Студопедия — Человечество как субъект истории
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Человечество как субъект истории






История – движение общества во времени, прошлое человеческого общества, ретроспективное признание которого открывает человеку исторический характер современности. Современность непрерывно вырастает из прошлого и, выполнив свою историческую миссию, сама уходит в прошлое. История образует наполняющий время смысл. Строя модель исторического процесса, философия истории разрабатывает определенную трактовку исторической реальности, смысла и цели истории, основных движущих сил истории и механизмов их действия, соотношение исторической необходимости и человеческой свободы, единства и многообразия истории.

Единство человечества так или иначе отражается в различных теоретических концепциях, моделях, описывающих его историю, характер его развития. У О. Конта развитие общества и его характер определяются тремя стадиями его интеллектуальной эволюции – теологической (религиозной), метафизической (философской) и позитивной (научной). У К. Маркса история человечества представлена как закономерная смена общественно-экономических формаций, движение от первобытнообщинной формации через рабовладельческую, феодальную, буржуазную к коммунистической. У У. Ростоу общество также проходит некоторые «стадии роста», отличающиеся хронологическими рамками и содержанием. А. Библер видел сегодняшний и завтрашний день человечества как «диалог» или «встречу» культур – такое взаимодействие и взаимовлияние народов и культур, при котором заимствуют что-то друг у друга, но при этом все же остаются самими собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими. В глобалистской модели при развитии современных культур общечеловеческий компонент постоянно нарастает, что в перспективе приведет к единой культуре человечества.

Человечество выступает в качестве субъекта исторического процесса, которое в ходе удовлетворения своих материальных, социальных и духовных потребностей творит, воспроизводит и развивает мир человеческой культуры, мир человеческого бытия. Человечество не только творится общественно-историческими условиями своего бытия («бытие определяет сознание»), но и творит это бытие («сознание определяет бытие»). Определяющую роль в данных процессах играет предметно-преобразовательный характер человеческой жизнедеятельности. Преобразуя окружающий мир, человечество создает вторую природу, социокультурную реальность, в тоже время изменяется и само человечество, развивается общественное сознание, чувства, воля, мышление, духовный мир человечества. Основными субъектными единицами, из которых складывается человечество, являются различные общества. В любом обществе есть широкие народные массы и элита, выдающиеся личности. Деятельность последних ярко видна, они могут оказывать огромное положительное или отрицательное влияние на ход исторического процесса, однако сам ход истории определяется деятельностью народа и объективными законами исторического развития. Подлинным субъектом истории являются народные массы как основная сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие.

Человечество складывается из различных рас, многочисленных народов и народностей, живущих в разных местах планеты, в несхожих, часто несравнимых природных условиях, развивающихся в различной социокультурной среде. Эти разнообразные человеческие сообщества могут быть разделены огромными пространствами, иметь несопоставимые взгляды на жизнь, категорически не понимать друг друга, находиться в ненависти и непримиримой вражде – но при всем и этом все они, вместе взятые, представляют собой нечто единое, определяемое не только биологическим единством, но и психофизической организацией, средствами общения, деятельностной природой и социальной сущностью людей. Это нечто зовется человеческим родом, человечеством. Мы можем ощущать единство человечества сквозь толщу времен, связь предков с потомками (единство человечества во времени), а также связь современного человечества (единство человечества в пространстве). Современные технические средства, а также глобальные проблемы делают эту связь еще глубже.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 769. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия