Экзистенциальных проблем личности
(на примере восприятия смерти) Восприятие смерти людьми и оценка этого феномена – важная экзистенциальная проблема, способная пролить свет на всю систему мировидения и ценности, принятые в обществе. Отношение к смерти –своего рода эталон, индикатор характера цивилизации. В восприятии смерти выявляются тайны человеческой личности. Для исследования восприятия и личностных смыслов смерти используются пересказы художественных текстов, к которым применим контент-анализ. Художественный текст представляет собой не только отражение действительности, но и выражение средствами естественного языка модели человеческого отношения к миру. Восприятие текста происходит на нескольких уровнях: от уровня непосредственного восприятия смысла высказываний, знаковой формы текста до уровня понимания смысла высказываний, а от него – к уровню восприятия текста как законченной целостной структуры. В качестве текстов-стимулов для пересказа были выбраны рассказы А. П. Чехова «В Рождественскую ночь» (1884) и «Спать хочется» (1888). В соответствии с программой исследования тексты предъявлялись испытуемым на бумажных носителях. Задача обследуемых заключалась в том, чтобы прочитать рассказы, письменно пересказать и обозначить основную мысль. Тексты были предложены учащимся медицинского колледжа в возрасте 18 лет. Полученные данные (рукописные пересказы) обрабатывались контент-анализом. Как видно из представленных ниже документов, было выделено 13 связанных с темой смерти категорий, где в качестве единиц выступали слова и словосочетания. Эти категории приведены в порядке убывания частоты их встречаемости: · желание умереть, стремление к смерти – 58: 29 (58 раз встретилась у 29 испытуемых, при выборке 38); в эту категорию вошли такие высказывания, как «Петруша, который от боли хотел утопиться», «она хотела стать свободной вдовой», «вцепился в весла с яростным желанием умереть» и др.; · смерть (убийство) как освобождение – 43: 26; «виноваты в смерти Петрухи, но в то же время они освободили его от мучений», «он решил освободить свою жену от себя», «лишь убить ребенка, и всем ее бедам конец» и др.; · смерть отца – 34: 24; «сказала, что отец умер, «бредился ее покойный отец» и др.; · бессилие перед смертью, ее неотвратимость – 31: 20; «его задержал крик на берегу, но было уже поздно», «надежды, что рыбаки выживут, уже ни у кого не осталось», «коли суждено погибнуть им в море, то так и будет» и др.; · отношения с другим человеком как причина смерти (убийства) – 26: 17; «он умер из-за нее», «зверское отношение хозяев довело ее до убийства», «Раз хочешь моей смерти, то получай!» и др.; · измененное состояние сознания как причина смерти (убийства) – 24: 22; «девочка сошла с ума и задушила ребенка», «совершила поступок, не отдавая себе отчета в том, что она делает», «она уже не осознавала, что делала», «у нее произошло помутнение рассудка, и она даже не поняла, что совершила» и др.; · оправдание смерти (убийства) – 23: 15; «она хочет спать и ради этого готова на все; но убивая, она не думает, что она делает <...> это усталость довела до того, что она смогла убить другого человека», «убивает не потому, что она жестокая или злая» и др.; · смерть как избавление от боли (мучений) – 22: 17; «хочет умереть, потому что покойники не чувствуют боли», «парень искал избавления от боли» и др.; · смерть как способ добиться признания – 12: 8; «не любила своего мужа, а полюбила <...> после того, как он умер», «стала ценить и любить этого человека только после смерти», «не ценила счастья при жизни мужа, а осознала только после его смерти» и др.; · борьба, противостояние смерти – 9: 6; «он хотел вернуться», «пытался спастись» и др.; · смерть как наказание (месть) – 3: 4; «все свое зло выместила на нем (ребенке)», «узнав, что жена не рада его видеть, решает отомстить ей» и др.; · «муки перед смертью, смерть-мучение – 3: 3; на полу, корчась от боли, умирает отец», «снилось, как отец мучался перед смертью»; · осуждение смерти (убийства) – 2: 2; «страшная мысль убить ребенка», «она решилась на самое плохое».
|