Из записки военного министра Д.А. Милютина Александру II о международное положение России накануне русско-турецкой войны 1877–1878 гг
Во всей Европе нет ни одного государства, которое искренно сочувствовало бы решению восточного вопроса в желаемом нами направлении. Напротив, все державы, по мере возможности, стараются противодействовать малейшему нашему успеху, все одинаково опасаются хотя бы только нравственного нашего усиления на Балканском полуострове. Эти опасения, безмолвно связывающие против нас всю Европу, заставляющие наших друзей опускать свои руки, а наших врагов создавать нам на каждом шагу всевозможные препятствия, могут поставить Россию в случае войны в самое критическое положение... Как ни страшна война, но теперь есть еще шансы привести ее довольно скоро к желаемому результату. Армия наша готова и так устроена, как никогда. Союз трех императоров, по крайней мере, на первое время, может обеспечить наш тыл. Франция и Италия склонны воздержаться от прямого участия; даже сама Англия торжественно заявила, что не намерена действовать ни против, ни за Турцию. В этом положении Европы много фальши, но отчасти от нас самих зависит не дать этой фальши всецело развиться против нас. Быстрый и решительный успех нашей армии может сильно повлиять на мнение Европы и вызвать ее на такие уступки, о которых теперь нельзя и думать. Допустив же мысль мира во что бы то ни стало и дав противнику хотя малейший повод подозревать нас в слабости, мы можем через несколько же месяцев быть втянуты в решительную войну, но уже при совершенно других, неизмеримо худших обстоятельствах. Хрестоматия по русской военной истории. – М., 1947. – С. 473.
Задания к документу № 6: 1. Каким Д.А. Милютину виделся расклад международных сил накануне русско-турецкой войны? 2. Почему России следовало решиться на военные действия против Турции? № 7. Берлинский трактат (1 (13) июля 1878 г.)
…Статья I Болгария образует из себя княжество самоуправляющееся и платящее дань, под главенством е. и. в. султана; она будет иметь христианское правительство и народную милицию... Статья III Князь Болгарии будет свободно избираем населением и утверждаем Блистательной Портой с согласия держав. Ни один из членов Династий, царствующих в великих европейских державах, не может быть избираем князем Болгарии. В случае если звание князя болгарского останется незамещенным, избрание нового князя будет произведено при тех же условиях и в той же форме. Статья IV Собрание именитых людей Болгарии, созванное в Тырнове, выработает, до избрания князя, органический устав княжества. В местностях, где болгары перемешаны с населениями турецким, румынским, греческим и другими, будут приняты во внимание права и интересы этих населений по отношению к выборам и выработке органического устава. Статья XIII На юг от Балкан образуется провинция, которая получит наименование «Восточной Румелии» и которая останется под непосредственною политическою и военною властью е. и. в. султана на условиях административной автономии. Она будет иметь генерал-губернатором христианина… Статья XXV Провинции Босния и Герцоговина будут заняты и управляемы Австро-Венгрией… Статья XXVI Независимость Черногории признается Блистательной Портой и всеми теми высокими договаривающимися сторонами, которые еще ее не признавали… Статья XXXIV Высокие договаривающиеся стороны признают независимость Сербского княжества… Статья XLIII Высокие договаривающиеся стороны признают независимость Румынии… Статья XLV Княжество Румынии уступает обратно е. в. императору всероссийскому часть Бессарабской территории, отошедшей от России по Парижскому трактату 1856 г., ограниченную с запада руслом Прута, с юга руслом Килийского рукава и устьем Старого Стамбула... Статья LVIII Блистательная Порта уступает Российской империи в Азии территории Ардагана, Карса и Батума, с портом последнего... Статья LIX Е. в. император всероссийский объявляет, что его намерение сделать Батум порто-франко по преимуществу коммерческим. Статья LX Долина Алашкерта и город Баязет, уступленные России статьей XIX Сан-Стефанского договора, возвращаются Турции. Блистательная Порта уступает Персии город и территорию Котур соответственно тому, как она была определена смешанной англо-русской комиссией по турецко-персидскому разграничению... Статья LXIII Парижский трактат 30-го марта 1956 г., а также Лондонский договор 13-го марта 1871 г. сохраняют свою силу во всех тех постановлениях, которые не отменены или не изменены вышеприведенными статьями... Сборник договоров России с другими государствами. 1856–1917. – М., 1952. – С. 181–206.
Задания к документу № 7: 1. Как в Берлинском трактате определялся статус Болгарии? 2. Какие территории закреплялись за Россией? 3. Какие изменения условий Сан-Стефанского договора были осуществлены в Берлинском трактате? 4. Почему А.М. Горчаков назвал Берлинский конгресс самой черной страницей своей служебной карьеры?
|