Философские проблемы культуры: человек как творец и творение культуры
Существование и функционирование общества неотделимо от культуры, которая пронизывает и «цементирует» все его элементы. Содержание понятия «культура» настолько сложно и многогранно, что его невозможно исчерпать кратким определением. Существуют различные подходы, направленные на выявление его смысла. При аксиологическом подходе культура рассматривается как система ценностей, свойственная тому или иному обществу. Гуманитарный подход трактует культуру как способ саморазвития человека. При символическом (или семиотическом) культура раскрывается как система символов или знаков. При деятельном подходе культура выступает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, как совокупность средств и результатов деятельности человека. Слово «культура» происходит от латинского «cultura», что означает «возделывание», «обработка». Впервые оно появилось в Древнем Риме, где под культурой понимались изменения в природе, происходящие под воздействием человека, в отличие от изменений, происходящих естественным порядком. Культура, таким образом, связывалась с возделыванием природы как среды обитания человека. Значение этого слова постепенно менялось и расширялось. В I веке до нашей эры римский философ Цицерон своей фразой «философия есть культура души» вносит в него новый смысл, имея при этом в виду, что философия культивирует душу человека, подобно тому, как мотыга или плуг – землю. При такой трактовке культура тесно связывается с духовностью человека и нередко ассоциируется с просвещением, образованием, воспитанностью, то есть с культурностью. Но культуру нельзя ограничить только духовной сферой. Жизнь человека немыслима и без производства материальных вещей, совокупность которых составляет материальную культуру. В XVII веке в немецкой просветительской мысли наметилось обобщенное понимание культуры как включающей в себя результаты материальной и духовной деятельности человека; все, что им создано. Впервые в этом смысле слово культура было использовано немецким философом С.Пуффендорфом. Исходя из данного общефилософского подхода к культуре, ее во многом противопоставляют природе. Культура при этом рассматривается как созданная, искусственная среда, природа – как естественная. Существует и более «узкое» понимание культуры, где она выступает как совокупность ценностей, убеждений, смыслов, норм поведения, присущих людям или их сообществам. Культура в данном случае будет совпадать со сферой духовного творчества. Каждое общество создает свою культуру, которая передается из поколения в поколение, и в результате возникает множество культур.
|