Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 11. Основные проблемы гносеологии




 

 

1. Понятие знания. Знание и информация. Виды познания.

2. Проблема познаваемости мира.

3. Познавательные способности человека. Формы чувственного и логического познания.

4. Понятие истины. Свойства истины. Проблема критериев истины.

 

 

До появления философии люди не задумывались о том, каким образом они получают знания о мире и почему этим знаниям можно доверять. Знание было частью практической


деятельности человека и ее второстепенным результатом. Затем знание начинает осознаваться как ценность, возникает необходимость фиксировать знание, накапливать, передавать другим, отличать истинное знание от лжи, заблуждения. В результате происходит выделение познавательной деятельности из других видов деятельности, появляется особая категория людей – мудрецов, философов и особая теория познания – гносеология, где ставится главный вопрос: каким образом и какими средствами, до какой степени мы можем прийти не просто к некоторому мнению, а получить истинное знание мира вещей вокруг нас.

Исходным понятием гносеологии как учения о познании является понятие знания. Что же такое знание? Знание– это индивидуальный и общественный опыт, передающийся посредством языка (знаков), имеющий значение, представляющий положительную или отрицательную ценность, требующий понимания умом, обладающий количественной и качественной характеристикой (интеллектом и мудростью)40.

Вот более краткое определение. Знание– система символов, определенным образом представляющих реальность в мышлении человека.

Понятие знания не стоит путать с понятием информация. Материя на всех уровнях своей организации обладает свойством отражения, которое развивается в процессе ее эволюции, становясь все более сложным и многокачественным. Под отражением понимается процесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, сохраняя при этом след взаимодействия. Отражение как результат взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название информации, понимаемой как содержание процесса отражения. Существуют 3 концепции информации:

1. С точки зрения атрибутивной концепции информации как отраженного разнообразия предметов по отношению друг к другу, информация носит всеобщий характер, выступает содержанием отражательного процесса как в живой, так и в неживой природе.

2. Коммуникативная концепция информации как передачи сведений, сообщений от одних людей другим была наиболее популярной в связи с обыденно-практическим смыслом термина и сохранялась до середины 20-х годов нашего столетия. В 1948 году К. Шеннон разработал математическую теорию информации. Под информацией стали понимать те передаваемые людьми друг другу сообщения, которые уменьшают неопределенность у получателя.

 

40 Сабиров В. Ш., Соина О.С. Философия в конспективном изложении. Новосибирск, 2009.


3. С появлением кибернетики как науки об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах оформилась функциональная концепция информации как содержание отражения в саморазвивающихся и самоуправляемых системах. В контексте функционального подхода к природе информации принципиально по-новому ставится и решается проблема информационной природы человеческого сознания.

Наиболее простой уровень отражения, присущий живой материи, проявляется в форме раздражимости. Раздражимость представляет собой способность организма к простейшим ответным реакциям на воздействие среды. Это уже избирательное реагирование живого на внешние воздействия. Данная форма отражения не пассивно воспринимает информацию, а активно соотносит результат реакции с потребностями организма.

Возникновение совокупности рецепторов существенно обогащает информационное содержание отражения окружающего мира. Этот уровень развития отражения определяют как чувственное отражение. Ему присуща способность отражать отдельные свойства внешней среды. Возникновение ощущений связано с появлением элементарных форм психики, что дает новый толчок эволюции живого.

С возникновением особого центра нервной системы – мозга, информационный объем отражения выходит на новый качественный уровень. Уже у позвоночных возникает восприятие

– способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих внешних раздражителей, создавать целостный образ ситуации. Появляется индивидуальное поведение, основанное на индивидуальном опыте, на условных рефлексах, в отличие от интуитивного поведения, основанного на безусловных рефлексах. Формируется сложная психическая форма отражения, доступная высокоорганизованным млекопитающим. Психическая форма отражения характеризуется не только значительно большим богатством отражения явлений, но и более активным «присутствием» в процессе отражения отражающего. Здесь существенно возрастает избирательность отражения, концентрация и выборка объекта отражения или даже его отдельных свойств и признаков. Причем эта избирательность задается не только биофизической актуальностью для отражающего тех или иных свойств и признаков, но и эмоционально-психической предпочтительностью.

Таким образом, при взаимодействии различных материальных систем происходит отражение, то есть какой-то объект получает качества, свойства отражаемого тела. Это изоморфное (структуроподобное) отображение какой-то стороны предмета, например след от лапы животного на песке. Любое отражение – это информация. Материальное средство, с помощью которого передается информация, является сигналом. Одним из важных аспектов взаимодействия живых организмов с внешней средой является получение ими информации об


окружающей среде. Эта способность – фундаментальное свойство живой материи. Итак, информация – способ существования и средство, активизирующее деятельность сложных динамических систем или кибернетических систем, обладающих способностью само регуляции и управления. Кибернетическими системами являются растения, животные, некоторые машины и человек41.

С понятием информации не связана осмысленность, хотя она может быть и осмысленной. Для восприятия и использования информации не обязательно наличие сознания и тем более ума. Информация часто неотделима от определенного материального носителя, знание же всегда идеально. Знание связано с сознанием. Психическая форма отражения, возникшая за раздражимостью и чувственным отражением, характеризуется не только значительно большим богатством отражения явлений, но и более активным «присутствием» в процессе отражения отражающего. Тем не менее какими бы сложными ни были психические реакции животных на внешний мир, какими бы осмысленными ни казались их действия, сознанием, способностью мыслить животные не обладают. Вне мозга, способного вырабатывать информацию не только для приспособления к действительности, но и к ее преобразованию, сознание не возникает. Отсюда сознание представляет более высокий уровень отражения, связанный с качественно новым уровнем организации материального мира - обществом, социальной формой бытия.

Процесс приобретения знаний называют познанием. Если в процессе познания происходит передача общественного опыта в индивидуальный, то такое познание называют обучением. Познание, в результате которого продуцируется новое знание, может быть охарактеризовано как исследование. Познание не есть копирование внешней познаваемой реальности, но внесение смысла в реальность, создание идеальных моделей, позволяющих направлять деятельность и общение и приводить в систему состояния сознания.

Исследование познавательной деятельности историками науки позволило сделать вывод о том, что развитие знания в процессе познания идет нелинейно, то есть знание развивается не просто за счет перехода от незнания к знанию или от меньшего знания к большему. Развитие знания идет за счет первоначального создания целостных систем знания, которые затем

 

41 Кибернетика (с греческого – искусство управления) – наука об общих чертах процессов и система управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях. Впервые принципы кибернетики изложены Винером. Одной из центральных проблем кибернетики является вопрос о структуре самоорганизующихся систем. Наиболее совершенные из самоорганизующихся систем сформированы эволюционным процессом в живой природе. Поэтому кибернетика использует аналогию между функциями живых организмов и технических устройствах. Значение науки в настоящее время обнаруживается в свете тех возможностей, которые она открывает для автоматизации производства и всех видов формализуемого умственного человеческого труда, для исследования методом моделирования биологических систем управления и регуляции, для создания нового типа медицинской аппаратуры и т.д.


разделяются по типам знания (опыт, магия, миф, искусство, религия, право, философия, мораль, идеология, наука). Периодически происходит смена одних систем знания на другие. Типы знания развиваются неравномерно, но в каждом из них есть области, решающие примерно одни и те же задачи: практические, регулятивные, объяснительные, критические, поисково- исследовательские.

Понимание знания как системы символов, представляющих реальность в мышлении человека, позволяет решить многие вопросы, например: почему изменяется научное знание? откуда берутся знания? и др.

В структурном плане можно говорить о существовании нескольких видов познания:

1) обыденное познание осуществляется в рамках повседневной жизни;

2) мифологическое познание происходит через миф. Миф – «развернутое магическое имя», по А.Ф. Лосеву. Мифы могут быть национально-культурными, профессиональными и личностными;

3) художественное познание происходит через художественные образы и символы;

4) философское познание – это рефлексия, т.е. осмысление предельных оснований всего сущего, основанное на диалоге мыслителей друг с другом;

5) религиозное познание или откровение – непосредственное созерцание религиозным подвижником сверхчувственной реальности. Его переживают особо одаренные люди, подвижники веры;

6) научное познание.

 

 

В философии существует проблема познаваемости мира. Вопрос о познаваемости мира заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности. Существует несколько точек зрения на данную проблему.

Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности предметов и явлений, закономерности природы и общества. Ранней формой агностицизма был скептицизм.

Скептицизм – это учение, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. Основоположником скептицизма является Пиррон (ок. 365-275 г.г. до н.э.). Продолжая традицию софистов, первые скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий, например обстоятельств жизни, состояние органов чувств, влияние традиций, привычек и т.д.

Элементы агностицизма есть в релятивизме. Релятивизм – это учение, признающее относительность всех знаний человека о мире и их условность, отрицающее общезначимость


знаний. По мнению релятивистов, в наших знаниях не отражается объективный мир. Например, софист Протагор учил «нет ничего истинного, как нет ничего ложного».

Крайний скептицизм во многом близок агностицизму. Выразителем крайнего скептицизма является философия Д.Юма. Юм ставил под сомнение существование самой действительности. В отличие от Юма немецкий философ И. Кант признавал наличие объективного мира («вещей в себе»), но считал непознаваемой сущность мира.

Позиции Канта близок И.П. Мюллер (1801-1858). Физиологический идеализм Мюллера основан на признании того, что человек «знает только данности своих чувств». Эта точка зрения имеет место, если вспомнить, что цвет – результат воздействия электромагнитных волн, которые сами по себе бесцветны.

Следующая точка зрения – конвенционализм. Он возник на рубеже 19-20 в.в. Это философское учение, согласно которому научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными. Эти идеи развивали А. Пуанкаре, К. Поппер, П. Фейерабенд и др.

Позиция, основанная на признании того, что человек в конечном итоге может получить полное, истинное знание о мире, отражена в концепции «гносеологический оптимизм». Эту позицию представляют Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, представители марксистской философии и т.д. Однако следует помнить, что процесс познания – сложный процесс, не всегда дающий оптимистическое решение и восприятие мира. Еще древние говорили: «Познание умножает скорбь» (Екклесиаст), Зенон приводил притчу о большом и малом круге знаний. А известный индийский писатель, поэт Р. Тагор писал: «Разум человека подобен лампе, чем ярче свет, тем гуще тень сомнений».

 

 

Современная наука придерживается той точки зрения, что человек может получить истинное знание о мире, его познание мира достоверно. С помощью каких способностей человек познает мир? В процессе познания человек использует несколько познавательных способностей: органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), мышление (рассудок и разум), внимание, воображение, память и интуицию. Ведущими способностями являются чувственно-сенситивная (познаем через органы чувств) и абстрактно-мысленная (познаем при помощи рассудка и разума) способности познания, которым соответствуют чувственная и абстрактная (логическая) ступени познания.

Чувственное познание основано на способности человека получать информацию при помощи органов чувств. Чувственное познание включает в себя 3 формы познания:


1. Ощущение – простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Ощущение возникает под влиянием внешних раздражителей, действующих на наши органы чувств.

2. Восприятие – целостный образ, отражающий внешние характеристики предметов и процессов мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

3. Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.

Благодаря работам И. Канта и исследованиям психологов, мы знаем, что уже на ступени чувственного познания мы используем не только органы чувств, но и мышление. Особенности наших чувственных восприятий формируются в процессе воспитания с рождения. Человек должен стремиться к богатству ощущений и восприятий, от этого зависит полнота его духовной жизни. Органы чувств должны развиваться в плане очеловечивания (необходимо развивать чувство красоты, музыкальное ухо, т.е. слух, эстетический вкус, «человечность чувств»).

Абстрактное познание основано на способности фиксировать общие признаки вещей, анализировать, сопоставлять представления, синтезировать их и т.д. Этот процесс делят на:

Ø рассудочный уровень – уровень, ограниченный здравым смыслом, логическая способность, проявляющаяся в оперировании понятиями, составлении суждений, умозаключений и рассуждений;

Ø разумный уровень, связанный с продуцированием идей, получением нового знания. Это творческая способность создавать принципиально новое знание и постигать глубинную сущность реальности.

Необходимо отличать понятия «рассудок», «разум» и «ум». Ум (интеллект) – способность получать, хранить, перерабатывать информацию, вырабатывать новое знание, т.е. это интеллектуальная деятельность. Ум имеет свои уровни – рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, систематизировать факты. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Логика рассудка – формальная логика.

Разум – высший уровень мышления. Это диалектическое мышление. Главная задача разума – объединение многообразного (вплоть до синтеза противоположностей) и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектика.

Интересное понимание разума дает Н. Бердяев. Он пишет, что разум не только гносеологическое, но и онтологическое понятие. Разум действует и в субъективной действительности мышления, и в объективной действительности бытия. В онтологическом


значении разум – положительный смысл бытия, его верховный центр, источник и цель бытия. Он отождествляет разум и Logos. Под именем Logos выступает в русской философии, как известно, Иисус Христос.

Разумное содержание процесса мышления облекается в исторически выработанные логические формы. Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятие, суждение, умозаключение42.

Наиболее общие понятия - это философские категории. Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов ("атом", "водород" и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов ("экономические отношения", "элементарные частицы" и др.). Суждение - это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным ("Париж стоит на Сене") либо ложным ("Ростов - столица России"). Классический пример умозаключения: 1. Все люди смертны (посылка). 2. Сократ - человек (обосновывающее знание). 3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).

Абстрактное и чувственное познание тесно взаимосвязаны. Они не существуют отдельно и независимо друг от друга.

Остановимся еще на одной важной способности человека - интуиции. Интуиция– способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Для интуиции характерно: неожиданность, неосознанность путей и средств решения задачи, непосредственность знания (т.е. она не опирается на логические доказательства).

Существует несколько видов интуиции. Издавна интуицию делят на чувственную и интеллектуальную интуицию. Н.О. Лосский, русский философ, различает также мистическую интуицию.

В зависимости от специфики деятельности субъекта различают техническую, научную, обыденную, врачебную, художественную и т.д.

По характеру новизны интуиция бывает стандартизованной и эвристической (творческой). Стандартизованная интуиция предполагает определенные схемы решения. Эвристическая интуиция связана с формированием нового знания. Она обусловлена дискурсивным (логическим) познанием. Дискурсивное познание выступает условием появления интуиции, т.е. для появления интуиции необходимы какие-то предпосылки. Например, к теории относительности подводили многие исследования, А. Пуанкаре «чуть не открыл» эту теорию, однако никакая сила интуиции даже самого могучего гения не могла привести к открытию этой

 

42 См.: раздел 1, глава 2.


теории в Др. Египте. Кроме того, дискурсивное дополняет уже свершившуюся интуицию, следует за ней для подтверждения интуиции или ее опровержения, поскольку интуиция носит вероятностный характер.

В свою очередь эвристическая интуиция может быть эйдетической или образной, например возникновение представления у Кекуле молекулы бензола, и концептуальной, например понятие нейтрино у Паули.

 

 

Проблема истины является краеугольной проблемой философского знания. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее.

Первые попытки исследования этой проблемы были предприняты Платоном и Аристотелем. Именно тогда были сформулированы 2 основных подхода к истине: онтологический (философия Платона, затем христианская философия и др.) и гносеологический (философия Аристотеля, новоевропейская философия и др.).

В истории философии было предложено множество гносеологических концепций понимания истины:

1) корреспондентная теория истины (истина как соответствие знаний действительности), в ее основе лежит идея соответствия между фактами и высказываниями об этих фактах;

2) истина как опытная подтверждаемость;

3) прагматическая теория истины: истина как успешность, полезность;

4) как соглашение.

Традиционное определение истины основано на принципе соответствия знания объекту. Истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания субъекта.

Рассмотрим основные характеристики истины в русле гносеологизма.

Первый и исходный признак истины – объективность, то есть конечная обусловленность истины реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца). Истина не есть свойство материальных объектов (например, "дом есть истина"), а характеристика знаний о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме. Истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.).


Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины – это призрак, поскольку любой объект неисчерпаем. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Они являются относительными, т.е. истинами, которые нуждаются в дальнейшем развитии, углублении, уточнении. Относительная истина – это ограниченно верное знание о чем-либо. Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов. Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут. Во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "Птицы имеют клюв", "Люди смертны" и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Истинность или ложность суждения невозможно установить без знания условий, в которых они сформулированы. Например, суждение «вода кипит при 100 градусах по Цельсию» истинно при условии, что речь идет об обычной воде и нормальном давлении. Таким образом, нужно помнить о принципе конкретности истины. «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна», - говорил в свое время Гегель. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод - в заблуждение. Даже такая простая истина как положение о том, что "сумма внутренних углов треугольника равна 2d" истинно лишь для Евклидовой геометрии и становится заблуждением за ее пределами, например, в геометрии Лобачевского-Римана.

Что же помогает отличать истинное знание от заблуждения или ото лжи? В чем заключается критерий истинности?


В истории философии существовало несколько точек зрения на эту проблему. Философы разных времен предлагали свои критерии, например Р. Декарт, Г. Лейбниц – ясность и отчетливость мыслимого; некоторые предлагали критерий общезначимости (т.е. соответствие мнению большинства), успешности; Э.Мах и Р. Авенариус считали, что истинно то, что мыслится экономно и т.д.

В каждом виде познания есть свой критерий истинности знания или мерило достоверности того или иного знания. В обыденной жизни человек чаще всего пользуется таким критерием как практическая польза. В мифологическом, религиозном или философском познании, говоря об истинности знания, следует, вероятно, подразумевать конструктивность мифа, веры или философской позиции. В художественном познании вопрос об истине – это вопрос о правде искусства. Критерием правдивости искусства является то воздействие, которое оказывает художественное произведение на читателя, слушателя и т.д. Истина в науке – это соответствие позитивных знаний действительности. Здесь мерилом достоверности являются и логика, и эксперимент, и моделирование. Все эти критерии можно объединить, назвав одним словом - практика.

Практика – это целенаправленная материально-преобразовательная деятельность общественного субъекта, проще говоря – повторяющийся процесс использования знаний обществом. Практика является одновременно и источником знания, и сферой приложения знания, т.е. целью познания, и мерилом проверки истинности результатов познания. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, т.е. результативно осуществлено в практике. Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии в частности. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Практика - специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде ("вторая природа"). Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность.

Перечислим важнейшие формы практики:

1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей.


2) Социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.).

3) Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира (в том числе и социальный эксперимент).

Основные функции практики в процессе познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.п. Однако, не всегда открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно "по заказу" практики.

2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она "пронизывает" все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями обусловливается - в конечном счете - задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным.

3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве "руководства для действия" по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Однако нельзя забывать, что существует знание, которое практика не может полностью подтвердить или опровергнуть. Поэтому следует учитывать, что практика является и абсолютным, и относительным критерием истинности.


Вопросы для самопроверки:

1. Всякая ли человеческая деятельность относится к практике? Рассмотрите с этой точки зрения следующие виды деятельности: воспитание, изобретательство, идеологическая борьба, художественная самодеятельность, художественное творчество, научный поиск, война, религиозные обряды, обучение.

2. Что является критерием истинного знания – практика или опыт? Как соотносятся понятия

«практика» и «опыт»?

3. Приведите пример, раскрывающий абсолютный и относительный характер истины.

4. Почему абстрактное мышление - это качественно высшая ступень познания по отношению к чувственному отражению?

5. Кто-то рекомендует своему другу лекарство, помогающее от артрита, а друг отвечает: «Это может быть верно для тебя, но неверно для меня. У меня артрит, я принимал это лекарство, и оно мне не помогло». Какой вывод можно сделать из этой ситуации? Должны ли мы сделать вывод о том, что объективной истины не существует, что все истины относительны?

6. Определите, к каким философским течениям относятся следующие высказывания: а) чувственный опыт человека – источник знания, связывающий человека с внешним миром; б) каждый отдельный познавательный акт непосредственно начинается с опыта; в) знания наследуются в биологическом смысле; г) знания передаются от одного поколения людей к другому.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2156. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия