Глава вторая 10 страница
РАННЕПЕРВОБЫТН АЯ ОБЩИНА__________________ _207 Судя по этнографическим данным, собственностью всей ранне-первобытнон общины были различные сооружения для коллективной охоты или рыбной ловли. Так, у эскимосов собственностью общины были каменные изгороди, использовавшиеся при коллективной охоте на оленя, запруды на реках для ловли рыбы. В постройке их принимала участие вся община, и использовались они также совместно всеми общинниками. Амазонские индейцы имели сходные порядки. Община у них совместно владела сложными охотничьими и рыболовными ловушками, большими лодками, с которых производился лов рыбы. В XVIII в., когда бушмены широко практиковали коллективные охоты и строили с этой целью изгороди для загона животных, эти сооружения также, по-видимому, находились в собственности общины. Число подобных примеров, относящихся к различным этнографическим группам земного шара, можно было бы умножить. В личном владении находились охотничье оружие и снасти индивидуального пользования (силки и т. п.), малые лодки, одежда, домашняя утварь. Предметом владел тот, кто им пользовался. Охотничьим оружием — мужчины, сосудами для приготовления пищи и различными кухонными принадлежностями — женщины, игрушками — дети. Такие порядки зафиксированы у эскимосов, амазонских индейцев, огнеземельцев, бушменов, словом, у этнографических групп самых различных областей земного шара. У некоторых групп, например у канадских эскимосов, в начале XX в. сохранялся порядок, согласно которому предметы, которыми в данный момент не пользуется их владелец, не только можно, по и должно было одалживать но первой просьбе члена своей общины. У яноама Бразилии и Венесуэлы человек не мог владеть несколькими однотипными предметами. Себе он мог оставить только один, а остальные обязан был раздать членам своей общины221. Большими жилыми постройками и общественными зданиями обычно владела вся община. Такой общинной собственностью были длинные дома западногренландских эскимосов, малоки яноама и других племен Амазопо-Орипокской области, мужские дома у самых различных этнографических групп. Малые жилища, в которых жила одна элементарная семья, у большинства племен нового времени находились в собственности занимавших их семей. В то же время у полярных эскимосов односемейные зимние полуземлянки принадлежали не отдельным семьям, а всей общине222. Поэтому одно и то же зимнее жилище в разные годы могли занимать разные семьи. Вероятно, общинная собственность на односемейные долговременные жилища была отражением ограниченных технических возможностей строительства у полярных эскимосов, в связи с чем требовалось участие всей или значительной части общины в сооружении даже небольших по размерам долговременных построек. Закономерно предположить, что и малые долговременные жилища, из которых нередко состояли поселки эпохи верхнего палеолита, были 208____________________________ Глава третья собственностью оощины, а не отдельной семьи, в равной степени как собственностью общины были большие многоочажные жилища. Для начальных этапов развития раннепервобытнои общины была характерна неразвитость наследования имущества. Оружие, украшения и другие предметы, находившиеся в личной собственности покойного, погребались вместе с ним или оставлялись сверху на могиле. Так, в погребениях верхнепалеолитической стоянки Сунгирь найдены наконечники копий. Распространенность подобного обычая подтверждается этнографическими данными, относящимися к наиболее отсталым группам охотников. Например, еще в XIX в. у нетснлпков на могиле оставляли все личное имущество умершего. Более поздним является порядок, зафиксированный у ряда групп канадских эскимосов, когда на могиле оставляли не настоящее оружие и другие вещи в хорошем состоянии, а их модели или сломанные, негодные для дальнейшего использования вещи. У медных эскимосов наиболее ценные вещи, оставленные на могиле, через некоторое время забирались родственниками покойного 223. Отсутствие соответствующих археологических данных не позволяет ответить на вопрос, с какого времени личное имущество стало наследоваться, а не изыматься из обращения со смертью владельца. Исходя из этнографических аналогов, можно лишь предполагать, что наследование личного имущества возникает еще на этапе раннепервобытпой общн-ны охотников, собирателей и рыболовов. Видимо, еще в верхнем палеолите довольно широко практиковался межобщинный обмен. Археологическим свидетельством его служат находки кавказского обсидиана на Тельманской стоянке в Ко-стенках и еще дальше от Кавказа — на Печоре на Крутой горе, находки янтаря в Мезине, Чултове II, Добраничевке и на многих других стоянках Русской равнины. В Мезине, в 600 км от Черного моря, было найдено ожерелье из черноморских раковин, а на верхнепалеолитических стоянках, в XIX в. открытых Германии и Франции, обнаружены раковины с берегов Средиземного моря224. Судя по этнографическим данным, межобщинный обмен осуществлялся в форме дарообмена и по позднее конца верхнего палеолитл возникли длинные цепочки дарообмена, соединявшие общины, жившие далеко друг от друга. Такие цепочки связывали, например, многие племена Австралии. В результате морские раковины с северовосточного побережья Австралии доходили до ее южного побе режъя 225. Первоначально основным предметом обмена скорее всего был" природное сырье. С мезолита пли с раннего неолита в обмен включаются также изделия, в производстве которых было особенно не кусно то или другое племя. Обмен на этом этапе способствует под держанию межобщинных и межплеменных связей. Он сопровожда ется и тесно переплетается с межобщинными (межплеменными) празднествами и обрядами. Можно предполагать, что на поздних эта пах развития раннепервобытной и в начальный период позднеперво __________________ РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНЛ___________________ 209 бытноп общины межобщинный и межплеменной обмен осуществлялся примерно так же, как у австралийцев или у индейцев верховьев р. Шингу в Бразилии. В Австралии существовала специализация отдельных племен на изготовлении различных изделий: оружия, орудий труда, утвари, украшений. Например, варрамунга делали не только для себя, но и для обмена щиты, урабунна — сумки из растительных волокон и т. д.226. Сходные порядки зафиксированы у охотников и собирателей Колумбии (маку), а также у находившихся на начальном этапе позднепервобытной общнны индейцев верховьев р. Шингу в Бразилии. У всех них основой межобщинного обмена, бывшего чаще всего одновременно и межплеменным, являлась специализация отдельных племен на производстве определенных изделий или на добыче какого-то сырья и продуктов. Так, каменные топоры делали только тру-маи и супя, поскольку только на их территории имелось пригодное для производства этих орудий сырье. Камайюра изготовляли лучшие луки, а трумаи — лучшие стрелы к ним. Мехинаку делали лучшие флейты, нахуква были особенно искусны в изготовлении тыквенных сосудов, а также украшений из раковин и орехов. Только трумаи и мехинаку добывали соль, извлекая ее из золы бамбука и водяных лилий. Соответственно при межплеменном обмене трумаи выменивали своп топоры на луки камайюра, нахуква за нужные им изделия других племен давали тыквенные сосуды и украшения и т. д. и т. п. При обмене не использовался какой-либо всеобщий эквивалент, но, по утверждению некоторых исследователей, количество труда, затраченное на производство предмета, все же учитывалось при обмене, хотя при определении стоимости предмета первенствовал не этот фактор, а разнообразные причины, определявшие потребительскую стоимость предмета на данный момент. Обмен мог совершаться как отдельными лицами, так и целой общиной. В первом случае гость, приехавший в чужую общину, делал подарок человеку, в жилище которого он остановился, а перед отъездом получал ответный подарок. Во втором случае целая община отправлялась в соседнее селение и там перед общинной хижиной выкладывала привезенные ею изделия и продукты. Жители селения делали то же самое. После завершения обмена устраивались празднества, танцы, пир227. Пропорции, в которых «обменивался один предмет на другой, не фиксировались или, вернее, не были постоянными». Один и тот же предмет в одном случае мог быть обменен на один бумеранг, а в другом — на шесть бумерангов. Это было связано с тем, что потребительская стоимость предметов для лиц, вступающих в обмен, часто менялась в зависимости от самых различных причин. Отсюда А. М. Румянцев делает вывод, что «в обмен вступают не два продукта, а их хаотическая масса, меняющаяся по своему потребительскому содержанию с обеих обменивающихся сторон. Это основная характеристика возникающих межобщинных экономических связей» 228. 210 Глава третья В отличие от межобщинного внутриобщинный обмен, как отмечал уже К. Маркс, не практиковался в начальный период развития первобытной общины, т. е. в эпоху раннепервобытной общины229. Для него не было экономической основы. Люди могли свободно и без какой-либо компенсации пользоваться оружием и другими предметами, изготовленными любым членом своей общины. Не требовалось компенсации и в том случае, если одолженная вещь была сломана в процессе пользования ею. Скорее всего внутриобщинный обмен возникает лишь с развитием собственности и наследования на этапе перехода от ранне- к нозднепервобытной общине. Община — род — племя. Во второй главе уже рассматривались некоторые аспекты общественной организации раннеродового общества. По-видимому, общественные отношения, сложившиеся в начале верхнего палеолита, сохранялись большую часть этой эпохи. Изменения начинаются в конце ее и продолжаются в мезолите. Так, вытеснение общинных жилищ маленькими хижинами и различными видами временных укрытий, имевшее место в конце верхнего палеолита в приледниковой зоне Евразии, по-видимому, отражает определенные сдвиги в социальной организации в этот период, в частности в соотношении общины и семьи. На эти изменения неоднократно обращалось внимание в литературе. Если в более ранний период верхнего палеолита в Восточной Европе, как писал А. Н. Ро-гачев, возможно, существовали «устойчивые» поселения деревнями, то позднее, в конце верхнего палеолита, постоянные жилища с мощным культурным слоем, свидетельствующим о длительном обитании коллективов людей в одном месте, исчезли, а «их место заняли временные сезонные стойбища по берегам рек, содержащие очень тонкий культурный слой без остатков крупных ям, землянок и сооружений из костей» 230. Стоянки с малыми жилищами конца верхнего палеолита в Восточной Европе и Северной Азии исследовались многими археологами, например И. Г. Шовкоплясом на Украине, Н. Н. Дпковым па Камчатке, И. Г. Шовкопляс вскрыл на Добранпческой стоянке четыре хозяйственно-бытовых комплекса. Каждый состоял из небольшого наземного жилища, округлого в плане, диаметром 4 м, производственного центра с обломками камня (кости) и изделий из них, очагов и ям-хранилищ с костями животных. Эти комплексы стояли обособленно на расстоянии более 20 м один от другого. По мнению И. Г. Шовкопляса, каждый из этих комплексов был местом обитания и хозяйственной жизни небольшой (парной) семьи, входившей в состав родовой общины, населявшей стоянку в целом231. Н. Н. Диков, анализируя Ушковскую стоянку на Камчатке, писал, что уменьшение размеров жилищ к концу верхнего палеолита, возможно, вызвано кризисом хозяйства в приледниковой зоне в связи с вымиранием крупных толстокожих и возрастающей ролью охоты на более мелких животных и рыболовства и что, вероятно, селения из маленьких жилищ этого периода свидетельствуют о выделе- __________________ Р АННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА__________________ 211 нни в составе рода (точнее, родовой общины.— Л. Ф.) мелких семейных и производственных ячеек232. Такие предположения высказывались не только Н. Н. Диковым и не только в отношении прилединковой зоны Сибири и Дальнего Востока, но и в отношении Восточной Европы. В Восточной Европе лишь охота на мамонта обеспечивала коллективам первобытных охотников возможность круглогодичной оседлости в больших жилищах или деревнях из маленьких жилищ. Охота на мамонта давала этим общинам, по подсчетам палеозоологов, в шесть раз больше мяса, чем охота на остальных животных, вместе взятых233. Видимо, с конца верхнего палеолита в результате уменьшения количества зверя охотничьи коллективы стали временно (сезонно) распадаться на мелкие семейные производственные группы, сочетающие охоту с собирательством 234. В результате крупная родовая община расщепилась на мелкие бродячие коллективы, которые в поисках пищи вынуждены были систематически передвигаться, собираясь вместе лишь несколько раз в году. В этих условиях род в значительной степени утерял хозяйственные функции и сохранился преимущественно как брачно-регули-рующее и надстроечное объединение. Жизнь мелкими группами родственников, иногда, вероятно (как это имело место у охотников и собирателей нового времени), делившимися даже на парные семьи, привела к значительному укреплению экономической роли последней. Ликвидация оседлости и жизнь мелкими родственными группами, когда члены одного рода подолгу не встречались друг с другом, естественно, вела к ослаблению родовых связей, к объединению в составе одной общины тех групп людей из разных родов, которые кочевали по соседству друг с другом. Так, вероятно, в Европе и Сибири возникали дисперснородовые общины, в которых родовые связи уже не совпадали в основном с территориальными, а пересекались с ними, давая в сумме картину, подобную той, которую этнографы наблюдали у аборигенов Австралии. По-видимому, все это способствовало нарушению прежней унилиненной материнской филиации и возникновению в зависимости от конкретных обстоятельств (которые надо исследовать в каждом отдельном случае) общин билинейных, с двойной филиацией, а также отцовскородовых. Эти процессы продолжались п в мезолите. Локальные группы с однородовым ядром сменяются во многих племенах охотников и собирателей аморфными территориальными объединениями, включающими членов нескольких родов. На протяжении года состав таких объединений в зависимости от хозяйственных и иных потребностей часто меняется. Такие аморфные объединения описаны, например, М. Меггитом у валбпртт. Дж. Бердселл на австралийском же материале показал механизм и динамику превращения сравнительно устойчивых общин прошлого в аморфные мно-городовые группы новеишего времени^. 212 Глава третья Компактнородовые общины были утрачены далеко не всеми племенами охотников и собирателей. Так, у индейцев она (селькнам) в начале 20-х годов XX в. ядро каждой общины образовывал один отцовский род. В состав селькнам входили 39 локализованных родов, членство в которых, включая права на родовую собственность, являлось пожизненным, счет родства велся по отцовской линии, все члены рода признавали свое происхождение от общего мифического предка, строго соблюдалась родовая экзогамия и т. д. Таким образом, очевидно, что перед нами никак не билинейная община, а ранний отцовский род 23°. Каждый из этих родов составлял ядро общины с числом членов от 40 до 120 человек. В связи с потребностями собирательского и охотничьего хозяйства родовая община в повседневной жизни делилась на несколько маленьких хозяйственных групп, передвигавшихся в пределах родовой территории. Состав таких мелких групп часто менялся в зависимости от производственных потребностей, но все эти изменения совершались в границах патрилиней-ной родовой структуры. Парные семьи, хотя и выделялись в составе родовой общины, но не обладали ни экономической, ни социальной самостоятельностью237. Каждый род имел своего старейшину. Его звание не наследственно. Итак, судя по этнографическим данным, можно предположить, что мезолитические охотники саванн и памп Южной Америки образовывали племена, состоящие из родовых общин. И в целом представляется ошибочным широко распространенное представление о типичности для охотников и собирателей билинейной дородовой общины. Материалы об индейцах она Америки подтверждают точку зрения многих советских исследователей о ранном возникновении родовой общины, которая иногда до новейшего времени оставалась материнской, например у веддов. Лесные ведды делились па 10 общин «варуге». Каждая из них имела свою территорию. В границах ее все члены варуге имели равные права на охотничьи земли, рыболовные угодья, места произрастания съедобных растений, естественные укрытия — гроты и пещеры. У лесных веддов существовали матрилииейность и матрилокаль-ность. Кросс-кузенньш брак считался идеальной формой брака, а орто-кузенный осуждался как кровосмешение. Практиковались левират и сорорат. И брак и развод не сопровождались какими-либо сложными церемониями. Женщина в браке пользовалась равными правами с мужчиной 238. Иными словами, у лесных веддов сохранялись многие черты, присущие материнскому роду. И судя по различению в терминологии родства параллельных и кросс-кузенов, но взгляду на встречающиеся теперь иногда орто-кузенные браки как на кровосмесительные, у веддов в прошлом существовала родовая экзогамия. В XX в. этот обычай уже не соблюдался. Каждая варуге, несколько веков назад, видимо, являвшаяся родовой общиной, пред- ________________ РЛННЕПЕРВОБЫТНЛЯ ОБЩИНЛ_____________. ______ 213 ставляла в XX в. объединение, самостоятельное во всех отношениях, и связи между отдельными родовыми группами стали незначительны. Не исключено, па наш взгляд, что когда-то группы варуге образовывали общности более высокого порядка — племена. Их исчезновение, а также нарушение экзогамии могли быть связаны с выходом большей части веддов из лесов и переходом к сельскому хозяйству н поселению деревнями, уже не связанными с прежними родовыми делениями239. Думается, прав археолог П. Дериянагала, считающий, что вариации, выявляющиеся при сравнении синхронных археологических материалов из разных пещер, отражают племенное деление веддов п могут ассоциироваться с племенными названиями, известными из исторических источников240. У веддов, оставшихся в лесах, вся варуге редко собирается вместе. Обычно ее члены и живут, и охотятся маленькими коллективами по 2—5 семей в каждом. Эти коллективы ведут подвижный образ жизни, периодически в соответствии с сезонами охоты и собирательства переходя пз одного грота в другой, а в засушливое время года передвигаясь по берегам лесных рек и ночуя в шалашах или просто под кроной деревьев. В то же время многие отсталые охотники и собиратели ко времени, когда они были исследованы учеными, не имели родовой организации. Так обстояло дело у американских эскимосов, северных атапасков, алгоикшюв, бушменов, хадза и т. п. У них были только более или менее аморфные территориальные общины. Несколько таких общин образовывали племя. Последнее выступало как этническая общность, по не имело органов управления. Характерными примерами аморфных общин являются общппы бушменов кунг и гвп. Наиболее важная социальная единица общества бушменов — локальная группа. Это автономный коллектив, в целом ответственный за действия своих членов по отношению к соседним локальным группам. Локальной группой руководят наиболее искусные охотники и старики. Локальные группы (общины) северо-западных племен бушменов (хейкум, кунг и др.) имели, по данным И. Шаперы, наследственных вождей. По подсчетам первых европейских исследователей, численность общины достигала 100— 150 человек. Позднее она значительно сократилась и чаще всего колебалась от 30 до 60 человек. По-видимому, члены общппы по большей частн связапы между собой отношениями родства. По крайней мере у кунг Анголы члены общины почти всегда состоят, в родстве между собой. Так же обстоит дело у бушменов пустыни Намнб. Как отмечает И. Шапера, обычно кунг вступали в браг; вне своей общины. Преобладал патрило-кальный брак241. Нам кажется с учетом вышесказанного, что в прошлом у бушменов была родовая организация, хотя надо признать, что этот вопрос остается не вполне ясным ввиду отсутствия данных. Каждая локальная группа осваивает определенную территорию. В ее пределах она имеет права на водные источники, заросли орехов 214 Глава третья мангетти и другие ресурсы. На этой же территории обычно ведется и охота. У ряда племен раненое животное можно преследовать и на землях соседних локальных групп своего племени, но за это им надо отдать часть добычи. Большую часть года локальная группа не функционирует как единое целое, а разделяется на подгруппы из одной пли нескольких семей каждая242. Еще более аморфна, чем у кунг я хейкум, община бушменов гви. X. Танака обращает внимание на неустойчивость состава общины гви, на непостоянство ее размера. Их община может включать от одной до двадцати элементарных семей. Это зависит от обилия или, наоборот, нехватка пищи на данной территории, желания устроить коллективную охоту или отсутствия такого и ряда других факторов. Раз в несколько дней или в несколько недель община переселяется на новое место. Это обычно сопровождается изменениями в ее составе. И в этом отношении гви напоминают хадза. Родовая организация у гви отсутствует. Система родства у них классификационная, но не унилинейная243. Нам думается, что преобладание у кунг и, видимо, у большинства бушменов гвп растительной пищи, сбор которой не требовал координации п кооперации усилий коллектива, могло способствовать аморфности и неустойчивости социальной организации этих этнографических групп. В последние десятилетия работами многих советских и зарубежных специалистов было доказано, что аморфным территориальным общинам эскимосов, индейцев Американского Севера и амазонских лесов, равно как и многих других народов, предшествовали родовые общины244. Выше мы уже высказывали предположение, что ослабление родовой организации, утрата родом многих его функций мог-. ли происходить еще с конца верхнего палеолита — начала мезолита и продолжаться позднее в результате изменения экологической обстановки. На первый план в этом случае выступали разные виды территориальных общин, на которые проецировались многие функции рода. Подобные общины существовали, например, у канадских эскимосов. Они жили общинами, каждая из которых осваивала определенную территорию. Такая община насчитывала в среднем около 100 человек. Ее члены были связаны узами родства, разнообразными формами соседских взаимоотношений, включавших раздел добычи, общие обряды, песенные соревнования и т. д. У иглуликов и некоторых других эскимосов во главе общины стоял старейшина. Зимой каждая община образовывала одно стойбище на морских льдах, и ее члены занимались охотой на тюленей через продушины. Совместная жизнь общины длилась до пяти месяцев в год. На остальное время община расщеплялась на несколько охотничьих групп, насчитывавших каждая от 5 до 50 человек и состоявших из больших или иногда малых семей245. РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА 215 Из-за отсутствия этнографических аналогов трудно сказать что-либо определенное о сложении племенной общности на протяжении эпохи верхнего палеолита. Судя по увеличению за этот период числа четко очерченных археологических культур, можно предполагать, что признаки племенной общности постепенно становились более ярко выраженными. Складывающееся племя территориально, этнически и социально все определеннее выделялось из более широких этнокультурных образований (этнокультурных областей, по терминологии А. А. Формозова) 246. Более единообразными и отличными от присущих соседним племенам становятся племенная культура и язык, уменьшается число межплеменных браков, укрепляется племенная экономическая общность. Вероятно, в эту же эпоху складываются племенные обряды, возникает племенное самосознание и, может быть, также самоназвание. К мезолиту племя вполне оформляется как этническая общность, если считать, что «этнос (в узком значении этого термина) может быть определен как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка и культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме)»247. Этому определению отвечали, например, две территориальные группы индейцев она Огненной Земли *. Одна из них называла себя хауш (также манекенкн), а другая — селькнам. Хауш и сельк-нам говорили на родственных языках лингвистической семьи чон, различались они и по своей культуре. В то же время те и другие относились к одному хозяйственно-культурному типу пеших охотников. Это, как и язык, сближало их с техуэльче — пешими охотниками пампы и отделяло от их соседей — морских охотников и собирателей — яганов и алакалуфов 248. Селькнам подразделялись на северных и южных. Между ними имелись довольно небольшие языковые (диалектальные) и культурные различия. Отношения между северными и южными селькнам характеризовались некоторой враждебностью. Общая численность она к 80-м годам XIX в. составляла около 2000 человек. С вторжением на остров золотоискателей и овцеводов, безжалостно истреблявших индейцев, численность последних стала быстро уменьшаться. К 1910 г. их осталось 279 человек, к середине 20-х годов около 100 человек. Из них только один был хауш, а остальные — селькнам. Нам думается, учитывая различия в самоназваниях, языке и Культуре, что хауш и селькнам были отдельными, хотя и родствен- * Как было установлено исследованиями, проведенпыми в XIX в., она не самоназвание, а слово, которым пользовались яганы для обозначения этих индейцев. 216 Глава третья ными между собой племенами. Северное и южное подразделения селышам, возможно, были двумя фратриями этого племени. Но не исключено, что они являлись просто территориальными подразделениями племени селькнам. У бушменов несколько соседних групп составляли племя численностью до 500 человек. Каждое племя имело свое самоназвание. Локальные группы, входящие в племя, говорили на одном языке. Преимущественно между соплеменниками заключаются браки. В период изобилия пищи все племя собирается вместе и устраиваются общеплеменные празднества, но в общем роль племени в социальной структуре бушменов, по крайней мере в XX в., была невелика. Оно выступало главным образом как этническая, а но социальная общность. Племенной организации нет 249. У эскимосов канадской Арктики пять-шесть общин, кочевавших в пределах вполне определенной территории, образовывали племя. Как правило, и заключение браков, и переход людей из одной общины в другую совершались только в своем племени. Все люди племени говорили на одном диалекте, имели общие обычаи, были связаны друг с другом кровным родством или по браку. И территориально и в' самосознании они четко отличали себя от людей из соседних иле-мен250. Лишь немногие племена эпохи раннепервобытной общины имели общеплеменную организацию во главе с вождем (яруро). Брак и семья. Ни археологические материалы, ни этнографические данные о характере брачно-семейных отношений в обществах охотников и собирателей нового и новейшего времени не дают однозначного ответа на вопрос о том, как эти отношения возникли и эволюционировали на протяжении каменного века. По этому вопросу есть много гипотез. Как правило, их можно свести к двум основным. Согласно одной из них, разделяемой в советской науке преимущественно археологами, еще в верхнем палеолите общины состояли из малых семей, которые нередко жили в отдельных хижинах, составлявших в сумме общинно-родовой поселок. Эти малые семьи были важными производственными ячейками, вне зависимости от того, жили ли они в односемейных жилищах или в большом жилище, где каждая семья имела свой очаг251. В пользу этой гипотезы обычно не приводятся какие-либо аргументы, кроме ссылки па наличие на верхнепалеолитических- стоянках небольших одноочажных жилищ, на соответствие числа очагов и производственных мест, а также на будто бы существующее повсюду в обществах охотников и морских зверобоев распределение добычи по малым семьям 252. Сторонники подобной точки зрения смешивают два различных вопроса: о времени возникновения парного брака н элементарной семьи и о времени выделения ее в качестве в значительной мере самостоятельной экономической ячейки.
|