Вехи творческого пути У.Томаса и Ф.Знанецкого
Прежде чем подробно характеризовать названную работу У.Томаса и Ф.Знанецкого, обратимся к рассмотрению основных вех их творческого пути, поскольку каждый из них выступал знаковой фигурой начального периода современного этапа социологии. Уильям Томас (1863-1947) учился в университетах США (Теннеси) и Германии (Геттинген, Берлин). Во время поездки по Европе У.Томас посетил Польшу, где и познакомился с Ф. Знанецким. С 1893 по 1918 гг. работал профессором Чикагского университета. В 1927 г. был избран президентом Американской социологической ассоциации. Значительную часть своей жизни У.Томас занимался социологическим и социально-психологическим изучением социального поведения, его мотивации. В 1923 г. он опубликовал книгу " Неприспособленная девушка", в 1928 г. - работу " Ребенок в Америке" (совместно с Дороти Томас). Его последний труд, написанный за 10 лет до смерти, - " Примитивое поведение: к введению в социальные науки" (1937). У.Томас исследовал проблему ситуативного поведения через изучение установок и ценностей, совокупность которых он определял как ситуацию. Отсюда сформулированное им знаменитое положение, которое вошло в науку (с " легкой" руки Р.Мертона) как " теорема Томаса": " Если люди определяют ситуации как действительные, то они действительны по своим последствиям". Американский ученый изучал и использовал методы социологического исследования, прежде всего - анализ личных документов. Применив его для сбора материала по проблемам эмиграции населения из европейских стран в США, он написал совместно с Ф.Знанецким самый известный труд всей своей жизни - " Польского крестьянина...". Его союз с польским социологом был сравнительно недолгим и через некоторое время после завершения пятитомной работы распался. Флориан Знанецкий (1882-1958) родился в Польше, обучался в гимназиях Варшавы и Ченстохова, высшее образование получал в университетах Варшавы, Женевы, Цюриха, Парижа. Владел семью языками, причем английский и русский изучил самостоятельно. В 1909 г. защитил докторскую диссертацию в Кракове. Преподавал в Чикагском университете, во время пребывания в нем и проводил совместные с У.Томасом исследования, нашедшие отражение в названной выше книге. В 1920 г. возвращается в Польшу, в Познань, где занимается преобразованием в университете этого города кафедры философии в кафедру социологии. Основывает социологический институт и издает социологический журнал. До Второй мировой войны жил в Польше, но постоянно ездил в США читать лекции. Во время фашистской оккупации его жена и дочь были брошены в концлагерь. После войны, не приняв новую Польшу, осел в США. Преподавал в ряде американских университетов, в том числе в Колумбийском. В 1953 г. был избран президентом Американской социологической ассоциации. Известен как представитель гуманистического направления в социологии. Активно занимался социологией знания, социологией города. Много внимания уделял изучению установок и ценностных ориентаций (аттитюдов), что и сблизило его с У.Томасом. Ф.Знанецкий - социолог, очень почитаемый в современной Польше. Для польских социологов он значит примерно то же, что П.Сорокин - для российских. Основные работы Ф.Знанецкого (в переводе их названий на русский язык): " Культурная реальность" (1919), " Метод социологии" (1934), " Социальные действия" (1936), " Социальные отношения и социальные роли" (1965), " Гуманистическая социология" (1969). 2.2. Общая характеристика Фабула книги, как уже отмечалось, связана с анализом иммиграции польского крестьянства в США в начале ХХ века. В исследовании такого рода были заинтересованы многие социальные работники США, занятые по роду своей профессиональной деятельности обустройством жизни польских крестьян, переехавших жить в эту страну и доставлявших массу хлопот американскому обществу. Причинами возникающих трудностей и противоречий были характерные для иммигрантов незнание языка, отсутствие необходимой квалификации, бедность, проституция и т.д. Остро стояла проблема адаптации польских крестьян к новым условиям жизни. Исследователям и практическим (социальным) работникам в США необходимо было выявить не только статистические характеристики иммиграции, но и социальное самочувствие переселенцев, особенности восприятия ими новой жизни, новых ценностей. В работе У.Томаса и Ф.Знанецкого активно применялся метод изучения документов личного характера (дневники, автобиографии, воспоминания, письма крестьян из Америки в Польшу и ответы им - всего 754 письма). Активно использовались также данные польских архивов, материалы прессы, документы американских социальных агентств по миграции, так называемые " глубокие" интервью. Одно из них, проведенное с польским крестьянином Владеком, дополнило его автобиографическое жизнеописание и составило вместе с текстами интервью целый том в 300 страниц. Важно отметить, что в пятитомной работе У.Томаса и Ф.Знанецкого первые два тома являют собой теоретическое обобщение и анализ эмпирического материала, который представлен в последующих трех томах, так что читатель имеет полную возможность проникнуть в творческую лабораторию социологов и сопоставить авторские рассуждения и размышления с конкретными документами. В истории социологии это первый (и в целом, к сожалению, не часто встречающийся) случай такого подхода к сочетанию теоретических умозаключений с конкретным материалом, на основании которого они делаются. Анализ жизни людей в новых условиях на базе выявления их субъективного мнения и объективных обстоятельств бытия позволил социологам определить несколько главных проблем их исследования: индивидуализации (как она совместима с социальной сплоченностью), эффективности (каково соотношение между индивидуальной и социальной эффективностью, личностной и профессиональной успешностью), аномального (девиантного, отклоняющегося) поведения (преступность, бродяжничество, проституция, алкоголизм), занятости, отношения между полами, социального счастья (базирующегося на удовлетворенности деятельностью социальных институтов и организаций), борьбы рас (национальностей) и культур, идеальной организации культуры[62]. Всего, как видно, У.Томас и Ф.Знанецкий называют 8 основных проблем, с которыми они столкнулись при изучении польских крестьян.
|