Рекомендации по овладению практической мудростью в общении
1 Помните, что отсутствие культуры, невежество и грубость способны повредить всему, даже справедливому и разумному. v Культура, как известно, и создает личность, и чем ее больше, тем личность значительнее. Как показывает опыт, важны, прежде всего, знания, причем не многие знания, а в первую очередь – нужные знания. v Стремитесь к тому, чтобы изящны были мысли, желания, намерения и, конечно же, речь. v Будьте учтивы и доброжелательны, ибо это важнейшие черты личной культуры человека. 2 Искореняйте даже мелкие свои недостатки. v Помните, что даже небольшой недостаток способен испортить великолепное сочетание ваших достоинств. Не зря говорят: довольно и облака, чтобы затмить солнце. Именно в эти несовершенства и будут метить недруги, чтобы подорвать вашу репутацию. 3 Стремитесь быть естественной, поскольку это намного приятнее искусственности и всего напускного. v Чем лучше удалось дело, тем меньше говорите о своих усилиях и трудах, чтобы окружающим казалось, что успех достигнут совершенно естественным путем. v Добиваясь успеха, не впадайте и в другую крайность – не демонстрируйте притворную скромность, стремясь убедить окружающих, что ничего не выставляете напоказ. Мудрый и виду не подает, что осознает свои достоинства, и это его равнодушие вызывает у окружающих еще больший интерес к нему. v Опыт учит, что вдвойне велик тот, кто, обладая многими достоинствами, ни об одном из них сам не говорит. Всеобщее признание приходит к нему, потому что об этих достоинствах начинают говорить другие. v Помните, что: Ø людей проницательных – побаиваются; Ø злобных – не любят; Ø тщеславных – сторонятся; Ø насмешливых – страшатся; Ø достойных – оставляют в покое. 4 Стремитесь быть непринужденным буквально во всем. v Быть непринужденным в рассуждениях – признак высокого интеллекта и культуры. Непринужденность в общении особенно ценят, поскольку она предполагает внутреннюю свободу, и придает особую завершенность словам и действиям. v Помните, что непринужденность в рассуждениях помогает смягчить любой отказ, и изящно выйти из практически любого затруднения. 5 Совершенствуйте умение вовремя «оглядываться». v Всегда полезно перед началом дела или принятием решения «осмотреться». Совершенно необходимо это делать, когда успех неочевиден. v Помните, что если человек идет, обратив глаза к солнцу, он никогда не увидит своей тени. 6 Преодолейте привычку действовать в пылу страсти, ибо страсть заслоняет разум. v Будучи эмоционально возбужденным, постарайтесь занять позицию «наблюдателя», и вы еще раз убедитесь в том, что «зритель видит больше, чем игрок». v Человека, разбушевавшегося в часы страсти, обычно хватает ненадолго. Позже он начинает каяться, а окружающие – осуждать его. 7 Пренебрегайте нападками ваших обидчиков. v При нападках на вас не забывайте о важнейшем правиле благоразумных – никогда не защищать себя пером. Такая защита оставляет след, и сопернику она принесет скорее славу за отвагу, чем кару за дерзость. v У ничтожных, есть хитрый прием – нападать на великих и честных. Они пытаются завоевать славу, приобрести хорошую репутацию именно таким кривым путем, потому что не находят прямого. Лучший ответ им – забвение: именно оно позволит похоронить врага во прахе его собственного ничтожества. 8 Будьте не только доброжелательны, творите добро! v Опыт учит, что говорить обычно бывает легко, действовать же намного труднее. Старайтесь, чтобы ваши добрые слова не оказались значительнее ваших добрых дел. v Помните, что добрые дела остаются, добрые же слова, как правило, забываются. Порядочность обнаруживается исключительно в конкретных делах, а не в высокопарных словах. 9 Стремитесь не только к достижимому, сколько к лучшему результату. v Старайтесь следовать в жизни золотому правилу: если вы хотите переплыть на другой берег против течения, «берите выше». v Помните, что искусный стрелок, целясь, всегда метит чуть выше. 10 Остерегайтесь тех, кто, прикрываясь вашим интересом, добивается исключительно своего. v Против хитрости таких людей существует лишь одно оружие – ваша проницательность. Без нее вам придется, обжигая руки, «вытаскивать каштаны из огня», не для себя, а для другого. v Будьте особенно осторожны с теми, кто «угощает» вас лишь для того, чтобы потом «поесть» самим. 11 Старайтесь не только остерегаться глупых людей, но и не связываться с ними. v Жизнь учит, что глуп тот, кто глупцов не узнает, однако еще глупее тот, кто, распознав их, от них не уходит. v Даже поверхностное общение с глупцами опасно, а доверчивая близость с ними – губительна. 12 Избавьтесь от намерения мстить своим врагам, проявляйте величие души. v Величие души человека по отношению к недругам проявляется в том, что он, во-первых, отзывается о врагах хорошо, а во-вторых, обходится с ними еще лучше. v Величие души еще ярче сверкает тогда, когда от человека ждут мести, а он отказывается от нее. v Мудрый если и ненавидит, то исключительно благовоспитанно. Именно в этом – красоте поступков – и проявляется величие и изящество души. 13 Откажитесь от стремления всегда и во всем себя показать. v Уважайте себя, чтобы уважали вас. На то, чтобы себя показать, будьте лучше скупы, чем расточительны. v Старайтесь приходить лишь туда, где вас желают видеть, и не приходите, пока не попросят. Уходите же, наоборот, до того, как вас попросят. v Помните о том, что всегда необходимо уходить за минуту до того, когда вы станете лишним. v Помните, что назойливый человек, который без стыда вторгается куда угодно, превращается в постоянную мишень для поношений. Обычно его и выпроваживают без стеснения. 14 Добрые дела и деяния старайтесь не продавать, отдавайте их даром. v Помните: что отдал– то твое. 15 Преодолейте желание быть слишком приметным. v Помните, что среди равных не терпят превосходства. Это касается очень многих жизненных ситуаций. v Как только вы привлечете внимание многих, ваши достоинства могут стать недостатками, и это произойдет по одной простой причине: необычное чаще всего осуждают. 16 Научитесь выбирать себе друзей. v Помните, что благодаря тем, с кем человек общается, у него незаметно меняются привычки, характер и многое другое, что, в конце концов, формирует личность. v Старайтесь найти тех, кто бы вас дополнял, создавая при этом гармонию, которая обретает свои формы. v Сочетание и взаимодействие противоположностей, как известно, обычно помогает достичь разумной середины. v Почаще напоминайте себе об известном: «Скажи мне, кто твой друг и …», ибо о человеке во многом судят по его друзьям. 17 Используйте свой интеллект исключительно во благо. v Известно, что злое намерение умаляет достоинства человека, поскольку именно с помощью высокого интеллекта искуснее творит зло. v Помните, что осуждения достоин тот совершенный ум, который следует низким целям. 18 Старайтесь доводить начатое дело до конца. v Есть люди, у которых все силы уходят на начало. Они не способны доводить дело до конца и тем самым лишают себя удовольствия увидеть его результат. v Когда трудно бывает начать, начните – и…силы появятся. 19 Постарайтесь увидеть мир глазами вашего собеседника, и вам станет понятна его правота. v Научитесь входить в положение того, с кем вы общаетесь, и вы сможете, во-первых, открыть все лучшее в себе; а во-вторых, пройти в «храм сердца» другого и зажечь в нем огонь добра и любви. 20 Прежде чем вдохновить окружающих, покажите им благородные цели. v Помните, что большинство людей: Ø хотят идти за теми, кто знает, куда идти; Ø хотят знать, почему их ведут именно туда, а не в другую сторону; Ø не переносят, когда цели постоянно меняются. 21 Старайтесь не слишком явноуправлять– это правило приемлемо не только для политики, но и для воспитания. v Для эффективного управления людьми необходим особый – «сельскохозяйственный» подход, т.е. необходимо: Ø создать хороший климат; Ø обеспечить соответствующую подкормку; Ø предоставить людям, расти самим по себе. Вот тогда они вас удивят! 22 Научитесь говорить «нет» во всех случаях, когда это необходимо. v Очень часто мы, не умея сказать «нет», вынуждены платить за это огромную цену. Люди перекладывают на нас свои проблемы и потом ждут, пока мы их решим. Если же мы оказываемся не в состоянии решить чужую проблему и, в конце концов, после мучительных колебаний все-таки отказываем человеку в его просьбе, мы наживаем себе врага. v Если вы видите, что не можете легко и без неприятностей для себя помочь человеку в чем-либо, то лучше откажите ему сразу. Он немного расстроится, а затем просто забудет об этом. Зато у вас останется друг. v Однако поймите, что нельзя поднимать «мост» вашей «цитадели» перед тем, кто пришел к вам с верой, любовью и надеждой на вас. 23 Помните, что не всегда можно помочь человеку, потому что в нем самом заключено первое препятствие к получению помощи. v Если человек не готов принять помощь, а ему ее навязывают, она не окажет позитивного воздействия, а лишь усугубит положение дел. Предлагать помощь нужно мудро, для этого многие используют известные приемы: «Отступить, чтобы…победить», «Уйти, чтобы…остаться». v Чтобы помочь человеку в чем-либо, нужно не только сформировать у него готовность принять эту помощь, но и самому иметь силы ее оказать. 24 Научитесь признавать право быть самим собой не только за собой, но и за другими. v Преодолейте великий соблазн менять окружающих, пусть даже вы знаете самый волшебный рецепт для всего человечества. 25 Преодолейте желание понравиться всем и во всем: это невозможно. v Освободитесь от привычки сделать каждый ваш шаг привлекательным абсолютно для всех. Как бы вы не стремились проявить свои добрые намерения к окружающим, всегда найдется тот, кто «измажет грязью вашу белую одежду». Будьте по-настоящему сострадательны и к такому проявлению несовершенства человека. 26 Научитесь во благо использовать удивительный и чудный дар слова. v Старайтесь всегда помнить о последствиях своих слов. Порою, мы неудержимо роняем необдуманные слова, которые способны оскорбить, уязвить наших близких или принести им какой-либо другой вред. v Даже с лучшими намерениями мы часто неосторожно касаемся открытой раны и причиняем боль тем, кому не хотели. 27 Всегда помните: «повышая голос – понижаешь интеллект». v Глубже осознайте, что «громче» – не значит «понятнее». v Если вы хотите, чтобы вас услышали, говорите громко. Если вы хотите, чтобы вас послушали, говорите тихо. 28 Старайтесь если быть первым, то в наилучшем. v Помните, что среди многих ваших достоинств как минимум одно должно главенствовать. v Опыт учит, что отличие в совершенном не только внушает изумление, но и привлекает сердца окружающих. 29 Стремитесь к тому, чтобы не только красиво войти, но и красиво выйти. v Заботьтесь не столько о том, чтобы вас приветствовали у входа, сколько о том, чтобы окружающие не желали вашего ухода. v Практика упорно напоминает, что очень многие люди, начинавшие со сладкого, заканчивали горьким. Очень многих счастье радушно приветствовало, но равнодушно провожало. 30 Будьте выше желания похвастаться своими победами, пусть лучше о них расскажут другие. v Хвалить себя – проявлять тщеславие, говорить о себе дурно – признак малодушия. v Если хотите чтобы о вас говорили хорошо, не говорите о себе хорошо. Говорить о себе хорошо – это слабость, которая очень часто делает вас посмешищем. v Старайтесь очень осторожно говорить о присутствующих, поскольку велика опасность перейти, либо к лести, либо к оскорблениям. v Более совершенен тот, кто не говорит о своем совершенстве. 31 Научитесь хоть иногда признавать свои поражения. v Если мы хотим добиться успеха в жизни, необходимо, как это ни странно на первый взгляд, признавать свои поражения. v Хуже самой ошибки бывает только непризнание ошибки. v И мудрец совершает оплошность, но лишь однажды, а не дважды. И чаще всего это бывает случайно, а не постоянно. v Помните, что анализ собственных слабых сторон обычно помогает человеку раскрыть в себе новые силы. 32 Избегайте желание ввязаться в соперничество. v Помните, люди пользуются почетом и уважением до тех пор, пока у них не появляются соперники, которые могут отличаться как завистью, так и особой мстительностью. 33 Преодолейте опасную привычку побеждать подлых. v С подлостью, как учит опыт мудрых людей, невозможно договориться, ибо подлость не признает никаких правил приличия, – ее нужно просто избегать. v Всячески старайтесь не вызывать у подлых неприязнь к себе, поскольку многие из них ненавидят просто так, не особенно понимая, за что и почему. 34 Избавьтесь от стремления подмечать чужие недостатки. v Верным признаком собственного упадка и несовершенства является склонность замечать чужие недостатки. Пятная, таким образом, других, человек демонстрирует в первую очередь собственные пятна. 35 Помните, что нет ничего пагубнее, чем поверхностные знания. v Опыт мудрых учит: на то, что лежит на поверхности, обычно наталкиваются люди поверхностные. Подлинная же сущность находится гораздо глубже, чтобы ее лучше ценили и понимали лишь знающие люди. Вот почему так важно быть истинно знающим. v Старайтесь почаще напоминать себе известное, но, увы, во многом забытое положение Ф. Бэкона: «Может тот, кто знает, знает тот, кто может. Знание – сила». v Помните, что знающий всемогущ, во многих жизненных ситуациях знания – сильная и надежная защита! 36 Учитесь быть терпеливым, особенно по отношению к тем, от кого вы зависите. v Обычно человек, который умножает свои знания, как бы невольно умаляет свое терпение. Терпеть же больше всего приходится от тех, от кого больше зависишь. Именно в таких ситуациях крайне необходимо упражняться в самолюбии. 37 Будьте особенно осторожны, когда удача слишком часто вас благословляет, сумейте вовремя остановиться. v Когда совершенно очевидно, что достигнуто уже многое, сумейте вовремя подвести черту, поскольку, когда удачи складываются вместе, есть опасность, что все рассыплется и рухнет. v Избегайте желания делать ставку на удачу, ибо удача недолговечна и случай не поможет. 38 Научитесь вовремя уходить. v Старайтесь отдалиться от дел, прежде чем они отдалятся от вас. v Научитесь и свой финал (например, завершение своей карьеры) превратить в триумф. Не ждите, пока станете для окружающих «заходящим солнцем». (Само солнце порой в полной своей силе прячется за облака, чтобы окружающие не видели его закат и гадали, зашло оно или нет). v Избегайте ситуаций, когда люди могут повернуться к вам спиной. Вполне уместно провести аналогию: прозорливый человек заранее отпускает своего коня на отдых, чтобы тот не пал посреди поля и всадника не подняли бы на смех. 39 Пусть о вас говорят как о человеке, делающем добро. v Стремитесь, по возможности, к великому совершенству – делать в жизни больше добра, чем окружающие люди. v Помните о том, что к великому, лучше всего идти дорогой добродетели.
|