Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей
Общество включает в себя ряд общностей, между которыми существуют экономические, политические, социальные и другие отношения. Существование общества предполагает наличие совместных интересов различных общностей, его составляющих. Общности отстаивают свои интересы, и эти интересы могут быть взаимоисключающими. Объединенные в общество, они осознают свои интересы в соответствии с другими, и, таким образом, осуществляется компромисс, выявляются общие интересы многих общностей. Общество возникает и существует, если общности способны осознать не только свои, но и общие интересы. Если этого не происходит – общество распадается, остается только ряд социальных групп, проживающих на единой территории. Исходя из этого, можно сделать вывод, что общество предполагает единство дифференцированной массы людей. Известный английский философ и социолог Г.Спенсер отмечал, что в обществе присутствует постоянная тенденция к росту внутренней дифференциации, которая сопровождается постоянным же усовершенствованием процесса интеграции. Единство общества обеспечивается различными факторами – экономическими, политическими, социальными, духовными, которые и составляют общественные отношения.
Итак, общество есть система взаимодействия людей. Но основы этого взаимодействия в социальной философии осмысливались неоднозначно. Некоторые исследователи настаивали на том, что основой человеческой деятельности являются духовные начала – сознание, духовные потребности, духовные ценности. Другие связывали эти основы с материальными потребностями и материальными условиями общественной жизни. Например, немецкий философ В.Виндельбанд в основе развития общества видел ценностные ориентиры человека. Ценности, по его мнению, имеют абсолютное значение, образуют идеальный, вечный и независимый от людей мир. По мере осознания ценностей люди вырабатывают ценностные установки и требования, которыми и руководствуются в своей деятельности. В марксистской философии внимание акцентируется на материальных побудительных силах деятельности людей. Способ производства материальных благ рассматривается в качестве основы существования и развития общества. Он обеспечивает единство общества и обуславливает развитие социальной, политической и духовной жизни. Можно отметить и еще одну точку зрения, согласно которой основу взаимодействия людей составляет заключенный между ними договор. Английский философ Томас Гоббс полагал, что изначальные отношения между людьми основаны на вражде. Договор, заключенный между ними, регулирует нормы и правила человеческой жизни и деятельности жизни и, тем самым, приводит к возникновению общества и государства. Социальная структура общества. В обществе функционируют взаимосвязанные друг с другом социальные группы, слои, общности. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества, которая выделяется в результате социальной дифференциации и выражает объективное деление общества на группы. Социальная дифференциация осуществляется на основе ряда критериев, основными из которых являются экономический, политический и профессиональный. Появление и существование социальной структуры общества обуславливается, прежде всего, общественным разделением труда, отношением собственности на средства производства. Именно отношения собственности находятся в основе экономического критерия и внутренне расслаивают общество. Политический критерий предусматривает дифференциацию граждан по их доступу к власти, профессиональный – по роду их деятельности. Кроме того, общество дифференцируется по месту проживания людей (городские и деревенские жители), по возрастному критерию (дети, молодежь, старшее поколение, пенсионеры), по национальному признаку (нации, народности, этнические группы) и т. д.
|