Тема: Способы словесного действия
Действующий словом человек стремится к тому, чтобы картина вызвала в его сознании ту, а не другую. В зависимости от того, на какую именно психическую работу рассчитывает действующий словом (разумеется, не отдавая себе в этом отчета), в зависимости от этого, он применяет тот или другой способ словесного воздействия. Шесть " адресов" воздействия на сознание - внимание, чувство, воображение, память, мышление и воля. Адресат – это область сознания на которую воздействует действующий словом. Все воздействия имеют общую, единую цель - воздействовать на сознание партнера в целом; а оно, в свою очередь, подчинено еще более общей цели - воздействовать на его поведение. Общие признаки и особенности этих способов - или, как мы будем для краткости называть их - простые (основные, исходные) словесные действия или ноты. Таблица «Адреса воздействия на сознание и их ноты».
Работа над выразительностью, яркостью, разнообразием речевых воздействий необходимо с самого начала связывать с работой над телом исполнителя, то есть с характером мобилизации, и своеобразием пристроек. Неразрывность работы тела и голоса должна выразиться в понимании учащимися, того, что положение корпуса, рук, ног, направление взгляда, мимики и дыхания является формой для рождения и существования всех оттенков речевого воздействия. Способ перехода от одного адресу к другому в принципе всегда импровизационен, но законы его построения универсальны: оценка, пристройка, новое воздействие на партнера. Пропуск хотя бы одной из этих ступеней выявляет " неправду". Длительность же ступеней может быть разной, в ней секрет появления несхожих характеров, даже при выполнении одной партитуры воздействий с одним текстом. УПРАЖНЕНИЕ №1: Придумать предлагаемые обстоятельства (историю, предысторию), в которых человек (персонаж), занятый каким-либо делом, обращается преимущественно к одному из шести адресов сознания партнера. Проследите, какими глаголами можно назвать Ваши действия, когда Вы апеллируете к вниманию, чувствам, воображению, памяти, мышлению, воле партнера. Отметьте, какие особенности мобилизации взгляда, отдельных частей тела и т.д., возникают при воздействии на разные области сознания. УПРАЖНЕНИЕ №2: Одна заданная фраза произносится по очереди исполнителями. Задачей упражнения является поиск разнообразных подтекстов: каждое следующее произнесение должно отличаться от предыдущих. УПРАЖНЕНИЕ №3: Придумав историю (или лучше использовав историю, " родившуюся" в ходе занятий), например ссора в магазине, визит к начальнику за справкой и т.п. последовательно апеллировать к различным областям сознания партнера, отслеживая возникающие характеры персонажей. УПРАЖНЕНИЕ №4: Скульптура. Группе из нескольких исполнителей предлагается " построить" скульптуру, называющуюся " Я приказываю", " Я предупреждаю" и т.д., используя названия всех простых словесных воздействий. Рекомендуется обратить внимание на достижение максимальной выразительность скульптуры за счет направления и содержания взгляда " материала скульптуры", мобилизации и демобилизации отдельных частей тела. УПРАЖНЕНИЕ №5: Цепочка воздействий. Всем учащимся раздается партитура из 2-3-4 нот - простых словесных воздействий. Каждый придумывает себе задачу и добивается в этюде ее решения, используя заданную цепочку воздействий. УПРАЖНЕНИЕ №6: Экскурсовод. Учащиеся тянут билеты, в которых указаны характеры экскурсоводов, например: начинающий, восторженный энтузиаст, формалист, недоверчивый перестраховщик, глупый ментор и т.п. Учащиеся должны определить ту ноту словесного воздействия, который максимально соответствует заданному характеру и провести экскурсию в заданном характере. УПРАЖНЕНИЕ №7: Зарисовки. Исполнители, показывают небольшие сценки-зарисовки, в которых одно и то же действие выполняется разными людьми, например: " упрекает" старик, бизнесмен, ребенок, нищий и т.п.
|