ОБЩЕСТВА 9 страница
Частичное вытеснение социальными отношениями половых, биологических из жизни коллектива было важным шагом в процессе становления общества. Оно свидетельствовало о том, что социаль-ные отношения приобрели в праобщине большее значение, чем биологические. Как уже отмечалось, в результате стало неизбежным осознание единства праобщины и в конечном счете превращение ее в прочный замкнутый коллектив. Тем самым стало невозможным и завершение формирования общества. Однако те же самые силы, которые, казалось бы, завели формирующееся общество в тупик, сделали не только возможным, но и неизбежным выход из него. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕР ВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ_________ 83 2. Возникновение рода как одна из сторон антропосоциогенеза Постепенное расширение сферы действия хозяйственных половых табу делало все более продолжительными периоды агамии и все более редкими и короткими периоды оргиастических праздников. Чем больше подавлялся и обуздывался половой инстинкт, тем больше он стремился прорваться. Но прорыв его внутри праобщины был исключен: коллектив карал нарушителей. В частности, не исключена возможность, что описанная в первом томе серии находка в Монте-Чирчео является свидетельством такой расправы 25. Оргиастические нападения. Однако, кроме членов данной праобщины, существовали люди, которые к ней не принадлежали и на которых поэтому не распространялись действия половых табу. Хотя каждая праобщина была замкнутым объединением, изоляция их друг от друга не могла быть абсолютной. Их члены не могли время от времени не встречаться. На стадии, когда подавление полового инстинкта достигло такой степени, что дальнейшее его сдерживание становилось все более трудным, встречи мужчин и женщин, принадлежавших к разным коллективам, стали принимать форму оргиастических нападений более сильной стороны на слабую. Нападали мужчины на женщин. При большом численном перевесе женщин они также могли нападать на мужчин. Став ритуали-зованиыми, оргиастические нападения женщин долгое время по традиции сохранялись и после того, как объективная нужда в них исчезла. Наиболее ярким примером может послужить обычай йауса, который был зафиксирован Б. Малиновским на о-вах Тробриан (Меланезия). Здесь повсеместно был распространен порядок, по которому прополка огородов, каждый из которых находился в распоряжении отдельной семьи, совершалась всеми женщинами деревни совместно. На юге о. Киривина и о. Вакута женщины, занимавшиеся коллективной прополкой, имели право напасть на любого замеченного ими мужчину, если только он не принадлежал к числу жителей их деревни. Право это осуществлялось женщинами, как отмечал Б. Малиновский, с рвением и энергией. Женщины, заметив мужчину, сбрасывали с себя одежду, нагими набрасывались на него, подвергали насилию и совершали над ним массу непристойных действий 26. Малиновский отказался дать этому обычаю какое-либо объяснение. Прошли мимо него и все другие этнографы. К тому времени, когда обычай был зафиксирован, он носил пережиточный, во многом даже ритуальный характер. Однако восстановить его первоначальное значение тем не менее вполне возможно. Прежде всего следует обратить внимание на то, что обычай йауса с начала до конца носил ярко выраженный оргиастический характер. Недаром Малиновский назвал ее оргиастическим иападе- ■ 84_____________________________ Глава вторая нием женщин. Все особенности йаусы свидетельствуют о том, что она в своей сущности представляет собой не что иное, как пережиток имевшего в прошлом место пеобычайпо бурного, неудержимого, принимавшего самые дикие формы проявления полового инстинкта. Такое проявление полового инстинкта можно объяснить, лишь допустив, что он до этого долгое время не мог получить удовлетворение, сдерживался. В пользу этого предположения говорят определенные факты. Оргиастические нападения женщин на Тробрианах были возможны лишь в период общественной прополки огородов и ни в какой другой. Л этот период был временем действия строжайших половых табу. Во время прополки огородов были не только воспрещены половые сношения: вообще считалось неприличным мужчинам данной деревни приближаться к женщинам, когда они были заняты этой работой27. Именно поэтому можно думать, что йауса в своей исходной форме была не чем иным, как стихийным прорывом долгое время сдерживавшегося производственными табу полового инстинкта. Прорыв этот стал возможным потому, что его объектом был чужак — человек, не подпадавший под действие половых запретов, относившихся только к членам данного коллектива. Йауса не стоит особняком. Совсем в другое конце земного шара у некоторых племен Северного Ирана, когда женщины сообща работали в поле, ни один мужчина-чужак не мог пройти мимо них, не уплатив выкупа. В противном случае он рисковал подвергнуться такому же обращению, которое было характерно для тробрианской йаусы28. Иначе как пережитками оргиастических нападений женщин нельзя не считать целую группу обычаев и обрядов, имевших поистине универсальное распространение. Существование их отмечено у народов всех частей света, не исключая и Европы 29. Первая особенность всех этих обычаев, обрядов, празднеств заключалась в том, что в них могли принимать участие исключительно лишь женщины. Вторая — в том, что все они в той или иной степени носили эротический характер: женщины нередко раздевались донага, совершали неприличные телодвижения и танцы, исполняли непристойные песни, обращались друг к другу с шутками весьма нескромного содержания и т. п. И, наконец, третья их особенность состояла в том, что всякий мужчина, вольно или невольно оказавшийся свидетелем этих обрядов, подвергался со стороны разъяренных женщпп самому жестокому обращению. Подобного рода обычаи и обряды зафиксированы у многих народов Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании. Во время афинского праздника Тесмофорий женщины знатного происхождения собирались вместе в особом здании, куда доступ мужчинам был строго воспрещен. Здесь они обращались друг к другу с неприличными шутками и сквернословили. Во время праздничной процессии женщины сонершали непристойные действия и распевали ________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ_________ 85 непристойные песни. Важно, что женщины, принимавшие участие в праздничных обрядах, готовили себя к ним длительным половым воздержанием30. Но особенно ярко черты былых оргиастических нападений проявлялись в греческих вакханалиях, являвшихся первоначально исключительно женскими праздниками. По словам Плутарха, во время праздника женщины яростно набрасывались на плющ, который считался мужским растением, и раздирали его на части31. Свидетельством происхождения вакханалий из оргиастических нападений женщин является изложенная в трагедии Эврипида «Вакханки» легенда о растерзании участницами такого празднества Пенфея32. В пору бытовавшего до XX в. у мордвы женского праздника всякий мужчина, который попадался навстречу двигавшейся по деревне с пением эротических песен процессии женщин, становился объектом издевательств33. Можно упомянуть и об обряде опахива-ния деревни, который бытовал у многих народов Азии и Европы. В России, например, совершалось опахивание глубокой ночью и в тайне от мужчин. Все женщины, принимавшие в ней участие, распускали волосы и оставались в одних нижних рубахах, а иногда раздевались полностью. Затем они с криком неслись вокруг деревни. Ни один мужчина не мог попасть им на глаза без риска быть избитым 34. Не менее убедительные доказательства того, что в определенный период истории человечества оргиастические нападения представляли собой всеобщее и закономерное явление, дает наряду с этнографией и фольклористика. Легенды об амазонках. На о-вах Тробриан Б. Малиновским была записана легенда, связанная с оргиастическими нападениями женщин. Туземцы были убеждены, что где-то далеко в море лежит о. Кауталуги, населенный исключительно женщинами. Когда к острову приплывает лодка и моряки выходят на берег, женщины набрасываются на них, заставляют их непрерывно удовлетворять свои желания и в конце концов замучивают насмерть. Как утверждали сами рассказчики, нападение обитательниц этого острова на мужчин полностью сходно с обычаем йауса. Это дает основание полагать, что в данном случае мы имеем дело с отражением в фольклоре ор- " ОС гиастических нападении женщин. К этой легенде примыкает целый цикл преданий о так называемых амазонках, т. е. народах, состоящих из одних женщин. Легенды эти имели универсальное распространение. Понять, какой именно факт истории человечества нашел в них свое отражение, можно, если вспомнить, что развитие половых производственных табу с неизбежностью привело к известному обособлению мужчин и женщин. И забегая вперед, отметим, что это обособление не только не исчезло, но даже углубилось после превращения праобщины в род. Изоляция женщин от мужчин наглядно проступает и в оргиастических нападениях, и в их многочисленных пережитках. 8G Глава вторая Легенды об амазонках отличались друг от друга по своему содержанию. Но по крайней мере в значительной их части нашло отражение не только обособление полов, по и оргиастические нападения женщин. Этот тип легенд, по-видимому самый ранний, включает три основных момента: 1) существование местности (чаще всего — острова), населенной только женщинами, 2) вступление последних в связи с случайно появившимися в этой местпости мужчинами-чужеземцами и 3) последовавшая затем смерть чужеземцев. Подобного рода легенды существовали у арабов, нивхов, айнов, жителей Моллукских островов, китайцев, древних греков и других народов 36. Легенды данного типа являются исходными. Из них путем выпадения одних моментов и добавления других возникли предания остальных типов, причем в ряде случаев мы можем проследить, как это произошло. В некоторых легендах наблюдается исчезновение одного из основных моментов —■ представления о стране женщин. В них сохраняется лишь мотив опасности, грозящей мужчине от первого сочетания с женщиной. Связь имеющих широкое распространение в мировом фольклоре сказок, содержащих этот мотив, с легендами амазонского типа была раскрыта В. Я. Проппом37. Нужно отметить, что представление об опасности первого сочетания с женщиной не было лишь фольклорным мотивом. У многих народов зафиксировано наличие самой живой веры в это, а также существование многочисленных обрядов, имеющих целью эту опасность нейтрализовать 38. В другой линии развития амазонских легенд мотив существования страны женщин сохраняется, но исчезает представление об опасности, грозящей мужчинам-чужеземцам. Таковы китайские, корейские, тибетские, бурятские, японские, индонезийские, ирландские, норвежские предания39. Но наибольший интерес представляет третья линия развития амазонских легенд. В ней, на наш взгляд, навали отражение реальные сдвиги в отношениях между праобщинами, начало которым было положено оргиастическими нападениями. В этой линии развития наблюдается, во-первых, превращение случайных, эпизодических связен между первоначально совершенно чуждыми друг другу мужчинами и женщинами в прочные и постоянные, во-вторых, смягчение, а в дальнейшем и полное исчезновение опасности, грозящей мужчинам со стороны женщин. Легенды, в которых представлены промежуточные стадии этого развития, зафиксированы у самых различных народов (папуасы Новой Гвинеи, древние индийцы, китайцы и др.) 40. Примером легенды, в которой нашел отражение конечный момент развития, может послужить рассказ Страбона об амазонках, живущих на Кавказе рядом с народом гаргариев (по другим версиям, рядом с племенами гелов и легов). В течение большей части года амазонки живут совершенно самостоятельно. Но имеются два месяца, когда они поднимаются ________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ_________ 87 на гору, отделяющую их от гаргариев. Последние также, по древнему обычаю, поднимаются на гору и вступают с амазонками в связь. Девочек, родившихся в результате этих отношений, амазонки оставляют у себя, мальчиков отдают гаргариям41. Эта легенда существовала во множестве вариантов42. Но в еще большем числе вариантов мужчины и женщины, находившиеся в подобного рода отношениях, выступали в качестве жителей соответственно мужского и женского островов. Такого рода легенды были широко распространены как в Старом Свете, так и по всей Центральной и Южной Америке 43. Сходные мотивы имеются в преданиях австралийцев арунта (аранда), в которых рассказывается о существовании в мифическую эпоху альчера самостоятельных мужских и женских групп, между членами которых имели место половые отношения44. В мифах арунта мы встречаем намеки и на существование в былом нападений мужчин на женщин. Так, в одном из преданий рассказывается о мужчине, имевшим своим тотемом дикую кошку, который шел от страны соленой воды на север и по пути насиловал и убивал женщин. В других мифах рассказывается о целых группах мужчин тотема дикой кошки, бродящих по стране. В полном противоречии с существовавшим в раннем и среднем альчере порядком, по которому мужчины жили с женщинами своего тотема, мужчины, имевшие тотемом дикую кошку, вступали в связь с женщинами, тотем которых отличался от их собственного. Записавшие эти легенды Б. Спенсер и Ф. Гиллен особо обращают внимание на тот факт, что путешествия мужчин тотема дикой кошки, следствием которых были их связи с женщинами других тотемов, относятся к среднему альчера, т. е. ко времени, непосредственно предшествовавшему, согласно легендам, введению экзогамии45. Возникновение дуально-праобщинной организации. Переходя от легенд к действительности, мы должны сказать, что в рассматриваемой эволюции амазонских легенд нашло верное отражение реальное развитие отношений между мужчинами, принадлежавшими к разным праобщинам (а тем самым имевшим и разиые тотемы). Оргиа-стические нападения, носившие в своей исходной форме дикий и жестокий характер, не могли первоначально не привести к известному обострению отношений между первобытными коллективами, к возникновению вражды между ними, которая выливалась и в кровавые столкновения. В дальнейшем характер отношений между ними начал меняться. Это было связано с тем, что в существовании полового общения между членами разных коллективов были заинтересованы на данном этапе в равной степени все праобщины. Только нормализация отношений между праобщинами могла обеспечить удовлетворение подавляемого внутри каждой из них и рвущегося вовне полового инстинкта и тем самым реализацию объективной необходимости в расширении полового общения между формирующимися людьми. Глава вторая Постепенно половые отношения между представителями разных коллективов начали все и большей степени происходить с обоюдного (вначале молчаливого, а затем и все более открытого) согласия обеих праобщин, начали все в большей мере санкционироваться ими. На смену оргиастическим нападениям пришли иные формы организации половых отношений. О том, что они собой представляли, позволяют судить данные этнографии. Б. Малиновским на о-вах Тробиан зафиксировано существование двух обычаев — улатиле и катайауси. Улатиле представляла собой «экспедицию» юношей одной деревни, имевшую целью вступить в связь с девушками другой деревни. Хотя такие экспедиции и были узаконены обычаем, но тем не менее сборы и отправление в путь были окружены тайной. Скрыто покинув деревню, юноши двигались открыто, с песнями, пока не приближались к намеченной деревне. Подойдя к ней, они прятались в чаще, куда к ним тайком прокрадывались девушки. Если место встречи обнаруживали жители данной деревни, могла произойти схватка, которая иногда влекла за собой войну между селениями. Таким образом, улатиле характеризовалась двойственностью. С одной стороны, она была указонена обычаем, а с другой, могла привести к серьезным столкновениям между членами двух общип. Такой же двойственностью отличалась и катайауси, представлявшая собой женский вариант улатиле — любовную «экспедицию» девушек в одну из соседних деревень46. Улатиле и катайауси тробриапцев не были исключением. Существование подобного рода экспедиций юношей н девушек в соседние общины в самое последнее время было зафиксировано у ряда племен горных районов Повой Гвинеи (чимбу, дене, сиане, камано, форе, У3УРУфа, джате) 47. Сходные обычаи были обнаружены у бушменов Африки48. Определенный свет на ранние формы организации половых отношений между людьми, принадлежавшими к разным коллективам, проливают некоторые обычаи аборигенов Австралии. У австралийцев Арнемленда две жившие в отдалении локальные группы время от времени устраивали совместные праздники, длившиеся по несколько дней. Во время праздника мужчины каждой из групп вступали в отношения с женщинами другой группы. Это не только не вызывало протеста со стороны мужей, по, наоборот, ими всемерно поощрялось. При этом мужчины одной локальной группы, вступая в отношения с женщинами другой, в то же время демонстрировали свою враждебность к ним, что носило чисто ритуальный характер49. Но эту ритуальную рознь нельзя рассматривать иначе, как пережиток когда-то существовавшей можду мужчинами и женщинами, принадлежавшими к разным коллективам, реальной вражды, возникновение которой во многом связано с оргнастическими нападениями. По мере того как половое общение между членами разных коллективов из случайности стало правилом, эта вражда из реальной превратилась в ритуальную. И в такой форме она длительное время ________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОНЩИНЫ_________ 89 продолжала существовать и после того, как связи между коллективами окончательно упрочились. Фактически в приведенном примере мы имеем дело с оргиасти-ческими праздниками, но своеобразными. В отличие от тех, что были описаны выше, в ходе них не происходило нарушение родового агамного табу. Половые отношения были возможны лишь между лицами, принадлежащими к разным фратриям. Эти праздники были оргиастическими, но не промискуитетными. И такого рода праздники тоже имеют весьма широкое распространение. Характерной особенностью большинства из них является выражавшаяся в самых разнообразных формах фиктивная вражда между мужчинами и женщинами, принадлежавшими к разным группам. Чаще всего она приобретала форму ритуальной борьбы или состязания между полами. Существование такой борьбы или ее разнообразнейших пережитков отмечено по всему миру, в том числе и у народов, у которых не было обнаружено оргиастических праздников. Эта борьба или ее многообразные пережитки являются важным моментом свадебной обрядности у многих народов, в том числе и русского. У значительного числа этнических групп она приобретает форму избиения жениха, а иногда также и сопровождающих его лиц, женской родней и подругами невесты, что опять-таки заставляет вспомнить об оргиастических нападениях женщин50. Общий ход развития вел, таким образом, к превращению половых отношений между членами разных коллективов из случайности в правило, а затем и в необходимость, к трансформации их из фактора, обострявшего отношения между человеческими группами, в фактор, тесно связавший их друг с другом. И это с неизбежностью привело к тому, что каждая из ранее изолированных праобщин оказалась в большей пли меньшей степени прочно связанной с одним из остальных человеческих коллективов. Повсеместно возникли системы, состоящие из двух взаимобрачующихся праобщин — дуаль-но-праобщинные организации. Каждая из таких организаций представляла собой формирующуюся дуально-родовую организацию, а каждая из входящих в ее состав праобщин являлась становящимся родом. Антропологические аспекты проблемы. Возникновение дуалыю-праобщинной организации сделало возможным завершение формирования как общества, так и человека. Проблема происхождения человека современного типа была детально рассмотрена в предшествующей главе, но лишь в антропологическом плане. Более широкий, философский ее ракурс был оставлен в стороне. Именно он и будет предметом нашего рассмотрения. Становление Homo sapiens будет проанализировано в неразрывной связи с формированием общества. Каждая из праобщин была с точки зрения биологии ипбредной линией. Соответственно завязывание половых отношений между членами разных праобщин было не чем иным, как внутривидовой гибридизацией. Как известно, одним из следствий гибридизации яв- 90 Глава вторая ляется гетерозис — резкое возрастание крепости, мощности, жизнеспособности, а в случае внутривидового скрещивания — также и плодовитости потомства по сравнению с исходными родительскими формами. Другое важнейшее следствие гибридизации — обогащение наследственной основы, резкое повышение размаха изменчивости, необычайное возрастание эволюционной пластичности организма51. В силу отого завязывание половых отношений между членами разных стад давало возможность разрешить давно уже назревший конфликт между потребностями развития производства и физической организацией палеоантропов. И, возникнув, эта возможность под действием вновь обретшего силу праобщипно-ипдивидуального отбора начала быстро превращаться в действительность. Дуально-праобщинные организации представляли собой своеобразные «котлы», в которых быстрыми темпами шла переплавка поздних неандертальцев в Homo sapiens. Быстрота, с которой произошла на территории Западной Европы смена классических неандертальцев неоантропами, всегда была одним из главных аргументов сторонников взгляда, согласно которому первые не были предками вторых. По их мнению, совершенно невозможно объяснить, каким образом почти не изменившаяся на протяжении нескольких десятков тысяч лет морфологическая организация классических неандертальцев могла в течение каких-то 4—5 тыс. лет трансформироваться в существенно отличавшуюся от нее физическую организацию неоантропов. Единственный выход из положения состоял для них в допущении, что неоантропы пришли в Западную Европу извне, истребив и, может быть, частично ассимилировав населявших ее классических неандертальцев. Ввиду всего сказанного выше необычайная быстрота, с которой шел процесс превращения неандертальцев в неоантропов, получает свое естественное объяснение. Прежде всего это превращение давно уже назрело, стало настоятельной производственной, экономической необходимостью. Гибридизация не только сделала этот процесс возможным, но, дав ему мощный толчок, необычайно его ускорила. Другой важный аргумент противников взгляда, по которому предками западноевропейских неоантропов были предшествовавшие им на этой территории классические неандертальцы, — ссылка на специализированный- характер морфологического облика последних. При переходе от ранних неандертальцев к поздним, классическим произошла, с одной стороны, утрата целого ряда саппентных признаков, с другой — появление особенностей, которых не было у ранних палеоантропов и которые отсутствуют у неоантропов. С биологической точки зрения классических неандертальцев нельзя рассматривать иначе,, как форму, отклонившуюся от пути, ведущему к неоантропу, т. е. от сапиентного направления. Как указывали сторонники рассматриваемой точки зрення, в силу открытого А. Долло закона необратимости классические неандертальцы как специализированная форма не могли быть предками неоантропов. ________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ____________ SM Излагаемая в данной главе концепция возникновения неоантропа, в которой огромную роль играет гибридизация, снимает это возражение. В настоящее время большинство биологов выступают против абсолютизации закона необратимости эволюции. Соглашаясь с тем, что вид никогда не может вернуться к состоянию, уже пройденному его предками, они в то же время считают возможным возвращение отдельных утраченных в ходе эволюции признаков и даже их комбинаций. Не ограничиваясь указаниями па фактический материал, свидетельствующий о возвращении утраченных особенностей, П. П. Сушкии, а вслед за ним такие известные биологи, как А. М. Сергеев, С. И. Огнев, А. И. Иванов, раскрыли механизм этого явления. Им оказалось так называемое «ломолоденпе» организма, т. е. преждевременное окончание онтогенеза, как бы его обрыв, и закрепление эмбриональных особенностей во взрослом состоянии организма. И как раз гибридизация является фактором, способствующим «помолодению» организма и возвращению утраченных им признаков, его деспециализации52. Деспециализация организма невозможна без его «помолодения». Если неоантроп действительно является потомком специализированных неандертальцев, то его морфологический облик обязательно должен носить следы помолодения. И он их действительно обнаруживает. На абсолютизации таких особенностей современного человека была построена целая концепция антропогенеза — теория фе-тилизации (от лат. fetus — зародыш) Л. Болька. Но если сама эта концепция несостоятельна, то факты, легшие в ее основу, неопровержимы. Сохранение некоторых эмбриональных и инфантильных особенностей в морфологической организации современного человека никем пе ставится под сомнение 53. О том, что именно специализированные неандертальцы были предками Homo sapiens, свидетельствуют особенности морфологического облика людей из пещеры Мугарет-эс-Схул (Палестина). Они жили в вюрме I—II и были пе столько собственно неандертальцами, сколько формами, переходными от палеоантропов к неоантропам. Их можно было бы назвать позднейшими палеоантропами. И важно подчеркнуть, что они были формами переходными не просто от неандертальцев, а от поздних специализированных неандертальцев. Наличие у части схулцев значительного числа отчетливо выраженных черт классических неандертальцев общепризнано. Поразительно многообразие морфологического облика людей из Схул. Одни из них (Схул VIII, IX) являются почти типичными классическими неандертальцами, лишь обладающими некоторыми сапиентными признаками; другие (Схул IV, V) обнаруживают значительную близость к неоантропам. Если принять во внимание, что самых ранних из найденных обитателей Схул отделяет от самых поздних сравнительно незначительный промежуток времени, то все это нельзя расценивать иначе, как свидетельство необычайной быстроты, с которой шел процесс трансформации палеоантропов и неоан- 92 Глава вторая тропов. Однако пестрота антропологического состава Схул столь велика, что одной лишь трансформацией объяснить ее невозможно. Необходимо допустить гибридизацию. Многообразие форм гибридов, начиная со второго поколения, является твердо установленным фактом. К выводу о том, что население Схул обнаруживает гибридную природу, пришли многие исследователи, в частности Я.. Я. Рогин-ский. Не исключено, что коллектив, с членами которого схулцы поддерживали тесные отношения, обитал в находящейся в 200 м от их стоянки пещере Мугарет-эт-Табун. Тогда оба эти коллектива вместе образовывали одну дуально-праобщинную организацию. Завязывание отношений между праобщинами поздних неандертальцев и образование дуально-праобщинных организаций — очагов формирования современного человека — представляло собой явление, закономерно обусловленное всем предшествующим развитием формирующегося общества. Поэтому оно должно было иметь место по всей территории расселения неандертальцев. О времени и месте трансформации неандертальцев в людей современного физического типа дают представления материалы не только палеоантропологии, т. е. остатки людей неандертальского, переходного и современного типов, но и археологии. Трансформация палеоантропов в неоантропов была тесно связана с зафиксированным археологией переломом в развитии техники производства, а также и духовной жизни, который обычно именуют переходом либо от среднего палеолита к верхнему, либо от раннего (нижнего) палеолита к позднему (верхнему). Археологические аспекты проблемы. Поздним палеолитом открывается эпоха эволюции каменной индустрии уже сформировавшихся, готовых людей. В предыдущем томе серии каменная индустрия поздних предлюдей была названа эолитом, каменная индустрия формирующихся людей — археолптом. Вполне последовательно ввести единый термин для обозначения всего периода эволюции каменной индустрии готовых, сформировавшихся людей. Таким термином могло бы стать слово «кайнолит» (от греч. kainos — новый, litos — камень). Этап, традиционно именуемый поздним палеолитом, является начальной стадией кайнолита. Поэтому его можно было бы назвать ранним кайнолитом. Мезолит и неолит соответственно можно было бы назвать средним и поздним кайнолитом. Однако, вводя новые, генерализующие понятия, мы будем наряду с ними пользоваться и старыми, привычными: ранний палеолит, поздний палеолит и др. Поздний палеолит как определенная стадия эволюции был выделен первоначально лишь на западноевропейском материале. На этой территории переход к позднему палеолиту был ознаменован целым рядом явлений. Произошли существенные изменения в технике обработки камня. Для мустье было характерно скалывание довольно грубых пластин с массивных дисковидных пуклеусов. Специфические для верхнего палеолита нуклеусы носили правильную призма-
|