Психолингвистическое исследование связной монологической речи как оптимальной формы осуществления речевой деятельности
Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы. – исследование связной речи с помощью серии заданий; – наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения; Наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, занятия по родному языку). Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу, рассказать о планируемом и о выполненном действии и др.), особенности речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов, Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т.д. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: — пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа); — составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; — сочинение рассказа на основе личного опыта, — составление рассказа-описания. —окончание рассказа по заданному началу; —придумывание рассказа на заданную тему. Задания на составление развернутых высказываний предназначаются для определения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи старших дошкольников и младших школьников в доступных для данного возраста ее видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества). В лингвистической литературе выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально-смысловые» типы (О.А.Нечаева, 1976; Т.А.Ладыженская, 1980 и др.). Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения (А.Г. Зикеев, 1987; И.А. Зимняя, 2001 и др.). Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развернутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии». Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, называется повествованием. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Развернутое монологическое высказывание имеет, как правило, следующую композиционную структуру: введение, основная часть, заключение. Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов (явлений), называется рассуждением. В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы. Рассуждение складывается, таким образом, из цепи суждений, образующих умозаключения. Каждый из видов монологической речи имеет свои особенности построения в соответствии с характером коммуникативной функции речи (Л.А.Долгова, И.А.Зимняя и др.). Текст определяется в лингвистике как макроединица языка. Текст представляет собой сочетание нескольких предложений, в относительно развернутом виде раскрывающем ту или иную тему. В отличие от предло- жения, предмет речи (фрагмент окружающей действительности) отображается в тексте не с какой-либо одной его стороны, не на основе какого-либо одного его свойства или качества, а «глобально», с учетом его основных отличительных особенностей. Если предметом речи выступает какое-либо явление или событие, то в типичном варианте оно отображается в тексте с учетом основных причинно-следственных (а также временных, пространственных) связей и отношений*. Отличительными признаками текста как единицы языка являются: тематическое единство, смысловое и структурное единство, композиционное построение и грамматическая связность. На текст (как языковую «форму выражения» развернутого высказывания) «распространяются» основные отличительные признаки последнего: соблюдение смысловой и грамматической связи между фрагментами речевого сообщения (абзацами и семантико-синтаксическими единицами – в тексте), логическая последовательность отображения основных свойств предмета речи, логико-смысловая организация сообщения. В синтаксической организации развернутого речевого высказывания большую роль играют различные средства межфразовой связи (лексический и синонимический повтор, местоимения, слова с обстоятельственным значением и др.). Таким образом, текст (в «семантическом плане»)представляет собой передаваемое средствами языка развернутое речевое сообщение. С его помощью предмет речи (явление, событие) отображается в речевой деятельности в наиболее полном и законченном виде. В глобальной речевой коммуникации в человеческом обществе текст как макроединица языка играет определяющую роль; именно он служит основным средством «фиксации» информации (вне зависимости от ее объема и даже – от условий речевой коммуникации) и передачи информации от одного субъекта речевой деятельности к другому. Основными свойствами, определяющими цельность текста (и, соответственно, связность речевого высказывания) являются тематическое, смысловое и структурное единство, композиционное построение и грамматическая связность. Тематическое единство предполагает, что все содержательные («информативные») единицы текста так или иначе, прямо и опосредованно должны быть связаны с его темой, являющейся обобщенным определением предмета речи. Если в текст (например, в рассказ ребенка, не владеющего еще в достаточной мере навыками монологической речи) включаются семантические элементы, не связанные с его общей темой, это приводит к нарушению целостности текста и связности речевого высказывания. Неадекватные «тематические» вставки нарушают логическую организацию речевого высказывания, «уводят» продуциента в сторону от основного предмета речи и создают реципиенту объективные трудности в восприятии содержания текста. Смысловое единство текста определяется двумя основными моментами. Первый из них заключается в наличии смысловой связи между всеми последовательными, законченными в смысловом отношении фрагментами текста (подтемами, микротемами, «семантико-синтаксическими целыми» – ССЦ). Очень важную, установочно-оценочную семантическую функцию выполняют в тексте начальное и конечное предложение, во многом определяющие его общее смысловое содержание. Каждое предложение, как и целый фрагмент текста, должно быть связано смысловой связью не только с предыдущим и последующим, но и со всеми другими предшествующими и последующими отдельными высказываниями в рамках целого текста. Вторым моментом, определяющим смысловое единство текста, является его основная идея или основная мысль, которую при необходимости можно сформулировать в виде суждения или умозаключения и которая является как бы «семантической квинтэссенцией» речевого сообщения. Основная идея текста составляет второй «смысловой план» развернутого речевого высказывания. В соответствии с этим, включение в текст содержательно-смысловых элементов (например, микротем, не выражающих основную идею текста или даже противоречащих ей) приводит к нарушению его смысловой и структурной целостности. Большое значение для правильного понимания связной монологической речи имеет концептуальное положение Н.И. Жинкина об особых правилах, закономерностях внутренней, смысловой организации текста, отражающей ход мысли говорящего. Важное методологическое значение имеет выделение двух структурно образующих элементов в содержательной стороне речевого сообщения – системы денотатов – предметных (денотатных) обозначений, связанных с обозначением и содержательной характеристикой предмета речи, и системы предикатов, т.е. того, что будет сказано об отношениях реальных предметов действиительности*. И та и другая системы представляют собой определенную иерархию смысловых элементов, поскольку в рассказе-сообщении необходимо не только определить и реализовать указанные элементы (денотаты и предикаты), но и соединить их в логически организованное речевое сообщение. Структурная организация текста, в свою очередь, определяется двумя факторами. Во-первых, традиционно сложившимися в ходе общественно-исторического развития нормами композиционного построения текста (они для всех людей, осуществляющих РД, примерно одинаковы, поскольку определяются законами логики – в данном случае логики отображения в речи ее предмета). Во-вторых, – особенностями логико-смысловой организации конкретного речевого высказывания, которая определяется функционально-смысловым типом: рассказ-повествование, рассказ-описание, доклад-сообщение, лекция и др.). Любой относительно развернутый текст имеет трехчастную композиционную структуру: зачин (вступление) – основная часть – концовка (заключение) [Л.И. Доблаев, 1982; И.А. Зимняя, 1984; Л.И. Лосева, 1980 и др.] Каждая из структурных частей текста выполняет свою семантическую функцию. Вступление выполняет функцию обозначения («номинации») предмета речи и подготовки реципиента к восприятию основного содержания (план сообщения) и основной мысли речевого высказывания. В повествовательных текстах зачин, как правило, содержит экспозицию – указание (определение) места, времени отображаемого события, основных персонажей сюжетного действия. Основная часть представляет собой достаточно полное и развернутое отображение предмета речи (фрагмента окружающей действительности – явления, события и др.), образную его «проекцию» в сознании человека (с учетом объективного отображения межпредметных связей и отношений – причинно-следственных, временных, пространственных и других). Концовка (заключение) выполняет обобщающе-оценочную семантическую функцию. Помимо указания на завершение речевого сообщения и рассмотрения данной темы, она может выражать авторскую позицию (отношение продуциента к предмету речи) и содержать оценочные суждения и умозаключения. Отсутствие в тексте какой-либо его части (в первую очередь, вступления и концовки), а также их недостаточно полное «семантическое развитие» (незавершенность) приводит к нарушению структурно-смысловой целостности текста и связности речи. Все указанные выше специфические отличительные особенности развернутого речевого высказывания (текста) обязательно являются предметом специального исследования в психолингвистическом и лингвистическом эксперименте. При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа (текстового сообщения) учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, полнота и точность отображения предмета речи (темы высказывания); связность и последовательность речевого сообщения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов. 13. 1. Задание на составление пересказа имеет целью выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», короткие реалистические рассказы (например, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.). Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При использовании относительно больших по объему тестов после повторного чтения перед составлением пересказа рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию произведения. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа и др. Пример протокола обследования по методике составления пересказа. Фамилия, имя ребенка________________________________________________ В озраст___________ Какую группу посещает______ Логопедическое заключение_____ ОНР /уровень/ Цель: Выявить возможность воспроизводить небольшой по объёму и простой по структуре литературный текст. Материал: знакомые сказки («Теремок»), короткие реалистичные рассказы. Методика: Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением текста даётся установка на составление пересказа. Инструкция: «Послушай внимательно... А сейчас я прочитаю тебе рассказ ещё раз. Слушай внимательно и приготовься мне рассказать о том, что ты услышал». Запись рассказа ребенка ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Особенности выполнения задания
Критерии оценки: Полнота передачи содержания текста Наличие / отсутствие смысловых несоответствий Смысловые пропуски Повторы (микротем, фрагментов текста и др.) Соблюдение логической последовательности изложения Наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа. Уровень выполнения задания: _______________________________
13.2. Следующее задание используется для выявления возможностей детей в составлении связного сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Для исследования рекомендуется использовать серии из трех-четырех картинок по сюжетам Н. Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка» и др.), или серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например «Медведь и зайцы» и т.п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (например, «дупло», «поляна», «лужок» – по серии «Медведь и зайцы» и т.д.). При затруднениях оказывается помощь в виде наводящих вопросов, а также жестового указания на соответствующую картинку или конкретную деталь. (Характер и объем оказываемой помощи фиксируются в протоколе обследования и выступают в качестве одного из критериев оценки уровня выполнения задания.) Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания, смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами. Задание №2. Составление сюжетного рассказа на основе наглядного содержания последовательных фрагментов - эпизодов. Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов - эпизодов. Материал: серии из 3/4 картинок; серии с подробно представленным сюжетом (5/6 картинок). Методика проведения обследования: Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребёнком и дают возможность внимательно их рассмотреть; составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки с объяснением значения отдельных деталей. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки». «Давай внимательно рассмотрим каждую картинку и скажем, что на ней изображено». «А теперь расскажи мне о том, что изображено на всех картинках». Критерии оценки выполнения задания:
Смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках. Полнота отображения предмета речи (наглядно представленного сюжета, предметной (сюжетной) ситуации. Соблюдение логической связи между картинками-эпизодами. Наличие и характер аграмматизма. Характер оказанной ребенку (в случае необходимости) помощи.
1.1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Оценка результатов: 5 баллов - высказывание носит развернутый характер, словарный запас соответствует возрасту ребенка; 4 балла - развернутое высказывание характеризуется ограниченностью словарного запася, наблюдаются единичные случаи аграмматизма; 3 балла - кроме бедности словарного запаса и аграмматизма встречаются нестойкие звуковые замены, отмечается амнезия (забывание) слов; 2 балла - признаки, характерные для третьего уровня, сочетаются со стойкими звуковыми заменами, амнезией слов сочетании с вербальными (смысловыми) заменами; 1 балл - пересказ самостоятельно не удается, необходима помощь в виде наводящих вопросов, наблюдаются эхолалии и персеверации. 0 баллов – речевые высказывания ребенка не связаны с предложенным заданием; отказ от выполнения задания.
2.2 Задание на сравнение сюжетных картинок (" Лето")* Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках; умения сравнивать и понимать динамическое изменение событий, изображенных на картинках. Оборудование: две сюжетные картинки. На первой изображено: слева вверху - яркое солнце, внизу - зеленые деревья; на дорожке, напротив друг друга, стоят две девочки, одетые в летние платьица, у каждой в руках мороженое на палочке. Рядом стоят сумки с продуктами, недалеко - киоск с открытым окном. На второй картинке - сюжет тот же, но произошли некоторые изменения: солнце справа, садится; окно киоска закрыто; девочки стоят напротив друг друга и удивленно смотрят на палочки, мороженого на них нет, а на земле лужица от растаявшего мороженого. Порядок проведения обследования: перед ребенком кладут первую картинку и просят внимательно ее рассмотреть. Затем кладут рядом другую картинку и просят ребенка сравнить их и рассказать о том, что тут произошло. Оказываемая (обучающая) помощь: в том случае, если ребенок не отвечает или отвечает неверно, ему задают уточняющие вопросы, активизирующие восприятие и понимание ситуации, изображенной на картинках: «Какое время года здесь изображено? Как ты догадался, что это происходило летом? Что девочки держат в руках? Что случилось? Почему девочки не съели мороженое?» Оценка действий и ответов ребенка: принятие и понимание задания; понял ли ребенок ситуацию и событие, изображенное на картинках; может ли ребенок объяснить динамику события, представленного на картинках. Особенности составленныхребенком отдельных и развернутых высказыва- ний (семантическое наполнение, смысловое соответствие, языковые особенности, грамматическая правильность).
13.3. Задание на составление рассказа на основе личного опыта имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду/ школе («Как мы играем на нашем участке», «Игры во дворе и на детской площадке», «В нашей группе» и др.). Для этого дается план из нескольких вопросов-заданий. Так, при составлении рассказа «На нашем участке» предлагается рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети, в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам. (В случае затруднений, вопрос-задание перед каждым из фрагментов повторяется.) При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут ту или иную информацию по данной теме. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения. Задание №3. Составление рассказа на основе личного опыта. Цель: выявление индивидуально уровня и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Методика: Ребёнку предлагается составить рассказ на близкую ему тему; даётся план из нескольких вопросов - заданий по выбранной тематике; после этого составляется рассказ по отдельным фрагментам. Инструкция: «Расскажи о своих друзьях в детском саду/школе…» Критерии оценки выполнения задания: Особенности фразовой речи. Степень информативности рассказа. Полнота отображения предмета речи (раскрытия темы). Количество информативных элементов (денотатов и предикативных связей) и их характер (простое описание предмета, действия или их описание). Наличие и характер аграмматизма. 13.4. Задание на составление рассказа-описания. Описание характеризуется специфической коммуникативной направлен- ностью по сравнению с другими видами речевых сообщений. Оно требует обязательной ориентации на партнера общения и его реакцию, оказывает на реципиента в основном «информативное» воздействие. Цель описания – максимально полная и адекватная передача реципиенту информации об описываемом объекте. Описание чаще всего предполагает опору на наглядность (воспринимаемую или представляемую), что предопределяет особенности функционирования речемыслительной деятельности субъекта. Описание связано с развитием чувственного познания, конкретно-образного мышления. Все особенности описания объективируются в его продукте – тексте описательного типа. Языковыми средствами для описания служат вводные слова, повелительное наклонение, использование номинативных, безличных, эллиптических предложений с большим количеством существительных, прилагательных, числительных, причастных форм, соединительных союзов. Для задания на составление описательного рассказа детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. При описании куклы дается следующая инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине, назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Вариант помощи: может быть указана последовательность отображения основных свойств предмета в рассказе-описании. Критерии оценки. При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последователь- ность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом. Задание №4. Составление описательного рассказа. s Материал: Модели предметов (игрушки); графические изображения, на которых полно и чётко представлены основные свойства и детали предметов; игрушки -куклы - персонажи сказок; домашние животные и др. Методика: Обследуемый в течение нескольких минут внимательно рассматривает предмет; далее следует составление рассказа по данному вопросному плану. Инструкция: «Внимательно рассмотри эту куклу. А теперь расскажи о ней: как её зовут, какая она по величине; назови основные части её тела; из чего она сделана, во что одета, что у неё на голове». Критерии оценки: Полнота и точность отражения в нём основных свойств предмета. Наличие/ отсутствие логико-смысловой организации сообщения. Последовательность в описании признаков и деталей предмета. Использование языковых средств словесной характеристики. Наличие и характер аграмматизма. Характер оказываемой ребенку помощи.
13.5. Следующее задание – продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки) – имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение. Приведем пример такого текста. Коля учился в первом классе. Дорога от дома до школы шла через лес. Однажды зимой Коля возвращался домой из школы. Он шел по лесной тропинке. Вот он вышел на опушку и увидел домики седей деревни. Вдруг из-за деревьев выскочили четыре больших волка. Коля бросил портфель и быстро влез на дерево. Волки окружили дерево и, щелкая зубами, глядели на мальчика. Один волк прыгнул и хотел схватить его... Что было дальше? Содержание картинки: мальчик на дереве, внизу под деревом, волки, вдали виднеется деревня. Вопросы по содержанию картинки: 1. Что ты видишь на картинке? 2. Какое время года изображено? 3. Что виднеется вдали? 4. Что лежит под деревом?
При анализе составленного окончания рассказа отмечаются: смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала, соблюдение логической последовательности событий, особенности сюжетного решения, оцениваются языковые средства, грамматическая правильность речи. Вариант задания по методике окончания рассказа.
Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа («У новогодней елки с дедом Морозом»); Производится разбор содержания картинки; Дважды прочитывается текст незавершенного рассказа; Предлагается придумать продолжение. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Давай разберем, что на ней изображено. А теперь послушай, что было до этого… А сейчас посмотри, что изображено на картинке. Что ты видишь на ней? А теперь придумай, что было дальше?».
Критерии оценки: Смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала; Соблюдение логической последовательности событий; Особенности сюжетного решения продолжения рассказа; Используемые языковые средства; Грамматическая правильность речи.
13.6. Заданиена составление рассказа на заданную тему в психолингвис- тическом исследовании можно использовать как дополнительное. Задание предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений. Может быть использован следующий вариант. Ребенку показывают картинки с изображением девочки, корзинки и леса, к которому через поле ведет дорожка. Предварительно задаются вопросы: «Как мы назовем девочку?», «Куда пошла девочка?», «Зачем она пошла в лес?» После этого предлагается составить рассказ о каком-нибудь случае с девочкой в лесу. Составление «экспозиции» рассказа с опорой на картинку облегчает детям переход к рассказыванию по собственному замыслу. Чтобы исключить пересказ знакомой сказки, предварительно оговаривается, что ребенок должен придумать свой рассказ. Обращается внимание на структуру и содержание детских рассказов, особенности монологической речи, наличие элементов собственного творчества. Вариант задания на составление рассказа на заданную тему.
Показ картинок с изображением мальчика, удочки, реки на фоне леса; Задаются вопросы: «Как мы назовем мальчика?», «Куда решил пойти мальчик?», «Зачем он пошел на реку?»; После этого предлагается составить рассказ о каком - нибудь случае с мальчиком на рыбалке, указав, что это должен быть собственный, самостоятельно придуманный рассказ.
Критерии оценки: Структура и содержание составленного рассказа; Особенности монологической речи; Наличие элементов собственного творчества (количество и оригинальность актуализированных образов). Грамматическая правильность речи.
|