Критика идеального как абсолютного
Развитие геометрии и естествознания в значительной мере поколебало представление об абсолютном характере идеального. Со времен Платона и до Канта считали, что в сознании можно найти знание, которому нет аналогов в природе. В качестве такого «априорного» или внеопытного знания часто выступали положения математики и логики. Однако, понятия арифметики и геометрии не являются врожденными идеями, а имеют опытное происхождение. Эти понятия считали врожденными идеями потому, что они казались абсолютными истинами, которые не могут быть выведены из опыта. Однако, они – не абсолютные истины, а относительные, т. е. имеющие ограниченную область определения. Например, понятия «больше» или «меньше» имеют смысл при сравнении конечных множеств. При анализе бесконечности смысл этих понятий теряется: половина бесконечности не меньше всей бесконечности. Евклидова геометрия отражает свойства не абсолютно любого пространства, а только определенного, имеющего нулевую кривизну. Действительные свойства пространства определяются массой. Абсолютизация логических законов тождества и противоречия породила представление о субстанции как о тождественном в себе бытии, отличном от всего остального. Результатом этого явилось представление о материи как об атомах, которое просуществовало с античных времен (тогда в рамках формальной логики Аристотель и сформулировал законы тождества и противоречия) до XX в. и напоследок вылилось в философский кризис в физике. Логика тождества и противоречия – это логика твердых тел, а не абсолютная логика. Ограниченная применимости логики Аристотеля видна на примере невозможности согласовать закон тождества и корпускулярно-волновой дуализм.
Психофизическая проблема как «предустановленная гармония»
Наличие связи между процессами происходящими в психике человека, и физиологическими процессами, происходящими в нервной системе, не вызывает сомнений. Трудность состоит в том, чтобы объяснить механизм этой связи. Психические явления – образы, мысли, желания – не обладают вещественными и энергетическими свойствами материи. Тем не менее, они вызывают в нашем теле материальные – физико-химические, физиологические изменения. Например, ребенок, слушая сказку о том, как волк пытался съесть красную шапочку, может испытать сильнейшее переживание, испугаться. Это переживание существует материально, т. к. может быть зафиксировано в виде изменяющихся физических характеристик организма, например, артериального давления. Каким же образом мысль воздействует на тело? Согласно Декарту, психические явления (мышление и воля) и явления телесные (мышечные движения) – это процессы, протекающие в двух принципиально различных субстанциях – идеальной и материальной. Однако в мозгу существует орган – шишковидная железа, где они вступают в контакт и благодаря этому воздействуют друг на друга. Лейбниц считал, что взаимодействие между душой и телом в принципе невозможно из-за их гетерогенности, т. е. принципиально различной природы. В силу своего вневременного и непространственного характера психические явления не могут быть причиной физических, и наоборот. Поэтом приходится считать, что психические и физические процессы протекают параллельно, будучи абсолютно независимыми друг от друга, а соответствие между ними достигается благодаря «предустановленной гармонии». Основанием для вывода о «предустановленной гармонии» являлось предположение о том, что душа как единство психических явлений существует объективно, как субстанция или вещь, независимая от материи. «Предустановленная гармония» все же кажется чем-то невероятным. Складывается впечатление, что это не ответ на вопрос, о связи психического и физического, а скорее уход от ответа. Откуда мы знаем, что процессы протекают параллельно. Что бы сделать такой вывод, надо встать над этими процессами, т. е. стать неизвестно чем.
Идеальное как интенциональность и рефлексия
Сознание не может быть пустым, не наполненным никаким содержанием. Оно всегда направлено на что-то такое, что в нем осознается и составляет его предмет. Эта направленность сознания называется интенциональностью. Интенциональность сознания предполагает не просто пассивное восприятие (отражение) внешних воздействий, а активную избирательную устремленность к тому, в чем субъект нуждается, к целям, которые обусловлены его потребностями. Образы, возникающие в сознании, - это не зеркальные, мертвые копии существующих вне сознания явлений. Сознание отражает мир не так, как зеркало или фотопленка. Абсолютизация идеального как чего-то субстанционально существующего не схватывает самого идеального как такового. Она схватывает результаты активности, нечто готовое. Но это «готовое» уже не есть идеальное. Здесь теряется активность - важная характеристика идеального. Представление о евклидовом пространстве как о и идеально, и объективно существующей субстанции было разрушено с появлением неевклидовых геометрий. Так что же, исчезло идеальное? Нет. Просто должно расширено толкование идеального. Идеальное – это не результат, а процесс. Воспринимая предмет, принадлежащий объективному миру, мы не просто отражаем его, но фиксируем внимание то на одной, то на другой его особенности, охватываем взглядом то отдельные стороны, то в целом. Получающийся в результате образ не есть зеркальное отражение, а представление, в формировании которого наравне с ощущениями значительную роль играют особенности внимание и прошлый опыт, чувства удовольствия или разочарования. Если даже «простые» ощущения и восприятия носят особый характер, то что же говорить таких о таких «вещах», как «страх», «решимость», «совесть», «вина», «забота». Ведь они не просто существуют, и порою совершенно отчетливо воспринимаются, но и, самое главное, определяют поведение человека. Вся сложность в понимании характера идеального в том, что человек обладает не только «отражающим», т. е. направленным на внешний мир, и воспринимающим собственную природу сознанием, но и самосознанием. Самосознание – это способность рефлектировать над собой, пытаться осмыслить собственные идеи, в т. ч. идею собственного «Я».
|