КУРС АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА ПО М. ЧЕХОВУ
Тема: Воображение и внимание
Для того, чтобы отлично сыграть свой персонаж, который является образом, надо знать и исполнять 5 правил: 1. Образы фантазии живут самостоятельной жизнью. Нужно проникнуть в сферу образа. Если актёр сосредоточен на самом себе, копирует собственные эмоции и изображает факты окружающей жизни, то никакого образа не получится. 2. Власть над образом. Чтобы образ удался нужно: А) В первую очередь поставить перед собой художественную задачу (что изображать?). Б) Имея определённую художественную задачу, вы должны научиться властвовать над образом, организовывать и направлять его соответственно вашей цели. Другим словом подчинить вашей воле. 3. Активно ждать. Вы не должны думать, что образы будут являться перед вами законченными и завершёнными. Они потребуют немало времени на то, чтоб, меняясь и совершенствуясь, достичь нужной вам степени выразительности. Вы должны научиться терпеливо ждать. Но ждать – не значит пассивно сидеть. Ваша активность является условием развития образа. Что делать в период ожидания: Задаёте вопросы являющимся перед вами образам. Весь первый период работы над ролью проходит в вопросах и ответах. Вы спрашиваете и в этом ваша активность в период ожидания. Меняясь и совершенствуясь под влиянием ваших вопросов, образы дают вам ответы, видимые вашему внутреннему взору. Два способа задавания вопросов: 1. Вы обращаетесь к своему рассудку. Вы анализируете чувства образа и стараетесь узнать о них как можно больше. Но чем больше вы знаете о переживаниях вашего героя, тем меньше чувствуете вы сами. 2. Его основа – ваше воображение. Задавая вопросы, вы хотите увидеть то, о чём спрашиваете. Вы смотрите и ждёте. Под вашим вопрошающим взглядом образ меняется и является перед вами как видимый ответ. В этом случае он продукт вашей творческой интуиции. И нет вопроса, на который вы не могли бы получить ответа. Всё, что может волновать вас, в особенности в первой стадии вашей работы: стиль автора и данной пьесы, её композиция, основная идея, характерные черты действующих лиц, место и значение среди них вашей роли, её особенности в основном и в деталях – всё это вы можете превратить в вопросы. 4. Видеть внутреннюю жизнь образа В обыденной жизни за внешним проявлением я могу не увидеть, не угадать внутренней жизни стоящего передо мной человека. Но образ открыт для меня до конца со всеми эмоциями, чувствами и страстями, со всеми замыслами, целями и самыми затаёнными желаниями. Через внешнюю оболочку образа я вижу его внутреннюю жизнь. 5. Внимание Для того чтобы сыграть образ, нужно его всегда держать во внимании и при том так долго, сколько это вам надо. Внимание это есть процесс, где вы внутренне совершаете одновременно четыре действия: 1. держите незримо объект внимания 2. притягиваете его к себе 3. сами устремляетесь к нему 4. проникаете в него. Все эти четыре процесса представляют собой большую душевную силу. Процесс этот не требует физических усилий и протекает целиком в области душа. Напряжение физических органов чувств – это лишь предшествует процессу внимания. Органы внешних чувств освобождаются в тот момент, когда начинается процесс внимания. Чем меньше напряжены органы чувств, тем скорее вы достигнете сосредоточенного внимания и тем значительнее его сила. Объектом внимания может быть всё. Последствия развития внимания: На сцене исчезнет бесформенность и расплывчатость ваших персонажей, и игра получит большую убедительность. УПРАЖНЕНИЕ №1: Начните упражнение с простых воспоминаний (предметы, люди, события). Старайтесь восстановить возможно больше деталей. Выберите небольшую законченную сцену из хорошо знакомой вам пьесы. Проиграйте ее несколько раз в вашем воображении поставьте перед действующими лицами ряд задач (вопросов) общего характера, например: ярче выявить ту или иную черту характера; полнее отразить атмосферу сцены; усилить или ослабить то или другое чувство; сыграть сдержанно, сыграть темпераментно; ускорить или замедлить темп сцены и т.п. проследите изменения, которые произойдут в игре актеров под влиянием ваших вопросов. При многократном просмотре сцены не пренебрегайте теми “советами”, которые образы будут давать вам по их собственной инициативе. Меняясь и влияя друг на друга, они могут вдохновить вас на новые идеи, вызвать новые чувства и навести на непредвиденные вами средства выразительности. Перейдите к работе над игрой актеров в деталях. спрашивайте их о мельчайших нюансах: о взгляде, движении руки, паузе, вздохе, о мимолетном чувстве, желании, страсти, мысли и т.п. задав вопрос, следите за реакцией на него. если под влиянием ответов вы почувствуете, что в вас вспыхнуло творческое состояние, что вы сами хотите сыграть тот или иной момент, — прекращайте упражнения и отдавайтесь творческому импульсу. УПРАЖНЕНИЕ №2: Упражнение развивающее гибкость воображения: Возьмите образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте его превратиться в другой: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний, осенний и снова зимний и т.п. То же с фантастическими превращениями: заколдованный замок постепенно превращается в бедную избу и наоборот; старуха нищенка превращается в красавицу ведьму; волк — в царевича, царевна — в лягушку и т.п. Следующая стадия упражнения: через внешние проявления образа увидеть его внутреннюю, интимную жизнь. Наблюдайте образы, пока они не пробудят ваших творческих чувств. УПРАЖНЕНИЕ №3: Упражнение на отказ от первого образа: Лучший образ всегда готов вспыхнуть в воображении, если вы имеете смелость отказаться от предыдущего. Проработайте в деталях образ из пьесы, литературы или истории. Изучите его. Откажитесь от него и начните всю работу сначала. Если вы заметите, что лучшие черты первого образа продолжают жить в вашем воображении, вливаясь во второй образ, примите их проработав второй образ, откажитесь и от него, сохранив его лучшие черты. Делайте это упражнение все с тем же образом, пока это доставляет вам художественное удовлетворение. УПРАЖНЕНИЕ №4 Упражнение на репетицию в воображении: Хорошо развитое, подчиненное вашей воле воображение может стать для вас одним из самых продуктивных способов репетирования. Еще до того как началась ваша регулярная работа на сцене с партнерами, вы сможете систематически проигрывать вашу роль исключительно в воображении. Положительная сторона таких репетиций заключается в том, что без фактического участия вашего тела и голоса, без внешних затруднений, связанных с партнерами и мизансценами, вы можете целиком отдаться игре, как вам подсказывает ваша творческая интуиция. Потом вы вносите в нее советы и указания режиссера, мизансцены и игру ваших партнеров.
|