ОБЩЕСТВА 8 страница
233 Алексеев В. П. К происхождению коренного населения Австралии.— ВА, 234 Thorne A., Wolpoff M. Regional continuity in Australian pleistocene hominid 236 Alexeev V. Craniological material from New Guinea, Indonesia and the Malayan peninsula.— Anthropologie, t. XI, Brno, 1973, N 3. 236 Библиография там же. 237 Chappell F. Aspects of late quaternary palaeogeography of the Australian — 238 Сводка дат, уже устаревшая: Кабо В. Р. Происхождение австралийцев 238 Shutler R. Radiocarbon dating and man in Southeast Asia, Australia and the Pacific— Proc. of 11th Pacific Science Congress, v. 9. Prehistory and Archaeology. Tokyo, 1966. 24 KHope F., Hope G. Palaeoenvironments for man in New Guinea.— In: The Origin of the Australians (ed. by R. Kirk and A. Thorne). Canberra, 1976. 241 Там же. Глава вторая ЗАВЕРШЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ Этапы становления человеческого общества. Прежде чем обратиться к рассмотрению завершения становления человеческого общества, необходимо резюмировать то, что было сказано обо всем этом процессе в целом в первом томе настоящей серии '. Формирование общества происходило в течение всего раннего (нижнего, древнего) палеолита, или, иначе, археолита, и закончилось лишь с переходом к позднему (верхнему) палеолиту. История формирующегося общества довольно отчетливо подразделяется на две основные стадии. Первая — эпоха архантропов (питекантропов, синантропов и других сходных с ними форм), которая охватывает весь ранний археолит, представленных"! развитой олдо-вайской и рапнеашельской индустриями. Она началась примерно 1—1, 5 млн. и закончилась 200—300 тыс. лет назад. Вторая стадия — эпоха палеоантропов (неандертальцев), которая охватывает поздний археолит, представленный среднеашельскими, позднеашельскими, премустьерскими, раннемустьерскими, позднемустьерскими и другими сходными с ними индустриями. Завершилась она примерно 35 — 40 тыс. лет назад. В свою очередь в стадии палеоантропов можно выделить два этапа. Первый — время ранних палеоантропов, охватывающее средний и поздний ашель, премустье, ранее мустье. Второй — время поздних палеоантропов, охватывающее позднее мустье. Переход от ранних палеоантропов к поздним был ознаменован огромным прогрессом в формировании общественных отношений. Резко сократилось число конфликтов внутри человеческих объединений и соответственно выросла их сплоченность. Праобщина поздних палеоантропов представляла собой прочный, устойчивый коллектив, все члены которого проявляли заботу друг о друге. Члены каждого такого объединения осознавали в форме тотемизма свое единство, а тем самым и свое отличие от всех остальных людей. Происшедшее на грани раннего и позднего мустье превращение праобщипы в сплоченную и вместе с тем замкнутую, изолированную группу привело к инбридингу и тем самым сделало невозможным са-пиентизацию и как следствие — продолжение формирования производства п общества. Завершение становления человека и общества было невозможно без преодоления замкнутости праобщин. И она была преодолена. Становление человека и общества завершилось. Ответить на вопрос, как это произошло, далеко не просто. Могут быть 74 Глава вторая предложены различные гипотезы. Ниже будет изложена одна из них. Метод реконструкции. Эта теоретическая конструкция базируется на огромном числе самых разнообразных фактов. Для ее создания и обоснования были привлечены дапные археологии, палеоантропологии, биологии. Широко были использованы и материалы этнографии, что требует определенного пояснения в дополнение к тому, что уже говорилось в источниковедческой главе предыдущего тома серии о методе пережитков. Существование остаточных явлении в обществе — неоспоримый факт. Советские ученые не только убедительным образом доказали существование культурных пережитков, но и дали их научную классификацию. А. И. Першицем были выделены три основные группы остаточных явлений. Первая — реликты, т. е. такие остаточные явления, которые сохранились от прошлого в почти неизменном виде и не приобрели каких-либо новых функций. Вторая — дериваты: остаточные явления, видоизмененные и приспособившиеся к новым условиям. Третья — реституты: остаточные явления, которые преемственно возобновляются, исчезают и оживляются (рецидивируют) 2. Если пережитки существуют, то использование их для реконструкции прошлого состояния является не только возможным, но и необходимым. Вполне понятно, что делать это нужно с большой осторожностью. Ведь именно произвольное истолкование остаточных явлений и породило в свое время скептическое отношение к методу пережитков. В настоящей главе речь идет о восстановлении прошлого состояния не какого-либо конкретного социального организма, а первобытного общества в целом. Поэтому нас интересуют лишь те явления, которые имеют универсальное распространение. Всеобщий их характер свидетельствует о том, что они появились не вследствие стечения каких-либо специфических обстоятельств, а в силу исторической необходимости. Они должны иметь глубокие корни в самом историческом процессе. И если таких причин нет в настоящем, то искать их следует на предшествующих стадиях исторического развития. Поиск этих причин и составляет сущность процесса реконструкции прошлого по остаточным явлениям. Только в ходе его и может быть установлена стадиальная глубина исследуемых явлений. Важнейший шаг на пути к реконструкции прошлого — установление универсального характера тех или иных пережиточных явлений, что с необходимостью предполагает обращение к этнографическим материалам обо всех народах, а не только о находящихся па самых ранних из известных нам стадиях развития. Обязательным является привлечение данных не только о низших охотниках и собирателях, но и о первобытных земледельцах, а также в определенной степени и о народных обычаях, бытовавших в классовых обществах. В ряде случаев данные о земледельцах имеют даже большую ценность, чем материалы об охотниках и собирателях, что также требует пояснения. ________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ_________ 75 Развитие разных народов на стадии первобытного общества шло далеко не одинаково. Группы, жившие в более-менее благоприятных условиях, развивались сравнительно быстро и к началу этнографических исследований давно уже перестали быть охотниками и собирателями. Продолжали к этому времени оставаться на стадии низшей охоты и собирательства лишь те группы, которые в силу тех или иных неблагоприятных обстоятельств развивались замедленными темпами, испытывали застой или даже претерпевали регресс. Все это вело к возникновению в их социальной организации таких специфических особенностей, которых не было у их предшественников и которые не появились у обогнавших их в своем развитии народов. И так как они в общем и целом продолжали оставаться на той же стадии, что и их предшественники, то эти особенности, возникнув, заместили многие из исходных черт. К тому же во многих случаях отставшие в своем развитии группы были вытеснены более развитыми соседями в области с менее благоприятными природными условиями, что влекло за собой ломку их социальной организации и потерю значительной части культурных традиций. Недаром один из современных этнографов охарактеризовал современных низших охотников и собирателей как «перемещенных лиц» 3. Таким образом, наиболее благоприятные возможности для сохранения культурных традиций создавал первый — нормальный — вариант развития. Кроме того, определенные стороны земледельческого быта создавали благоприятные условия для оживления целого ряда остаточных явлений. Помимо этнографических материалов для восстановления прошлых стадий развития могут и должны привлекаться данные фолькло-' ристики. Еще А. Лэнг, Э. С. Хартланд, П. Сентив выявили, что даже в фольклоре народов Европы содержатся явные реминисценции эпох, отдаленных от современной на тысячи лет4. С огромным мастерством на материалах волшебных сказок доказал это В. Я. Пропп5. Все попытки поставить под сомнение возможность использования данных фольклористики для восстановления прошедших этапов общественного развития не имеют под собой серьезного основания. 1. Отношения между полами в праобщине поздних палеоантропов: производственные половые табу и оргиастические праздники Временная, частичная агамия коллектива. Становление человеческого общества с необходимостью предполагает подавление животных инстинктов, их введение в социальные рамки. Как явствует из предыдущей главы, эта точка зрения не пользуется всеобщим признанием, однако нам она представляется наиболее близкой к истине. Более того, на наш взгляд, только на ее основе может быть объяснено становление человеческого общества. Как уже отмечалось в преды- 76 Глава вторая дущем томе серии, из двух основных биологических инстинктов — пищевого и полового -•- совершенно неупорядоченным оставался в праобщине архантропов только второй. Первый с самого начала был уже под социальным контролем, который непрерывно усиливался по мере развития праобщины. Поэтому имеются серьезные основания полагать, что именно проявление полового инстинкта было основным источником конфликтов между формирующимися людьми не только у архантропов, но и ранних палеоантропов. Резкий перелом в формировании социальных отношений, который произошел при переходе от ранних палеоантропов к поздним, был невозможен без распространения этих отношений на все сферы жизни, а тем самым и без какого-то ограничения действия полового инстинкта. Крайне мало вероятно, чтобы у палеоантропов возник индивидуальный брак. Последнего не существовало и па первом этапе эволюции уже сложившегося общества. Мало вероятно и возникновение у неандертальцев группового брака. Всем известные этнографии формы группового брака связаны с экзогамией, а имеющиеся данные свидетельствуют о замкнутости коллективов поздних палеоантропов, т. е. об их эндогамии. И если понимать под экзогамией требование вступать в половые отношения исключительно лишь с членами других коллективов, то в праобщине поздних палеоантропов не было даже ее зачатков. Но, как уже отмечалось в первом томе серии, имеются серьезные основания полагать, что становление человеческого общества завершилось появлением рода, что первобытная община возникла как община родовая. Отсюда следует, что именно развитие праобщины поздних палеоантропов подготовило, сделало возможным, а затем и неизбежным возникновение экзогамии. Если не весь период становления общества, то по крайней мере самый последний его этап был временем становления рода. И в этом смысле в праобщине поздних палеоантропов должны были появиться какие-то предпосылки экзогамии. Понять это можно, если принять во внимание, что обязанность вступать в половые отношения вне коллектива есть лишь одна сторона явления, которое принято именовать экзогамией. Второй его стороной является абсолютный запрет половых отношений между членами коллектива —■ агамия, причем агамия полная. Полная агамия коллектива не могла возникнуть сразу, мгновенно. Логично предположить, что ей предшествовала агамия частичная, временная. Полная агамия, разумеется, невозможна без экзогамии. Иначе обстоит с агамией частичной. Она вполне могла зародиться и существовать в эндогамном коллективе. Данные этнографии дают возможность составить более конкретное представление о том, что собой представляет частичная агамия, предшествовавшая полной агамии и соответственно экзогамии коллектива. В одной из работ Л. Файсона приведено описание своеобразного праздника, существовавшего еще в XIX в. в одной из областей ________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ_________ 7F о. Вити-Леву (о-ва Фиджи). Мужчины и женщины одевались в фантастические одежды, обращались друг к другу с неприличными словами и открыто, на глазах у всех, не считаясь ни с какими нормами, вступали в половые отношения. Если в обычное время братья и сестры не имели права даже разговаривать друг с другом, то в этот период они не только могли, но почти что были обязаны вступать в связь. Такого рода состояние ничем не ограниченной свободы общения полов длилось несколько дней, после чего все ограничения восстанавливались, и жизнь входила в нормальную колею 6. Таким образом, во время этого праздника происходило снятие абсолютного агампого табу, па котором зиждился род. Это свидетельствует, что корни подобных праздников уходят в эпоху, предшествовавшую родовой. По существу во время этих праздников род переставал быть родом, исчезал как таковой. Он на время превращался в объединение, в котором господствовал промискуитет. С чисто формальной точки зрения у фиджийцев этого района рода вообще не было. Ведь род есть объединение, характеризующееся полной агамией. А в данном случае агамия, пусть на несколько дней в году, но исчезала. Тем самым она была лишь временной, частичной. Однако промежутки, в течение которых половые отношения носили промискуитетный характер, были столь кратковремеины, что никакого значения, кроме ритуального, не имели. Род превращался в про-мискуитетиое объединение на столь короткое время, что это практически никак не сказывалось на его сущности. Его агамия может рассматриваться как частичная, временная лишь в чисто формальном плане, практически же она была абсолютной. Но в теоретическом плане подобного рода явления представляют огромный интерес. Они дают возможность проникнуть в эпоху, непосредственно предшествовавшую появлению рода. Стоит мысленно увеличить число промискуитетных праздников, и перед нами уже не формальное, а реальное чередование агамных и промискуитетных периодов, уже не формальная, а реальная частичная агамия, но предполагающая и не требующая экзогамии. Иначе говоря, перед нами уже не род, а человеческая группа, раздвоенная во времени па агам-ный коллектив и на объединение с промискуитетом. Предположение именно о таком характере ограничения полового инстинкта на позднем этапе эволюции праобщппы подтверждается огромным числом этнографических данных. Последние свидетельствуют не только о существовании в дородовой период истории человечества частичной агамии, но и позволяют понять, что именно вызвало ее к жизни, сделало ее возникновение неизбежным. Половые производственные табу. Среди огромного числа частичных агамных запретов — половых табу — основную массу составляют хозяйственные половые табу. А среди последних явно доминируют охотничьи половые табу. Суть их заключается в строжайшем запрете половых отношений в период подготовки к охоте и самой охоты. Длительность этого периода была различной: от одного дня до несколь- 78 Глава вторая ких месяцев, но у всех народов, у которых были обнаружены охотничьи половые табу, существовала глубокая вера, что воздержание от половых отношений в течение всего этого времени — необходимое условие успешной охоты. Так, жители деревни Лезу (о. Новая Ирландия, Меланезия) были убеждены, что если кто-либо из охотников нарушит табу, то не только сам нарушитель, по и все его товарищи не будут иметь удачи в охоте7. Индейцы нутка (северо-западное побережье Северной Америки) не сомневались, когда во время охоты на китов происходил несчастный случай, что причиной является нарушение одним нз охотников табу. Они искали виновного и строго его наказывали8. Коллективный характер был важнейшей особенностью охотничьих половых табу у подавляющего большинства народов. Половое воздержание требовалось не от тех или иных лиц, а от всех членов того или иного коллектива. И нарушение полового табу сказывалось, согласно верованиям, не на одном нарушителе, а на всей человеческой группе. Охотничьи половые табу имели в прошлом человечества универсальное распространение. Существование их зафиксировано у значительного числа народов Америки, Океании, Африки, Азии и Европы. У части народов, у которых самих табу уже не существовало, были обнаружены совершенно явственные их пережитки9. Однако нельзя ограничиваться констатацией существования лишь охотничьих половых табу и не принять во внимание всех вообще запретов половых отношений, связанных с той или иной формой человеческой деятельности — рыболовством, скотоводством, земледелием, ремеслом, торговлей, войной, т. е. всех вообще хозяйственных, практических половых табу, которые уходят своими истоками к охотничьим половым табу 10. Если соединить воедино имеющиеся данные о половых производственных табу и их пережитках, то картина получится более чем убедительная. Половые производственные табу или их пережитки были зафиксированы не только в доклассовом, но и в классовом обществе, в частности у древних римлян, немцев, венгров, эстонцев, украинцев, русских11. Объяснить появление хозяйственных, в частности охотничьих, половых табу невозможно, не допустив, что на какой-то стадии развития человечества половые отношения действительно отрицательно сказывались на хозяйственной деятельности вообще, на охоте в первую очередь. Но быть препятствием для хозяйственной деятельности могли быть только неупорядоченные половые отношения. Этнографические материалы позволяют выявить, почему и как неупорядоченные половые отношения препятствовали хозяйственной деятельности. Среди половых табу особое место занимают запреты, имеющие целью отвратить смерть. Так, у бечуанов (Южная Африка) от лиц, которые ухаживали за больными и ранеными, требовалось воздержание от половых отношений. Соблюдение этого запрета рассматривалось как необходимое условие выздоровления больного12. ________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ__________ 7° У индейцев квакпютль (северо-западное побережье Северной Америки) существовало убеждение, что контакт между людьми, имевшими незадолго до этого половые сношения, и раненым угрожает жизни последнего 13. В обоих случаях перед нами одно и то же убеждение: вера в то, что половые отношения таинственным образом могут повлечь за собой смерть человека. Подобного рода табу, кроме Америки и Африки, обнаружены также у народов Океании, Азии и даже Европы14. В этой связи нельзя не отметить существования у племен, живущих в самых различных частях света, веры в то, что «изобретение» физической половой связи привело к «возникновению» смерти15. Что же касается убеждения, будто половые отношения вообще таят в себе какую-то опасность для человека, то оно имеет поистине универсальное распространение. Нет буквально ни одного народа, у которого не было бы обнаружено пережитков такой веры 16. Возникновение половых охотничьих табу. Конфликты, имевшие своим истоком неупорядоченные половые табу, конечно, не всегда влекли за собой ранения и смерть. Однако они всегда в той или иной степени расстраивали хозяйственную деятельность коллектива, особенно сказываясь на таких ее формах, которые требовали для своего успеха сплоченности его членов. Важнейшей и основной формой коллективной, совместной деятельности пралюдей была охота. По мере роста значения охоты она принимала все более организованные формы. Собственно охоте начал предшествовать более или менее длительный период подготовки к ней, в течение которого происходила разведка местности, выслеживание животных, выработка плана охоты, изготовление и обновление охотничьего инвентаря. Развитие охоты сопровождалось увеличением зависимости ее исхода от результатов производственной деятельности. Поэтому период подготовки к охоте приобретал все более возрастающее значение. От того, как он протекал, все в большей степени зависел успех собственно охотничьей деятельности. Понятно, что в период подготовки к охоте конфликты между членами праобщины представляли особую опасность. Даже если они не вели к сокращению числа лиц, способных принять участие в охоте, ущерб от них был значительным. Расстраивая или даже срывая деятельность по подготовке к охоте, эти конфликты уменьшали ее шансы на успех и тем самым ставили членов коллектива перед угрозой голода. На определенном этапе развития праобщества настоятельной необходимостью стало полное устранение конфликтов между его членами в период подготовки к охоте и самой охоты. Так как главным источником столкновений были промискуитетные половые отношения, то тем самым жизненно необходимым стало их запрещение в этот период. Это объективная экономическая потребность начала постепенно осознаваться, хотя, разумеется, пе в прямой, адекватной форме. Сам процесс практической деятельности стал постепенно все в большей 80 Глава вторая степени навязывать людям убеждение в том, что половые отношения в период охоты и подготовки к ней навлекают опасность на коллектив и что единственным способом ее избежать является воздержание от них в течение этого периода. Так постепенно начали возникать в праобщине охотничьи половые табу. Уже у предлюдей в охоте участвовали не все взрослые члены стада, а лишь молодые и взрослые самцы и, возможно, бездетные самки. С развитием охоты, уже на стадии формирующихся людей обычным явлением стали более или менее длительные охотничьи экспедиции, участники которых затем приносили мясо в стойбище, где находились остальные члены праобщины. Устранить отношения между полами внутри охотничьей партии было просто: достаточно было полностью исключить из ее состава женщин. Таким образом потребность в преодолении конфликтов внутри охотничьей партии привела к окончательному закреплению разделения труда между полами. Охота на крупных животных стала исключительно мужским делом. В дальнейшем необходимость устранения конфликтов в период подготовки к охоте привела к тому, что группа взрослых мужчин и юношей начала обособляться от остальной части праобщипы еще до выхода в экспедицию и притом на все более продолжительное время. Таким образом, в свободный от половых отношений период напряженной хозяйственной деятельности праобщина начала состоять из двух более или менее обособленных групп, одна из которых включала всех юношей и взрослых мужчин, а другая — женщин и детей. В свою очередь последняя состояла из двух подгрупп: женской и детской. О том, что возникновение хозяйственных половых табу сопровождалось бытовым обособлением мужчин и женщип, говорят данные этнографии. У многих народов в период действия хозяйственных половых табу не только запрещались половые отношения, но в той или иной степени ограничивались все вообще отношения между мужчинами и женщинами. Мужчинам запрещалось прикасаться к женщинам, смотреть на них, разговаривать с ними, есть пищу, приготовленную женщинами, быть с ними в одном помещении и т. п.17 Начало становления охотничьих половых табу скорее всего следует отнести к эпохе ранних палеоантропов. Именно к ней относятся данные, свидетельствующие о каком-то обособлении мужчин и женщин в хозяйственной и иных сферах. Дж. Д. Кларком на основе анализа археологического материала было сделано предположение, что где-то с конца минделя произошли изменения в структуре человеческой группы. Если раньше она всегда выступала как целое, то теперь появились признаки временного разделения составляющих ее компонентов: или юных и взрослых, или мужчин и женщин 18. По данным археологии, в среднем и позднем ашеле появились охотничьи лагери, в которых обитали лишь мужчины, причем иног- ________ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ 81 да в течение целого сезона. Примером может послужить Донская пещера в Южной Осетии 19. Описанное в первом томе серии жилище ранних палеоантропов в гроте Лазарет состояло из двух половин 20. Напрашивается вопрос, не была ли одна из них местом обитания жепско-детской, другая — мужской группы? К выводу о том,, что если не в позднем ашеле, то во всяком случае в позднем мустье уже существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, пришли в настоящее время многие археологи. Оргиастические промискуитетные праздники. В результате пространственного и бытового обособления полов в праобщине в течение всего срока действий половых табу пар быть не могло. Они могли образовываться лишь в периоды промискуитета. Развитие хозяйственной деятельности требовало освобождения от половых отношений все более длительных периодов времени, т. е. все большего вытеснения половых отношений из жизни коллектива. По мере того как периоды, свободные от действия половых табу, становились все более редкими, интенсивность половой жизни коллектива в течение их непрерывно возрастала, что делало затруднительным одновременное осуществление хозяйственной деятельности. Это привело к тому, что остававшиеся промнекуитетные периоды превратились в своеобразные праздники, с бурным, ничем не ограничиваемым общением полов — настоящими оргиями. Выше уже был приведен один пример промискуптетного, орги-астического праздника. Существование праздников и вообще периодов времени, в течение которых допускалась неограниченная свобода общения полов, отмечено этнографами у огромного числа народов, находившихся на стадии доклассового общества. У многих народов подобного рода промискуитетиые, оргиастические праздии-ки сохранились и после исчезновения рода и экзогамии. Свобода отношений между полами выражалась у них в полном или частичном снятии брачных и иных ограничений. Если свести воедино сведения об оргиастических, промискуитет-ных праздниках, не говоря уже об их многочисленных пережитках, то они дадут убедительное доказательство того, что такие праздники представляли столь же универсальное явление, как и хозяйственные половые табу. Оргнастические праздники были широко распространены у народов Америки, Австралии, Океании, Африки, Азии, Европы21. Между промискуитетными праздниками и хозяйственными половыми табу существует глубокая внутренняя связь. В дородовую эпоху они могли существовать лишь в неразрывном единстве. И свидетельства об их былом единстве сохранились до нашего времени. У многих народов хозяйственные половые табу были тесно связаны с оргиастическими праздниками: подобного рода празднества непосредственно следовали за периодами строжайшего полового воздержания, которые одновременно были и периодами интенсивной хозяйственной деятельности. В качестве примера можно назвать меит- 82 ________ Глава вторая хеев и иага (Индия), индейцев Перу, штилей Центральной Америки 22. В силу кратковременности промискуитетных периодов и их бурного оргиастического характера пары в праобщине перестали образовываться. Исчезновение пар, устранив возможность конфликтов на почве удовлетворения полового инстинкта, неизбежно должно было способствовать резкому возрастанию сплоченности праобщины. Именно такое явление, как мы видели, имело место при переходе от ранних палеоантропов к поздним. Это дает основание полагать, что именно тогда завершилось в основном становление охотничьих половых табу. Завершение раздвоения праобщины палеоантропов. Таким образом, социальные отношения в праобщине палеоантропов еще не были настолько сильны, чтобы полностью подчинить себе половые связи, упорядочить и организовать их. Однако они уже настолько окрепли, что оказались в состоянии частично вытеснить промискуи-тетные половые отношения из жизни праобщины, превратить их из постоянно существующих в периодически появляющиеся. Жизнь праобщины стала состоять из чередования периодов действия половых табу и промискуитетных праздников. Праобщина как бы раздвоилась по времени на агамный коллектив и промискуитетное объединение. Это раздвоение во времени сопровождалось разделением агампого коллектива на пространственно обособленные мужскую и женско-детскую группы. Признаки этого временного и пространственного раздвоения сказываются на стадии поздних палеоантропов еще более отчетливо, чем раньше. Французскими археологами в низовьях р. Дюранс было обнаружено около 10 постоянных жилищ, разбросанных па территории в 50 га. Они относятся к вюрму I. По мнению Ф. Бурдье, их особенности не позволяют думать, что здесь жили пары с потомством. Он считает, что скорее всего здесь было место, где происходили контакты группы охотников с женщинами и детьми23. Вспомним также, что из двух половин состояло не только жилище ранних палеоантропов в гроте Лазарет, но и жилище поздних палеоантропов на стоянке Молодова V24. Логично предположить, что эти половины были местами обитания: одна — женско-детской группы, вторая — мужской группы, на которые подразделялся коллектив.
|