Позитивная политика
В социологии О.Конта стремление к реформированию научного знания тесно сочеталось с намерением использовать его для совершенствования общества в позитивном направлении. Не случайно он претендует на создание системы позитивной политики и пишет работу под аналогичным названием, развивая в то же время активную практическую деятельность по преобразованию общественного сознания. Следует отметить, что и теоретическая, и практическая деятельность в области " позитивной политики" падает на последний период жизни О.Конта (конец 40-х – 50-е гг. ХIХ века). По существу это было определенное подведение итогов того, что удалось сделать, и стремление успеть что-либо еще совершить в интересах человечества. Социолог вторгается в сферу социальной политики и пытается создать для ее изменения позитивную программу, которая помогла бы лучше обустроить общество, причем речь идет не только и даже не столько о конкретной стране – Франции, но о Человечестве в целом. Смысл этого обустройства – установление гармонии всех классов в обществе на основе сохранения частной собственности, достижение консенсуса между ними. Прообразом консенсуса классов выступает для О.Конта консенсус, существующий в семье между ее членами на основе господства альтруистических социальных чувств. Именно эти чувства противопоставляются эгоистическим, разъединяющим и членов семей, и классы. Альтруистические социальные чувства, наоборот, способствуют их объединению и укреплению общественной солидарности. (Небезынтересно отметить, что Конт был одним из первых среди тех, кто ввел и активно использовал понятие альтруизма). Суть нравственного учения позитивизма и соответствующей ему позитивной социальной политики О.Конт видит в возвышении альтруизма над эгоизмом, общественных интересов над личными. Только такой порядок может привести к социальному прогрессу. О.Конт резко выступает против всякого рода революций и считает, что преобразование общества должно осуществляться путем нравственного и духовного обновления каждого его члена. Особое внимание социолог уделяет пролетариату, считая, что этот класс способен " стать опорой для духовной власти", потому что " более всякого другого класса общества естественным образом приспособлен понимать и в особенности чувствовать действительные нравственные начала, хотя он и не в состоянии их привести в стройную систему" 1. Для достижения этой цели – превращения пролетариата в опору для духовной власти – необходимо, по мнению О.Конта, привести в действие нравственную и политическую силу преобразованного общественного мнения. Его " благотворное влияние … неизбежно станет важнейшей опорой нравственности (не только социальной, но также частной и даже личной) среди тех народов, у которых каждый человек должен будет жить все более и более на виду у всех, что позволит обществу действительно контролировать деятельность каждого" [3]. Здесь мы сталкиваемся с одним из противоречий контовской социологии. С одной стороны, в ней заметен определенный либерализм, стремление к реализации его в социальной политике по отношению к беднейшим слоям и классам населения, в первую очередь пролетариату, проявление заботы о нем как в материальном, так и, в особенности, в нравственном плане. С другой стороны, нельзя не отметить тенденции авторитаризма и даже тоталитаризма в связи с провозглашением необходимости установления контроля за поведением людей, которое должно быть " на виду у всех". О.Конт по существу отрицает гражданские права и свободы личности и настаивает на вмешательстве властей (государства) не только в общественную, но и личную жизнь. Одно из направлений позитивной политики О.Конта было связано с его попыткой создать " позитивную религию" (в этой связи следует отметить, что полное название его работы о позитивной политике выглядит так: " Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества"). Разочаровавшись в возможностях просветительской деятельности, которая сыграла бы решающую роль в преобразовании общества, О.Конт прибегает к попытке создать новую " мировую религию" – религию Человечества, в основе которой были бы все те же принципы позитивизма. В этой религии нет бога, но вместо него выступает общество, которому индивид должен поклоняться и которое должен почитать как " Верховное существо", поскольку в жизни человека все зависит именно от этого существа. О.Конт даже ставил вопрос о создании позитивистской церкви, в которой роль священников и блюстителей нового культа будут играть ученые и актеры. В этой церкви должны были быть приняты обряды, которые О.Конт сам разработал. Их цель состояла в том, чтобы сопровождать человека на протяжении всей его жизни – от рождения до смерти. О.Конт даже сам крестил и женил своих учеников, стремясь показать на практике смысл этих обрядов. Конечно, превращение позитивистской социологии в определенную форму религии (" религиозный позитивизм") было способом утопического реформирования общества, искусственно насаждаемого им среди небольшой группы людей. Утопизм был присущ и другим действиям О.Конта, связанным, в частности, с попыткой создания позитивистской федерации народов с штаб-квартирой в Париже, задача которой состояла в обеспечении вечного мира на Земле и объединении представителей самых разных наций и этносов. Говоря в целом о позитивной политике О.Конта как составной части его социологии, можно утверждать, что она является, пожалуй, наиболее консервативной и утопической во всем учении французского мыслителя. Более того, именно в ней обнаруживается стремление превратить объективные законы общественного развития в " субъективные" факторы, которые могут и должны быть использованы в деятельности по управлению поведением людей. Как справедливо отмечает один из исследователей творчества О.Конта в отечественной науке А.Б.Гофман, " в его " субъективной" социологии намерение использовать социальные законы и стихийные, самопроизвольно развивающиеся тенденции перерастает в намерение заменить эти законы и тенденции целенаправленной деятельностью, управлением, проектированием некой группы людей, понимающих и выражающих общественное благо. Естественные законы, будучи " познанными", как бы перестают действовать и становятся управляемыми, а человек, " познавший" их, становится демиургом. " Субъективный" фактор выходит на первый план, подчинение законам сменяется безграничным произволом, а наука превращается в проектирование, причем ориентированное не на реальность, а на идеал. Так происходит у Конта превращение социологии из науки в утопию" 1.
|