Студопедия — ОБЩЕСТВА 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБЩЕСТВА 10 страница







________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ____________ _93

тическую форму. С них скалывались (позднее отжимались) длин­ные, узкие, и тонкие пластинки. Из этих ножевидных пластинок пу­тем вторичной обработки сколом и тонкой ретушью получались са­мые разнообразные специализированные орудия (ножи, резцы, скребла, проколки, скобели и т. п.). Из них же изготовляли острые и легкие наконечники метательных копий. Если составное оружие появилось еще в мустье, то широкое распространение получило оно только в позднем палеолите. Многие каменные орудия в верхнем палеолите стали употребляться с деревянными или костяными ру­коятками или в оправах.

Но хотя новая эпоха именуется поздним палеолитом, изменения в технике производства затронули не только каменную индустрию. Еще в предшествующее время люди использовали наряду с камен­ными и деревянными орудия из кости и рога. Однако эти орудия были несовершенны. Не существовало специальных приемов обра­ботки кости и рога. При их изготовлении применялся лишь один способ обработки материала — ретушь. Положение резко изме­нилось с переходом к позднему палеолиту. Люди начали создавать из кости и рога орудия самых разнообразных форм: шилья, иглы с ушком, проколки, наконечники мотыг, лощила, кирки, наконечники копий и дротиков, копьеметалки, гарпуны.

Если в отношении мустье можно говорить, причем с определен­ной долей осторожности, лишь о появлении зачатков искусства, то существование искусства в точном смысле этого слова в верхнем палеолите совершенно бесспорно. Памятниками художественной деятельности людей являются пещерная и наскальная живопись, скульптурные изображения животных и людей из камня, кости, рога, глины, гравировка па кости и т. п. Появилось множество раз­личного рода украшений.

После выделения верхнего палеолита он был разделен на три последовательно сменяющихся этапа: ориньяк, солютре и мадлен. Однако в дальнейшем все в большей степени стало выясняться, что поздний палеолит разнообразится не только во времени, по и в про­странстве. Ни па одном этапе своего развития он не исчерпывался одной единой культурой, а существовал как совокупность значи­тельного их числа. Так, на территории одной лишь Западной и Цент­ральной Европы начальная пора позднего палеолита представлена такими культурами, как орпньяк, шательперрон, селет. Все эти куль­туры наряду со специфическими чертами имеют общие существен­ные признаки, которые позволяют их характеризовать как поздне-палеолитические. Существование культур, отвечающих всем тради­ционным признакам позднего палеолита, давно уже отмечено по всей территории Европы, на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке.

Творцы традиционной периодизации эволюции каменной инду­стрии, рассматривали ее как всеобщую, в равной степени примени­мую для всего мира. Для них палеолит (с его подразделением на


Глава вторая

нижний, средний и верхний), мезолит и неолит были универсаль­ными ступенями. В дальнейшем, по мере развертывания археологи­ческих исследований за пределами Западной Европы, это положение было поставлено под сомнение. Стали утверждать, что подобного рода периодизация имеет значение лишь для определенных регио­нов, прежде всего для Европы и Ближнего Востока, и что для ос­тальных территорий она непригодна.

Была, в частности, предложена совершенно иная периодизация эволюции каменной индустрии в Африке южнее Сахары: ранний, средний и поздний каменные века, отличные от традиционно выде­ляемых палеолита, мезолита и неолита. Еще недавно многие архео­логи считали, что эта периодизация абсолютно несопоставима с ев­ропейской. Особенно упорно утверждалось, что в Африке не только отсутствует поздний палеолит как стадия, по вообще нет этапа, ко­торый бы ему соответствовал54.

Однако в свете последних исследований выяснилось, что «сред­ний каменный век» Африки в целом и по характеру техники, и по времени адекватен среднему палеолиту Европы, и, соответственно, переход от «среднего каменного века» Африки к «позднему камен­ному веку» в общем совпадает с переходом от среднего палеолита Европы к позднему. Начало «позднего каменного века» Африки ха­рактеризовалось не только существенными изменениями в технике обработки камня. Оно, как и переход к позднему палеолиту Европы, было ознаменовано появлением различных приемов обработки кости и возникновением искусства55.

Ответ на вопрос, существовал ли поздний палеолит в Африке южнее Сахары, зависит от того, какой смысл мы будем вкладывать в данный термин. Если под позднепалеолитической понимать лишь каменную индустрию, отвечающую всем основным признакам позд-непалеолитических культур Западной Европы, то в таком случае в Африке южнее Сахары позднего палеолита не было. Если же под поздним палеолитом понимать новую стадию в эволюции техники производства, соответствующую той, которая представлена поздне-палеолитическими культурами Европы, то в таком случае поздний палеолит в Африке южнее Сахары был.

Во избежание возможной путаницы мы, сохраняя термин «позд­ний палеолит» лишь за культурами, тождественными европейским, будем именовать стадию развития, представленную ими, ранним кайнолитом. Если поздний палеолит представляет собой региональ­ное явление, то кайнолит вообще, ранний кайнолит в частности, — универсальную стадию эволюции каменной индустрии и техники производства вообще.

Долгое время в археологии Индии существовал разрыв между памятниками раннего палеолита и мезолита. К настоящему времени на территории этой страны найден типичный поздний палеолит, во многом напоминающий поздний палеолит Ближнего Востока и Ев­ропы 56.


________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ_________ 95

Не только о раннем кайнолите, но и о позднем палеолите можно говорить в применении к Сибири. Однако здесь есть свои особен­ности. Появление новой, специфически позднепалеолитической тех­ники обработки камня не привело к коренному изменению всего состава каменного инвентаря стоянок. Значительную часть его про­должали составлять орудия старых типов, характерные для мустье и даже еще более ранних эпох. Однако во всех других аспектах признаки позднего палеолита проявились необычайно отчетливо. В большом числе появились орудия из кости и рога, украшения, возникло искусство57.

В Юго-Восточной Азии не обнаружены культуры, которые отли­чали бы признаки, присущие позднему палеолиту Европы. Там встречаются орудия, с одной стороны, в основном раннепалеолити-ческого облика, с другой — мезолитические. Не исключена вероят­ность, что орудия позднепалеолитического типа еще будут там от­крыты, как это произошло в Индии. Однако вполне возможно, что некоторые из уже найденных культур, представляющие собой про­грессивные модификации бесспорно раннепалеолитических инду­стрии, стадиально' соответствуют позднему палеолиту Европы, т. е. являются раннекайнолитпческими. К числу их, по-видимому, долж­на быть отнесена позднеаньятская культура Бирмы, основные ору­дия которой — массивные чопперы, чоппинги и ручные тесла. Осо­бенности развития этой индустрии Бирмы, вероятно, во многом обу­словлены спецификой материала, из которого изготовлялись орудия. Этим материалом было в основном ископаемое дерево 58.

Еще сложнее обстоит дело на Калимантане и прилежащих остро­вах. Как указывают некоторые исследователи, орудия, по времени соответствующие позднепалеолитическим индустриям Европы, носят явно рапнепалеолитический облик — это чопперы и массивные кварцитовые отщепы. Некоторые из орудий по типу сопоставимы лишь с дошелльскими, олдовайскими 59. Другие археологи отмечают, что каменная индустрия этого региона все же развивалась. По их мнению, примерно в одно время с переходом к позднему палеолиту в Европе здесь произошел определенный сдвиг в эволюции камен­ной техники. Если предшествующая каменная индустрия может быть охарактеризована только как раннепалеолитическая, то пришедшая ей на смену — уже как пренеолитическая. До этого сдвига полностью отсутствовали орудия из кости и раковин, после они появились в боль­шом количестве 60.

В поисках объяснения замедленного развития каменной индуст­рии как на Калимантане, так и в других районах Юго-Восточной Азии многие авторы пришли к выводу, что древние жители этой террито­рии основные свои орудия изготовляли не из камня, а из дерева, прежде всего бамбука. Каменные орудия использовались только для самых грубых работ. Поэтому не было необходимости в появле­нии все болве и более совершенных приемов их обработки. Основное направление развития их техники производства состояло в совер-


86 Глава вторая

шенствоваиии вначале бамбуковых, а затем и костяных орудий61. Такое объяснение представляется очень близким к действитель­ности.

В применении к этим территориям говорить о позднем палеолите пе приходится. Но о раннем кайнолите, т. е. стадии развития тех­ники изготовления не только каменных орудий, но и орудий вооб­ще, соответствующей верхнему палеолиту Европы, можно и должно.

Связь перехода к позднему палеолиту с трансформацией палео­антропов в неоантропов. Прослеживаемая по всей территории рас­селения людей теснейшая связь трансформации палеоантропов в пеоантропов с крупным переломом в развитии техники производства вообще, каменной индустрии в частности, с переходом к кайнолиту лообще, позднему палеолиту в частности, ие является случайной. Этого следовало ожидать. Особенности морфологической организа­ции поздних палеоантропов препятствовали сколько-нибудь суще­ственным сдвигам техники производства вообще, техники обработки камня в особенности. Трансформация палеоантропов в неоантропов, сняв это препятствие, сделала возможным самый крупный прогресс в развитии техники. И возникнув, данная возможность с неизбеж­ностью превратилась в действительность.

Приводить данные, свидетельствующие о связи поздних палео­антропов с мустьерской индустрией, а ранних неоантропов — с позднепалеолитической, вряд ли необходимо. Их столь много, что эта связь долгое время никем не ставилась под сомнение. В послед­ние годы положение осложнилось. Появились сообщения, во-первых, о находках людей современного физического типа в слоях с мусть­ерской индустрией, во-вторых, о находках неандертальцев в гори­зонтах с индустрией позднего палеолита. И на них необходимо спе­циально остановиться.

Начнем с сообщений первого рода. В ряде работ Б. Вандермеерш характеризовал людей из мустьерских слоев пещеры Джебел-Каф-зех (Палестина) как подлинных неоантропов. В дальнейшем выяс­нилось, что в действительности они являются позднейшими палео­антропами, т. е. формами, переходными от палеоантропов к неоан­тропам62. В пещере Ветерница (Хорватия) в слое с типичной мусть­ерской индустрией были найдены остатки бесспорного неоантропа. Но в настоящее время большинство исследователей полагают, что здесь мы имеем дело с впускным погребением из одного из ориньяк-ских слоев 63. Как уже говорилось, А. А. Формозовым в пещере Ста-роселье (Крым) в позднемустьерском слое был обнаружен скелет ребенка. Я. Я. Рогинский в первой своей публикации, посвященной этой находке, отметил наличие у ребенка черт как неоантропа, так и палеоантропа64. В дальнейшем в литературе возобладал взгляд на старосельца как на неоантропа, именно он и отстаивается в преды­дущей главе. Однако в этом вопросе нельзя разобраться, не приняв во внимание той роли, которую сыграла в процессе превращения палеоантропов в неоантропов неотения (т. е. «помолодение») орга-


________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ_________ 9J

низма. В силу неотении юные представители позднейших палеоан­тропов должны были по своему морфологическому облику быть бо­лее сапиентными, чем взрослые особи, причем эта их близость к неоантропам должна была быть тем большей, чем более ранним был возраст. Ребенку из Староселья было примерно полтора года. И в этой связи нельзя не принять во внимание выраженное Я. Я. Ро-гинским в указанной статье мнение, что если бы ребенок из Старо­селья остался жив, то с годами у него усилились бы примитивные, неандертальские особенности, в частности появился бы столь харак­терный для неандертальцев надглазничный валик. Все это взятое вместе дает известное основание полагать, что староселец по был неоантропом, а вместе с обитателями Схул и Кафзех принадлежал к числу позднейших палеоантропов.

Однако если бы даже в несомненной ассоциации с мустьерской индустрией был бы обнаружен бесспорный неоантроп, то это не могло бы поставить под сомнение связь перехода от археолита к кай-нолиту с трансформацией палеоантропов в неоаптропов. Превраще­ние первых во вторых бесспорно создавало возможность существен­ного совершенствования техники производства, но эта возможность совершенно не обязательно должна была сразу же превратиться в действительность. Для этого нужно время.

С более сложной проблемой сталкивают сообщения о находках неандертальцев с индустрией верхнего палеолита. Некоторые из них также оказались неточными. В одном из слоев пещеры Велика Пе-чина (Хорватия) с индустрией, охарактеризованной как протооринь-якская, были найдены остатки человека, который первоначально был отнесен к палеоантропам. При более тщательном исследовании вы­яснилось, что в действительности он является неоантропом65. Много неясностей с недавними находками в пещере Виндия (Хорватия). Там в слое g\, индустрия которого не поддается точному диагнозу, но ниже которого лежал бесспорно мустьерский, а выше — столь же бесспорно ориньякский, были обнаружены разрозненные остатки не­скольких людей. Эти особи, как очень осторожно сообщается в пуб­ликации, не отличаются сколько-нибудь значительно от людей, най­денных в лежащем ниже слое £ з и являющихся неандертальцами, но не могут быть абсолютно точно определены в силу отсутствия достаточного числа данных66.

Однако, по-видимому, нет пока оснований ставить под сомнение находку человека неандертальского типа в слое с индустрией ша-тельперроп (нижний перигор) в пещере Сен-Сезар (Шаранта, Фран­ция) 67. Этот слой находился между мустьерским снизу и ориньяк-ским вверху. Объяснений может быть несколько. Прежде всего сле­дует учесть, что, как общепризнано, индустрия шательперрон обла­дает ярко выраженными мустьерскими чертами68. Они настолько сильны, что некоторые исследователи выступили с предложением отнести шательперрон не к позднему палеолиту, а вместе с мустье к предшествующей стадии эволюции каменной индустрии69. Как

4 История первобытного общества


98 _____________ Глава вторая

они утверждают, различие между поздним мустье и шателытерроиом является меньшим, чем между последним и ранним ориньяком. Это делает довольно вероятным предположение, что обитатели Сен-Сезара данного времени относились к числу не поздних, а поздней­ших палеоантропов. Как можно было видеть на примере обитателей Схул, для позднейших палеоантропов было характерным сосуще­ствование самых различных форм, начиная с почти подлинных клас­сических неандертальцев и кончая почти настоящими неоантро­пами.

Но даже если считать, что обитатели Сен-Сезара были уже в це­лом подлинными неоантропами, лотично допустить наличие у от­дельных представителей этой группы пережиточно сохранявшихся неандертальских особенностей. Такого рода особенности отмечены у многих ранних неоантропов Европы. Затем следует принять во внимание ту роль, ■ которую сыграла в процессе трансформации па­леоантропов в неоантропов гибридизация. Как известно, одним из ее последствий является так называемый гибридный атавизм, т. е. по­явление у потомков признаков, присущих исходным формам.

Во всяком случае, как видно из всего приведенного выше, слу­чаи находок неоантропов в ассоциации с мустьерскими орудиями и неандертальцев в связи с позднепалеолитической индустрией на­столько редки, что не ставят под сомнение общее правило: связи палеоантропов со средним, а неоантропов — с поздним палеолитом. Из этого правила мы и будем исходить при попытке определить вре­мя и место трансформации палеоантропов в неоантропов.

Время перехода к позднему палеолиту и появление неоантропа. Самой ранней из достоверных находок неоантропов является чело­век из пещеры Ниа на о. Калимантан. Его возраст радиоуглеродным методом определен в 39820±1012 лет70. Некоторые исследователи утверждают, что имеются и более ранние находки. В их число раз­ные авторы включают людей из Кафзех (Палестина), Омо, Канама, Капжера, Бордерской пещеры (все — Африка). Люди из Кафзех, которых Б. Вандермеерш отнес ко времени 60 тыс. лет назад, были, как указывалось, не неоантропами, а позднейшими палеоантропами. Возраст их большинство исследователей склонно сейчас оценивать примерно в 40 тыс. лет71. Крайне спорным является возраст всех остальных перечисленных выше гоминид. В ряде случаев спорным является и отнесение их к числу неоантропов. Долгое время к нео­антропам относили и датировали возрастом в 37 тыс. лет и 35 тыс. лет человека из Флорисабед (Южная Африка). В настоящее время оспаривается и его принадлежность к числу люден современного типа, и его возраст.

Самыми ранними из датированных радиоуглеродным методом местонахождений позднего палеолита являются культура па пла­стинах пещеры Самунлица в Болгарии (42720± 1300), культура дабба из пещеры Хакфет-эт-Дабба в Ливии (40500±1600), селет пещеры Чертова Дыра в Словакии (38320±2480), близкая к селету


________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ_________ 99

«ежмановская» культура пещеры Нетопежова в Польше (38160 ± ±1250) 72. За ними следуют индустрия африканского «позднего ка­менного века» Бордерской пещеры в Южной Африке (35700± 1100), нижний горизонт барадостской индустрии в пещере Шапидар в Ираке (3540 ±600), ориньяк пещеры Рафакет на Ближнем Востоке (34600), базовый ориньяк пещеры Абри-Пато во Франции (34250 ± ±675 н 33300±760), верхний палеолит пещеры Кара-Кумар в Аф­ганистане (34000±3050) и пещеры Ле-Готт во Франции (33860+ ±500), шательперрон грота Дю-Ренн, Арси-Сюр-Кур во Франции (33860+1000 и 33500±400), ориньяк, следующий сразу за слоем протоориньяка, пещеры Велика Печина в Югославии (33850 ±520) 73. Все остальные датировки верхнего палеолита моложе 33 тыс. лет.

Самыми поздними абсолютными датировками археолита являют­ся индустрия африканского «среднего каменного века» в Виткрансе в Южной Африке (33150±2500), позднее мустье Ля-Кины во Фран­ции (35250+530), верхнее леваллуа — мустье пещеры Кебара в Па­лестине (35300 ±500 и 4100+1000), финальное мустье, непосред­ственно предшествующее шательперрону, в Ля-Рошет во Франции (36000±550), индустрия африканского «среднего каменного века» в Зомбепата (Зимбабве) (37290+1140), мустье пещер Ле-Готт (37600±7000) и Комб-Греналь (39000+1500) во Франции, верхнее леваллуа — мустье пещеры Табун в Палестине (39700+.800) 74. Для переходного уровня от мустье к позднепалеолитической индустрии дабба в пещере Хауа-Фтеах в Ливии получена дата в 34000+ ±2800 лет75. Позднейший палеоантроп из Ханеферзанд (ФРГ) да­тируется радиоуглеродным методом в 36 тыс. лет 76. Все остальные датированные по Си находки археолита и палеоантропов старше 40 тыс. лет.

Если отбросить крайние цифры, то в целом получится, что пере­ход от палеоантропов к неоантропам и от раннего палеолита (архео­лита) к позднему палеолиту (раннему кайнолиту) произошел при­мерно в период от 40 до 35 тыс. лет назад. В Западной Европе он в основном приходится на первый интерстадиал вюрма (вюрм I — II) по общепринятой схеме, что соответствует вюрму II—III по схеме французских исследователей.'

Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что процесс трансформации палеоантропов в неоантропов протекал по существу одновременно во всех основных населенных регионах земного шара, т. е. носил панойкумениый характер. Эти факты находятся в про­тиворечии с моноцентрической концепцией происхождения челове­ка современного физического типа в любом ее варианте, включая и отстаиваемую Я. Я. Рогинским теорию широкого моноцентризма. Поэтому в настоящее время исследователи все в большей степени в той или иной форме принимают идею панойкуменного происхож­дения неоантропа.

Таким образом, все имеющиеся факты не только не противоре­чат, но, наоборот, находятся в полном соответствии с предложенной 4*


100 Глава вторая

выше концепцией возникновения человека современного типа, ко­торая одновременно является концепцией происхождения экзо­гамии, рода, теорией завершения становления человека и человече­ского общества.

Данные археологии и палеоантропологии подтверждают данную концепцию не только в общем, но и во многих частностях.

Она предполагает возникновение систематических контактов между человеческими группами. И данные археологии свидетель­ствуют о том, что тЭхМ, где происходил переход от раннего палеолита к позднему, и в то время, когда он происходил, имели место разно­образные контакты между ранее изолированными человеческими коллективами77.

Из предложенной концепции с необходимостью вытекает, что трансформация палеоантропов к неоантропам должна была привести к резкому росту населения вообще, к увеличению размеров чело­веческих коллективов в частности. В настоящее время многие архео­логи, основываясь на имеющихся в их распоряжении данных, при­ходят к выводу, что возникновение неоантропа и переход к позднему палеолиту имели своим следствием и возрастание размеров челове­ческих групп и увеличение численности населения вообще78. По подсчетам некоторых из них, с переходом от раннего палеолита к позднему население выросло в расчете на единицу времени при­мерно в 10 раз79.

Некоторые археологи пришли к заключению, что с переходом к позднему палеолиту не просто участились контакты между отдель­ными человеческими группами, но возникли какие-то объединения ранее изолированных коллективов 80.

3. Некоторые общие проблемы

социальной организации общинно-родового строя

Завершение становления человеческого общества. Согласно из­ложенной выше концепции, с завершением формирования человека завершилось и становление человеческого общества. Агамня, вызвав к жизни экзогамию, получила возможность из частичной, временной превратиться в полную, абсолютную. С появлением экзогамии воз­никла возможность полного вытеснения половых отношений из кол­лектива, т. е. его превращения в полностью агамную группу, иными словами, в род. С превращением коллектива в полностью агамный половые связи между членами разных групп стали необходимостью. Дуалыю-праобщинная организация превратилась в дуально-родо­вую. С появлением последней половые отношения полностью пере­стали быть неупорядоченными, промискуитетными. Они были теперь полностью введены в социальные рамки. На смену промискуитету пришел брак, но брак не между индивидами, а между их группами. Первой формой брачных отношений, т. е. социальной организации половых связей, был групповой, дуально-родовой брак. С его появ-


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ 101

ленжем был полиостью обуздан и поставлен под социальный кон­троль единственный еще оставшийся вне позитивного социального регулирования биологический инстинкт — половой (пищевой ин­стинкт был полностью обуздан и поставлен под социальный кон­троль еще на предшествующей стадии развития). Таким образом, все биологические инстинкты были поставлены под контроль об­щественных отношений. Последние превратились в господствующие во всех сферах человеческой жизни. Тем самым был завершен про­цесс становления человеческого общества и человека как обществен­ного существа. Объединение людей из формирующегося социального oj> raHii3Ma превратилось в подлинный социальный организм.

Общественная природа этого первоначального уже сформировав­шегося социального организма проявлялась и выражалась до пре­дела отчетливо. Он был родом, т. е. полностью агамным объединени­ем. А это означало, что из него были вытеснены половые биологиче­ские связи. Род был объединением, членов которого связывали одни только социальные отношения. Он был первой формой бытия гото­вого сформировавшегося социального организма. В отличие от пра-общины род был подлинной, сформировавшейся первобытной об­щиной.

В рассмотренной выше концепции завершение становления че­ловеческого общества, трансформация палеоантропов в неоантропов, появление экзогамии, генезис рода, происхождение дуальной орга­низации, возникновение первой формы брака рассматриваются как разные стороны одного единого процесса. Однако многие исследова­тели рассматривают эти проблемы как не связанные друг с другом, самостоятельные, каждая из которых должна решаться в отдельно­сти. И в литературе о первобытном обществе, как зарубежной, так и советской, предлагается немало решений если не каждой из на­званных выше проблем, то по крайней мере таких, как возникнове­ние рода, экзогамии, дуальной организации, брака. Не имея возмож­ности рассмотреть их все, остановимся на наиболее важных.

Экзогамия и запрет инцеста. Все теории, которые так или иначе пытаются объяснить происхождение экзогамии, можно разделить на две основные группы. Первую составляют концепции, в которых рассматривается происхождение собственно экзогамии в точном смысле слова. Все они являются одновременно и теориями возник­новения рода. Вторую группу составляют концепции, в которых про­исхождение собственно экзогамии находится на заднем плане. На первый план у них выступает происхождение запрета инцеста.

Понятие инцеста является довольно неопределенным. Под запре­том инцеста обычно понимается запрещение половых отношений между людьми, находящимися в столь близких родственных отно­шениях, что браки между ними являются с точки зрения членов того или иного общества незаконными и тем самым невозможными. Запрет инцеста прежде всего предполагает запрещение половых от­ношений между членами элементарной (нуклеарной) семьи, исклю-


102 Глава вторая

чая лишь людой, составляющих супружескую пару. Все исследова­тели признают, что запрет инцеста, как правило, никогда не огра­ничивался одними лишь членами элементарной семьи. Он охватывал более обширный круг родственников, различный у разных народов. Экзогамный запрет, по мнению последователей таких концепций, представляет всего лишь один из частных случаев распространения запрета инцеста81.

Однако в действительности между родовой агамией и запретом инцеста существует принципиальное различие. В первом случае мы сталкиваемся с определенным, четко отграниченным от всех осталь­ных объединением людей, между всеми без исключения членами которого строжайше воспрещены половые связи, во втором — ничего похожего на объединение не существует. Круг людей, между кото­рыми возбраняются половые отношения, крайне неопределен. До­статочно четким объединением является лишь элементарная семья, но запрет половых отношений, как мы уже видели, не касается всех ее членов. К этому следует добавить, что агамный запрет в опреде­ленном смысле всегда не только более широк, но и более узок, чем запрещение инцеста. Он сам по себе ни в малейшей степени не ис­ключает половых отношений между одним из родителей и детьми противоположного пола, которые делает невозможными запрет ин­цеста. И, наконец, агамный запрет всегда имеет форму табу, что говорит о его глубокой древности. Запрет инцеста, как правило, та­кой формы не имеет, что свидетельствует о его довольно позднем характере.

Уже все это взятое вместе говорит о том, что агамный запрет не мог возникнуть из запрета инцеста путем расширения последнего. Но, кроме этих, существуют и иные данные, свидетельствующие, что запрет инцеста появился значительно позднее, чем агамное родовое табу.

Запрет инцеста предполагает, во-первых, существование брака между индивидами и элементарной семьи, во-вторых, родственных отношений того типа, который столь привычен для нас. Поэтому взгляд на родовую агамию как на частный случай запрета инцеста с необходимостью предполагает существование индивидуального брака, элементарной семьи и привычных отношений родства задол­го до появления экзогамии и рода. Однако последнее допущение находится в резком противоречии со всеми известными фактами. Остановимся, в частности, на отношениях родства.

Родство. Рассматривая родство, мы сталкиваемся, во-первых, с системой самих отношений родства, во-вторых, с совокупностью тер­минов, обозначающих родственные отношения, а тем самым и са­мих родственников. Эту совокупность терминов принято именовать системой родства, хотя точнее было бы говорить о терминологии или номенклатуре родства.

По представлениям, существующим в современном обществе, род­ственниками являются люди, связанные происхождением. Сущест-


________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОШЦИНЫ 103

вуют две формы такой связи: первая — это сйязт, между людьми, из которых один произошел от другого, вторая — связь между людьми, которые произошли от одного и того же предка. В первом случае люди связаны просто происхождением, во втором — общностью про­исхождения.

Когда один человек непосредственно произошел от другого, то говорят о связи посредством рождения. Таковы отношения между родителями и детьми, т. е. между отцом и сыном, отцом и дочерью, матерью и сыном, матерью и дочерью. Связь посредством рождения является самой простой, элементарной формой отношений родства. Для обозначения этой элементарной единицы родства нередко упо­требляется термин «степень родства». Люди, из которых один рож­ден другим, связаны одной степенью родства, являются родственни­ками в первой степени. Внука связывает с дедом уже не одна сте­пень родства, а две и т. д.

Любое отношение между родственниками, независимо от числа степеней родства, образует линию родства. Линия родства может состоять как из одной степени, так и из многих. В последнем случае она представляет собой цепь степеней родства. Люди, происходящие друг от друга, связапы линией происхождения, или прямой линией родства. Они состоят в родстве по прямой линии или просто в пря­мом родстве. В отличии от них люди, происшедшие от общего пред­ка, характеризуются как состоящие в родстве по боковой линии, или просто в боковом родстве.

Родство, как оно обрисовано выше, есть отношение между инди­видами и только индивидами. Между любыми конкретными людь­ми оно выступает в виде соединяющей их линии родства, которая состоит из одной или нескольких элехлгентарных единиц — степеней родства. При такой системе родственных отношений термины род­ства не могут быть не чем иным, кроме как обозначением линий родства, связывающих «эго» с другими людьми, причем эти линии обозначаются такими, какими они являются для «эго», но не для родственников, с которыми они его связывают. Можно представить себе систему родства, в которой каждая из линий родства, связы­вающая «эго» с любым из его родственников, обозначается специ­альным термином. Однако она была бы слишком громоздкой и не­удобной. Поэтому она никогда и ие существовала в реальности. Но возможен более простой способ обозначения. Каждая линия род­ства состоит из одной или нескольких элементарных единиц — сте­пеней родства. Поэтому можно представить себе систему родства, в которой существуют термины, обозначающие лишь элементарные отношения родства, а все более сложные отношения, состоящие из нескольких степеней родства, описываются путем сочетания нуж­ного числа этих элементарных терминов. Родство второй степени обозначается сочетанием двух терминов, третьей степени — трех







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 535. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия