Пример анализа картины
А.Матисс «Разговор» 1. Как вам кажется, что здесь происходит? О чем, как вам кажется, разговор? 2. Кто и что нарисовано? 3. Как изображен мужчина? Почему он не вместился в пространство картины, часть головы и ног «срезаны» рамой? Может ли он покинуть синюю комнату? О чем говорит полосатая пижама? 4. Как изображена женщина? Легко ли ей встать с кресла? Что будет, если она встанет? О чем говорят цвета: цвет лица женщины, цвет платья? Что обозначает странное черное пятно у нее на лбу? 5. Губы героев плотно сжаты. Как же они разговаривают? 6. Какие предметы на картине связаны с мужчиной, какие – с женщиной? 7. Что изображено за окном? 8. Что, на ваш взгляд, происходит в другой синей комнате на заднем плане?
Пример анализа картины. Г. Терборх «Бокал лимонада» 1. Перечислите персонажей картины. 2. Что можно сказать про молодую женщину? Почему на ней золотое парадное платье и черная косынка? Что лучше прорисовано – лицо или тело и о чем это говорит? К какому сословию она принадлежит? О чем говорит ее поза? 3. Каков мужчина? Почему он не снял шляпу? Хорошо ли видно ли его лицо, глаза? В какой позе он сидит? Какие цвета использованы для изображения мужчины? Что, по вашему мнению, он говорит девушке? 4. Какова роль пожилой женщины? Видны ли ее глаза? Сравните белый цвет в одежде всех троих персонажей. На чьей стороне старушка? 5. Какое освещение в комнате? Какая сторона светлее, левая или правая, и почему? 6. Картина называется «Бокал лимонада» (лимонад в то время готовили из воды, лимонов и сахара). Если предметы имеют общий признак, они связаны. С каким персонажем связан бокал, с каким – лимон? Что символизирует срезанная кожура лимона? И выжатый ломтик лимона на тарелке? Каковы намерения мужчины? Согласна ли девушка взять бокал? Домашнее задание. Проанализируйте любую картину (рисунок, рекламный плакат), используя приведенный алгоритм анализа.
Литература 1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Роман (любое издание). 2. Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. – М.: ДатаСтром, 1992. 3. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. – СПб.: Речь, 2004. 4. Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры. [Путеводитель. Автор текста и сост. Р.И.Русакова, Г.И.Шрамкова]. – М.:. Изобраз. искусство, 1994. 5. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. – М: Азбука, 2002. 6. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, М.: Сфера, 2001. (Психологический практикум).
Тема 5. Мифология. Мифы, эпосы, сказки… Мифоло́ гия (греч. μ υ θ ο λ ο γ ί α от μ ῦ θ ο ς — предание, сказание и λ ό γ ο ς — слово, рассказ, учение) — наука, изучающая древний фольклор и народные сказания: мифы, эпосы, сказки. Миф (др.-греч. μ ῦ θ ο ς) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Эпос ( др.-греч. ἔ π ο ς — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей. Задание 1. Сравните мифы о сотворении мира в религии Древнего Египта, Древней Греции, иудаизма (христианства) и ислама. Задание 2. Прочтите сказание о Словене и Русе и городе Словенске и ответьте на вопросы в конце текста.
|