Лекция 9. Онтологическая проблематика
1. Понятие бытия. Виды бытия. Вопрос о единстве мира. 2. Проблема бытия в истории философии. 3. Понятие материи. Свойства и формы существования материи. 4. Синергетический подход к материи в постнеклассической картине мира.
Одной из важнейших проблем философии остается проблема философского понимания мира, существования. Онтология и есть учение о мире, о бытии. Бытие – философская категория, обозначающая все существующее в мире. Синонимами этого слова являются «сущее» и «реальность», «действительность». Сущность философского понимания мира раскрывается через содержание понятий «бытие», «материя», «сознание». Особенности трактовки данных категорий определяют специфику тех или иных философских учений. Вопрос о бытии включает в себя не только вопрос о том, что есть бытие, как оно возникло, развивается, как влияет на нашу жизнь, но и то, благодаря чему бытие существует как единое целое, т.е. вопрос о первооснове бытия. Есть ли Высшпя реальность? Какова природа Высшей реальности? Если мы обязаны своим существованием Высшей реальности, то в каком отношении мы к ней стоим и т.д.? В этом плане онтология соприкасается с метафизикой35, предполагающей в качестве такой основы некое сверхчувственное начало. Кроме того, проблема бытия, реальности чего-либо – это фундаментальная и мировоззренческая, и методологическая проблема. Как узнать, существует тот или иной объект? Где критерий реальности? Ведь критерий реальности несводим к чувственной достоверности. Попробуйте ответить на эти вопросы, и вы увидите, что они не так просты. Бытие предстает человеку в виде многообразия форм и типов реальности. В религиозной философии мы имеем реальность творящую и тварную. В философии неопозитивизма, в частности К. Поппера, мы видим расчленение бытия на 3 уровня – материальное бытие, мир психики как субъективное бытие, мир объективного духа, то есть надличностного сознания. Можно говорить о механическом, физическом, химическом, геологическом, биологическом,
35 Метафизика (мета с греческого яз. – сверх, над) – сверхчувственная реальность, лежащая за пределами опыта, эксперимента; метод познания, противоположный диалектике. социальном, духовном типах бытия. В рамках этих типов можно говорить о бытии конкретных вещей, предметов. Духовная реальность связана с интеллектуальной деятельности. Все феномены сознания, и личного, и общественного, обладают бытийным смыслом. Таблица умножения, к примеру, - это реальность духовно-символическая, знаковая. В диалектико-материалистической философии, долгое время господствовавшей в нашей стране (более 70 лет), закрепилось представление о бытии как категории, служащей для обозначения всего, что существует. Понятие «бытие» охватывает 2 вида бытия - материальное и духовное. К основным формам бытия относят: а) бытие вещей и состояний природы; б) бытие общества; в) бытие человека; г) духовное бытие, включающее индивидуализированное и внеиндивидуализированное бытие. Как было сказано выше, одной из составных частей проблемы бытия является вопрос о единстве мира. Окружающий мир качественно многообразен в своих конкретных проявлениях. Но уже в древнегреческой философии была поставлена проблема единства мира, вопрос об основе, объединяющей разнокачественные явления действительности в одно целое, т.е. вопрос о субстанции. Как правило, при разработке картины мира философы исходили из одной первоосновы: материя или дух. В результате возникали монистические философские учения – материализм и идеализм. Материализм – философское направление, представители которого первоначало бытия видят в чем-то материальном, в материи. В материализме материя выступает как субстанция лишь по отношению к конкретным формам своего существования, связям, свойствам, включая и сознание. Однако такой взгляд на материю возник не сразу. В философии Нового времени материя как субстанция существовала прежде и наряду с конкретными явлениями. Характерным для учений Нового времени является признание существования субстанции как неизменного и неуничтожимого субстрата бытия, его первоосновы и ее акциденций (различных свойств). При этом философы расходятся в определении числа субстанций. Р. Декарт учил, что мир сконструирован из 2 первооснов-субстанций: телесной и духовной, которые сотворены Богом. Нидерландский мыслитель Б. Спиноза писал об одной первооснове – Боге, разворачивающемся в природу. Немецкий философ Г. Лейбниц полагал, что каждая вещь имеет свою субстанцию, которую он назвал монада (единое). У французских материалистов в качестве первоосновы провозглашается материя. В данном случае это понятие, обозначающее природное первоначало, то, из чего состоят все вещи и явления природы. Только в диалектико- материалистической философии материя не существует отдельно от материальных явлений, она существует в них и через них. Материальное единство мира с этой точки зрения проявляется в наличии у всех форм материи всеобщих свойств, законов развития. Представители материализма - Гоббс, Локк, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин, давший классическое определение материи и др. С точки зрения Ленина, быть материалистом значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств. Ленин исходит из того, что существует независимый от субъекта внешний мир, причинные связи между вещами и наше познание – это отражение мира, отражение объективно существующих вещей. Существуют отличия философского значения термина «идеализм» от его обыденного словоупотребления. В повседневной жизни идеал - это представление о совершенстве, максимальном благе. Идеальное поведение – это самое лучшее поведение, какое можно представить. Идеализм в этом контексте обозначает жизненную позицию, основанную на стремлении к совершенству. Однако теоретико-познавательное значение этого понятия совсем иное. Идеализм – это особое учение о природе реальности. Другими словами, идеализм - это философское направление, представители которого первоначало мира видят в чем-то идеальном, духовном, например у Дж. Беркли - это сознание индивида, у Гегеля - это ступень развития Идеи. Представители идеализма – Платон, Августин Аврелий, Беркли, Юм, Фихте, Шеллинг, Соловьев и др. Противоположностью монизму является дуализм, где в основе мира признается наличие двух равноправных начал, например у Декарта в основе мира мы находим духовную и телесную субстанцию (природа). Онтология русского философа Н.А. Бердяева также строится на дуализме. Иначе говоря, в бытии существует 2 силы – Бог как творец всего сущего и безграничная свобода, меон, ничто. Эта свобода не сотворена Богом, поэтому Бог не властен над ней и не всесилен над бытием. Это представление о мире не является христианским, это старый, гностический взгляд на материю как самоотчуждение духа, падение духа. В христианстве создание мира было преднамеренным действием Бога, выражением Его сознания, и созданный мир был хорош. Учение Лейбница о монадах представляет собой вариант плюралистической концепции бытия, где в качестве первоосновы признается множественность субстанций. Таким образом, мы видим различные представления о бытии. Именно концепция бытия составляет краеугольный камень любого философского учения, определяя тем самым и теорию познания, и учение о человеке и тем более этические взгляды мыслителей. Прежде чем знакомится с современным представлением о бытии, мы рассмотрим проблему бытия в исторической ретроспективе и остановимся на некоторых наиболее характерных для целых эпох вариантах онтологии. Первые философские концепции бытия были предложены античными философами Парменидом, Гераклитом, Демокритом, Платоном, Аристотелем. Парменид, например, делил мир на 2 части: 1) изменчивая, временная, воспринимаемая органами чувств; 2) неизменное, вечное, познаваемое разумом, т.е. бытие. Гераклит, напротив, понимал под бытием чувственно воспринимаемый мир, непрерывно становящийся, меняющийся. Демокрит отождествлял бытие и атом, признавал множественность бытия, а небытие приравнивал к пустоте. Платон создал развернутое учение о бытии, он разделял бытие как мир неизменных и вечных идей и «мир становления» чувственных вещей. В средние века понятия Бог и бытие отождествляются, при этом отмечается, что бытие – это благо. В эпоху Возрождения и особенно в Новое время представления о бытии кардинально меняются. В эпоху Возрождения развивается пантеизм – учение о тождестве Бога и мира. Это тождество разворачивается в вечности, потому что мир есть вневременная эманация (истечение) Бога, переход от высшего к низшим и несовершенным ступеням бытия. Пантеистами в эпоху Возрождения были Дж. Бруно (1548-1600), известный врач Парацельс (1493-1541) и др. Бытие рассматривается как нечто телесное, вещественное, физическая реальность, противостоящая человеку и его разуму. Бытие отождествляется с природой, рассматриваемой как механизм, действующий сам по себе, который человек должен изучить и подчинить себе. В это время утверждается механистическое понимание мира, что связано с расцветом механики. Это означает, что мир представлялся разумно устроенной машиной, находящейся в однородном пространстве, которое можно описать с помощью декартовой системы координат. Мировое пространство однородно и неизменно, время течет равномерно, а все события подчиняются законам механики. По аналогии с машинами понимались животные и люди. Природа в этой картине мира воспринимается тоже как механизм, который завел Бог-Творец, уподобляемый часовому мастеру. Однако роль Бога в картине мира еще остается существенной. В это время возникает представление о том, что Бог создал мир, природу с ее законами, но в дальнейшем не вмешивается в закономерное течение событий. Такое представление получило название – деизм. Сторонников этой позиции было много именно среди естествоиспытателей. При этом у Декарта Бог является первотолчком мира; у Ньютона – источником гармонии. Кроме того, миру приписывается телеологизм, т.е. целенаправленность и целесообразность развития. Атеисты пошли дальше деистов и совсем исключили понятие Бога из картины мира. Атеизм – учение, толкующее бытие как природу без Бога, существующую и развивающуюся по своим собственным законам. Большую роль в развитии атеизма сыграли французские мыслители Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др. Подобные трактовки бытия отвечали потребностям времени. Они снимали все преграды на пути развития наук о природе, о человеке как природном существе, об обществе. Средневековая философия не видела ценности научного знания о природе. Для нее представляло ценность священное знание – знание о путях обретения Бога. Человек не мог постигать законы природы, изучать животных, птиц, себе подобных, вмешиваясь в сотворенное и устроенное Богом мироздание. В Новое время изменилось мышление. Возникла позиция, что природу изучать нужно, поскольку события физического мира обусловлены законами природы. Конечно, законы природы создал Бог, но ведь им придана самостоятельность. Открыв законы природы, люди смогут овладеть природой, поставить ее на службу прогрессу. «Знание - сила». Этот лозунг Ф. Бэкона стал знаменем эпохи Нового времени. В современной философии, которая берет начало примерно в первой половине XIX века, начинает постепенно изменяться понимание бытия. Огромную роль в этом сыграло открытие И. Канта. В созданном им учении трансцендентального идеализма Кант обосновал мысль о том, что исчерпывающее знание о мире человек никак не обретет. Это невозможно в принципе. Наши знания о вещах ограничены и частично конструируются нашим мышлением. Философия Канта нанесла мощный удар по традиционным представлениям о мире и стала первым камнем в фундаменте современных представлений о бытии, развиваемых в XX веке. В философии XX века, а именно в экзистенциализме открываются новые стороны бытия: бытие рассматривается и как бытие человека. Философы обратили внимание, что человек не только познает мир, но и живет в нем, то есть переживает его, чувствует. Они по-новому взглянули на такие способности человека, как эмоции, воля, интуиция, бессознательные влечения, и пришли к выводу, что человек не только рациональное, но и иррациональное существо. Так была подвергнута сомнению кардинальная ценность человека и культуры – разум. Культ разума всей предшествующей философской традиции (прежде всего философия Нового времени) был отвергнут; появилось новое направление в философской мысли – иррационализм, объединяющее ряд течений, изучающих нерациональные способности человека. Одним из таких течений стал экзистенциализм или «философия существования». Экзистенциалисты открыли единственный доступный для познания человека вид бытия – это его собственное существование, через которое он открывает внешний мир. В экзистенциализме бытие осознается как Я-бытие или экзистенция. Современная наука выдвигает новые факты, позволяющие изменить наше представление о бытии и построить новую онтологию. В 1929 г. американский астроном Э. Хаббл, наблюдая за определенным астрономическим объектом, зафиксировал на своих приборах эффект красного смещения, что говорило о движении (непрерывном удалении) наблюдаемого им объекта. Этот факт был воспринят учеными как подтверждение гипотезы о расширяющейся Вселенной, ранее выдвинутой ученым А. Фридманом. Так возникла теория Большого взрыва, согласно которой наша Вселенная находилась в сингулярном состоянии около 20 млрд. лет назад, т.е. она была сконцентрирована в точке с огромной плотностью вещества. Затем произошел взрыв, в результате которого произошло разбегание галактик. Ученые предполагают, что процесс расширения Вселенной сменится процессом ее сжатия, новой космической катастрофой. Теория Большого взрыва получила множество различных интерпретаций, среди которых существует и христианское толкование, соединяющее научное представление с идеей творения и апокалипсиса.
Диалектико-материалистическая философия представляет собой одну из частей философии марксизма и включает классические разделы философии: онтологию и теорию познания. Исторический материализм (2 часть) раскрывает учение об обществе. Итак, с точки зрения диалектико-материалистической философии каждая из форм бытия имеет одно основание – материю. Именно развитие материи привело к возникновению человека, обладающего сознанием, к формированию социальных и духовных сфер. Казалось бы, налицо отождествление понятий «бытие» и «материя». Вместе с тем в марксизме разграничиваются понятия «бытие» и «материя». Категория материи служит для характеристики лишь тех явлений реального мира, которые существуют объективно, независимо от сознания человека. Материя – это философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, она копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (В.И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм»). Понятие материи, как и другие понятия науки, имеет свою историю: Ø милетская школа в античной философии развивала вещественное понимание материи. Здесь первоматерией называли воду, огонь, землю и воздух; Ø у античных философов Демокрита и Эпикура мы находим атомистическое понимание материи; Ø у Платона представлено идеалистическое понимание материи, т.е. материя понимается как пассивная масса, приводимая в движение духовным началом. В 17-18 в.в. атомистическая теория материи становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности неделимых атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Ограниченность данной концепции стала очевидной с открытием электрона, рентгеновских лучей, радиоактивности, непостоянства массы в связи с изменением скорости и т.д. Махисты (Э.Мах и его сторонники) выдвинули тезис об исчезновении материи, о сведении ее к энергии. По их мнению, отдельные явления представляют лишь комплексы ощущений субъекта36. Однако материя никуда не исчезла, ленинское определение материи показало, что исчез тот предел материи, до которого она была познана. Другими словами, существует множество форм материи (вещество, поле и т.д.) и категория материи как таковая. Материя – это система. Любое материальное явление представляет собой систему, одновременно являясь элементом другой системы. В материальном мире существуют 3 основных типа материальных систем: Ø неживая природа (элементарная частица, атомное ядро, атом, молекула, макротело, геологическая система, планета, звезда, галактика, система галактик, метагалактика); Ø живая природа (молекулярный уровень, клеточный уровень, колонии организмов, видов, биогеоценозов, вся биосфера); Ø общественная система (человек, семья, коллектив, социальные группы, народность, нация, класс, государство). Основные свойства материи – объективность существования, структурность, неуничтожимость, движение, пространство, время. Движение – атрибут материи, способ ее существования. В 17-18 в.в. движение мыслилось механическим, т.е. как перемещение тел в пространстве. Ф.Энгельс, учитывая типы материальных систем, выделил 5 основных форм движения материи: Ø механическая; Ø физическая: тепловые, электрические, магнитные, оптические и т.д. процессы; Ø химическая: взаимодействия атомов и молекул; Ø биологическая: развитие и функционирование живых организмов; Ø социальная: общественные процессы. В 20 веке стали изучаться новые формы движения материи: минеральная, геологическая, термоядерная, планетарная и др. 36 Новый взгляд на философию Маха см.: Никифоров, А.Л. Философия науки: В.И. Ленин и Э. Мах // ВФ. 2010. №1. С. 76-83. Как писал В.И. Ленин, движущая материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени. Пространство и время – формы существования сущего, материи. Все тела имеют определенную протяженность – длину, ширину, высоту. Они различным образом расположены друг относительно друга. Все это входит в понятие пространства. Таким образом, пространство – это форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Время – это форма координации сменяющихся объектов и их состояний, т.е. длительность существования объектов, последовательность этапов развития. В истории философии сложилось 2 концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Субстанциальная концепция идет еще от Демокрита, но полно разработана И.Ньютоном, который трактовал эти категории как объективные формы, субстанции, существующие независимо от материи и свойств материальных тел. По Ньютону, пространство – это вместилище, из пространства можно убрать все тела и оно останется. То же самое касалось и времени. Такое представление о пространстве и времени было связано с системой взглядов на материю как на совокупность атомов, действующих друг на друга механически. Открытие электромагнитного поля изменило классическую картину мира. Огромный вклад внес и Н.И. Лобачевский, создавший неэвклидову геометрию (сферическую геометрию) и пришедший к выводу, что свойства пространства не являются всегда неизменными. Так возникает новая концепция. Реляционная концепция, основы которой сформулированы Аристотелем, была разработана Г.Лейбницем. Пространство и время у Лейбница – формы существования материи, где пространство характеризует порядок расположения тел, а время – последовательность изменения их состояния. Общими свойствами пространства являются трехмерность, обратимость. Общие свойства времени – одномерность, необратимость. В диалектико-материалистической философии была принята эта точка зрения. Считается, что существование пространства и времени обусловлено существованием движущейся материи. Пространство и время объективны, абсолютны и относительны. Относительность пространства и времени подтвердила специальная теория относительности (СТО) и общая теория относительности (ОТО), созданные А. Эйнштейном. Специальная теория относительности имеет дело с наблюдателем, движущимся с постоянной скоростью относительно приборов или другого наблюдателя. СТО установила, что пространственно- временные свойства тел меняются с изменением скорости их движения37. В телах, движущихся
37 Ньютон считал, что длины, массы и время не зависят от наблюдателя и друг от друга. Эйнштейн обнаружил, что результаты измерений длины, времени, а следовательно, и массы у наблюдателей с различными скоростями будут разными. При этом следует учитывать, что речь идет о высоких скоростях, близких скорости света. со скоростью, близкой скорости света, время замедляется, а сам объект уменьшается в размерах (по оси движения). После СТО Эйнштейном была развита общая теория относительности, которая имеет дело с ускоряющимися системами. ОТО установила, что пространство в разных частях Вселенной имеет различную кривизну и описывается неэвклидовой геометрией. Кривизна пространства обусловлена действием гравитационных полей, созданных массами тел. Эти поля вызывают также замедление хода протекания материальных процессов38. Таким образом, гравитационные поля влияют на пространственно-временные характеристики тел. С данным вопросом связана важная проблема конечности и бесконечности Вселенной.
Современная наука ассоциируется с понятием синергетики. Синергетика – это наука о сложных системах, их способности к самоорганизации. Синергетика описывает общие характеристики нестабильности, процессы становления, возникновения порядка из хаоса. Синергетика базируется на представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного относительно устойчивого состоянии к другому. Было обнаружено, что в процессе формирования каждого нового уровня система проходит через т.н. точки бифуркации (состояния неустойчивого равновесия). В этих точках система имеет веерный набор возможностей дальнейшего изменения. Синергетика ставит своей задачей познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе самоорганизации в системах различной природы: физической, химической, биологической, технической, экономической, социальной и т.д. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения упорядоченных структур в сложных динамических системах, находящихся в состояниях, далеких от равновесия, вблизи особых точек - бифуркаций. В этих точках система под воздействием малейших действий (флуктуаций) может качественно изменить свое состояние. Этот переход характеризуют как возникновение порядка из хаоса. В синергетике происходит конструктивное переосмысление хаоса. Абсолютного хаоса и абсолютного порядка не бывает. Хаос и порядок всегда сосуществуют, взаимопереходящие друг у друга даже в простых динамических системах, будучи проявлением их нелинейности. При этом хаос характеризует системы с неустойчивым поведением, а порядок - со стойкой. С точки зрения синергетики и релятивистской космологии, Вселенная, или Метагалактика является открытой, самоорганизующейся системой и под влиянием различных факторов находится в неустойчивом, неравновесном состоянии, поэтому, несмотря на действие
38 Теперь уже не нужно говорить, что ядро из-за силы тяжести летит, согласно эвклидовой геометрии, по «кривому пути». Вместо этого мы можем считать, что оно следует по пути, который в неэвклидовой геометрии представляет собой прямую линию в пространстве-времени, искаженном присутствием Земли. закона возрастания энтропии, никогда не может достичь полного равновесия, «тепловой смерти». Более того, поскольку принцип увеличения энтропии отражает необратимость всех реальных процессов, то есть переход их в качественно новые формы, то, по мнению ряда современных философов, его можно считать естественнонаучным выражением философского принципа развития. Саморазвивающиеся системы стали объектом познания в философии раньше, чем в естествознании, достаточно вспомнить идею саморазвития Мирового разума Гегеля в контексте его диалектической системы. Однако если Гегель источник развития видит во всеобщей универсальной связи явлений – причинности и противоречии как источнике самодвижения, то в синергетике источником функционирования бытия является взаимодействие хаоса и порядка. Источником самоорганизации становится какая-то причина, которая в условиях нестабильности порождает новую упорядоченность. Основание синергетической онтологии – это не субстанциальное единство, а единство самоорганизации порядка из хаоса. Самоорганизация фокусирует внимание на диссипативной структуре бытия, выражающей момент становления, сосуществования порядка и хаоса. Отсюда в синергетике иное понимание детерминизма, которое несет на себе влияние достижений квантовой физики. В микромире одинаковые причины порождают разные следствия. В синергетике это находит объяснение в понятии «флуктуация». Флуктуации – возмущения системы – являются характеристикой существования системы в целом, причиной ее разрушения и развития. Проблема флуктуаций в синергетике, следовательно, реализуется в концепции конструктивной роли нестабильности, нелинейности. Синергетика открывает такие новые стороны и свойства мира, как нестабильность, нелинейность и открытость. Синергетика как миропонимание преодолевает традиционалистские идеи: о микрофлуктуации и случайности как незначительных факторах для конструирования научных теорий; о невозможности существенного влияния индивидуального усилия на ход осуществления макросоциальных процессов; о необходимости исключения неравновесности, неустойчивости мировоззрений, адекватных действительному положению вещей; о развитии как о том, что по своей сущности является безальтернативным поступательным процессом, о соразмерности объемов внешних управляющих воздействий, действующих на систему, объему ожидаемого результата. Вопросы для самопроверки: 1. Материальны ли следующие явления: свет, пространство и время, информация, тень, общество, общественные отношения, историческое развитие, угрызение совести, воля, биотоки мозга, речь? 2. Чет отличается субстанциальный и реляционный подход к пространству и времени? 3. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»? 4. Оцените собственное мировоззрение с точки зрения вопроса об единстве мира. 5. Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения «первой стороны основного вопроса философии» (Ф. Энгельс): а) Существовать - значит быть воспринимаемым; б) Бог не существует; в) я мыслю, значит, существую; г) сознание - это свойство материи; д) мир существует вне сознания людей; е) материя и дух вечны и не зависят друг от друга; ж) развитие мира определяется изначально заданной целью; з) основа мира - это число и гармония; и) выдающиеся личности творят историю, навязывая свою волю массам. 6. Как вы полагаете, может ли бытие быть истинным или неистинным?
|