Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мировая ситуация начала XXI столетия и глобальные проблемы современности




Современная мировая ситуация детерминирована предшествующим общественно-историческим развитием человечества (прежде всего жизнедеятельностью развитых стран), ориентированным на потребительское отношение к природе, хищническое использование природных ресурсов, эксплуатацию человека, использование развивающихся стран как природно-сырьевых придатков развитых стран, на борьбу за экономическое и политическое доминирование в мире. Мощное развитие производительных сил в условиях научно-технической революции (НТР) и достижение таких масштабов промышленного производства формируют угрозу нарушения баланса между обществом и природой. Техногенный характер развития современной потребительской цивилизации, дегуманизация культуры, антропогенный прессинг на природу предопределили появлений глобальных проблем современной цивилизации.

Глобальные проблемы – (от лат.globus – шар) – проблемы, от решения которых зависит существование цивилизации, человечества в целом. Глобальные проблемы порождены не только хозяйственной деятельностью человека, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравномерными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами. Глобальные проблемы современности находятся между собой в органической связи и взаимозависимости, образуя единую, целостную систему. Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам:

· Группа актуальных политических проблем, которая включает в себя недопущение военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного, химического и бактериологического оружия, а также предотвращение международного терроризма;

· Экологическая группа глобальных проблем, связанных с разрушением природной основы существования мировой цивилизации: загрязнение воздуха, водных ресурсов, эрозия почв, разрушение озонового слоя планеты и др.

· Проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущих поколений людей; проблемы обеспечения продовольствием, энергией, проблемы рационального использования истощающихся минерально-сырьевых ресурсов, водных и других природных ресурсов;

· Группа актуальных социальных проблем: демографическая проблема (чрезмерное увеличение населения Земли), проблема борьбы с опасными, быстро распространяющимися заболеваниями (СПИД и др.), проблема предотвращения генетической биологической катастрофы.

· Проблемы преодоления отсталости большинства стран «третьего мира», устранение существующего разрыва между уровнем экономического развития этих стран и наиболее богатых государств мира, проблемы ликвидации безграмотности, сохранения культурного наследия в малоразвитых странах.

Сегодняшний кризис обусловлен объективными явлениями планетарного масштаба. Самыми острыми проблемами современности являются:

- проблема сохранения мира;

- экологический кризис, истощение природных ресурсов, загрязнение биосферы, стремительный рост населения земного шара;

- проблема человеческой «телесности»;

- кризис человеческой духовности.

Глобальные проблемы это, прежде всего, проблемы духовно-нравственные. Их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, изменения социальных и нравственных установок личности и общества. Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем является широкое распространение идеологии потребительства, которая побуждает людей к бесконечной погоне за новыми вещами, что наносит вред духовному развитию личности, поскольку человек целью и смыслом своей жизнедеятельности начинает считать производство и потребление вещей. Выход из этой ситуации ряд мыслителей видят в самоограничении производства и потребления, принятии идеологии «нового аскетизма», переориентации людей на духовные ценности.

 

 

Сценарии будущего. Россия в диалоге культур.

Одной из важнейших функций философии является прогностическая функция. На ее основе вырабатываются обоснованные сценарии будущего.

Аспекты прогнозов будущего:

-онтологический (предвидение возможно из самого бытия – его объективных законов, причинно-следственных связей, диалектики развития мира, создающего стабильный механизм, - это позволяет «проследить» будущее);

-гносеологический (поскольку возможности безграничны, а прогнозирование – вид познания, то прогнозирование возможно);

-логический (законы логики всегда неизменны, как теперь, так и в будущем);

-нейрофизиологический (сознание, мозг обладают опережающим отражением);

-социальный (исходя из своего опыта, человечество моделирует будущее).

В современной западной науке выделяется особая дисциплина – футурология.Ее создатель - немецкий ученый Флейхтман (40-е гг. XX в.). Сегодня футурологическими проблемами занимаются Г. Парсонс, Е. Ханке, И. Бестужев-Лада, Г. Шахназаров и др. В 1968 г. был создан «Римский клуб», одним из направлений деятельности которого является прогнозирование уровня развития человечества. Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе (производственных отношений, образования, науки и техники, здравоохранения, строительства, литературы, искусства, моды, освоения космоса, международных отношений). Данное направление получило названиепрогностики и отличается от футурологии большей конкретностью.

Основными направлениями в футурологии являются:

-технократические сценарии будущего (прославляли научно-технический прогресс как главное средство разрешения социальных проблем) – выдвинута концепция постиндустриального общества, трактовавшая развитие человеческого общества со сциентических позиций (Белл, Кан, Бжезинский);

-сценарии глобализации и «пределов роста» (компьютерное моделирование перспектив развития человечества, «пределов роста» технологической цивилизации) – крушение цивилизации неизбежно, если численность населения, объемы производства, уровень загрязнения окружающей среды будут продолжать расти на фоне уменьшения количества продуктов питания и сокращения природных ресурсов («Римский клуб», доклад 1972 г.);

-экологический пессимизм (сценарий истощения природных ресурсов, войн из-за них и гибели человечества, Земли в целом) – Дж. Шелл «Судьба Земли»;

-сценарий информационного общества (технологические волны: аграрная, массового производства подготовили появление третьей волны – информационной, для которой характерно повышение статуса образования, культурных ценностей, информации, ускорения социального времени и социальной мобильности населения) – этот процесс окажет влияние не только на «вторую природу» - социокультурную реальность, но и на «первую природу» - на самого человека и его психику – О. Тофлер «Футурошок», Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество».

В целом можно выделить следующие виды сценариев будущего:

- оптимистические (связанные с верой в науку, технику или нравственное совершенствование человека);

- пессимистические (связанные с ухудшением природных или социальных факторов развития человечества);

- алармистские (тревожные, апокалипсические);

- умеренно-оптимистические.

В современных условиях развития мира возрастает необходимость социокультурной самоидентификации как мировоззренческой основы для выработки «антикризисных», антиапокалипсических сценариев будущего, учитывающих социокультурный опыт «выживания» в кризисных условиях. Данный опыт должен быть осмыслен с учетом современных условий. Эта задача является актуальной для всех стран, но, особенно для России. Общественное развитие не может осуществляться без социальных, цивилизационных, культурных взаимодействий различных обществ, стран, государств. Особенно эти процессы усиливаются в эпоху глобализации, идущей под флагом американизации. Россия, в силу природно-географических и исторических условий всегда была «растянута» между западными обществами и обществами восточными. Она как бы всегда участвовала в «диалоге культур» Запада и Востока (Библер). Сутью России являлось и является – быть «великим евроазийством» (Бердяев). Чтобы нагляднее продемонстрировать «особое» положение России, можно привести условную таблицу культурных и цивилизационных различий Запада и Востока:







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2450. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия