Аналогии отражения в неживой природе
Когда человек смотрит на объект, в его сознании возникает образ или отражение видимого. Иногда отраженный образ исчезает бесследно из сознания, а иногда запоминается. В неорганическом мире можно обнаружить аналоги таких свойств сознания, как способность отражать другие объекты и явления и запоминать их. Отражение - это свойство материальных систем или объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами или объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т. д. Практически все измерительные приборы базируются на использовании свойства отражения. Что касается памяти, то аналогичными свойствами обладает множество неорганических систем, состояние которых определяется внешним воздействием не только в данный, но и в предшествующий моменты времени (таковы, например, оказываются многие нелинейные системы). Так, смесь двух газов – кислорода и водорода – «прекрасно помнит», находилась ли она в непосредственном контакте с открытым огнем.
То, что сознание – это «активное» отражение не меняет существа дела. Почти любое отражение активное: твердый бетон отражают след ноги, но совершенно не так, как рыхлый песок. Активность отражения есть следствие разной природы отражающего и отражаемого. Только во всем одинаковые предметы отражаются одинаково. Например, два шара, имеющие одинаковую массу, плотность и импульс в случае соударения откатятся на равное расстояние. Если же масса шаров разная, то и последствия соударения или отражения для них будут различными. Вывод о том, что сознание – это отражение материи можно сделать и на основании того, что оно включает в себя знание, т. е. информацию. Информация есть уменьшение неопределенности в отношении чего-либо. Откуда берется эта определенность в сознании? Например, когда я вижу дом или стол – я вижу определенные предметы, которые обладают набором каких-то собственных, уникальных характеристик. Поэтому можно сказать, что определенность в сознании возникает в результате отражения другой определенности - природы. Сама природа не является хаосом, а наоборот представляет собой достаточно стройную систему отношений.
Аналогии отражения и мышления в живой природе
Сторонники единства материи как всеобщего, связанного и развивающегося единства ее физических, химических и биологических форм указывают на общность и, следовательно, генетическую связанность сознания человека и психики животных. Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т. е. способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения нервной системы и специализированных органов отражения. Например, способность двигаться по раздражениям присуща растениям: они способны обращаться в сторону источника питания – Солнца. Более совершенная форма отражения присуща животным, которые способны не только пассивно реагировать на раздражения, но и активно действовать в соответствии с мотивами, которые определяются их инстинктами. Если активность в ответ на раздражение предполагает обязательное присутствие объекта, вызывающего раздражение (пример с растением), то активность на основе мотивов уже не требует такого присутствия объекта. Отсутствие объекта компенсируется возможностью его поиска с целью удовлетворения инстинктивных потребностей. Но искать вообще нельзя, можно искать только что-то определенное. Из этого следует, что движущееся на основе инстинктов животное обладает также и воображением, ибо представляет что собственно оно хочет найти. Например, волк, когда голоден, знает, что он хочет поймать зайца, косулю и т. д. Рассуждая подобным образом, Шопенгауэр прямо делает вывод, что все животные, даже самые несовершенные, обладают рассудком: ибо все они имеют представление об объектах. Рассудок у всех животных и у всех людей один и то же, всюду имеет одну и ту же простую форму – познание причинности, переход от действия к причине и от причины к действию, и ничего больше. Только степени его остроты и пределы его познавательной сферы крайне разнообразны и расположены по многообразным ступеням, начиная с низшей, где интеллекта хватает только на то, чтобы от воздействия, испытываемого телом, сразу переходить к его причине и воспринимать ее как объект в пространстве, - и кончая высшими степенями познания причинной связи между одними представляемыми или мыслимыми объектами, познания, которое доходит до проникновения в самые сложные сочетания причин и действий в природе.
|