Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава вторая 7 страница






_________________ РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 177

кремневого инвентаря на подобных стоянках. Он состоит почти иск­лючительно из наконечников, а также меньшего числа орудий для разделки туш убитых животных. В то же время встречено несколько-долговременных стойбищ, судя по толщине культурного слоя, оби­лию и разнообразию каменного инвентаря. Это, например, стоянка Квад в Алабаме, где наряду со скребками, чопперами, проколками, резцами и другими орудиями имелось много незаконченных изделий (наконечников, пластин с желобчатыми сколами, отщепов) 14°.

Последний этап развития верхнего палеолита в Северной Аме­рике — фолсом. Он получил свое название по наконечникам фолсом:,. найденным в большом количестве по всей территории США (за исключением Аляски), а также во многих районах Канады, особен­но в прериях. Наконечники фолсом меньше, чем наконечники кло-вис, так как изготовлены из более тонких и изящных пластин. Ха­рактерными особенностями наконечников фолсом являются ушко-образные концы основания и желобок, идущий не до середины ос­нования, как в наконечниках кловпе, а от основания до конца на­конечника по его оси. Наконечники фолсом обработаны прекрасной отжимной ретушью ш. Фолсом, по общепринятой точке зрения, яв­ляется развитием традиций кловис. С последним наконечники фол­сом роднят наличие желобка, а также многие технологические приемы изготовления.

Наконечники фолсом и одноименная культура, определительным признаком которой они служат, синхронны с концом верхнего плейстоцена Северной Америки. В это время теплеет климат, сокра­щается ледниковый щит, в нем открываются проходы с юга на се­вер и по ним мигрируют на север мамонты. Вскоре они исчезают в североамериканских степях, и характерными представителями фауны последних становятся бизоны, а в более засушливых райо­нах — верблюды. Если наконечники кловис в основном встречаются в ассоциации с костями мамонтов, то наконечники фолсом — в ассо­циации с костями бизонов 142. Уменьшение размеров наконечников при переходе от кловис к фолсом, их более изящный облик, очевид­но, связаны с уменьшением размера основного объекта охоты, с на­личием у бизонов более тонкой шкуры по сравнению с мамонтами.

Как и в кловис, основной отраслью хозяйства людей в эпоху фолсом оставалась охота. Как в кловис, стоянки фолсом подразде­ляются на временные лагери, устраивавшиеся около мест забоя жи­вотных, и долговременные стойбища. Во временных лагерях обна­ружены остатки одновременно убитых (очевидно, во время одной коллективной охоты) десятков и даже сотен бизонов (стоянки Блэк-вотер Дро 1, Фолсом и др.). Тем не менее охота в это время, может быть, в связи с начавшимся исчезновением крупных животпых лед­никовой эпохи, не была достаточно устойчивым, постоянным источ­ником пищи. Поэтому возрастает роль собирательства, на что ука­зывают находки большого числа зернотерок на долговременных по­селениях фолсом. А на западе Северной Америки в местонахожде-


178 Глава третья

нпях синхронной фолсом древнекордильерской культуры найдены гарпуны и изделия, напоминающие составной рыболовный крю­чок из.

Таким образом, если в начале верхнего палеолита Северной Аме­рики развитость собирательства была следствием недостаточного совершенства техники охоты, то в конце верхнего палеолита новый подъем собирательства, а также, возможно, зарождение рыболовства и кое-где морского зверобойного промысла стали результатом сокра­щения охотничьей фауны. Существовавшая в это время совершен­ная для той эпохи охотничья техника только углубляла кризис су­хопутной охоты.

Выше была нарисована довольно обобщенная картина развития палеолита в Северной Америке. Но надо сказать, что уже с этапа кловис в палеолите континента складываются отчетливо выражен­ные локальные варианты культуры. На востоке материка — это так называемый кловнс-энтерлайн, для которого типичны некоторые особенности в форме наконечников, ножен и других орудий. На юго-востоке это кловис-камберленд, с нижней частью наконечника в ви­де рыбьего хвоста.

На наш взгляд, пока недостаточно ясно, что отражали эти ло­кальные особенности культуры кловис. И нам кажется преждевре­менным утверждение И. П. Ларичевой, что в культуре кловис «на­мечается несколько локальных областей, занятых крупными родо-племеннътмя объединениями, которые сложились к эпохе расцвета верхнего палеолита» 144. Не слишком ли крупными оказываются эти «родо-племенные объединения», не слишком ли большую террито­рию они занимают — восток США, юго-восток США?

Скорее, на наш взгляд, можно было бы говорить о формировании на части территории США в эпоху кловис больших этнокультурных областей, или этнокультурных зон, наподобие тех, что выявлены в верхнем палеолите Европы и которые занимали этнические группы со сходными технологическими традициями. Но и такой вывод был бы преждевременным ввиду недостаточной изученности локального своеобразия востока и юго-востока по сравнению с центром и запа­дом южной половины США. К тому же недостаточно ясно хроноло­гическое соотношение между собственно кловис, кловис-энтерлайн и кловис-камберленд. Возможно, они не вполне синхронны.

Дальнейшее развитие локальное своеобразие отдельных культур получает в заключительный период верхнего палеолита Северной Америки.

Что касается крайнего севера, то прежде всего надо сказать о существовании здесь с 23 тыс. лет до 12 тыс. лет до и. э. (а в от­дельные периоды и позднее, до 8 тыс. лет до н. э.у Берингийской суши, являвшейся продолжением равнинных тундр Восточной Сибири и соединявшей Азиатский и Американский континенты. Берпнгия вместе с Аляской по существу составляли принадлежавший Азии полуостров, вклинившийся в североамериканский ледниковый щит.


_________________ РАННЕПЕРВОВЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 179

В Берннпш жили многочисленные травоядные животные: шерсти­стый мамонт, лошадь, бизон и др.

Около 11 тыс. лет назад североамериканские ледники стали от­ступать. Но полностью ледник исчез с территории континентальной Канады менее чем 5 тыс. лет до н. э., а на Аляске ледники умень­шились до современных размеров лишь около 6 тыс. лет до н. э.

Зная хронологию североканадских ледников, не удивляешься от­сутствию здесь культурных остатков, предшествующих рубежу VI и V тыс. до п. э. Па Аляске более ранние находки отражают пози­цию этой территории как «аппендикса Азии*. К ним относятся не­сколько обработанных костей, обнаруженных в Оулд Кроу Флэте вблизи границы Аляски с Канадой, в местности, которая в вискон-синскую эпоху была свободна от ледника. Эти кости датируются радиоуглеродным методом в 27—24 тыс. лет до н. э. Каменные ору­дия того же возраста не найдены, и вообще все другие известные находки значительно моложе. Спорен возраст относимых к так на­зываемой традиции бритиш маунтин находок, сделанных на протя­жении последних двух десятилетий на севере Аляски и северо-за­паде Канады Мак Нейшем, Кемпбеллом, Шлезиером и Солецки. Эти находки стратиграфически датируются обычно 18—20 тыс. лег назад. Но несколько лет назад Д. Дюмонд высказал соображения в пользу значительно более поздних дат для комплекса бритиш маунтин, а именно 2600—3500 лет до н. э.145

На Аляске также обнаружены местонахождения так называемой палеоарктической традиции (Акмак, Кобук, Хили Лейк, Драй Крик и др.) с клиновидными «гобийскимп» нуклеусами, микропластинка­ми, резцами, бпфасамп, наконечниками. Эта традиция связана с Азией, и ее нередко называют сибпрско-американской. А. П. Оклад­ников и Р. С. Васильевский, несколько лет назад познакомившиеся со стоянками Кампус. Драй Крик, Хили Лейк, писали, что «встре­ченные здесь орудия во многом тождественны вещам с палеолити­ческих стоянок Северной Азии» 146.

Южнее вышеперечисленных, уже в лесной зоне найдены мезоли­тические стоянки так называемой архаической традиции. Для нее характерны ланцетовидные наконечники, наконечники с боковой бородкой, крупные скребки и т. д. Комплексы каменной индустрии архаической традиции не имеют параллелей с Азией, а связаны с более южными областями Северной Америки. Создатели и носители архаической традиции продвигались на север по мере отступления ледника и расширения к северу лесной зоны в период термического максимума 5—4 тыс. лет до н. э. На севере они контактировали с носителями палеоарктической традиции, что нашло свое отражение в смешанном характере каменной индустрии на некоторых стоянках, например Тукту. Но в целом люди архаической традиции — это вы­ходцы из внутренних областей Северной Америки, и непохоже, что­бы они принимали заметное участие в сложении приморских по ха­рактеру культур эскимосов и алеутов 147.


'180 Глава третья

На тихоокеанском побережье Аляски, острове Кадьяк и Алеут­ских островах возникает морское хозяйство, ориентированное на морской зверобойный промысел, рыболовство и на сбор съедобных морских продуктов.

На Алеутских островах создатели хозяйственно-культурного ти­па морских охотников и собирателей появились около 10 тыс. лет назад, придя из Азии по Берингоморскому мосту, т. е. суше, соеди­нявшей в прошлом Азию и Америку. Они поселились на острове Анангула, отделенном проливом от более крупного острова Умнак. Этот пролив служил постоянным путем для мигрирующих морских животных. По его берегам располагались лежбища котиков и сиву­чей, в литоральной зоне было много осьминогов, морских ежей, раз­личных моллюсков, а также много рыбы.

В том, что экономика древних жителей Анангулы была ориенти­рована на морской зверобойный промысел и, говоря тире, на ис­пользование всех доступных им пищевых ресурсов моря единодуш­ны почти все исследователи 148. Морскую охоту анангульцы вели с помощью копий, гарпунов, гарпунных стрел.

Традиции стоянки Анангула продолжает расположенная недале­ко от нее, но более поздняя стоянка Вилледж Сайт, на которой лю­ди жили 6—5 тыс. лет назад. Здесь найдены наконечники гарпунов. И уже прямо палеоалеутской стоянкой морских охотников, собира­телен ц рыболовов является Чалука на острове Умнак, датируемая возрастом в 4 тыс. лет назад149. Район Алеутских островов — это.древнейший центр морского зверобойного промысла, возникшего на грани верхнего палеолита и мезолита.

В Северной Америке известна еще одна стоянка, обитатели ко­торой примерно в тот же период занимались охотой на морского зверя и рыболовством. Ото Файв Майл Рапидз в Орегоне на тихо­океанском побережье США. Возможно, морской зверобойный про­мысел был более широко распространен у индейцев океанских побе­режий Америки, но прибрежные стоянки в ходе изменений уровня моря оказались под водой и пока не обнаружены 150.

В то время когда на крайнем севере и в нескольких других при­брежных районах Америки складывался морской образ жизни, ори­ентированный на морские ресурсы, на востоке США (культура во­сточный вудленд) отступление ледника и исчезновение ледниковой фауны также привели к поискам новых пищевых ресурсов и из­менению образа жизни индейцев 9- 10 тыс. лет назад. К этому вре­мени исчезло или сохранилось лишь в очень небольших количествах маленькими стадами большинство видов крупных животных ледни­ковой эпохи. Б каждой местности людям пришлось от прежней спе­циализированной охоты обратиться к использованию большого чис­ла впдов животных и растений. Возникли регулярные сезонные миграции с посещением в определенные времена года постоянных мест 151.

На юге Североамериканского континента — в Мексике, а также


__________________ РАННЕПЕРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 181

в Центральной Америке на протяжении мезолита постепенно умень­шается значение охоты в хозяйстве местного населения. В начале этой эпохи в долине Мехико люди со стоянки Иштапан продолжали ■ охотиться на мамонтов, сохранившихся здесь, по-видимому, дольше, чем в остальных районах Америки 152. Обитатели других мексикан­ских стоянок начала мезолита (Лерма, Ахуереадо) устраивали кол­лективные охоты на стадных животных — антилоп и лошадей. Ви­димо, общины были довольно велики по размерам и осваивали об­ширные территории. С VII тыс. до и. э. основными объектами охоты служат мелкие и средние нестадные животные. Для их добычи уже не устраиваются коллективные загонные охоты. Общины становятся малочпеленнео и осваивают меньшие территории, но в большей сте­пени, чем раньше, используют их растительные ресурсы. Собиратель­ство здесь в значительной степени вытесняет охоту 153.

Южная Америка была заселена верхнепалеолитическими охот­никами и собирателями в период 17—11 тыс. лет назад. Их стоянки открыты в Венесуэле, Эквадоре, Перу, Бразилии, Аргентине и дру­гих странах континента 154. Одна из характерных для этого времени стоянок найдена, например, в пещере Фелл на юге Патагонии. Здесь обнаружено несколько культурных слоев с наконечниками стрел или дротиков так называемого типа рыбий хвост, с большими боковыми скребками, орудиями из кости, которые могли служить для разделки мяса н обработки шкур, а также остатками от кремации покой­ников.

Самый нижний слой стоянки датируется по радиокарбону 8770±300 лет до н. э. и 9050±170 лет до п. э. Ее обитатели охо­тились па вымерших позднее животных — американских лошадей, земляных ленивцев, а также на гуанако 155.

На наиболее ранних из южноамериканских стоянок первобыт­ного человека (Муако и Тайма-Тайма в Венесуэле, Аякучо в гор­ном Перу) встречаются кости мастодонта и гигантского ленивца, также служивших объектами охоты156. Судя по некоторым более поздним местонахождениям, таким, как Эль Инга в Эквадоре, па обширных пространствах Южной Америки мезолитическое населе­ние континента во многом продолжало хозяйственные и культурные традиции своих верхненалеолитических предшественников, живя небольшими бродячими общинами, часто передвигавшимися с места на место в поисках зверя и съедобных растений.

Как и в Северной Америке, в Южной Америке в мезолите воз­никают культуры, ориентированные на использование пищевых ресурсов моря. Древнейшая из них — культура морских зверобоев острова Энглфилд у южной оконечности Чили. Около 9 тыс. лет назад па этом острове жили люди, охотившиеся с помощью гарпунов и копий на морских животных, а также занимавшиеся рыболовст­вом 157.

Не позднее 6 тыс. лет назад на Огненной Земле поселились ран-непервобытные общины, чья культура, судя по археологическим


182 Глава третья

данным, была схожа с культурой.живших здесь в новое время яганов и алакалуфов с присущим им сочетанием сбора морских моллюсков, охоты, сбора плодов и ягод, рыболовства, подвижным образом жиз­ни, очень примитивными временными жилищами и т. п. чертами 158.

Африка. Палеолит Африки южнее Сахары по сравнению с палео­литом Европы или Леванта отличается значительным своеобразием. Как отмечают почти все исследователи, здесь не было резкого пе­рехода от ашеля к мустье, от мустье к верхнему палеолиту, от него к мезолиту. Более того, типологически верхний палеолит почти нигде не выявляется в местонахождениях каменного века Африки. Мустье сменяется так называемым постмустье, продолжающим мустьерсктте традиции, сочетающиеся с некоторыми элементами европейского-верхнего палеолита. В конце плейстоцена — начале голоцена пост­мустье постепенно переходит в микролитические индустрии мезо­лита.

Эта особая схема развития применима почти ко всей Африке, за исключением районов к северу от Сахары, где культура в конце-верхнего плейстоцена близка к верхнему палеолиту Средиземно­морья (Леванта и юга Европы).

Соответственно уже довольно давно английскими и южноафри­канскими исследователями была разработана включающая палеолит,, мезолит и неолит трехступенчатая классификация: ранний каменный век, средний каменный век, поздний каменный век. При этом до последних лет почти все ученые (Дж. Д. Кларк, Ф. Борд, Л. Балу, Ф. Смит, Г. П. Григорьев и др.) были согласны в том, что средний каменный век Африки, или постмустье по терминологии Г. П. Гри­горьева, в основном соответствует хронологически верхнему палео­литу Европы 159. Из этого положения вытекало также, что создате­лями и хранителями технических традиций среднего каменного века были неоантропы, люди современного физического типа.

Начиная с конца 60-х годов, с появлением новых датировок для среднего каменного века Африки вывод о его хронологическом со­ответствии верхнему палеолиту Европы подвергся пересмотру сна­чала Р. Клейном, позднее Дж. Д. Кларком, отказавшимся от своей прежней точки зрения на этот вопрос, а также другими исследова­телями.

Согласно новым датировкам средний каменный век начинается не 35 тыс. лет назад, а 130—200 тыс. лет назад, а кончается ранее 40 тыс. лет назад °. Таким образом, он соответствует не верхнему палеолиту, а позднему ашелю и мустье. Если новые определения хронологических рамок среднего каменного века Африки верны, а, видимо, это так, то лучше всего известные п наиболее широко рас­пространенные африканские культуры — сапго, лупембе, форомит и некоторые другие — оказываются предшествующими времени суще­ствования Homo sapiens. Естественно, материалы по этим культу­рам теперь уже нельзя использовать при характеристике охотников и собирателей Африки конца плейстоцена.


__________________ РЛШ-ШШРВОЬЫТНЛЯ ОПЩННЛ_____________________ 183

Более древним, чем предполагалось ранее, оказался не только средний, но и поздний каменный век, начало которого обычно от­носилось к рубежу плейстоцена и голоцена или даже к еще более позднему времени 161. Со второй половины 60-х годов для ряда стоя­нок Южной Африки, по каменному инвентарю относимых к позд­нему каменному веку, были получены методом радиокарбопа не только отдельные даты, по и их серии, исходя из которых абсолют­ный возраст этих стоянок (Бордер, Коттедж, Розы и др.) составляет 27 — 30—35 тыс. лет162. С учетом недавнего пересмотра возраста ■ среднего каменного века Африки кажется более вероятным, что вы­шеприведенные цифры абсолютного возраста позднего каменного века ближе к действительности, чем прежние даты, полученные ме­тодами относительной хронологии.

Вместе с тем для позднего каменного века имеются и значитель­но более поздние даты, такие, как 21550+950 лет назад и 16715± D5 лет назад (пещера Леопардовой горы в Замбии), 12200+100 лет назад п 12200±250 лет назад (пещеры Памонгве и Тшапгула в Ро­дезии, 11250±400 лет назад (Матежес-Рпвер в Капской области) 163.

Таким образом, под общим названием «поздний каменный век» в работах по археологии Африки описывается очень протяженный по времени период истории населения этого континента. Этот пери­од начинается с окончанием среднего каменного века, т. е. в одно время с переходом от мустье к верхнему палеолиту в Европе, а за­канчивается в неолите. Думается, что в недалеком будущем поздний каменный век придется подвергнуть хронологическому и типологи­ческому членению. Обратимся теперь к культурам отдельных частей Африки.

На севере Африки, а также в Сахаре была широко распростра­нена атерская индустрия. Большая часть представленных в ней ору­дий несомненно носит мустьерский характер, но встречались и верх­непалеолитические формы (резцы и скребки). Атер синхронен за­падноевропейскому мустье, особенно позднему мустье164. Но мы все-таки упоминаем эту культуру, так как ее хронологические рам-кп являются предметом дискуссии, и на севере Африки, и особенно в Сахаре, которая в верхнем плейстоцене не была такой жаркой и засушливой областью, как ныне, охотники и собиратели пользова­лись каменными орудиями атерского типа (наконечниками с череш­ком) примерно до XV тыс. до и. э. или даже позднее 165.

Лишь за несколько тысяч лет до начала голоцена у охотников и собирателей Сахары орудия мустьерского облика сменяются мик­ролитическими орудиями, составными орудиями (в частности, нако­нечниками со вкладышами). В то же время жившие здесь и в со­седних областях люди начинают изготовлять орудия из костя и поль­зоваться на охоте луком со стрелами 16G.

Культура каменного века северного побережья Африки и при­легающих областей, как уже говорилось, традиционно типологиче­ски сближается археологами с культурами Леванта. Однако мусть-


184 Глава третья

ерская культура дольше существует на северо-западе Африки, чем в Леванте. Стоянки с датировкой 27—28 тыс. лет назад носят здесь еще определенно мустьерский облик. Их обитатели охотились на дикого быка, дикую лошадь, газель 167. Отсутствие остатков жилищ,, преобладание подъемного материала не дают возможности предста­вить образ жизни этих людей. Обнаруженные в местонахождениях атерской культуры немногие палеоантропологические остатки при­надлежат палеоантропам (в гроте Мугарет-эль-Алия близ Танжера).

Пока неизвестно, какие культуры существовали в Магрибе в, эпоху 25 тыс. лет назад (самая поздняя дата для атерской культу­ры) до 12—14 тыс. лет назад (наиболее ранние даты для оранской или иберо-маврской культуры). Этот ограниченный промежуток времени остается в археологическом плане белым пятном.

В конечной фазе верхнего плейстоцена на атлантическом побе­режье Марокко, Алжира, Туниса, а также в нескольких местах вда­ли от побережья распространяется оранская культура. По мнению* одних исследователей, оранская культура существует от 12 —14 до» 10—11 тыс. лет назад. По мнению других, часть памятников начала голоцена (до 8 тыс. лет назад) также является Оранскими 168.

В эпоху существования оранской культуры климат п фауна бы­ли близки к современным. Наиболее значительными памятниками оранской культуры являются стоянки и могильники Афалубу-Рум-мель в Алжире, Тафоральт в Марокко, Ухтата в Тунисе и т. д.

Орудия оранской культуры невелики. Это пластинки и острия е выпуклой спинкой, скребки, шилья и долота из кости. По своим ору­диям оранская культура не демонстрирует связей ни с предшество­вавшей ей атерской, ни со следующей за ней капсийской культура­ми. Судя по палеофауне, найденной на стоянках, основным видом хозяйства орапцев была охота на антилоп гну, лошадей, медве­дей 169.

В голоцене на тех же территориях, где существовала оранская культура, распространяется капсийская культура (10—8, 5 тыс. лет назад), долгое время ошибочно считавшаяся верхнепалеолитической из-за наличия в ее инвентаре крупных орудий, несколько сходных с остриями шательперрон западноевропейского верхнего палеолита. Наиболее характерные и множественные орудия этой культуры — микролиты в виде трапеций и сегментов, использовавшиеся, в част­ности, в качестве вкладышей наконечников стрел.

В отличие от оранцев основным хозяйственным занятием кап-сиицев был сбор съедобных моллюсков. Остатками их деятельности являются многочисленные раковинные кучи, в которых встречаются также зола от кострищ, кремневые орудия, а иногда и скелеты лю­дей. Наряду с открытыми стоянками капеппцы жили и в пеще­рах 17°.

Особое место среди доземельческих культур Северной Африки занимает культура долины Нила. Здесь на равнине Ком Омбо, на­ходящейся в 45 км к югу от Асуанской плотины, около 17 тыс. лет


__________________ РАННЕПКРВОБЫТНАЯ ОБЩИНА___________________ 185

назад поселились группы охотников и собирателен. В то время в реках этой местности было много гиппопотамов, черепах и рыбы, в степи паслись стада газелей и антилоп каама, в болотах зимовали огромные стаи перелетных птиц из Центральной Европы.

Судя по раскопаппым стоянкам, население района Ком Омбо 17 тыс. лет назад насчитывало не менее 250 человек при плотности 1 человек на 2, 6 км 2. Это одна из наиболее высоких известных плот­ностей населения для эпохи верхнего палеолита. Она оказалась воз­можной благодаря исключительно богатой и разнообразной охот­ничьей фауне района, а также тому, что люди из Ком Омбо были, по-видимому, одними из первых, кто в довольно широких масшта­бах практиковал сбор дикорастущих злаковых. Для жатвы исполь­зовались каменные серпы, а растиралось зерно в муку на массивных каменных зернотерках 171.

Нам кажется возможным предположить, что высокая для сере­дины верхнего палеолита эффективность охотничьего хозяйства, со­четавшегося с интенсивным собирательством, обеспечивая значи­тельную плотность населения на равнине Ком Омбо, могли повести здесь уже в эту отдаленную эпоху к началу перехода от рание- к лозднепервобытной общине. Для более конкретных суждений по это­му вопросу пока недостает фактических данных.

На юге Африки, как и на севере этого континента, люди также часто жили в пещерах. Один из наиболее выразительных и много­слойных памятников такого типа — пещера Нельсон-бей в 500 км к востоку от Кейптауна на берегу Индийского океана. Предполага­ется, что эта пещера служила убежищем 400 сменившим друг дру­га поколениям людей современного физического типа172. Впервые они поселились в ней около 18 тыс. лет назад. В то время и в после­дующие тысячелетня вплоть до начала голоцена море было доволь­но далеко от пещеры, на расстоянии 80 км, а окружающий ландшафт представлял собой саванну с разбросанными по пей группами де­ревьев. Климат Южной Африки был тогда значительно более холод­ным п влажным, чем в современную эпоху. Обитатели пещеры, жив­шие в ней, возможно, оседло круглый год, защищали вход в нее за­городкой, помогавшей сохранять тепло от костров и предохранявшей -от ветра. Мужчины охотились на антилоп, страусов, павианов, ка­банов, гигантских буйволов. Женщины собирали съедобные корни и ягоды.

С наступлением голоцена около 12 тыс. лет назад уровень океа­на значительно повысился и вода приблизилась к возвышенности, где находится пещера Нельсон-бей. С этого времени в жизни ее оби­тателей большую роль приобретает сбор морских моллюсков, а так­же в несколько меньшей мере — рыболовство и промысел котиков лежбищах. Следами этой хозяйственной деятельности являются раковинные кучи, достигавшие высоты 6 м, такие же, какие остави­ли после себя мезолитические обитатели приморских областей Се­верной Африки, Западной Европы, Юго-Восточной Азии. Сбором мол-


ISri Глава третья

люсков занимались зимой, а летом обитатели пещеры покидали ее-и уходили в места, отстоящие далеко от побережья, где охотились на сухопутных животных и собирали съедобные растения. Таким обра­зом, у обитателей пещеры Нельсон-бей с началом голоцена вековая (поколенная) оседлость сменяется сезонной оседлостью.

На территории Южной Африки имеются и другие как открытые,, так и пещерные стоянки позднего каменного века, относимые к культурам смитфилд (более ранняя) и уилтон (более поздняя). На­селение занималось охотой, рыбной ловлей, собирательством. Для прибрежных жителей с начала голоцена большое значение приоб­рел сбор съедобных моллюсков. Характерными орудиями являются скребки типа утиный клюв, выпукло-вогнутые и зубчатые скребки,. шары с отверстиями, которые, судя по этнографическим аналогиям с культурой банту, могли насаживаться на палку-копалку для утя­желения ее 173.

На огромных территориях Экваториальной Африки на западе пре­обладали леса, на востоке — саванны. О древнем населении лесов Западной Африки мало что известно. Следы человеческой деятель­ности быстро исчезают в условиях влажного тропического леса, а то, что сохраняется, трудно найти. Нет ясности даже в вопросе о на­правлении хозяйства лесных жителей конца плейстоцена и начала голоцена. По-видимому, и в этом сходятся разные исследователи, для жителей лесов Экваториальной Африки сбор и потребление ра­стительной пищи имели гораздо большее значение, чем для обита­телей саванны. Что касается охоты, то трудно сказать, была ли для лесных жителей особо существенной охота на древесных животных (как это предполагает Кларк) или основным был промысел назем­ных животных: буйволов, слонов, гиппопотамов 174.

По-видимому, жители лесов широко использовали дерево и кость для изготовления орудий, но они не сохранились. Среди каменных орудий часто встречаются нуклевидные рубила с двусторонней об­работкой, своеобразные топоры так называемого типа транше, че-решковидные наконечники стрел и дротиков. Это орудия так назы­ваемой читольской культуры, создатели которой жили как в лесах, так и на открытых пространствах в Заире, Анголе, Камеруне, Уган­де. Каменные орудия этой культуры сохранялись без крупных изме­нений с конца плейстоцена до начала нашей эры, а местами и позд­нее, до европейской колонизации 175.

На территории. Замбии, Малави и некоторых других стран с на­чала голоцена и до начала европейской колонизации существовала так называемая начикуфская культура. В ее каменном инвентаре-сегментовидные и полукруглые микролиты соседствуют с крупными скребками, скорее всего использовавшимися в работах по дереву. На поздних этапах этой культуры появляются керамика и зерно­терки.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 544. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия