Студопедия — Глава вторая 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава вторая 1 страница






оно продолжало существовать и после возникновения парного бра­ка, параллельно с ним, причем совершенно не обязательно перера­стая в брак. Но если оно совершенно не обязательно перерастает в парный брак даже после того, как последний уже возник, то тем более неправильно видеть в нем чуть ли не причину появления индивидуального брака. Парование было необходимым условием возникновения парного брака, но чтобы последний зародился, нуж­ны были определенные сдвиги в системе первобытных социально-экономических отношений: появление избыточного продукта и пере­хода долей общественного продукта в распоряжение отдельных членов общества. Ведь завязывание брачных связей между индиви­дами означало также и возникновение между ними определенных экономических отношений.

Первоначально парный брак, так же как групповой, носил дис-локальный характер. По мере укрепления брачных связей появилась тенденция к совместному поселению супругов. Но выразилось это не в поселении супругов в одном совместном жилище, а в макси­мальном приближении друг к другу строений, в которых они оби­тали.

Как явствует из приведенного выше материала, супруги часто продолжали жить в разных жилищах много тысяч лет спустя после утверждения парного брака. Локальным их брак был только в том смысле, что они обитали в одном селении, а не в разных. И даже потом, когда они начали обитать в одном жилище, пережитки былой дислокальности долго еще продолжали сохраняться. У многих наро­дов с вполне оформившимся индивидуальным браком этнографами зафиксирован обычай, в силу которого супруги в течение определен­ного, иногда весьма длительного периода должны были жить раз­дельно. Муж в течение этого срока мог лишь навещать жену по ночам, причем чаще всего втайне от ее родственников по.

С возникновением парного брака групповой брак не исчез. Про­должая регулировать половые отношения между индивидами, он тем самым регулировал парный брак. Вступать в парный брак могли только те люди, которые имели право вступать в половые отноше­ния. Человек не только не мог вступать в брак с членами своего рода, но ему предписывалось искать супруга (супругу) в пределах одного определенного рода или даже одного определенного поколе­ния членов этого рода. В дальнейшем ограничение круга возможных брачных партнеров рамками лишь одного рода стало препятствием на пути развития первобытного общества. Возникла настоятельная необходимость предоставить индивидам возможность искать себе супругов (супруг) не в одной группе, а в нескольких. Конечно, этого проще всего было достигнуть путем упразднения группового брака. Но на той стадии развития это было невозможно. Групповой брак не исчез, а приобрел иные формы.

У значительного числа народов дуально-родовой брак превра­тился в дуально-фратриальный. Последний по форме не отличается


________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ_________ 119

от первого. И тот и другой являются не только групповым, но и дуальным. И при дуально-фратриальном браке существуют две группы, члены которых не только могут, но и должны вступать в половые отношения только друг с другом. Но этими двумя группа­ми являются теперь уже не роды, бывшие первоначально основны­ми ячейками общества и долгое время остававшиеся определенным организованным социальным целым, а фратрии, представлявшие собой более или менее обширные совокупности родов, которые ни­когда не выступали в качестве основной общественной единицы. И это обстоятельство делало дуально-фратрпальный брак браком не «только по существу, сколько по форме.

При одной из форм дуально-фратриалыюго брака все мужчины одной половины дуальной организации без различия поколений имеют право вступать в половые отношения (а тем самым и в брак) со всеми женщинами другой половины. При другой — половые, а тем самым и брачные отношения возможны между людьми, принад­лежащими не только к разным половинам дуальной организации, но и обязательно к одному поколению. Вторая форма дуально-фрат-риального брака в этнографической литературе носит название пред­писанного, или обязательного, билатерального (двухстороннего) кросс-кузенного брака. Переход к дуально-фратриальному браку в любой его форме имел следствием значительное расширение круга возможных брачных партнеров. Люди получили возможность всту­пать в брак с членами не одного рода, а нескольких.

Дуально-фратриальный брак не был универсальным явлением, у части народов расширение круга возможных брачных партнеров пошло по пути превращения брака между родами из двухстороннего в односторонний. Если раньше отношение мужской группы одного из двух родов, связанных брачным союзом, к женской группе другого рода было совершенно аналогично отношению мужской группы по­следнего рода к женской группе первого, то теперь на смену брачной симметрии пришла асимметрия. Наличие у мужчин одного из любых двух родов, связанных брачным союзом, права вступать в индиви­дуально-брачные отношения с женщинами другого не только не пред­полагало, но, наоборот, исключало наличие аналогичного права у мужчин второго рода по отношению к женщинам первого. Иначе го­воря, из любых двух родов, связанных узами брака, один всегда вы­ступал по отношению к другому только как своеобразный групповой «муж», а второй по отношению к первому — только как своеобраз­ная групповая «жена». Но вполне понятно, что, будучи группой, со­стоящей как из мужчин, так и из женщин, пи один род не мог быть только «мужем» или только «женой». Каждый род с неизбежностью должен был состоять по меньшей мере в двух брачных союзах: во-первых, в союзе с родом, по отношению к которому он выступал в ка­честве «мужа»: во-вторых, в союзе с родом, по отношению к которому он выступал в качестве «жены». Такого рода односторонний группо­вой родовой брак хорошо известен этнографам, которые описали его


120 Глава вторая

под названием обязательного матрилатерального кросс-кузенного брака.

Дуально-родовой брак был вечным. Он не заключался и не рас­торгался, а просто существовал. Именно таким он представал в гла­зах индивидов. Переход от него к одностороннему родовому браку был невозможен без заключения самими людьми нового брачного сою­за хотя бы с еще одним родом. А это с необходимостью пролагало дорогу к заключению все новых и новых союзов. Как свидетельствуют данные этнографии, везде, где мы сталкиваемся с реальным односто­ронним родовым браком, каждый род состоит в брачных союзах не с двумя другими родами, а с большим их числом, имеет несколько «мужей» и несколько «жен». Если в случае с дуально-родовым бра­ком мы сталкиваемся со своеобразной родовой «моногамией», то в случае с односторонним родовым браком — со столь же своеобразны­ми «полигинией» и «полиандрией» вместе взятыми.

Возникновение одностороннего родового брака также открывала определенную возможность расширения круга возможных брачных партнеров. Реализация ее достигалась путем заключения групповых брачных союзов с родами, с которыми раньше таких отношений не­существовало. Однако при всем этом круг потенциальных брачных партнеров оставался все же ограниченным. Члены каждой дайной группы могли вступать в индивидуальный брак с членами только тех родов, с которыми данный род состоял в брачном союзе, причем муж­чины могли вступать в брак с женщинами только тех родов, которые выступали по отношению к данному как «жены», женщины — с муж­чинами лишь тех родов, которые приходились данному роду «мужья­ми». И здесь мы, как и в случае с дуально-фратриальным браком в обеих его формах, сталкиваемся не только с запретом половых отно­шений внутри группы (агамией группы), но и с предписанием всту­пать в половые, а тем самым брачные отношения только с членами определенного числа родов.

В дальнейшем развитии все эти предписания постепенно исчеза­ют и в конце концов сохраняется одна лишь родовая агамия, а тем самым всего лишь требование вступать в половые отношения вне данной, сравнительно небольшой группы. Таким образом, экзогамия, которая на поздних этапах эволюции родового общества выступает как единственная, исключая индивидуальный брак, форма регулиро­вания отношений между полами, представляет собой не что иное, как пережиток группового брака, остаток брачно-группового регули­рования.

Проблема универсальности рода. Род был известен задолго до Л. Г. Моргана. Значение трудов последнего заключается в том, что он увидел в роде не один из многих общественных институтов, как другие исследователи, а исходную ячейку первобытного общества. Такое понимание рода вполне согласуется с тем, что было изложено выше. Возникновение рода означало крутой перелом в развитии че­ловечества. Только с родом возникли подлинное человеческое обще-


________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ_________ 121

ство и готовый сформировавшийся человек. Отсюда с неизбежностью вытекает вывод об универсальности рода.

Этот вывод нередко оспаривается, особенно в западной литерату­ре. Противники взгляда на род как па универсальное явление в каче­стве довода ссылаются на существование этнических групп, находя­щихся на стадии первобытного общества, но лишенных родовой орга­низации. Эти группы нередко характеризуются как такие, которые никогда не обладали родовой организацией. Однако такая точка зрения находится в противоречии с фактами. Часть из них уже была приведена выше. Все доказательства в пользу универсального харак­тера дуально-родовой организации являются одновременно и аргу­ментами в пользу тезиса о всеобщности рода. Чем дальше развива­ется этнографическая наука, тем таких аргументов становится больше.

Если, например, еще в 1920-х годах Р. Лоуи категорически ут­верждал, что у северных атапасков рода никогда не было ш, то к на­стоящему времени собран огромный материал, неоспоримо свиде­тельствующий о существовании у них в прошлом материнского рода 112.

Эскимосы долгое время рассматривались в этнографической литературе как классический пример народа, никогда не имевшего родовой организации. Однако сейчас у одних групп эскимосов обна­ружены явные пережитки отцовского рода, а у других — деление на две матрилинейные фратрии113. Отчетливые признаки бытования в прошлом рода обнаружены и у других безродовых групп (алгонкины Канады, оджибвеи и др.) И4. Все это привело ряд западных исследо­вателей к выводу, что у всех народов, у которых существовала без­родовая организация, последняя возникла в результате разрушаю­щего воздействия обществ, находившихся на более высоких стадиях развития 115. К настоящему времени в общих чертах ясен и механизм исчезновения родовой организации у народов, продолжающих оста­ваться на стадии первобытного общества.

Материнский и отцовский роды. Род, как уже отмечалось, всегда агамен и, следовательно, экзогамен. Поэтому род всегда унилатера-лен, т. е. принадлежность к нему может считаться либо только по матери, либо только по отцу. Соответственно существуют две формы: материнский и отцовский род. И.-Я. Бахофеном впервые была выска­зана и обоснована идея, что в истории человечества материнский счет родства предшествовал отцовскому116. Положение о первичности ма­теринского рода и вторичности отцовского, выдвинутое почти одно­временно Дж. Мак-Леннаном 117 и Л. Г. Морганом118, было детально разработано в трудах последнего. Ф. Энгельс дал высокую оценку этому вкладу Л. Моргана в науку иэ.

Однако Морган не смог объяснить, почему первоначальный род был материнским. Сссылка на неизвестность отца при групповом бра­ке ничего не дает, ибо, если даже отец действительно был неизвестен, то всегда был известен род, к которому он принадлежал. Объяснить


122 Глава вторая

это явление дает возможность изложенная выше концепция проис­хождения рода и дуалыю-родовой организации. В силу дисэкономи-ческого и дислокального характера дуально-родового брака человек мог принадлежать только к тому роду, в котором родился, т. е. к тому, к которому принадлежала его мать. В этих условиях род мог быть только материнским и никаким другим.

В работе Л. Г. Моргана «Древнее общество» и труде Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» была дана схема эволюции родовой организации, в которой в качестве при­чины перехода от материнского рода к отцовскому выступало накоп­ление богатства и переход их в частное владение отдельных семей. За годы, прошедшие с тех пор, этнографией был накоплен новый гигантский фактический материал по этой проблеме. С одной сторо­ны, стали известны народы, у которых уже формировались классы и государство, но сохранялся материнский род (ашанти, наяры, минангкабау). С другой стороны, у значительной части аборигенов Австралии, несмотря на полное отсутствие частной собственности, существовал отцовский род. Отцовский род был обнаружен у ряда других народов, находившихся на очень ранних ступенях развития.

Все эти факты были использованы для обоснования взгляда на материнский и отцовский роды как на явления, во всех отношениях абсолютно равноценные, существующие параллельно, которые могут прямо или через промежуточные формы переходить друг в друга. Тезис о принципиальной равноценности материнского и отцовского рода отстаивается в настоящее время и некоторыми советскими уче­ными.

Ссылка на народы, у которых материнская филиация продол­жала существовать в условиях классового общества, сама по себе не может быть аргументом против признания материнского рода пер­вичным. Иное дело явление, которое М. О. Косвеном было названо «астралийской контроверзой». Однако при внимательном рассмотре­нии австралийского материала он не только не свидетельствует про­тив изначальности материнского рода, а наоборот, подтверждает этот тезис.

В настоящее время можно считать достаточно твердо установлен­ным, что деление австралийских племен на матрилинейные и патрилинейные в значительной степени устарело. Если не все, то подавляющее большинство племен, которые традиционно считались патрилинейными, в действительности характеризуются одновремен­ным существованием материнских и отцовских родов. Две филиа­ции — материнская и отцовская — бытовали и у племен, которые традиционно считались матрилинейными 120.

Существование в том или ином обществе двойной филиации сви­детельствует о том, что в нем идет процесс перехода от одной филиа­ции к другой, т. е. смена двух рассмотренных выше форм родовой организации. И во всех случаях, когда одна филиация сменяется другой, происходит замена материнского счета родства отцовским, но


________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ___________ 123

никогда наоборот. Этот факт признают даже самые упорные против­ники взгляда на материнский род как на первоначальный.

Так, Дж. Мэрдок, убежденный сторонник точки зрения, по кото­рой матрилинейные и патрилинейные группы абсолютно равноцен­ны, писал, что «наиболее прочной опорой эволюционной теории пер­воначальности матрилинейностл, причинившей огромные трудности позднейшим этнографам, является полное отсутствие не только исто­рически засвидетельствованных, но хотя бы даже просто логически вероятных случаев прямого перехода от отцовской филиации к мате­ринской. Ни одного такого случая не встречается в нашей сводке этнографического материала, ни с одним таким случаем автор вообще не встретился в этнографической литературе» 121. На вопрос о при­чине такого положения Мэрдок дает четкий и недвусмысленный от­вет: «Случаев такого перехода не зарегистрировано потому, что он не может произойти... Прямой переход от патрилинейной филиации к материнской невозможен» 122. По его мнению, существуют факторы, которые обусловливают смену материнской филиации отцовской (и главный среди них — накопление богатства в руках отдельных лиц), но таких, которые вызвали бы движение в противоположном направ­лении, нет 123.

Из всего этого он делает совершенно определенные выводы: «Ча­сто наблюдается, что во многих частях мира патрилинейные и мат­рилинейные народы живут бок о бок в определенной ограниченной области, причем их культуры обнаруживают абсолютно достоверные исторические связи. Сейчас совершенно ясно, что везде, где такая ситуация существует, в случае, если эти два типа структуры генети­чески связаны, патрилинейные племена должны были развиться из матрилинейных, а не наоборот. Столь же верно, что во всех обществах с вполне развитой двойной филиацией матрилинейные родственные группы возникли первыми, а правило патрилинейной филиации пред­ставляет собой явление, развившееся вторично» ш.

Из всего сказанного следует вывод: у австралийских племен су­ществующему положению вещей предшествовало время, когда были лишь материнские роды.

Данные по австралийцам являются аргументом не только против концепции, согласно которой материнский и отцовский роды стади­ально равноценны, но одновременно и против точки зрения, по кото­рой материнский род представляет собой позднее явление, появив­шееся только после перехода к земледелию. Этот взгляд совершенно не соответствует действительности. Выше уже отмечалось, что мате­ринский род существовал в прошлом у северных атапасков. К ним можно добавить алгонкинов Канады, веддов Шри-Ланка, пигмеев Африки 125. Существование матрилинейности и даже матрилинейных экзогамных групп, т. е. родов, отмечено у целого ряда племен охотни­ков и собирателей Южной Америки126. Можно вспомнить также о матрилинейных фратриях у одной из групп эскимосов.


124 Глава вторая

Предложено в настоящее время и объяснение раннему переходу от материнского рода к отцовскому 127. В целом выделено три основ­ных варианта эволюции родовой организации, каждый из которых связан с определенными условиями, в которых шло развитие тех или иных народов.

В одних случаях наряду с материнским родом рано появляется отцовский род, приобретающий все большее значение и отодвигаю­щий постепенно первый па задний план. В других — переход от ма­теринского рода происходит значительно позднее и связан с накоп­лением богатств в руках отдельных членов общества. Именно этот вариант был детально рассмотрен в работах Л. Г. Моргана и Ф. Эн­гельса. В третьих — материнский род продолжает существовать вплоть до перехода к классовому обществу. Отцовский род при таком варианте развития чаще всего совсем не возникает.

Дополнительные аргументы в пользу первичности материнского рода дает его сопоставление с отцовским. В этнографии распростра­нено мнение, что матрилинейные и патрилинейные группы во всем подобны, как бы зеркально отражают друг друга. В действительно­сти между ними существуют существенные различия, которые были подмечены рядом исследователей ! 28. Материнский род не предпола­гает с необходимостью существование брака между индивидами. Он предполагает существование только группового, дуально-родового брака. Совершенно иное дело — отцовский род. Его существование абсолютно невозможно без индивидуального брака. Он мог возник­нуть только после появления парного брака и ни в коем случае не раньше. Поэтому отцовский род с неизбежностью представляет собой явление более позднее, чем материнский род, который может суще­ствовать и до появления парного брака 129.

1 История первобытного общества. Общие вопросы. Проблеыаантропосоцио-
генеза. М., 1983.

2 Першиц А. И. Остаточные явления в культуре.— Природа, 1982, №^10.

3 Sahlins M. Stone age economics. Chicago; N. Y., 1972.

4 См.: Коккъяра Дж. История фольклористики в Европе. М., 1960, с. 451—
467, 519—533.

5 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.

6 Fison L. The Nanga, or sacred stone enclosure, of Wainimala, Fiji.— J(R)AI,
1884, v. 14, N 1.

7 Powdermaker G. Life in Lesu. L., 1933, p. 267.

8 Sproat G. M. Scenes and studies of savage life. L., 1868, p. 227.

9 Сводки материалов и литературы см.: Семенов Ю. И. Как возникло челове­
чество. М., 1968, с. 287—288; Он же. Происхождение брака и семьи. М.,
1974, с. 72—73, 117.

10 Сводки: материалов и литературы см.: Семенов 10. И. Как возникло человече­
ство, с. 292—293; Он же. Происхождение брака и семьи, с. 73—74, 284— 285.
Дополнительно: Buniss E. A. Toboo, magic, spirits. A study of primitive ele­
ments in Roman religion. Westport, 1972 p. 89.

11 Сводки литературы см.: Семенов 10. И. Происхождение брака и семьи, с. 74,
285. Дополнительно: Burris E. A. Taboo..., p. 89.

12 Willoughby W. С. Nature worship and taboo. Hartford, 1932, p. 126—127.


________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ________ 125

13 Boas F. Ethnology of the Kwakiutl, based on data collected by George Hunt____________

35 ARBAE, 1921, pt 2, p. 719. ы Сводку литературы см.: Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи, с. 72

284.

15 Липе Ю. Происхождение вещей. М., 1954, с. 385.

16 Сводку литературы см.: Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи, с. 72,
284. Дополнительно: Ember К. R. Men's fear of sex with women: a cross-cul­
tural study.— Sex Roles, 1978, v. 4, N 5.

17 Сводку литературы см.: Семенов 10. И. Как возникло человечество, с. 287—
294.

18 Clark J. D. Acheulean occupation sites in the Middle East and Africa: a study
in cultural variability.— AA, 1966, v. 68, N 2, pt 2, p. 226.

19 Любшь В. Л. Нижний палеолит.— В кн.; Каменный век на территории СССР
МИА, 1970, № 166, с. 36-40.

20 История первобытного общества, с. 371.

21 Сводку материалов и литературы см.: Семенов Ю. И. Как возникло челове­
чество, с. 296—299; Он же. Происхождение брака и семьи, с. 285—286.

22 Hodson Т. С. The «genna» among the tribes of Assam.— J(R)AI, 1906, v. 36,
p. 94; Idem. The Naga tribes of Manipur. L., 1911, p. 167—168; Brijfau.lt R.
The Mothers, v. 3. L., 1927, p. 196; Frazer J. J. The magic arts and the evolu­
tion of kings, v. 2. The Golden bough, pt 1. L., 1922, p. 98—99.

23 Bourdier F. Prehistoire de France. P., 1967, p. 215—216.

24 Черныш А. П. Ранний и средний палеолит Приднепровья.— ТКИЧП, 1965,
№ 25, с. 36—46.

25 История первобытного общества, с. 384.

26 Malinowski В. The sexual life of savages in North-Western Melanesia. L., 1948,
p. 231—233.

27 Ibid., p. 356, 388, 415.

28 Устное сообщение С. П. Толстова.

29 Сводку литературы см.: Семенов Ю. И. Как возникло человечество, с. 482—
485. Дополнительно: Ardener S. G. Sexual insult and'female militancy.— Man,
1973, v. 8, N 3.

30 Богаевский В. Л. Земледельческая религия Афин, т. 1. Пг., 1916, с. 59, 181;
Briffault R. The Mothers, v. 3, p. 126—127, 206.

31 Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 470.
82 Эврипид. Драмы, т. 1. М., 1916, с. 194 ел.

33 Смирнов И. II. Мордва. Историко-этнографический очерк.— ИОАИЭ, 1893,
т. И, вып. 5, с. 468—469.

34 Сводку литературы см.: Семенов Ю. И. Как возникло человечество, с. 482—
483.

35 Malinowski В. The sexual life..., p. 356.

36 Бузург ибн Шахриар. Чудеса Индии. М., 1959, стр. 36; Косвен И. О. Амазон­
ки. История легенды.— СЭ, 1947, № 2, с. 50—53; Штернберг Л. Я. Материа­
лы по изучению гиляцкого языка и фольклора, т. 1. Образцы народной сло­
весности, ч. 1. Эпос, СПб., 1908, 159—164; Пигафетта А. Впервые вокруг
света, Л., 1928, с. 156; Гомер. Одиссея. М., 1959, с. 152, 155.

37 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки, с. 304—306.

38 Краулей Э. Мистическая роза. Исследование о первобытном браке. СПб.,
1905, с. 319—354; Westermark E. History of human marriage, v. 2. L., 1927,
p. 496—542; Briffault R. The Mothers, v. 3. p.J239—243; Webster H. Taboo,
A sociological study. L., 1942, p. 155—156.

39 Косвен, М. О. Амазонки, с. 47—48, 50—52; Ирландские саги. М.; Л., 1933,
с. 241—245, 316—317; Хенниг Р. Неведомые земли, т. 2. М., 1961, с. 241 —
245; Пак М. II. Описание корейских племен начала нашей эры, — Проблемы
востоковедения, 1961, JV» 1, с. 124.

40 Косвен М. О. Амазонки, с. 43, 53—54, 57Г

41 Страбон. География. М., 1964, с. 477—478.

42 Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 2. М., 1963, с. 359; Известия


126 Глава вторая

древних писателей о Скифии и Кавказе, т. 1. Собрал и издал В. В. Латы­шев. Греческие писатели, вып. 3. СПб., 1900, с. 902.

43 См.: Косвен М. О. Амазонки, № 2, с. 46, 54; № 3, с. 9—14; Книга Марко По­
ло. М., 1955, с. 200, 332; Путешествия Христофора Колумба. М., 1952,
с. 184—189.

44 Strehlow Т. G. H. Aranda traditions. Melbourne, 1947, p. 92.

46 Spencer В., Gillen F. J. The native tribes of Central Australia. L.; N. Y., 1899, p. 401, 416—422.

46 Malinowski B. The sexual life..., p. 221—230.

47 Read K. E. Cultures of Central Highlands, New Guinea.— SJA, 1954, v. 10, N 1,
p. 31; Brown P., Brookfield H. C. Chimbu land and society.— Oceania, 1959,
v. 30, p. 51—53; Salisbury R. F. From stone to steel. Melbourne, 1962, p. 33—
36, 113; Berndt R. M. Excess and restraint. Chicago, 1962, p. 118—119.

48 Элленбергер В. Трагический конец бушменов. М., 1956, с. 218.

49 Berndt R. M. Ceremonial exchange in Western Arnhemland.— SJA, 1951, v. 7,
N 2, p. 160—162.

60 Сводку материалов и литературы см.: Семенов Ю. И. Как возникло челове­чество, с. 492—495.

51 Литературу см. там же, с. 496—498.

52 Литературу см. там же, с. 227—231, 498—499.

53 Литературу см. там же, с. 233, 499.

64 Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки. Л., 1977, с. 55—
57.

65 См.: Klein R. G. The ecology of early men in Southern Africa.— Science, 1977,
v. 197, N 4299, p. 121.

66 Бориспоеский П. И. Древний каменный век.Ожной и Юго-Восточной Азии.
Л., 1971, с. 100—105; Sankalia H. D. Prehistory of India. New Delhi, 1977;
Jacobeon, J. Recent development in South Asian prehistory and protohistory.—
ARA, 1979, v. 8, p. 472, 478.

67 Ефименко П. П. Первобытное общество. Киев, 1953, с. 580—587; Окладни­
ков Л. П.. Васильевский Р. С.
Северная Азия на заре цивилизации. Новоси­
бирск, 1980, с. 23—29.

68 Борисковский П. И. Древний каменный век..., с. 124, 129—131.

59 Там же, с. 156—157.

60 Harrison Т. Present status andjproblems for paleolithic studies in Borneo and
adjacent islands.— EPSEA, p. 39—42.

61 Bordes F. Foreward.— EPSEA, p. IX; Ikawa-Smith F. Introduction: The early
paleolithic in East Asia.— EPSEA, p. 7—8; Harrison T. Present status...,
p. 43-44.

62 Vallois H. V., Vandermeersch B. The mousterian skull of Qafzeh (Homo VI): an
anthropological study.— JHE, 1975, v. 4, N 6.

83 Smith F. H. A fossil hominid frontal from Velika Pecina (Croatia) and a consi­
deration of Upper pleistocene hominids from Yugoslavia.— AJPhA, 1976, v.
44, N 1, p. 132.

84 Рогинский Я. Я. Морфологические особенности черепа ребенка из поздне-
мусгьерского слоя пещеры Староселье.— СЭ, 1954, № 1.

65 Smith F. H. A fossil hominid..., p. 127—131.

66 Wolpoff M. N. et al. Upper pleistocene remains from Vindija cave, Croatia,
Yugoslavia.— AJPhA, 1981, v. 54, N 4, p. 501—502, 540—541.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1255. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия