Три мировые религии: буддизм, христианство, ислам
Ответьте на следующие вопросы: 1. Каково место религии в духовной культуре? 2. Как соотносятся между собой культура религиозная и светская, религия и мораль, религия и художественное творчество, религия и научное познание мира. 3. В чем суть проблемы религиозной толерантности? 4. Возможна ли религиозная конфронтация? Если да, то, что является ее источником? 5. Какова роль и место религии в современной мировой культуре? 6. В чем значение религии для современного российского общества?
Задание 2. Прочитайте отрывок из рассказа Леонида Андреева «Правила добра». Случилось так, что некий здоровенный пожилой черт, по тамошнему прозвищу Носач, вдруг возлюбил добро. В молодости своей, как и все черти, он увлекался пакостничеством, но с годами вступил в разум и почувствовал святое недовольство. Хотя по природе он был чертом крепкого здоровья, но излишества несколько пошатнули его, и пакостничать уже больше не хотелось… В редкие свои посещения ада, куда он являлся, как и все черти, с фальшивыми докладами, Носач все больше и больше преисполнялся отвращением к его шуму, гвалту, грязи и дикой неразберихе… После одной из таких побывок Носач… решительно направился к попику в исповедальню: был именно тот час, когда верующие исповедывались. Попик очень удивился, что незнакомый пожилой господин с тщательно выбритым, сухим лицом, имевшим постное и даже мрачное выражение благодаря огромному отвислому носу и резким складкам вокруг тонких губ, есть самый настоящий черт… - А где же твои рога? - спрашивал поп. - И где же твои копыта? И ты зачем ко мне пришел: соблазнить меня хочешь или покаяться? Если соблазнить, то напрасно, - меня, сударь, соблазнить нельзя…- Святой отец, разрешите и научите меня творить добрые дела! Стосковался я о добре, святой отец. Жить не могу без добра, а как еготворить, еще не ведаю… А мне такого ответа надо, чтобы годился он на все времени и для всяких случаев жизни, и чтобы не было никаких противоречий, и чтобы всегда я знал, как поступить, и чтобы не было никаких ошибок, - вот чего мне надо… - Читал, что сказано: возлюби ближнего, как самого себя. Ясно ведь, а? - торжествовал попик, - возлюби - вот тебе и все…- Возлюби! - мрачно ухмыльнулся Носач, - возлюбить-то я и не могу… но и зла делать не желаю, а хочу творить добро - вот вы этому самому меня и научите… …Позвав мрачного черта, сказал ему попик следующее: - По многом размышлении нашел я для тебя, несчастный, два весьма вразумительных правила: полагаю, что не промахнешься. Сказано: если кто попросит у тебя рубашку, то ты и последнюю отдай. И того лучше сказано: если кто тебя по одной щеке ударит, то ты и другую подставь. Делай так, как сказано вот тебе и будет урок на первый раз, и сотворишь ты добро. Видишь, как просто! Черт подумал и радостно осклабился: - Это другое дело. Не знаю, как и благодарить вас, святой отец: теперь я знаю, что такое добро. Но оказывается, что и тут не узнал он добра. Прошло две недели, и уже стал успокаиваться обрадованный попик, как снова явился к нему черт; и был он мрачнее прежнего, на лице же имел кровоподтеки и ссадины, а на плечах, поверх голого и темного тела трепалась совсем новенькая рубашка. - Не выходит, - мрачно заявил он. - …Две недели ходил я, святой отец, по городу и все искал, чтобы меня по щеке ударили, и никто меня не ударил, и не мог я, святой отец, выполнить заветы добра. - А драка-то? А это что же такое? - Это совсем другое дело. Заспорил я с одним гражданином, и он меня ударил тростью по голове вот по этому месту, - черт указал на темя. – Тогда я его, - так мы и подрались: и скажу вам, не хвастаясь: я ему два ребра сломал. Попик отчаянно замотал головой. - Ах, господи, да ведь сказано же тебе: " Аще кто ударит тебя по левой щеке..." Но черт кричал еще громче: - Говорю же вам: не по щеке, а вот по этому месту! Сам знаю, что когда по щеке, то нужно другую, а он по этому месту. Вот шишка, - попробуйте. Руки опустились у несчастного попика. Отдышавшись, сколько следовало, сказал он с горечью: - …Как же ты не понял, что святые слова сии имеют распространительное толкование. Дурень ты, дурень!.. А что это за рубашка у тебя - подарил кто-нибудь? - Сам я хотел ее подарить, да никто так ни разу и не попросил. Две недели ходил по городу среди самых бедных людей, и чего только у меня ни просили, а рубашки так никто и не догадался попросить, - уныло вздохнул черт. - Видно, сами они не понимают, что такое добро. - Ах, несчастный, - снова заволновался поп, - вижу я, что наделал ты большого зла. Просили тебя, говоришь, о многом? - Просили. - И хлеба, например, просили? - Просили. - А ты ничего и не дал? - Я все ждал, чтобы рубашку попросили. Не ругайте же меня, святой отец, и я сам вижу, что плохо мое дело. Да ведь хочу же я добра… - Да ты не отчаивайся, миленький, я уж тебя не оставлю, я тебя и еще поучу, у меня много времени свободного. Черт ты старательный, и все у тебя пойдет по-хорошему, только в уныние не впадай… Вот и снова начал благостный поп обучать добру непокорную дьявольскую душу… Пробовал попик давать подробные наставления на разные случаи жизни... Не только со старательностью, а даже и со страстью, проявляя силу воли необыкновенную, черт выполнял предписанное. Но всего многообразия жизненных явлений не мог уловить в свои плохонькие сети человеческий ум, и ошибался черт ежеминутно. В одном месте сделает, а рядом пропустит, потому что вид другой и слова у просящего не те; а то бывает, что и черт не дослышит, либо не так поймет, - и опять ошибка, человеку обидно, а добру попрание…Собрал всю свою науку, все свои соображения старый попик, взглянул и в душу к себе, - вздохнул радостно и не совсем решительно сказал: - Есть один такой закон, но только боюсь я тебе его открыть: очень он, как бы это сказать, опасен. Но так как на все есть воля божия, то, так и быть, открою, ты же смотри не промахнись. Вот, смотри. И, раскрыв книгу, трепетно указал черту на великие и таинственные слова: не противься злу Но тут и черта покинула его гордыня, как увидел он эти страшные слова: - Ох, боюсь, - сказал он тихо. - Ох, промахнусь я, святой отец. Было страшно и попу; и молча, объятые страхом, смотрели друг на друга черт и человек. - Попробуй все-таки, - сказал наконец поп. - Тут, видишь ли, хоть то хорошо, что тебе самому ничего делать не нужно, а все с тобой будут делать. Ты же только молчи и покоряйся, говоря: прости им, господи, не ведают, что творят. Ты эти слова не позабудь, они тоже очень важны. Вот и ушел черт в новые поиски добра; два месяца пропадал он, и два месяца, день за днем, час за часом, в волнении чрезвычайном поджидал его возвращения старый поп. Наконец вернулся. И увидел поп, что черт совсем исхудал, - одна широкая кость осталась, а от мяса и след пропал. И увидел поп, что черт голоден, жаждет, до голого тела обобран придорожными грабителями и много раз ими же избит. И обрадовался поп. Но увидел он и другое: из-под закосматившихся бровей угрюмо и странно смотрят старые глаза, и в них читается все тот же непроходящий испуг, все та же неутолимая тоска. Насилу отдышался черт, харкнул два раза кровью, точно по каменной мостовой бочонок из-под красного вина прокатили, посмотрел на милого попа, на тихое место, его приютившее, и горько-прегорько заплакал. Заплакал и попик, еще не ведая, в чем дело, и наконец сказал: - Ну, уж говори, чего наделал! - Ничего я не наделал, - печально ответил черт. - И было все так, как и надо по закону, и не противился я злому. - Так чего же ты плачешь и меня до слез доводишь? - От тоски я плачу, святой отец… Может быть, это и есть добро, но только отчего же оно так безрадостно? Не может так быть, чтоб безрадостно было добро и тяжело было бы его творящему. Ах, как тяжело мне, святой отец... И долго рассказывал черт, как его гнали и били, морили жаждою и грабили по пустынным дорогам. А в конце пути случилось с ним следующее: - Лежу я, святой отец, отлеживаюсь на камне, что при дороге. И вижу я: идут с одной стороны два грабителя, злых человека, а с другой стороны идет женщина и несет в руках нечто, как бы драгоценное. Говорят ей грабители: отдай! - а она не отдает. И тогда поднял грабитель меч... - Ну! - вскричал попик, прижимая руки к груди. - И ударил ее мечом грабитель, и рассек ей голову надвое, и упало на дорогу нечто драгоценное, и когда развернули его грабители, то оказалосьоно младенцем, единым и последним сокровищем убитой. Засмеялись грабители и один из них, тот, что имел меч, взял младенца за ножку, поднял его над дорогою... - Ну! - дрожал поп. - Бросил и разбил его о камни, святой отец! Поп закричал: - Так что же ты! Так как же ты! Несчастный! Ты бы его палкой, палкой! - Палку у меня раньше отняли. - Ах, боже мой! Ведь ты черт, ведь у тебя же есть рога! - ты его бы рогами, рогами! Ты бы его огнем серным! Ведь ты же, слава богу, черт! - Не противься злому, - тихо сказал черт. Было долгое молчание. Побледневший попик как стоял, так и пал на колени и покорно сказал: - Моя вина. Не ты, не грабители убили женщину и ребенка, - я, старый, убил женщину и ребенка. Отойди же в сторону, мой друг, пока я помолюсь за наш великий человеческий грех. Долго молился поп; окончивши молитву, разбудил уснувшего черта и сказал ему: - Не для нас с тобой эти слова. И вообще не нужно ни слов, ни толкований, ни даже правил. Вижу я, что иногда хорошо любить, а иногда хорошо и ненавидеть; иногда хорошо, чтобы тебя били, и иногда хорошо, чтобы ты и сам кого-нибудь побил. Вот оно, сударь, добро-то. - Тогда я пропал, - решительно и мрачно заявил черт. - Для себя вы как хотите, а мне дайте правила. Задание. Что бы вы ответили черту? Составьте подробный перечень правил: А) с точки зрения буддиста; Б) с точки христианина; В) с точки зрения мусульманина. Сравните полученные списки. Какие правила являются общими? Литература:Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Гартман Н. Этика. СПб., 2002. Кармин А. С. Культура социальных отношений. СПб., 2000. Культура. Нравственность. Религия. Материалы круглого стола //Вопросы философии. 1989. № 11. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования истории морали. М., 1987. Соловьев В. С. Оправдание добра. М.Алгоритм, 2012 г. 656 с. Ухтомский А. А. Интуиция совести. СПб., 1996. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
|