И межэтнического общения
Формирование культуры межнационального общения осуществляется по следующим направлениям: 1) обучение взаимодействию, взаимопониманию, формирование критического мышления; 2) обучение поведению в конфликтных ситуациях, возникающих на национальной почве. Конкретизация целей воспитания обеспечивается определенными направлениями, суть которых вытекает из содержательных основ функций культуры межнационального общения, которые она выполняет в полиэтническом обществе – с учетом социального, психологического, педагогического и профессионального аспектов. Закономерным здесь следует считать соотношение двух сторон интегративного качества " культура межнационального общения" – его структуры и функции. Так, под влиянием системы объективных и субъективных факторов с изменением уровня культуры межнационального общения, претерпевают изменение в своей содержательной основе и выполняемые ею функции. Следовательно, в организации воспитательного процесса значимым будет направленность педагогической деятельности на совершенствование содержания структурных компонентов культуры межнационального общения (то есть повышение уровня данного личностного качества в целом), адекватное содержательной основе выполняемых ею функций. Уровень теоретического осмысления окружающего мира (его философских, экономических, социально-политических, эстетических и других основ) учащихся определяется, в первую очередь, целостностью знаний, на практике доказывающих свое значение для их жизнедеятельности в разнонациональной среде. Это сведения, отражающие содержание познавательного компонента в структуре интегративного личностного качества культуры межнационального общения. В частности, знания элементов культур своего и особенностей культур других народов; систематизированные сведения по отдельным составляющим норм и правил поведения в разнонациональной среде, с людьми другой национальности; целостное представление о национальной жизни и межнациональном взаимодействии в стране, регионе. В ходе исследования установлено, что значимую ценность для формирования у учащихся культуры межнационального общения имеет пробуждение интереса к этнографическим знаниям о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности, искусства, художественных промыслов и праздников. Личность учащегося является носителем многообразия национально-психологических характеристик, которые, оказывают влияние на содержание связей и отношений между представителями разных национальностей. Способность адекватного восприятия своеобразия людей другой национальности и в соответствии с этим управление своим поведением – в этом суть культуры межнационального общения. Ценность данного свойства особенно ощутима на первом этапе знакомства учащихся с этническими особенностями, такими как манеры и привычки поведения, внешний вид, особенности языка и характера и др. Однако результаты анкетирования указывают, как правило, на смутное представление у учащихся о социально- и этнокультурных особенностях поведения сверстников. Экспериментально доказано, что эффективности процесса познания учащимися истории народов, их традиций способствует музейная, экскурсионная и краеведческая работа, и, конечно же, живое общение представителей разных народов. Разнообразные по своей тематике этнографические, исторические, художественные, литературные, научно-технические и другие направления способствуют конкретизации восприятия молодежью своеобразия национальных культур, эстетических вкусов разных наций и народностей через призму собственной ментальности. Следует акцентировать внимание и на том, что наличие и проявление у учащихся положительных эмоционально-оценочных характеристик в межнациональном общении является условием их возможного нравственного сближения. Культура межнационального общения – не изолированное явление, как и культура в целом. Она возникает в результате освоения общечеловеческой культуры, своего национально-специфического опыта, а также индивидуальной культуры других людей. В процессе межличностного национального общения человек предстает как субъект, утверждается как личность, отличающаяся своей индивидуальностью. По образному выражению Расула Гамзатова, каждый человек должен понимать, что он пришел на землю как представитель своего народа, и должен быть готовым принять на себя эту роль. К тому же каждый народ, а в нем и каждый его представитель уникальны. Каждый народ и каждая личность как субъекты взаимодействия в многонациональном пространстве вносят свой вклад в гигантскую копилку человеческой цивилизации, сотрудничество, развитие и обогащение национальных культур. Гордостью страны являются такие ее представители, как А.С. Пушкин (имеет африканские корни), В.А. Жуковский (имеет турецкие корни), Н.М. Карамзин (возводивший свой род к татарской знати), П.И. Багратион (грузин), М.А. Эсамбаев (чеченец), А.И. Хачатурян (армянин), И.И. Левитан и Б.Л. Пастернак (еврей). Вопросы для самостоятельного осмысления 1. Почему проблема учета национального фактора в процессе воспитания в настоящее время стоит особенно остро в нашей стране? 2. Опишите свою этническую культуру. Какие черты Вашей культуры отражают общую российскую культуру?
|