Глава вторая 5 страница
В то же время у Ренигупты очень невелики параллели с относящейся к ранней поре позднего палеолита стоянкой Кара-Кумар в Афганистане и отсутствуют аналогии с поздним палеолитом Средней Азии. Для мезолита Индостана характерна микролитическая индустрия, обнаруживающая черты «генетической связи с местным поздним палеолитом типа Ренигунты» 87. Как отмечают индийские исследователи, микропластины конца верхнего палеолита встречаются и в последующую эпоху, включая неолит88. Наличие микролитов позволяет включить мезолит Индостана в обширный круг мезолитических культур Европы, Северной Африки, Ближнего Востока с микролитической индустрией. В мезолите полуостров Индостан был широко заселен. Известно большое число местонахождений с микролитической каменной индустрией. Подавляющее большинство их расположено в Западной, __________________ РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА_________________ 157 Центральной и Северо-Восточной Индии. Основными типами поселений в эту эпоху были пещеры, площадки под скальными навесами,, открытые стоянки по берегам рек, на склонах холмов (иногда вдали от рек), на песчаных дюнах89. С мезолитом Индии, особенно южиой, довольно схож мезолит Шри-Ланка. Памятники каменного века, содержащие мезолитический" материал, встречаются здесь как в пещерах, так и под открытым небом. Археологические местонахождения Шри-Ланка, в частности местонахождения в пещерах Нилгала, Бамбара Гала и др., захватывают мезолит лишь самой древней своей частью. Остальная масса куль-турных остатков является неолитической, а самые поздние из них принадлежат ведда, чья культура, как она предстает в описаниях путешественников XVII—XVIII вв., была близка и генетически связана с культурой людей, живших в пещерах острова в значительно более отдаленное время, в том числе в мезолите. Это следствие того, что для Шри-Ланка, как и для Индии, характерно отсутствие резких граней между мезолитом и неолитом90. Подобное отсутствие четких границ при переходе от одной эпохи к другой обычно также для каменного века Бирмы, Вьетнама и некоторых других стран Юго-Восточной Азии. В отличие от мезолита стран Юго-Восточной Азии и Индостана в мезолите Шри-Ланка встречаются маленькие каменные наконечники с отжимной ретушью. Судя по их размерам, это были наконечники стрел. Для мезолитического каменного инвентаря Шрп-Лапка типичны микролиты геометрической формы и орудия, изготовленные и? маленьких отщепов. Вследствие крайне слабой изученности позднего палеолита этого региона мало что можно сказать о хозяйстве, культуре, образе жизни позднепалеолитических жителей Индии и Шри-Ланка. В литературе неоднократно высказывалось предположение, что-коль скоро климат и фауна Южной Азии оставались более или менее неизменными на протяжении всего плейстоцена и даже в голоцене (биологические перемены в основном происходили в этом регионе значительно раньше, па границе плиоцена и плейстоцена), то образ жизни людей в позднепалеолитическую эпоху был продолжением: образа жизни их раннепалеолитических предшественников. В мезолите, согласно тому же предположению, охотники и собиратели могли сохранять образ жизни их верхнепалеолитических предков91. Нам этот взгляд кажется верным скорее не для Южной, а для Юго-Восточной Азии, где природная среда также не менялась существенным образом на протяжении плейстоцена, а культура палеолитических людей современного физического типа не отличалась резко-от культуры их нижнепалеолитических предшественников (например, ранняя и позднеаньятская культура Бирмы). Напротив, поздний палеолит в Индии, как отмечалось выше, отличался и набором орудий и техникой их изготовления от нижнего палеолита. Это может быть указанием на изменение хозяйства и всей материальной куль- 158 Глава третья туры, а не только каменного инвентаря при переходе от нижнего к верхнему (позднему) палеолиту. При смене его мезолитом каменная индустрия полуострова Индостан опять-таки приобретает новый облик. Ее характерным элементом становятся микролиты. Это скорее всего служит свидетельством какого-то изменения в характере хозяйства, как это, например, имело место в Европе или Америке, одновременно со сходным изменением характера каменного инвентаря на рубеже верхнего палеолита и мезолита. Вместе с тем вероятно, что в связи с устойчивостью природной среды в хозяйственно-культурном развитии палеолитических и мезолитических обитателей Южной Азии отсутствовали такие резкие кризисы, как, например, кризис, имевший место в конце верхнего палеолита в приледниковой зоне Европы. Наряду с другими открытым остается вопрос о том, каким было ■ соотношение охоты и собирательства в верхнем палеолите и мезолите Южной Азии. В литературе высказывались общие соображения в пользу того, что племена тропических лесов больше зависят от растительной пищи, чем обитатели открытых пространств. Такие соображения нередко вступают в противоречие с фактическим материалом. Например, нет оснований утверждать, что собирательство играло большую роль в хозяйстве немногих племен тропических лесов Америки, ire занимавшихся земледелием (маку, ботокуды, до XVII в. некоторые племена яноама и др.), чем у охотников и собирателей льяносов, т. е. открытых пространств 92. Возвращаясь к определению хозяйства мезолитических обитателей Южной Азии, постараемся исходить только из фактов, относящихся к этому региону и сопредельным областям Юго-Восточной Азии. В Индии в Лангиадже вместе с микролитами обнаружены кости рыб, водных животных. Там же обнаружена керамика. Скорее всего здесь, как и во многих других местонахождениях микролитов, смешан мезолитический и неолитический материал. Поэтому о развитии у.мезолитических обитателей Индии рыболовства можно говорит^ лишь предположительно. В Шри-Ланка на стоянках с мезолитической индустрией найдены костн оленей, кабанов, белок, осколки раковин моллюсков. По-видимому, обитатели этих стоянок сочетали в своем хозяйстве охоту с луком и стрелами, а вероятно, также с помощью ловушек и собг.-рательство (моллюсков, орехов, плодов). В некоторых странах Юго-Восточпой Азии (Кампучии, Лаосе, на -Филиппинах и т. д.) памятники эпохи позднего палеолита неизвестны. Неясным остается культурно-историческое положение тат; называемой саигирапскоп индустрии Явы и Сулавеси. Для нее характерно сочетание грубых клектопских пижпепалеолитическнх отщепов и удлиненных пластин, скребков, острпй и сверл, одновременно напомп- _________________ РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА________________ 159 нающих муетьерскую и позднепалеолитическую технику Средней Азии, Европы и Африки. По мнению П. И. Борисковского, сангиран-ская культура может быть отнесена как к среднему, так и к позднему палеолиту93. Древнейший позднепалеолитический памятник Юго-Восточной Азии — пещера Ниа, расположенная на северо-западе Калимантана.. Здесь найден череп Homo sapiens ниже слоя с углем с датировкой по Сн в 41500+100 лет. В культурных слоях II и III фазы стоянки найдены орудия, датируемые по абсолютной шкале от 41500 да 19570 лет тому назад. Это главным образом массивные гальки с несколькими сколами. Многие из них напоминают олдовайские орудия и, возможно, пе были бы признаны изделием человеческих рук, если бы находились вне культурного слоя. Лишь в верхней части слоя III фазы появляются отщепы, в том числе пластинчатые, и острия из кости. Для мезолитических слоев Ниа (фаза IV) древнейшими датами являются 11030+280 и 10110 ±300 лет назад. Выше мезолитических слоев лежит ранпенеолитический слой с датировкой 6000 лет назад. Характерными орудиями мезолита и раннего неолита Ниа являются отщепы, топоры «Суматра», т. е. овальные округлые гальки, оббитые грубыми сколами с одной стороны, и бакшонекпе топоры с подшли-фованным лезвием. Многослойная стоянка в пещере Ниа пе стоит особняком среди позднепалеолнтическнх, мезолитических и ранненеолнтичеекпх культур Юго-Восточной Азии. Поздний (по датировке) палеолит Ниа напоминает древний палеолит, а также верхнепалеолитическую позднеаньятскую культуру Бирмы, а мезолит и неолит Ниа примыкает к широко распространенным в Юго-Восточной Азии, в частности во Вьетнаме, мезолитической хоабипьской и неолитической бакшонской культурам94. Типичная особенность их — отсутствие резких границ между различными эпохами каменного века. Это нашло свое отражение даже в классификации одной из этих культур. В Бирме и нижне- и верхнепалеолитическая культура называется аньятской с подразделением па рапне-апьятскую (нижпепалеолитнческую) и поздиеаньятскую (верхнепалеолитическую). Для аньятской культуры на всем ее протяжении типичны орудия из кремнистого туфа, риолнта (вулканическая порода) и ископаемого дерева. Это ручные тесла, массивные рубящие орудия (чогшеры, чопшшги) и клектонекпе отщеиы. Верхнепалеолнтические позднеаньятские орудия отличаются от раннеаньятских другими геологическими условиями залеганий, меньшей патиной и меньшими размерами. Единственная новая форма орудий, появляющаяся в позднем апьяте, — скребки. Ранний п поздний аньят не только схожи между собой, но и типологически едины внутри себя. Лишь в неолите в Бирме появляются типичные элементы позд-непалеолнтического комплекса Ближнего Востока, Сибири, Америки 160 Глава третья и некоторых других регионов, а именно — удлиненные пластинки и призматические нуклеусы. Сравнительно недавно, в конце 60-х годов, во Вьетнаме были найдены первые памятники культуры верхнего палеолита. Это памятники культуры шонвп. В течение последующего десятилетия их было открыто около 120. Подавляющая часть местонахождений верхнего палеолита сосредоточена в провинции Виньфу, но они встречаются и во многих других провинциях Северного Вьетнама: Лайчау, Шонла, Хабак и др. Большая часть памятников культуры шонви залегает под открытым небом вблизи источников питьевой воды и в местах, богатых материалом для изготовления орудий. Встречаются стоянки люден шонви и в пещерах. Свои орудия люди культуры шонви изготовляли главным образом из крупных речных кварцевых и кварцитовых галек посредством •оббивкп. Основными типами орудий были грубо обработанные чоп-перы и скребла. Значительно реже галечных встречаются в слоях шонвп орудия из кости и раковин. В палеофауне стоянок шонвп, много раковин моллюсков, особенно брюхоногих, попадаются также остатки крупных животных — оленей, носорогов и др. Судя по палеофауне, люди шонви были собирателями и охотниками. По радиоуглеродной датировке культура шонви существовала во временном промежутке 33 тыс.— 11 тыс. лет назад. 11 тыс. лег назад совершился переход от верхнеплейстоценовой верхнепалеолитической культуры шоптщ к голоценовой, по геологической датировке, и мезолитической, по археологической периодизации, хоабпньской культуре, продолжавшей галечные традиции шонви. Самый поздний памятник культуры шонвп — пещера Хангпонг 1 с радиоуглеродной.датой 11330±180 лет, а самый ранний памятник хоабиньской культуры—пещера Шунгшам.с радиоуглеродной датой 11365 + 80. По мнению исследователя культуры шонви Нгуен Кхак Шп, судя по некоторым находкам, культура шонви, кроме Северного Вьетнама, была распространена также па юге Китая и в Таиланде90. Значительно полнее, чем верхнепалеолитические, в Юго-Восточной Азии представлены мезолитические памятники хоабиньской культуры. Хоабиньская культура была широко распространена не только во Вьетнаме, но и в Лаосе, Таиланде, Южном Китае, на полуострове Малакка, в Индонезии, главным образом на Суматре. Влияние хоабиньской культуры явственно ощущается и в Австралии в первую половину голоцена, ранее 5 тыс. лет назад. Стоянки людей с хоабиньской культурой находят преимущественно в пещерах. Видимо, ее носители заселяли прежде всего горные районы Юго-Восточной Азии. В то же время стоянки хоабиньской культуры обнаружены и на морских побережьях Вьетнама, Китая, Малайзии и Индонезии. В горных районах хоабиньцы устраивали своп стоянки в пещерах вблизи источников воды —рек или ручьев. В большинстве хоабинь- ских пещер (а их только во Вьетнаме найдено около 70) люди с не- __________________ РАННЕПЕРВО БЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 161 большими перерывами жили годами, но некоторые пещеры были использованы лишь для кратковременных остановок96. Орудия хоабиньцев массивны. В основном они изготовлены из речных галек, которые подверглись минимальной обработке. Они могут быть подразделены на 8 основных типов, по это очень условное деление, так как один тип переходит в другой. Наиболее часты топоры и скребловпдные орудия. Эти и другие орудия из галек были предназначены для обработки дерева и бамбука. Среди орудий хоабпньской культуры мало отщепов камня, мало орудий из кости, совсем нет каменных пли костяных наконечников стрел и копий. Их заменяли щепки, острия, наконечники из бамбука. Такое использование бамбука широко известно по этнографическим данным. По твердости орудия из бамбука уступали орудиям из камня и кости, но зато материал для них имелся в изобилии и сделать орудия из бамбука, как показали экспериментальные исследования, проще, чем из камня 97. Очевидно, такие операции, как резание, пиление, прокалывание, производились с помощью орудий из бамбука, а также острых осколков раковин, а на долю каменных орудий оставались более грубые операции, и прежде всего рубка дерева и бамбука. В палеофауне хоабпньских стоянок преобладают раковины съедобных моллюсков. В некоторых пещерах наряду с речными найдены и раковины морских моллюсков. В небольшом количестве встречаются также раздробленные и обожженные кости грызунов, оленей, кабанов, хищников и рыб. Немногочисленность костей животных п, напротив, очень большое число раковин на стоянках позволили П. И. Борисковскому сделать вывод, что, видимо, хоабиньцы «были не столько охотниками, сколько собирателями» 98. В ппщу также употреблялись съедобные плоды, коренья и т. п. Наличие же морских раковин может служить указанием на то, что временами обитатели ближайших к морю пещер спускались с гор и посещали морские побережья. Те же, кто постоянно жил здесь, сочетали в своем хозяйстве сбор морских моллюсков с рыболовством на прибрежном шельфе и охотой на дюгоней, черепах, свиней, оленей. Хоабнньская культура существует до VII тыс. до н. э. В некоторых районах она сохраняется до 3 тыс. лет до н. э. В Северном Вьетнаме хоабппь постепенно, без резких граней, переходит в paiiHeneoj литическую бакшонскую культуру, одними из особенностей которой являются топоры с подшлифованньта лезвием, бакшонский знак, т. е. удлиненные гальки с парными параллельными узкими желобками не вполне ясного назначения, и шнуровая керамика. Судя по палеофауне бакшонскнх пещерных стоянок, их обитатели, как и хоабиньцы'. занимались сбором съедобных моллюсков больше, чем охотой. Л на иобережьях в это же время складывается неолитическая культура создателей раковинных куч. В делом материальная культура верхнего палеолита, мезолита и 6 История первобытного общества 162 Глава третья раннего неолита Юго-Восточной Азии выглядит более грубой и бедной по сравнению, например, с культурой соответствующих эпох Европы. Каменные орудия Юго-Восточной Азии массивны, грубо отделаны, отсутствуют многие типы орудий из камня и кости (наконечники, проколки и т. д.), нет долговременных искусственных жилищ. Все это не может считаться свидетельством отставания культур каменного века Юго-Восточной Азии от синхронных культур других регионов. Массивность орудий — результат приспособления к условиям тропического леса, постоянной потребности рубить деревья; орудия для тонких работ и наконечники отсутствуют, так как они изготовлялись из бамбука и не сохранились; долговременные постройки не были необходимы в условиях тропиков и при обилии пещер и гротов. Вместе с тем именно в Юго-Восточной Азии обнаружен древнейший череп Homo sapiens. Видимо, здесь был один из самых ранних, если не самый ранний, очаг сапиентации. А переход от неандертальцев к неоантропам неизбежно сопровождался увеличением творческих возможностей, способности создавать культурные ценности. Юго-Восточная Азия далекого прошлого — не только ранний очаг сапиентации, но и, возможно, область раннего зарождения земледелия. В 60-х годах XX в. Ч. Горманом в нижнем IV слое пещеры Духов на северо-западе Таиланда, датируемом радиокарбоиом 9180± ±360 лет назад, была найдена стоянка с типичными хоабиньскими орудиями и остатками собранных людьми диких растений: бобов, гороха, миндаля, бетеля и некоторых других". Вероятно, в пещере Духов жила круглый год какая-то группа охотников и собирателей, потомки которых позже могли начать выращивать растения. Сходство верхнего палеолита с нижним, примитивный облик мезолитического каменного инвентаря в Юго-Восточной Азии было бы ошибочно трактовать как свидетельства замедленного развития культуры в этом регионе в каменном веке. Восточная Азия. Имеющиеся в литературе сведения о палеолите и мезолите Китая очень ограничены. В целом в палеолите и мезолите Северный Китай был близок к Сибири, а Южный Китай тяготел к Юго-Восточной Азии. Датировка местонахождения палеолита и мезолита в Южном Китае часто неясна. В пяти пещерах Гуан-сп-Чжуанского района найдены каменные орудия из расколотых и оббитых галек. В провинции Юньнань собраны отщепы клектонского типа, плохо оббитые скребла, скребок. В провинции Гуйчжоу найдены орудия палеолитического облика вместе с костями ископаемых животных. Возраст этих орудий в пределах палеолита неясен. В провинции Гуандун открыты две стоянки с каменными орудиями, относящимися к палеолиту или мезолиту. П. П. Борисковскнй считает преждевременным делать определенные выводы о возрасте этих местонахождении древнекаменного века. Такую же осторожность проявляют в оценке возраста этих местопа- _____________ РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 103 хождений и другие советские и зарубежные специалисты шо. Поэтому мы можем только присоединиться к мнению П. И. Борисковского, что сведения о палеолите Южного Китая «очень скудны и отрывочны, не дают возможности составить сколько-нибудь целостное представление о древнейшей истории этой обширной страны» 101. В мезолите Южный Китай (южнее р. Янцзы) входил в ареал распространения хоабиньской культуры. Мы не станем повторять здесь характеристику этой культуры, которая дается в разделе о Южной и Юго-Восточной Азии, заметим лишь, что хоабиньцы Южного Китая, как и хоабиньцы Индокитая, были прежде всего собирателями (моллюсков и т. д.). Охота и рыболовство, по-видимому, имели для них меньшее значение 102. В Северном и Центральном Китае люди жили непрерывно начиная с нижнего палеолита. Но более поздние культуры не имеют четкой датировки, и часто неясно, оставлены ли они людьми конца мустье пли начала верхнего палеолита, прогрессивными палеоантропами или неоантропами. Одним из наиболее известных памятников Северного Китая, относимых к верхнему палеолиту и сугубо предположительно датируемых временем 25—30 тыс. лет назад, является Верхняя пещера в Чжоукоудяне. Найденные орудия в основном сделаны из кварцита и кремня и типологически близки к изделиям из нижнепалеолитнческого местонахождения 1 Чжоукоудянь: галечные рубящие инструменты, ретушированные отщепы, массивные пластины шз. Значительное число стоянок, синхронных европейскому позднему мустье и верхнему палеолиту, исследовано в Ордосе, датировка их неясна. Одни исследователи (Пэй Вэньчжун, У Жукан) датируют их нижним палеолитом, другие (Э. Лиссан, Чжап-Гуанчжи) — концом среднего — началом верхнего палеолита. А. П. Деревянно относит эти памятники к первой половине верхнего плейстоцена и полагает, что они были оставлены человеком современного физического типа. Один из наиболее известных памятников Ордоса — поселение Шароосогал. Найденные здесь орудия имеют небольшие размеры. Это микроскребки, микроострия, проколки, резцы, орудия из кости 104. Остатки палеофауны, найденной в Верхней пещере Чжоукоу-дяня, — дикая свинья, олень, слон — дают некоторое представление «том, на кого охотились поздние палеоантропы и ранние неоантропы Ордоса. Конец позднего палеолита и мезолит Северного Кптая, Маньчжурии, Внутренней Монголии, Сшщзяна изучены очень слабо п трудно отделимы как друг от друга, так и от неолита. Здесь обнаружено неболыпое число стоянок и местонахождений с микролитической индустрией, а в неолите (но, видимо, не с его начала) появляется керамика. Население было редким, устраивало спои стоянки у источников воды, а пропитание добывало охотой и собирательством в степях и 164 Глава третья полупустынях, составлявших тогда типичный ландшафт Северного Китая. Япония. В Японии в эпоху вюрма (висконсинского оледенения) основные острова были соединены не только друг с другом, но и с Азией через Сахалин, тогда составлявший часть этого континента. Как нередко выражаются зарубежные археологи, Япония образовывала в это время тупик или «аппендикс» Азии, куда неоднократно переселялись люди, так как Япония, по-видимому, была связана с материком до конца плейстоцена. Люди впервые появились в Японии в позднеашельское или мусть- ерское время (стоянка Содзюбай на о-ве Кюсю). А с верхнего палеолита, примерно 20 тыс. лет назад, в Японии фиксируется археологами последовательный ряд верхнепалеолитических и мезолитических культур охотников и собирателей 105. Особенно много верхнепалеолитических стоянок иа Хоккайдо. Это прежде всего стоянки Сиратаки с датировкой от 20 до 10 тыс. лет назад. На наиболее ранних стоянках этой группы один из характерных типов орудий — резцы. Позднее появляются двусторонне обработанные черешковидные и ромбовидные наконечники стрел L(12—11 тыс. лет назад), микронуклеусы и микролезвия и т. д.105 Очень рано, около 13 тыс. лет назад, т. е. в конце верхнего плейстоцена, многие группы древних жителей Японии селятся на морских берегах и берегах озер, и основными источниками питания этих людей становятся съедобные моллюски, а также рыба. Наряду с этим продолжает вестись охота на оленей и диких свиней. Жили эти собиратели, рыболовы и охотники в круглых полуподземных жилищах, имевших в центре один очаг. Эта с самого возникновения мезолитическая по облику культура (хотя она и сложилась не в голоцене, а еще в конце верхнего плейстоцена) получила у японских археологов название Дземон. Дземон прошел в своем развитии несколько этапов, но большую часть своей истории люди дземона были оседлыми приморскими собирателями, рыболовами и охотниками. В конце этой культуры возникает земледелие. Значительно раньше появляется керамика 107. До настоящего времени остается дискуссионным вопрос, в какой степени развитие культур каменного века Японии было обязано внешним влияниям, а в какой совершалось па местной основе. Преобладающей является идея о большем значении внешнего влияния. Ее развивают в своих исследованиях А. 11. Окладников и Р. С. Васильевский 108. Они обращают внимание на наличие на стоянке Хе-ре-Уул в Монголии таких характерных элементов, как гобпйскне нуклеусы, резцы верхоленского типа (они же резцы типа Арая), лы-жевидные и краевые сколы, скребловидные орудия с полулунно-выпуклым рабочим краем и некоторые другие, представленные в разных сочетаниях иа стоянках верхнего палеолита и мезолита Японии, а также в Приморье, на Сахалине и Камчатке. Из этого А. П. Окладников, а вслед за ним Р. С. Васильевский делают вывод, что «Во- __________________ РАННЕПЕРВОПЫТНЛЯ ОБЩИНА___________________ 165 сточная Монголия была тем центром, откуда шли культурные импульсы на север и восток», и именно под влиянием этих импульсов из Внутренней Азии «складываются и развиваются палеолитические и мезолитические культуры Японских островов и Советского Дальнего Востока» 109. В отличие от А. П. Окладникова и Р. С. Васильевского В. Е. Ла-ричев придает материковому влиянию меньшее значение и особенно подчеркивает преемственность палеолита и мезолита Японии, в частности местные истоки мезолитической техники микропластин110. Несмотря на эти разногласия, пожалуй, все исследователи согласны, что в конце палеолита и мезолита Дальний Восток, Япония, Аляска и Алеутские острова образовывали единую культурную область. Это, конечно, не исключало наличия локальных различий, которые постепенно возрастали. Дальний Восток. Хотя в Северном Китае палеолитическая культура и развивалась в течение очень длительного времени, но, как показали исследования советских археологов, она не была той основой, на которой выросли позднейшие культуры Советского Дальнего Востока — Приамурья и Приморья. Между средне- и верхнепалео-литпческими памятниками Северного Китая и памятниками каменного века Дальнего Востока мало общего. В последних начиная с самых ранних из них (Кумары II, Тамбовка, Осиповка 1) сосуществуют леваллуазская и древняя галечная техника, что отличает древние комплексы этой территории от северокитайских. Зато наличие двух традиций, галечной и леваллуазской, роднит Приамурье и Приморье с Монголией, указывая на последнюю как на область, откуда шло заселение Дальнего Востока111. Культурные влияния из этой области распространялись на обширную территорию к северу и востоку от Монголии, включая, в частности, Японию и Алеутские острова. Конечно, в отдельных частях того ареала, на который распространялось влияние культур каменного века Монголии, имелось локальное своеобразие. В Приамурье и Приморье климат был несравненно мягче, чем в Сибири и на Северо-Востоке Азии, и это наложило отпечаток на жизнь обитателей юга Дальнего Востока, придало их культуре облик, напоминающий древние культуры верхнего плейстоцена и голоцена Юго-Восточной Азии 112. Один пз самых важных археологических памятников южной части Советского Дальнего Востока — многослойное поселение Осиновка возле г. Уссурийскапз. Его нижний горизонт относится к началу верхнего пли даже к концу среднего палеолита, имея возраст 30— 40 тыс. лет. Выше следуют культурные горизонты, относящиеся соответственно к концу верхнего палеолита, неолиту и раннему железному веку. Верхпепалеолитическне обитатели Осиповки сочетали в своем хозяйстве охоту на мелких животных и собирательство. Долговременных жилищ они не строили, а довольствовались шалашами, остатки которых не сохранились. Наиболее распространенным видом 166 Глава третья орудий у этих людей были галечные — чопперы. Наряду с ними найдены и леваллуазскпе нуклеусы. Сочетание традиций галечных гг пластинчатых (леваллуазскпх) орудий сохраняется и в мезолите Дальнего Востока, доживая до неолита. В неолите в Приамурье и Приморье складывается высокоэффективное рыболовное хозяйство (лов рыбы, идущей на нерест) и на его основе совершается переход местного населения к оседлости. Сибирь. Пока неизвестно, как давно и насколько широко заселял человек Сибирь. Отдельные местонахождения, такие, как Усть-Кан-ская пещера на Алтае с примитивными галечными орудиями, может быть, относятся к нижнему палеолиту, но это и ему подобные местонахождения не имеют надежной датировки. Что же касается облика найденных орудий, то, как известно, изделия архаичных, в частности мустьерских, форм «живут» в Сибири долго (на Енисее до начала неолита). Остальные местонахождения Сибири, «связанные с ископаемой фауной п определенными геоморфологическими условиями — с отложениями рек и древними речными террасами, являются относительно молодыми, верхнепалеолитнческими по возрасту» ш. Люди, жившие в эту эпоху в Сибири, были первоначально полуоседлыми, а с конца верхнего палеолита вели подвижный образ жизни. В Сибири из поселений ранней поры верхнего палеолита наиболее сохранившимися являются Мальта на левом берегу р. Белой и Буреть на правом берегу Ангары. Эти поселения находятся в I-8 км одно от другого. В них жили люди с единой культурой. М. М. Герасимов определил ее как сибирский вариант ориньяка. Позднее, развивая этот вывод, А. П. Окладников пришел к заключению о наличии генетической связи между культурой, представленной на поселениях Мальта и Буреть, и ориньяком Европы115. В более новых работах высказывались различные предположения о причинах близости многих элементов культуры Мальты и Бурети европейскому палеолиту, но сам этот факт обычно не подвергается сомнению. Бесспорно и то, что на более позднем этапе культура населения Сибири, представленная стоянками типа Афон-товой горы или Кокорева, приобретает значительное число черт, отличающих ее от культуры позднепалеолнтического населения Европы П6.
|