Значение социологических идей О.Конта
Говоря о значении социологического творчества французского мыслителя, будет уместно привести слова американского социолога А.Боскова о том, что О.Конт дал социологии имя и программу. Соглашаясь с такой оценкой, нужно признать, что одного этого уже достаточно, чтобы считать его основоположником и одним из классиков мировой социологии. Исторически первое направление в ней (выражаясь современными терминами, первая парадигма) – позитивизм – был определен О.Контом в философском (онтологическом и эпистемологическом), социологическом, этическом, политическом срезах. Весь ХIХ, а частично и ХХ века, рассматриваемые под углом зрения развития социологической науки, находились под довольно сильным влиянием позитивизма. Основным результатом этого влияния было стремление развивать социологию по пути естественнонаучного знания. Переоценить роль идей О.Конта и его вклад в этом отношении невозможно. Французский оциолог обосновывал идею строгого отбора социальных фактов для осмысления общественной реальности и постоянно стремился к этому сам. Это был тот путь, который он использовал, чтобы таким образом показать, как следует анализировать общество, преодолевая спекулятивно-умозрительный подход к нему. Здесь следует сказать о взглядах О.Конта на общество как на органическое целое, о его функциональном анализе, о доказательстве стабильности, социальной интеграции и присущей этому организму постоянно реализующейся идее развития. Значение социологической концепции О.Конта определяется его многочисленными попытками найти критерии общественного порядка и социального прогресса в самом обществе, не выходя за его пределы. В последующем мировая социология, после некоторых колебаний и стремления искать ключ к развитию общества за его границами, в конце концов избрала в качестве магистрального путь, предложенный О.Контом. Наряду со значительными достижениями, сильным влиянием О.Конта на последующее развитие социологической мысли как в ХIХ, так и в ХХ вв., в его социологии содержалось немало консервативного, противоречивого и утопического. Именно такой характер имел общественный идеал О.Конта, оказавшийся тесно связанным в последние годы жизни с религиозными исканиями социолога. Заметным явилось противоречие между провозглашенными социологом объективными законами общественного развития и его стремлением " усилить" их за счет введения в науку " субъективного фактора". Можно еще искать и описывать черты ограниченности социологии О.Конта. Однако задача анализа его творчества определяется прежде всего стремлением увидеть " позитивное", то есть положительное, сохраненное последующим развитием науки и используемое социологами в изучении как общества в целом, так и его конкретных подсистем. Социология О.Конта жива и сегодня, а это – главное. Контрольные вопросы и задания 1. Определите сущность позитивизма и позитивистской социологии. 2. Что такое редукционизм? С чем связано его появление в социологии? 3. В чем видел О.Конт особую роль социологии по отношению к другим наукам? 4. Как О.Конт определял предмет социологии? В чем он видел ее назначение? 5. Что понимал под социальной статикой и социальной динамикой О.Конт? Дайте характеристику основных законов социальной статики и социальной динамики. 6. Почему проблеме методов социологии О.Конт уделял особое внимание? Назовите эти методы и раскройте их существо. 7. Что означала позитивная политика в социологии О.Конта? 8. Как характеризовал существо и направленность образования и воспитания О.Конт? 9. Какие основные идеи О.Конта, с Вашей точки зрения, имели в социологической науке наибольшее значение? Литература Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С.86-130. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Дону, 1999. С.28-40. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. С.59-88. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. С.16-28. История социологии. Минск, 1993. С.31-40. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. С.25-42. История теоретической социологии. В 4 т. Т.1.М., 1997. С.63-140. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000. С.137-157. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1964. Конт О. Дух позитивной философии. Курс положительной философии. Общий обзор позитивизма. Система позитивной политики //Западно-европейская социология XIХ века. Тексты. М., 1996. С.7-242. Култыгин В.П. Французская классическая социология ХIХ – начала ХХ веков. М., 1991. С.10-23. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000. С.29-40.
|