами (200—300 человек) п. Как мы увидим ниже, то же самое было характерно для некоторых высших охотников, рыболовов и собирателей и ранних земледельцев. Сокращение размеров племен в этих условиях диктовалось ростом изоляции, связанным на первых порах с переходом к оседлости. Иная ситуация наблюдалась в бедных пищей районах, где высокая подвижность населения облегчала контакты, а они в свою очередь укрепляли широкую социальную сеть, благодаря которой здесь только и было возможно выживание. Как показал А. Йенгоян, в Австралии существовала устойчивая связь между брачными системами и размерами племен. Заключение брака между двумя половинами (фратриями) было возможно в небольших племенах в 250—300 человек, тогда как система секций (4 брачных класса) требовала 550—600, а система субсекцгш (8 брачных классов) —1100—1150 человек 13. При этом племена первого типа, как уже отмечалось, локализовались в наиболее плодородных районах побережий, а племена с секциями и субсекциями — во внутренних районах со скудными природными ресурсами и. В отличие от общин племена были обязаны своими размерами прежде всего необходимости физического воспроизводства населения. Не случайно высокая степень эндогамии сближала их с популяциями. Низшая граница размеров племен, следовательно, диктовалась условиями выживания относительно эндогамной группы при наличии запретов па браки с ближайшими родственниками и характерных для первобытности показателей рождаемости и смертности, а также других специфических демографических параметров. Как показывает математическое моделирование, в указанной ситуации мелкие популяции размером менее 100—150 человек неизбежно вымирают и лишь группы, насчитывающие минимум 200—300 человек, имеют реальные шансы выжить 15. Что касается высшей границы размеров племен, то она определялась степенью интенсивности контактов в 432 Глава пятая условиях бродячего, подубродячего пли более или менее оседлого образа жизни при отсутствии какого бы то ни было транспорта. Во внутренних равнинных районах материков общины чаще всего располагались гексагонально и каждая из них имела в среднем 5—6 соседей. Это создавало основу для интенсивных радиальных контактов и обусловливало существование довольно крупных племен. Напротив, в прибрежных районах и речных долинах связи имели по большей части линейный характер, и это значительно сужало социальный горизонт, результатом чего и явилось распространение здесь довольно мелких племен 16. Что дает нарисованная здесь картина для археологических реконструкций? Исходя из рассмотренных выше данных, некоторые специалисты предполагают, что плотность населения в верхнем палеолите также колебалась в пределах от 1 до 100 км2 на 1 человека, и это как будто бы подтверждается палеодемографическим моделированием 17. Как полагают, население мира к концу позднего палеолита составляло от 3 до 9 млн. человек, причем в Передней Азии, Аравии и Египте в это время обитало 50—100 тыс. человек, а во Франции, видимо, 50 тыс. человек 18. Подобно современным охотникам и собирателям, люди жили в тот период отдельными общинами, размеры которых также имели региональные особенности. По мнению некоторых специалистов, эти общины в Юго-Западной Азии, Франции и на Украине объединяли по 20—50 человек19. Однако, учитывая высокую эффективность позднепалеолитической охоты в некоторых районах Европы, наличие крупных общинных домов и определенную степень оседлости, можно вслед за Г. П. Григорьевым предполагать и более крупные размеры восточноевропейских общин (50—100 человек) 20. Во всяком случае ясно, что размеры общий в тот период в разных областях колебались не в меньшей степени, чем у современных охотников и собирателей. То же самое следует, видимо, говорить и о более крупных общественных единицах. Как указывает Ф. Хассан, при характерной для пустынь плотности населения 30 км2 на 1 человека некоторые археологические культуры, известные в пустыне к западу от Нила и обнимающие 15 —16 тыс. км2, вполне могли соответствовать племенам в 450—500 человек. Зато па берегах Нила, где основные ресурсы располагались линейно, аналогичные племена при плотности 1 человек на 1, 0—5, 0 км2 могли занимать территорию протяженностью в 100—200 км. И здесь сейчас известны археологические культуры такого рода21. По С. П. Бибикову и В. М. Массону, в позднем палеолите Молдавии на 1 человека приходилось 25 — 30 км2, что дает цифру 750 человек на всю территорию (20 000 км2) 22. Однако если, вопреки указанным авторам, климатическая и ландшафтная обстановка здесь была относительно благоприятной23, то Молдавия могла быть заселена по меньшей мере в два раза плотнее. _______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 433 Картина заселения Украины представляется менее ясной. Здесь тоже вычленяются локальные археологические культуры, которые некоторые исследователи отождествляют с племенами24. Если вслед за Г. П. Григорьевым считать, что местные позднепалеолитические культуры занимали от 50 до 250 км в поперечнике25, или же при-нять идею об их линейном расселении, то мы получим плотность расселения па пределе возможной для низших охотников и собирателей. Правда, учитывая высокую эффективность местного хозяйства и относительную оседлость населения, это не должно вызывать удивления. Даже более того, можно предполагать, что у соответствующих групп наблюдались отдельные черты поздперодовой организации, в чем, однако, нельзя не видеть исключения из общей картины, характерной для многих других районок. Тенденция некоторых авторов27 приписать эти особенности всей поздиепалеолитиче-ской ойкумене, будто бы распадавшейся па отдельные локальные культуры с территориями по 50—200 км2, представляется малообоснованной. В этом случае либо археологические культуры будут соответствовать не племенам, а отдельным общинам, либо придется говорить о чрезвычайно высокой плотности населения в позднем палеолите и о наличии к концу этого периода на земном шаре десятков или даже сотен миллионов обитателей, что кажется мало вероятным. Моделируя картину пространственного размещения позднепалео-литического населения, надо, конечно, иметь в виду неоднозначность толкования социальной сущности выделяемых археологами локальных культур, что само по себе представляет нерешенную проблему. Ведь наличие крупных прочных домов еще не свидетельствует о высокой степени оседлости и высокой плотности населения. Так, у эскимосов имелись поселки с каменными и снежными домами, в которых обитало по несколько десятков (до сотни) человек. Тем не менее эти поселки имели сезонный характер, для эскимосов отмечалась высокая подвижность, а плотность населения была невелика. С переходом к мезолиту картина вряд ли качественно изменилась. В ряде районов Евразии с исчезновением крупных животных размеры отдельных общин могли уменьшаться, а плотность населения понизиться. Зато в некоторых других областях в мезолите, напротив, возросла оседлость, а вместе с ней могла повыситься и плотность населения. Все зависело от характера локальных природных изменений с наступлением эпохи голоцена и от особенностей приспособления к ним местных обществ. Но в принципе эти изменения происходили в рамках одной модели, характерной для низших и отчасти высших охотников, рыболовов и собирателей. Перейдем теперь к характеристике демографической динамики у низших охотников и собирателей28. Как известно, она определяется показателями рождаемости, смертности и миграций. В целом рождаемость у охотников и собирателей, судя по данным первой половины XX в., могла быть относительно высокой (более 35%о)- Коэффициент суммарной рождаемости, выражающийся в среднем коли- 434 Глава пятая честве детей на одну женщину к концу детородного периода, составлял 5—6 детей. Однако наблюдались значительные отклонения: некоторые женщины имели до 10—12 детей, а у других их не было вовсе. Вместо с тем коэффициент смертности лиц в возрасте до 15 лет был необычайно высок и достигал 400—500 на 1000 населения. Особенно велика была младенческая (до 1 года) смертность (200—300 на 1000). Некоторые авторы, например, Э. Россет, называют и более высокую цифру младенческой смертности (более 500). Значит, до репродуктивного возраста, который начинался примерно с 15 лет, в среднем могли дожить не более 1—3 детей. По мнению некоторых авторов, прироста населения в эпоху плейстоцена и у многих более поздних охотников и собирателей в этих условиях вообще почти не было; по предположению других, он, хотя и имелся, отличался крайне невысокими показателями — от 0, 007 до 0, 02%о30. Вместе с тем, как показывают некоторые факты, в определенных условиях прирост населения у низших охотников и собирателей мог быть довольно высоким. Если у австралийских аборигенов в период серьезных голодовок умирало очень много детей, то в последующие годы демографический баланс восстанавливался, так как повышалась рождаемость. Известен интересный случай, свидетельствующий о высоком уровне детопроизводства у аборигенов. В конце XIX в. один юноша вместе с двумя женщинами бежал в пустынную область, спасаясь от колонизаторов. Когда через тридцать лет эта группа снова вступила в контакт с белыми, в пей насчитывалось уже 29 человек, т. е. ог: а разрослась до пормальпых для охотничьей общины размеров. При этом каждая из женщин родила по 10 детей, а шесть человек из третьего поколения появились на свет в результате инцеста31. Сходная картина наблюдалась и на пекото-рых других территориях в периоды их первичного заселения. Однако коль скоро плотность населения на них достигала определенного размера (по подсчетам некоторых авторов, 20—-50% от теоретически возможного32), рост населения резко замедлялся. Подтверждает ли это давно отстаиваемую Дж. Бердселлом и некоторыми другими исследователями концепцию о гомеостазе, якобы присущем охотникам и собирателям? 33 Дискутируя с Дж. Бердселлом, различные специалисты уже не раз отмечали тот факт, что мелкие популяции охотников и собирателей в своей динамике подвержены весьма значительным колебаниям34. Например, при демографических показателях, зафиксированных у современных бушме-нов-кунг, популяция из 500—1000 человек за 1000 лет при одних обстоятельствах могла бы вырасти до 4000 человек, а при других — полностью вымереть. Поэтому приведенные выше цифры роста народонаселения в условиях простого присваивающего хозяйства не следует понимать чересчур буквально. Они были, видимо, характерны для всего раннепервобытного населения земного шара па протяжении длительных отрезков времени. Что же касается отдельных популяций, то для них была характерна динамичная картина пуль- _______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 435 сирующих колебаний. Справедливости ради следует отметить, что сам Дж. Бердселл не отрицает наличия этих колебаний, настаивая лишь на том, что «эквилибриум» был характерен для достаточно длительных промежутков времени. Однако тем самым он практически лишает почвы саму идею гомеостаза, имеющую смысл только в применении к отдельным популяциям. Ведь на протяжении длительных временных отрезков мелкие первобытные популяции неизбежно видоизменялись: одни количественно уменьшались и перегруппировывались, если совсем не вымирали, другие разрастались и сегментировались. И все же концепцию Дж. Бердселла и его последователей было бы неверно полностью игнорировать, так как она опирается на вполне реальные факты. Дело в том, что рост населения у охотников и собирателей, как правило, действительно не достигает биологически возможных пределов. Даже в трансформированных под влиянием других обществ группах австралийских аборигенов, бушменов, эскимосов и др., где в последние годы отмечен необычайно высокий для охотников и собирателей темп прироста народонаселения (до 45% о в год у тиви), он сдерживается целым рядом факторов, глубоко коренящихся в самом образе жизни этих коллективов. Наиболее полно эти факты были выделены и классифицированы Б. Хейденом, который подразделил их на физиологические и социокультурные. К физиологическим он отнес колебания в характере и объеме пищевых ресурсов, а к социокультурным — особенности половых связей (время их начала, процент холостяков и вдовых, наличие послеродовых табу, других воздержаний от половых сношений, распространение полигамии и ритуальные повреждения половых органов)т факторы, влияющие на детородные способности (длительность грудного кормления, или лактации, использование противозачаточных средств, бесплодие), а также те, которые воздействуют на выживание плода или повышают смертность (аборт, детоубийство, мертво-рождения, войны и гибель в силу каких-либо иных обстоятельств) 35. Рассмотрим эти факторы по порядку. Характер снабжения пищей влиял на общества охотников и собирателей как прямо, так и косвенно. Его прямое воздействие заключалось в том, что нерегулярное снабжепие пищей, ее скудность и низкое качество могли повысить возраст половой зрелости и брачный возраст, увеличить количество мертворождений и выкидышей, а отсутствие подходящего искусственного детского питания удлиняло период лактации36. В последние годы этот вопрос был особенно подробно рассмотрен Р. Фриш, по мнению которой нехватка жиров в теле существенно задерживает наступление половой зрелости у женщин или даже может повлечь бесплодие, а также ускорить наступление вторичного бесплодия. Кроме того, это, возможно, отражается на жизнестойкости новорожденного и на особенностях лактации37. Несмотря на имеющиеся сомнения в сколько-нибудь эффективном действии рассмотренного фактора38 и на отсутствие достаточно 436 Глава пятая детальных этнодемографических исследований, способных установить его действительную роль39, определенное его влияние на рождаемость представляется вполне реальным. Особенности добычи нищи, а шире — особенности ведения хозяйства в целом также не могли не влиять на способность женщин охотников и собирателей к детопроизводству. Не следует забывать, что в этих условиях хозяйственная роль женщин была чрезвычайно велика. Особепно это проявлялось в районах умеренного и жаркого поясов, где собранная женщинами пища составляла до 70—80% рациона. А если учесть, что в обязанности женщинам вменялись, кроме того, забота о воде и топливе, приготовление пищи, перенос различной утвари в течение длительных переходов, строительство жилища и т. д., то становится яснее, почему в классической первобытности люди стремились избегать частых родов, отрывающих женщин от их нелегкого труда. Впрочем, и сам этот труд приводил к быстрому увяданию женщин и раннему вторичному бесплодию 40. У многих охотников и собирателей отмечалось весьма раннее начало половой жизни. У аборигенов Северной Австралии девочки нередко вступали в половые отношения до наступления половой зрелости, иногда с 9 лет. Сходная ситуация наблюдалась также у бушменов и эскимосов. Считается, что это вело к травматизму и тем самым понижало рождаемость. Беременность у малолетних девочек встречалась крайне редко, составляя, например, у некоторых тиви не более 8%, по и эта цифра представляется высокой. В целом для первобытности было характерно очень раннее вступление девочек в брак, причем в ряде случаев (у тиви, некоторых северных эскимосов— нетсилик и модных — и т. д.) помолвки заключались с новорожденными или же брачный сговор совершался еще до рождения невесты. Наиболее раннее вступление девочек в брак (в 8—12/13 лет) известно у отдельных групп в Северной Австралии. В других местах девушки вступали в брак позже: в Центральной Австралии — в 15 —19 лет, у эскимосов — в 13—16 лет, у пигмеев-мбути и бушменов— в 16—17 лет, у индейцев-паи — в 18 лет. Первые беременности и роды происходили далеко не сразу после начала половых отношений. Как правило, дети появлялись у женщин в период от 15 до 20 лет, чаще — в 17—19 лет, а время наивысшей плодовитости падало на 20—27 лет (20—22 года в Северной Австралии, 20— 25 лет у бушменов, 25—27 лет у тиви и т. д.). Начиная с тридцатилетнего возраста плодовитость женщин постепенно падала, и у большинства из них к 35—40 годам наступало вторичное бесплодие (к 35—40 годам у тиви, к 35 годам в Центральной Австралии, к 35— 40 годам у бушменов, к 38 годам у индейцев-паи). Следовательно, репродуктивпый период был невелик, не превышая у большинства женщин 15 лет. Помимо этого, па общую рождаемость влияли наличие бесплодных женщин (до 14% у бушменов-кунг), крайняя _______ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ II ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 437 неустойчивость браков, а также тот факт, что большинство женщин не доживало до конца репродуктивного периода. Что касается мужчин, то они вступали в первый брак позже, чем женщины (в 25—35 лет в Австралии, в 20—35 лет у бушменов и т. д.), и мужья, следовательно, были, как правило, старше жен не менее чем па 5 — 6 лет. Во многих местах это оказывало влияние на социальные отношения, так как у молодых жен нередко оказывалась более обширная родня, чем у их мужей, а с приближением старости это соотношение резко менялось41. Частота браков между сильно различавшимися по возрасту супругами до определенной степени определялась некоторой диспропорцией полов, наблюдавшейся в обществах охотников и собирателей. Впрочем, вопрос о характере и сути этой диспропорции не совсем ясен. По Дж. Бердсел-лу, в различных племенах Центральной Австралии численность мужчин резко преобладала над численностью женщин (от 130 до 260 мужчин на 100 женщин) 42, однако по данным других авторов это соотношение в гораздо большей степени приближалось к нормальному (от 68 до 150 мужчин на 100 женщин) 43. При сравнении этих данных следует, конечно, учитывать различия в методах и обстоятельствах исследования. Если Дж. Бердселл работал у аборигенов в самом начало 50-х годов XX в. и помимо статистических материалов использовал генеалогические данные, что позволило ему судить о стттуащги, имевшей место в первой половине XX в., то последующие авторы пользовались статистикой конца 50-х—60-х годов XX в., когда традиционные обычаи аборигенов все более отмирали. Следовательно, указанное противоречие могло быть вызвано исчезновением обычая детоубийства. Однако, как явствует из сводки М. Меггита, в 50 — 60-е годы существенные диспропорции наблюдались прежде всего у сильно уменьшившихся в размерах племен и могли иметь случайный характер, так как в нормальных племенах половая диспропорция была значительно меньшей — примерно 117: 100. Сейчас трудно установить, как это явление могло отразиться па данных, использованных Дж. Берд-селлом. Столь же противоречивы сведения о других народах, где отмечались аналогичные диспропорции, — об эскимосах. Судя по сообщениям авторов конца XIX — начала XX в., количество мужчин здесь превышало количество женщин не менее чем в полтора-два раза. Однако при критическом подходе к этой информации цифры нередко оказываются завышенными. Как теперь установлено, при сборе соответствующих данных исследователи опирались не столько па физические половые признаки, сколько па такие социальные маркеры, как одежда, что и приводило к ошибкам44. Таким образом, можно предполагать, что у многих эсимосских групп диспропорция полов была не столь значительной, как это было принято считать до недавнего времени. 438 Глава пятая Широкое обследование, проведенное недавно у пигмеев-бабинга, показало, что соотношение полов не является сколько-нибудь постоянной величиной. В ряде случаев среди детей (до 15 лет) преобладали девочки, и половой индекс в этой возрастной группе составлял 90—93, а среди взрослых (старше 15 лет) встречалась обратная картина (половой индекс — до 123, а в одном случае до 190). Зато у некоторых других групп среди детей преобладали мальчики (120), а среди взрослых — женщины (81). Иначе говоря, половой индекс определялся здесь, видимо, в основном случайными факторами44а Влияние половых диспропорций па брачную ситуацию усиливалось там, где широкое распространение получили полигинические браки. У различных племен Центральной Австралии они составляли до 10—25%, причем некоторые авторы отмечают, что эти цифры свидетельствуют об определенном упадке роли многоженства в процессе современной трансформации культуры аборигенов, когда хо-зяйственпое значение роли женщин понизилось. В других районах мира многоженство, видимо, встречалось не так часто: у бушменов — 5%, у пигмеев-мбути — 3, 3%, а у некоторых эскимосов, хотя и не у всех, — совсем редко. Многоженство было привилегией мужчин старшего возраста. Поэтому молодым мужчинам было очень трудно достать себе невест, и нередко они оставались холостыми. Это встречалось в особенности там, где имелся количественный перевес мужчин. У бушменов-купг, у которых его не было, холостяки, в основном мужчины в возрасте 15—35 лет, составляли не более 10%. Зато у питьяндьяра Центральной Австралии их количество достигало 20%, а у индейцев-паи 64% мужчин возраста 20—29 лет оставались холостыми. Впрочем, вряд ли этот фактор существенно влиял па рождаемость, так как для жен-щпп репродуктивного возраста повсюду была характерна почти пол-пая брачпость. Иногда юногтти вступали в свой первый брак с вдовами, которые были много старше их. Особое влияние па рождаемость у охотников и собирателей оказывал зафиксированный у них довольно строгий интервал между родами, составлявший от 3 до 5 лет (не менее 3 лет в Центральной Австралии, от 3, 9 до 4, 5 лет у бушменов, от 3 до 5 лет у эскимосов, не менее 4 лет у нигмеев-мбутп и бабиига и т. д.). Существование этого интервала, по мнению ряда авторов, могло обусловливаться следующими факторами: а) невозможностью в условиях бродячей жизни нести па себе более 1 малолетнего ребенка; б) отсутствием иной подходящей для младенцев пищи, кроме материнского молока, и, следовательно длительным периодом кормления грудью; в) избеганием осложнений для здоровья молодых матерей, не освобождавшихся от ежедневной тяжелой работы; г) наличием отмеченных выше физиологических механизмов45. Правда, как показал недавно У. Денем, у аборигенов Центральной Австралии малолетних детей переносили не только матери, но и их сестры (начиная с пятилетнего возраста), тетки и другие родственницы46. И все же перенос ________ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 439 детей осуществлялся главным образом матерями. Так что этот фактор, вопреки У. Денему, мог играть определенную роль в ограничении рождаемости, хотя он и не имел того первостепенного значения, которое ему до сих пор придавали отдельные авторы. Совершенно очевидно, что указанный интервал мог существовать только при наличии определенных искусственных мер по предотвращению рождаемости. Со времен А. Карр-Сандерса к таким мерам принято относить применение противозачаточных средств, аборты, послеродовые половые табу, половые воздержания в периоды определенной хозяйственной деятельности, во время праздников, поминок, сезонные колебания в интенсивности половых отношений, coitus interruptus, а также детоубийства. К сожалению, как правило, не удается проследить действенность или даже наличие многих из этих обычаев, а данные, сообщаемые А. Карр-Сапдерсом, к сожалению, не всегда точны. Во всяком случае применение противозачаточных средств (различные травы, пастоп из них и т. д.), кажется, не имело широкого распространения, а эффективность их была невысокой. Аборты также встречались нечасто. Например, в ходе недавнего детального обследования бупшенов-кунг ни того, ни другого у них вообще установить не удалось. Послеродовые табу па подовые отношения вызывались опасением, что они могут повредить грудному ребенку или прервать лактацию. Они длились обычно от нескольких месяцев до года и лишь в исключительных случаях до двух лет.
|