Студопедия — Диалектика, ее принципы и законы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диалектика, ее принципы и законы






 

Философы с давних времен пытались рассматривать мир в его единстве и целостности. Один из древнегреческих философов – Гераклит считал, что в мироздании нет ничего неподвижного, неизменного. Ему приписывается знаменитое изречение «все течет». Он уподоблял мир реке и говорил, что «в одну и ту же реку вступаем и не вступаем». В процессе изменения происходит переход вещи, явления в свою противоположность. «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Переходя друг в друга, противоположности становятся тождественными друг другу в своей основе. Гераклит говорит о всеобщей борьбе противоположностей. Борьба лежит в основе всего. «Война – отец всех и царь всех», «борьба всеобща, и все рождается благодаря борьбе и по необходимости» утверждает древнегреческий мыслитель. Но противоположности не только борются между собой, но и образуют единство, которое Гераклит раскрывает как гармонию, которая присуща всему миру. Таковы были первоначальные представления о диалектике.

Другой великий греческий философ Сократ изобрел метод, получивший название диалектики. Этот метод использовался для получения знаний и обнаружения истины. При этом Сократ пользовался двумя методами в ходе беседы: иронии и «майевтики» (повивальное искусство). Ирония – часть беседы, в которой вопросы призваны обнаружить проблематичность темы. Благодаря майевтике в разговоре рождалась истина. Сократ считал, что душа «беременна» истиной и ее нужно только высвободить. Первоначально под словом «диалектика» философы понимали искусство вести спор, диалог, в котором на основе противоборства мнений достигается истина. Позже это слово стали применять ко всем процессам, в которых происходит столкновение противоположностей и рождается что-то новое.

Диалектика интересует не только ученых, но и представителей искусства. Художник Веронезе выразил свое отношение к этому понятию в своей одноименной картине. Прекрасная молодая женщина держит в руках замысловатую паутину и рассматривает ее против света, как бы говоря: «Диалектика – прекрасная вещь, но в ее сетях можно запутаться». Аллегория Веронезе выражает эмоциональное отношение к диалектике как искусству выразительных хитросплетений.

Древние греки положили начало осмыслению того, что такое диалектика.

Важнейший этап связан с ее теоретической разработкой, который был сделан классической немецкой философией в ХVIII-ХIХ веках. Г. Гегель придал диалектике форму логически последовательного учения о всеобщих законах развития мысли. Гегель основой всего существующего считал «мировой разум», который он назвал Абсолютной идеей. Мировой разум мыслит, и логика его мышления ведет к образованию системы понятий, в соответствии с которой он создает природу, а затем и человека.

Система Гегеля включает три части: логику, философию природы и философию духа. Логика – наука о чистом мышлении, абстрактной идее, природа – внешняя реальность идеи. Философия духа включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе, т.е. об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании. На этой стадии происходит возвращение идеи к самой себе. Но поскольку у Гегеля развивается прежде всего мировой разум, то его диалектическое учение относится преимущественно именно к духовной реальности. А поскольку идея развития применяется к идеальному началу, то речь здесь идет об идеалистической диалектике. Гегель диалектику человеческого мышления выводит из саморазвития абсолютной идеи. Субъективная диалектика у него не является отражением объективного мира, а наоборот, последний представляет собой инобытие идеи.

Следующий важный этап в развитии теории диалектики связан с созданием К. Марксом и Ф. Энгельсом начиная с 1840-х годов материалистической диалектики. Важнейшая особенность марксистской философии состоит в том, что она представляет собой органическое единство материализма и диалектики. Ранее в домарксистской философии материализм был в основном метафизическим, а диалектика идеалистической. В противоположность Гегелю Маркс и Энгельс утверждали всеобщность диалектического процесса. Не только мышлению, но и природе и обществу присущи диалектические закономерности. В своих произведениях Энгельс показал, как проявляются законы и категории диалектики в неживой и живой природе, общественном развитии, духовном творчестве.

В настоящее время диалектика понимается как метод мышления, как система общих методологических принципов, согласно которым надо раскрывать единство противоположностей в явлениях, рассматривать явления в изменении, движении, развитии и взаимосвязи. Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

 

 
 


Диалектика – методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи.

 

 

В мире все взаимосвязано. Каждый объект представляет собой «клубок» множества причинных цепей. Все события в мире имеют свои причины. Утверждение, что в мире нет беспричинных явлений - это позиция, называемая детерминизмом. Она противостоит индетерминизму, т.е. концепции, отвергающей не только причинную обусловленность явлений, но и любые закономерности.

В более широком смысле под принципом детерминизма понимают учение о том, что в мире не существует незакономерных явлений, таких, которые бы не подчинялись какой бы то ни было закономерности. Не только движение планет по небесному своду подчиняется законам механики и можно предсказывать солнечные и лунные затмения, но даже простое бросание монеты тоже подчиняется законам теории вероятностей. Связи есть изменчивые и устойчивые, повторяющиеся и неповторяющиеся. Детерминизм характеризует повторяющиеся отношения (напр., закон отражения света). Угол отражения всегда равен углу падения независимо от характера падающего луча и химического состава поверхности.

Закономерности бывают динамические и статистические. Под динамической закономерностью понимается одно действительное состояние объекта, которое однозначно определяет его будущее состояние (напр., движение земли вокруг солнца). Статистическая закономерность имеет место тогда, когда начальное состояние объекта определяет его возможное состояние (напр., вероятность того, что монета выпадет одной или другой стороной равна 50%). Есть закономерности функционирования и развития материальной системы. В случае функционирования имеется круговорот повторяющихся качественных изменений (напр., обмен веществ в организме).

Говоря о развитии необходимо учитывать, что речь идет об изменении и эволюции открытых систем. В таких системах происходит рост уровня организации, при котором совершаются необратимые качественные преобразования, в результате которых она с течением времени все больше отклоняется от своего первоначального состояния. Поэтому при первом приближении можно сказать, что развитие – эволюция системы, связанная с усложнением ее организации. В широком значении понятие развития охватывает весь жизненный цикл системы (и в этом случае говорят о восходящем и нисходящем ее развитии). А под развитием в узком значении понимают только восходящую ветвь.

Возможно определить развитие как необратимое качественное изменение объекта. Встречаются три варианта качественных изменений:

1) переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другой объект с другим качеством той же степени сложности (одноплоскостное развитие),

2) переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другой объект с качественным состоянием меньшей сложности (регресс),

3) переход объекта из качественного состояния меньшей сложности в другой объект с качественным состоянием большей степени сложности (прогресс).

Например, переход воды в лед – одноплоскостное развитие. Разложение воды на более простые составные части - регресс. Превращение газов (водород и кислород) в воду есть прогресс. В мире природы все эти процессы легко проследить и проанализировать. Но как быть с общественными изменениями? Что там считать прогрессом, а что регрессом? Ведь в социальных системах все зависит от того, насколько близко мы подошли к цели, поставленной человеком. То, что способствует достижению целей и идеалов – то прогрессивно, а что нет – то регрессивно. Но это все оценки, даваемые людьми, происходящим в обществе изменениям. Следовательно, они субъективны.

Размышления различных философов над закономерностями изменения объектов привели их к выводу о существовании трех законов диалектики.

 
 


ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ:

Закон перехода количества в качество

Закон отрицания отрицания

Закон единства и борьбы противоположностей

 

Каждый закон раскрывает одну из сторон развития материальных объектов:

1)как происходит развитие?

2)в каком направлении идет развитие?

3) почему это развитие происходит? в чем источник развития?

Рассмотрим первый закон диалектики. Для этого выясним, что такое качество и количество.

Охарактеризовать вещь с качественной стороны – значит указать на ее свойства. Их можно обнаружить, наблюдая за взаимодействием данного объекта с другими. В отношении к одним объектам он проявляет одни свойства, а в отношении к другим - другие. В разных отношениях он выступает в разном качестве. Например, студент в аудитории на занятии и на дискотеке обнаруживает разные качества своей личности.

Каждая вещь обладает множеством свойств. Но в основе свойств лежит некая основа, называемая субстратом (от лат. substratum - основа, подкладка). Таким субстратом является состав вещи, ее устройство. Так, например, сахар обладает свойством растворимости. Субстратом свойств сахара является его химический состав.

Отсюда следует, что качество вещи определяется свойствами и субстратом.

 

 
 


Качество – характеристика явления, определяемая его свойствами и субстратом.

 

 
 


С количественной стороной предметов мы имеем дело постоянно. Основными способами познания количества являются счет и измерение. Еще Аристотель писал: «Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина – если измеримо. Множеством же называется то, что в возможности делимо на части не непрерывные, а величиной – на части непрерывные».(1., с.164.) Путем счета определяются множества элементов, взаимодействий, свойств объекта. С помощью измерения определяются величины, характеризующие его (например, масса, температура). Соответственно, в количестве различаются два противоположных момента – множество и величина. Результаты счета и измерения выражаются в числах. Количественное изменение – это изменение множеств и величин, определяющих его, их увеличение или уменьшение.

 

 
 


Количество – совокупность множеств и величин, характеризующих вещь или процесс.

 
 

 


Диалектический синтез качества и количества выражается категорией меры. Содержание этой категории характеризует взаимосвязь между качественной и количественной определенностью явлений. Всякое явление может сохранять свою качественную определенность при больших или меньших значениях его количественных характеристик. Но допускаемые данным качеством их колебания имеют определенные границы. Выход количественных изменений за эти границы приводит к уничтожению данного качества. Так происходит преобразование химических элементов. Изменение числа атомов в молекулах вещества приводит к скачкообразным качественным изменениям (например, уголь превращается в алмаз, и наоборот). Переход воды из жидкого состояния в твердое или газообразное свидетельствует о наличии интервала, при котором вода находится в жидком состоянии.

 


Мера – это интервал, в границах которого количественные изменения происходят при сохранении данного качества.

 


Таким образом, мы постоянно встречаемся с взаимопереходом количественных и качественных изменений. Изменения, происходящие в мире – это вечный процесс. Процесс изменения явлений, присущий природе и обществу и представляющий собой единство изменчивости и устойчивости, есть движение. При этом движение понимается не только как перемещение в пространства, а как любая развертывающаяся в пространстве и времени последовательность качественных и количественных изменений.

 


Закон перехода количества в качество:

в процессе движения количественные изменения, накапливаясь и достигая границ меры, переходят в качественные.

 


В развитии систем проявляется закономерность, которую Гегель назвал «законом отрицания отрицания». Под отрицанием понимается имеющий место в процессе развития системы переход ее из одного состояния в другое.

Для отрицания характерны три момента: 1) исчезает что-то старое; 2) появляется что-то новое; 3) что-то из старого сохраняется и переносится в новое. Развитие системы осуществляется через ряд последовательных отрицаний. В процессе первого отрицания система переходит от начального состояния к иному, качественно новому состоянию. Но, с другой стороны, это новое состояние оказывается в чем-то сходным с начальным. Закон отрицания отрицания выражает тот факт, что в развитии наблюдается преемственность: какие-то черты, свойственные начальной стадии развития и затем в ходе ее отрицания исчезающие, в результате второго отрицания вновь воскрешаются. Значит, конечная ступень цикла развития синтезирует в себе положительное содержание предыдущих его ступеней. Великий немецкий философ Гегель описывал цикл развития в виде триады: первая ступень – тезис, вторая – антитезис, третья – синтез. Например, искусство может в своем развитии проходить следующие этапы: классический, модернизм, постмодернизм. Вся история живописи распадается на несколько триад. Например, на смену Возрождению пришел стиль барокко, а затем классицизм. На смену романтизму пришел реализм, который сменился символизмом. В истории общества намечаются следующие этапы. На ранней ступени формирования капитализма в эпоху первоначального накопления капитализм принял монополистическую форму, которая исключала свободную конкуренцию между отдельными капиталистами. В XVIII-XIX веках на смену ранней монополии приходит свободная конкуренция, при которой каждый капиталист уже не договариваются относительно цен с другими, а сам устанавливает свою цену. Зрелый капитализм привел к образованию множества монополий, которые вступили в конкурентную борьбу между собой. Произошел синтез противоположностей, т.е. возврат к монополии, но на базе свободной конкуренции. Весь цикл развития через отрицание отрицания приводит к тому, что на конечной ступени этого цикла объект предстает как более богатое, более сложно организованное целое, чем на предыдущих ступенях. Стало быть, развитие идет поступательно, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Этот закон вскрывает наличие двух противоположных тенденций в развитии объектов: одна направлена назад, к повторению пройденного, другая – вперед, на новый, высший уровень. Взаимодействие указанных тенденций определяет «траекторию» процесса развития: он идет не по прямой и не по кругу, а по спирали.


Закон отрицания отрицания:

В результате отрицания отрицания система переходит к качественно новому состоянию, в котором воспроизводятся некоторые черты ее начального состояния.

 


Этот закон ответил на вопрос о направленности развития, но не на вопрос о причинах развития. Внутренний источник развития раскрывает закон единства и борьбы противоположностей. Любой объект в мире сочетает в себе множество различных сторон и свойств, которые в процессе познания надо выделять и изучать по отдельности. Нельзя выхватывать отдельные моменты, что может привести к искажению реальной картины.

Чтобы избежать неполноты и односторонности, важно выделять в объекте не просто различные, а противоположные стороны, т.е. такие, которые противоречат друг другу. Противоречие – это крайняя степень различия. Противоположности – это взаимно отрицающие друг друга моменты, стороны, тенденции развития явлений (добро и зло, циклоны и антициклоны, частицы и античастицы, любовь и ненависть, истина и ложь). В любом объекте есть противоположности (например, в атоме положительно и отрицательно заряженные частицы). Единство противоположностей, т.е. их совмещение в одном объекте, порождает их борьбу. Соотношение противоположностей, предполагающее их единство и борьбу, называется диалектическим противоречием.


Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что всем объектам свойственны диалектические противоречия, а эти противоречия являются источником их изменения и развития.


 

Открытия последних десятилетий повлекли за собой создание новой науки - синергетики (т.е. учение о самоорганизации природных и социальных объектов). Традиционная теория (диалектическая концепция Гегеля и Маркса) рассматривала развитие как процесс перехода от одного порядка к другому. Хаос при этом или вообще не учитывался или рассматривался как побочный продукт закономерного перехода от порядка одного типа к порядку другого типа. Для синергетики характерно представление о хаосе как о таком же закономерном этапе развития, что и порядок. Причем, в отличие от древних наивных представлений о рождении «космоса» (порядка) из первичного хаоса и о последующем превращении этого «космоса» снова в хаос, синергетика рассматривает процесс развития как закономерное и многократное чередование хаоса и порядка. Причем хаос обладает не только разрушительной, но и творческой способностью рождать новый порядок.

Факты развития природы и общества показывают, что процесс развития является поступательным, но не прямолинейным механическим восхождением, а циклическим процессом развития от простых объектов к более сложным, от порядка и устойчивости к беспорядку, хаосу, который опять рождает новый порядок и устойчивость, но более высокого уровня.

Классическое учение о развитии, которое называется диалектикой, подверглось обобщению. Возникла более общая теория развития, т.е. синергетика. Она не отрицает классической диалектики, а включает ее в себя как частный случай. Понятие развития оказывается частным случаем понятия самоорганизации.

Цитируемая литература:

Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т 1.

 

? Контрольные вопросы:

1. В чем особенность понимания диалектики в древнегреческой философии?

2. В чем отличается диалектика Гегеля от диалектики Маркса?

3. На какие вопросы отвечают законы диалектики?

4. Какой закон диалектики объясняет источник движения?

5. Что такое динамические и статистические закономерности?

Темы докладов и рефератов:

1. Элеаты о бытии и движении.

2. Диалектика Гегеля.

3. Диалектика познания.

4. Диалектика мифа.

5. Законы диалектики.

6. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

7. Исторические формы диалектики.

8. Диалектика и синергетика.

 

Литература:

1. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. СПб., 2003.

2. Гегель. Феноменология духа. М. 2000.

3. Гегель. Наука логики. М.1999.

4. Гегель. Лекции по истории философии. СПб. 1999.

5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. СПб. 2002.

6. Немецкая классическая философия. М. 2000.

7. Рассел Б. Проблемы философии. Новосибирск. 2001.

8. Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К. и Энгельс Ф.Сочинения. Изд. 2-е, т.20. М. Политиздат.1961.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2915. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия